Предметы казахского быта своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

4 Казахская национальная посуда

5 Национальная посуда На протяжении веков сложилось несколько групп посуды. К первой группе относится посуда, в которой готовят блюда (казан, сковородки, кастрюли)

6 Кумысный набор Ко второй – посуда, в которую кладут еду и из которой едят: керсен, плоское блюдо, табак, тостаган (большая пиала), глубокая чаша, зерен, легенд, теге не (для разных видов блюд), ложки.

7 Национальная посуда Третью группу составляет посуда в которой сбивают масло из молочных продуктов, дробят зерно, перевозят кумыс.

8 Посуда для питья Четвёртая группа – посуда для питья: чайники, кумены, пиалы, чашки

9 Национальная посуда В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно. Посуда, которой мы сегодня пользуемся, появилась не сразу. Издавна казахский народ делал своими руками много видов посуды из разных материалов: дерева, глины, керамики, металла. Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кейсе.

10 Национальная посуда Издревне народные умельцы делали посуду из экологически чистого природного материала, используя дуб, березу и другую крепкую древесину, а также шкуры лошадей, коз. С появлением огня посуду стали изготавливать из металлов – чугуна, золота, серебра. И все-таки, предпочтение отдавалось природным материалам.

12 Тегене Для молочных напитков – кумыса или айрана – служили большие по размеру и более глубокие миски, теге не. Тегене – тяжелая посуда, поэтому ею пользуются только в праздники и по особым случаям. В остальное время она смазывается, и хранится в месте, где нет прямых солнечных лучей. Весьма разнообразными были деревянные ковши, ожау, большой ковшик, которым помешивают кумыс. Он как бы состоит из двух половинок, которые нередко украшали серебром, костью и резьбой. В каждой семье имелись деревянные ложки, кассы.

13 Тостаган Кумыс перед тем, как подавать гостям, наливали в деревянные, цельнодолбленные глубокие миски теге не, а отсюда разливали его черпаком ожау, по тостаганам это деревянная расписная пиала. внешне напоминающим пиалы деревянным мискам.

15 Астау Деревянные корытца – астану – предназначались для замешивания теста, но иногда в них подавали мясо.

16 Ступы с пестами. Келі-келсап Кели (ступа – посуда для шелушения пшена) выдалбливают из цельного куска дерева твердых пород, в виде усеченного конуса с более узкой верхней частью. После выдалбливания внутреннюю часть обжигают для прочности Высота келі см, средний диаметр около 30 см. Для шелушения тары необходим келсап (толкушка), который также выстругивают из цельного куска дерева длиной около 1 м, диаметром 15 см. Нижнюю часть делают закругленной формы.

17 Торсы қ Торсық – сосуд для перевозки и хранения кумыса. Из шкуры лошади делают торсыки (округленный), емкостью 5-6 литров. Торсық Кожаная фляжка емкостью до 10 литров для перевозки кумыса, айрана и других напитков.Торсық привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился лучше.

19 Казан Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы. Разбить чужой казан, означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Даже приговоренный к смертной казни человек (в давние времена), мог откупиться, заплатив семь (жеті) видов штрафа (айып). Первым из них был – қара қазан. Қара қазан – священная вещь, дающая начало всему. Немало важное место қара қазан занимал и в решении проблем между народами, на праздниках и торжествах. Қазан оставляли в наследство, сыну давали в надел имущества (енші), дочери в приданное (жасау).

20 Самауыр Самовары имели только зажиточные казахи. Самоваром казахи стали пользоваться после воссоединения с Россией. Появление самовара в степи сопровождалось интересными и смешными рассказами. Так одним из первых обладателей самовара стал известный в Северном Казахстане бай Есеней. Однако, он не знал как им пользоваться. Поэтому послал в соседний аул за русским, дал ему лошадь за то, чтобы он научил его кипятить чай. Но суеверный Есеней отказался пить чай, сетуя на то, что краник самовара направлен вниз, а это значит, что и гордая голова хана может поникнуть.

21 Куман Для кипячения чая применяли медный или чугунный кувшин (куман). По старинному обычаю как до принятия пищи, так и после еды все присутствующие моют руки и вытирают полотенцем. Для этого кто- нибудь из домочадцев, обычно мальчик- подросток, подходит к каждому, поливая из чайника (хумана) воду на руки над тазиком

25 Заключение Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя. В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно. Таким образом, материальная культура казахов отличалась самобытностью, оригинальностью, отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов.


Красочные, сочные, теплые и солнечные лоскутные работы, сшитые из самых разных тканей.


Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер.


В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы.


Казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла.



И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) — это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай.


Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом.


Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.


Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения.


Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе.

Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом.


Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались.


У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Корпе были и остаются обязательной составляющей приданого невесты. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.


Кроме шитья из лоскутков в шитье используется приём аппликации орнаментов.


Важно отметить, что орнаменты казахов передают элементы окружающей природы: рога животных, крылья птиц, цветы и прочее.


Нажмите, чтобы узнать подробности

-Образно представлять отдельные обычай и традиции казахского народа, воспитывать интерес иуважение к казахской национальной культуре, к традициям иобычаям казахского народа, воспитывать толерантность.

Методы: наглядный, практический, часично-поисковый.

Формы: общеклассная, индивидуалная, парная.

Наглядность:

  1. Тематическое оформление класса, стилизованное под казахское национальное жилище; дастархан, корпе, подушкы, предметы быта одежды;
  2. Образцы казахского орнамента;
  3. Инструционные карты;
  4. Словарная работа на карточках;

Организационная часть ( приветсвие, готовность к уроку, отметка отсутствующих).

ІІ ВВодная беседа.

а) Люди каких наций живут унас в селе?

в) Что такое нация?

Учитель обьявляет тему урока7

Прочитайте на доске пословицу, которая является девизом нашего урока:

  1. На уроке мы с вами понокомимся с некоторыми обычаями казахского народа и сами приобщимся кним через выполнение работы.

В Казахстане 130 народов разной национальности, все народы живут дружно. Издавно отличались русский и казахский народы гостеприимством. У русского народа почетного гостя, жениха инавесту встречают хлебом-солью. Мне хочется заострить ваше внимание на казахское гостеприимство.

Домашнее задание:

И недаром у казахов есть такая пословица:

Хочешь богу угодить-

Поклонись творя моленье.

Хочешь людям угодить-

Не скупись на угощенье.

Поиск ключевого слова урока.

Ключевое слово надо составить из выделенных букв зашифрованных слов.

а) Графическое изображение деталей в масштабе или в натуральную величину.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

Профессия, связанная с созданием модели одежды.

Это русская национальная одежда,, в ней ходила Аленушка, сестрица Иванушки.

Все что одеваем на тело.

ІV Выступления учителя. А что такое орнамент?

Назовите основные мотивы казахского орнамента.

При помощи орнамента казахи передавали настроение людей их отношение к окружающему миру. Напрмер, у казахского народа долго сохронялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и перехавшая в другой аул, должна была прислать родителям падарок, сделанный свойми руками. И часто внем с помщью орнамента девушка описовало свою жизнь

Практическая работа.

Изготовление подушек

Инструкционно-технологическая карта. Наложение узоров (апликаций)

Ткань для вырезания орнамента обрабатывайте клеевой прокладкой, чтобы осыпалось ткань. Для этого пргладьте утюгом.Расположение выкройку орнамента на флизилин, приколите булавками, обведите контур. Вырежьте по контуру. Прогладьте утюгом.

На лицевой стороне детали изделия расположите аппликацию и заколите иголкам.

Приметайте орнамент стежком игла вперед. Пришейте орнамент швом через край. Шов обработайте декоротивным шнуром, цепочкой, из воздушных петель.Провести влажно- тепловую обработку. Затем обратную сторону пришиваем подсвет ткани совпадающий размером ткань.Готовый чехол надеваем на подушку.

Презентацию можно использовать на уроках казахского языка в 5–11 классов при изучении быта, традиций и обычаев казахского народа.

Поиск по сайту

Конкурсы

Портфолио учителя

Багаева Любовь Васильевна

Багаева Любовь Васильевна| Портфолио учителя

зам.директора по НМР Арыкбалыкской школы-гимназии

Меню пользователя

Навигация

Сертификат о публикации

Публикация

Портфолио представляет собой краткий обзор педагогической деятельности учителя. В нем отражены общие сведения об учителе, награды, публикации, представлены мониторинги ЕНТ и качества знаний по предмету.

Читайте также: