Разбиение дьюдени как сделать

Обновлено: 08.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вроде простою казалась задача -

Всё же от вас отвернулась удача.

Вам теперь плакать хочется громко?

Значит - это головоломка!

Головоломки это – очень интересно и познавательно. Различные виды задач и головоломок привлекают нас своей логикой и таинственностью. Поэтому я захотел сделать работу по этой теме. [3]

Актуальность темы:

Считаю эту тему актуальной, так как в процессе работы с головоломками развивается такое качество, как настойчивость, ведь задания настолько сложные, что их приходится решать заново по нескольку раз, смекалка и умение мыслить неординарно. Головоломки всегда положительным образом воздействуют на наш мозг, тренируют мелкую моторику рук и логику. Очень часто при их решении нужна хорошая зрительная память. Решение головоломок - отличный способ проведения досуга, особенно семейного времяпровождения, ведь они развивают интеллект, сообразительность и креативность мышления. Правильно найденный ответ на заковыристое задание поднимает уровень самооценки, вселяет уверенность в собственных умственных способностях и просто повышает настроение.

Наш мозг нуждается в постоянных упражнениях, чтобы оставаться бодрым и здоровым. Его нужно регулярно тренировать.

Цель: Изучить виды головоломок, изготовить геометрическую головоломку и заинтересовать головоломкой ребенка дошкольного возраста.

Узнать историю возникновения головоломок

Изучить виды головоломок

Изготовить геометрическую головоломку

Выяснить влияет ли занятие головоломкой на увеличение скорости решения задач

Гипотеза исследования: Существуют способы развития математического мышления, для которых не нужны ручка и бумага.

Объект исследования: Головоломки и их польза.

Методы исследования: Поиск информации в различных источниках, наблюдение, сравнение, исследования и анализ полученных данных.

Предмет исследования: Влияние геометрической головоломки на мышление и увеличение скорости решения задач, а так же на развитие математических способностей.

1. Теоретическая часть

История возникновения головоломок

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках.

Настольные игры-шарады приобрели свою популярность ближе к XIX веку. Для того чтобы не приучать детей к азартным играм, игральные кубики-кости с цифрами заменили на волчки с числовыми значениями по бокам. Символ на выпавшей грани определял количество требуемых ходов.

Головоломки в виде пазлов впервые появились в III веке до нашей эры. Родоначальником игры считается квадрат Архимеда.

Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков. Благодаря деятельности американца Сэма Лойда и англичанина Генри Дьюдени головоломки проникли во многие периодические издания, стали популярны среди широких слоев населения.

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика.

Ещё одним неразгаданным посланием из прошлого является обнаруженный в 1908 году Фестский диск. Головоломка-загадка принадлежит одной из цивилизаций, жившей на острове Крит. Артефакт представляет собой диск, исписанный иероглифами с обеих сторон. Рисунок текста похож на спираль. Специалисты определили, что иероглифы состоят из 45 символов, однако расшифровать послание древнего народа не удалось до сих пор.

Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге.[6]

Виды головоломок

Общепринятая классификация головоломок отсутствует, можно лишь условно разделить их на несколько групп:

Устные головоломки — задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки, логические парадоксы). [1,210]

Головоломки с предметами — логические задачи с обычными бытовыми предметами (спичками, монетами, картами и т.п.).[2,17]

Механические головоломки — предметы, специально изготовленные как головоломки (кубик Рубика, змейка Рубика, пятнашки, танграм, ханойская башня, пазлы, меледа, шкатулка с секретом и т. п.). [4]

Геометрические головоломки

Геометрия — это окружающий нас мир. Это всё, что можно увидеть, что можно нарисовать, всё, что имеет какую-то визуальную структуру.

На первый взгляд геометрические головоломки кажутся вовсе не относящимися к геометрии. Но в том-то и хитрость, что геометрическая основа замаскирована посторонними деталями, и надо уметь ее обнаружить. А сделать это без знания геометрии если и возможно, то крайне сложно!

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. [5]

Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость.

Изучая разнообразие геометрических головоломок, можно их условно разделить на три вида:

1) Разбиение квадрата, прямоугольника;

2) Разбиение овала, круга;

Виды геометрических головоломок

При решении головоломки требуется соблюдать условия:

при составлении изображений используются все семь фигур;

фигуры должны быть в одной плоскости, т.е. не должны перекрывать друг друга, располагаться поверх других частей;

все части должны быть смежными, т.е. иметь точку соприкосновения с другими частями.[8]

В игре существует только два правила, которые нельзя нарушать:

нужно использовать все детали- 10штук;

части не должны пересекаться, их следует прикладывать друг к другу.[9]

Полимино, или полиомино (англ. polyomino) — плоские геометрические фигуры, образованные путём соединения нескольких одноклеточных квадратов по их сторонам. Это полиформы, сегменты которых являются квадратами.

2. Практическая часть

2.1 Процесс создания головоломки.

Головоломку я решила сделать из фетра, так как этот материал не требует дополнительной обработки краев, его можно стирать, гладить, сложно помять или порвать. Это приятный на ощупь материал, разнообразный по цвету и толщине.

2.2 Влияние занятий головоломками на развитие ребенка.

Роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта бесспорна. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Однако логическое и математическое мышление возможно формировать не только на уроках математики, а также и в свободное от учёбы время. Но, к сожалению, большинство учащихся в перерывах между уроками проявляют интерес к играм на телефонах. Я считаю, что свободное время можно провести с интересом и пользой для ума – решение ребусов и головоломок является самым подходящим вариантом. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Решение головоломок, как правило, требует логического мышления или математической сообразительности, но не специальные знания высокого уровня. А значит, люди разного возраста и образования могут легко организовать свой интеллектуальный досуг. Процесс разгадывания головоломок является эффективным способом развития и воспитания подрастающего поколения, повышает интеллект и сообразительность в любом возрасте, пробуждает скрытые возможности человека.

Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.

Игры-головоломки вызывают у детей огромный интерес, удивление эмоционально захватывает. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Головоломки позволяют формировать у детей гибкость, инициативность мыслительных процессов, способность переносить сформированные умственные действия на новое содержание.[12]

2.3 Описание методики

Перед проведением опыта я задалась вопросом, как занятия с геометрической головоломкой влияют на мышление и увеличение скорости решения задач. Для достижения поставленной цели я разработала методику, согласно которой, необходимо:

1. Выбрать испытуемых;

2. Использовать для опыта геометрическую головоломку;

3. Определить время для решения примеров – неограниченно;

3. Определить время для сбора головоломки - неограниченно;

4. Результаты внести в таблицу;

5. После проведения опыта сделать вывод.

2.4 Проведение эксперимента

Я решила провести эксперимент с ребенком дошкольного возраста, в этом мне помогла двоюродная сестренка. Эксперимент заключался в том, что до начала опыта я ежедневно в течение недели просила решать её по 10 примеров и фиксировала время, за которое она справилась с задачей.

Затем я каждый выходной день в течение месяца проверяла, как изменилась её скорость решения примеров и как быстро Катя справляется с собиранием головоломки. Данные о затраченном времени на решение примеров и головоломки были занесены в таблицу. По результатам эксперимента видно как менялось время для решения заданий.

Из данных в таблице 1 видно, как в период с 15.11.2020г. до 13.12.2020г. у испытуемого увеличивалась скорость решения данной головоломки с каждым новым её сбором. Так же мы можем видеть, насколько быстрее ребенок стал справляться с примерами.

Читайте также: