Профессиональный умзч своими руками упрощенный вп

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024

2) Основные схемы. Их не так много и они придуманы в начале прошлого века ,в расцвет ламповой техники и ничего нового изобрести нельзя и не нужно._По этим основным схемам выпускались десятилетия все усилители фирмами всего мира.

3) Одно тактный усилитель на выходе одна лампа. Усилитель без ОООС поэтому имеет повышенный КНИ и ИМД и имеет повышенное выходное сопротивление,что не есть хорошо.

_____________

Вводим ОООС с выходной обмотки ТВЗ в катод первой лампы. При этом все каскады усилителя охвачены ООС и ТВЗ в том числе,что способствует уменьшению КНИ и ИМД до 10 раз и улучшает АЧХ

Миф о хорошем звучании усилителя лампового однотактного на ТРИОДЕ на выходе и без ОООС кочует по сайтам уж 15 лет. Это заблуждение!! Триод охвачен внутренней ООС и поэтому прощает ошибки в выборе рабочих точек. Позволяет собрать усилитель и сапожнику и пирожнику без настройки. Но полностью проигрывает усилителю на пентоде или на лучевом тетроде,если эти усилители настроены по приборам. А откуда у сапожника и пирожника приборы и откуда он может знать как настраивать усилитель,вот и клепают они эти усилители на триодах,ДОХЛИКИ как я их называю,потому что триодный усилитель имеет в два - три раза меньшую мощность при применении одной и той же лампы на выходе (например КТ88 или 6П3С включенной триодом или лучевым тетродом) Смотрим таблицу какова МАКСИМАЛЬНАЯ выходная мощность однотакта на 6П3С в ТЕТРОДНОМ включении лампы = 6,5 ватта , а в ТРИОДНОМ включении лампы всего = 1,4 ватта. НО ПРИ ТРИОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ У УНЧ НА 1,4 ватта ИСКАЖЕНИЯ БУДУТ 7-10% , А ПРИ ТЕТРОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ на 1,4 ватт ВСЕГО 1%

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Теперь двух тактная схема. Это основная схема высоко качественных усилителей. Уделом одно тактных усилителей было применение их в приёмниках и телевизорах до 2го класса из за низкого качества воспроизведения звука одно тактными усилителями. Все усилители выпускаемые в мире фирмами,делались только двух тактными и только на пентодах и лучевых тетродах на выходе. Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88.

Изображение

Любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие токи ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП - ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.
При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал резистора,настраивая на наилучшее звучание и параметры. Примерно посчитали какие надо ставить резисторы и гонят усилители! Для себя любимого настраивайте усилители,порою день два можете затратить на настройку,но за то зазвучит на полную катушку усилитель ваш. Для этого есть у нас тема ИЗМЕРЕНИЯ.Измеряя параметры можем сравнивать и добиваться наименьших искажений. Вот смотрите поменяли всего лишь напряжение на экранных сетках выходных ламп с 300 вольт до 165 вольт и видим как изменились КНИ и ИМД. Изменением напряжения на экранных сетках мы изменили внутреннее сопротивление лампы выходной и вывели её работу в точку наименьших КНИ и наибольшей мощности для данного применённого ТВЗ с этим коэф. трансформации и этой нагрузкой 4 ом.

Изображение

Это видно на графике ТЕТРОДА лампы любой,где кривая КНИ есть и кривая максимальной мощности.Изменяя отношение напряжения зкранной сетки к анодному напряжению,мы можем в 3-5 раз изменять внутреннее сопротивление ламп Тетродов и пентодов,тем самым точно согласуя лампы с нагрузкой и тем самым уменьшим КНИ и ИМД усилителя.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Изображение

УСИЛИТЕЛИ ДВУХТАКТНЫЕ

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

Это полные рабочие схемы двухтактного усилителя. Ставим на выходе любые лампы. Строчные мощные 6П36С,6П45С,6П41С,6П44С , Г807 получаем усилитель 35-55 ватт , всё зависит от величины анодного напряжения. Или ставим 6П1П,6П14П,6П6С,6П3С, получаем усилитель 10-14 ватт. Усилители в классе А работают. ТВЗ данные в теме ТРАНСФОРМАТОРЫ 1я страница.Для двухтакта моноблока на 6П41С применяется ТС90 ТОР зд. ТОРЭЛ .

ОТРАБОТАННАЯ СХЕМА МОНОБЛОКА , ВВЕДЕНИЕМ ПОС МЫ МОЖЕМ ДО нуля Ом ПОНИЗИТЬ ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЭТО ДВЕ ОДИНАКОВЫХ СХЕМЫ ТОЛЬКО ОДНА С ФИКСИРОВАННЫМ СМЕЩЕНИЕМ , А ДРУГАЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
МОНОБЛОК НА ГУ50 Первая лампа 6Н9С или 6Н8С,резистор анодный разного номинала,усиление разное. ДАННЫЕ на схеме все.

Изображение

Для двухтакта МОНОБЛОКА на ГУ50 по одной лампе в плече, для каждого моноблока ТС нужен 150-180 ватт железо мощностью , моточные данные 220вольт вторичка анодная на ток 0,4а / Смещение 40 вольт 0,03А/ 6,5 вольт 1А / 12,7в 2,5А /.
ТС для моноблока 4ХГУ50 железо 250ватт анодная обмотка / 220 в. 0,8а / 40 в. 0,03а / 12,8в 3а / 6,5в. 1а/ .
ТВЗ 200ватт если по две ГУ50 в каждом плече и анодное напряжение 800 вольт то мотаем /88 вит 0,8 / 1300 + 1300 вит 0,31-0,35мм / 44 и 44 вит. 0,8мм/ выходная мощность будет 80-100 ватт.
Если 600 вольт анодное ,то ТВЗ 200 130 вит 0,8 / 1300+1300 вит 0,31-0,35мм / 65 и 65 вит 0,8мм /
Если по одной ГУ50 в плече то мощность 50 ватт и данные в схеме даны ТВЗ. Это для работы в классе АВ-В для музыкантов.
При удвоении ламп в выходном каскаде,для согласования с нагрузкой в том же ТВЗ что и для двух ламп,мы должны в 1,41 раз увеличить количество витков во вторичке этого ТВЗ. Но это теоретически. Практически немного не так.Приходиться снова подбирать согласование изменяя витки вторички ТВЗ. При изменении анодного и экранного напряжения,тоже приходиться вновь подбирать количество витков вторички ТВЗ,но это для качественного УНЧ работающего в классе А. Для музыкантов и эстрадных УНЧ это не столь важно.
Для качественного воспроизведения усилитель в классе А должен работать и анодное не выше 400 вольт при токе лампы одной 80-90ма,выходная мощность 40 ватт. В классе А в ламповом усилителе выходная мощность всегда меньше чем мощность в классе АВ и всегда гораздо меньше мощности потребляемой выходным каскадом по анодному питанию от блока питания, но и качество звука выше.
ЭТО СХЕМА 100-120 ватт моноблока на ГУ50х4шт на выходе для музыкантов.

Изображение

Изображение

Это схема Эстрадного УНЧ для музыкантов Работает в классе АВ ,применён не симметричный ФИ ,первый триод работает с общим катодом,а второй триод с общей сеткой,поэтому ФИ имеет разное выходное напряжение по анодам лампы 6Н6П.

Изображение

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Усилитель настраиваем при мощности 25% от максимальной на наименьшие КНИ и ИМД. Максимальная мощность усилителя измеряется при 10% КНИ или начале ограничения вершинок синусоиды на экране осциллографа , измеряем среднеквадратичное напряжение на эквиваленте нагрузки, возводим в квадрат и делим на R эквивалента вашего. P=U²/R например Umax=10v. R=4om. Pmax= 10²/4= 25 ватт.
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ ИЗМЕРЯЕМ ВЫСТАВИВ НА ЭКВИВАЛЕНТЕ 2 вольта,ПОТОМ ОТКЛЮЧАЕМ ЭКВИВАЛЕНТ И СМОТРИМ НАСКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛОСЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ВЫХОДЕ УНЧ , ПО ФОРМУЛЕ ВЫЧИСЛЯЕМ ВЫХОДНОЕ Rвых=[(Uхх/Uнагр)-1]×Rнагр
или по этой формуле Rвых=[(Uхх-Uнагр)/Uнагр]×Rнагр пример: [(3-2)/2]×8= 4ом.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Драйверы УНЧ лампового лабораторные работы произвёл,сравнение какой лучше,какой меньше вносит искажений в сигнал усиливаемый,какой имеет большее усиление. Катодным резистором всегда выводим каскад в точку работы с наименьшими КНИ всего УНЧ. Не от фонаря берёт номинал резистора,тупо ставя тот что написано в схеме в интернете,книжке,а подбираем и при смене лампы опять подбираем по наименьшим КНИ. Каждая лампа одного и того же названия , требует свой номинал резистора при данном напряжении анодном.

Изображение


ПРИМЕРНЫЙ МОНТАЖ УСИЛИТЕЛЯ ОДНОТАКТ 6П3С + 6Н9С

Изображение

Если хотите поднять АЧХ на низких частотах,то включите последовательно с резистором ОООС конденсатор 0,5-1мкф . Если хотите поднять АЧХ на ВЧ частотах,зашунтируйте резистор 110 ом в катоде первого каскада,куда подходит резистор ОООС , конденсатором 0,3-0,8мкф.

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

В ВЫШЕ ПРИВЕДЁННОЙ СХЕМЕ ВСЕ ПОДСТРОЕЧНИКИ ПЕРВОГО КАСКАДА,ЗАМЕНИТЬ НА ПОСТОЯННЫЕ РЕЗИСТОРЫ ПОСЛЕ НАСТРОЙКИ. НИЖЕ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ МОНТАЖА УСИЛИТЕЛЯ ДВУХТАКТА на ЛАМПАХ 6П3С,6П6С,6V6,КТ88,EL34.



Для тех радио-специалистов, кто решил построить высококачественный аудио усилитель с нуля, предлагается очень толковая и уже проверенная схема, отдалённо напоминающая вот такой транзисторный УМЗЧ.

Схема усилителя мощности звука

Схема усилителя мощности звука высокого качества Схема предварительного усилителя звука Схема БП и защиты усилителя мощности

Этот усилитель состоит из:

Транзисторы — TIP35 / TIP36, оконечник конечно требует больших радиаторов. Дополнительно решено было использовать активное охлаждение в виде вентилятора, но испытания показали что это не обязательно.

Печатные платы для сборки



Блок питания 24 В и защита. Источник питания подает напряжение для управления реле. Чтобы избежать неприятных звуковых эффектов при включении / выключении усилителя, добавлена защита в виде задержки включения и немедленного отключения громкоговорителей и защиту от возникновения постоянного напряжения на выходе АС. Два реле позволяют подключить два громкоговорителя.











Всё собрано в оригинальный корпус от УНЧ.


Прослушивание усилителя

По субъективным ощущениям звук просто сенсационный. Мощный стабильный бас, красивый СЧ диапазон и тонкие прозрачные верха. Поскольку радиаторы не самые большие, даже средняя громкость долгого прослушивания заставляет их заметно теплеть.

Вообще когда речь идет о радиаторах, их недостатком является не только то, что они слишком малы, но и то что каждый транзистор находится на отдельной пластине. Силовые транзисторы и транзистор с компенсацией тока покоя должны находиться на одном радиаторе и следовательно иметь одинаковую температуру, чтобы компенсировать изменения их параметров под воздействием тепла. В качестве транзистора для стабилизации тока покоя можно взять BD139 — его будет проще крепить к радиатору.

Транзисторные усилители мощности низкой частоты (УМЗЧ) для звуковой и аудио-аппаратуры. В разделе собраны принципиальные схемы самодельных усилителей мощности НЧ на биполярных и полевых транзисторах.

Здесь вы найдете схемы транзисторных усилителей разной сложности и с разным классом мощности:

  • низкой мощности - до 1,5 Ватт;
  • средней мощности - от 1,5 Ватт до 20 Ватт;
  • большой мощности - 25 Ватт, 50 Ватт, 100 Ватт, 200 Ватт, 300 Ватт и более.

Для самодельного аудио-комплекса или при ремонте музыкального центра можно изготовить многоканальный усилитель мощности в конфигурациях:

  • система 2.1 (сабвуфер + 2 сателлита);
  • система 5.1 (сабвуфер + 5 сателлитов);
  • стерео - два канала усиления;
  • квадро - четыре канала усиления.

На транзисторах можно без лишних сложностей собрать небольшой самодельный усилитель для наушников. Присутствуют очень простые и доступные по себестоимости конструкции усилителей, которые прекрасно подойдут для изготовления начинающими радиолюбителями.

Усилитель НЧ с двойной термостабилизацией (LME49860, 2SD2394, 2SB1565)

Схема самодельного усилителя мощности НЧ с двойной термостабилизацией, выполнен на микросхеме LME49860 и транзисторах 2SD2394, 2SB1565 на выходе. В моей практике бывали случаи, когда выходные транзисторы УНЧ с защитой только по температуре перегревались и сгорали. Приходилось добавлять термозащиту еще и по току. Вот такая схема двойной защиты.

Экономичный УМЗЧ на транзисторах 2SC3331V, 2SA1286, 2SA928A, 2SD2058Y (13Вт)

При ремонте современных усилителей мощности низкой частоты, собранных с применением интегральных микросхем, не всегда есть возможность приобрести требуемые микросхемы или найти подходящие в радиолюбительских закромах. В таком случае можно взамен неисправной микросхемы изготовить несложный в сборке .

Схема УМЗЧ на пяти транзисторах и с однополярным питанием (60W)

Простой усилитель ЗЧ на трех транзисторах, схема (КТ3102, КТ816, КТ817)

Гибридный УМЗЧ на лампах ECC88, 6Н23П и микросхемах LM3875 (30Вт)

Схема самодельного гибридного усилителя звука на лампах и микросхемах с выходной мощностью 30 Ватт. Усилитель построен на лампе ECC88 (отечественный аналог - 6Н23П) и мощной микросхеме LM3875.

Схема мощного гитарного усилителя на транзисторах TIP142 и TIP147 (60Вт)

Принципиальная схема гитарного усилителя мощности низкой частоты с предусилителем и темброблоком. УМЗЧ собран на транзисторах TIP142 и TIP147, выходная мощность - 40Вт на 8 Ом, 60 Вт на 4 Ома.

Простые высококачественные усилители мощности НЧ на МДП-транзисторах

Несколько принципиальных схем высококачественных УМЗЧ на полевых транзисторах, привлекающие своей простотой и техническими характеристиками. Применение полевых транзисторов в усилителе мощности позволяет значительно повысить качество звучания при общем упрощении схемы.

Стерео усилитель звуковой частоты на MOSFET транзисторах (200Вт)

Схема электрическая принципиальная усилителя приведена на рисунке (в скобках приведены замененные элементы). Данная конструкция является модернизациейразработки [1]. Принципиальная схема УМЗЧ на MOSFET транзисторах (200Вт). Все основные части усилителя - трансформатор, радиаторы .

Усилитель мощности звука со стабилизированным источником питания (200Вт на 4Ом)

При разработке усилителей ЗЧ с максимальной выходной мощностью более 100 Вт первостепенноезначение приобретает необходимость получения возможно большего КПД усилителя при достаточно малых нелинейных искажениях. Вопрос о допустимом проценте нелинейных искажений усилителя ЗЧ не раз обсуждался на .

Несколько схем транзисторных УМЗЧ, хронология радиолюбителя

Свое знакомство с мощными усилителями я начал в 1958 году, когда учился в энергетическомтехникуме, и мне поручили обслуживать радиоузел. Он состоял из трех частей: малогабаритной радиотрансляционной установки “ТУ-100", магнитофона “Днепр 9” и ЛАТРа на .


В качестве усилителя для СЧ и ВЧ динамиков выбрал схему нашего соотечественника Дорофеева. Только схему переделал на современные компоненты, получилось очень дешево, просто и со вкусом, но об этом чуть позже)
Усилитель B класса отличается отсутствием тока покоя выходного каскада ( ну почти).

Из википедии: "Предельный КПД идеального каскада в режиме B на синусоидальном сигнале равен 78,5 %[15], реального транзисторного каскада — примерно 72 %. Эти показатели достигаются только тогда, когда выходная мощность P равна максимально возможной мощности для данного сопротивления нагрузки Pмакс(Rн). С уменьшением выходной мощности КПД падает, а абсолютные потери энергии в усилителе возрастают. При выходной мощности, равной 1/3 Pмакс(Rн), потери реального транзисторного каскада достигают абсолютного максимума в 46 % от Pмакс(Rн), а КПД каскада уменьшается до 40 %. С дальнейшим уменьшением выходной мощности абсолютные потери энергии уменьшаются, но КПД продолжает снижаться" Смысл прост — чем больше наваливаешь, тем меньше греется ( тоже почти).

Вот набросал схему, все просто:


В мультисиме он показывает очень достойные характеристики


Тут же развел печатку на скорую руку с питанием от сети 220в



Конечно выявил много косяков, но уже позже, цоколевка транзисторов не совпадала, да и ОУ пришлось заменить на менее прожорливую NE5532


Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ. Скорее всего потому, что есть средства для покупки готового изделия. Это очень радует и означает, что ваше материальное положение на должном уровне.
Но никакая покупка готового УНЧ не заменит сделанного своими руками, а радость от -- Я его сделал сам, -- будет присутствовать всегда и воодушевлять на следующий шаг в этом творчестве.
А ведь всё очень просто. Козлевич ( по утверждению Остапа Бендера в ,, Золотой телёнок,,) сделал свой автомобиль из швейной машинки Zinger. Василий Тёркин умел варить кашу из топора , а я делаю свои усилители из старых ламповых телевизоров и радиоприёмников и именно из СССР --х, потому, что в них применялись очень качественные радиодетали.
Вот, что из них получается :



ev2fj:

Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ.

А я вот вообще не удивлён ни разу

vladimirpetrov:

ev2fj:

Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ.

А я вот вообще не удивлён ни разу

Да, Павел, делать своими руками такие цацки очень хлопотно и на редкого любителя.
P.S. Кто водовку не пьёт и телик не смотрит. Это занятие заберёт такие приятные вещи.

ev2fj:

P.S. Кто водовку не пьёт и телик не смотрит. Это занятие заберёт такие приятные вещи.

Меня от не забрало! Вид открытых ламп вызывает исключительно охотничье инстинкты, расстрелять в сумерках из пневматики или духового ружья. Очень такой "вкусный" вид мишеней!

Закончил свой SE на ГУ-48, радуют и параметры и звук.



ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

ev2fj:

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

Валерий, так это проблема любой темы которая актуальна. Налетает всякий шлак типа Орак или им подобных агрессивных тушканчиков и превращает абсолютно любую тему в полигон для удовлетворения своих нереализованных мамкиных амбиций, не гнушаясь оскорблениями оппонента или выдаванием своих фантазий за истину
Я тоже сейчас редкий гость на форумах, потому что у самого уже большой опыт, а слушать бесполезную критику от "умнейших" мамкиных инженеров за любое слово которое скажешь - это как-бы это себя не уважать. Перед кем там что доказывать? Самоутверждаться перед кем-то? Глупо.

vladimirpetrov:

ev2fj:

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

Валерий, так это проблема любой темы которая актуальна. Налетает всякий шлак типа Орак или им подобных агрессивных тушканчиков и превращает абсолютно любую тему в полигон для удовлетворения своих нереализованных мамкиных амбиций, не гнушаясь оскорблениями оппонента или выдаванием своих фантазий за истину
Я тоже сейчас редкий гость на форумах, потому что у самого уже большой опыт, а слушать бесполезную критику от "умнейших" мамкиных инженеров за любое слово которое скажешь - это как-бы это себя не уважать. Перед кем там что доказывать? Самоутверждаться перед кем-то? Глупо.

Полностью согласен. Я открыл эту тему, чтобы уйти из того срача, будучи уверенным, что здесь буду модератором и не допущу подобного. Позже сын объяснил мне, кто назначает здесь смотрящего - Главу. Так что и здесь нет гарантий культурного общения.
Себя называю -- начинающим радиоконструктором, т.к. регулярно Начинаю новые конструкции. Ну а в той теме -- все очень ,,опытные,, , ничего не сделавшие мастера - завистники. За 5 лет никто из них ничего не сделал !!
Мои реальные аппараты -- это и есть моё самоутверждение.

Читайте также: