Предусилитель с темброблоком своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

В этой статье я поделюсь с вами своим опытом в создании усилителя мощности звуковой частоты разряда Hi-Fi. Сразу скажу, что все технический решения, которые я применяю в усилителе, не претендуют на звание эталона и то, что нравится мне, может не нравиться вам. Короче всё нижесказанное является оптимальным только на мой субъективный взгляд и не надо меня за это пинать. Ну что ж, поехали!

Что вообще я хотел сделать?

Понадобился мне усилитель для дома. Колонки есть, а усилителя нет. Непорядок. Вариант покупки я даже не рассматривал – это не по-радиолюбительски. Надо делать.

Нашел в своём ящике с хламом плату усилителя Ланзар, которую сделал очень давно. Проверил – работает. Усилитель Ланзар – это очень качественный и мощный усилитель с малым КНИ и соотношением сигнал-шум более 90 дБ. Поскольку один канал уже готовый, решил сделать ещё один канал Ланзара. Далее я подумал, что усилитель без темброблока это скучно. Ещё раз полез в ящик с хламом и нашел темброблок на TDA1524A. Почему бы и нет? (Потом объясню, почему нет) Далее блок питания. У меня на комоде стоит целая стопка рабочих компьютерных блоков. Надо их в дело пускать, а то скопилась куча, выкидывать-то жалко, рабочие всё-таки. С блоком питания разобрались, теперь самое главное – корпус. Я хотел сделать усилитель “на века”, а не как обычно – страхолюдину в корпусе от DVD ROM (их тоже штук 10 валяется). Корпус должен быть красивый, крепкий, обеспечивать хорошее охлаждение оконечников и выглядеть красиво. Первым делом я подумал, что можно купить старый советский усилитель (он-то точно выглядит красиво), вынуть из него потроха и использовать корпус для своих целей. Но потом я понял, что если в мои загребущие клешни попадёт советский усилитель, мне просто совесть не позволит его испоганить – буду восстанавливать, восстановлю и поставлю на полку, как раритет. Выход один – Китай. Нашел на одном известном сайте китайский корпус по душе и заказал.

Теперь немного фоток

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, посылка с корпусом
Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, распаковка посылки

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, детали корпуса
Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, корпус в сборе

Начинаем сборку!

Первым делом соберем корпус. Инструкции в комплекте не было, не всё и так понятно. Детали корпуса практически идеально подогнаны друг к другу – китайцы постарались на славу. Далее берем радиаторы, сверлим их, нарезаем резьбу и прикручиваем к ним оконечные транзисторы.

Крепим их к корпусу

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, ланзар, крепление транзисторов
3334250189.jpg

Далее нужно закрепить блок питания от компьютера. Для этого я проделал два отверстия по диагонали днища блока питания, а также два отверстия в днище корпуса и прикрутил болтами М4. Пожалуй, на блоке питания я остановлюсь подробнее.

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, блок питания

Как нам всем известно, блок питания выдает напряжения +3.3, +5, -5, +12 и -12 вольт. Как мы все знаем, этого недостаточно для питания усилителей. Можно конечно поставить мощный преобразователь с 12 на +-50 вольт (типа моего),

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, dc/dc

но можно сделать хитрее. Дело в том что с компьютерного блока питания можно снять двухполярное 30 - 35 вольт. Для этого нужно подпаяться к крайним выводам обмоток трансформатора. Вот они на схеме:

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, схема блока питания

Туда, где я обвёл красным, подключаем двухполупериодный диодный мост, а средняя точка это общий провод. Теперь мы получили необходимое нам напряжение и можем от него запитывать усилители. Для питания темброблока воспользуемся штатной обмоткой на 12 вольт. Провод PS-ON выведем на кнопку включения усилителя (при нажатии кнопка будет замыкать не силовые провода, а провода со слабым током, таким образом, её контакты не будут искрить и прослужат дольше). Отлично, с питанием разобрались, идём дальше.

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, регулятор громкости и тембра

Переменные резисторы вывел на проводках для дальнейшего закрепления на корпусе. Да, провода не экранированные, а обычные от компьютерного блока питания, просто потому, что экранированных не было. Вот так оно выглядело:

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, сборка усилителя

Кстати небольшое отступление. В том же ящике с хламом нашел ещё вот такую интересную детальку:

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, ВЧ фильтр
Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, ВЧ фильтр на проводе

Это раскрывающееся ферритовое колечко. Было оно найдено в каком то телевизор, где по всей видимости использовалось в качестве фильтра от помех. Штука очень крутая, ведь чтобы его одеть на кабель, не нужно кабель отпаивать и просовывать внутрь, достаточно лишь положить провод внутрь и защёлкнуть кольцо. Это очень экономит время и нервы, особенно если провод не один, а их много.

Вернёмся к теме усилителя. Я изначально понимал, что темброблок на TDA1524A мне не подойдёт, ведь на передней панели корпуса есть место под регулятор средних частот, а микросхема регулирует только низкие и высокие частоты. Но я думал сделать это потом. А пока можно включить усилитель и послушать музыку. Подключил акустику, готовлюсь к прослушиванию и поиску шумов, напрягаю слух, нажимаю на кнопку включения и… БАХ. Нет, не взорвалось. Это был щелчок в колонке. Очень громкий и противный, даже лампочка перегрузки моргнула на акустике. Ну да ладно, подумал я, поставлю реле задержки, слушаем шумы. Ставлю громкость на минимум и слышу шипение в динамике. Громкое такое шипение, будто в колонку змея поселилась. Кручу громкость, шипение усиливается, выкручиваю в максимум и… Радио! Оно поймало радио! Это уже перебор! Такое я слушать не буду. Выключаю и опять БАХ! Ну и хлам эта микросхема конечно. Надо делать что-то менее шумящее.

Темброблок

Стал искать схему пассивного трехполосного темброблока. Нашел вот такую:

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, схема регулятора громкости и тембра

Сейчас расскажу про принцип действия. Итак, с помощью регулятора R1 регулируется амплитуда входного сигнала (громкость), далее сигнал идёт на неинвертирующий вход операционного усилителя (ОУ). На инвертирующий вход сигнал подается с выхода ОУ через делитель R5/R6, формирующий отрицательную обратную связь. Изменяя номиналы этих резисторов можно изменять коэффициент усиления ОУ (он равен R5:R6 = 45.45). В децибелах это примерно 33. Конденсатор C1 (как и C8) нужен для предотвращения самовозбуждения ОУ. Далее сигнал через разделительный конденсатор C3 идёт на сам темброблок. Он идёт по трём путям: R8 R2 R10 C5, R7 R3 R11 C4, R9 R4 R12. С резисторов R10 R11 R12 исходный сигнал (но с меньшей амплитудой) подается на выход темброблока. А срезанный в определённой полосе частот сигнал с движков переменных резисторов подается на инвертирующий вход второго ОУ, работающего в качестве повторителя. ОУ сравнивает сигнал на инвертирующем выводе с нулём и в зависимости от того, больше нуля он или меньше, выдает положительную или отрицательную полуволну на выход. Та в свою очередь суммируется с сигналом с резисторов R10 R11 R12 и идёт на выход. Так зачем же нужен второй ОУ, если он просто повторяет сигнал на входе? Он нужен для того, чтобы сигнал с резисторов R10 R11 R12 не шёл обратно на движки переменных резисторов. С ним сигнал идёт только в одном направлении, ведь не может же сигнал идти с выхода на вход, а без него образовывался бы замкнутый круг и был бы не темброблок, а просто кучка конденсаторов и резисторов. По сути в данной схеме второй ОУ можно рассматривать, как некий умный диод, пропускающий переменный ток в одном направлении. С его выхода сигнал идёт на регулятор баланса и кнопку тонкомпенсации. Вот, как это выглядит:

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, регулятор баланса и тонкомпенсация

Резистор R5 отвечает за баланс, а кнопка K1 просто подключает сигнальные провода к RC фильтрам НЧ. Таким образом, сделана нехитрая схема тонкомпенсации, обеспечивающая небольшой завал высоких и средних частот. Так как те схемы, которые я видел в интернете, требовали наличия переменных резисторов с отводом от середины (коих у меня естественно нет), да и отверстие под ещё один переменный резистор на передней панели не предусмотрено, я решил применить такое нехитрое решение.

Теперь самое главное – возможные замены. ОУ можно ставить TL072, TL082, NE5532 и другие сдвоенные малошумящие. От номиналов компонентов R8 R2 R10 C5, R7 R3 R11 C4, R9 R4 R12 зависят резонансные частоты темброблока. С указанными номиналами они таковы: НЧ ≈ 100 Гц, СЧ ≈ 2 кГц, ВЧ ≈ 12.5 кГц. Если вы хотите изменить резонансные частоты, вам придётся самим подбирать компоненты. В схеме тонкомпенсации тоже можно производить замены компонентов на другие с целью сместить границу фронта среза в ту или иную сторону. В принципе достаточно просто изменять номинал конденсатора, но и с резисторами можно поколдовать.

Чуть не забыл! Очень важная деталь для настройки усилителя – схема согласования амплитуды на каналах. Делается это крайне просто, вот так:

2879401710.jpg

Это просто два подстроечных резистора, вращением движков которых добиваются одинаковой амплитуды на выходе усилителя. Производится это таким образом: на вход подаётся синусоидальный сигнал, на выход подключается два резистора одинакового сопротивления 4-8 Ом, измеряется напряжение на одном, затем на другом и, в случае расхождения, с помощью балансировки добиваются одинаковой выходной амплитуды.

Оконечные усилители

Вот и дошло дело до оконечных усилителей, в качестве которых я, как говорил ранее, использовал легендарный усилитель Ланзар. Схема классическая, ничего нового я тут не добавлял, так как усилитель и так превосходный по своим характеристикам и звучанию.

Создание мощного усилителя, пробы и ошибки, принципиальная схема Ланзар

Сборка и настройка Ланзара это уже избитая тема, так что особо заострять внимание на ней не хочу. Скажу только пару основных постулатов, относящихся не только к Ланзару, но и к большинству других усилителей.

1. Проверять ВСЕ компоненты перед пайкой (сэкономите кучу нервов и времени)
2. После пайки плату отмыть и проверить на наличие соплей и непропаек
3. Включение производить через страховочную лампу накаливания и от низковольтного источника питания (+-20 – 30 В)
4. Первый запуск производится без нагрузки и с закороченным на землю входом
5. Проверяется постоянка на выходе и нагрев компонентов (греться ничего не должно)
6. Если всё ОК, подключаем колонки, подаём сигнал на вход и слушаем музыку.
7. Ток покоя выставлять при прогретом радиаторе (без радиатора даже не пытайтесь)

Характеристики и эстетические моменты

В конечном итоге усилитель получился красивым и удобным в эксплуатации. Помимо этого он обладает приличной выходной мощностью и полностью соответствует требованиям разряда Hi-Fi и даже превосходит их. Характеристики его таковы:

Теперь немного про внешний вид. Усилитель имеет строгий черный корпус, передняя панель выполнена из монолитной алюминиевой плиты толщиной 6.5 мм, ручки регулировки гармонично вписываются в дизайн, а свет синего светодиода не только успокаивает, но и символизирует плавность и глубину звучания. Да и вообще, нравится мне синий цвет. Задняя панель оснащена восьмью красивыми позолоченными входными разъёмами типа “тюльпан” и четырьмя красными клеммами выходных разъёмов: плюс и минус на каждый канал (чёрных не было). Так же есть разъем питания под стандартный компьютерный кабель и удобный откручивающийся предохранитель. Кстати многие могли заметить ещё один регулятор на передней панели. Это селектор входов (их тут 8, а каналов 2). Я посчитал, что дешевле купить селектор в Китае, чем делать самому, ведь готовый стоит 550 рублей, а один галетный переключатель может стоить до 800 рублей. Селектор я уже заказал и, когда он ко мне приедет, обязательно его установлю, а пока задействован только один вход.


Звукотехника Предварительные УНЧ

Транзисторный предварительный унч с регулятором тембра

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Попцов Г.
Не менее важной частью УНЧ чем усилитель мощности является так же и предварительный усилитель в котором осуществляется не только предварительное усиление сигнала, но и его частотная коррекция с помощью регулятора тембра.

Предварительный усилитель с регулятором тембра

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Попцов Г.
Важной частью аудио усилителя является предварительный усилитель. Желательно чтобы он мог не только усиливать сигнал, но и регулировать его АЧХ.
На рисунке приводится схема несложного предварительного стерео-усилителя с регулировкой громкости раздельно в каждом канале и общей в обоих каналах регулировкой тембра по низким, средним и высоким частотам.

Предварительный усилитель с темброблоком

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Многие радиолюбители сроят УМЗЧ на основе микросхем-интегральных УМЗЧ, обычно предназначенных для автомобильной аудиотехники. Главное достоинство их в том, что вполне качественный УМЗЧ получается в кратчайший срок и с минимальными трудовыми затратами. Недостаток только в том, что УНЧ получается не полный, без предусилителя с регулировками громкости и тембра.

Схемотехника предварительных усилителей с повышением напряжения питания на таймере NE555

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна


Петр Петров, г. София, Болгария
В последнее время в быту, и не только, широко используются низковольтные источники питания 4,5. 6 В, такие, как аккумуляторы, например мотоциклетные, батареи гальванических элементов, USB порты компьютеров и т.д. Как правило, такого низкого напряжения питания недостаточно для нормальной работы многих устройств и получения на их их выходах требуемого размаха сигнала. Поэтому, в питаемые от таких источников устройства, встраивают преобразователи постоянных напряжений. Хотелось бы, что бы стоимость таких преобразователей была минимальной. В представленной ниже статье приведено описание двух схем предварительных усилителей для питания которых используются повышающие преобразователи на интегральном таймере NE555.

О проблемах бытовых акустических систем и о регулировке тембра

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

А.Г. Зызюк, г. Луцк РА 3-4’ 2010
В данной статье рассматриваются проблемные вопросы бытовой акустики, а также предлагается схема несложного темброблока. От многих других конструкций аналогичного предназначения она отличается тем, что регулировка происходит не в широкой полосе частот, как общепринято. В данной конструкции преднамеренно использовано два гиратора для сужения частотных полос, где происходит регулировка тембров.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НЧ С НЕОБЫЧНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ ТЕМБРА

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Обычно, регуляторы тембра, как одно-двух-полосные, так и многополосные эквалайзеры, допускают регулировку уровня в определенных полосах частот. Поэтому, чтобы .получить возможность отстроиться от нежелательной помехи или призвука или усилить звук определенной частоты, нужно делать как можно больше полос эквалайзера, чтобы нужная частота точно оказалась в зоне действия одного из регуляторов.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Эта схема предварительного УНЧ может пригодится при проектировании Hi-Fi усилителя низкой частоты. Схема выполнена на сдвоенном операционном усилителе TL072.

Малошумящий микрофонный усилитель HaLA3161

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна


А.Л. Бутов, с. Курба, Ярославская обл. РА 7/8' 2009

ЭКВАЛАЙЗЕРЫ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ на BA3822LS, LS2009, BA3842F, ТЕА6360

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

В. БРЫЛОВ, г. Москва Радио №8 2000г.
Наряду с обобщением сведений о различных видах эквалайзеров автор приводит несколько схем
многополосных устройств на основе новых импортных специализированных микросхем, дает рекомендации по налаживанию самих устройств и настройке аудиосистем с блоком эквалайзера.

Первое: добавление переменных резисторов, для синхронизации предварительного усилителя с усилителем мощности, в нашем случае это усилитель на TDA2050.

Второе: добавление двух конденсаторов на выходы. После тестирования выяснено, что они нужны, звучание получается более приятное.

Третье: я решил поменять местами громкость, баланс, ВЧ и НЧ. И сделал слева на право громкость, баланс, ВЧ, НЧ. Можно не переделывать) Это я сделал чисто под себя.

Четвёртое: чтобы не грелась моя микросхема TDA1524, я припаиваю её с низу схемы, и она получает охлаждение от корпуса.

Пятое: травлю схему в зеркальном отображении для правильной установки микросхемы.

Шестое: питать данный Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524 будем от переделанного блока питания от ПК питанием 10 вольт.

Сама схема, без доработок.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Схема с доработками. 2 конденсатора и 2 переменных резистора на выходы.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Прекрасно, приступаем к рисованию платы.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Схема с доработками.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Добавленные конденсаторы и переменные резисторы. Чуть не забыл, я продублировал выход (сделал выход на индикацию), от него я буду выводить сигнал на индикаторы громкости, но об этом в отдельной статье.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Изначально конденсаторы замкнуты, это я сделал для тестирования.

Тестировал, один канал оставил с подключенным конденсатором, второй оставил без него и проверил, с конденсатором получше, запаял второй. Так что не забудьте разорвать дорожку под конденсаторами.

Также в данной схеме перевёрнуты резисторы громкости, баланса, ВН и НЧ.

Печатаю на текстолит зеркально и микросхему ставлю со стороны дорожек.

Соответственно, у меня громкость самая первая с левой стороны, чтобы сделать плату с громкостью с правой стороны, необходимо поменять местами левые на правые контакты переменных резисторов. Если этого не сделать, у вас громкость будет увеличиваться в обратную сторону.

Травим, залуживаем, впаиваем.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Рекомендую, до впаивания деталей, проверить все дорожки мультиметром на контакт.

Часто бывает так, вроде дорожка есть, а она нерабочая или с огромным сопротивлением.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524 готов, сборку в корпус из-под очередного мёртвого DVD сделаем сразу с индикаторами громкости.

Будем использовать для них наш сделанный выход на предусилителе. Запитаем переделанным блоком от ПК. Сделаем вход и выход. Поместим в корпус.

МОИ УСИЛИТЕЛИ НЧ


1. Вперёд, в прошлое!

Замыслив материал на означенную тему, я первоначально хотел начать излагать её с азов. Не забираясь в дебри, конечно.
Однако после некоторого осмысления возможной перспективы пришёл к выводу, что это совершенно ни к чему.

В сети имеется громадное количество информации на эту тему, и каждый второй стремится учить других. И именно с азов. Я, как преподаватель более чем с 30-летним стажем, заявляю:
1) вообще НЕТ такого количества желающих учиться чему бы то ни было;
2) вряд ли найдётся столько желающих учиться что-то ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ;
3) совсем уж не найти такого количества МОЛОДЫХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ.

Я просто расскажу о том, как и какие УНЧ я делал, что мне в них понравилось, а что – нет, какие проблемы возникали, и как я их решал.
Короче: ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ!


2. Вначале была ЛАМПА

Конструкция заработала, по-моему, с первого раза безо всякой настройки. Музыка с грампластинок зазвучала значительно громче. Для меня в тот момент это было важнее, чем качество. Но особо сильных искажений я, помнится, не услышал. Каково же было моё удивление, когда я подал сигнал с радиотрансляционной линии! Я вытащил приставку на улицу и зимними морозными вечерами наслаждался качественным громким звуком. А как приятно светились в темноте лампы 6П3С тёплым оранжевым светом. Синеватое свечение высоковольтной плазмы меняло свою интенсивность в такт громкости! Fantastisch! – рис. 4.



Следующий аппарат, который я хотел собрать – это радиограммофон : схема на рис. 5 из той же книги.
Кенотронный выпрямитель я заменил полупроводниковым мостом на диодах Д7Ж, трансформаторы взял от какого-то старого приёмника. От него же использовал ЭПУ с моторчиком на 110 В. Жаль, конечно, что пришлось разобрать для этого раритетный приёмник, но он был нерабочим, а детали были остро необходимы.
Схема работала, но дальше монтажной панели дело не пошло: наверное, не было времени или материалов сделать корпус.

На рис. 6. представлена схема однотактного УНЧ мощностью 5 Вт (опять же, с моими пометками). Мой предыдущий опыт показывал, что 5 Вт для одной комнаты в доме – мощность вполне достаточная.
Над этим усилителем я трудился долго. Причём, основная часть времени ушла именно на создание корпуса, который был изготовлен из самого доступного для меня материала – фанеры. Лобзиком и ножовкой я работать умел. В качестве морилки использовал раствор марганцовки, затем сушил и покрывал бесцветным нитролаком. В блоке питания я применил сборку АВС 120х270, вместо дросселя – мощный резистор. Трансформаторы – от предыдущей конструкции. Выходную лампу пробовал 6П6С и 6П3С, но не помню, с какой он работал качественнее.

Далее цитирую:
«При проведении различных военных учений и спортивных сорев­нований широко применяются мегафоны — специальные устройства, усиливающие громкость звучания человеческого голоса. Описывае­мый простой мегафон с выходной мощностью до 1 Вт может быть использован в военных и спортивных играх пионерского отряда. На рисунке приведен внешний вид мегафона, состоящего из основного устройства, заключенного в фанерный корпус с внешними размерами 80X140X200 мм, и выносного микрофона с кнопкой включения питания. Внутри корпуса размещены усилитель с батареей питания и громкоговоритель. Усилитель соединен с микрофоном и кнопкой гибкими проводниками длиной 80 см. Корпус снабжен ремешком для переноски мегафона на груди или боку.
Принципиальная схема. Согласно принципиальной схеме, мегафон включает микрофон, усилитель низкой частоты на двух транзисторах различной проводимости малой мощности Т1, Т2 и одном транзисторе средней мощности. Непосред­ственно в коллекторную цепь Т3 включен динамический громкогово­ритель Гр. Усилитель питается от батареи Б напряжением 9 В. Так как он потребляет большой ток (до 600– 800 mА при работе с максимальной мощностью), то батарея включаемся кнопкой Кн только непосредственно при подаче команд.
Особенностью принципиальной схемы усилителя является приме­нение транзисторов различной проводимости (Т1: р-n-р, Т2:n-р-n, Т3:р-n-р). Это позволило обойтись без переходных межкаскадных электролитических конденсаторов и упростить цепи смещения. Режимы работы всех трех транзисторов устанавливаются подбором резистора R1. Кроме того, использование транзистора средней мощно­сти дало возможность включить громкоговоритель непосредственно в коллекторную цепь транзистора Т3, что позволило обойтись без трансформатора и повысить выходную мощность.

Я собрал мегафон на гетинаксовой плате, жёстко соединив детали лужёным медным проводом. Плату, динамик, батареи поместил в самодельный фанерный корпус, на нём же установил кнопку. В качестве микрофона применил телефон ТОН-2 с сопротивлением катушек около 1,5 кОм. Мегафон заработал без наладки, но, как справедливо отмечалось в статье, ни для каких других целей он был непригоден. Качество звука было отвратительное.



Схема усилителя имелась на внутренней стороне нижней крышки – фото 11.

Для усилителя я всё-таки изготовил две колонки, причём, самостоятельно собрал динамические головки и отцентрировал диффузоры – фото 12 (это я - ещё шибко молодой).

Отремонтированный и модернизированный 90У-2 служил мне довольно долго. Даже в институте на танцах я применял его!


Надо отметить, что кроме УНЧ я интересовался и делал:
Электрогитару (фото 14 - это тоже я ещё молодой),
различные приставки для гитары,
блоки питания,
цветомузыкальные приставки,
автоматы световых эффектов,
а также миноискатели,
схемы управления электродвигателями,
устройства с фотодатчиками (фототир, например),
различные тиристорные регуляторы,
простые радиопрёмники… и др.


Примерно в сентябре-октябре 1978 года я снова вернулся к ламповому КИНАПовскому усилителю, решив встроить в него простенькую транзисторную ЦМУ. На этот раз я использовал маломощный усилитель от школьного кинопроектора (фото 15), в котором выполнил те же самые операции (фото 16), что и раньше в более мощном.

Х – удаление
V – замена
Усилитель, показанный здесь, также является одним из моих раритетов. Загляните в РАДИОмузей.


4. И всё-таки – транзистор!
Я не имел достаточного количества различных и современных (по тем временам) кремниевых транзисторов, поэтому искал схему качественного и мощного УНЧ на транзисторах германиевых. И хотя в моём распоряжении были П210, я выбрал схему на транзисторах средней мощности типа П214. На фото 17 показаны уже готовые блоки этого УНЧ: предварительный усилитель и темброблок, усилитель мощности и выходные транзисторы на радиаторах, стабилизатор с защитой.
Я сам разработал все печатные платы и впервые применил технологию вырезания непроводящих участков. В дальнейшем я часто использовал именно этот метод при изготовлении печатных плат, стараясь (при разработке) делать токоведущие части только прямыми.
Усилитель я собрал в корпусе из листового дюраля, одна сторона которого была покрыта лаком (продавались одно время такие наборы, где были металл, пенопласт и дерево). На передней панели я разместил регуляторы громкости и тембра, стрелочный индикатор выхода (от магнитофона), который подсвечивался лампочкой (индикатором включения), выключатель питания; на задней панели – гнёзда входа/выхода. До настоящего времени у меня сохранились лишь несколько дюралевых листов корпуса. Усилитель работал на нагрузку 4 Ом, которая представляла собой кубическую колонку с четырьмя широкополосными динамиками. По моей субъективной оценке, аппарат развивал на выходе 6-8 Вт. УНЧ работал на некоторых моих, общешкольных и других мероприятиях.


Блоки, использованные мною, выделены на схеме цветом – рис. 18.

Позднее я сделал ещё один моноусилитель, который сохранился и по сей день в рабочем состоянии – фото 20.

Я перерыл все брощюры "В помощь радиолюбителю", все журналы "РАДИО", но так и не нашёл его схемы.
Недавно (в январе 2014 года), когда я готовил "Антологию транзисторных УНЧ" по материалам журналов "РАДИО" (1955-2013), всё-таки ОБНАРУЖИЛ схему этого усилителя в "РАДИО" №9 за 1973 год, стр. 56, Г. Крылов, "Широкополосный УНЧ". Наверное, у меня не было транзисторов, рекомендованных автором, и я заменил их подходящими, исходя из рекомендаций "Чем следует руководствоваться при замене транзисторов в УНЧ" ("РАДИО" №10, 1976, стр. 63).

У меня: Т1-Т3 МП21, Т4 П701, Т5-Т6 2Т908. К сожалению, силовичок я использовал слабоватый, поэтому
заявленной в статье мощности усилитель не развивает. Но работает действительно качественно.


Окрылённый успехом, я сделал второй канал. На фото 23 показаны блоки усилителей мощности для стереоУНЧ. Я уже не помню, зачем стремился уменьшить габариты печатных плат – ведь передо мной не стояла задача миниатюризации.

В реальной конструкции я использовал радиаторы, конечно, гораздо более мощные.



схема --> печатная плата --> монтаж.
Печатную плату я сделал по-своему сразу на два канала. Предварительный УНЧ с темброблоком расположены на отдельной плате.

ССЫЛКИ:

Радиограммофон – это аппарат для пригрывания и воспроизведения грампластинок с помощью встроенного УНЧ и динамика.

Читайте также: