Обслуживание щелочных аккумуляторов своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Есть фонарик ЗШНК-10-05, он ко мне попал без кислоты, никаких сведений по нему не имею, с боку 3 пробки для залив-долив, как узнать рабочий ли он и как его оживить?

morya4ok
В щелочных аккумуляторах не кислота , а 23% раствор NaOH . Залейте электролит и зарядите током 05-1.5 А до начала газовыделения. и Вы сможете его проверить.

Современные строительные электроинструменты достигают высокой производительности и эргономичности благодаря использованию мощных бесщеточных электродвигателей и литий-ионных аккумуляторов. Для реализации сложных алгоритмов питания таких двигателей и управления ими компания Infineon предлагает микросхему интеллектуального драйвера управления трехфазным бесщеточным двигателем 6EDL7141, MOSFET BSC007N04LS6 из семейства OptiMOS 6, а также отладочную плату EVAL6EDL7141TRAP1SH.

Регулярная проверка и своевременное обслуживание автомобильного аккумулятора – залог безупречной работы электросистемы автомобиля. Если внимательно относится к АКБ, то шанс оказаться в ситуации, когда он внезапно разрядился и машина из-за этого встала, маловероятен. Бережное отношение к АКБ оборачивается увеличением срока его эксплуатации и уверенностью в том, что машина не подведет в самый ответственный момент.

obsluzhivanie avtomobilnogo akkumulyatora

Содержание:

Гелевый аккумулятор – зарядка и обслуживание

В аккумуляторе гелевого типа электролит находится в гелеобразном состоянии. Поэтому он относится к необслуживаемым.

В нем не нужно проверять уровень жидкости или доливать дистиллируемой воды. Все обслуживание таких АКБ сводится к зарядке.

Зарядное устройство должно быть специального вида, специально предназначенного для гелевых аккумуляторных батарей.

Внимание! При зарядке гелевой АКБ категорически запрещается повышать пороговое значение напряжение.

Гель, находящийся внутри аккумулятора, плохо переносит высокое напряжение и начинает плавиться, теряя свои свойства.

Поэтому чрезмерное напряжение может быстро полностью вывести устройство из строя.

gelevij akkumuljtor

На гелевых батареях обязательно имеется наклейка на лицевой стороне корпуса, на которой указана величина порогового напряжения.

Перед началом зарядки обязательно осмотрите корпус АКБ, на нем не должно быть механических повреждений. Также протрите его от грязи и пыли, почистите клеммы.

Обслуживание щелочных аккумуляторов

Срок службы щелочных аккумуляторов может быть значительно повышен. Для этого требуется с помощью автоматического зарядного устройства проводить циклы зарядки-разрядки. Такие профилактические меры предотвращают старение устройства.

Внимание! Щелочные батареи нельзя заряжать слабым током, это приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик. Зарядку требуется проводить в отапливаемом помещении. Минимальная температура воздуха, про которой можно ее делать, составляет - 10⁰С.

Перед зарядкой обязательно осмотрите корпус. На нем не должно быть повреждений (трещины, сколы), потеков электролита.

Во время каждого десятого цикла зарядки проверяют уровень электролита в банках. Если он ниже положенного, долейте нужный объем дистиллированной воды.

Для проверки уровня потребуется тонкая стеклянная трубка. Для щелочных АКБ уровень жидкости должен находится на уровне 5-12 мм выше верхнего края пластин.

proverka urovnj elektrolita

Проверка уровня электролита.

Чтобы проверить величину плотности электролита потребуется денсиметр – прибор в виде колбы с резиновой грушей на одном конце.

Второй его конец погружается в открытую банку аккумулятора и нажав на грушу, набирают внутрь прибора электролит.

Объем жидкости должен быть такой, чтобы ареометр (поплавок внутри денсиметра) мог свободно плавать внутри, не касаясь стенок.

proverka urovnj dinsimentrom

proverka urovnj dinsimentrom 2

Как проверить плотность электролита денсиметром.

Обслуживание кислотного аккумулятора

Кислотные автомобильные аккумуляторы относятся к наиболее распространенным и делятся на 2 основных типа:

  • обслуживаемые (традиционные);
  • необслуживаемые (герметичные).

На самом деле у необслуживаемых батарей имеются вентиляционные каналы, но пробок, которые можно выкрутить, у них нет.

Уход за необслуживаемыми АКБ заключается в следующих операциях:

  • Осмотр клемм, очистка их от окислов и налета.
  • Проверка плотности контакта, клеммы не должны болтаться, но слишком сильно затягивать нельзя – это может привести к трещинам в корпусе.
  • Также нужно посмотреть нет ли на корпусе видимых повреждений (трещин и сколов), очистить АКБ от пыли и грязи и протереть сухой ветошью.

Обслуживание традиционных батарей состоит из нескольких действий:

  • Проверка качества соединений на клеммах (поверхности должны быть чистыми, без следов окислов, плотно, но не чрезмерно затянутые).
  • Осмотр корпуса на наличие механических повреждений и потеков электролита, очистка аккумулятора от пыли, грязи.
  • Измерение плотности электролита и его уровня.
  • Исследование методом разряда емкости АКБ.

Если уровень электролита упал, его нужно восстановить долив дистиллированную воду.

tester avtomobilnogo akkumuljtora

Тестер для автомобильного аккумулятора.

Рекомендуется купить специальный тестер для аккумулятора. Этот прибор удобнее обычного тестера и намного дешевле нагрузочной вилки. С помощью тестера можно узнать напряжение на выводах, степень разрядки аккумулятора и его емкость, не прибегая к контрольному разряду.

Как я понял, эксплуатироваться аккумулятор должен с электролитом, который пропитывает пластины, но над пластинами его слоя быть не должно? Но я точно помню, что раньше, в 80-90-е годы, видел батареи таких аккумуляторов, в которых электролит был примерно на 5-10мм выше пластин. Это были буферные батареи на АТС.

Рекомендацию добавлять вазелиновое масло, которое своей поверхностной плёнкой предотвращает реакцию щёлочи с углекислым газом воздуха, я встречал в различной литературе несколько раз. Но это всё была старая литература (до 50-х годов), и ни разу я не видел этого в "Инструкциях по эксплуатации" (хотя я и видел их не так уж много). То ли это вообще ошибка, которая долго кочевала из книги в книгу, то ли современные аккумуляторы устроены немного по-другому, то ли просто выигрыш невелик и не окупает мороки - непонятно.

Вот потому и хотелось бы почитать именно родные "Инструкции по эксплуатации". У меня ещё живы НКН-45 1959 года.

При эксплуатации АКБ уровень электролита должен находится выше пластин хотя-бы на 5 мм.
За 30 лет проведенных в армии (войска связи) нигде в инструкциях не читал про заливку масла.
А вот на счет постановки на длительное хранение пишут:
Электролит слить.
Промыть дистилированнной водой.
Воду слить, дать стечь.
Пробки завинтить.
Общее время контакта пластин с воздухом не более 15 минут.
Последний пункт написан жирным шрифтом.

Новые или хранившиеся в сухом виде аккумуляторы заливают электролитом с таким расчетом, чтобы уровень его после двухча­совой пропитки был выше пластин на 5—12 мм.

После того как установлен нормальный уровень электролита, аккумуляторы включают на заряд, который производят в две сту­пени: сначала током, равным Q : 4, в течение 6 ч, а затем током, равным Q : 8, в течение того же времени, где Q — емкость в ам­пер-часах. Разряд аккумулятора осуществляется током второй сту­пени в течение 4 ч. Указанным режимом производят 2—3 цикла, после чего аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию.

Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом ие более одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита, при более длительном хранении последний подлежит замене. Ввод в действие указанных аккумуляторов осуществляют описанным способом.

При нормальном заряде в процессе эксплуатации аккумулятору сообщают не менее 150% его номинальной емкости. Температура при заряде не должна превышать 30° С для едкого кали, 40°С для едкого натра и 45° С для составного электролита. В случае превы­шения указанной температуры необходимо прервать процесс заря­да и дать аккумулятору остыть. Заряд аккумулятора при темпера­туре ниже —10° С (до —30° С) производится нормальной силой тока в течение 7 ч. При более низких температурах аккумулятор перед зарядом необходимо утеплить, закрыв его войлоком или брезентом. Заряд, как правило, производится при открытых крыш­ках батарейных ящиков и вывернутых пробках.

Один раз в месяц или через 10—12 циклов аккумуляторы заря­жают по режиму, аналогичному режиму приведения в действие.

Через каждые 50—60 циклов, но не реже одного раза в год, ре­комендуется производить контрольные электрические испытания с проверкой емкости каждого аккумулятора в батарее. Элементы, отдающие меньше 80% номинальной емкости, подлежат замене но­выми.

В процессе эксплуатации перед каждым зарядом следует про­верить и при необходимости откорректировать уровень электролита, используя для этой цели дистиллированную или дождевую воду.

Если аккумулятор работает круглый год в неизменных темпе­ратурных условиях, смену составного электролита производят через каждые 100 циклов, но ие реже одного раза в год. Менять элек­тролит раньше указанного срока можно при заметном снижении емкости, если восстановить ее перезарядами не удается.

Аккумуляторы, периодически (сроком от 2 мес. до 1 года) без­действующие, можно хранить с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии. Не бывшие в эксплуатации аккуму­ляторы выпускаются заводом-изготовителем готовыми для хране­ния. Аккумуляторы и батареи должны храниться в чистоте, в су­хом, вентилируемом помещении с температурой от 15 до 25° С.

Основные неисправности щелочных аккумуляторов и способы их устранения указаны в табл. 26.

зарядное устройство для кислотного аккумулятора, зарядное устройство на 36в

Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, не бывших в эксплуатации или хранившихся в разряженном состоянии без электролита:

  • Перед пуском в эксплуатацию аккумуляторы, как единично работающие, так и комплектуемые в батареи, подвергнуть растренировке с целью получения номинальной емкости;
  • С поверхности аккумуляторов и батарей удалите чистой ветошью пыль и соль, проверьте правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затяните гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снимите ветошью, смоченной в керосине;
  • Аккумуляторы залейте электролитом, дайте постоять не менее 2 ч (для пропитки пластин) и проверьте вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставьте его еще на 10 ч, после чего вновь проверьте напряжение. В случае отсутствия его — аккумулятор замените;
  • После 2-часовой пропитки проверьте уровень электролита над пластинами аккумуляторов, который должен быть не менее 5 и не более 12 мм над краем пластин.

Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выплескивания электролита из аккумулятора во время заряда.

Примечание. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе пользуйтесь резиновой грушей.

После установления уровня электролита аккумуляторам сообщите три тренировочных цикла токами согласно таблице.

Типы аккумуляторов Заряд Разряд
Время, ч Ток, А Ток, А Конечное напряжение, В
НЖ-22 6 5,5 2,8 1,0
НК-28 7,0 2,8
НЖ-45 11,2 5,5
НК-55 14,0 5,5
НЖ-60 15,0 8,0
НК-80 20,0 8,0

Напряжение в конце разряда должно быть не менее одного вольта на худшем аккумуляторе. Если отданная емкость будет не ниже номинальной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию.

Примечание. Рекомендуется для улучшения качества аккумуляторов перед пуском в эксплуатацию сменить электролит на свежий.

Иногда аккумуляторы после длительного бездействия имеют временное снижение емкости. В этих случаях после контрольного цикла дайте заряд нормальным режимом, а разряд производите в течение восьми часов при постоянной силе тока, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов.

В конце разряда нормальную силу тока поддерживайте с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы подключите к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядного устройства, а отрицательный - с плюсом. После такого глубокого разряда дайте заряд током нормального режима в течение 16 ч и аккумуляторы направьте в эксплуатацию. Последующие заряды производите в течение 6 ч нормальным током в каждой батарее.

Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, хранившихся залитыми электролитом

Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводите в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям настоящей инструкции).

При более длительном хранении электролит смените. Введение в эксплуатацию производите как аккумуляторы, не бывшие в эксплуатации.

Заряд щелочных аккумуляторов и батарей

Заряд производите от любого источника постоянного тока. Автоматический заряд без постоянного контроля параметров обеспечивают автоматические зарядные устройства серии УЗПС.
Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соедините последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:

  • в начале заряда 1,40 В. 1.45 В;
  • в конце заряда 1,75 В — 1,85 В.

При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяйте следующие режимы заряда:

  • Нормальный - 6ч нормальным током;
  • Усиленный - 12 ч нормальным током, он сообщается:
  • при вводе в действие;
  • через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе один раз в месяц;
  • после смены электролита;
  • после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывами в течение 16 и более часов.
  • Ускоренный - 2,5 ч силой тока вдвое больше нормальной и 2 ч - нормальной силой тока.

Никель - кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем на половину не рекомендуется.

ВНИМАНИЕ! Заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а поэтому применяйте их в случае крайней необходимости.
Не допускайте повышение температуры электролита при заряде выше 45° С для составных электролитов, и выше 35° С для электролитов без добавки лития едкого. В случае повышения температуры выше указанной прервите заряд и дайте аккумуляторам остыть.
Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производите нормальной силой тока в течение 7 ч. В случае необходимости заряжать аккумуляторы ниже минус 30° С их утеплите, закрыв войлоком, брезентом или другим материалом.

Примечание. Никель - железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.

Во время заряда не допускайте выплёскивания электролита. Перед зарядом через каждые 10 циклов проверьте и доведите уровень электролита до норм.Проверьте отсутствие замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже номинального.Для обнаружения замкнутых аккумуляторов производите замер зазоров между ними и замер их напряжений. У соприкасающихся аккумуляторов немедленно отверните пробки. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, изолируйте их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.После устранения замыкания аккумуляторов сообщите им усиленный заряд.

Читайте также: