Расклепыватель цепи своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Интересна технология склепывания и расклепывания цепи для бензопилы, кто практиковал раскажите - тонкости, особенности.

Главное правильно считать звенья, не путать шаг заклёпки и не перетягивать. Лучше слегка недотянуть. При клёпке из оставшихся кусочков, желательно не ставить их навстречу друг другу, следить за очередностью левых и правых зубов. И не жалейте чаще менять расклёпочный и заклёпочный шипы. Пробовал орегоновские и штилевские станки. Орегон показался удобнее, но это дело вкуса и сноровки. К тому же у штиля есть комбинированный станок, которым можно сделать обе эти операции и сэкономить место. Но для большого объёма цепей он неудобен. Тогда лучше брать пару.

Как визуально перетяг определяется, а недотяг к разрыву цепи приведет? Шипов на сколько операций хватает (чтобы качественный выход был)?

Answer написал :
Как визуально перетяг определяется

Шарнир в месте клепки должен оставаться подвижным с плотностью, сравнимой с шарнирами других звеньев. Если перетянете, шарнир будет двигаться с трудом, заедать. Лучше такую цепь на пилу не ставить (типа для разработки), будете искры извлекать из приводной звездочки).

Answer написал :
Шипов на сколько операций хватает (чтобы качественный выход был)?

Это всё на глазок и от типа цепей. Шипы относительно недорогие. Для расклёпки, ушатанный шип увеличивает амплитуду движения, выдавливание идёт туго. Устаёшь от такого, если клепать много. Для заклёпки, тоже самое, плюс само место в заклёпке от прикатки не принимает полукруглую форму, края раздавлены. На это можно ориентироваться.

Answer написал :
а недотяг к разрыву цепи приведет?

Отличный вопрос. За пять лет не видел разрыва в месте ручной заклёпки. Случалось с полтора десятка чинить такие. Это касается штилевсих цепей. ИМХО, лучше слегка недотянуть.

СОС СОС первая цепочка и заклинело при склепывании орегоном. Инструкция к станку на каком хош только не русский, одна ручка понятна (под круглую шляпку для расплющивания), а вторая с шестигранной вставкой так и не въехали и как ее правильно ориентировать?. Да вот посоветуйте если ниткой заклепываемое звено соеденить нормально будет? а то разваливается пока подтяниш все.

Вставку как угодно ставьте, главное чтобы ямка на цепь смотрела. Ниток не нужно. Я, например, собранное звено капаю маслом на каждую заклёпку. Затем прижимаю плоской отверткой стенки заклёпки, они как-бы склеиваются.

А можно описать весь процесс. У меня даже клепки не расплющило до размера заводского, а звенья заклинило.

Мне кажется звенья сдвинулись при склепывании с шеек и их расперло заклепками, что теперь с ней делать ума не приложу

Переклепывайте. Я тоже когда только начинал клепать, достаточно брака делал, переклепывал.
Орегоновский станок у меня гавкнулся, сейчас пользуюсь штилевским, суть одна.
Вот видео как я клепаю:

Ну если совсем с запасными планками напряжёнка, то можно, если аккуратно. Поначалу тоже их собирал, но всё равно потом выкинул.

Answer написал :
И вот при развальцовке на некоторых клепках маленькие трещинки образуются это ничего?

Ничего, ни одного обрыва в месте склёпки не видал.

Answer написал :
А и главный вопрос отсчитываешь звенья, склепываешь, а на месте соединения пильные зубья чуть дальше получаются, чем на всей цепи - клиенты ругаться не будут?

Не должны, если количество звеньев цепи четное и делится без остатка на четыре, то резцы будут идти по очереди, левый-правый или правый-левый(наприм. 64/4=16). Если только на два без остатка, то резцы будут идти два одинаковых подряд, левый-левый или правый-правый(66/2=33, но 66/4=16.5). А если количество звеньев нечетное, то вместе склёпки от дополнительного звена не обойтись.

Для правильной работы бензопилы важно не только состояние её основных элементов, двигателя, карбюратора, масляного насоса, но и состояние пильной цепи. Каждый владелец пилы должен знать, как проводить обслуживание и ремонт цепи. В этой статье расскажем о том, что делать, если растянулась цепь на бензопиле и как её укоротить.

цепь штиль

Можно ли укорачивать

Порвалась цепь на пиле, это обычное дело и расстраиваться не стоит. Производители позаботились о том, чтобы можно было ремонтировать и укорачивать цепи. В продаже имеются запасные звенья для цепей разных видов и размеров, заклепки для цепи, расклепочные и заклепочные станки.

заклепки для цепи

При помощи станков склепать цепь бензопилы в домашних условиях можно даже тем, кто никогда не занимался ничем подобным.

Важно: ремонт цепи, даже самый качественный, не дает гарантии, что она будет служить вечно. Звенья изнашиваются равномерно, поэтому в любой момент цепь может порваться в другом месте.

В продаже имеются цепи в бухтах по 50-100 метров, которые можно купить и клепать самостоятельно.

смотанная цепь

Бухты выгодно использовать профессионалам, которые работают бензопилой ежедневно, например, вальщикам леса или работникам пилорам.

Когда нужно укорачивать

Укоротить цепь бензопилы можно, когда она растянулось настолько, что регулировочного винта не хватает для правильной натяжки. Убирать нужно не больше двух рабочих звеньев. Также, уменьшить цепь можно, если по каким-то причинам поменяли шину большей длины, на меньшую. При необходимости допустимо наращивать, дополнительные звенья можно купить в специализированном магазине или использовать с донора подходящей по всем характеристикам, шагу, толщине, форме режущих зубьев.

Почему растягивается

Растяжение неизбежно, вопрос в том насколько быстро это произойдет. Можно продлить срок службы, используя качественные масла для смазки, проводя своевременную диагностику масляного насоса и делая перерывы в работе.

масло для смазки цепи

Такие меры способны значительно снизить вероятность растяжения, но не исключить его полностью.

Растянулась цепь, что делать

Если растянулась цепь, но износ звеньев еще позволяет её использовать, можно её переклепать и продолжать работать. Определить количество звеньев, которые необходимо убирать не сложно. Для этого на бензопилу устанавливается шина, винт натяжения закручивается в крайнее положение и проводятся измерения. Определив необходимую длину можно приступать к клепке.

Клепка цепей для бензопил проводится при помощи вспомогательных инструментов и специальных станков. Рассмотрим подробнее, какие инструменты потребуются для того что бы уменьшить или увеличить длину цепи.

Инструменты необходимые для проведения работ

Приступая к клепке, первым делом необходимо убрать с цепи звено, для этого потребуется расклепать заклепки. Для расклепывания понадобится наковальня, молоток, тонкий бородок, тиски, болгарка со шлифовальным кругом или наждак. Эти инструменты не позволяют качественно провести работу, но зато они найдутся у каждого. Более культурный и бережный способ, снять заклепки при помощи специального пробойника.

Конструкций пробойников несколько, расскажем о самой популярной.

Пробойник для заклепок

Пробойник – станок, который применяется для снятия заклепок.

пробойник

Он механический, работает по принципу пресса. В комплекте имеется специальная наковальня, в которой выбраны пазы для установки гарнитуры с различным шагом. Также имеются сменные наконечники, которыми и происходит выдавливание клепки.

Важно: размер заклепок в разных типах цепей отличается, поэтому при покупке пробойного станка убедитесь, что в комплекте имеется несколько наконечников, которые используются для разных типов гарнитуры.

Предлагаем посмотреть видео, в котором показано, как расклепать пильную цепь при помощи механического пробойника.

После того как цепь расклепана, необходимо снять старое звено, установить новое и заклепать. Для этого применяется станок заклепочно-обкатный. Он электрический, поэтому стоит гораздо дороже пробойного станка.

Заклепочно-обкатный станок

На станке установлен редукторный двигатель с высоким крутящим моментом.

заклепочно-обкатный станок

Станок работает следующим образом. Пильная цепь с новым звеном и заклепками устанавливается в направляющие вставки. Ремонтное звено с установленными в неё заклепками прижимается рабочим валиком к наковальне, после этого включается двигатель и валик начинает вращаться, постепенно раздавливая заклепку, в этот момент, оператор станка немного увеличивает усилие прижима валика, закручивая регулировочный винт. Для наглядности, предлагаем посмотреть видео о работе заклепочно-прокатного станка.

Использовать такой станок для того чтобы клепать дома, не выгодно, т. к. он дорогой. Если необходимо переклепывать не регулярно, то можно обойтись и без него. Рассмотрим, как укоротить цепь бензопилы своими руками без использования дорогостоящих станков. Начинать нужно с расклепывания и снятия звена.

Преимущества станка в том, что заклепанные с его помощью клепки практически не отличаются по качеству от тех, которые клепали в заводских условиях.

Как убрать звено без применения станка

Есть несколько способов убрать заклепки.

  1. Сточить при помощи наждака. Работу проводить аккуратно, стараясь не повредить соседнее, целое звено.
  2. Сточить при помощи болгарки.
  3. Срубить зубилом. Для этого цепь необходимо зажать в тиски за направляющие, таким образом, что бы иметь возможность рубить заклепки на соединительном звене.

После того, как головки заклепок сточены или срублены, для разъединения звена необходимо провести следующие действия. Установить между пластин соединительной звенки бородок и резким движением ударить по нему молотком. Пластинки должны соскочить с тела заклепки, которое проходит сквозь них.

Важно: если необходимо заменить рабочий зуб, то расклепывать придется соединительные звенья с лева и справа от него.

Теперь разберемся, как склепать обратно.

Как заклепать

Для соединения понадобится ремонтная звенка. Запасные звенья можно найти в любом магазине занимающемся продажей бензопил и расходных материалов для них. Покупая запасные звенья нужно обязательно учитывать тип цепи, шаг и профиль. Звенья с разных типов гарнитуры не взаимозаменяемые. Использовать донорское звено со старой, не рекомендуется. Заклепки на нем уже сточенные и для нормального соединения придется подтачивать верхнюю пластину.

Звенка с заклепками устанавливается на цепь и укладывается на наковальню открытой стороной вверх. После этого на заклепки надевается верхняя пластина и слегка обстукивается молотком, для того что бы она села максимально плотно. После этого можно приступать к расплющиванию заклепок. Для этого используется наковальня, бородок и молоток.

Гарнитура укладывается на наковальню, бородок наставляется на заклепку и делается резкий удар молотком. Аналогично заклепывается вторая клепка. В результате, в выступающей части заклепки, должно получиться утолщение, которое будет надежно удерживать верхнюю пластинку звена, не давая её рассоединится.

На последнем этапе необходимо проверить, что звено цепи движется, и его не зажало при клепке.

Важно: если работа проведена не правильно и ремонтное звено не ходит, то устанавливать такую цепь на бензопилу нельзя.

Рассмотрим, что может случиться, если склепать не правильно.

Последствия некачественного ремонта

Последствия некачественного ремонта могут быть весьма печальные, цепь в момент разрыва может травмировать оператора. Конечно, современные пилы оборудованы всякого рода защитой. Например, на них устанавливаются улавливатели, которые призваны защитить оператора в экстренной ситуации, а правая рука, которая находится на линии цепи, спрятана за корпусом.

устройство пилы

Но, 100% гарантии защита не дает, поэтому, прежде чем использовать ремонтную цепь с максимальной нагрузкой, необходимо опробовать её на легких работах, распилить пару веток или досок.

Также последствия некачественного ремонта могут отразиться на работоспособности бензопилы. Рассмотрим, какие можно допустить ошибки при ремонте и как они отразятся на работе пилы.

Ошибки при ремонте цепей

  1. Не совпадает по шагу. Причина в том, что установлено рабочее звено не подходящее по основным параметрам: шагу, толщине звена. Если такую гарнитуру использовать для работы, то в результате потребуется замена ведущей звездочки и шины пилы, т. к. звездочку на шине сломает.
  2. Еще один вариант несовпадения по шагу, это установка рабочего зуба в обратном направлении. Встречается крайне редко, но все же бывает, особенно у тех, кто ремонтирует в первый раз. Последствия аналогичны первому пункту.
  3. Цепь длиннее шины. С эти все понятно, регулировочного винта не хватит для натяжения, цепь будет болтаться и увеличится износ ведущей звездочки.
  4. Короче. Такую гарнитуру нельзя будет установить, потребуется расклепывать и удлинять.
  5. Соединительное звено немного длиннее. Аналогично первому пункту изменится шаг, что приведет к разрушению ведущей и ведомой звездочки.

В заключении хочется уделить особое внимание качеству статей на данную тему. На страницах сайтов в интернете есть информация о том, как ремонтировать цепь пилы при помощи сварки. Такие инструкции написаны не компетентными авторами, которые сами не понимают, о чем пишут.

Ремонтировать при помощи сварки можно, но это не пильные цепи, а редукторные, предназначенные для передачи усилия с одной звездочки на другую.

редукторная цепь

Такие, можно встретить в механизмах сельскохозяйственных машин, транспортерах и прочих агрегата.

Вывод

Мы рассмотрели все вопросы, касающиеся самостоятельной клепке, уделили внимание инструментам и станкам. Советуем покупать дорогостоящее оборудование для ремонта, только если вы работаете пилой постоянно. Обращаем ваше внимание на то, что неправильно склепанная цепь может причинить вред не только инструменту, но и оператору.

Если, после прочтения у вас остались вопросы по теме статьи, их можно написать в комментариях, мы обязательно ответим.

классики и спорты, как нормальный мотоцикл на бок не бросишь, и с помощью двух молотков и чурбака цепь не заклепаешь юля!

по цене судя, должен быть адов кал из пластилина, хотя по факту все работает в моих далеко не промышленных масштабах

https://cdn2.louis.de/content/catalogue/articles/img298x298/10002556_910_FR03_15.JPG

С собой тоже звенья такие вожу, но в гараже цепь клепаю
Клепальник с Луиса говно, после 2-х раз ему пелодка настала
Вот такой - не надо его покупать

боковые стороны верхней П-образной муйни разошлись в стороны и в пазах не держатся
Сделано из говнолина

бессмысленная трата денег и времени все эти клепальники.
оно нужно только тем, у кого цепь 530 и и пижже, у них защелок нет,

И как? Много лет смотрю с подозрением на них. А ну как отщелкнутся? Это же жопа сразу!
На Яве лет 25 назад я так клина схватил цепного. С тех пор страшно.

у меня на Яве цепь рвалась тоже, но то Ява цепь в кожухе и кто за ней особо следил?
соверменная цепь может разомкнуться только если кривыми руками защелку поставить)

кто читает эти инструктции? цепь выхаживала под сотку, какой нахер замок?:) та цепь, что у меня а дорогмиловке улетела была наполовину выкрошена, но замок был цел)

я инструкцию прочел, когда уже яв не было) одно время вокруг дачи неделю ездил на цепи, где 2 куска цепи были склепаны наружними звеньями без ролиеа и втулки) грохот был пестец)

и как ты ездишь дальше мкада? молоток круглый керн и большой булыжник ( ну хорошо кувалда в гараже если ) и ни надо ни чего ни куда класть
но можно купить и фирменный за 300 евро

500-ю цепь расклепал вело выжимкой.

пришлось правда ее немного модернизировать, но в принципе говна и веток было достаточно.

расширил рамку, чтоб цепь влезала.
и подобрал трубочку чтобы штифт держала на винте. наживляешь, трубочку вынимаешь и дальше закручиваешь.

Изображение

1. Снимаем кожух цепи и кожух ведущей звезды (Ф2).

Изображение

2. Убираем грязь, обнаруженную (странное дело!) под кожухом ведущей звезды.

3. Ослабляем винты (гайки) крепления ведущей и ведомой звезд (Ф3, 4).

Изображение

Изображение

Байк придется покатать вперед-назад, т.к. в 90% случаев доступу ко всем гайкам сразу мешает маятник. Желателен также ассистент, способный нажать на педаль заднего тормоза.
Ослабляем гайку оси заднего колеса.

4. Ставим байк на центральную подножку или на подкат.

5. Демонтируем заднее колесо.

6. Демонтируем ведущую и ведомую звезды.

7. Режем старую цепь.
RK Excel – это, конечно, очень неплохой инструмент и позиционирует себя как девайс, предназначенный в том числе и для резания цепей… И все же, прежде чем его применять в этом качестве, лучше шляпки штифтов спилить болгаркой (Ф5).

Изображение

Если этого не сделать, то шанс сломать иглу (пробойник) очень велики (Ф6).

Изображение

Изображение

разная нужная оснастка (Ф8).

Изображение

Изображение

Заворачиваем прижимной болт с усилием около 10-12 Н*м (большое усилие не требуется, основная задача – зафиксировать штифт).
Заворачиваем пробойник до тех пор, пока игла не выдавит штифт.
Все, цепь разрезали, можно выпить пивка.

8. Ставим ведущую звезду, сразу надев на нее новую цепь. Шлицы мажем консистентной смазкой, крепящий ее болт наживляем.

Изображение

После снятия инструмента с чувством глубокого удовлетворения видим следующий результат (Ф11, 12).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Повторяем процедуру для второго штифта. Контролируем подвижность цепи в замке (Ф16).

Изображение

10. Монтируем ведомую звезду. В нашем случае на шпильки наносим консистентную смазку (grease), как рекомендует мануал, крепеж наживляем.

12. Снимаем байк с подката (центральной ноги).

Изображение

Изображение

Гайку оси колеса оставим на потом.

14. Устанавливаем кожухи ведущей звезды и цепи.

15. Регулируем натяжение цепи. У большинства дорожных байков провис цепи в середине расстояния между звездами должен составлять 25-30 мм (полтора среднестатистических пальца). Уточнить эту величину для конкретного аппарата можно разыскав на маятнике мотоцикла наклейку-подсказку или посмотрев мануал. Если на мотоцикле установлены стоковые звезды, индикатор натяжителя должен оказаться в самом начале зеленой зоны.

Похоже, все. Смахнув трудовой пот, можно выпить пива. Или чаю, кому что религия позволяет.

З.Ы. ММДА выражает искреннюю благодарность Олегу Медведю (мотомастерская Берлога) за неоценимую помощь в подготовке материала.

Читайте также: