Притирка клапанов приора 16 клапанов своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Притирка клапанов

Ремонт

Притирка клапана считается простой технологической операцией пригонки фаски грибка клапана к седлу. Этот процесс актуален в случае ремонта старого клапана. Также производится притирка при обновлении клапана. Во время процедуры на фаску клапана наносят специальную пасту или наждак с маслом. Происходит весь процесс с помощью колебательного движения воротка. Параллельно весь процесс продолжается пока не будет получен серый цвет фаски клапана и седла. В автосервисе для процедуры используют специальный станок, который обрабатывает сразу 3-5 изделий. Также произвести притирку можно самостоятельно без обращения к специалистам.

Что такое притирка и зачем притирать клапана

Притиркой клапана в основном шлифуется по поверхности клапанов (которые позволяют топливу и воздуху свободно поступать) и в месте, где они соприкасаются друг с другом. Это делается путем нанесения специальной пасты на края клапанов. В итоге получается идеальная герметичность, которая предотвратит выход газов во время использования двигателя.

Двигатель внутреннего сгорания работает путем достижения определенной степени сжатия, которая отличается между моделями, и сжигания воздушно-топливной смеси, которая сжимается до определенного объема, устанавливаемого коэффициентом сжатия. И если топливно-воздушная смесь протекает через седло, объем воздушно-топливной смеси изменится, а процесс сгорания не будет точным, что приведет к снижению производительности двигателя.

  • Создает максимальное уплотнение между клапаном и головкой, которое предотвратит выход газов во время работы двигателя.
  • Большая площадь контакта обеспечивает рассеивание тепла от клапанов к головке, что предотвратит сгорание клапанов.

В результате весь процесс приведет к получению более тонких поверхностей, устранению незначительных дефектов, созданию более надёжной герметичности.

Зачем нужна притирка клапанов

Что необходимо для притирки

Все инструменты для притирки работают одинаково. Это означает, что инструмент крепится к головке клапана, притирочная смесь наносится на седло клапана или на поверхность, а инструмент поворачивается в разные стороны, чтобы обеспечить прочную фиксацию.

Также для процедуры потребуется:

  • керосин;
  • притирочная паста;
  • пружина, по наружному диаметру, которая проходит напрямую в седла клапана.

Приспособления для притирки клапанов

Существуют определенные приспособления для притирки клапанов. О них речь пойдет ниже.

Итак, приспособления, которые используются для притирки клапанов своими руками:

  • Сухая ткань. Необходима для того, чтобы протирать обработанные поверхности.
  • Растворитель. Специальное средство, которое обеспечивает качественную очистку рабочих поверхностей.
  • Шланг и пружина. У пружин обязательно должна быть достаточно пониженная жесткость. Их диаметр составляет 2 или 3 миллиметра, он немного больше диаметра штока клапана. Его можно положить на стержень. Также можно использовать небольшой зажим для надежного закрепления. Также нужен короткий металлический стержень с диаметром, похожим на поршневой стержень, чтобы он свободно помещался в резиновый шланг.
  • Керосин. Используется во всех процедурах притирки.

Необходимо также хорошо проверить притирку после совершения процедуры. Очень важно провести процедуру очень качественно.

Инструменты для притирки

Инструменты для притирки клапанов

К основным инструментам для притирки клапанов относится:

  • Ручной держатель клапана. Один из самых наиболее часто использовавшихся инструмент. Зачастую держатель идет в комплекте со специальной пастой для шлифования клапанов. Также купить этот инструмент можно отдельно в любом магазине автозапчастей.
  • Дрель или электрическая отвертка. С учетом того, что данная процедура всегда производится в двух направлениях вращения, многие предпочитают воспользоваться дрелью. Дрель, которая вращается сразу в двух направлениях и обеспечивает более эффективную притирку. Также для этих целей некоторые выбирают электрическую отвертку. По принципу действия она очень похожа на дрель.
  • Притирочная паста для клапанов. Можно купить готовый состав в автомобильных мастерских. Если есть какие-то знания и навыки, то сэкономить и можно сделать ее своими руками.

Методы притирки клапанов

Данная процедура вполне успешно может быть выполнена без посещения автомастерской, однако для этого требуются некоторые механические навыки.

Ручной метод притирки

В целях технического обслуживания притирка клапанов считается обязательной процедурой. Большинство современных двигателей не нуждаются в притирке клапанов, потому что они изготовлены из алюминия, а в случае повреждения деталей двигателя риск замены клапана выше. Однако на ВАЗ 2109 это необходимая процедура.

Итак, как выглядит притирка клапанов ваз 2109:

  1. Нужно снять клапаны с головки. Начинают всегда именно со снятия клапанов с головки. Рекомендуется воспользоваться этим и удалить любые углеродные отложения с помощью латунной проволочной щетки. Потребуется ли повторное измельчение, зависит от состояния головки, но в этом случае будут установлены и захлопнуты новые клапаны для создания идеального уплотнения. В комплекте клапанных лапперов могут быть специальные инструменты для притирки клапанов, есть также варианты с четырьмя присосками для различных размеров клапанов.
  2. Затем нужно аккуратно вставить клапан. Следует убедиться, что клапан максимально чистый, прежде чем наносить небольшое количество шлифовальной пасты на его поверхность. Нужно вставить этот клапан в порт, к которому он принадлежит, и прижать соответствующую присоску к головке клапана — немного воды или смазки хорошо зафиксируют его на месте.
  3. Определить изменения тона. Теперь просто нужно повернуть клапан, потирая его между руками, и прислушаться к изменению тона от громкого шлифовального звука. Когда тон изменится, нужно будет поднять клапан и снова распределить пасту по лицевой стороне клапана.
  4. Следует продолжать делать это до тех пор, пока поверхность клапана не станет равномерно яркой и блестящей без признаков тусклых пятен. Важно тщательно очистить каждый клапан и головку, а после этого установить клапан на место.
  5. Готово! Это все, что требуется для самостоятельной притирки клапанов.

Ручная притирка клапанов

Притирка клапанов дрелью

Использовать дрель для притирки — отличное решение для экономии времени и усилий.

  • Нужно взять предварительно подготовленный металлический стержень.
  • На стержень следует положить шланг из резины того же диаметра. Рекомендуется для этого использовать зажим.
  • Требуется зафиксировать его к металлическому стержню в патроне или к электрической отвертке.
  • Положить пружину на шток клапана и установить ее на сиденье.
  • Нужно убрать клапан из головки цилиндра и распределить аккуратно притирочную пасту по всей поверхность его пластины.
  • Вставить шток клапана в резиновый шланг и, при необходимости, использовать зажим того же диаметра для лучшего крепления.
  • Использовать сверло на низкой скорости и шлифовать клапан, перемещая сверло вперед-назад. В итоге установленная пружина будет особенно эффективна. После этого нужно повернуть движение сверла в противоположном направлении, пока на корпусе клапана не появится матовая поверхность.
  • После притирки требуется протереть клапан от остатков пасты, предпочтительно растворителем. Необходимо удалить пасту не только с пластины клапана, но и с его седла. Не стоит менять клапаны, потому что притирка выполняется для каждого клапана индивидуально.

Как правильно притереть клапана с помощью пневматического инструмента вращательным методом

Еще один способ, с помощью которого можно притереть клапан — использовать пневматический инструмент. Такие инструменты хорошо работают при удалении топливных и масляных загрязнений. При выполнении этой процедуры обязательно нужно распылять очиститель только в наконечник датчика и отверстия по бокам. Можно использовать клейкую ленту, чтобы покрыть разъемы на концах и предотвратить их распыление. Для использования инструмента необходимо подключиться к источнику сжатого воздуха. На штифт требуется поставить присоску подходящих размеров, которая после будет установлена на тарелку клапана. Это самый простой способ для чистки, так как он обеспечивает хороший результат за короткий промежуток времени.

Притирка с помощью дрели

Как притереть клапана на 16 клапанном двигателе с помощью пневмомашинки методом пристукивания

Самостоятельная притирка клапана может быть подвержена ошибкам. Вот почему рекомендуется использовать пневмомашинку, которая сделает это автоматически. Притирка клапанов своими руками возможна с помощью пневмомашинки. В таком случае клапан будет очищаться не вращательными движениями, а только постукиванием. Этот метод напоминает настоящую работу двигателя.

Итак, как выглядит весь процесс пошагово:

  • На шток приспособления нужно поставить одну из присосок (идет в комплекте).
  • Следует надежно закрепить присоску на тарелке клапана.
  • При помощи колесика можно контролировать работу инструмента.
  • Инструмент имеет колесико для того, чтобы контролировать частоту оборотов.
  • Притирка происходит с помощью постоянного повторения возвратно-поступательных движений.

Для данного метода не требуются каких-то особых навыков. Если опыта нет, то научиться можно в процессе притирки. Кроме того, этот метод полностью гарантирует высокую эффективность и безопасность. При использовании этой машинки можно не беспокоиться о рисках испортить детали или пострадать самому.

Благодаря повторению работы клапана в двигателе происходит максимально точное притирание.

Притирка новых клапанов

Притирка клапана считается неотъемлемой частью восстановления двигателя и должна выполняться даже при установке новых клапанов, чтобы соответствовать их головке. Соответственно, новые клапана также могут быть подвержены притирке.

Нужно ли притирать клапана на новой гбц

К подбору клапанов на новую Гбц нужно отнестись с особым вниманием. Следует поставить качественные варианты и не экономить на их покупке. В таком случае ничего делать не нужно будет. Однако некоторые предпочитают все же проводить притирку, но в данном случае она не обязательна.

Притирка клапанов своими руками видео

Ниже представлены видео, с помощью которых можно самостоятельно выполнить притирку клапанов без помощи специалистов.

Как проверить притирку клапанов

Если есть дефекты в уплотнении и седлах клапана, то воздушно-топливная смесь может попасть в камеры сгорания. Это приведет к снижению производительности двигателя. Поэтому проведению детальной проверки совершенной притирки клапанов следует уделить особое внимание.

Во время притирки клапана важно наблюдать за зоной седла клапана. Это поможет понять требуется ли дальнейшая притирка клапана. После процесса притирки клапана наиболее распространенным способом проверки считается метод с использованием бензина. После завершения работы нужно поместить клапан в точное место в головке цилиндра и залить бензин в шток клапана. Затем наблюдается утечка бензина. Если бензин протекает через седло клапана, то можно прийти к выводу, что работа не увенчалась успехом. Если бензин не протекает через седло клапана, то можно сказать, что процедура была выполнена правильно.

Проверка герметичности клапанов после притирки с помощью клапана EGR

Проверка компрессором

Чтобы убедиться в том, что была произведена правильная притирка клапанов, рекомендуется прибегнуть к методу проверки компрессором. Это самый быстрый способ. Нужно замерить компрессию, залить в свечное отделение около 20г масла и провести замер. Если показатели компрессора увеличились, то все с клапанами нормально.

Как выглядит притертый клапан

Под притиркой клапана подразумевается процедура, обеспечивающая правильную посадку для впускных и выпускных клапанов в цилиндрах двигателя. Зачастую данная процедура выполняется после проведения капитального ремонта двигателя или в случае обновления клапанов. Клапаны обеспечивают максимальную герметичность в камере сгорания, за счет чего гарантируется нормальное функционирование двигателя и его технических характеристик, также гарантирован высокий уровень сжатия и эффективная работа двигателя. На клапане после притирки не должно остаться совершенно никаких линий, а поверхность должна равномерно и аккуратно закраситься. Если были замечены какие-либо дефекты, то притирку рекомендуется провести повторно.

Наконец, притирка клапана является одним из средств повышения эффективности двигателя автомобиля. По мере того, как двигатель улучшит свою производительность, он повысит топливную эффективность. Сжигание топлива будет значительно улучшено.

Притирка клапанов к ГБЦ

Практически каждый владелец старенького автомобиля отечественного или иностранного производства предпочитает ремонтировать его своими силами. В том числе и перебирать двигатель. В связи с этим довольно часто приходится делать притирку клапанов в домашне-гаражных условиях. И многие задают закономерный вопрос о том, для чего требуется эта процедура и как правильно притереть клапана.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому заменить маслосъемные колпачки (сальники клапанов). Из этой статьи вы узнаете о доступных способах замены сальников клапанов, а также как поменять маслосъемные колпачки своими руками.

Немного матчасти

Для тех, кто не в курсе, стоит пояснить, что клапаны находятся в головке блока цилиндров. Для каждого цилиндра имеется минимум два клапана (в большинстве автомобилей). Один клапан обеспечивает впуск топливно-воздушной смеси в цилиндр (камеру сгорания) из впускного коллектора, а другой – выпускает отработанные газы в выпускной коллектор.

Разумеется, открываются клапаны поочередно. Похожи клапаны на гвоздь. Головкой, которую еще называют тарелка, они обращены внутрь цилиндра. В закрытом состоянии головка клапана находится в седле и герметично закрывает камеру сгорания, прижимаясь к седлу рабочей фаской.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве ГРМ. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы и других особенностях механизма газораспределения двигателя.

Для чего притирать клапаны

Притирка клапанов

В процессе работы на тарелках клапанов, а также на седлах образуется нагар. Он препятствует герметичному закрытию впускного и выпускного клапана. Для нормальной работы двигателя это очень важно. Ведь после того, как на такте впуска топливно-воздушная смесь была втянута в камеру сгорания, поршень сжимает ее, поднимаясь в свою верхнюю мертвую точку. Впускной и выпускной клапаны должны быть закрыты. Чем сильнее будет степень сжатия, тем эффективнее и экономнее будет работа двигателя. Разумеется, при неплотной посадке впускного клапана в седло максимального сжатия и эффективного сгорания смеси уже не будет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается неплотного прилегания выпускного клапана, то в этом случае будет происходить не только нарушение герметичности на такте сжатия, но и прорыв расширяющихся газов из камеры сгорания после воспламенения заряда. Раскаленные газы оплавляют выпускной клапан, двигатель теряет мощность, так как часть газов не толкает поршень, а вылетает в выпуск. Такие последствия являются ответом на вопрос, что будет, если клапана не притерты.

Как определить, что клапан нужно притирать

Проверка герметичности клапанов головки блока

Обычно клапаны притирают после капитального ремонта двигателя. Или, например, после замены поршневых колец. Чтобы второй раз не разбирать. Необходимость процедуры проверяют на снятой головке блока цилиндров. Ее устанавливают на ровную поверхность тарелками клапанов вверх. Затем в камеры сгорания наливают керосин, а если его нет, то сойдет и бензин. Замечают уровень, после чего в таком положении оставляют ГБЦ на двенадцать часов.

Если жидкость за это время не ушла, то все в порядке. Если же уходит, то это значит, что предстоит поработать. Чтобы определить, какой из двух клапанов в цилиндре пропускает, хорошо помогает наличие сырости в выпускном или во впускном коллекторе. Можно проверить и другим способом. Принцип будет один и тот же, а разница в том, что жидкость (бензин или керосин) заливается в коллекторы. Головка при этом стоит на боку. Естественно, что оценивают течь уже со стороны тарелок.

Притирка клапанов

Как притереть клапана

Для того чтобы притереть клапана к головке в домашних условиях, потребуется дрель (желательно с реверсом) и специальная паста. Для проведения этой процедуры клапана придется рассухарить и снять. Кстати, заодно можно произвести замену маслосъемных колпачков, если в этом есть необходимость.

  • Перед работой рекомендуется обезжирить клапан и седло при помощи растворителя. На рабочую фаску клапана равномерно наносится небольшое количество притирочной пасты. Очень важно следить за тем, чтобы она не попала на шток клапана, ведь паста – сильнейший абразив (как правило, алмазный). Если останутся повреждения на штоке, то маслосъемные колпачки будут намного быстрее выходить из строя и существенно увеличится расход масла. Для препятствия этому на шток можно надеть кусочек войлока.

Клапан устанавливается на свое место, а шток закрепляется в патроне дрели. Чаще всего для удобства это делают при помощи куска шланга (один конец – на шток, другой – в патрон). Некоторые мастера зажимают шток непосредственно в патрон. Притирка проводится вращением на небольших оборотах. При этом тарелка может прижиматься чем-нибудь к седлу. Например, толстой резинкой. Но в большинстве случаев обходятся без дополнительных приспособлений.

  • Прижимание происходит при оттяжке дрели на себя. Вращение нужно делать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. Обычно на все про все уходит не более двух минут. Чтобы понять, что процесс окончен, нужно знать как выглядит притертый клапан. На его фаске образуется характерная матовая полоска шириной в пару миллиметров. Точно такая же полоска, кстати, будет и на фаске седла. Иногда после описанной процедуры проводят еще финишную обработку. Она ничем не отличается от процесса притирки, кроме того, что вместо притирочной пасты используется паста ГОИ, разведенная с моторным маслом. Перед нанесением тряпочкой необходимо тщательно удалить предыдущее притирочное средство.
  • Проверять качество притирки нужно не только по упомянутой выше полоске, но и при помощи все той же заливки керосина или бензина в камеру сгорания или в коллекторы. Перед сборкой головки блока цилиндров все детали необходимо тщательно промыть бензином. Ведь если в процессе работы абразив из пасты попал на другие поверхности, то последствия могут оказаться весьма печальными – алмазный порошок станет причиной возникновения дефектов.

Также следует знать, в каких случаях притирка клапанов может не получиться. В том случае, когда на рабочих фасках имеются существенные изъяны (раковины) или когда седла были криво расточены (прирезаны), притереть клапана не получится. Первый верный признак этого – матовая полоска на фаске неравномерная или вовсе прерывистая. Тут выход простой, хотя и не совсем приятный – покупка новых деталей. Хотя, можно попробовать и проточить их на станке.

Какую притирочную пасту использовать

Притирочная паста для притирки клапанов

Наши деды изготавливали средство для притирки самостоятельно. Они собирали пыль под наждаками с алмазным кругом, после чего смешивали ее с маслом. Сегодня, благодаря прогрессу и развитию торговли, у автомобилистов имеется приличный выбор в специализированных магазинах. Поэтому у новичков возникает закономерный вопрос о том, чем притереть клапана, какой пастой. О цене речь не идет. Здесь каждый выбирает на свое усмотрение и в соответствии с возможностями. Гораздо важнее определиться с зернистостью и составом.

Крупнозернистые пасты неопытному автолюбителю использовать не стоит. Ошибка в работе может привести к появлению существенных дефектов не фасках клапана и седла, что повлечет за собой дополнительные расходы. По этой причине лучше использовать среднезернистые пасты для основной работы и мелкозернистые для шлифовки.

Кроме вышеупомянутой пасты в продаже есть средство ABRO Grinding Paste GP-201. В данном случае в одной упаковке будет сразу два варианта: крупнозернистая и мелкозернистая. Стоит намного дешевле ФАБО. Кроме того, эта паста подходит и для удаления ржавчины с любой металлической поверхности, а также для правки режущих инструментов. Одним словом, такая паста многофункциональная. Среднезернистую и мелкозернистую пасту в одной упаковке можно получить, купив Done Deal. Основа здесь – порошок карбида кремния. Также универсальное средство, пригодится в хозяйстве. А если есть вероятность и необходимость работать с хромированными поверхностями, то стоит обратить внимание на пасту PERMATEX. В любом случае, перед покупкой рекомендуется внимательно изучить инструкцию и уже потом делать выбор.

Теперь давайте ответим на вопрос, что делать, когда пасты нет. Иногда бывают такие ситуации, когда нужно притереть клапана если нет пасты. Что ж, в этом случае придется вспомнить дедовские способы, о чем уже говорилось выше или немного разнообразить их. Итак, если нет пыли с алмазного круга, то понадобится самая мелкая наждачная бумага. С нее нужно снять абразив и смешать его с моторным маслом или солидолом. В качестве финишной пасты используется паста ГОИ, смешанная с теми же смазочными материалами. Разумеется, качество обработки такими средствами будет намного ниже. Особенно, когда нет соответствующего опыта.

Подведем итоги

Итак, как видно из всего вышесказанного, притирка – процедура ответственная, трудоемкая, но крайне необходимая для хорошей работы двигателя не только после ремонта, но и после пробега свыше 60 000 километров. Невыясненным остался лишь вопрос: нужно ли притирать клапана на новой головке.

Что касается такого случая, есть два варианта: если головка абсолютно новая и приобреталась полностью укомплектованной, то можно не притирать. Во всяком случае, специалисты говорят, что делать это не обязательно. Однако если приобреталась головка отдельно от клапанов, то притирка понадобится. Опять же, в любом случае перед ее установкой герметичность прилегания тарелок можно всегда проверить уже известным способом, то есть при помощи заливания бензина или керосина в ГБЦ или коллекторы.

Как проводится притирка клапанов?

Что такое компрессия? Это давление в камере сгорания в конце такта сжатия. Оно может стравливаться через поршневые кольца или через клапанный механизм. В первом случае ремонт подразумевает исключительно замену, а во втором — вполне можно обойтись и без этого. Рассмотрим такие ситуации на примере двигателя ВАЗ.

притирка клапанов ваз

Теперь непосредственно о том, как производится притирка клапанов. ВАЗ категорически запрещает владельцам данных автомобилей выполнять притирку дрелью. По их словам, так невозможно произвести нужное усилие. Но дело в том, что усилие-то как раз и не требуется. Если его прикладывать, то седло сточится неровно. В этом случае клапан будет неточно центрован, что приведет к появлению зазора с одной стороны. Это чревато вышеописанными последствиями. И все же притирка клапанов дрелью не может быть настолько эффективной, насколько это возможно при использовании специального набора.

Она производится в три этапа. Их очередность зависит от зернистости притирочной пасты, которая меняется в процессе. Если притирка клапанов производится дрелью, то в нее зажимается штифт такого же диаметра, что и стержень. Один конец шланга надевают на этот штифт, а другой — на клапан. Затем седло и поясок смазываются пастой, после чего выставляются небольшие обороты вращения. Если они будут слишком маленькими, то это не страшно — немного увеличится время работы.

притирка клапанов дрелью

Ну вот, после этого компрессия в цилиндрах заметно возрастет. Следует помнить, что двигатели, степень сжатия которых меньше 8, очень чувствительны к ней. Это сильно сказывается на простоте эксплуатации, поэтому притирку клапанов можно проводить даже между ремонтами, например, через 20 000 км пробега.

Притирка клапанов в домашних условиях своими руками

➤ С помощью специального станка. На самом деле такой агрегат не выполняет притирку — он нарезает фаску седла и клапана, благодаря чему удаётся добиться как можно более жёсткой центровки и обеспечить точное сопряжение. Результатом становится нарезанный профиль высокой прочности, обеспечивающий качественную работу двигателя. Преимуществом метода является простота — после обработки останется только помыть и собрать головку.


Притирка клапанов с помощью станка


Основные правила и секреты

Для осуществления процесса нужно снять головку блока цилиндров. ➤ Чтобы извлечь клапана из втулок, которые их направляют, надо предварительно убрать пружины клапанов. Для этого можно применять инструменты для клапанов, доступные в специализированных магазинах. ➤ Обычно на стержень приспособления надевают резиновый шланг и хомуты. Вместо этого можно использовать наконечник со сквозным резьбовым отверстием в боковой стенке. В это отверстие вворачивается болт, фиксирующий стержень клапана. ➤ Перед притиркой осмотрите клапана. Если на них есть следы деформации (погнутости и трещины) – такие изделия использовать нельзя. Замените их новыми. Имеется нагар? Очистите его — для этого можно применять жёсткую щётку.

Основные этапы

Процедура притирки делится на три этапа:

  • На первом этапе головку блока цилиндров разбирают. С помощью рассухаривателя снимаются стопорные кольца, вытаскиваются пружины и вынимаются сами клапаны из головки блока цилиндров. Важный момент, который стоит соблюсти, — все пружины желательно пометить, чтобы впоследствии сборки они устанавливались именно на свои старые места. Это делается в том случае, когда оставляют старые клапаны и пружины. Полностью разобрав головку блока цилиндров, её необходимо отмыть от грязи и нагара. Далее, проводят визуальный осмотр посадочных мест, направляющих втулок на наличие трещин, пробоин, сколов. Если их нет, тогда приступают к следующему этапу.

Притирка клапанов

  • Вторым этапом осуществляют притирку клапанов с помощью пасты, используя устройство для выполнения действий вручную. На рабочую поверхность чашки детали наносят состав с грубым абразивом и начинают вращать запчасть в посадочном месте головки блока. Вращают как по часовой стрелке, так и против, распределяя равное количество вращений. Во время вращения деталь плотно прижимают к функциональной поверхности камеры сгорания. По мере притирания состав меняют на более нежный. Тем самым добиваются плавной, плотной притирки. Подобную операцию проводят с каждым из клапанов, находящихся в головке блока цилиндров. Добившись идеальной ровности деталей, а также непосредственно посадочных мест в камере сгорания, приступают к проверке качества притирки.
  • Проверяется качество с помощью керосина. Установив обратно клапаны и собрав их механизм полностью, нужно перевернуть головку блока цилиндров, чтобы камеры сгорания оказались перед лицом. Заливают в каждую камеру керосин, оставляя в таком положении в течение нескольких часов, в идеале на одну ночь. После истечения требуемого времени камеры сгорания осматривают. Если жидкость не вытекла через клапаны, значит, всё сделано качественно, процесс можно считать законченным. В случае утечки керосина процедуру нужно повторять до тех пор, пока не будет сделано идеально.

Ручная притирка — процесс довольно долгий, трудоёмкий, сложный. Его проведение требует огромного терпения и внимательности. При отсутствии возможности заниматься подобной кропотливой работой будет лучше доверить её профессионалам, которые выполнят операцию значительно быстрее, обеспечив высокое качество.

Инструменты для притирочных работ


Инструмент для притирки клапанов: зажимающая сверху модель

При отсутствии инструмента подойдут шуруповёрт или дрель. Вне зависимости от выбранного инструмента вам понадобятся следующие приспособления: ✔ абразивная или алмазная паста; ✔ пружина — такая, чтобы можно было без труда сжать руками и надеть на клапан; ✔ керосин. Нет возможности раздобыть абразивную пасту? Приготовьте её! Для этого понадобится наждачная бумага с мелким зерном или стружка наждачного камня. Снимите с неё камни и смешайте их с солидолом или аналогичным веществом в пропорции 2 к 1. По консистенции смесь должна напоминать шампунь. В крайнем случае в качестве основы сгодится и стандартное моторное масло.


Нанесение абразивной пасты

Инструмент для притирки

Приспособление для притирки клапанов можно сделать из дрели, сверла, шланга и двух хомутов. В патрон дрели зажимается сверло, на него надевается один конец шланга и затягивается хомутом. Другой конец шланга надевается на стержень клапана, вставленного на свое место.

В качестве альтернативы может быть использована специальная присоска, которая одним концом зажимается в патрон дрели, а другим прилепляется к тарелке клапана. При покупке следует ее проверить, обратить внимание на качество материала, из которого изготовлена присоска, поскольку некачественное приспособление будет постоянно отлепляться, и работа значительно усложнится.


После этого остается только нанести притирочную пасту, и можно приступать к процессу. Притирка клапанов и седел должна производиться с соблюдением следующих условий:

  1. скорость вращения патрона дрели не выше 500 об./мин. во избежание перегрева седел и поясков клапанов;
  2. притирка осуществляется в обе стороны (имитируется работа газораспределительного механизма).

Статья в тему: Система ASR в автомобиле — что это такое?

Притирка клапанов своими руками на ВАЗ 2106, 2109, 2110, 2112, 2114, 2115

1.
Возьмите клапан в руки и наденьте на него пружину. Верните клапан на место, обратно в машину.
2.
Подожмите его пальцами и установите на ножку заранее подготовленный инструмент.
3.
Винтом зафиксируйте инструмент на клапане.
4.
Нанесите на притирочную плоскость тарелки абразивную пасту.
5.
Вращайте клапан в обе стороны, выполняя притирку. Нужно выполнить около 5 движений, после чего следует поднять изделие, перевернуть его на 90 градусов и повторить действия.
6.
Выполняйте процедуру, пока на тарелке и седле головки не появится матовое кольцо серого цвета.
7.
По завершении работ со всеми клапанами протрите их керосином и тщательно вытрите ветошью.


Так должен выглядеть клапан после притирки

Как притереть клапана на станке

Если есть доступ к станку, лучше воспользоваться им.1.
Зажмите клапан в специальном фиксаторе, включите станок. Шлифовальный круг быстро вращается в одну сторону, клапан — в другую, медленнее. Аккуратно подводите изделие к кругу и притирайте его.
2.
Не шлифуйте изделие слишком сильно. Прекратите обработку, как только процесс шлифовки станет непрерывным.
3.
Остановите агрегат, снимите клапан и протрите его керосином.
4.
После этого нужно осмотреть головку блока цилиндров. Изучите седла, запрессованные в головке. Притирать их можно только при отсутствии повреждений. Если на сёдлах имеется прогар, обработайте его шарошкой — пока серое кольцо не возникнет по всему кругу.


Чтобы обработать седла, нужна вот такая шарошка

Приспособления для выполнения работ, пасты для притирки

Пройдемся по приспособлениям для клапанов.

Для вытаскивания сухарей, которыми удерживается головка клапана в посадочной тарелке, есть специальные приспособления.

Конструкций их много, описывать все не будем. Отметим только, что все они действуют по одному принципу.

Этим приспособлением пружины клапана сжимаются, тарелка крепления клапана опускается вниз, высвобождая сухари, и они извлекаются.


Но можно поступить и простым методом. Потребуется отрезок трубки, по диаметру чуть меньше тарелки крепления.

Эту трубку наставляют на тарелку резко по ней бьют молотком. Из-за удара пружины сжимаются, тарелка проседает и сухари выскакивают.


При этом лучше отверстие с той стороны, по которой будет наноситься удар, чем-нибудь закрыть, чтобы через него не вылетели сухари.

Теперь о приспособлении для притирки.

Его можно приобрести, обычно такое приспособление состоит из гаечного зажима, штанги и воротка.


Но можно сделать его и самому. Для этого понадобится стержень диаметром, равным диаметру клапана. К нему приваривается вороток так, чтобы получилась Т-образная конструкция.

С другой от воротка стороны на стержень одевается отрезок резиновой трубки.


1 – металлический стержень диаметром 5 – 8 мм, в зависимости от диаметра стержня клапана, 2 – резиновая трубка, 3 – зажимные хомуты.

Внутренний диаметр трубки нужно выбирать такой, чтобы она плотно садилась на стержень.

Понадобится также еще один хомут, им будет зажиматься край резиновой трубки, который будет одеваться на стержень клапана.

Для притирки клапанов одних приспособлений мало, так как данная операция производится с применением специальных паст.

Найти их несложно, можно приобрести как дешевые притирочные пасты, так и весьма дорогие.

Для притирки лучше приобретать комплекты, состоящие из двух паст или же просто две пасты – для первичной черновой обработки и для вторичной чистовой.


Возможно также понадобиться применение шарошки. Она представляет собой конусную головку для дрели с вставленными в нее резцами по металлу.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ремонт боковых порезов шин своими руками

Используют ее для того, чтобы обработать поврежденную поверхность седла.

Проверка работоспособности

Есть три способа проверки правильности притирки клапана.
➤ С помощью вакуум-тестера. Самый надёжный и простой вариант. Подключите инструмент к каждому отверстию со сторон впускного и выпускного коллекторов. Теперь используйте его. Если клапана притёрты плохо, уровень разряжения на манометре будет недостаточным. ➤ С помощью керосина. Установите клапана на место, положите головку вверх камерой сгорания и налейте сверху керосин. Оставьте их так на несколько часов. Если керосин не вытек — всё в порядке. Эксперты не рекомендуют использовать этот метод, так как он не слишком надёжен. ➤ С помощью карандаша. Рисуем радиальные линии по всей окружности рабочей кромки седла клапана. Устанавливаем клапан на место, крепко прижимаем его и вращаем по кругу. Достаём изделие и смотрим на узор. Если линии стёрлись и равномерно закрасили поверхность — всё в порядке. Если имеются неровности — притирка выполнена неправильно. Притирка клапанов обеспечивает нормальную работу двигателя. Обязательно регулярно прибегайте к процедуре — так вы сможете избежать проблем с силовым агрегатом.

Шарошка для удаления выработки

С помощью этого инструмента производится восстановление седел клапанов. Чтобы определить, нужно ли воспользоваться шарошкой, или можно обойтись без нее, следует осмотреть седла. Они могут быть покрыты нагаром и раковинами, но если фаски имеют правильную коническую форму, можно сразу переходить к притирке, в противном случае, если фаски скруглены или на них имеются ступеньки, потребуется придать им правильную форму при помощи шарошки.


Статья в тему: Как отремонтировать трамблер самостоятельно

Поскольку формы и размеры седел на разных головках различны (например, у ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109), нужно подобрать подходящий инструмент. Обработку седел можно провести вручную или, для экономии времени, с помощью дрели. Для этого шарошка закрепляется в патроне, как обычное сверло, и под ее воздействием удаляется поверхностный слой металла. Сигналом к прекращению удаления выработки служит появление блестящего ровного круга, по форме соответствующего тарелке клапана.

Как проводится притирка клапанов?

Что такое компрессия? Это давление в камере сгорания в конце такта сжатия. Оно может стравливаться через поршневые кольца или через клапанный механизм. В первом случае ремонт подразумевает исключительно замену, а во втором — вполне можно обойтись и без этого. Рассмотрим такие ситуации на примере двигателя ВАЗ.

притирка клапанов ваз

Теперь непосредственно о том, как производится притирка клапанов. ВАЗ категорически запрещает владельцам данных автомобилей выполнять притирку дрелью. По их словам, так невозможно произвести нужное усилие. Но дело в том, что усилие-то как раз и не требуется. Если его прикладывать, то седло сточится неровно. В этом случае клапан будет неточно центрован, что приведет к появлению зазора с одной стороны. Это чревато вышеописанными последствиями. И все же притирка клапанов дрелью не может быть настолько эффективной, насколько это возможно при использовании специального набора.

Она производится в три этапа. Их очередность зависит от зернистости притирочной пасты, которая меняется в процессе. Если притирка клапанов производится дрелью, то в нее зажимается штифт такого же диаметра, что и стержень. Один конец шланга надевают на этот штифт, а другой — на клапан. Затем седло и поясок смазываются пастой, после чего выставляются небольшие обороты вращения. Если они будут слишком маленькими, то это не страшно — немного увеличится время работы.

притирка клапанов дрелью

Ну вот, после этого компрессия в цилиндрах заметно возрастет. Следует помнить, что двигатели, степень сжатия которых меньше 8, очень чувствительны к ней. Это сильно сказывается на простоте эксплуатации, поэтому притирку клапанов можно проводить даже между ремонтами, например, через 20 000 км пробега.

Притирка клапанов в домашних условиях своими руками

➤ С помощью специального станка. На самом деле такой агрегат не выполняет притирку — он нарезает фаску седла и клапана, благодаря чему удаётся добиться как можно более жёсткой центровки и обеспечить точное сопряжение. Результатом становится нарезанный профиль высокой прочности, обеспечивающий качественную работу двигателя. Преимуществом метода является простота — после обработки останется только помыть и собрать головку.


Притирка клапанов с помощью станка


Основные правила и секреты

Для осуществления процесса нужно снять головку блока цилиндров. ➤ Чтобы извлечь клапана из втулок, которые их направляют, надо предварительно убрать пружины клапанов. Для этого можно применять инструменты для клапанов, доступные в специализированных магазинах. ➤ Обычно на стержень приспособления надевают резиновый шланг и хомуты. Вместо этого можно использовать наконечник со сквозным резьбовым отверстием в боковой стенке. В это отверстие вворачивается болт, фиксирующий стержень клапана. ➤ Перед притиркой осмотрите клапана. Если на них есть следы деформации (погнутости и трещины) – такие изделия использовать нельзя. Замените их новыми. Имеется нагар? Очистите его — для этого можно применять жёсткую щётку.

Основные этапы

Процедура притирки делится на три этапа:

  • На первом этапе головку блока цилиндров разбирают. С помощью рассухаривателя снимаются стопорные кольца, вытаскиваются пружины и вынимаются сами клапаны из головки блока цилиндров. Важный момент, который стоит соблюсти, — все пружины желательно пометить, чтобы впоследствии сборки они устанавливались именно на свои старые места. Это делается в том случае, когда оставляют старые клапаны и пружины. Полностью разобрав головку блока цилиндров, её необходимо отмыть от грязи и нагара. Далее, проводят визуальный осмотр посадочных мест, направляющих втулок на наличие трещин, пробоин, сколов. Если их нет, тогда приступают к следующему этапу.

Притирка клапанов

  • Вторым этапом осуществляют притирку клапанов с помощью пасты, используя устройство для выполнения действий вручную. На рабочую поверхность чашки детали наносят состав с грубым абразивом и начинают вращать запчасть в посадочном месте головки блока. Вращают как по часовой стрелке, так и против, распределяя равное количество вращений. Во время вращения деталь плотно прижимают к функциональной поверхности камеры сгорания. По мере притирания состав меняют на более нежный. Тем самым добиваются плавной, плотной притирки. Подобную операцию проводят с каждым из клапанов, находящихся в головке блока цилиндров. Добившись идеальной ровности деталей, а также непосредственно посадочных мест в камере сгорания, приступают к проверке качества притирки.
  • Проверяется качество с помощью керосина. Установив обратно клапаны и собрав их механизм полностью, нужно перевернуть головку блока цилиндров, чтобы камеры сгорания оказались перед лицом. Заливают в каждую камеру керосин, оставляя в таком положении в течение нескольких часов, в идеале на одну ночь. После истечения требуемого времени камеры сгорания осматривают. Если жидкость не вытекла через клапаны, значит, всё сделано качественно, процесс можно считать законченным. В случае утечки керосина процедуру нужно повторять до тех пор, пока не будет сделано идеально.

Ручная притирка — процесс довольно долгий, трудоёмкий, сложный. Его проведение требует огромного терпения и внимательности. При отсутствии возможности заниматься подобной кропотливой работой будет лучше доверить её профессионалам, которые выполнят операцию значительно быстрее, обеспечив высокое качество.

Инструменты для притирочных работ


Инструмент для притирки клапанов: зажимающая сверху модель

При отсутствии инструмента подойдут шуруповёрт или дрель. Вне зависимости от выбранного инструмента вам понадобятся следующие приспособления: ✔ абразивная или алмазная паста; ✔ пружина — такая, чтобы можно было без труда сжать руками и надеть на клапан; ✔ керосин. Нет возможности раздобыть абразивную пасту? Приготовьте её! Для этого понадобится наждачная бумага с мелким зерном или стружка наждачного камня. Снимите с неё камни и смешайте их с солидолом или аналогичным веществом в пропорции 2 к 1. По консистенции смесь должна напоминать шампунь. В крайнем случае в качестве основы сгодится и стандартное моторное масло.


Нанесение абразивной пасты

Инструмент для притирки

Приспособление для притирки клапанов можно сделать из дрели, сверла, шланга и двух хомутов. В патрон дрели зажимается сверло, на него надевается один конец шланга и затягивается хомутом. Другой конец шланга надевается на стержень клапана, вставленного на свое место.

В качестве альтернативы может быть использована специальная присоска, которая одним концом зажимается в патрон дрели, а другим прилепляется к тарелке клапана. При покупке следует ее проверить, обратить внимание на качество материала, из которого изготовлена присоска, поскольку некачественное приспособление будет постоянно отлепляться, и работа значительно усложнится.


После этого остается только нанести притирочную пасту, и можно приступать к процессу. Притирка клапанов и седел должна производиться с соблюдением следующих условий:

  1. скорость вращения патрона дрели не выше 500 об./мин. во избежание перегрева седел и поясков клапанов;
  2. притирка осуществляется в обе стороны (имитируется работа газораспределительного механизма).

Статья в тему: Система ASR в автомобиле — что это такое?

Притирка клапанов своими руками на ВАЗ 2106, 2109, 2110, 2112, 2114, 2115

1.
Возьмите клапан в руки и наденьте на него пружину. Верните клапан на место, обратно в машину.
2.
Подожмите его пальцами и установите на ножку заранее подготовленный инструмент.
3.
Винтом зафиксируйте инструмент на клапане.
4.
Нанесите на притирочную плоскость тарелки абразивную пасту.
5.
Вращайте клапан в обе стороны, выполняя притирку. Нужно выполнить около 5 движений, после чего следует поднять изделие, перевернуть его на 90 градусов и повторить действия.
6.
Выполняйте процедуру, пока на тарелке и седле головки не появится матовое кольцо серого цвета.
7.
По завершении работ со всеми клапанами протрите их керосином и тщательно вытрите ветошью.


Так должен выглядеть клапан после притирки

Как притереть клапана на станке

Если есть доступ к станку, лучше воспользоваться им.1.
Зажмите клапан в специальном фиксаторе, включите станок. Шлифовальный круг быстро вращается в одну сторону, клапан — в другую, медленнее. Аккуратно подводите изделие к кругу и притирайте его.
2.
Не шлифуйте изделие слишком сильно. Прекратите обработку, как только процесс шлифовки станет непрерывным.
3.
Остановите агрегат, снимите клапан и протрите его керосином.
4.
После этого нужно осмотреть головку блока цилиндров. Изучите седла, запрессованные в головке. Притирать их можно только при отсутствии повреждений. Если на сёдлах имеется прогар, обработайте его шарошкой — пока серое кольцо не возникнет по всему кругу.


Чтобы обработать седла, нужна вот такая шарошка

Приспособления для выполнения работ, пасты для притирки

Пройдемся по приспособлениям для клапанов.

Для вытаскивания сухарей, которыми удерживается головка клапана в посадочной тарелке, есть специальные приспособления.

Конструкций их много, описывать все не будем. Отметим только, что все они действуют по одному принципу.

Этим приспособлением пружины клапана сжимаются, тарелка крепления клапана опускается вниз, высвобождая сухари, и они извлекаются.


Но можно поступить и простым методом. Потребуется отрезок трубки, по диаметру чуть меньше тарелки крепления.

Эту трубку наставляют на тарелку резко по ней бьют молотком. Из-за удара пружины сжимаются, тарелка проседает и сухари выскакивают.


При этом лучше отверстие с той стороны, по которой будет наноситься удар, чем-нибудь закрыть, чтобы через него не вылетели сухари.

Теперь о приспособлении для притирки.

Его можно приобрести, обычно такое приспособление состоит из гаечного зажима, штанги и воротка.


Но можно сделать его и самому. Для этого понадобится стержень диаметром, равным диаметру клапана. К нему приваривается вороток так, чтобы получилась Т-образная конструкция.

С другой от воротка стороны на стержень одевается отрезок резиновой трубки.


1 – металлический стержень диаметром 5 – 8 мм, в зависимости от диаметра стержня клапана, 2 – резиновая трубка, 3 – зажимные хомуты.

Внутренний диаметр трубки нужно выбирать такой, чтобы она плотно садилась на стержень.

Понадобится также еще один хомут, им будет зажиматься край резиновой трубки, который будет одеваться на стержень клапана.

Для притирки клапанов одних приспособлений мало, так как данная операция производится с применением специальных паст.

Найти их несложно, можно приобрести как дешевые притирочные пасты, так и весьма дорогие.

Для притирки лучше приобретать комплекты, состоящие из двух паст или же просто две пасты – для первичной черновой обработки и для вторичной чистовой.


Возможно также понадобиться применение шарошки. Она представляет собой конусную головку для дрели с вставленными в нее резцами по металлу.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ремонт боковых порезов шин своими руками

Используют ее для того, чтобы обработать поврежденную поверхность седла.

Проверка работоспособности

Есть три способа проверки правильности притирки клапана.
➤ С помощью вакуум-тестера. Самый надёжный и простой вариант. Подключите инструмент к каждому отверстию со сторон впускного и выпускного коллекторов. Теперь используйте его. Если клапана притёрты плохо, уровень разряжения на манометре будет недостаточным. ➤ С помощью керосина. Установите клапана на место, положите головку вверх камерой сгорания и налейте сверху керосин. Оставьте их так на несколько часов. Если керосин не вытек — всё в порядке. Эксперты не рекомендуют использовать этот метод, так как он не слишком надёжен. ➤ С помощью карандаша. Рисуем радиальные линии по всей окружности рабочей кромки седла клапана. Устанавливаем клапан на место, крепко прижимаем его и вращаем по кругу. Достаём изделие и смотрим на узор. Если линии стёрлись и равномерно закрасили поверхность — всё в порядке. Если имеются неровности — притирка выполнена неправильно. Притирка клапанов обеспечивает нормальную работу двигателя. Обязательно регулярно прибегайте к процедуре — так вы сможете избежать проблем с силовым агрегатом.

Шарошка для удаления выработки

С помощью этого инструмента производится восстановление седел клапанов. Чтобы определить, нужно ли воспользоваться шарошкой, или можно обойтись без нее, следует осмотреть седла. Они могут быть покрыты нагаром и раковинами, но если фаски имеют правильную коническую форму, можно сразу переходить к притирке, в противном случае, если фаски скруглены или на них имеются ступеньки, потребуется придать им правильную форму при помощи шарошки.


Статья в тему: Как отремонтировать трамблер самостоятельно

Поскольку формы и размеры седел на разных головках различны (например, у ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109), нужно подобрать подходящий инструмент. Обработку седел можно провести вручную или, для экономии времени, с помощью дрели. Для этого шарошка закрепляется в патроне, как обычное сверло, и под ее воздействием удаляется поверхностный слой металла. Сигналом к прекращению удаления выработки служит появление блестящего ровного круга, по форме соответствующего тарелке клапана.

Читайте также: