Регулировка клапанов ямз 651 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Тепловые зазоры в клапанном механизме необходимы для герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

При больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки (появляется стук клапанов) и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогоранию.

Регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через один час после его остановки в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2. Нумерация цилиндров начинается от вентилятора.

Величины зазоров между чашкой коромысла и торцом траверсы клапанов должны быть:

для впускных клапанов: 0,30 – 0,40 мм, для выпускных клапанов: 0,40 – 0,50 мм.

Проверку и регулировку зазоров проводить в следующей последовательности:

  • Приготовить сумку с инструментом водителя и приспособлениями.
  • Отсоединить от крышки головки цилиндров рукав отвода картерных газов
  • Отвернуть болты крепления крышки головки цилиндров.
  • Снять крышку головки цилиндров.
  • Вынуть пробку 1, расположенную на торце картера маховика 2 с левой стороны двигателя под компрессором пневмотормозов.

Пробки на картере маховика.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

1 – пробка; 2 – картер маховика; 3 – пробка.

  • Установить шестерню проворота коленчатого вала в отверстие до упора, чтобы она вошла в зацепление с зубьями венца маховика.
  • Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, вращая коленчатый вал шестерней проворота по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) одним из приведенных ниже способов:

Регулировка клапанного механизма.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

1 – коромысло; 2 – регулировочный винт коромысла; 3 – контргайка; 4 – траверса; 5 – чашка коромысла.

При правильно установленных зазорах щуп толщиной, соответствующей нижнему пределу зазора, должен проходить свободно, а щуп толщиной по верхнему пределу с усилием.

При последующей прокрутке коленчатого вала, из-за возможного биения поверхностей сопрягаемых деталей механизма привода клапанов, допускается изменение зазора до 0,05 мм от заданных предельных значений.


Регулировка клапанов на двигателе ямз 238 производится по разным причинам. Двигатель работает исправно. В результате трения деталей газораспределительного механизма увеличиваются зазоры. Регулировка позволяет уменьшить зазоры до рабочего состояния. Происходит износ седел и клапанов зазоры уменьшаются.

Поэтому через каждые 10000 – 20000 км необходимо проверять величину тепловых зазоров. Помимо этого случаются поломки двигателя. Снимется головка блока цилиндров. Ремонтируются коромысла. Меняется прокладка головки блока цилиндров. После ремонта так же требуется производить регулировку зазоров в клапанах.

Двигателя ЯМЗ пока они новые кажутся очень надежными, мощными. Создаётся впечатление, что этот двигатель никогда сломаться не может. Но это только первое впечатление. Потом он создаёт одну проблему за другой. Это просевшие гильзы, течь охлаждающей жидкости из под резиновых уплотнений гильз и дугие причины. Их возникает много когда приходится снимать головку блока. По окончании ремонта остаётся проблема регулировки клапанов.

Конечно же, опытные мотористы легко с этим справляются, для них это вообще не проблема. Где взять моториста если машина сломалась в поле или на трассе. Да и отдавать лишние деньги в принципе за незначительную услугу, бывает просто жалко. Поэтому лучше самому раз один раз разобраться и не на кого не рассчитывать.

При регулировке клапанов необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя. Для того чтобы понимать клапана какого цилиндра регулировать следующими.

Порядок работы цилиндров двигателя ЯМЗ 238

Регулировка клапанов ямз 238

В таком порядке работают все v-образные восьми цилиндровые двигатели. Это означает, что поршень первого цилиндра подошел в ВМТ в момент сжатия. Произошел впрыск топлива в камеру сгорания перого цилиндра Клапана первого цилиндра закрыты. И именно в этом положении на не работающем двигателе можно регулировать клапана первого цилиндра.

Следующим согласно порядка работы двигателя в работу вступит 5 цилиндр. Поршень пятого цилиндра подойдет к вмт произойдет впрыск топлива. Клапана в этот момент закроются. Это положение и будет для регулировки клапанов пятого цилиндра. Так далее. Согласно порядка будут работать остальные цилиндры. То есть необходимо подводить поршень каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку по очереди согласно порядка работы.

Помимо этого необходимо хорошо знать расположение цилиндров в двигателе

Расположение цилиндров в двигателе ЯМЗ 238


Как установить поршень первого цилиндра

Самое главное. Необходимо установить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия топлива. То есть определить положение поршня первого цилиндра при котором необходимо начинать регулировку клапанов. Это очень просто. Совмещаются метки на ТНВД.

регулировка клапанов ямз 238

Этого положения будет достаточно для того чтобы начать регулировку клапанов. Правда поршень будет находится не идеально в вмт . Ниже на угол опережения зажигания То есть он немного не дойдет до вмт но на регулировку это никак не повлияет клапана закрыты, и их можно регулировать.

Коленчатый вал тоже имеет метки. И если их выставить. Поршень первого цилиндра будет находится в ВМТ. Но колен вал делает два оборота а ТНВД один за полный цикл работы двигателя. Поэтому в одном из положении меток коленвала поршень первого цилиндра может встать не в момент сжатия. Следовательно, надежно ориентироваться по положению топливного насоса. Либо по клапанам, если топливный насос снят. В момент сжатия, когда поршень подходит в ВМТ. Выпускной клапан первого цилиндра закрыт а впускной клапан закрывается. При дальнейшем вращении коленвала, до достижения поршня ВМТ. Клапана закрыты и коромысла неподвижны. Во втором положении меток коленвала один клапан до ВМТ закрывается, а после прохождения поршнем ВМТ второй клапан сразу открывается. Это положение поршня не устраивает. После того как выставлен поршень первого цилиндра можно регулировать клапана первого цилиндра.

Как проворачивать коленвал

Следующий вопрос на сколько проворачивать коленвал. и в какую сторону для регулировки пятого цилиндра. Согласно порядка работы двигателя. Как уже сказано выше коленвал делает два оборота . То есть один оборот это 360 градусов два оборота 720 градусов. Цилиндров 8 делим 720 на 8 получается 90 градусов. То есть от регулировки первого цилиндра до момента регулировки 5 цилиндра вал необходимо провернуть на 90 градусов, то есть ¼ оборота. Для того чтобы проще ориентироваться можно нанести на шкиву метки мелом. Разделить шкив на 4 части.


Заводской способ регулировки клапанов ЯМЗ 238.

В руководстве по эксплуатации предлагается выставить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия. Таким же образом как уже написано. Отрегулировать клапана первого цилиндра. Затем перейти на пятый цилиндр. Начать вращать коленчатый вал. Выпускной клапан первого цилиндра уже закрыт. Коромысло впускного клапана движется и в какой то момент впускной клапан закрывается и коромысло становятся неподвижным. В этот момент можно еще немного провернуть коленчатый вал. Только для того чтобы убедится в том что клапана закрыты и коромысла неподвижны.

В этом положении можно регулировать клапана. Приблизительно вал должен провернуться на 90 градусов но это не очень важно. Далее переходим на четвертый цилиндр и также проворачиваем вал до тех пор пока не закроется впускной клапан четвёртого цилиндра. После того как клапана закрылись а коромысла стали не подвижны. Регулируем клапана четвёртого цилиндра. Затем переходим на 2 цилиндр и так далее до 8 цилиндра. Кажется что не очень точно. Но на самом деле очень практично. Не нужно лазить под двигателем, искать метки маховика. Достаточно того что совместились метки на топливном насосе в момент установки поршня первого цилиндра.

Торцевые отверстия маховика для проворачивания вала

Коленчатый вал можно проворачивать за маховик при помощи воротка вставляемого в торцевые отверстия. Как это принято на Камазе. Соседние отверстия делят сектор маховика на 30 градусов. То есть если установить поршень первого цилиндра как положено в момент сжатия. И отрегулировать клапана . Следующие клапана регулируются на пятом цилиндре. Для этого необходимо провернуть маховик на три отверстия. Коленвал при этом повернётся на необходимые 90 градусов. И так через каждые три отверстия регулируем следующие цилиндры.

Все эти сбособы предполагают регулировку клапанов каждого цилиндра в отдельности. Кажется, что вы затрачиваете на это много времени. Потому что приходится постоянно прокручивать маховик. Но для этих способов достаточно только знать порядок работы цилиндров V-образного восьмицилиндрового двигателя. Его вам скажет любой профессиональный водитель. Зная порядок работы, вы смело можете регулировать клапана. Есть еще альтернативный способ регулировки клапанов за два оборота.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238 за два оборота коленчатого вала.



Но где здесь сильно экономится время. Мне не совсем понятно. Коленвал также проворачивается на два оборота. Разве что меньшее количество подходов. Требуется более точная установка коленчатого вала. Что тоже не очень выгодно. Лазить под машиной и выискивать метки которые забиты грязью или просто не читаются. Да и схему эту запомнить и держать в голове до следующей регулировки не получится. По закону подлости в нужный момент она не окажется под рукой.

Поэтому этот способ лучше забыть и не когда им не пользоваться. Крутить вал реже, а суеты на много больше. Клапана можно от большого изобилия информации просто перепутать. Оставим этот способ для очень умных водителей. Которые потом всё равно переделают клапана по другому. Если ММЗ для двигателя Д 240 предлагает регулировку клапанов за два оборота. То да это удобно и точно. Камаз и ЯМЗ ни чего об этом не говорят то и нечего лезть в дебри. Конструкторам виднее. Для них важно чтобы мотор ходил долго. Мотор не прощает даже мелких ошибок.

Зазоры клапанов ЯМЗ 238

Регулировка клапанов на ЯМЗ 238 предполагает установку зазоров в пределах 0,25-0,3 мм. Впускные и выпускные клапана имеют одинаковый зазор. Если устанавливается щуп 0,25 мм, он должен входить между коромыслом и шейкой клапана без особого усилия, свободно. Если устанавливаете щуп 0,3 мм. он должен входить с усилием, но не так что бы совсем не лезть между клапаном и коромыслом.

После того как клапана отрегулированы. Желательно завести двигатель с открытыми клапанными крышками. Это нужно для того что бы проверить тот ремонт который был сделан до регулировки клапанов. Проверить необходимо топливные трубки на возможность утечки топлива. В случае утечки топливо будет попадать в картер двигателя. Да и просто так лишний раз проверить это не мешает.

2. Установить защитное кольцо (А) на приспособление 2561 , соблюдая направление.

3. Установить манжету вала коленчатого

4. Снять защитное

5. Убрать приспособле-

Рис. 111. Последовательность установки манжеты вала коленчатого передней.

Манжета идет в поставке на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент. Манжета должна оставаться на этом кольце,

пока оно не будет окончательно установлено в картер. Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

5.14. Установка компрессора воздушного.

1. Установить на посадочный фланец компрессора воздушного кольцо резиновое (1) (650.3509075), предварительно смазав его маслом.

2. Установить в канавку на фланце прокладку (2) (312384), предварительно смазав ее маслом

3. Установить компрессор воздушный в посадочное гнездо с задней стороны листа торцевого отверстиями фланца на 2 шпильки, обеспечив зацепление шестерни компрессора и шестерни привода.

4. Навернуть гайки на шпильки, ввернуть болт с втулкой в лист торцевой.

5. Затянуть болт и 2 гайки моментом Мкр = 40 ± 8 Нм. Сначала произвести затяжку болта, затем верхней и нижней гаек и затем еще раз болт.

Рис. 112. Установка компрессора воздушного.

Руководство по ремонту

5 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.15. Установка картера масляного.

1. Проверить затяжку шпилек (см. Приложение Б ).

2. Установить скотч двухсторонний VHB.

3. Поставить на место прокладку картера масляного.

4. Установить картер масляный.

5. Установить на шпильки шайбы упругие сборные.

6. Завернуть гайки согласно порядку, указанному на Рис. 113 , и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Рис. 113. Порядок затяжки болтов крепления картера масляного.

5.16. Установка крышки крыльчатки маслоотделителя.

Установку крышки крыльчатки маслоотделителя и трубы отвода газов произвести в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.22 ). Кронштейн крепления трубки отвода

газов затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм, болт хомута стяжного затянуть моментом Мкр = 5 ± 1 Нм, болт крепления кляммера затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

5.17. Установка толкателей.

1. Смазать маслом и установить толкатели в блок цилиндров, совместив пазы толкателя с пазами отверстий блока.

2. Установить в пазы пластины стопорные толкателей впускных и выпускных клапанов.

3. Наживить болты крепления пластин и затянуть их моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

4. Нанести герметик "Силикон CAF 44" (возможно использование герметика других марок на силиконовой основе), как указано на Рис. 114 в местах (А, В) .

Рис. 114. Установка боковой пластины.

5. Установить пластину боковую таким образом, чтобы отметка производителя была в левом нижнем углу.

6. Наживить болты и затянуть рекомендуемым моментом

(см. Таблицу 3 ) в порядке,

указанном на Рис. 115 .

Рис. 115. Порядок

затяжки боковой пластины.

62 Руководство по ремонту

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ 5

5.18. Установка головки блока цилиндров.

1. Установить прокладку головки блока цилиндров таким образом, чтобы отметка производителя была сверху.

2. Проверить наличие центровочных штифтов. (Использовать 2 винта без головок (А) с диаметром 14 мм, длинной 170 мм (см. Рис. 116 )).

3. Установить головку блока цилиндров.

4. Снять винты (А) .

5. Наживить болты крепления головки блока цилиндров и затянуть в порядке,

указанном на Рис. 117 .

Рис. 116. Установка головки

Рис. 117. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров.

Затяжку производить четырьмя приемами, используя приспособления 2322 + 9777 :

- 1-й прием: болты (1 - 14) М20х1,5-215 мм моментом Мкр = 200 Нм;

- 2-й прием: болты (15 - 38) М14х1,5-190 мм моментом Мкр = 120 Нм;

- 3-й прием: болты М20 ослабить, затем затянуть моментом Мкр = 100 ± 10 Нм и довернуть на угол 180 0 ± 6 0 ;

- 4-й прием: болты М14 ослабить, затем затянуть моментом Мкр = 80 ± 10 Нм и довернуть на угол 100 0 ± 6 0 .

Выполнив затяжку в указанном порядке, в будущем подтягивать болты запрещено.

- поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется;

- при повторном и последующем использовании болтов,

смазывать резьбу и под его головкой герметиком "Локтайт 542".

Руководство по ремонту

5 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.19. Установка коромысел с осью

и стойками в сборе.

1. Смазать маслом посадочные поверхности.

2. Установить штанги коромысел.

3. Убедиться в наличии центровочных штифтов.

4. Установить ось коромысел.

5. Затянуть болты стоек оси коромысел согласно указанному порядку и рекомендуемым моментом (см. Рис. 118 ):

- затянуть предварительно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр = 20 ± 4 Нм;

- затянуть окончательно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр = 40 ± 4 Нм плюс доворот на 90 0 ± 6 0 ;

- проверить момент затяжки динамометрическим ключом Мкр = 100 ± 10Нм.

поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется.

6. Установить кронштейн жгута форсунок, затянув болты его крепления моментом Мкр = 7,5 ± 1,5 Нм.

Рис. 118. Порядок затяжки болтов крепления оси коромысел.

5.20. Регулировка коромысел.

Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через два часа после его остановки.

Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)

на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты. Проверку и регулировку зазоров рекомендуется проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1 - 5 - 3 - 6 - 2 - 4. Нумерация цилиндров ведется от вентилятора.

ВНИМАНИЕ! ВМТ НА ТАКТЕ СЖАТИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СВОБОДНОМУ ПРОВОРАЧИВАНИЮ "ОТ РУКИ" ШТАНГ КОРОМЫСЕЛ ВПУСКНЫХ И ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ РЕГУЛИРУЕМОГО ЦИЛИНДРА. ЕСЛИ ШТАНГИ ЗАЖАТЫ И НЕ ПРОВОРАЧИВАЮТСЯ, НЕОБХОДИМО КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПОВЕРНУТЬ НА 360 0 (ОДИН ОБОРОТ).

Руководство по ремонту

Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы. Величина зазора "А" (см. Рис.119 ) должна быть:

- на впуске 0,40 ± 0,05 мм,

- на выпуске 0,70 ± 0,05 мм.

Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их.

Момент затяжки должен быть 80 - 100 Нм. Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:

1. Отсоединить и вывернуть датчик частоты вращения двигателя из картера маховика (1) (см. Рис. 120 ).

2. Вращая вал коленчатый с помощью поворотного устройства, по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия

(I положение (см. Рис. 121 )).

3. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и вывернуть винт на полоборота.

4. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом (регулировка производится как для впускных, так и для выпускных клапанов).

5. Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом Мкр = 40 ± 8 Нм (при последующей проверке зазоров

щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить

с небольшим усилием (≤ 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске - свободно, без приложения усилия).

6. Далее, поворачивая вал коленчатый последовательно на 120 0 от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.

7. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.


Руководство по ремонту



Двигатель ЯМЗ-651 L6 с турбонаддувом

Семейство включает 4 базовые модели, 5 модификаций и свыше 80 комплектаций. Модификации конструктивно выполнены аналогично базовым моделям и отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменений параметров настройки электронного блока управления. Это дает возможность основным и потенциальным потребителям выбрать необходимую модель, по характеристикам наиболее подходящую выпускаемой технике.

  • ЯМЗ-651: Правила ЕЭК ООН №24-03; №49RII-04; ГОСТ Р41.24-2003, ГОСТ Р41.49-2003 — Евро-4;
  • ЯМЗ-652: Правила ЕЭК ООН №24-03, №96-02, №85; ГОСТ Р41.85-99, ГОСТ Р41.24-2003;

Основные характеристики

Среднеразмерные фавориты

Всё более весомую долю в производстве ЯМЗ занимает семейство дизельных двигателей ЯМЗ-530. Сказать, что моторы, созданные при содействии инжиниринговой фирмы AVL List GmbH (Австрия), являются современными, это значит ничего не сказать. С моделями данной серии по своим технико-эксплуатационным характеристикам могут поспорить лишь немногие одноклассники.

Дизели способны функционировать и в сильную жару, и в лютый мороз, на высоте до 1500 м, не теряя мощности, во время форсирования автомобилем брода (с полным погружением двигателя в воду), на смесях солярки и керосина. Для армейской техники поставляется многотопливный вариант ЯМЗ-530, работающий на бензине, солярке и керосине.

Эксплуатационников наверняка порадуют компактность, малая масса, низкий уровень шума (не более 92 дБ) и вибраций, внушительный межсервисный интервал – до 50 тыс. км, впечатляющий ресурс до капитального ремонта – 1 млн км, хорошая ремонтопригодность.

У ЯМЗ-534 соответствие требованиям Euro 5 достигнуто благодаря использованию рециркуляции отработавших газов

С 2020 года организован серийный выпуск моторов ЯМЗ-530, соответствующих уровню Euro 5. Причём у ЯМЗ-534 это достигнуто благодаря использованию рециркуляции отработавших газов (EGR), а у ЯМЗ-536 – за счёт внедрения системы селективной каталитической нейтрализации (SCR) с использованием мочевины. Улучшились и другие параметры. Так, у самой продвинутой версии 4-цилиндрового двигателя мощность возросла до 240 л.с., а крутящий момент – до 900 Нм, у 6-цилиндрового аналога соответственно – до 330 л.с. и 1370 Нм.

ЯМЗ-536 соответствует нормам Euro 5 за счёт применения системы селективной каталитической нейтрализации

Выполнение требований стандарта Euro 6 у ЯМЗ-530, сроки введения которого в России ещё не определены, планируют реализовать прежде всего благодаря установке топливного насоса Ярославского завода дизельной аппаратуры (ЯЗДА) с энергией впрыска до 220–250 МПа, системы SCR на всей гамме, более совершенной электроники управления рабочими процессами. В качестве партнёра при доводке двигателей намечено привлечь одну из зарубежных инжиниринговых компаний.

Осенью 2020 года начался серийный выпуск газовых двигателей ЯМЗ-534 CNG (150–170 л.с.) и ЯМЗ-536 CNG (258–312 л.с.), соответствующих нормам Euro 5. Модели, работающие на сжатом метане, разработаны при содействии ряда зарубежных компаний. В их конструкции отсутствует ряд деталей, которые обеспечивали подачу топлива у дизельных собратьев. К таким элементам относятся форсунки, аккумулятор, насос, трубопроводы и фильтры.

Появились новые элементы для подачи газового топлива: фильтр, трубопроводы, дроссельная заслонка, форсунки, свечи, блок зажигания и т.д. Газовые моторы оборудованы комплектом нужных датчиков: положения распредвала, положения коленвала, давления и температуры масла, температуры охладителя, на выпуске расположен датчик положения клапана EGR. Во впускной системе имеются турбина и интеркулер. Управляет работой двигателя электронный блок компании Westport. Кроме того, двигатели прошли процесс калибровки.

Большие перспективы связаны с газовыми моторами ЯМЗ-530 CNG

В системе топливоподачи применяются форсунки Nikki, топливный фильтр низкого давления Parker, регулятор давления топлива Emer, топливный фильтр высокого давления Westport. В системе зажигания используются катушки зажигания Marshall и свечи фирмы Bosch, которая к тому же поставила все датчики и дроссельную заслонку. Турбокомпрессор несёт марку Borg Warner, а насос гидроусилителя и шестерни – ZF, клапаны и вкладыши Mahle, водяной и масляный насосы OMP, крышка ГБЦ с прокладкой Dana, маслосъёмные колпачки Freudenberg.

Ресурс двигателей ЯМЗ-530 CNG тоже до 1 млн км. Активно ведётся разработка газовых моторов на соответствие стандарту Euro 6. Их мощность составит 210 л.с. у ЯМЗ-534 CNG и 350 л.с. у ЯМЗ-536 CNG. Такие двигатели, по всей видимости, появятся к 2019 году. К этому времени требованиям Euro 6 будут соответствовать и дизельные моторы ЯМЗ-530. Это обстоятельство откроет им рынки стран Евросоюза.

Технические характеристики

* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой).



Двигатель ЯМЗ-651 L6 с турбонаддувом



Двигатель ЯМЗ-651 L6 с турбонаддувом




Схема расположения узлов двигателя


Схема двигателя ЯМЗ-651. Вид слева


Схема двигателя ЯМЗ-651. Вид спереди


Схема двигателя ЯМЗ-651. Вид справа

  1. насос гидроусилителя руля;
  2. датчик давления масла;
  3. датчик частоты вращения вала топливного насоса;
  4. топливный насос;
  5. генератор;
  6. подогреватель воздуха;
  7. пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;
  8. реле включения подогревателя воздуха;
  9. маслозаливая горловина;
  10. топливные трубки высокого давления;
  11. фильтр центробежной очистки масла;
  12. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  13. стартер;
  14. датчик частоты вращения коленчатого вала;
  15. датчик давления и температуры топлива;
  16. фильтр тонкой очистки топлива;
  17. картер масляный;
  18. табличка заводская;
  19. топливная рампа;
  20. электронная блок управления.
  1. датчик температуры охлаждающей жидкости;
  2. вязкостная муфта включения вентилятора;
  3. датчик температуры наддувочного воздуха;
  4. гаситель крутильных колебаний.
  1. заслонка моторного тормоза;
  2. заслонка системы EGR;
  3. пневмоцилиндр управления застонкой системы EGR;
  4. турбокомпрессор;
  5. пневмоклапан управления застонкой системы EGR;
  6. пневмокомпрессор;
  7. полнопоточный фильтр очистки масла;
  8. пневмоцилиндр управления заслонкой моторного тормоза.

Особенности конструкции

Система топливоподачи

Аккумуляторного типа (CRS) с электронным управлением подачей топлива EDC7 UC31.

Обеспечивает давления впрыска топлива:

  • для двигателей Евро-3 до 1400 бар;
  • для двигателей Евро-4 до 1600 бар.

Производитель Robert Bosch GmbH, Diesel Systems.

В состав системы CRS 2 входят:

  • насос высокого давления с модулем дозирования,
  • общий топливопровод-накопитель (рампа),
  • форсунки,
  • электронный блок управления двигателя,
  • датчики: температуры и давления дизтоплива в контуре низкого давления,
  • давления топлива в рампе,
  • температуры охлаждающей жидкости,
  • температуры и давления наддувочного воздуха,
  • давления масла,
  • частоты вращения двигателя,
  • частоты вращения вентилятора,
  • частоты вращения насоса топливного.

Для достижения параметров Евро-4 внедрены следующие конструктивные решения:

  • применение системы EGR (рециркуляции отработавших газов) и РМ-САТ (глушителя-нейтрализатора);
  • повышение энергии впрыска топлива;
  • модернизация систем охлаждения и наддува.

При этом обеспечена максимальная унификация с двигателями Евро-3.

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-650

Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке. Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.

На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели).Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.

Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3.Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.

Модификации ЯМЗ 650 и их отличия

1. ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501. — ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501. — ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин. 2. ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007. — ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин. — ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин. 3. ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007. — ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин. 4. ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин. — ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.

Неисправности ЯМЗ-650

Это нормальный мотор без глобальных конструкторских просчетов, при соответствующем обслуживании, все работает долго и больших проблем не вызывает. Лейте нормальное топливо, регулярно меняйте масло, вовремя обслуживайте. Завод-изготовитель рекомендует менять масло каждые 40000 км, а при содержании серы в топливе более 0.2%, — в 2 раза чаще.

Читайте также: