Развивающие пособия своими руками для дефектолога

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Специалисты НейроЛогопедического центра “Выше радуги” – логопеды, дефектологи, коррекционные педагоги, специальные психологи на своих занятиях используют колоссальное количество специальных, грамотно подобранных, очень качественных пособий – наглядных материалов, предметных игр, развивающих, обучающих пособий. Без них ни один самый талантливый и опытный специалист не сможет удерживать внимание ребенка на протяжении 60 минут. Только в игре, а не насильно ребенок способен концентрироваться и удерживать внимание на обучающем материале. Сокращая время занятия только из-за того, что ребенок не способен удержать концентрацию – мы можем потерять драгоценное время, чтобы не позволить это сделать специалист должен быть как волшебный фокусник вооружен всем необходимым для того, чтобы учебный процесс не прерывался ни на секунду.

Комплексное развитие ребенка предполагает не только целенаправленное обучение, но также и спонтанные знания, интересные стимулы, поощряющие фантазию и мотивацию к тому, что еще вчера казалось непосильным. Иными словами, чем больше что-то ребенка заинтересует, тем больше он захочет это изучать и развиваться самостоятельно. Наша задача — стимулировать его интерес. При это нецелесообразно решать вопрос новых стимулов постоянным приобретением новых игрушек. А как же множество игр со старыми, но проверенными игрушками? А как же самодельные игрушки? А как же игры с обычными предметами, такими как часы, винтики, резиночки и прочее?

Именно об этом мы и поговорим — о пособиях, то есть материалах для развития, которые можно сделать своими руками. Кроме того, эта статья поможет вам по-новому взглянуть на обычные бытовые вещи, разогреть фантазию.

Предлагаем вашему вниманию пособия, которые нравятся и детям, и их родителям!

1. СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА

На фотографии представлен вариант наполненного крупой контейнера с отделениями. Можно сделать своими руками коробочку, взять коробку из-под конфет или форму для льда — вариантов множество. Задача такой коробочки — пробудить интерес, развивать мелкую моторику, внимание и восприятие, развивать умение классифицировать и анализировать (разложи по цветам, по списку, по количеству и пр.), а также развивать навыки бережливости и ответственности. Рассыпал — придется собрать. В зависимости от наполнения меняются игры. Для маленькой хозяюшки это могут быть, например, игры с рисованием, приготовлением и хранением кладов, а для веселого искателя приключений — свой сундучок сокровищ или рабочий контейнер для инструментов (как у папы) и т.д.

2. ПОГРЕМУШКИ-БУТЫЛОЧКИ

3. СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

4. КОРОБОЧКА С СЮРПРИЗОМ

5. НАРИСОВАННЫЕ КАРТОЧКИ

Сейчас существует множество наборов карточек для разных целей. Мы предлагаем вам вместе с ребенком нарисовать свой набор карточек — воображаемые друзья, любимая одежда, животные, эмоции и пр. Эти карточки желательно прикрепить скотчем к картону, чтобы увеличить их прочность и долговечность. Найти карточку, придумать сказку из случайно выпавших карточек, найти похожие и многое другое можно придумать совместно!

6. КАРМАШКИ

7. МЕШОЧКИ

8. СЕНСОРНЫЕ ПОДУШКИ

  • Нарушения слуха
  • Нарушения зрения
  • Нарушения речи
  • Нарушения ОДА
  • РДА
  • ЗПР
  • Интеллектуальные нарушения

Всегда под рукой

Библиотека

Сенсорное и сенсомоторное развитие

Нормализация ведущей деятельности

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005

Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:

Задержка психического развития

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982

2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001

6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004

8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007

10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005

11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006

1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

4. Никольская О. С. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007

3. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной М: 2004

4. Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991

5. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л.И. Плаксиной, Калуга, 1998

1. Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

4. Королевская Т.К. , Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей Владос, 2005

5. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха Леонгард Э.И. М:Агенство Образовательного Сотрудничества 2009

8. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991

2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и социализации детей с умственной отсталостью является использование в образовательном процессе форм, методов и технологий работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [1].

У воспитанников со сложной структурой дефекта страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. У большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.) [2]. Поэтому, для более успешной адаптации и социализации детей рассматриваемой категории необходимо использовать новые подходы, методы и приёмы.
В процессе поиска новых технологий в работе с детьми дошкольного возраста со сложной структурой дефекта нами были изготовлены развивающие игрушки из фетра.

Игрушки - тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых воспитанниками при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.

Игрушки из фетра вариативны, внешне привлекательны для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствуют формированию жизненных компетенций детей.
Использование игрушек и пособий из фетра в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта позволяет учителю-дефектологу проводить интересные занятия, наполненные эмоциональным и творческим содержанием [3].

– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;

– развитие зрительного внимания и памяти;

–формирование представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;

– развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия;

– формирование сенсорно-перцептивной способности воспитанников со сложной структурой дефекта;

– развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;

– развитие зрительного внимания и памяти;

–формирование представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения;

Данное пособие можно использовать в нескольких вариантах игр:

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у воспитанников со сложной структурой дефекта академические и жизненные компетенции, предусмотренные специальной индивидуальной программой развития.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.

Программа обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.

P1010161

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: звуковые линейки, наборы цветных крышек.

Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и накручивают крышку нужного цвета на соответствующее горлышко на звуковой линейке.

Таким образом, создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком.

Наборы цветных крышек я использую для выделения и счета слов с заданным звуком в стихотворении, для развития зрительной памяти детей.

Закручивая и скручивая крышки, дети продолжают развивать тонкие движения пальцев рук.

P1010161

Цель. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

Ход игры.

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришёл Колобок. Давайте вместе с ним выполним зарядку для язычка. Обратите внимание, как язычок у Колобка выполняет эти упражнения.

Это Язычок пришел. (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел. (тянуть вправо)

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал. (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает. (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется теперь вперед. (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке. (пощелкать языком)

Тебе машет на прощанье.

P1010149

Цели: развитие умения составлять описательные рассказы по лексическим темам; формирование связной речи.

Ход игры:

Дети по очереди бросают кубик, на какую грань упадет кубик, о том и надо рассказать.

P1010150

Цель: Создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата; отработка артикуляционных упражнений.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук, да стук-

Раздается громкий звук:

И поселок не узнал:.

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Темная, как шоколадка,

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

Прыгай в лукошко.

P1010166

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах.

Варианты заданий:

Задание 1: выбрать картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.

Задание 2: выбрать картинки с заданным звуком с определенным количеством слогов.

P1010151

Цель. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

Ход игры. Ребенок выбирает любой персонаж, надевает на руку варежку-язычок и выполняет артикуляционные упражнения, показывая те же действия на языке персонажа.

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: пирамида выполнена из картона, 4-хгранная, переносная. На каждой грани пирамиды размещены материалы, изготовленные из старых фломастеров, пластиковых емкостей, разноцветных крышек, пуговиц, шнурков.

Ход игры: дошкольники завязывают шнурки, бантики; нанизывают на шнурок бусы-бирюльки; застегивают пуговицы, пристёгивают украшения; прикручивают цветные крышки и т.п.

Основные достоинства этого пособия заключаются в следующем:

— пирамида удобна в использовании (участвовать в играх, в выполнении заданий может несколько детей одновременно, ее легко переставлять и даже переносить из помещения в помещение.);

— она объемна, но удобна для хранения;

— оказывает релаксационное воздействие на ребёнка;

— очень красочная, привлекательная и абсолютно безопасная.

P1010152
P1010153

P1010154

Цель: Развитие связной речи, фантазии, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: из обычных бельевых прищепок, кусочков ткани, бумаги, меха, шнурков выполнены персонажи различных сказок.

Читайте также: