Разборные шаровые опоры своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024



Качество наших дорог не нуждается в каком-либо дополнительном описании и прекрасно известно не только всем водителям, но и пассажирам. Первое, что страдает от его низкого уровня – это шаровые опоры, которые во время движения автотранспортного средства испытывают деструктивные воздействия со всех сторон. На схеме красным цветом отмечены зоны максимальной нагрузки, оказываемой на узловое соединение:
Сам узел состоит из двух элементов:

Между же ними располагается специальный полимер, который:

  1. Смягчает силу ударов шара об обойму;
  2. Минимизирует эффект трения металлических деталей друг о друга.

Все проблемы, вплоть до выворачивания колеса на бок, возможны в случае износа полимерного вкладыша, который со временем неизбежен. Ну а на трассах СНГ это время приходит слишком уж быстро.

Технология SJR позволяет избежать столь катастрофического итога и поддерживать при условии своевременного вмешательства работоспособность шаровой опоры практически бесконечно. В чём же она заключается? Давайте разберёмся.


Восстанавливаем шаровую опору своими руками

Измеряют наружный и внутренний диаметр корпуса и изготавливают кольцо из стали высотой 10 мм с резьбой и пробкой.

Его приваривают к корпусу опоры. Вставляют палец с вкладышем и ввинчивают пробку так, чтобы она этот вкладыш поджимала.

В кольце просверливают отверстие в 2 мм как можно ближе к пробке и зашплинтовывают его. Чтобы установить шаровую опору на место, необходимо:

  1. Прикрепить шаровую к нижнему рычагу и закрепить её.
  2. Установить палец (ось) в посадочное место, отжав при этом нижний рычаг.
  3. Зажать гайку на пальце.
  4. Если палец проворачивается в месте посадки, с помощью монтировки стоит подтянуть рычаг вверх.

При установке опоры на место съёмник не потребуется. Повторно снимать и устанавливать шаровую будет проще, если заменить шплинтовку на самоконтрящиеся гайки.

Технология SJR

Заменить отработанный полимер невозможно, так как шаровая опора не разбирается. Поэтому остаётся в место соединения шара и обоймы залить порцию нового, который застыв образует идеальный по размерам и физическим качествам вкладыш:

Принцип

  1. Проделываем отверстие во внешнем корпусе обоймы;
  2. Газовой горелкой прогреваем узел до температуры плавления полимера;


  1. В экструдере плавим новую порцию полимера;
  2. Под высоким давлением впрыскиванием расплавленный полиамид в полость между шаром и обоймой через проделанное ранее отверстие;
  3. Раствор заполняет собой все пустоты, застывает и образует новый вкладыш, не уступающий по своим характеристикам заводскому уплотнителю.

Преимущества

Достоинства применения такой технологии вполне очевидны. Это:

  • Экономическая выгода. Восстановление всегда дешевле покупки новой детали;
  • Универсальность. Подходит для реставрации любых шаровых опор и рулевых наконечников;
  • Компактные размеры необходимого оборудования. Даже самый большой станок легко переставляется с места на место одним человеком и может вольготно расположиться не только в просторном автосервисе, но и в небольшой гаражной мастерской;
  • Дешевизна расходного материала.

Ремонтные работы

Сразу следует отметить, что после завершения ремонта шаровая опора не восстановится полностью и срок ее службы будет меньше. Однако если все было сделано правильно, то можно не переживать за безопасность эксплуатации узла. Существует несколько способов восстановления работоспособности шаровой. В домашних условиях чаще всего используется две технологии:

  • Ремонт шаровых опор полимером по технологии SJR.
  • Разборная — из неразборного корпус переделывается в разборный, после чего проводится шлифовка шаровой поверхности пальца и меняются вкладыши.

С помощью полимера

Суть этого метода состоит в нагнетании разогретого полимерного материала в корпус. При этом опору не требуется разбирать, но необходимо изготовить экструдер. Стоит отметить основные преимущества этого метода:

  • Так как конструкция корпуса не разрушается, обеспечивается высокая надежность заводского соединения.
  • Полимер заполняет все пустоты и места выработки, ставшие причиной выхода опоры из строя.
  • Когда материал застывает, он образует цельный вкладыш, характеристики которого как минимум не уступают заводской детали, а порой и превосходят их.
  • Полимер содержит в своем составе специальные ингредиенты, обеспечивающие качественную сухую смазку пальца.
  • Достигается высокая прочность при ударных нагрузках.

Переделка шаровых опор в разборные

Для применения этой технологии в нижней части корпуса следует просверлить отверстие, диаметр которого выбирается в соответствии с используемым экструдером. Необходимо тщательно очистить зазор между вкладышами и шаровой поверхностью пальца от грязи, а также продуть узел воздухом для удаления стружки и песчинок.

Полимер нагнетается в корпус с помощью экструдера через заранее просверленное отверстие. Как только пластмассовый состав застынет, ремонтные работы можно считать завершенными. Единственным недостатком этой технологии является отсутствие возможности проверить геометрию сферической поверхности пальца.

Разборный метод

После того как опора будет снята, необходимо разобрать корпус. Для этого потребуется высверлить в одной половине все точки сварки, разделив после этого деталь на две части с помощью молотка и зубила. Затем стачиваются развальцованные края и наносится удар по торцу пальца, чтобы отделить дно корпуса.

После этого в корпус помещается новый вкладыш и отреставрированный палец. Соединив две части корпуса, их следует прихватить сваркой. При этом необходимо проявить осторожность, чтобы избежать перегрева вкладыша.

Варианты подходящего оборудования

Описанные выше операции можно осуществить при помощи различного оборудования, которое отличается между собой:

Рассмотрим вкратце четыре модели, представленные на нашем сайте (более подробное описание можно найти здесь):

Оборудование для восстановления шаровых опор – Лёгкая версия

Самый простой вариант оборудования для восстановления шаровых и рулевых включает в себя:

  • Экструдер для нагрева и формирования консистенции полимера;
  • Три сменных переходных штуцера, при помощи которых раствор заправляется под давлением в проблемную зону;
  • Дистанционный термометр, позволяющий на расстоянии контролировать температуру корпуса гильзы шаровой;
  • Пять полимерных стержней, транспортировочный контейнер и инструкцию.

Давление такого прибора составляет лишь 25 кг/см2, и он нуждается в наличии на СТО компрессора мощностью 7-10 атм. То есть, набор вполне экономен в плане финансовых трат, так как стоит всего лишь 8000 рублей, и компактен, но достаточно требователен к дополнительному оснащению и трудозатратам со стороны оператора.

Оборудование для восстановления шаровых опор – Модификация 1

Эта модель усилена:

  • Более мощным поршнем, способным создавать давление до 80 кг/см2;
  • Блоком управления, упрощающего эксплуатацию прибора.

Но и стоит она несколько дороже: 17000 рублей.

Оборудование для восстановления шаровых опор – Модификация 2

В следующей модификации мощность поршня достигает уже 100 кг/см2, но основное её достоинство заключается в наличии высококачественного механизма для центровки шара. Такое дополнение позволяет в процессе введения расплавленного полимера прочно и надёжно зафиксировать деталь в одном положении. Это и работу оператора облегчает, и качество результата повышает.

Стоимость такого оборудования достигает уже 26000 рублей

Оборудование для восстановления шаровых опор – Станок SJR 3

Станок SJR 3 хоть и обойдётся для вашей мастерской в 55000 рублей, со временем отработает каждую вложенную копейку и ещё сверху принесёт немалую прибыль. Это полностью автоматизированный агрегат, укомплектованный всеми технологическими достижениями.

Вот лишь ряд его самых значимых преимуществ:

  • Создаваемое давление – 240 кг/см2;
  • Полный контроль процесса плавления;
  • Автоматическая подача форсунки;
  • Автоматический прижим и центровка шаровой опоры;
  • Надёжный литой корпус.

Материалы:

  • Кусок трубы.
  • Отрезок швеллера — 140 мм.
  • Шпилька — 12 мм.
  • Гайки под шпильку — 2 шт.
  • Муфта на шпильку — 1 шт.

Берем трубу, торцуем с одной стороны.


Из куска швеллера вырезал две заглушки под трубу.


Заварил с одной стороны заглушку.


Отрезал от трубы заготовку длиной 10 см, в заготовке вырезал стенку.



Муфту приварил с двух сторон.


Срезал лишний металл по форме трубы, и обварил.


Приварил пару гаек.

Вот такой съемник для шаровых опор сделанный своими руками, приспособление опробовано в работе, самоделкой доволен.

Осуществляя ремонт рулевого управления и ходовой части, практически каждый автовладелец сталкивается с проблемой (наконечников рулевых тяг), решить которую без специального инструмента довольно проблематично.


Причина – конструктивные особенности названных элементов: их пальцы имеют конусовидную форму, которой они входят в посадочные гнезда, со временем место этого вхождения загрязняется, замасливается, ржавеет, делая соединение поверхностей слишком плотным, практически единым, то есть таким, которое простым физическим воздействием не разъединить. Нужен помощник – съемник шаровых опор – инструмент в разы упрощающий выпрессовку.


Стать его обладателем несложно: для этого нужно пойти в ближайший автомагазин и там его приобрести либо сделать съемник шаровых опор своими руками любым из представленных ниже способов, которые мы сгруппировали в зависимости от того, каким образом в них создается усилие.

Читайте также: