Прибор для измерения узск своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Проверка угла замкнутого состояния контактов

На контактных системах зажигания обязательной процедурой является проверка угла замкнутого состояния контактов - УЗСК. Отечественные автотестеры измеряют этот параметр в градусах. Импортные автотестеры могут измерять этот параметр ( DWELL - измеритель рабочего цикла) в %.

Говоря нормальным языком, - это простая проверка величины зазора между контактами прерывателя с помощью автотестера. Нормальные значения зазора при измерении простым щупом составляют: 0,35 - 0,45 мм. При измерении УЗСК: 50 - 60 градусов. При измерении в DWELL: 45 - 68 процентов. Любые другие значения, выходящие за эти рамки, являются неисправностью и требуют регулировки.

Использование тестера при измерении является более прогрессивным методом, в результате которого увеличивается скорость и надёжность полученных результатов. При этом не тратится время на снятие крышки распределителя, прокручивание мотора за храповик. Вы просто подсоединяете два “крокодила” и заводите мотор. Показания прибора на оборотах холостого хода не должны отличаться от показаний прибора на повышенных оборотах более, чем на две цифры измерения. Чем больше цифра - тем меньше зазор. Чем меньше цифра - тем больше зазор.

Значение УЗСК очень важно для бесперебойной работы системы зажигания. В процессе эксплуатации автомобиля происходит естественный износ контактной пары, стирание кулачков и диэлектрической подушки. В результате этого уменьшается зазор между контактами прерывателя, а цифровое значение УЗСК становится больше. Техобслуживание распределителя зажигания рекомендуется производить через 10-15 тыс. км.

При отсутствии специального прибора для измерения угла замыкания можно произвести временную регулировку угла замыкания контактов прерывателя с помощью набора щупов. После этого при ближайшей возможности необходимо выполнить регулировку с помощью специального прибора.

Снимите крышку распределителя зажигания, бегунок, уплотняющую шайбу.

Проверните коленчатый вал за ременной шкив коленчатого вала до положения, при котором кулачок вала распределителя зажигания размыкает контакт прерывателя на полную высоту, а пластмассовый ползун прилегает к высшей точке кулачка вала. Вал распределителя зажигания можно проворачивать, включая на короткое время стартер. После этого слегка ослабьте крепление контакта прерывателя и прижмите контакт отверткой в направлении вала распределителя зажигания. Затяните крепление контакта прерывателя.

При разомкнутом контакте измерьте расстояние между контактами щупом 0,4 мм. При правильно отрегулированном расстоянии щуп должен с натягом входить между контактами. При обгоревших контактах измерение производить только по краю — в середине расстояние было бы увеличенным из-за эрозионных выступов и впадин.

Если расстояние между контактами слишком велико или мало, то слегка отпустите стопорный винт контакта прерывателя. Перемещайте отверткой нижнюю часть контакта прерывателя до тех пор, пока щуп не будет легко проходить между контактами.

Затяните стопорный винт контакта прерывателя.

Проверните коленчатый вал и тем самым вал распределителя зажигания до полного размыкания контакта прерывателя; ещё раз проверьте и, если требуется, отрегулируйте расстояние между контактами.

Поставьте на распределитель зажигания уплотняющую шайбу, бегунок и крышку.

Отрегулируйте момент зажигания.

Регулировка с помощью специального прибора

Снимите крышку распределителя зажигания, бегунок, уплотняющую шайбу.

Подключите по инструкции по эксплуатации прибор для измерения УЗСК. Слегка ослабьте крепления винта контактов прерывателя. Включите стартер (помощник, коробка передач в нейтрали). При работе стартера изменяйте расстояние между контактами отверткой по достижению заданных значений на шкале прибора. При регулировке зазора отверткой медленно смещается нижний контакт прерывателя.

Затяните стопорный винт контакта прерывателя и проверьте, не сбилась ли регулировка УЗСК.

Соберите распределитель зажигания и еще раз проверьте регулировку УЗСК при работающем двигателе.

Генератор образцовых частот

Использована широко распространенная схема генератора на цифровых элементах, которая при всей своей простоте обеспечивает набор необходимых рабочих частот с хорошей точностью и стабильностью, не требуя при этом никаких настроек.

Рисунок 1. Генератор 1 МГц с делителями частоты.

Генератор на микросхеме К561ЛА7 (или ЛЕ5) синхронизирован кварцевым резонатором в цепи обратной связи, определяющим частоту сигнала на его выходе (выводы 10, 11), равную в данном случае 1 МГц (Рисунок 1). Сигнал генератора последовательно проходит через несколько каскадов делителей частоты на 10, собранных на микросхемах К176ИЕ4, СD4026 или любых других. С выхода каждого каскада снимается сигнал с частотой в десять раз меньшей входной частоты. C помощью любого переключателя на шесть положений сигнал с генератора или с любого делителя можно вывести на выход. Правильно собранная из исправных деталей схема работает сразу и не нуждается в настройке.. Конденсатором С1 при желании можно в небольших пределах подстраивать частоту. Схема питается напряжением 9 В.

Модуль измерения L, C

Рисунок 2. Модуль измерения емкости и индуктивности.

Напряжение питания каскада (Uпит) – 9 В.

Модуль измерения электролитических конденсаторов (+C и ESR)

Модуль представляет собой микрофарадометр, в котором определение емкости производится косвенным образом путем измерения величины напряжения пульсаций на резисторе R3, которое будет меняться обратно пропорционально емкости периодически перезаряжаемого конденсатора. Можно измерять емкости оксидных (электролитических) конденсаторов в диапазонах 10–100, 100–1000 и 1000–10000 мкФ.

Рисунок 3. Модуль измерения ESR и емкости электролитических конденсаторов.

Узел измерения ESR содержит отдельный генератор 100 кГц, собранный на микросхеме 561ЛА7 (ЛЕ5) по такой же схеме, как и основной генератор на Рисунке 1. Здесь особой стабильности не требуется, и частота может быть любой от 80 до 120 кГц. От величины последовательного эквивалентного сопротивления подключенного к клеммам конденсатора зависит ток, протекающий через обмотку I трансформатора (намотан на ферритовом кольце диаметром 15 – 20 мм). Марка феррита роли не играет, но, возможно, число витков первичной обмотки нужно будет подкорректировать. Поэтому лучше сначала намотать обмотку II, а первичную – поверх нее. Выпрямленное постоянное напряжение после диода VD5 подается на измерительную головку (модуль индикации на Рисунке 4). Диоды VD3, VD4 ограничивают возможные броски напряжений для защиты стрелочной головки от перегрузки. Здесь полярность подключения конденсатора также не важна, и измерения можно проводить непосредственно в схеме.

Рисунок 4. Структурная схема измерителя.

Питание измеритель ESR, так же, как и остальные схемы модуля, напряжением 9 В.

Схема соединений модулей прибора

Дополнения

Составной транзистор Т1 (схема Рисунке 3) при необходимости можно заменить узлом из двух транзисторов меньшей мощности, а в источнике питания 1.4 В можно использовать простой стабилизатор на одном транзисторе. Как это сделать, показано на Рисунках 5 и 6. Функцию стабилитрона здесь выполняют кремниевые диоды VD1-VD3 с суммарным прямым падением напряжения порядка 1.5 В. Включать диоды, в отличие от стабилитрона, нужно в прямом направлении.

Рисунок 5. Замена КТ829Г.

При желании можно дополнить прибор модулем для быстрой проверки транзисторов. С его помощью можно проверять любые биполярные транзисторы, а также полевые транзисторы малой и средней мощности. Причем биполярные транзисторы и, в ряде случаев, полевые, можно проверять без выпаивания их из схемы. Представленная на Рисунке 7 схема представляет собой комбинацию мультивибратора и триггера, где вместо резисторов нагрузки в коллекторные цепи транзисторов мультивибратора включены транзисторы с идентичными параметрами, но противоположной структуры (VT2, VT3). Резисторы R6, R7 задают необходимое напряжение смещения рабочей точки проверяемого транзистора, а R5 ограничивает ток через светодиоды и определяет яркость их свечения.

Рисунок 6. Стабилизатор низковольтный.

Рисунок 7. Схема для проверки транзисторов.

Следует учесть, что полевые транзисторы или очень мощные биполярные все-таки лучше проверять, выпаяв из платы.

При измерениях номиналов любых элементов непосредственно на плате следует обязательно отключить питание схемы, в которой производятся измерения!

Прибор занимает мало места, умещаясь в корпусе 140×110×40 мм (см. фото справа в начале статьи) и позволяет с достаточной для радиолюбителей точностью проверять практически все основные типы радиокомпонентов, чаще всего используемых на практике. Прибор без нареканий эксплуатируется в течение нескольких лет.

Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.

zmey писал(а): специальный автомобильный мультиметр . нашел в инструкции что можно с помощью его функций измерить угол опережения зажигания, так ли это - об этой ли информации глаголит инструкция?

Нет, в инструкции речь идёт не об этом.
Там сказано, что этим мультиметром можно измерить Угол Замкнутого Состояния Контактов (УЗСК), а не Угол Опережения Зажигания (УОЗ).
УЗСК - это угол в градусах поворота распредвала (точнее - распределителя зажигания), на протяжении которого происходит заряд катушки зажигания.
УОЗ - это угол в градусах поворота коленвала , на который он провернётся от момента начала искрового разряда до положения ВМТ.

PS:
Информацию о моменте начала искрообразования мультиметр получает от провода управления первичной цепью катушки зажигания. А откуда же, по вашему, ему знать о том, что наступил момент, когда коленвал находится в ВМТ? Ведь не имея в распоряжении этих двух параметров в то или иной форме, рассчитать УОЗ невозможно.
Точкой отсчёта для вычисления момента когда коленвал находится в положении ВМТ могут служить:
- метки на шкиве коленвала и корпусе двигателя - используется для измерения УОЗ при помощи стробоскопа;
- сигнал от датчика коленвала с точкой начала отсчёта, например, пропуск зубьев, или, дополнительно, сигнал от датчика распредвала (если пренебречь тем обстоятельством, что связь между коленвалом и распредвалом не абсолютно жёсткая, а несколько упругая, то точкой отсчёта может служить и сам сигнал распредвала) - используется системами зажигания и системами управления двигателем;
- пик давления в цилиндре без воспламенения (если с воспламенением - то пик давления в цилиндре в подавляющем большинстве случаев совпадать с ВМТ не будет) - используется PlugIn-ом "Измерение фазы" и скриптом Px.

Учитывая еще объем информации о цилиндре и двигателе, который можно получить с помощью ДД и скрипта Рх я бы все таки склонился к использованию более информативной методики.

не нужно усложнять такую простую операцию как регулировка зажигания. для неё вполне достаточно стробоскопа. если есть с машиной какие-то другие проблемы - да, имеет смысл вкрутить ДД и заморачиваться дальнейшей диагностикой.

измеритель угла замкнутого стстояния может пригодиться на мерседесах с ке-джетроником, там на 3 контакте разъема идет диагностический сигнал, который именно этим измерителем и считывается.

Читайте также: