Разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Почему сильные, красивые, смелые, гордые люди из племени Данко предпочли гибель в болотах открытому бою с врагами? Потому что нужно было сохранить заветы. Что лишило их сил? Тоскливые думы. Как они решили сохранить и жизнь, и заветы? Продаться в рабство. Что двигало этими людьми? Страх перед смертью. Именно в этот момент в рассказе появляется Данко.

– Вы сказали: Веди! – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.

От все того же страха перед смертью, от бессилия племя потеряло человеческой облик, но не овцы, а волки были перед ним. Негодование Данко разбилось о жалость и любовь к людям. Тогда огонь сердца, отражавшийся и раньше в его очах, вырвался на свободу. Если люди убьют его, они погибнут. Когда Данко понял это, тоскливые думы овладели и им, но он смог преодолеть их.

– Что сделаю я для людей!? – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

В образе главного героя автор воплотил самоотверженного и бесстрашного человека, наделенного героизмом и мужеством. Данко здоров и физически крепок, но основная его сила — духовная. Он вдохновлен человеколюбием и ответственностью за будущее своего племени. Когда племя героя заблудилось в лесу, он осознал, что настал час выполнить свою миссию. Главный герой поставил цель: спасти своих соплеменников их темной чащи. Путь людей оказался слишком трудным. К сожалению, очень часто случается так, что, кто не спасает людей быстро, становится предателем в их глазах. Люди теряют силы из-за сложившихся условий, в чем обвиняют лидера. Но Данко не потерял веру в свое предназначение, слушая эти упреки. Когда настал необходимый момент, Данко вынул свое горящее сердце, чтобы осветить людям путь. Ценой собственной жизни герой спас их. Данный поступок свидетельствует о подлинном героизме персонажа. Ведь не каждый сможет стать счастливым, жертвуя собой во благо великой идеи. Однако у главного героя это получилось. Данко платит собой за то, чтобы его племя выжило. И погибает он с гордой улыбкой на устах.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Данко.pptx

Шаблон презентации http://linda6035.ucoz.ru/

Описание презентации по отдельным слайдам:

Шаблон презентации http://linda6035.ucoz.ru/

Знакомство с понятиями Романтизм - направление в литературе, которое показыва.

 http://linda6035.ucoz.ru/

Легенда о Данко http://linda6035.ucoz.ru/

Анализ легенды о Данко Попробуйте определить тему произведения. Обратимся к н.

Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать а.

 Почему у таких сильных людей родился страх? http://linda6035.ucoz.ru/

 Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь? http://linda6035.ucoz.ru/

К чему привело бездействие? Что породило? К какой мысли привели их трусость и.

Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, готового к рабству, ничего не дел.

И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте. http://linda6035.uco.

За что же он должен был погибнуть? Какое чувство переживает Данко, глядя на.

Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал.

 http://linda6035.ucoz.ru/

Для чего Данко вырвал из груди сердце? http://linda6035.ucoz.ru/

Как люди отнеслись к смерти Данко? Напрасна ли смерть Данко? Можно ли назвать.

Делаем выводы Поступок Данко – подвиг или самопожертвование? Подвиг и самопож.

Рефлексия На уроке мы … Мне было интересно … Я бы хотел(а) … http://linda6035.

Домашнее задание 1) Выучить отрывок наизусть (стр.88); 2) Прочитать легенду о.

 http://linda6035.ucoz.ru/

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Конспект урока литературы в 7 классе

Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Планируемые результаты: знание понятий романтизм, романтический герой, содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения (по классификации Н.И.Кудряшева))

Оборудование: персональный компьютер, карточки с определениями понятий, учебник

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. (за экраном)

Положительная установка

- И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

- Теперь мы успокоились. Можно начинать урок!

II. Коррекционно-развивающие упражнения

1. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Слушаем и повторяем:

2. Тренировка внимания, памяти

- Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:

(Слова закрываются. Слово легенда убирается.)

- Давайте вспомним, что такое легенда?

(произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое)

III. Знакомство с понятием романтизм, романтический герой

Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом окутано всё произведение.

- А что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.

Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Запишите в тетради:

- Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?

- Запишем определение в тетради:

IV. Работа по теме урока

1. Постановка проблемного вопроса

- Каким должен быть человек, и как ему жить среди людей? (вопрос открывается на доске)

- Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.

Целеполагание

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Будем анализировать легенду о Данко)

- Вы уже прочитали легенду.

- Попробуйте определить тему произведения.

(тема подвига, поступка, трусости, предательства)

(открываются таблички с определениями:

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Героический - свойственный герою

Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Комментарий

Работа над анализом легенды будет проходить по иллюстрированной презентации (слайды 5-18), с постепенным открытием вопросов.

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала? (1 предл.)

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

- Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать автор? (противоречат, противопоставлены) (люди оказались в плену обстоятельств)

- Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (готовность к рабской жизни)

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, готового к рабству, ничего не делающего, назвать счастливой? Как об этом говорит М. Горький в тексте?

- А какая пословица существует в русском фольклоре?

(Под лежачий камень вода не течёт)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

- За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

- Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска? (безверие убивает человека)

Физминутка (комплекс упражнений В.Ф.Базарного)

Чтение учителем фрагмента текста:

- Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

- Для чего Данко вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- Как люди отнеслись к смерти Данко?

- Напрасна ли смерть Данко?

- Можно ли назвать Данко героем?

- Какова идея легенды?

V. Закрепление изученного материала (слайд 19)

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Почему подвиг и трусость стоят рядом?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Составление синквейнов

(Возможный вариант синквейна:

Любит, спасает, погибает

Жертвует собой ради других.

VI. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Сегодня мы говорили о главном герое легенды.

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

- Цель нашего урока достигнута?

- Как вы сегодня работали на уроке? (Каждый оценивает свою работу на уроке)

Мне было интересно …

Домашнее задание

В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

- Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького.

- Для чего написана легенда о Данко?

- Как бы вы ответили на вопрос о том, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

2. с.91-100 - читать

- Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку его тепла подарим нашим гостям – это и будет нашим маленьким подвигом.

Читайте также: