Поворотная цапфа своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Особенно часто приходилось беседовать с любителями в 1983 году во время традиционного пробега самодельных автомобилей. Вездеход, получивший в итоге первую премию, неизменно оказывался в центре внимания на стоянках на всем протяжении пробега.

Рис. 1. Общий вид вездехода.

Рис. 1. Общий вид вездехода.

Рис. 2. Рама кузова

Рис. 2. Рама кузова:

1 — передние балки (50X25 мм), 2 — элементы передней стенки моторного отсека (50X25 мм), 3 — ложемент крепления двигателя, 4 — кронштейн амортизатора, 5 — передний лонжерон (50×50 мм), 6 — балка капота (40X40 мм), 7 — элементы задней стенки моторного отсека (50X25 мм), 8 — порог (50 X Х25 мм), 9 — задний лонжерон (40X40 мм), 10 — борт (25 X 20 мм), 11 — задняя поперечина (40X40 мм), 12 — подоконная перекладина (25X20 мм), 13 — прицепной кронштейн, 14 — серьга задней рессоры, 15 — арка заднего колеса (уголок 25X25 мм), 16 — промежуточная поперечина (40X40 мм) с пальцами крепления амортизатора к кузову, 17 — кронштейн задней; рессоры, 18, 21 — дверные стойки (40X40 мм), 19 — передняя поперечина (40X40 мм), 20 — подкосы (50X25 мм) ( 22 — серьга передней рессоры, 23 — кронштейн передней рессоры.

Бывало, С. Хопшаносов помогал застрявшим коллегам-автомобилистам, подталкивая их машины передним бампером своего вездехода.

В родной Армении он поднимался на нем на высоту до 3000 м над уровнем моря, преодолевая бездорожье, каменистые осыпи, уклоны до 30°.

Невзгоды пути легко переносятся в удобном и уютном салоне автомобиля. В жаркую погоду можно сдвинуть любое из четырех боковых стекол для притока свежего воздуха. Или, если этого недостаточно, — открыть люк в крыше.

Много в машине и других простых и оригинальных конструкторских решений. Вот, например, как устроен кузов. Он состоит из пространственной рамы и наружной обшивки. Рама, рассчитанная на значительные крутящие и изгибающие нагрузки, сварена из стальных труб квадратного и прямоугольного сечения. Менее нагруженные капот, двери и заднее окно сделаны из швеллеров, тавров и уголков, соединенных заклепками.

Рис. 3. Доработка заднего моста

Рис. 3. Доработка заднего моста:

1 — нижняя опорная чашка пружины подвески удаляется. Вместо нее приваривается рессорная подушка, 2 — кронштейн крепления верхней реактивной штанги (удаляется), 3 — левая рессорная подушка (приваривается).

Рис. 4. Переходник

Рис. 4. Переходник

Пол в салона и обшивка капота выполнены из рифленых дюралюминиевых листов толщиной 2 мм. Обшивка кузова — из гладких листов толщиной 1,5 мм. К раме они прикреплены винтами М5 с потайными головками. Стыки листов скрыты резиновыми и металлическими накладками.

Кабина изнутри выстлана тонким слоем поролона и мягким пластиком. Триплексное остекление, а также двери снабжены резиновыми уплотнителями от автомобилей Волжского автозавода. Пол покрыт резиновыми и синтетическими ковриками. Все это снижает уровень шума в салоне и препятствует проникновению пыли.

Задний мост, с учетом возможности буксировки прицепа, взят от ВАЗ-2102 и немного доработан: удалены нижние опорные чашки пружин подвески и кронштейны крепления верхних реактивных штанг. Вместо них к балке моста приварены две П-образные подрессорные подушки.

Рессоры использованы от передней подвески автомобиля УАЗ-469. Каждый пакет состоит из пяти листов, покрытых перед сборкой графитовой смазкой. К раме кузова они подвешены в районе задних лонжеронов.

Они представляют собой стальные шайбы Ø100 и толщиной 33 мм, в которых просверлены восемь сквозных отверстий. В четырех, соответствующих отверстиям во фланцах, нарезана резьба М8, в остальных — М10.

Карданный вал укорочен — после измерения расстояния между переходниками установлен в центры токарного станка и подрезан: в месте существующего соединения трубы с задней вилкой и в месте их будущего соединения. Лишнее удалено, а детали прихвачены сваркой в четырех точках, и после проверки вала на осевое биение сварены окончательно.

Три года эксплуатации показали: решение было принято верное. Какие только камни и выбоины ни попадали йод передние колеса — все нипочем. Вот как устроен мост.

Основной его элемент — толстостенная бесшовная стальная труба Ø 60 и длиной 1100 мм. К ней приварены подрессорные подушки, пальцы крепления амортизаторов и опорные площадки шаровых подшипников передней подвески.

Рис. 5. Передний мост

Рис. 5. Передний мост:

1 — поворотная цапфа, 2 — верхняя опорная площадка, 3 — болт и верхний шаровой подшипник, 4 — накладка, 6 — труба 60 X 25 мм, 6 — основная труба, 7 — подрессорная площадка, 8 — кронштейн цапфы амортизатора, 9 — болт и нижний шаровой подшипник, 10 — нижняя опорная площадка, 11 — цапфа амортизатора.

Рис. 6. Схема люка

Рис. 6. Схема люка:

1 — люк, 2 — ручка, 3 — направляющая, 4 — крыша, 5, 6 — желоба.

Рис. 7. Рулевой привод

Рис. 7. Рулевой привод:

1 — рулевой вал, 2 — карданные шарниры, 3 — промежуточный вал, 4 — рулевой механизм, 5 — нерегулируемая тяга, 6 — регулируемая тяга, 7 — сдвоенный рычаг правого колеса, 8 — поворотная цапфа, 9 — одинарный рычаг левого колеса.

К раме кузова передний мост присоединен так же, как и задний, — рессорами (по четыре листа в пакете) с помощью болтов и хомутов и телескопическими амортизаторами, штоки которых упираются в специальные кронштейны на передних лонжеронах.

фото 62757_2

Герметичность примыкания створок пластикового окна обеспечивается за счёт качества уплотнительной ленты, а также усилия прижима подвижной части конструкции к стационарной раме.

Уплотнение створки в притворе достигается за счёт поворота ручки, которая приводит в движение цапфы для пластиковых окон, обеспечивающие надёжную блокировку элемента.

Что это такое?

Цапфа для ПВХ-окон – один из важнейших элементов фурнитуры, который предназначен для запирания подвижной створки оконной конструкции. При повороте ручки, ригель в замке окна проворачивается, что приводит в действие рычаг с планкой, установленной на торцевой поверхности створки.

Планка скользит по вертикали вверх или вниз, а на её наружной плоскости закреплены цилиндрические стальные детали – цапфы, которые заходят за прижимную планку, установленную на неподвижной раме светопрозрачной конструкции. Таким образом, при повороте ручки, оконная створка надёжно блокируется.

Разновидности

В зависимости от категории окна, конструктивных особенностей, механизма закрывания и наличия дополнительных функций, существует несколько видов цапф. Каждая фурнитурная деталь подробно описывается ниже.

Стандартные

Данная категория цапф относится к стандартным окнам эконом-класса, к которым не предъявляется повышенных эксплуатационных требований. Стандартные цапфы подразделяются на следующие виды:

  • R. Данная маркировка ставится при подвижном запирающем элементе, положение которого можно менять, в зависимости от времени года. Поворот отвёртки или внутреннего шестигранника, в зависимости от производителя, позволяет выставить силу прижима створки.
  • E. Имеет ту же конструкцию, что и R, но отличается фиксированным положением, без возможности поворота вокруг центральной оси. Корректировка уплотнения осуществляется также с помощью ключа или отвёртки.
  • С эксцентрическим роликом. Более совершенная и удобная конструкция, в которой плотность прилегания регулируется пальцами рук, так как на торцевой части цапфы установлена поворотная мини-рукоятка.
  • Роликовые. Наиболее часто используемая в типовых окнах цапфа. Регулируется классическим способом – путём поворота винта. Средний диапазон корректировки положения – в пределах 1 мм.
  • Овальные. Одна из наиболее надёжных стандартных цапф. Регулируется путём поворота протяжённой или укороченной части поперечного сечения. Средняя амплитуда прижима – до 1,5 мм. При закрывании обеспечивает максимально эффективное уплотнение в притворе.

фото 62757_4


В зависимости от типа конструкции и амплитуды регулировки, на поверхности фурнитуры наносится соответствующая маркировка, которая позволяет быстро определить технические характеристики цапфы ещё до начала эксплуатации окна.

Противовзломные

Принципиальное отличие противовзломной цапфы от стандартной заключается в наличии на её конце шайбы или штампованного утолщения, которое плотно заходит в специальную прорезь на ответной планке. Такая конструкция обеспечивает не просто надёжный прижим, но также исключает самопроизвольное открывание створки извне, даже при использовании отмычки.

Противовзломные детали запирающей фурнитуры классифицируются на следующие типы:

  • Р, с вращающейся головкой. Аналогичная конструкция со стандартной цапфой типа R. Разница заключается в наличии фиксирующей шайбы. Средняя амплитуда корректировки силы прижима достигает 1 – 1,2 мм.
  • Р, статичные. Неподвижная головка с противовзломной штамповкой на конце, регулировка при вращении отвёртки не превышает 0,8 мм.
  • V, статичные. Конструкция фурнитуры отличается вогнутой шайбой – при поперечном срезе края кольца направлены вверх. Предел перемещения при вращении ключа такой же, как и в первом варианте.
  • Восьмиугольные. Классическая конструкция в виде цилиндра изменена на многогранный элемент, который регулируется пальцами, без применения инструмента. Винт на торцевой поверхности отсутствует.
  • 3D. Самая совершенная конструкция противовзломной фурнитуры. При вращении винта осуществляет максимальная амплитуда регулировок для корректировки силы прижима – в пределах 1 – 1.5 см.
  • Грибовидные. Литое изделие с выделанным наконечником, который обеспечивает высокую степень надёжности створки в закрытом виде.
  • Cleverel. Конструкция изделия выполнена таким образом, что механизм цапфы имеют возможность автоматически корректировать положение при закрывании или открывании окна.

фото 62757_5


Противовзломные цапфы изготавливаются из высоколегированных марок стали, либо из титановых сплавов, обладают повышенной прочностью, не деформируются при значительных перепадах температур.

Инструменты для установки

Установка прижимных цапф – относительно простая процедура, для выполнения которой не нужно обращаться к профессионалам. Работы можно выполнить своими руками, при наличии определённого набора инструментов:

  • Отвёртки или шуруповёрт с разными битами – шлицевыми или крестовыми, в зависимости от типа метизов.
  • Комплект внутренних шестигранников Г-образной формы, при наличии соответствующего винта на торцевой поверхности цилиндра.
  • При демонтаже старых элементов, подвергшихся физическому износу, могут потребоваться плоскогубцы.
  • Абразив для зачистки металлических поверхностей, при наличии следов загрязнения или коррозии.
  • Все новые элементы фурнитуры оконной конструкции должны смазываться машинным маслом для облегчения хода.

В случае полной замены фурнитуры вместе с прижимной планкой, также потребуется рулетка, строительный уголок и карандаш для разметки, дрель с тонким сверлом для нанесения новых отверстий под саморезы.

Пошаговая инструкция по монтажу

Монтаж прижимных цапф следует выполнять, согласно определённой технологической карте, с соблюдением мер предосторожности и техники безопасности.

Для стандартных

При монтаже стандартных деталей фурнитуры подвижной створки, домашний мастер выполняет следующие шаги:

После монтажа, конструкция смазывается и тестируется в рабочем режиме. При наличии люфта или затруднённого хода, требуется регулировка вновь смонтированной фурнитуры.

Для противовзломных

Противовоздушная фурнитура отличается большим количествам точек притворов, так как створка надёжно блокируется по всему периметру. Таким образом, мастер должен разметить и установить не только линейный элемент вдоль вертикальной части створки, но также и угловые детали, которые блокируют окно в верхнем и нижнем торцах проёма, а также со стороны расположения петель.

Таким образом, если стандартные элементы могут монтироваться при установленной створке, то, при устройстве противовзломных цапф, конструкцию придётся снять с петель, так как откос может не позволить открыть его на 180 градусов.

При монтаже противовзломных деталей следует обязательно следить за длиной самореза и местом его установки. Почти каждый оконный профиль имеет внутренний армирующий швеллер из стали, и саморез должен заходить в него для обеспечения повышенной прочности крепления.

Правила регулировки

Цапфы обеспечивают уплотнение окна, блокировку створки, а также смену разжимов с летнего на зимний, в зависимости от сезонов.

При регулировке конструкции, мастер выполняет следующие операции:

  • Створка открывается таким образом, чтобы каждая цапфа оказалась в зоне доступа.
  • Для регулировки потребуется шлицевая или крестовая отвёртка, плоскогубцы или внутренний шестигранник, в зависимости от типа конструкции и винта.
  • При повороте винта, грань цилиндра фурнитуры смещается в сторону наружной или внутренней частей створки, что говорит об усилении или ослаблении прижима.
  • Учитывая, что цапфа, чаще всего, регулируется бесступенчато, необходимо почувствовать её амплитуду, в зависимости от интенсивности поворота винта.

Вращение отвёртки следует выполнять лишь на несколько градусов, после чего проверять фурнитуру путём закрывания окна. При образовании слишком сильного прижима, винт рекомендуется немного провернуть назад. Каждая цапфа, установленная на створке, должна оставаться в идентичном положении с соседними элементами.

Когда может потребоваться замена?

В отдельных случаях, цапфы не подлежат регулировке, и их следует заменить на новые, аналогичные изделия.

Замена прижимных деталей фурнитуры требуется при наступлении любой из следующих ситуаций:

фото 62757_7

  • Физический износ конструкции, что влияет на надёжность при эксплуатации.
  • Выход элемента из строя из-за механического воздействия, попытки несанкционированного проникновения, грубого использования или после длительного температурного воздействия.
  • Блокировка регулирующих винтов или подшипников в подвижных цапфах.
  • Замена фурнитуры или окон на более современные, надёжные конструкции.
  • Невозможность регулировки прижимного элемента при изначально неверно выполненном монтаже.

Для корректной замены цапфы, в случае, если деталь фурнитуры устанавливается на старый профиль, следует обратить повышенное внимание на приобретение нового конструктивного элемента с теми же габаритами и техническими характеристиками.

В противном случае конструкция может не подойти в паз, что потребует замены створки, либо дополнительных манипуляций по подрезке фурнитуры. В зависимости от типа конструкции запирающих элементов, немного меняется алгоритм их замены.

Обычных

Здесь потребуется:

  1. Открыть створку.
  2. Зафиксировать её в стационарном положении, после чего ослабить все саморезы и демонтировать старые цапфы при помощи плоскогубцев.
  3. Монтажный паз зачищается от следов герметика, пыли и грязи, моется и высушивается. Новая конструкция примеряется в монтажные полозья профиля.
  4. Если отверстия под саморезы совпадают, следует просто зафиксировать металлические элементы к пластику, после чего проверить, насколько цапфы подходят к ответным планкам при запирании окна.
  5. Если монтажные отверстия не совпадают, следует воспользоваться жидким пластиком для замазывания старых посадочных мест под саморезы, после чего разметить новые отверстия и установить метизы после сверления.

Защитных

Монтаж усиленных конструкций производится по тому же алгоритму с небольшой разницей:

  1. Перед демонтажом старых цапф, следует снять створку с петель и разместить её на горизонтальной поверхности.
  2. Далее, все элементы снимаются с оконной конструкции и заменяются на новые также, как и для стандартных цапф.
  3. При монтаже усиленной фурнитуры, следует также предусмотреть высокопрочные саморезы и проверить состояние ответных планок. Окно должно плотно прилегать к раме по всему периметру.

После замены конструктивных элементов, следует протестировать конструкцию, проверить качество прижима, уплотнение в притворах, отсутствие мест продувания. Если створка примыкает к раме не по всему периметру, следует отрегулировать каждую цапфу.

Средние расценки на элементы по РФ

На рынке представлено множество конкурирующих производителей, предлагающих оконную фурнитуру. Цены могут различаться в несколько раз, что зависит от следующих факторов:

В зависимости от бренда и класса, а также от конструктивного исполнения, цапфы для пластиковых окон можно приобрести по следующей стоимости:

  • Стандартные цапфы 1-й категории (до 20 тыс. циклов) – от 250-300 руб. за элемент.
  • Стандартные изделия повышенной категории надёжности (до 60 тыс. циклов) – от 800-1100 руб. за элемент.
  • Усиленные цапфы с противовзломным механизмом – от 3-3,5 тыс. руб. за комплект.

Стоимость на услуги по установке и замене

В интернете также можно найти множество предложений от различных компаний о монтаже, замене или регулировки цапф. Средняя стоимость услуги, выполняемой профессионалами:

  • Регулировка одного элемента – от 100 руб.
  • Регулировка всех стандартных цапф на одной створке – от 200-250 руб.
  • Корректировка положения противовзломных цапф по периметру створки – от 300-500 руб.
  • Установка фурнитурных элементов – от 1 тыс. руб.
  • Комплекс работ по оснащению створки противовзломной фурнитурой – от 1,5 тыс. руб.

Все услуги, описанные выше, предлагаются не частными мастерами, а компаниями, давно работающими на рынке и предоставляющими длительную гарантию на результат.

Заключение

Цапфы для пластиковых окон – важнейшая деталь фурнитуры, обеспечивающая уплотнение створки в притворах, а также прижим конструкции. Таким образом достигается герметичность окна, повышенная безопасность и комфорт при эксплуатации. Конструкции прижимов могут быть стандартными или противовзломными, от чего зависит количество точек фиксации, а также прочность и надёжность оконной конструкции.

При необходимости, вне зависимости от конструкции, каждая запирающая деталь может регулироваться для ослабления или усиления силы прижима. Такая функция также обеспечивает быстрое переключение эксплуатационных режимов с летнего на зимний.

Надежная и прочная цапфа МТЗ имеет несложное устройство, на котором поэтапно вращается переднее колесо автотехники.

Как правило, поворотные цапфы трактора монтируются с обоих сторон на переднюю ось.

Поэтому в ассортименте нашего магазина вы сможете найти левую цапфу МТЗ 80 и правую.

По устройству запчасти не отличаются друг от друга.

Однако различие имеется в способах монтажа на правые и левые места по шлицевой части вала трактора.

Устройство и детализация переднего моста

Мост представляет собой литую балку с телескопическими выдвижными трубами, изменением вылета которых устанавливают нужную ширину колеи. Наружные края труб оборудованы кронштейнами-кулаками, в которые вставлены поворотные цапфы со ступицами колёс.


Балка моста

Литой трубчатый брус моста установлен между проушинами кронштейна полурамы и соединён шарнирно осью. Для предотвращения проворачивания и осевого перемещения сочленение фиксируется пальцем.

Такая конструкция соединения позволяет реагировать качением на поперечные неровности дороги относительно оси движения в пределах 10˚. В выдвижных трубах просверлены по шесть отверстий, с шагом 50 мм, для изменения ширины хода колёс. Фиксация вылета осуществляется парой стяжных болтов с каждой стороны балки при совпадении отверстий в деталях.

Поворотные цапфы

Узел представляет собой вал 9, вставленный на нижнюю 13 и верхнюю втулки 7 в корпусе кронштейна 6 выдвижного кулака. Втулки плотно запрессованы в корпус, дополнительно нижняя втулка фиксируется двумя болтами 1. В кронштейнах на поворотные валы одеты пружины 10, с помощью которых подрессоривается балка моста. Нижняя часть пружины опирается на упорный подшипник 11, а верхняя в кронштейн цапфы. На верхние шлицевые части поворотных валов посажены рычаги рулевой трапеции (сошки), соединение которых фиксируется гайками 5.

К нижним концам валов приварены полуоси, к которым крепятся ступицы управляемых колёс. Между корпусом поворотных цапф и полуосями, в некоторых комплектациях трактора, установлены тарельчатые пружины смягчающие резкие ударные нагрузки. Смазка осуществляется солидолом через маслёнки, ввёрнутые в вертикальные цилиндрические корпуса.

В поздних версиях трактора МТ3 80 в конструкцию цапфы не входит амортизирующая пружина. Практики в обсуждениях по этой теме расходятся во мнениях эффекта такого конструктивного упрощения. Одни считают, что передняя подвеска в таком варианте очень жёсткая и быстрее разбивается верхняя пластиковая втулка. Другие утверждают, что ресурс такой цапфы выше ввиду меньшего попадания вовнутрь корпуса абразивной пыли.

Ступицы

Корпус ступицы 6 выполнен в виде чугунной отливки с двумя расточками для посадки подшипников 5,8 и фланцем 7, по окружности которого запрессованы болты для крепления колеса. Вращение осуществляется на двух подшипниках. Регулировка осевого зазора производится затяжкой гайки 10 на резьбовом конце полуоси. Шайба 9 между подшипником и гайкой препятствует ослаблению гайки и проворачиванию подшипника. Снаружи ступица закрыта защитным колпаком 13, с внутренней стороны в расточке установлен самоподжимной сальник 1. Дополнительно, для защиты от попадания абразивных загрязнений, на внутренней стороне полуоси приварен защитный козырёк с небольшим зазором к ступице.

Поворотная цапфа, балка качения трактора МТЗ 80-82

Реставрация передней цапфы.

Ремонт передней цапфы трактора МТЗ – 50; 80; 82. Поворотная цапфа в основном подвергается износу на посадочных местах втулок. Реставрация цапфы передних колёс заключается в наплавке электродуговой сваркой посадочных мест верхних и нижних втулок соответствующим электродом и проточкой на токарном станке. Избегая больших потерь прочности, можно сэкономить денежные средства в размере 70-75% от стоимости новой цапфы. Проверяем все детали цапфы и по необходимости меняем на ремонтные. Втулки меняем обязательно. Обратите внимание, если будете покупать , то нужно выбирать только чугунные, потому что свои родные (заводские) – чугунные.

Разборка поворотной цапфы со ступицей.

Снять пружину 7, крышку 3, прокладку 4 и шайбу 2 со ступицы 5.правой (левой) . Поворотную цапфу 6, подшипники 1, 10, обойму 9. Вынуть манжету 8. В таком же порядке разобрать вторую поворотную цапфу. (смотрите рис. 1) На тракторе МТЗ – 50 цапфа простая, т. к. стоит ступица не усиленная.
⇐ Рисунок – 1

Передняя балка и поворотные цапфы.



Рисунок – 2 ⇑

1-Вал поворотного кулака, 2 — тарельчатые пружины, 3 — цапфа (полуось) колеса, 4 — уплотняющее резиновое кольцо, 5 — нижняя втулка, 6 — упорная шайба пружины подвески, 7— упорный подшипник, 8 — цилиндрическая пружина подвески, 9 — выдвижной кулак, 10 — верхняя втулка, 11 —защитный колпак, 12— поворотный рычаг, 13 -— кронштейн переднего крыла, 14 — штифт фиксации выдвижного кулака, 15 — трубчатая балка, 16 — палец фиксации оси качания, 17 — ось качания, 18 —опорная шайба, 19 — стяжные болты крепления выдвижного кулака (чулка).

Описание балки качения.

Передний мост с не ведущими колесами состоит из трубчатой балки и двух пар кулаков (чулок): выдвижных и поворотных. Литая трубчатая балка 15 (сталь) переднего моста трактора МТЗ-80 (рис. 1) шарнирно соединена с остовом (литьё сталь) осью качения 17 ( закаленная сталь), закрепленной пальцем 16 ( углерод. сталь) в кронштейне остова. С обоих концов балки 15 вставлены короткие трубы выдвижных кулаков (чулок, литьё сталь). Каждый кулак неподвижно закреплен в трубе штифтом 14 и зажат болтами 19, которые стягивают разрезной конец трубы. Шесть отверстий, просверленных в трубе выдвижного кулака 9 на расстоянии 50 мм одно от другого, позволяют перемещением кулака в трубе изменять с этим интервалом ширину колеи передних колес.
В нижние и верхние втулки выдвижных кулаков свободно вставлен вал (цапфа) – 1 поворотных кулаков. Над утолщенной частью вала правого и левого поворотных кулаков имеются упорные шариковые подшипники 7, воспринимающие усилие от массы передней части трактора. Подшипники и втулки поворотных кулаков; смазывают солидолом, который подается через масленку, ввернутую в вертикальную часть выдвижного кулака. Пружинная подвеска каждого переднего колеса трактора МТЗ-80 состоит из цилиндрических пружин 8 и дополнительных тарельчатых пружин 2. На шлицах верхнего конца вала 1 (цапфы)надет и закреплен гайкой поворотный рычаг 12 ( шлицовой рычаг)механизма управления. Чтобы направляющие колеса точнее удерживали прямолинейное движение трактора, легче поворачивались и не проскальзывали, их ставят не точно вертикально, а с небольшим наклоном. Наклон правого и левого колес на угол и образует их развал. При этом ступица колеса прижимается к внутреннему подшипнику цапфы, разгружая наружный подшипник и гайку крепления колеса от осевых усилий. В сочетании с наклоном кронштейна в противоположную сторону развал облегчает управление, потому что уменьшается плечо при повороте колеса.
Продольный наклон шкворень с кронштейнами повышает устойчивость колес, когда трактор движется прямолинейно. При таком устройстве наклонный кронштейн во время поворота колес несколько приподнимает переднюю часть трактора, а его масса создает усилия, стремящиеся вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения. Колеса установлены так, что их передняя часть сближена относительно задней: образуется сходимость колес. Сходимость уменьшает скольжение передних колес при движении трактора, а следовательно, износ шин.

Самое сложное при разборке передней балки, это выпрессовка оси качения. В обязательном порядке надо использовать специальный сьёмник.

Съёмник для вы- прессовки оси качения


рис.- 3 Выпрессовка оси качания и ее втулки: 1 — съемник; 2 — передняя ось; 3 — ось качания: 4 — втулка оси качания

Видео реставрация передней цапфы трактора МТЗ “Беларусь”.

Обслуживание моста и регулировка ступиц

В мероприятия по уходу входит: смазка втулок и опорных подшипников поворотных валов цапф через 240 часов работы, подшипников вращения ступиц через 960 часов.

Регламентную регулировку подшипников ступиц осуществляют через каждые 960 часов работы. При обнаружении увеличения осевого зазора в процессе эксплуатации для сохранения подшипников следует провести немедленную регулировку.

Настройку делают в следующем порядке:

  • На поддомкраченном колесе снимают защитный колпак ступицы.
  • Расшплинтовывают и отпускают затяжную гайку на 1/8 оборота.
  • Вращением проверяют — насколько свободно крутится колесо.
  • В случае тугого вращения нужно провести ревизию ступицы и устранить поломку подшипников или заедания сальника.
  • На исправной ступице стяжную гайку затягивают до положения, когда колесо при толчке рукой практически не проворачивается.
  • Осуществляя подтяжку подшипников, колесо периодически проворачивают для того, чтобы ролики в обоймах заняли своё положение без перекосов.
  • Затянутую гайку отпускают до ближайшей прорези под шплинт и проверяют вращение колеса от руки. Если колесо вращается туго – отпускают гайку до следующей прорези.
  • Определив положение гайки, при котором колесо вращается свободно — от руки, устанавливают фиксирующий шплинт.
  • В заключение устанавливают защитный колпак ступицы, предварительно набив его смазкой.

Ремонт переднего моста трактора МТЗ-80

Зазор в шаровом шарнире рулевой тяги, биение колеса при движении по прямой свидетельствуют об износе рабочих поверхностей шарнира. Поворотный рычаг с конической поверхности шарового пальца спрессовывают специальным съемником (рис. 2.4.1). Палец заменяют при износе шаровой поверхности до размера менее 31,8 мм, а вкладыши — при износе поверхности отверстия до размера более 32,4 мм. Резкие толчки и удары, передающиеся на полураму при движении по неровностям, являются следствием поломки или потери упругости пружин подвески. Для замены пружин переднюю ось (передний мост) МТЗ-80 устанавливают на подставку (рис. 2.4.2), спрессовывают поворотный рычаг, вынимают цапфу и отворачивают болты крепления нижней втулки поворотной цапфы (рис. 2.4.3). Скрипы, биение колеса указывают на износ или разрушение подшипников ступицы, на ослабление затяжки гайки конических подшипников. Если внешним осмотром не удается выявить причину неисправности, то измеряют осевой зазор в подшипниках ступицы. Рис. 2.4.1. Выпрессовка шарового пальца рулевой тяги из поворотного рычага 1 — шаровой палец; 2 — поворотный рычаг; 3 — специальный съемник



Рис. 2.4.15. Установка подставки под передний мост МТЗ-80 1 — передняя ось; 2 — подставка



Рис. 2.4.17. Выпрессовка оси качания и ее втулки 1 — съемник; 2 — передняя ось; 3 — ось качания; 4 — втулка оси качания



Рис. 2.4.18. Совмещение отверстий оси качания и передней оси 1 — ось качания; 2 — передняя ось Рис. 2.4.19. Отсоединение (установка) передней оси

__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82

  • Органы управления и приборы
  • Работа с сельхозмашинами
  • Техническое обслуживание дизеля Д-243
  • Регулировки сцепления
  • Рулевое управление
  • Тормоза трактора Беларус
  • Вал отбора мощности ВОМ
  • Передний мост
  • Ремонт переднего ведущего моста
  • Гидравлическая система и задняя навеска
  • Электрооборудование
  • Техническое обслуживание

__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

  • Органы управления и приборы
  • Управление коробкой передач и ВОМ
  • Управление задней навеской
  • Элементы кабины
  • Элементы электрооборудования
  • Сцепление
  • Коробка передач
  • Управление КПП и ходоуменьшителем
  • Реверс-редуктор
  • Задний мост трактора Беларус
  • Блокировка дифференциала заднего моста
  • Задний вал отбора мощности
  • Тормоза трактора Беларус
  • Пневмосистема
  • ПВМ с коническими колесными редукторами
  • ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
  • Привод ПВМ
  • Ходовая система
  • Гидрообъемное рулевое управление
  • Гидроусилитель рулевого управления
  • Гидравлическая навесная система
  • Регулировки задней навески
  • Кабина Беларус
  • Техническое обслуживание
  • Обслуживание двигателя
  • Техобслуживание трансмиссии
  • Сервисное обслуживание ПВМ
  • Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
  • Обслуживание переднего моста
  • Обслуживание пневмосистемы и тормозов

Ремонт МТЗ-80

  • Ремонт головки блока цилиндров
  • Ремонт поршневой группы Д-240
  • Ремонт топливной аппаратуры
  • Ремонт пускового двигателя
  • Ремонт рулевого управления
  • Ремонт переднего моста
  • Ремонт сцепления и понижающего редуктора
  • Ремонт КПП
  • Ремонт заднего моста
  • Ремонт ВОМ
  • Ремонт гидросистемы задней навески
  • Ремонт электрооборудования

Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221

  • Управление и приборы
  • Коробка передач
  • Сцепление
  • Обслуживание двигателя Д-260
  • Задний мост
  • Рабочие тормоза
  • Пневмооборудование
  • Вал отбора мощности
  • Передний ведущий мост
  • Навесная гидросистема
  • Электронное управление задней навеской
  • Заднее навесное устройство
  • Рулевое управление

Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320

  • Органы управления и приборы
  • Дизельный двигатель
  • Сцепление и КПП
  • Задний мост
  • Тормоза
  • Задний вал отбора мощности
  • Передний ведущий мост
  • Рулевое управление
  • Навесное и сцепное устройство
  • Гидросистема
  • Электрооборудование
  • Агрегатирование

Эксплуатация и сервис тракторов

  • Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
  • Механизм газораспределения
  • Система питания дизельных двигателей
  • Система регулирования тракторных двигателей
  • Система охлаждения тракторных двигателей
  • Система пуска дизелей
  • Силовые передачи тракторов
  • Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
  • Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
  • Ходовая часть и управление трактора
  • Ходовая и рулевое управление колесных тракторов

Поломки и особенности ремонта

Особенно повышенную нагрузку на передок испытывают трактора с передним фронтальным погрузочным оборудованием и интенсивность износа деталей в таком рабочем режиме значительно выше. Исправное состояние переднего моста МТЗ 80 характеризуется ровным ходом управляемых колёс без виляния, без подклинивания при поворотах.

Основными неполадками узла являются:

  • Износ шарнирного сочленения балки с остовом
  • Выработка отверстий для фиксации положения выдвижных кулаков
  • Износ втулок и выход из строя упорного подшипника цапфы
  • Поломка амортизирующей пружины
  • Увеличенный осевой зазор или поломка подшипников ступиц

Расположение цапфы МТЗ

Деталь установлена на ступице, закреплена шайбой.

Если рассматривать расположение цапфы МТЗ 80 в отношении переднего моста, увидим наличие следующих элементов:

  1. Ось качания МТЗ;
  2. Затем следует передняя ось;
  3. Кронштейн МТЗ;
  4. Шаровой палец и наконечник;
  5. Труба МТЗ;
  6. Рычаг МТЗ поворотный;
  7. Втулки МТЗ;
  8. Поворотная цапфа МТЗ 80;
  9. Несколько пружин;
  10. Фиксатор.

Более подробно рассмотреть расположение детали вы сможете на данном рисунке.

Цапфа передняя МТЗ 80 чаще всего поставляются с разными фланцами. Детали могут быть прямоугольной формы.

Обычно именно к фланцам прикрепляются суппорты МТЗ. Таким образом, они защищают тормозную систему от возникновения небольших повреждений.

В некоторых случаях владельцы тракторов вставляют четыре втулки (с завода идут только три).

Материал детали – металл, чугун.

Цапфа трактора (как левая, так и правая) снабжена цилиндрическими шейками большого размера. В них монтируют подшипники ступицы канонической формы.

Обратите внимание, что на меньшие шейки необходимо подшипники роликового типа.

Свободное вращение колеса трактора обеспечивается перемещением ступицы МТЗ.

фото 62757_2

Герметичность примыкания створок пластикового окна обеспечивается за счёт качества уплотнительной ленты, а также усилия прижима подвижной части конструкции к стационарной раме.

Уплотнение створки в притворе достигается за счёт поворота ручки, которая приводит в движение цапфы для пластиковых окон, обеспечивающие надёжную блокировку элемента.

Что это такое?

Цапфа для ПВХ-окон – один из важнейших элементов фурнитуры, который предназначен для запирания подвижной створки оконной конструкции. При повороте ручки, ригель в замке окна проворачивается, что приводит в действие рычаг с планкой, установленной на торцевой поверхности створки.

Планка скользит по вертикали вверх или вниз, а на её наружной плоскости закреплены цилиндрические стальные детали – цапфы, которые заходят за прижимную планку, установленную на неподвижной раме светопрозрачной конструкции. Таким образом, при повороте ручки, оконная створка надёжно блокируется.

Разновидности

В зависимости от категории окна, конструктивных особенностей, механизма закрывания и наличия дополнительных функций, существует несколько видов цапф. Каждая фурнитурная деталь подробно описывается ниже.

Стандартные

Данная категория цапф относится к стандартным окнам эконом-класса, к которым не предъявляется повышенных эксплуатационных требований. Стандартные цапфы подразделяются на следующие виды:

  • R. Данная маркировка ставится при подвижном запирающем элементе, положение которого можно менять, в зависимости от времени года. Поворот отвёртки или внутреннего шестигранника, в зависимости от производителя, позволяет выставить силу прижима створки.
  • E. Имеет ту же конструкцию, что и R, но отличается фиксированным положением, без возможности поворота вокруг центральной оси. Корректировка уплотнения осуществляется также с помощью ключа или отвёртки.
  • С эксцентрическим роликом. Более совершенная и удобная конструкция, в которой плотность прилегания регулируется пальцами рук, так как на торцевой части цапфы установлена поворотная мини-рукоятка.
  • Роликовые. Наиболее часто используемая в типовых окнах цапфа. Регулируется классическим способом – путём поворота винта. Средний диапазон корректировки положения – в пределах 1 мм.
  • Овальные. Одна из наиболее надёжных стандартных цапф. Регулируется путём поворота протяжённой или укороченной части поперечного сечения. Средняя амплитуда прижима – до 1,5 мм. При закрывании обеспечивает максимально эффективное уплотнение в притворе.

фото 62757_4


В зависимости от типа конструкции и амплитуды регулировки, на поверхности фурнитуры наносится соответствующая маркировка, которая позволяет быстро определить технические характеристики цапфы ещё до начала эксплуатации окна.

Противовзломные

Принципиальное отличие противовзломной цапфы от стандартной заключается в наличии на её конце шайбы или штампованного утолщения, которое плотно заходит в специальную прорезь на ответной планке. Такая конструкция обеспечивает не просто надёжный прижим, но также исключает самопроизвольное открывание створки извне, даже при использовании отмычки.

Противовзломные детали запирающей фурнитуры классифицируются на следующие типы:

  • Р, с вращающейся головкой. Аналогичная конструкция со стандартной цапфой типа R. Разница заключается в наличии фиксирующей шайбы. Средняя амплитуда корректировки силы прижима достигает 1 – 1,2 мм.
  • Р, статичные. Неподвижная головка с противовзломной штамповкой на конце, регулировка при вращении отвёртки не превышает 0,8 мм.
  • V, статичные. Конструкция фурнитуры отличается вогнутой шайбой – при поперечном срезе края кольца направлены вверх. Предел перемещения при вращении ключа такой же, как и в первом варианте.
  • Восьмиугольные. Классическая конструкция в виде цилиндра изменена на многогранный элемент, который регулируется пальцами, без применения инструмента. Винт на торцевой поверхности отсутствует.
  • 3D. Самая совершенная конструкция противовзломной фурнитуры. При вращении винта осуществляет максимальная амплитуда регулировок для корректировки силы прижима – в пределах 1 – 1.5 см.
  • Грибовидные. Литое изделие с выделанным наконечником, который обеспечивает высокую степень надёжности створки в закрытом виде.
  • Cleverel. Конструкция изделия выполнена таким образом, что механизм цапфы имеют возможность автоматически корректировать положение при закрывании или открывании окна.

фото 62757_5


Противовзломные цапфы изготавливаются из высоколегированных марок стали, либо из титановых сплавов, обладают повышенной прочностью, не деформируются при значительных перепадах температур.

Инструменты для установки

Установка прижимных цапф – относительно простая процедура, для выполнения которой не нужно обращаться к профессионалам. Работы можно выполнить своими руками, при наличии определённого набора инструментов:

  • Отвёртки или шуруповёрт с разными битами – шлицевыми или крестовыми, в зависимости от типа метизов.
  • Комплект внутренних шестигранников Г-образной формы, при наличии соответствующего винта на торцевой поверхности цилиндра.
  • При демонтаже старых элементов, подвергшихся физическому износу, могут потребоваться плоскогубцы.
  • Абразив для зачистки металлических поверхностей, при наличии следов загрязнения или коррозии.
  • Все новые элементы фурнитуры оконной конструкции должны смазываться машинным маслом для облегчения хода.

В случае полной замены фурнитуры вместе с прижимной планкой, также потребуется рулетка, строительный уголок и карандаш для разметки, дрель с тонким сверлом для нанесения новых отверстий под саморезы.

Пошаговая инструкция по монтажу

Монтаж прижимных цапф следует выполнять, согласно определённой технологической карте, с соблюдением мер предосторожности и техники безопасности.

Для стандартных

При монтаже стандартных деталей фурнитуры подвижной створки, домашний мастер выполняет следующие шаги:

После монтажа, конструкция смазывается и тестируется в рабочем режиме. При наличии люфта или затруднённого хода, требуется регулировка вновь смонтированной фурнитуры.

Для противовзломных

Противовоздушная фурнитура отличается большим количествам точек притворов, так как створка надёжно блокируется по всему периметру. Таким образом, мастер должен разметить и установить не только линейный элемент вдоль вертикальной части створки, но также и угловые детали, которые блокируют окно в верхнем и нижнем торцах проёма, а также со стороны расположения петель.

Таким образом, если стандартные элементы могут монтироваться при установленной створке, то, при устройстве противовзломных цапф, конструкцию придётся снять с петель, так как откос может не позволить открыть его на 180 градусов.

При монтаже противовзломных деталей следует обязательно следить за длиной самореза и местом его установки. Почти каждый оконный профиль имеет внутренний армирующий швеллер из стали, и саморез должен заходить в него для обеспечения повышенной прочности крепления.

Правила регулировки

Цапфы обеспечивают уплотнение окна, блокировку створки, а также смену разжимов с летнего на зимний, в зависимости от сезонов.

При регулировке конструкции, мастер выполняет следующие операции:

  • Створка открывается таким образом, чтобы каждая цапфа оказалась в зоне доступа.
  • Для регулировки потребуется шлицевая или крестовая отвёртка, плоскогубцы или внутренний шестигранник, в зависимости от типа конструкции и винта.
  • При повороте винта, грань цилиндра фурнитуры смещается в сторону наружной или внутренней частей створки, что говорит об усилении или ослаблении прижима.
  • Учитывая, что цапфа, чаще всего, регулируется бесступенчато, необходимо почувствовать её амплитуду, в зависимости от интенсивности поворота винта.

Вращение отвёртки следует выполнять лишь на несколько градусов, после чего проверять фурнитуру путём закрывания окна. При образовании слишком сильного прижима, винт рекомендуется немного провернуть назад. Каждая цапфа, установленная на створке, должна оставаться в идентичном положении с соседними элементами.

Когда может потребоваться замена?

В отдельных случаях, цапфы не подлежат регулировке, и их следует заменить на новые, аналогичные изделия.

Замена прижимных деталей фурнитуры требуется при наступлении любой из следующих ситуаций:

фото 62757_7

  • Физический износ конструкции, что влияет на надёжность при эксплуатации.
  • Выход элемента из строя из-за механического воздействия, попытки несанкционированного проникновения, грубого использования или после длительного температурного воздействия.
  • Блокировка регулирующих винтов или подшипников в подвижных цапфах.
  • Замена фурнитуры или окон на более современные, надёжные конструкции.
  • Невозможность регулировки прижимного элемента при изначально неверно выполненном монтаже.

Для корректной замены цапфы, в случае, если деталь фурнитуры устанавливается на старый профиль, следует обратить повышенное внимание на приобретение нового конструктивного элемента с теми же габаритами и техническими характеристиками.

В противном случае конструкция может не подойти в паз, что потребует замены створки, либо дополнительных манипуляций по подрезке фурнитуры. В зависимости от типа конструкции запирающих элементов, немного меняется алгоритм их замены.

Обычных

Здесь потребуется:

  1. Открыть створку.
  2. Зафиксировать её в стационарном положении, после чего ослабить все саморезы и демонтировать старые цапфы при помощи плоскогубцев.
  3. Монтажный паз зачищается от следов герметика, пыли и грязи, моется и высушивается. Новая конструкция примеряется в монтажные полозья профиля.
  4. Если отверстия под саморезы совпадают, следует просто зафиксировать металлические элементы к пластику, после чего проверить, насколько цапфы подходят к ответным планкам при запирании окна.
  5. Если монтажные отверстия не совпадают, следует воспользоваться жидким пластиком для замазывания старых посадочных мест под саморезы, после чего разметить новые отверстия и установить метизы после сверления.

Защитных

Монтаж усиленных конструкций производится по тому же алгоритму с небольшой разницей:

  1. Перед демонтажом старых цапф, следует снять створку с петель и разместить её на горизонтальной поверхности.
  2. Далее, все элементы снимаются с оконной конструкции и заменяются на новые также, как и для стандартных цапф.
  3. При монтаже усиленной фурнитуры, следует также предусмотреть высокопрочные саморезы и проверить состояние ответных планок. Окно должно плотно прилегать к раме по всему периметру.

После замены конструктивных элементов, следует протестировать конструкцию, проверить качество прижима, уплотнение в притворах, отсутствие мест продувания. Если створка примыкает к раме не по всему периметру, следует отрегулировать каждую цапфу.

Средние расценки на элементы по РФ

На рынке представлено множество конкурирующих производителей, предлагающих оконную фурнитуру. Цены могут различаться в несколько раз, что зависит от следующих факторов:

В зависимости от бренда и класса, а также от конструктивного исполнения, цапфы для пластиковых окон можно приобрести по следующей стоимости:

  • Стандартные цапфы 1-й категории (до 20 тыс. циклов) – от 250-300 руб. за элемент.
  • Стандартные изделия повышенной категории надёжности (до 60 тыс. циклов) – от 800-1100 руб. за элемент.
  • Усиленные цапфы с противовзломным механизмом – от 3-3,5 тыс. руб. за комплект.

Стоимость на услуги по установке и замене

В интернете также можно найти множество предложений от различных компаний о монтаже, замене или регулировки цапф. Средняя стоимость услуги, выполняемой профессионалами:

  • Регулировка одного элемента – от 100 руб.
  • Регулировка всех стандартных цапф на одной створке – от 200-250 руб.
  • Корректировка положения противовзломных цапф по периметру створки – от 300-500 руб.
  • Установка фурнитурных элементов – от 1 тыс. руб.
  • Комплекс работ по оснащению створки противовзломной фурнитурой – от 1,5 тыс. руб.

Все услуги, описанные выше, предлагаются не частными мастерами, а компаниями, давно работающими на рынке и предоставляющими длительную гарантию на результат.

Заключение

Цапфы для пластиковых окон – важнейшая деталь фурнитуры, обеспечивающая уплотнение створки в притворах, а также прижим конструкции. Таким образом достигается герметичность окна, повышенная безопасность и комфорт при эксплуатации. Конструкции прижимов могут быть стандартными или противовзломными, от чего зависит количество точек фиксации, а также прочность и надёжность оконной конструкции.

При необходимости, вне зависимости от конструкции, каждая запирающая деталь может регулироваться для ослабления или усиления силы прижима. Такая функция также обеспечивает быстрое переключение эксплуатационных режимов с летнего на зимний.

Читайте также: