Ратрак своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Такая машина, как ратрак, известна всем, кто хоть раз бывал на горнолыжных курортах. Именно она выходит на склоны для выравнивания снега,наметенного пушками, или для уплотнения его после активного катания множества людей. Назначение и область применения ратраков не ограничивается только сферой развлечений и спортивных мероприятий, машина используется и для решения других, не менее важных задач.

  1. Назначение ратраков, цены
  2. Выравнивание снежных склонов
  3. Как еще используют ратраки на гусеничном ходу
    • Перевозка людей
    • Прокладка зимников
    • Ратрак с грузовой платформой
    • Ратрак со снежной пушкой
  4. Передняя и задняя навеска оборудования: принцип действия
  5. Заключение

Назначение ратраков, цены

Ратрак – это массивная самоходная крупногабаритная техника на гусеничном ходу, применяемая для подготовки к эксплуатации лыжных трасс и горнолыжных спусков. Несмотря на значительный вес, машина отличается хорошей проходимостью и не оказывает высокого давления на снежный покров.

Эта особенность обусловлена тем, что ратрак оснащается широкими резиновыми гусеницами, расположенными параллельно. Для лучшего сцепления с поверхностью на гусеницах установлены поперечные ленты – грунтозацепы. Для работы на обледенелых участках ленты дополнительно оснащаются металлическими шипами.

За основу конструкции ратрака взят трелевочный трактор, приспособленный для эксплуатации в зимних условиях. На шасси установлены гусеницы шириной 1-1,5 м, придающих машине повышенную устойчивость на крутых склонах. При этом давление на квадратный метр снега не превышает 5-6 кН.

С целью максимального снижения массы для изготовления ратрака применяются только легкие материалы. В стандартной комплектации для уплотнения снега машина оснащена бульдозерным отвалом, но возможна установка и другого навесного оборудования. Кабина ратрака утеплена и отапливается дизельным обогревателем, имеет круговое остекление для панорамного обзора.

Помимо выполнения основной функции, снегоуплотнительная машина ратрак может применяться для решения других задач:

  • уборки и равномерного распределения снежной массы;
  • прокладки лыжни и прогулочных трасс;
  • обустройства трамплинов и пайпов;
  • перевозки пассажиров
  • транспортировки грузов;
  • создания снежных фигур в парках;
  • проведения спасательных мероприятий в горной местности.

Ратрак

Цена ратрака в зависимости от конфигурации и параметров рабочих органов составляет от 150 до 250 тыс. долларов.

Купить ратрак с лебедкой можно от 300 тыс. долларов – увеличение стоимости связано с применением дорогостоящего дополнительного оборудования. Цены на отдельные продвинутые и хорошо укомплектованные модели могут достигать и полумиллиона евро.

Выравнивание снежных склонов

Несмотря на то, что ратрак имеет внешнее сходство с классическим бульдозером, управляется он совершенно иначе. Отвал может устанавливаться во множество положений, благодаря чему машина может разравнивать не только снежные завалы, но и возводить для парков сложные сооружения.

Чаще всего техника используется для обустройства горнолыжных трасс. Здесь применение техники наиболее актуально, потому как выполнение таких работ вручную крайне трудоемко и затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.

Для выравнивания снежного покрова задействуются самые тяжелые и мощные машины, так как работа их связана с необходимостью нахождения на крутых склонах. Ратрак для гор имеет отвалы и фрезы (рабочие органы) увеличенной ширины. Также он оснащен широкими гусеницами с наибольшим количеством шипов-зацепов.

Ретрак

На склонах крутизной более 20°, машина дополнительно оборудуется лебедкой. Работа снегоуплотнительной машины включает в себя несколько этапов:

  • разравнивание снега с помощью отвала;
  • удаление ратрака с трассы, ожидание естественной усадки снега;
  • возвращение машины на место производства работ, финишное выравнивание поверхности с тщательным уплотнением снежного слоя.

После окончательной усадки снега трасса открывается для катания.

Как еще используют ратраки на гусеничном ходу

С помощью ратрака выполняется выкорчевывание деревьев в нетронутых цивилизацией лесах, прокладка контуров будущего маршрута.Также техника применяется для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания полей, доставки любителей фрирайдерских туров в труднодоступные места.

Перевозка людей

Помимо подготовки лыжных трасс, гусеничный снегоуборщик может использоваться и для других, не мене важных задач. В пассажирскую кабину ратрака может одновременно поместиться до 25 человек.

При любых погодных условиях они безопасно доставляются по снегу к точкам назначения, расположенных в самых труднодоступных местах. Увеличенная кабина для перевозки людей оснащается компьютеризированными рабочими местами, оборудуется системами связи, розетками. Для комфортного отдыха в ней также имеется спальный отсек.

Прокладка зимников

Ратрак также используется при необходимости прокладки зимников прямо на снежной поверхности.

Применение машины одинаково эффективно, будь то дорога для движения автотранспорта протяжением в сотни километров или возведение ледяной взлетно-посадочной полосы для тяжелых самолетов. Благодаря гусеничному ходу и большому крутящему моменту, ратрак представляет собой уникальную тяговую и толкающую силу в любых экстремальных условиях.

Ратрак с грузовой платформой

При необходимости доставки грузов на тысячи километров в условиях Крайнего Севера либо на вершину горы, удаления мусора со склонов гор также не обойтись без ратрака.

Машина доберется до любой точки назначения, когда применение других автотранспортных средств невозможно. Груз размещается и закрепляется на одной или двух грузовых платформах размерами полтора на полтора метров.

Ратрак со снежной пушкой

Ратрак со снежной пушкой

При недостаточной толщине снега на склонах гор для проведения спортивных состязаний или организации активного отдыха необходимо создание дополнительного снежного покрова специальными пушками. Создание искусственного снега с помощью специального оборудования имеет значительный недостаток: снежная масса нуждается в разравнивании и уплотнении.

Для этих целей также используется ратрак. Пушка, размещенная на машине, быстро наметает снежный покров на определенной площади. Ратрак выравнивает поверхность и спрессовывает снег, в результате чего получается слой снега требуемой толщины. По завершении работы машина перемещается на следующий участок.

Передняя и задняя навеска оборудования: принцип действия

В работе ратрака используется навесное оборудование, размещаемое спереди и сзади машины. К нему относятся:

  • резак;
  • нож-отвал;
  • борона;
  • фреза;
  • снегоукладочный каток.

Резак используется для прокладки классической лыжни резанием либо продавливанием в зависимости от качества поверхности снега. При помощи бороны рыхлится наст, излишки снега удаляются с одних участков и отсыпаются в другие, формируются продольные полоски. Снежный покров разравнивается по всем направлениям.

Фреза крепится к задней подвеске ратрака. После ее работы на поверхности снега заметны неглубокие аккуратные рубчики, протянутые вдоль трассы. Конструктивно фреза разделена на две части: первая служит для измельчения снега и льда, а с помощью второй профиль склона уплотняется и приобретает окончательную форму.

Снегоукладочный каток предназначен для уплотнения снежной массы на горизонтальных и наклонных поверхностях.

Трехсекционный нож-отвал, устанавливаемый на передней подвеске, используется для выполнения нескольких задач: от возведения насыпей из снега до устройства различных снежных сооружений, профилирования их и придания требуемой формы. Навесное оборудование в основном изготавливается в США и ЕС. Оно оснащается аварийной расцепкой и может отцепляться, если ратрак застрянет.

Заключение

Несмотря на достаточно высокую стоимость, ратрак – незаменимая техника для обустройства склонов для спуска на горнолыжных курортах. Также машина используется для прокладки зимних дорог и обустройства взлетно-посадочных полос, перевозки людей, доставки грузов в экстремальных условиях.

Правильно выбранный ратрак для лыжных трасс является залогом удачной организации зимних спортивных мероприятий. Объединяя эту машину с дополняющими устройствами, можно создать лыжню, полностью соответствующую установленным нормам.

Общие требования к лыжне и лыжным трассам

Ширина лыжной трассы равняется:

  • 3 м, если она предназначена для обучения (тренировочная);
  • 6 м, если ее используют для соревнований.

Общая протяженность трека — от 0,5 до 70 км. Когда маршрут уже полностью разработан, формируется лыжня. Над созданием колеи работает команда лыжников или машина, уплотняющая (вдавливающая) снег.

Как сделать лыжную трассу своими руками

Чтобы самостоятельно построить лыжную трассу, потребуется провести целый комплекс мероприятий, включающий в себя:

  • земляные работы;
  • расчистку дистанции от растительности (особенно кустов);
  • возведение мостов на трудных участках трека.

Также нужно определить, для чего прорезается лыжня:

  • для тренировок;
  • для прогулок;
  • для присвоения разряда;
  • для соревнований.

Если трасса учебная, то основной маршрут дополняют срезками, позволяющими сокращать дистанцию, обходить трудные участки. При правильном проведении работ этот путь может использоваться летом для бега или езды на велосипеде.

Наилучший вариант — если строительство трассовой системы выполняется в соответствии со схемами и требованиями гомологации, установленными Международной лыжной федерацией (FIS).

Поверхность трассы

Полотно зимней трассы получается довольно ровным, если в отсутствие снега на ней нет ям или бугров (как на автодороге). Также для всех поворотов должны быть характерны плавность и хороший обзор.

Водоотвод

Водоотвод позволяет сохранять снег на дистанции зимой и обеспечивать твердость грунта летом. Обычно для удаления излишков влаги прокладывают дренажные канавки, а треку придают такую форму, чтобы в поперечном разрезе он был немного выпуклым. Также ликвидируют все впадины, в которых скапливается жидкость.

Характеристики дренажных канавок:

  • глубина — от 40 см;
  • линия поперечного разреза — V-образная (угол схождения стенок — 90-120°);
  • расположение — вдоль краев трассы, максимально близко к деревьям.

Система дополняется водоотводящими канавками, по которым жидкость уходит из дренажных выемок.

Растительность на треке

Растительность убирают с трассы не реже трех раз за сезон. Рабочий инструмент подбирают по своему усмотрению. Это может быть:

  • коса;
  • триммер с леской;
  • триммер с диском (если на дистанции есть кустарник).

В редких случаях с пути приходится убирать деревья, рухнувшие от старости или сильных ветров. Для проведения таких работ требуется бензопила и обязательное присутствие напарника.

Отсыпка трассы

Отсыпка необходима, чтобы:

  • сделать трассу более сухой и твердой;
  • предотвратить появление на дорожном полотне канавок, формирующихся в результате ходьбы, бега или езды на велосипеде;
  • замедлить или полностью исключить появление растительности.

Для выравнивания трека используют:

  • шлак;
  • опилки;
  • песчано-гравийную смесь.

Приемлемая толщина отсыпки — 10-30 см. Желательно, чтобы она покрывала всю ширину трассы. Если сделать это невозможно, то достаточно обработать наиболее проблемные участки.

Оборудование для прокладки трассы

Для подготовки лыжных трасс пользуются приспособлениями различных видов и от разных производителей.

Ратрак

Это устройство называют снежным трактором. Его используют, если толщина снега составляет не менее 15 сантиметров. Применение ратрака оправдано на участках с искусственным оснежением.

В Россию такие машины поставляют следующие производители:

  • Ohara (Япония);
  • PistenBully (Германия);
  • Prinoth (Италия);
  • SnowRabbit (Италия).

Также есть американские марки ратраков, но на российском рынке они не представлены.

Пистенбулли

Машины от PistenBully многофункциональны. Они применяются для создания и обслуживания горнолыжных трасс. Все устройства оснащены парой лыжнеукладчиков, положение которых регулируется ручной или гидравлической системой управления.

Формируемые ратраком PistenBully лыжни отстоят друг от друга на 73,5 см, а ширина каждой из них изменяется в диапазоне 7 см. Некоторые модели рассчитаны на установку систем для массового катания (с 3-4 лыжнеукладчиками).

Принот

Ратрак PrinothHusky предназначен для создания трасс на равнинах или небольших горнолыжных склонах. Формирующие резаки крепятся к задней фрезе машины. Дистанцию между лыжнями, как и их ширину, можно регулировать.

Фаверо

FaveroSnowRabbit 3 — это самый компактный, легкий и недорогой из ратраков на российском рынке. Такие характеристики обеспечивают ему проходимость по снежному покрову любого типа. Стандартная комплектация устройства позволяет формировать полосу шириной 2 м. Дополнительные приспособления увеличивают охват до 4,5 м.

Снегоход

Снегоходы дешевле ратраков, а при наличии прицепного устройства их используют для формирования лыжни после первого же снегопада. Хорошо, если у машины широкие (от 50 см), длинные ошипованные гусеницы. Последнее особенно значимо при ведении работ на обледеневшей трассе.

Наилучшей управляемостью обладают снегоходы с двумя лыжами впереди. При их приобретении следует отдавать предпочтение зарубежным моделям.

Прицепные устройства

Стандартный комплект прицепных приспособлений для формирования лыжни:

  • борона или сетка (решетка);
  • резак;
  • каток-барабан (необходим, чтобы прикатывать снег).

Эти устройства производятся преимущественно в США и Европе. Все они оснащены аварийной расцепкой, позволяющей высвободить их, если в процессе работы снегоход застрянет. Благодаря им необходимость создавать оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками уже не столь актуальна, как раньше.

Каток

Катками от SnowRoller трассовые полотна подготавливаются в любую погоду. Начинать работу можно уже после первого снегопада.

Борона

Бороной лыжня формируется на путях с устойчивым снежным покровом. Полотно выравнивается по всем направлениям.

Устройства марки Plain имеют дополнительное оснащение в виде зубчатых ножей. Если снега мало, то задействуется обратная сторона бороны.

Механизмы от SNOWPRO дополнены тремя съемными модулями из стали с порошковым покрытием. Эта модификация позволяет изменять технику снегообработки и уровень нагрузки.

Резак

Резаки для подготовки лыжных трасс — это формирующие элементы асимметричной формы, выдавливающие излишки снега на края дорожного полотна. Они прорезают лыжню фрезерованными частями из закаленной стали.

Резаки марки XCSPORT прокладывают лыжню для классического хода, а также имеют два режима работы: давящий и режущий.

Порядок подготовки трассы

Подготовка лыжной трассы проводится регулярно (при сильных снегопадах — ежедневно). Порядок работы зависит от характера снежного покрова.

Снег Какие проводятся работы
Свежий, толщиной 5-10 см. 1-2 проезда на снегоходе, прокладка лыжни.

Если снег скрывает лыжню, то ее закатывают бороной и нарезают заново. На спусковых участках колею прокладывают по любому краю пути, на поворотных — по внешнему.

Внимание! Подготовительные работы проводят вечером, чтобы снежный покров успел затвердеть до появления лыжников.

Предсезонная подготовка трассы

В ходе предсезонной подготовки проводятся следующие работы:

  • расширение сузившихся секторов дистанции;
  • вырубка веток и кустарника;
  • профилирование и планировка (желательно с применение насыпного грунта).

Также до открытия сезона осуществляется профилактический ремонт всей техники для эксплуатации лыжных трасс и подготавливается спортивное снаряжение.

Как подготовить лыжную трассу зимой?

Подготовка лыжни связана с уплотнением кристаллов снега. Для этого достаточно давления в 50-100 г/см 2 (это меньше, чем оказывает лыжник или пешеход). Перемешиваемые ратраком или бороной снежинки ломаются и укладываются более плотно, даже при незначительной силе воздействия.

Однако каждый свежий слой снега приходится обрабатывать несколько раз, пока он не примет желаемую форму. Поэтому, даже подобрав подходящий ратрак и имея комплект прицепных устройств, нужно быть готовым к тому, что на выполнение этой работы потребуется время.

Лыжная трасса своими руками — действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ — надеть лыжи и проложить ее самостоятельно.

Устройство и история техники

Ратрак — самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.

Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх лыжах и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.

Современное производство

Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:

Эксплуатация снегопрессующей техники

Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.

Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.

Характеристики ратраков

  1. Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
  2. Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
  3. На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.

Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж

Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:

  • немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG;
  • Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия);
  • Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.

Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных трасс своими руками, используя детали от разных марок автомобилей.

Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками

В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:

При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:

Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.

  1. Изучают ландшафт и определяют маршрут.
  2. Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
  3. На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
  4. От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
  5. Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
  6. По всей колее наносят цветную разметку.
  7. Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
  8. На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
  9. Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
  10. По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.

Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.

Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.

Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.

Лыжная трасса своими руками действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ надеть лыжи и проложить ее самостоятельно.

Устройство и история техники

Ратрак самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.

Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх лыжах и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.

Современное производство

Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:

Эксплуатация снегопрессующей техники

Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.

Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.

Характеристики ратраков

  1. Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
  2. Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
  3. На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.

Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж

Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:

  • немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG,
  • Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия),
  • Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.

Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных трасс своими руками, используя детали от разных марок автомобилей.

Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками

В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:

При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:

Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.

  1. Изучают ландшафт и определяют маршрут.
  2. Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
  3. На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
  4. От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
  5. Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
  6. По всей колее наносят цветную разметку.
  7. Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
  8. На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
  9. Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
  10. По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.

Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.

Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.

Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.


После того, как сноубордисты и лыжники спустились с последнего рабочего подъёмника и отправились на apre-ski, склон пустует недолго. Пройдёт совсем немного времени и на трассы выползут широкие приземистые машины. До самого утра они будут деловито выглаживать каждый бугорок, профилировать и утрамбовывать трассы, перевозить грузы и выполнять массу другой работы, незаметной обычному гостю курорта. А к утру исчезнут, оставив после себя идеальные склоны, так радующие всех, кто рано встаёт.

А поздними вечерами, глядя в окна отеля на горы, можно увидеть маленьких ползающих вверх-вниз светлячков-ратраков

А поздними вечерами, глядя в окна отеля на горы, можно увидеть маленьких ползающих вверх-вниз светлячков-ратраков

Прелюдия

Трамбуй — катай! Девиз горнолыжников 30-х годов

Рекламные плакаты 1920-х годов. Как говорится — найди здесь горные лыжи

Зарождение концепции машин по подготовке горнолыжных склонов

Нельзя сказать, что про обработку трасс никто не задумывался, но несмотря на всю очевидность и необходимость процесса, эволюция снежных машин вышла непростой и извилистой. Первыми за дело взялись предприимчивые американцы, благо опыта работы на склонах им было не занимать. В скалистых горах заготовка древесины издавна была связана с немалыми трудностями. Доставка срубленного леса с просек целиком лежала на гужевом транспорте, поэтому опыт всевозможных санных и катковых грейдеров накопился у янки изрядный, его и попытались использовать. К тому же специфическая американская система страхования заставляла задуматься о снижении числа травм на курортах.

Снежный дорожный каток из Ливермора, 1921 год

Следом к каткам прицепили грейдерные ножи для выравнивания. Затем в ход пошли цепи для более равномерного распределения снега — технология начала постепенно вырисовываться.

Снежные катки из Карибу, штат Мэн

Снежные катки из Карибу, штат Мэн

К концу 1930-х появились первые реверсивные маятниковые лебёдки — прообраз современных бугельных подъёмников. Их и приспособили в дело, просто вместо лыжника трос тянул вверх закреплённый на санях или катке скреперный нож.

Подъёмник с трамбующим полозом на склоне французского Ла-Клюза, 1950-е

Подъёмник с трамбующим полозом на склоне французского Ла-Клюза, 1950-е. Источник фото: laclusaz-locations.fr

Статья

Статьи по теме

Связанное со Второй мировой затишье в горном отдыхе сменилось взрывным послевоенным развитием горнолыжного спорта, десятки и сотни тысяч туристов устремились в горы, курорты росли как грибы после дождя, но большинство из них, причём по обе стороны Атлантики, так и обходились этими поделками примерно до начала 1960-х годов. Ничего удивительного, если учесть, что подъёмники позволили владельцам курортов переложить вопрос трамбовки склонов на ноги самих спускающихся. Лыжи в те годы все ещё имели изрядную длину, и такая трамбовка действительно была вполне эффективной.

Различные тралы для выравнивания снега

Различные тралы для выравнивания снега

Первыми забили тревогу американцы. Война обошла их континент стороной, уровень жизни стремительно рос и по выходным в Белых горах и Сьерра-Неваде скапливались многотысячные компании отдыхающих. Несложно догадаться, во что превращались склоны под их ногами, особенно с учётом довольно тёплого местного климата. Катки и цепные маты уже откровенно не справлялись, поскольку снег стремительно перекочёвывал с трасс на выкаты, а потому трамбовать и разравнивать во многих случаях было просто нечего.

Ещё перед самой войной, в 1937 году, на склонах Нью-Гэмпшира открылся курорт Крэнмор (Cranmore Mountain Resort). Бугельный подъёмник здесь оборудовали сразу же, а через год добавили оригинальную систему под названием Skimobile, которая представляла собой движущиеся по деревянному (!) рельсу моторизованные тележки, поднимавшие лыжников сначала до середины горы, а с 1939-го и на вершину. Забавно, но Skimobile проработал на склонах Крэнмора аж до 1988 года.

Skimobile Крэнмора в 60-х годы

Skimobile Крэнмора в 60-х годы

Но оставалась проблема единственного на тот момент склона изрядной ширины. Практически прямой и имеющий западную экспозицию, он требовал регулярной обработки, иначе моментально превращался в снежную кашу пополам с водой. Тогда владелец и основатель курорта Харви Гибсон решил утрамбовывать трассу небольшим трактором Caterpillar, к которому был прицеплен обычный сельскохозяйственный каток и самодельный цепной трал Magic Carpet.

Magic Carpet мог разрыхлить и выровнять накатанный снег, но не более того

А чтобы избежать скатывания снега вниз, трактор работал от подножья вверх, постепенно поднимая сбитый снег. Не сказать, чтобы идея вышла прорывной — слишком мала была скорость такой сцепки, да и сам трактор регулярно норовил завалиться на бок или заглохнуть, поскольку топливная система просто не была рассчитана на работу с большими углами. Поэтому трамбовку проводили попеременно несколько команд, но даже у них эта процедура занимала вечер и всю ночь, а часть работ все равно приходилось вести лопатами. Но идея запала в голову и Крэнмор с тех пор считается пионером в технологиях механизированной подготовки склонов. Тем более, что на смену трактору скоро пришли более устойчивые и манёвренные снегоходы Эммита Таккера.

Эксперименты со снежным плугом на курорте Крэнмор, 1940-е

Тем временем механизация горных склонов как таковая шла своим собственным путём. Многие владельцы курортов стали использовать гусеничные снегоходы для технических работ, подъёма персонала и оборудования, а иногда и самих туристов. Сразу стало заметно, что вдоль маршрутов техники снег стал плотнее и держался дольше. Казалось бы — вот оно, решение проблемы очевидно! Но на большинстве курортов западного побережья США из-за мягкого и обильного снега применение цепных тралов оказалось попросту невозможно. Тракторы и другое тяжёлое оборудование проваливались в снег и быстро набивали колею, применение тросов оказалось экономически невыгодно, и пришлось срочно искать новые решения.

Tucker Sno Cat мог перевозить до 25 лыжников и до полтонны груза. Этот экземпляр работал на склонах горы Худ над Тимберлейн-Лодж аж до середины 60-х

Эволюция ратраков

В июне 1950 года новый управляющий курортом Winter Park в Колорадо Стив Брэдли (Steve Bradley) решает в корне изменить ситуацию с обработкой склонов, полностью исключив из неё ручной труд. Он привлекает к работе члена совета директоров Эда Тейлора (Ed Taylor), бывшего председателя Национального лыжного патруля США (National Ski Patrol) и известного борца с лавинами, чьи знания в области физических процессов в снегу оказались весьма к месту. Поначалу правление курорта приняло идею в штыки, тогда Брэдли подготовил половину самой длинной трассы Village Way с помощью лопат и цепных тралов, а вторую оставил в первозданном виде. И буквально на следующий день члены совета директоров воочию наблюдали за лыжниками, явно игнорировавшими бугры неподготовленной части склона и азартно гонявшими по выровненной половине.

Ричард Нидэм с первым вариантом Bradley Packer Grader

Стив Брэдли тестирует свой первый грумер

Команда Winter Park за работой

В итоге первый вариант быстро развалился, но Брэдли вернулся к чертёжной доске и в 1951 году подал заявку на патент.

Пока шли патентные работы, Стив активно взялся за решение главной проблемы своего устройства — привода! Решение лежало на поверхности, ибо ещё до войны Tucker и Bombardier продавали снегоходы, которые выглядели как тракторы с закрытой кабиной-кузовом, гусеницами сзади и управляемыми лыжами спереди. Такая компоновка мало подходила для гор, поскольку машины легко переворачивались, но сама идея оказалась интересной. К тому же ещё в конце 40-х Bombardier представил 12-местный Snow Bus, а Tucker вывел на рынок модели Sno-Cat и Sno-Kitten, в которых лыжи уступили место второй паре гусениц — фирма до сих пор придерживается этой оригинальной компоновки.

Ранние Tucker Sno-Cat

Ранние Tucker Sno-Cat

Удачное решение подхватили другие производители и в том же 1952 году создатель National Ski Association of America Фред Пабст использовал новые снегоходы Tucker Sno-Cats для буксировки бригад и решетчатых тралов при выравнивании склонов зоны катания Big Bromley. В 1953 году Bombardier получает патент на упругое зубчатое колесо, решившее главную проблему снегоходов — постоянные поломки ведущих зубьев привода. И в этом же году Valcourt начал производство вездеходов Muskeg, мигом завоевавших популярность за свою устойчивость. Компания Thiokol Corp, тогда только начинавшая производство снегоходов в Юте, купила лицензию на технологию Packer Grader, а Tucker Sno-Cat Corporation быстро развила концепцию полумягкой гусеницы и уже в 1955 году представила мощные снегоходы для трансантарктической экспедиции Фухса и Хилари, ставших прообразом всех машин такого рода в мире.

В итоге современная концепция очистки снега, состоявшая из механического гусеничного привода и мощного комбинированного устройства, сформировалась почти полностью.

Снегоход Kristi KT3 в горах Брэдли, США. Совпадение названия гор с фамилией разработчика чисто случайное, но символичное

Развитие ратраков в Европе

Но это в США, а что же Европа? А в Старом свете по-прежнему равняли склоны лопатами и катками. Здесь тоже проводились различные разработки и даже имелись свои снегоходы. Например шведские Aktiv Snow Trac выпускались огромными тиражами вплоть до 1982 года и даже поставлялись в США и Канаду, но по непонятным причинам они совершенно не заинтересовали владельцев курортов.

Первые подвижки начались с подачи многократного чемпиона мира по горным лыжам француза Эмиля Алле (Emile Allais), долгое время проработавшего инструктором в Скво-Вэлли (США) и Портильо (Чили). В 1954 году он становится техническим директором горнолыжного курорта Куршевель и тут же начинает активно продвигать заокеанскую новинку. Первые машины были импортированы из США и мгновенно доказали свою эффективность, стремительный взлёт популярности Куршевеля тому наилучшее доказательство. И начался буквально взрывной рост интереса к такой технике — к производству подключаются ведущие производители, появляется множество мелких фирм, делающих навесное оборудование и гидравлику.

Tucker Sno-Cat на леднике Стельвио, Италия, начало 60-х

Очень показательна в этом плане история итальянской компании Prinoth. Автогонщик и дизайнер Эрнст Принот до 1951 года мастерил в своём гараже всевозможные шуш-машины. Увлёкшись снегоходами, в 1962 году он выпускает первый прототип P-60, а уже два года спустя с конвейера сошёл серийный ратрак Prinoth. Сейчас это международная корпорация, поглотившая и Bombardier (в лице Camoplast), и немецкую Ahwi. Столь же стремительным был взлёт Kässbohrer, чьи ратраки PistenBully появились на склонах в 1969 году. Сейчас немецкие и итальянские машины буквально доминируют на горнолыжных склонах Европы в классе тяжёлых машин.

Такие винтажные Tucker Sno-Cats все ещё можно встретить на горнолыжных курортах США

Команда инструкторов Вэйла с удовольствием позирует на своих новеньких Kristi Kat, 1976 год

Дело в том, что первые ратраки просто не были способны работать на крутых склонах. Причина проста — для трамбовки снега нужна большая масса, а она требует мощного двигателя, в итоге вес растёт ещё больше и даже снабжённая мощными зацепами гусеница теряет связь со снегом. Очевидное решение проблемы в виде расширения гусениц ведёт к уменьшению их прочности и повышенному износу, к тому же гибкая лента не способна надёжно держать тяжёлую машину, и так по кругу. В итоге инженерам пришлось предпринимать поистине титанические усилия по совершенствованию конструкции, поэтому современные ратраки похожи на своих предшественников весьма и весьма отдалённо.

Современный PistenBully за работой

Читайте также: