Правитель арабского государства объединяющий в своих руках всю духовную светскую и военную власть

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным земмиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции /Большаков, 1989. Т. I, с. 570-633/.

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местные органы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками - эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховной судьей считался глава государства - халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решения кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела путем их самостоятельного толкования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызывала ряд военных реформ конца VII - середины VIII вв. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница.

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое целое. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати. Оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.

Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние становится настолько велико. Что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей.

Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и X I вв. В результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифата была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам / Ахмедов, 1982, с. 378/.

Шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установки как частицу единого божественного закона и порядка.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола.

В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.

Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны / Жидков, 1997, с. 486/.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.

История арабских государств никогда не знала царей, королей или императоров, их политический строй и государственное устройство на протяжении многих веков всецело подчинены нормам и догмам господствующих религий, в большинстве государств – это ислам.

Содержание статьи

Как называется верховный правитель в арабских странах

  • Как называется верховный правитель в арабских странах
  • Как называется парламент в разных странах
  • Что за страна Эмираты

В арабских странах по наименованию правителя обозначают и устройство страны.

Халифы

Само звание халиф означает, что данный правитель является представителем и светского, и религиозного правления в стране. По преданию халифы были наместниками пророка Мухаммеда. Халиф - титул правителя государства, в котором светская власть неразделима с религиозной составляющей.

В настоящее время страны арабского мира имеют различные формы правления.
Так, в Катаре в 1970 году была принята конституция, по которой представители княжеств - эмиратов выбрали из своего состава верховного правителя - президента сроком на пять лет. Президент является главой государства и имеет все полномочия, предусмотренные конституцией страны.

Шейхи

Династии правителей Кувейта, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов появились во времена, когда на их территориях были расселены племена. В течение времени племена разделились, выбрали своих племенных вождей – шейхов. Шейхи, которые обладали более сильным влиянием, чем остальные племенные вожди, укрепляли свою власть, утверждая свое преимущество среди остальных племен. Этот процесс продолжался до тех пор, пока один из могущественных шейхов основал из своей семьи династию. Эта династия пользовалась правом наследования на управление племенами. Так нынешний правитель Бахрейна является наследным правителем династии, которая была основана в восемнадцатом веке.

Эмиры

В Объединенных Арабских Эмиратах с 1971 года правителем государства является эмир крупнейшего эмирата страны Абу-Даби. Этот титул является наследным для династии этих эмиров и передается из поколения в поколение. В настоящее время правителем является эмир – шейх Заид Бен Султан Аль Нахаян. Все семь эмиратов, на которые поделена страна, являются самостоятельными административными территориями, которые подчинены верховному правителю ОАЭ – эмиру.

Аятоллы

В некоторых арабских странах, где сильна религиозная составляющая государственной власти, правитель может быть назван мусульманским религиозным титулом, которого удостаивались ревностные ученые-исламисты, такие, например, как аятолла или великий аятолла.

Часто в арабских государствах под названием правителя государства подразумевается и форма управления государством: султан – султанат; эмир – эмират; халиф – халифат.

Исторически так сложилось, что на протяжении многих веков арабские государства подчинялись догмам и нормам религии ислам, не знали правления царей и императоров. Так кто же правил в них и как называется верховный правитель в арабских странах? Попробуем разобраться.

Чаще всего по титулу правителя определяется форма управления страны. Если правитель называется султаном – то султанат, халифом (старое название калиф) - халифат и так далее. Разберемся что у них общего и какие основные отличия.

Халифы (Калифы)

Представитель и светского, и религиозного правления без всякого разделения, верховный правитель в арабских странах – халиф. Считалось, что калифы были раньше наместниками пророка Мухаммеда на земле. При таком правлении именно религия является основоположником и оказывает огромное влияние на политическое направление жизни в стране.

как называется верховный правитель в арабских странах

Кроме того, Халифами называли еще и египетского, а затем турецкого султанов, подчеркивая их духовное главенство над мусульманскими жителями.

Султаны

верховный правитель в арабских странах

Основной отличительный признак султаната в исламском мире – правление династии долгий период. Являясь частью халифата, такое государство тем не менее было независимым и подчинялось только своему правителю из местной династии. Но случалось, что к власти приходило и выборное лицо.

В наши дни не осталось ни одной страны, где правил бы султан. Последние известные султанаты – Занзибар, Катари, Куайти и Лахедж, исчезли с карты мира в 1964 и 1967 годах. Хотя самыми знаменитыми султанатами по праву считается Османский, со столицей в Константинополе, и Мамлюкский – столица Каир.

Шейхи и эмиры

Некоторые династии современных представителей власти арабских стран, таких как Кувейт, Бахрейн и других, появились еще во времена расселения племен. Тогда они сами выбрали шейхов – еще один титул, который может носить верховный арабский правитель.

Именно шейхи оказывали влияние на жизнь клана, их власть росла, они укреплялись за счет более слабых кланов. И этот процесс продолжался, пока один из самых могущественных шейхов не основал свою династию, передавая власть и право управления своим детям и внукам.

В ОАЭ, как видно из названия, во главе стоит эмир, это еще один вариант, как называется верховный правитель в арабских странах. Титул передается по наследству. Хотя страна состоит из семи самостоятельных административных единиц - эмиратов, они все подчиняются верховному правителю. Иногда еще его называют президентом, хотя это не совсем правильно, так как должность передается по наследству.

верховный арабский правитель

Короли и президенты

В некоторых странах арабского мира, например, в Иордании или Марокко, до сих пор сохранилась монархия, когда власть едина и сосредотачивается в руках одного владыки. Правящий человек при этом носит звание король. Естественно, что само слово неарабского происхождения и было внесено в язык колонизаторами, экспонирующими в свое время эти территории, хотя и отвечает на вопрос, как называется верховный правитель в арабских странах.

Известны случаи, когда в стране менялась форма управления, а значит, и название главы государства. Например, в Катаре в 70-м году XX столетия была принята конституция. В ней говорилось, что представители эмиратов могут выбирать из своего круга правителя сроком на пять лет. В этом случае звание правителя – президент.

халиф

Арабским халифатом называли государство, которое существовало в период с 630 по 945 годы и с 1124 по 1258 год, и этот период, по мнению историографов Запада, входит в Золотой век Ислама, который, помимо периода существования Арабского халифата, включает в себя еще и несколько последующих веков, когда общеисламская культура достигла небывалого расцвета.

Действия третьего халифа Усмана были охарактеризованы его противниками как собственнические и недостойные статуса правителя, и это породило активную оппозицию, что закончилось убийством халифа Усмана, а по Корану убийство мусульманина являлось серьезным преступлением.

После этого вопиющего убийства Муавия, правивший Сирией в то время, провозгласил сам себя халифом, поскольку имел фактическую политическую силу, а противники Усмана обладали сомнительной легитимностью, поскольку их представлял четвертый избранный халиф Али.

Новый халиф Али вступил в противостояние с Муавией, собрал армию и начал военные действия, которые привели к тому, что халиф Али ответил согласием на третейский суд. На обсуждение был поставлен вопрос выборного статуса халифа, который до этого времени был необсуждаемым и сакральным. Этим Али поставил и свое право быть халифом под сомнение. Те, кто вышел из войска Али, стали называться хариджитами.

Для хариджитов халифом был временно выбранный правитель, власть которого ограничивалась волей мусульманской уммы. По их мнению, легитимными были первые два халифа – Абу Бакр и Умар. По мнению хариджитов, множественность халифов может иметь место, если между ними невозможна пространственная связь. Хариджиты-ибадиты существуют и в современном мире в Омане.

По мнению шиитов, имамат является неизменным сакральным установлением, который неподвластен людям и дает для своего обладателя исключительные права на обладание верховной власти над мусульманами. Шииты считают, что только потомки двоюродного брата Пророка Мухаммада ﷺ Али, который приходился мужем его дочери Фатимы, могут по закону претендовать на право быть халифами и законно именоваться имамами. По шиитскому мнению, все суннитские халифы, кроме Али, являются незаконными правителями и узурпаторами власти. В современном мусульманском мире Иран избрал шиизм двенадцати имамов своей государственной религией. Халиф у шиитов является духовным главой мусульман и наместником Бога на земле.

По мнению суннитов, халиф может избираться открытым голосованием внутри общины. В суннитских странах после правления Муавии этот титул стал фактически наследственным. В Омейядском халифате, как и в Аббасидском, халиф был титулом наследственным, и правитель, обладающий этим титулом, обладал неограниченной духовной и политической властью.

В период Мамлюкского султаната халиф представлял собой духовного лидера, а светское правление он оставлял султану. Когда же мамлюкское государство было уничтожено султаном Османов Селимом I , он сам принял халифат, и до самого 1924 года султаны Османской империи носили титул халифа, но после смерти каждого следующего правителя имамы опрашивали мусульман на тему того, согласны ли они, чтобы титул перешел к сыну предыдущего.

Династии халифов

Большая часть династий халифов являлись представителями суннитской исламской ветви, это большая часть мусульманской уммы. По мнению суннитов, не подлежит сомнению тот факт, что Мухаммад ﷺ был Пророком, которого призвал Всевышний Аллах своим божественным повелением, поэтому Пророк Мухаммад ﷺ свое священное служение передать кому-то из преемников просто не мог, поэтому потомки Пророка Мухаммада ﷺ могли наследовать только власть земную.

Одним из известнейших был Фатимидский халифат, который существовал с 909 года по 1171 год. На титул правителя претендовали также и другие династии – Идрисиды из Марокко и Сефевиды из Ирана. После падения Османского халифата, случившегося после Первой мировой войны, неминуема была гибель и системы исламского халифата. В Мекке и Каире были проведены конференции, но даже на них не было достигнуто единого решения относительно будущего института халифата, а в Турции и в остальном мусульманском мире стала набирать силу тенденция секуляризации.

Праведные халифы

Периодом или эпохой праведных халифов называют отрезок времени с 632 по 661 годы, когда правили исламским халифатом четыре праведных халифа, все из которых происходили из племени арабов-курайшитов. Руководство страной осуществлялось из Медины, правление имело выборный характер. Праведными халифами называют Абу Бакра, который приходился Мухаммеду ﷺ тестем, Умара, Усмана, а также Али, который был мужем дочери Пророка Мухаммада ﷺ Фатимы и двоюродным братом самого Пророка Мухаммада ﷺ.

За время правления Праведных халифов Ислам максимально распространился, поскольку в Халифат вошли Палестина и Сирия, Персия и Армения, Египет и северная Африка, острова Кипр, Родос и Крит.

Омейяды

Омейядский халифат существовал в период с 661 года по 750 год, когда мусульманами руководили Омейяды, сторонники Османа. Столицей Омейядского халифата был Дамаск, а власть этой династии распространялась от Инда до Пиренеев. В период правления Омейядов титул халифа приобрел наследственный характер. Тогда же в исламском государстве сформировалась бюрократическая система, которая требовалась для того, чтобы управлять империей, которая становилась все более обширной.

В Испании Омейядский халифат существовал с 756 по 1031 год, он именовался Кордовским халифатом, и его основателем был единственный наследник династии, который уцелел после резни, которая последовала за падением Омейядского халифата в 750 году. Омейядский халифат в Испании избрал своей столицей Кордову, а города Гранада, Толедо и Севилья стали культурными центрами государства.

Аббасиды

Аббасидский халифат (с 750 года по 1258 год) называется так по имени дяди Пророка Мухаммеда ﷺ Аббаса. Его столицей был город Багдад, и Персия в период Аббасидского халифата имела преобладающее положение. История Аббасидского халифата тесно связана с именем Харуна ар-Рашида. Халиф был известен тем, что вел роскошный образ жизни и содержал шикарный великолепный двор.

Преемником Харуна ар Рашеда стал халиф аль-Мамун, который относился с покровительством к персидской культуре и поощрял переводы на арабский язык древнегреческой литературы. В 1258 году город Багдад и весь Аббасидский халифат были разрушены монголами.

Фатимиды

Изначально Фатимидский халифат берет начало из Северной Африки, где возник в 909 году, и после халифат Фатимидов укрепился властью на египетской территории. Фатимиды провозглашали себя потомками Фатимы и Али. В 1171 году Фатимидский халифат покорил Саладин, после чего он перешел в подчинение к Аббасидам.

Османы

последний халиф

Последний халиф Османской империи Абдуль-Хамид II

Османский халифат начал существование с того момента, как последний халиф Аббасидов был взят в плен после того, как правители из Аббасидов находились в подчинении у мамлюков из Египта с 1258 по 1517 год. Селим I, османский султан, захватил последнего халифа Аббасидов, а титул перешел к династии Османов и до конца истории халифата принадлежал только Османам. В 1924 году турецкое национальное собрание упразднило Оманский халифат, и это событие оборвало непрерывную цепочку халифов.

Махдистский Судан

Титул халифа принял в 1881 году мусульманин Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша после того, как состоялось восстание против колонизаторов Британии. Но халифат потерпел поражение в сражении при Омдурмане, и с 1898 года халиф занимался партизанской войной, а в 1899 году его убили.

Хиджаз

После того, как Османская империя пала, в течение года правителем был Хусейн ибн Али аль-Хашими, который до этого являлся шерифом города Мекка.

Современные халифы

В современном мире существует тенденция возрождения института халифата, за это ратуют несколько мусульманских организаций и движений. В качестве возможного претендента на титул главы халифата рассматривается Баязид Осман, который ведет свою родословную от последнего правителя Османов.

В современном мусульманском мире есть правящий потомок правителя Хиджаза и Мекки, король Абдалла II ибн Хусейн в Иордании. Свою родословную от правителей Сокото ведет Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV, правитель Сокото.

Во время гражданской войны, которая проходила в Ираке, "Исламское государство" провозгласило создание в Сирии и Ираке нового халифата, объявив его главой Абу Бакра аль-Багдади, возглавлявшего ИГИЛ (запрещена в РФ), но большинство исламских ученых богословов не признают данный халифат.

Представители течения ахмадитов провозгласили своего правителя – их халифат ведет династию от основателя движения Мирзы Гулама Ахмада, и сейчас халифат возглавляет уже пятый халиф Мирза Масрур Ахмад.

Халиф - Верховный правитель мусульман в Арабских странах. халиф - В мусульманских странах в феодальную эпоху: верховный правитель и религиозный глава, а также титул египетского и турецкого султанов.
• халиф - Титул верховного главы мусульман.
• халиф - Титул верховного правителя в странах мусульманского Востока.
• халиф - Титул государя, совмещавшего светскую и духовную власть как преемник Мухаммеда (в некоторых мусульманских странах) .
• халиф - Титул египетского, а затем- турецкого султана как духовного главы всех мусульман.
• халиф - Титул феодального правителя мусульманской страны.
• халиф - Турецкий султан.
• Халиф - название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными
Абсолютные монархии в арабских государствах сохранились в настоящее время в Саудовской Аравии и в Омане, несмотря на то что в последнее время в этих странах наметился процесс закрепления общих принципов государственного устройства и управления (в 1992 г. Король издал Конституционные акты в Саудовской Аравии, в 1996 г. была принята Конституция Омана) .
В Омане сохранение султаната обусловлено тем, что гарантом монархии выступают западные державы, прежде всего Англия и США, которым до сих пор принадлежат важные позиции в экономике этой страны.

Парламент в Омане до сих пор отсутствует, а вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит Султану. Политические партии и профсоюзы запрещены. Правительство формируется и возглавляется Султаном.

Королевство Саудовская Аравия было создано в 1920-е годы сектой ваххабитов и опиравшейся на нее армией.

Фактически в Саудовской Аравии сложилась не столько абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящий. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана, признанного господствующим племенем.
В конституционных монархиях на Бахрейне и в Кувейте после провозглашения независимости государственное развитие Кувейта и Бахрейна пошло по пути заимствования принципов разделения властей и парламентской демократии. Было введено ограниченное избирательное право. По форме правления эти государства вошли в разряд конституционных монархий, в которых племенные структуры и методы осуществления власти сочетались с зачатками государственных установлений, во многом скопированных с конституций западных государств и Всеобщей декларации прав человека.

Читайте также: