Притирка клапанов ваз 2107 своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Притирка клапанов

Автовладельцам за время длительной эксплуатации машины зачастую приходится сталкиваться с разными трудностями. Одной из них является притирка, или замена клапанов. Однако это один из этапов ремонта ГБЦ, который можно провести своими силами. Как притереть клапаны на авто марок ВАЗ 2106 и 2109?

Для чего нужна притирка клапанов

Основная цель проведения процедуры — обеспечение работоспособности клапанов. Регулярное неосуществление притирки может привести к тому, что клапаны перестанут качественно функционировать — не будут пропускать в камеру сгорания воздух и топливо. Последствия этого могут быть не самыми благоприятными: ухудшаются ходовые качества двигателя, что со временем способно привести к поломке.

Головка блока цилиндров с клапанами

Поводов для притирки клапанов может быть много, основной из них — длительная эксплуатация авто

Способы проведения работ

Форму клапанам можно придавать разными способами — как ручным, так и станочным, однако разница в итоге будет значительной. Наиболее точно выполнить процедуру возможно на станке для обработки клапанов и сёдел, наименее, соответственно, вручную с использованием притирочной пасты.

    Станки. За счёт жёсткой центровки посредством станка проводится точное сопряжение и нарезка фаски клапана и седла. В результате такой процедуры создаётся качественный нарезанный профиль высокой точности. Такая обработка не требует дополнительных манипуляций, только промывки и сборки ГБЦ.

Оборудование для притирки клапанов ГБЦ

Станок для притирки клапанов — дорогое удовольствие, не в каждом гараже найдётся

Ручные фрезы. Если нет возможности работать на высокоточном оборудовании, можно провести процедуру притирки клапанов при помощи ручной фрезы. Такие инструменты различаются диаметром, который подбирается под определённую модель двигателя. Всего вырезается три фаски на сёдлах под разными градусами — 30, 45 и 60°. Подобным образом не обрабатываются новые детали, только старые.

Ручная фреза

Притирку клапанов можно проводить с помощью ручной фрезы

Собственноручная притирка клапанов. Проводится самостоятельно посредством абразивного состава в случае, если поверхности деталей должны быть просто обработаны без внесения значимых изменений. При таком варианте по периметру детали наносится специальная паста, после чего клапан помещается на своё посадочное место. Затем деталь необходимо упереть в седло и одновременно вращать вокруг оси, что позволяет полностью стереть все неровности плоскости.

Притирка клапанов вручную с использованием абразивной пасты

Ручная притирка клапанов — наиболе трудоёмкий вариант проведения работ

После проведения абразивной притирки вся паста должна быть тщательно смыта.

Правила и секреты притирки

Процесс притирки — процедура, которую можно провести как самостоятельно, так и с помощью специалистов. При осуществлении подобной обработки деталей желательно соблюдать правила:

  • менять местами клапаны после притирки нельзя;
  • в работе используются абразивные составы разного качества;
  • все детали сразу же после притирки тщательно вымываются;
  • перед установкой ГБЦ её проверяют на герметичность путём заливки керосина в камеру сгорания.

Головка блока цилиндров перед притиркой снимается. Прежде чем приступать к процедуре, необходимо учесть несколько нюансов:

  • перед демонтажем клапанов снимаются их пружины, это позволит легко вытащить их из втулок;
  • перед самой процедурой притирки клапаны тщательно осматриваются. Если имеются следы дефектов, то их меняют на новые. Нагар очищается при помощи металлической щётки.

Как притереть в домашних условиях правильно

Притирка клапанов осуществляется несколькими методами. В домашних условиях можно использовать фрезу, однако если её нет, то можно прибегнуть и к ручному способу.

Инструменты для проведения притирочных работ

Используют приспособления двух групп:

    Инструменты, зажимающие и фиксирующие клапан на стержне. На одной стороне размещается ручка, вращением которой достигается желаемый результат;

Инструмент, фиксирующий клапан на стержне

Инструменты для притирки клапанов можно приобрести либо изготовить своими руками

Инструменты для прижимания клапанов при притирке

Присоски для притирки клапанов имеют различные размеры и для каждой марки автомобиля подбираются индивидуально

Если специального инструментария нет, то можно воспользоваться обычной дрелью или шуруповёртом.

Помимо перечисленных выше приборов, могут понадобиться следующие материалы:

  • алмазная либо абразивная паста;
  • слабая пружина, которую можно сжать вручную;
  • керосин.

Притирочная паста

Абразивная паста для притирки клапанов

Притирочная паста для проведения работ должна быть как минимум двух разновидностей

Абразивный материал — одна из главных составляющих, используемых в процедуре притирки клапанов. Приобрести его можно в специализированных автомобильных магазинах.

Перед работой желательно приобрести два тюбика пасты — крупнозернистую и мелкозернистую. Если купить такие составы нет возможности, его можно приготовить самостоятельно из стружки с наждачного камня или бумаги и солидола либо похожего вещества. Готовая паста должна по структуре напоминать сметану.

Шарошка

Шарошка

Шарошка, используемая для восстановления сёдел клапанов, не всегда необходима при притирке, однако запастись ей не помешает

Сёдла клапанов восстанавливаются при помощи этого инструмента. Необходимость его применения определяется по состоянию сёдел. Если на них имеется нагар и раковины, дефекты фасок (наличие ступенек или скруглений), то используется шарошка.

Поскольку на ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 величины и формы сёдел различаются, то подбирается определённый инструментарий. Чтобы сократить время обработки клапана, можно воспользоваться дрелью. С этой целью шарошку крепят в патроне и удаляют верхний слой металла. Выработку прекращают после того, как появится ровный и блестящий круг.

Инструменты для притирочных работ

Собрать прибор для проведения притирки клапанов можно своими руками, использовав для этого сверло, дрель, шланг и два хомута. На конец сверла крепится шланг, место соединения перетягивается хомутом, а само сверло вставляется в патрон дрели. К стержню клапана прикрепляется второй конец шланга.

Самостоятельная притирка клапанов

Дрель с хомутами и шлангом — эконом-вариант инструмента для притирки клапанов

Заменить такой инструмент можно специальной присоской, крепящейся к тарелке клапана и вставляющейся в патрон дрели. При выборе такого инструмента проверяется качество материала, из которого он изготовлен, поскольку при некачественном исполнении работа может постоянно прерываться.

Притирку клапанов и сёдел проводят при соблюдении определённых условий:

  1. Процесс осуществляют в обе стороны.
  2. Чтобы не допускать перегрев поясков и сёдел, скорость вращения патрона дрели выставляют в пределах 500 оборотов в минуту.

Притирка клапанов на ВАЗ 2109 при помощи пасты своими руками

  1. На клапан натягивается пружина, после чего он вставляется обратно в гнездо.

Клапан с пружиной вставляется в гнездо

Клапан оснащается пружиной и помещается в гнездо

Установка инструмента на ножку клапана при притирке

Инструмент устанавливается на клапан с пружиной

Нанесение абразивного состава на клапан

Абразивная паста на тарелке клапана должна быть распеделена равномерно

Притирка клапана вручную при помощи специального инструмента

Так осуществляется ручная притирка клапана

Притирка осуществляется до появления серого стального кольца на тарелке клапана

Так проявляется серое кольцо на тарелке клапана (справа)

Клапан после притики и промывки керосином

Так должен выглядеть клапан после притирки и промывки

Видео в помощь новичку

Как притереть на станке

При проведении притирки клапанов желательно воспользоваться специальным станком.

    В фиксаторе размещается клапан, после чего включается станок. Клапан крутят в сторону, противоположную направлению вращения шлифовального круга, с меньшей скоростью.

Притирка клапана на специальном станке

Станки для притирки клапанов обычно есть лишь в автосервисах, и то не во всех

Визуальная проверка клапана в процессе притирки

Шлифовка клапана на станке должна проводиться аккуратно, без фанатизма

Обработанный керосином клапан после притирки

Так выглядит клапан после притирки на станке. Разница между ручным и автоматизированным способами видна сразу

Обработка сёдел клапанов шарошкой

Шарошка нужна только для устранения нагара

Как осуществляются работы (видео)

Проверка качества выполненных операций

Проверить качество выполненной работы можно несколькими средствами:

  • керосином;
  • воздухом;
  • карандашом.

Самый эффективный способ проверки — применение вакуум-тестера, который имитирует процессы, проходящие в двигателе автомобиля. Пропускаемый газ вырывается через возможные щели.

Проверка качества притирки клапанов при помощи вакуум-тестера

Проверку ГБЦ вакуум-тестером лучше осуществлять в специализированном сервисе, приобретение тестера достаточно накладно

Со стороны как впускного, так и выпускного коллекторов подключается прибор, в результате чего образуется вакуум. При плохой притирке клапанов манометр будет фиксировать минимальный уровень давления, поскольку через щели проходит воздух, чего в норме не должно быть.

Ещё один способ проверки — использование керосина. ГБЦ располагается таким образом, чтобы камера сгорания была направлена вверх, а поверх наливают керосин. Бытует мнение, что за ночь керосин при неправильно проведённой притирке должен вытечь, однако на деле это не совсем так и названный метод не является достаточно эффективным.

Проверка ГБЦ с использованием керосина

Проверка герметичности ГБЦ керосином — не самый достоверный метод контроля

Равномерность распределения специального маркирующего вещества — ещё один вариант проверки. По всей окружности клапанного седла рисуются радиальные риски, после чего деталь вставляется на место, прижимается и прокручивается. Затем её вынимают и осматривают сложившийся узор. Если риски были стёрты и всё основание седла прокрасилось равномерно, то клапан можно пускать в эксплуатацию. В противном случае притирку проводят ещё раз.

Притирка клапанов — необходимая процедура, обеспечивающая нормальное функционирование ГБЦ автомобиля. Проводить её, несмотря на всю простоту работы и доступность материалов, лучше всего при помощи специалистов: это гарантирует длительный срок эксплуатации не только клапанов, но и двигателя машины в целом.

Притирка клапанов своими руками

Основное, что нужно купить перед началом процесса притирки клапанов - это притирочная паста. Она в процессе работы наноситься на кромку клапана и служит как мелкая шкурка, которая притирает клапан к его гнезду.

Существует множество вариантов притирочной пасты для клапанов. Например, такие как на рисунке в форме клапанов. Пасту для притирки клапанов следует выбирать из своих финансов и предпочитаемого производителя.

Притирочная паста отличается между собой по степени обработки: от крупнозернистой (для первоначальной обработке) до мелкозернистой (для окончательной обработке). Последнюю рекомендуют специалисты по ремонту двигателей, т.к. с ней процесс пойдет намного быстрее. Все зависит не от самой притирочной пасты, а от состояния клапанов и фасок и правильности самого процесса. Для кого-то, и обычный тюбик притирочной пасты за 100 рублей сойдет, а другим подавай только профессиональную.

Если делаете своими руками, то лучше начать с обычной притирочной пасты, не с самой дорогой.

Если что-то пойдет не так, то докупить уже нужную в процессе.

"Шарошка" для снятия металла на клапанном гнезде.

дедовские шарошки для ремонта ГБЦ

Данный инструмент применяется для восстановления седел клапанов. Шарошка представляет из себя насадку для клапанного гнезда, сделанную по форме посадки клапана. Закрепляется как правило в дрели как сверло и имеет малые размеры.

Нужны ли шарошки для притирки клапанов? Смотрим на сёдла, которые запрессованы в головке. Если они не повреждены, то можно приступать к притирке, но если сёдла повреждены (прогаром), тогда их нужно обработать специальными шарошками. В общем технология такова - сперва лучше поменять направляющие клапанов, далее притирка.

Новые клапана.

При замене клапанов обратите внимание на их качество. Высота всех клапанов должна быть абсолютно одинаковой, на стержнях, торцах и рабочих уплотняющих фасках не допускается рисок и шероховатостей. Лучше перед установкой отполировать стержни до зеркального блеска. Полировке стоит подвергнуть также плоскость тарелки и "черную" шейку клапана, так он будет меньше нагреваться и обрастать нагаром. Уплотняющую фаску не трогайте, её надо только притереть к седлу.

Инструмент для притирки клапанов.

притирка клапанов с помощью дрели

Можно использовать для этих целей дрель и резиновый шланг. Процесс выглядит следующим образом: одеваем на дрель шланг (можно с помощью сверла, а закрепляем хомутами), а на этот шланг одевается клапан двигателя (крепим с помощью хомутов) с нанесенной притирочной пастой.

Далее вставляем клапан в гнездо и начинаем процесс притирки. Главное не давать максимальных оборотов дрели, процесс должен происходить на малых оборотах (400-500 об/мин). Если больше оборотов, есть риск перегреть седла или пояски клапанов. Главное, в процессе притирки клапанов постараться не совершать круговые движения, а имитировать работу клапана вперед и назад.

Данный способ притирки клапанов с помощью дрели не очень хороший, и занимает много времени. Лучше покупать специальное приспособление для притирки клапанов в авто магазине.

Процесс притирки клапанов своими руками

У клапанов и седел встречаются два вида дефектов: рабочие фаски покрыты раковинами и налетом нагара, но имеют правильную форму; рабочие фаски покрыты раковинами и нагаром, но их правильная коническая форма нарушена — на конической поверхности образовалась ступенчатая поверхность, а коническая фаска закруглилась.

В первом случае клапан достаточно притереть, а во втором — перед притиркой рабочую фаску протачивают на токарном станке, а седло клапана обрабатывают коническими шарошками. Обработку седла начинают шарошкой с углом 45°, затем срезают верхний поясок седла шарошкой с углом 15°, после чего шарошкой с углом 75° снимают фаску в нижней части седла или шлифованием рабочей поверхности седла абразивными кругами с углами 45, 15 и 75° с помощью ручной дрели.

Притирают с помощью дрели, при вращении которой клапан автоматически повертывается в ту и другую сторону и постепенно вращается по окружности. Можно притирать также ручной дрелью или отверткой, но это займет намного дольше времени.

На фаску клапана и седла для грубой притирки наносят слой притирочной пасты для клапанов. Клапан вращают на 120° и в противоположную сторону при легком нажатии на головку клапана на 90. 100°.

Грубую притирку продолжают, пока не будут устранены все раковины и царапины, затем вытирают клапан и седло салфеткой. После окончательно притирают пастой до приобретения рабочими поверхностями равномерного матового цвета. Ширина притертой поверхности должна быть 1-1.5 мм.

Методы проверки качества притирки

притирка клапанов

Чтобы узнать, выполнена притирка или нет - обратите внимание на поверхность клапана – на ней образуется дорожка серого цвета шириной около двух миллиметров. Если таковая имеется, значит, процесс притирки клапанов завершен.

Еще одной деталь - является использование масла, как финальной пасты. Его нужно так же нанести, предварительно смыв пасты всех слоев. Данная процедура позволяет определить степень притирки, поскольку все раковины, если они будут, будут видны.

Как бы не притирали клапана, двигатель все равно "доведет его под себя". Можно потратить уйму сил, обеспечить абсолютную герметичность, однако через пару часов работы мотора уплотнение клапанов заметно ухудшится. Можно притереть клапаны небрежно, например керосин будет выступать из-под клапана, но не рекой. И через несколько дней работы мотора герметичность клапанов заметно улучшится.

Если начать измерять их на протекание, то окажется что в обоих случаях мотор приработал клапаны до некого оптимального состояния. Поэтому "выделывания" с притиркой разными пастами, финишной доводкой пастой ГОИ можно назвать лишней тратой времени.

Разумно обрабатывать клапана до появления отчетливой полоски притира посередине рабочей фаски. Такой клапан будучи прижат пальцем почти не потеет керосином при проверки на герметичность. Этого достаточно, чтобы двигатель меньше расходовал масло и стабильно работал.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Двигатель – сложный механизм, эффективная работа которого возможна только при четкой и слаженной работе всех элементов.

Притирка клапанов своими руками

Притирка клапанов своими руками

При этом одну из основных функций несут клапана. Их задача — своевременно открываться для выпуска сгоревших газов и закрываться для создания давления в цилиндре.

Незначительные повреждения клапана или его плохое прилегание к поверхности может привести к снижению компрессии и существенному ухудшению параметров двигателя. В такой ситуации может понадобиться притирка клапанов.

Насколько важна притирка

Чем выше уровень компрессии, тем четче работает шатунно-поршневая группа. При этом на данный показатель влияет два основных фактора – состояние головки и качество притирки клапанов (об этом мы уже упоминали).

Чем плотнее клапан прижат к своему гнезду и имеет меньше зазор, тем лучше будет уровень компрессии.

Проблемы со сжатием часто возникают после капитального ремонта, когда большая часть деталей была заменена. Лучший вариант — поручить доработку специалистам.

Но если знать некоторые секреты и технологию работы, то притирка клапанов своими руками не вызовет затруднений. Главное – подготовиться, выделить немного времени и проявить максимальное внимание.

Основное оборудование для притирки клапанов

Перед выполнением работ подберите инструмент для притирки клапанов. Вам понадобится:

1. Притирочная паста для клапанов. Она наносится на края клапана и формирует специальную шкурку, исключающую появление зазоров.

Выбор таких паст весьма широк. Главное, на что стоит ориентироваться – известность производителя и текущие финансы. При этом учтите, что притирочная паста бывает двух видов – крупнозернистая (для грубой обработки) и мелкозернистая (для завершающего оттачивания).

Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту, но здесь многое зависит от степени повреждений.

pritirka-klapanov

Шарошкой производится обработка седла клапана. При выборе ориентируйтесь на параметры своего двигателя (угол и диаметр).

4. Новые клапана понадобятся в том случае, если старые узлы сильно деформированы, а попытки их выравнивания не принесли ожидаемых результатов. В такой ситуации лучше не пожалеть немного денег.

5. Из дополнительного оборудования понадобится резиновый шланг, дрель или специальное приспособление.

Основные способы притирки клапанов

На сегодня можно выделить несколько методик притирки:

1. Для работы используйте резиновый шланг, которым мы запаслись заранее, дрель или специальное приспособление, как на фото, но здесь придется поработать ручками.

kak-sdelat-pritirku-klapanov

Смысл прост, рассмотрим притирку клапанов при помощи дрели. С помощью хомутов зажимайте трубку на вращающейся части дрели, а с другой стороны закрепляйте клапан (снова-таки, хомуты в помощь).

Края клапана должны быть обработаны притирочной пастой. Головка блока цилиндров устанавливается на чистую ровную поверхность.

После этого вставляйте изделие в гнездо и нажимайте на кнопку дрели. Главное при выполнении такой работы – не переборщить с оборотами (они должны находиться на уровне пятисот оборотов в минуту).

В завершении работы на поверхности клапана должна появиться тонкая дорожка, имеющая 1,5-2 мм в толщину. По завершении притирки изделие обрабатывается, а лишняя паста убирается керосином.

Этот способ пользуется большой популярностью у автолюбителей, но назвать его эффективным сложно. Минус такой притирки низкая общая эффективность.

2. Второй вариант более сложен и эффективен. С его помощью можно придать скорректировать изделие, убрать нагар и раковины, придать правильную коническую форму.

Для начала снимайте клапана с помощью съемников и удаляйте нагар с помощью металлической щетки. Действуйте очень осторожно, чтобы не сделать дополнительных царапин на поверхности.

При небольшом нагаре будет достаточно и обычной притирки. Если же повреждения более серьезные, то для обработки клапана понадобятся специальные шарошки.

Обработка начинается с 45-ти градусного изделия. Второй этап – срезка появившегося пояска шарошкой на 15 градусов. Завершающий этап – обработка с помощью 75-ти градусной шарошки.

Как только работы по исправлению фаски завершены, можно проверить концентричность индикатором. Максимально допустимое биение – до 0,03 мм.

В случае если оно больше, то потребуется дополнительная притирка клапанов и корректировка фаски. Выполнять работу можно вручную, отверткой или с помощью ручной дрели.

Действуйте в такой последовательности:

  • Ставьте под клапан пружинку (желательно как можно слабее);
  • наносите на фаску седла и клапана притирочную пасту;
  • производите вращение клапана на сто двадцать градусов в одну и на 95-100 градусов в другую сторону (с небольшим нажатием).

Работа выполняется до тех пор, пока все имеющиеся царапины или углубления не будут убраны. Остается только протереть клапан и очистить его от имеющейся пасты.

Для контроля качества притирки по периметру рабочей части клапана наносятся черточки (с помощью карандаша). Если работа выполнена качественно, то все риски должны быть стерты.

Оценить качество работы просто – на поверхности клапана должна появиться серая дорожка.

Учтите, что работа по притирке клапанов очень точная и требует особых навыков. Но все реально. Главное – четко соблюдать технологию работы и при необходимости консультироваться с мастерами. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

Притирка клапанов к ГБЦ

Практически каждый владелец старенького автомобиля отечественного или иностранного производства предпочитает ремонтировать его своими силами. В том числе и перебирать двигатель. В связи с этим довольно часто приходится делать притирку клапанов в домашне-гаражных условиях. И многие задают закономерный вопрос о том, для чего требуется эта процедура и как правильно притереть клапана.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому заменить маслосъемные колпачки (сальники клапанов). Из этой статьи вы узнаете о доступных способах замены сальников клапанов, а также как поменять маслосъемные колпачки своими руками.

Немного матчасти

Для тех, кто не в курсе, стоит пояснить, что клапаны находятся в головке блока цилиндров. Для каждого цилиндра имеется минимум два клапана (в большинстве автомобилей). Один клапан обеспечивает впуск топливно-воздушной смеси в цилиндр (камеру сгорания) из впускного коллектора, а другой – выпускает отработанные газы в выпускной коллектор.

Разумеется, открываются клапаны поочередно. Похожи клапаны на гвоздь. Головкой, которую еще называют тарелка, они обращены внутрь цилиндра. В закрытом состоянии головка клапана находится в седле и герметично закрывает камеру сгорания, прижимаясь к седлу рабочей фаской.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве ГРМ. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы и других особенностях механизма газораспределения двигателя.

Для чего притирать клапаны

Притирка клапанов

В процессе работы на тарелках клапанов, а также на седлах образуется нагар. Он препятствует герметичному закрытию впускного и выпускного клапана. Для нормальной работы двигателя это очень важно. Ведь после того, как на такте впуска топливно-воздушная смесь была втянута в камеру сгорания, поршень сжимает ее, поднимаясь в свою верхнюю мертвую точку. Впускной и выпускной клапаны должны быть закрыты. Чем сильнее будет степень сжатия, тем эффективнее и экономнее будет работа двигателя. Разумеется, при неплотной посадке впускного клапана в седло максимального сжатия и эффективного сгорания смеси уже не будет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается неплотного прилегания выпускного клапана, то в этом случае будет происходить не только нарушение герметичности на такте сжатия, но и прорыв расширяющихся газов из камеры сгорания после воспламенения заряда. Раскаленные газы оплавляют выпускной клапан, двигатель теряет мощность, так как часть газов не толкает поршень, а вылетает в выпуск. Такие последствия являются ответом на вопрос, что будет, если клапана не притерты.

Как определить, что клапан нужно притирать

Проверка герметичности клапанов головки блока

Обычно клапаны притирают после капитального ремонта двигателя. Или, например, после замены поршневых колец. Чтобы второй раз не разбирать. Необходимость процедуры проверяют на снятой головке блока цилиндров. Ее устанавливают на ровную поверхность тарелками клапанов вверх. Затем в камеры сгорания наливают керосин, а если его нет, то сойдет и бензин. Замечают уровень, после чего в таком положении оставляют ГБЦ на двенадцать часов.

Если жидкость за это время не ушла, то все в порядке. Если же уходит, то это значит, что предстоит поработать. Чтобы определить, какой из двух клапанов в цилиндре пропускает, хорошо помогает наличие сырости в выпускном или во впускном коллекторе. Можно проверить и другим способом. Принцип будет один и тот же, а разница в том, что жидкость (бензин или керосин) заливается в коллекторы. Головка при этом стоит на боку. Естественно, что оценивают течь уже со стороны тарелок.

Притирка клапанов

Как притереть клапана

Для того чтобы притереть клапана к головке в домашних условиях, потребуется дрель (желательно с реверсом) и специальная паста. Для проведения этой процедуры клапана придется рассухарить и снять. Кстати, заодно можно произвести замену маслосъемных колпачков, если в этом есть необходимость.

  • Перед работой рекомендуется обезжирить клапан и седло при помощи растворителя. На рабочую фаску клапана равномерно наносится небольшое количество притирочной пасты. Очень важно следить за тем, чтобы она не попала на шток клапана, ведь паста – сильнейший абразив (как правило, алмазный). Если останутся повреждения на штоке, то маслосъемные колпачки будут намного быстрее выходить из строя и существенно увеличится расход масла. Для препятствия этому на шток можно надеть кусочек войлока.

Клапан устанавливается на свое место, а шток закрепляется в патроне дрели. Чаще всего для удобства это делают при помощи куска шланга (один конец – на шток, другой – в патрон). Некоторые мастера зажимают шток непосредственно в патрон. Притирка проводится вращением на небольших оборотах. При этом тарелка может прижиматься чем-нибудь к седлу. Например, толстой резинкой. Но в большинстве случаев обходятся без дополнительных приспособлений.

  • Прижимание происходит при оттяжке дрели на себя. Вращение нужно делать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. Обычно на все про все уходит не более двух минут. Чтобы понять, что процесс окончен, нужно знать как выглядит притертый клапан. На его фаске образуется характерная матовая полоска шириной в пару миллиметров. Точно такая же полоска, кстати, будет и на фаске седла. Иногда после описанной процедуры проводят еще финишную обработку. Она ничем не отличается от процесса притирки, кроме того, что вместо притирочной пасты используется паста ГОИ, разведенная с моторным маслом. Перед нанесением тряпочкой необходимо тщательно удалить предыдущее притирочное средство.
  • Проверять качество притирки нужно не только по упомянутой выше полоске, но и при помощи все той же заливки керосина или бензина в камеру сгорания или в коллекторы. Перед сборкой головки блока цилиндров все детали необходимо тщательно промыть бензином. Ведь если в процессе работы абразив из пасты попал на другие поверхности, то последствия могут оказаться весьма печальными – алмазный порошок станет причиной возникновения дефектов.

Также следует знать, в каких случаях притирка клапанов может не получиться. В том случае, когда на рабочих фасках имеются существенные изъяны (раковины) или когда седла были криво расточены (прирезаны), притереть клапана не получится. Первый верный признак этого – матовая полоска на фаске неравномерная или вовсе прерывистая. Тут выход простой, хотя и не совсем приятный – покупка новых деталей. Хотя, можно попробовать и проточить их на станке.

Какую притирочную пасту использовать

Притирочная паста для притирки клапанов

Наши деды изготавливали средство для притирки самостоятельно. Они собирали пыль под наждаками с алмазным кругом, после чего смешивали ее с маслом. Сегодня, благодаря прогрессу и развитию торговли, у автомобилистов имеется приличный выбор в специализированных магазинах. Поэтому у новичков возникает закономерный вопрос о том, чем притереть клапана, какой пастой. О цене речь не идет. Здесь каждый выбирает на свое усмотрение и в соответствии с возможностями. Гораздо важнее определиться с зернистостью и составом.

Крупнозернистые пасты неопытному автолюбителю использовать не стоит. Ошибка в работе может привести к появлению существенных дефектов не фасках клапана и седла, что повлечет за собой дополнительные расходы. По этой причине лучше использовать среднезернистые пасты для основной работы и мелкозернистые для шлифовки.

Кроме вышеупомянутой пасты в продаже есть средство ABRO Grinding Paste GP-201. В данном случае в одной упаковке будет сразу два варианта: крупнозернистая и мелкозернистая. Стоит намного дешевле ФАБО. Кроме того, эта паста подходит и для удаления ржавчины с любой металлической поверхности, а также для правки режущих инструментов. Одним словом, такая паста многофункциональная. Среднезернистую и мелкозернистую пасту в одной упаковке можно получить, купив Done Deal. Основа здесь – порошок карбида кремния. Также универсальное средство, пригодится в хозяйстве. А если есть вероятность и необходимость работать с хромированными поверхностями, то стоит обратить внимание на пасту PERMATEX. В любом случае, перед покупкой рекомендуется внимательно изучить инструкцию и уже потом делать выбор.

Теперь давайте ответим на вопрос, что делать, когда пасты нет. Иногда бывают такие ситуации, когда нужно притереть клапана если нет пасты. Что ж, в этом случае придется вспомнить дедовские способы, о чем уже говорилось выше или немного разнообразить их. Итак, если нет пыли с алмазного круга, то понадобится самая мелкая наждачная бумага. С нее нужно снять абразив и смешать его с моторным маслом или солидолом. В качестве финишной пасты используется паста ГОИ, смешанная с теми же смазочными материалами. Разумеется, качество обработки такими средствами будет намного ниже. Особенно, когда нет соответствующего опыта.

Подведем итоги

Итак, как видно из всего вышесказанного, притирка – процедура ответственная, трудоемкая, но крайне необходимая для хорошей работы двигателя не только после ремонта, но и после пробега свыше 60 000 километров. Невыясненным остался лишь вопрос: нужно ли притирать клапана на новой головке.

Что касается такого случая, есть два варианта: если головка абсолютно новая и приобреталась полностью укомплектованной, то можно не притирать. Во всяком случае, специалисты говорят, что делать это не обязательно. Однако если приобреталась головка отдельно от клапанов, то притирка понадобится. Опять же, в любом случае перед ее установкой герметичность прилегания тарелок можно всегда проверить уже известным способом, то есть при помощи заливания бензина или керосина в ГБЦ или коллекторы.

Читайте также: