Проточка контактных колец генератора своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Видео о замене токосъемных(контактных) колец якоря(ротора) генератора автомобилей ВАЗ. Такой способ подойдет для .

На видео наглядно, а главное очень подробно, показан процесс замены коллектора (токосъемных колец) на роторе .

Ремонт генератора двиг. Змз-409 Уаз Буханка 2009 г.в. пробег 140 тыс.км., всего за 220 рублей (подшипник 50 руб. и .

Часто меняете аккумуляторы? Уверены, что дело в них? Как давно вы проверяли свой генератор? Ведь аккумулятор это .

На ютюбе много роликов о замене токосъемных колец, генераторов Пассат Б3, Ауди и им подобным, с широкими .

В этом видео, я показал не точный, но вполне пригодный для ремонта в гараже, способ проверки ротора, автомобильного .

Как проверить реле регулятор, регулятор напряжения генератора. Все регуляторы проверяются примерно одинаково, .

Еще один ремонт, очередного генератора. Как обычно, проблема крылась в мелочах. Немного внимательности и .

При ревизии и наладке щеточного аппарата, коллектора и контактных колец необходимо проверить:

Картинки по запросу проверка установки щеток на нейтрали

  • правильность расположения щеток. Ось расположения щеток в машинах постоянного тока должна быть параллельна оси коллектора, а в машинах переменного тока перпендикулярна плоскости контактных колец. Расстояния между сбегающими краями щеток соседних бракетов траверс по окружности коллектора должны быть одинаковыми;
  • установку щеточного аппарата на нейтраль. Щеточная траверса у машин постоянного тока должна быть установлена на нейтрали (рис)

Проверку установки щеток на нейтраль произвести индуктивным методом при неподвижном генераторе (двигателе). Для проверки установки щеток на нейтраль обмотку возбуждения отсоединить от обмотки якоря и других обмоток и подвести к ней пониженное напряжение постоянного тока в пределах 5-10% номинального. К зажимам якоря присоединить милливольтметр. Замыкая и размыкая цепь возбуждения ключом К, определить отклонение стрелки милливольтметра, включенного в цепь якоря, которое зависит от положения щеток.

При установке щеток на нейтраль траверсу со щетками передвигать до тех пор, пока при включении и отключении цепи возбуждения стрелка милливольтметра не перестанет отклоняться. Это положение щеток и будет соответствовать нейтральной зоне;

  • марку и состояние щеток. Марки щеток следует выбирать в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. В случае отсутствия этих данных необходимо учитывать условия работы щеток, рабочую плотность тока (А/см 2 ) и окружную скорость (м/с).

Щетки должны достаточно свободно перемещаться в щеткодержателях, но не иметь излишней слабины. Нормальная слабина щетки щеткодержателя должна составлять 0,2-0,3 мм.

Угольные щетки должны иметь зеркально блестящую поверхность на всей площади соприкосновения с коллектором или контактными кольцами и должны быть хорошо притерты к поверхности коллектора или контактными кольцами. Щетки притереть стеклянной бумагой, обращенной рабочей стороной к щеткам, путем перемещения ее взад-вперед. Применение наждачного или карборундового полотна для пришлифовки щеток недопустимо. После притирки щеток коллектор, контактные кольца, щетки и щеткодержатели очистить и продуть сжатым воздухом для удаления пыли и зерен стекла;

  • величину нажатия щеток. Величина нажатия (давления) щеток, создаваемая пружиной щеткодержателя, должна соответствовать определенному удельному давлению, зависящему от марки и размера щетки.

Разница в давлении на отдельные щетки не должна превышать 10% среднего значения.

Величину нажатия (давления) щеток отрегулировать изменением затяжки (нажатия) пружин;

  • состояние и величину биения коллектора или контактных колец. Контактные поверхности коллектора и контактных колец должны быть цилиндрическими и иметь гладкий полированный вид без неровностей, царапин, вмятин, следов нагара. Слюда между коллекторными пластинами не должна выступать за поверхность коллектора.

Биение коллектора (контактных колец) измерить индикатором часового типа при отключенной машине и медленном проворачивании якоря (ротора). Для удобства измерения на конец стержня индикатора следует надеть плоский наконечник.

При биениях коллектора, превышающих 0,5 мм, необходимо произвести обточку резцом.

Коллектор проточить при скорости резани около 90 м/мин и подаче не более 0,05-0,1 мм и на оборот. Перед проточкой коллектора его следует нагреть до 100 0 С, затянуть в нагретом состоянии, затем дать ему остыть и снова затянуть. Затягивать следует только ослабевшие болты.

После проточки коллектор прошлифовать мелкозернистыми камнями, укрепленными неподвижно в суппорте, либо вращающимся карборундовым мелкозернистым кругом диаметром 150-300 мм. При шлифовке коллектора неподвижным камнем окружная скорость их вращения не должна превышать 10-12 м/с. При шлифовке коллектора вращающимся кругом последний должен вращаться навстречу коллектору. Подача при этом должна быть весьма незначительной.

При наличии царапин, нагара и прочих местных дефектов коллектор (контактные кольца) необходимо полировать. Полировку произвести также после проточки или шлифовки при нормальной скорости вращения, применяя мелкую стеклянную бумагу №00. Для полировки коллектора стеклянную бумагу прикрепить к деревянной колодке, которую необходимо подогнать точно по диаметру коллектора. Контактные кольца проточить, прошлифовать и отполировать так же, как и коллектор.

При проточке, шлифовке и полировке коллектора и контактных колец необходимо следить за тем, чтобы стружка или абразивная пыль не попадали внутрь машины. Слюда (миканит) между коллекторными пластинами должна быть выпилена на глубину 1-2 мм.Выпиливание (продороживание) коллекторов малых машин постоянного тока необходимо произвести специальной пилкой, которую изготовить из небольшого куска ножовочного полотна, зажатого в рукоятку, а у больших машин – специальными фрезерными машинками. Пропиливание слюды должно быть выполнено. Края коллекторных пластин следует притупить шабером под углом 45 0 на ширину не более 0,5 мм. Контактные кольца, коллектор и щетки должны быть всегда чистыми. Особенно вредна для них угольная и металлическая пыль.

Коллекторы и контактные кольца можно чистить на ходу машины при помощи дощечки, обернутой сухой тряпкой. При этом следует изолировать себя от соприкосновения с токоведущими частями и не задевать руками и одеждой вращающихся частей машины.

Контактные кольца

Стальные кольца и их преимущества

Замена контактных колец на генераторе Ваз 2110

Замена контактных колец на генераторе Ваз 2110

Устанавливать медные кольца нет смысла, так как они очень быстро стираются.
Поэтому свой выбор лучше остановить на стальных кольцах, которые имеют ряд преимуществ:

  • ​ Они почти не изнашиваются, поэтому щетки надолго сохраняются практически в идеальном состоянии.
  • ​ Они легки в установке.

Примечание: кстати, для более надежной фиксации их предварительно смазывают раствором флюса, после чего промывают содой.

  • ​ После установки они надежно фиксируются, оставаясь неподвижными в любых ситуациях.

Замена ротора с кольцами

Замена на генераторе Ваз 2110

Замена на генераторе Ваз 2110

  • ​ Поставить обозначения на крышках генератора (чтобы потом было легче их собрать, иначе можно перепутать их месторасположение).
  • ​ Снять пластмассовый кожух. Это легче сделать после того, как три защелки, крепящие его, будут отогнуты.

Примечание: разгибать их нужно очень аккуратно, поскольку они довольно нежные. Слишком быстрое движение может спровоцировать их поломку.

  • ​ Отвернуть два винта, которые крепят электронный регулятор напряжения.
  • ​ После этого появится доступ к реле генератора. Его необходимо снять, иначе он будет мешать в процессе работы.
  • ​ Снять все крепления блока и конденсатора.
  • ​ Затем отцепить три наконечника обмотки, идущих от статора.
  • ​ Снять блок и конденсатор. Если нужно осуществить и замену конденсатора, то необходимо открутить гайку, которая его крепит. Затем снять шайбу вместе со втулкой.
    Теперь пришла очередь и провода, который крепит конденсатор к контактному болту. После этого можно будет снять и заменить сам конденсатор.
  • ​ Открутить стяжные болты генератора. Всего их четыре.
    Обычно под головками винтов находятся плоские и пружинные шайбы. Они очень маленькие, но выполняют важную функцию.
    Их нельзя потерять, иначе придется покупать новые, но найти в продаже их не просто.
  • ​ Снять крышку генератора со стороны, где находятся контактные кольца. При этом можно слегка помогать отверткой, как бы вытягивая крышку на себя.

Ваз 2110 в генераторе контактные кольца

Ваз 2110 в генераторе контактные кольца

Примечание: при этом ротор должен быть неподвижным. Чтобы он не крутился, его следует максимально зажать, а под него подложить небольшой кусок фанеры.

  • ​ Отсоединить упорную шайбу.
  • ​ Вынуть ротор генератора.
  • ​ На нем есть дистанционное кольцо, которое необходимо снять.
  • ​ На этом этапе нужно внимательно осмотреть контактные кольца. Вполне возможно, что их также придется заменить.
    Если они стерлись или на их поверхности есть царапины, то замены не избежать (кстати не обязательно ставить новые кольца – их можно тщательно отшлифовать).
  • ​ Мультимером следует измерить сопротивляемость роторной обмотки.

Примечание: если данный инструмент показывает, что в обмотке ротора есть обрыв, то его срочно нужно менять. Можно также попытаться перемотать его, устранив обрыв. Но этот процесс является довольно сложным.

  • ​ Также следует проверить, нет ли замыкания между обмоткой и корпусом ротора. Для этого нужно использовать лампу на 220 В.
    Один ее провод необходимо подсоединить к корпусу, а другой по очереди подключать к каждому из контактных колец. При этом если замыканий нет, то лампа гореть не будет.
  • ​ Вставить на место новый ротор.
  • ​ Собрать все в противоположном порядке.

Что приводит к стиранию колец

Кольца генератора для Ваз 2110

Кольца генератора для Ваз 2110

К выходу из строя контактных колец могут привести следующие детали генератора.

Статор

  • ​ С его внутренней стороны не должны иметься следы от ротора, которые появились бы во время его работы. В противном случае придется его менять.

Примечание: нужно проверить и подшипники, так как зачастую эта проблема появляется, когда они разбиты.
Иногда даже крышка генератора также может быть разбита. Эту проблему срочно нужно устранить, заменив поврежденную деталь на новую.

  • ​ После этого следует проверить, нет ли обрыва в обмотке статора. Проверять его нужно также, как и ротор.

Генератор Ваз 2110

Генератор Ваз 2110

Конечно, если есть уверенность в том, что статор полностью исправен, то осуществлять такую манипуляцию не стоит. Но если есть хоть малейшие подозрения в его неполадке, то лучше его проверить.
Неисправный статор сможет снова привести к неисправности ротора.

Подшипник

  • ​ Посмотреть, правильно ли вращается подшипник генератора, находящийся на роторе. Он должен вращать со стороны контактных колец свободно, не заедая.
  • ​ Если он слишком болтается или наоборот очень сильно зажат, то его нужно спрессовать.

Крышка

  • ​ Крышка генератора со стороны контактных колец может иметь повреждения, трещины или другие дефекты.
  • ​ В таком случае нужна ее замена, иначе она будет плохо воздействовать на контактные кольца, приводя к их стиранию.

Замена контактных колец без смены ротора

Кольца ротора генератора Ваз 2110

Кольца ротора генератора Ваз 2110

В любом случае их замена осуществляется со снятием ротора. Но не всегда его тоже нужно менять.
Замена колец происходит так:

Примечание: поддевать нужно аккуратно, по кругу, пока не появится слегка заметный зазор.

  • ​ Под ним можно будет увидеть два контакта.
  • ​ Используя пассатижи и отвертку, следует разжать защелки. После этого – освободить выводы обмотки ротора.

  • ​ Отсоединить хвостовик с кольцами. Выполнять этот процесс можно любым удобным способом.
    Легче всего зажать хвостовик и покрутить его. Контакты оборвутся и его можно будет без проблем снять.
  • ​ В пазах могут остаться контакты. Их следует выковырять. Для этого можно использовать обычный гвоздь.
  • ​ На хвостовик ротора следует одеть новые кольца.

Примечание: при этом нельзя допустить, чтобы появился перекос. Все должно находиться строго по центру. В противном случае будет биение, в результате чего щетки пострадают.

  • ​ Хвостовик нужно забить легким молотком. При этом нельзя цеплять кольца, иначе они могут расколоться.

Контактные кольца ротора генератора на Ваз 2110

Контактные кольца ротора генератора на Ваз 2110

  • ​ Загнуть контакты обратно.
  • ​ Поместить на место кожух.
  • ​ Проверить, правильно ли работает генератор.

Заменить кольца генератора можно своими руками, так как сделать это совсем несложно даже в домашних условиях. Цена на новые кольца колеблется в пределах 200-1000 рублей.
А в автосервисе нужно будет заплатить в два, или даже в три раза больше. Ведь выполнить этот, казалось бы, простой ремонт, никто не возьмется меньше чем за 1000 рублей.
Конечно, прежде чем приступать к самостоятельному ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не помешает.

Одной из распространенных неисправностей генераторов BOSCH (БОШ) при пробеге грузового автомобиля от 500000 до 700000км есть износ щеток регулятора напряжения и контактных колец якоря. При первой разборке генератора всегда возникает вопрос, как заменить контактные кольца генератора? В этой статье с помощью фото мы выполним замену контактных колец.
Для замены контактных колец генератора нам понадобятся съемник, паяльник и несколько самодельных приспособлений.

Приспособления для замены контактных колец генератора

Цилиндр диаметром 7мм и длиной 30мм будет прекрасной проставкой при демонтаже подшипника и контактных колец генератора. Второе приспособление (не обязательно делать таким массивным) пригодится нам для установки подшипника. Его размеры внутренний диаметр 17,5мм глубина отверстия 40мм.

Проставка для выпресовки
Приспособление для забивания подшипника

Также нам понадобится съемник. Это один из немногих съемников который с первого раза подошел для замены контактных колец генератора и заднего подшипника.

Съемник для снятия контактных колец генератора

Сняв задний подшипник генератора, переходим к демонтажу контактных колец. Для этого ножовкой перепиливаем контактную пластину, как можно ближе к держателю колец.

Перепиливаем контакт для замены контактных колец генератора

Остальную часть пластика отламываем, подковырнув контакт отверткой.

Замена контактных колец генератора

Цепляем съемник за нижнее кольцо, устанавливаем проставку и снимаем контактные кольца генератора.

Спресовываем контактные кольца

Удаляем остатки пластика с контактов обмотки генератора.

Очищаем контакт

Перед заменой контактных колец генератора проверьте цепь между контактом и кольцом. Так как имели место случаи обрыва.

Проверка цепи

Устанавливаем заменяемые контактные кольца и легкими ударами молотка по верхней части контактных колец набиваем их на якорь генератора. Важно обратить внимание на расположение выреза на якоре генератора и выступа на заменяемой детали (некоторые генераторы имеют вырез с обеих сторон).
Перед окончанием установки колец на якорь генератора необходимо завести провода в прорези.

Перед установкой контактных колец совмещаем выступ и заводим провода

Контакты можно подпаять вместе с пластиной, или аккуратно ее удалив.

Замена контактных колец генератора
Замена контактных колец генератора

Заменив контактные кольца генератора, набиваем подшипник и собираем генератор.

Замена контактных колец генератора выполнена

Читайте также: