Пособия по трудовому воспитанию в доу своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Макаренко Юлия Федоровна

Населенный пункт: Брянская область, г. Брянск

В воспитании дошкольников посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т.п.

Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны.

В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с реальными предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых преобразует материал.

Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение.

Игра как деятельность развивается сами ребенком. Педагог, осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами ребенка, сам же не всегда является участником игры, да его непосредственное вмешательство в игру не всегда и нужно. Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка. Затрата усилий, достижение результата обусловливается его желанием, интересом к игре. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, от этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основной смысл.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, перевести строительный материал к месту постройки и т.п.

В среднем дошкольном возрасте отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность. Не зная свойств и качества материала и инструмента для труда, дети используют их как игрушки. Педагог должен четко разъяснить им характер предстоящего задания, цель, дать указания о том, как следует использовать материал и инструменты.

По мере того как дети овладевают навыками работы с инструментами и научатся практически использовать материал, процессуально-игровые действия наблюдаются все реже, взаимоотношения игры и труда меняется. Дети начинают устанавливать известную зависимость между свойствами инструмента и материала и тем результатом, который они хотят получить; работая данным инструментом, начинают использовать его по назначению.

В процессе развития трудовой деятельности у детей старших дошкольников, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность трудовой деятельности в игре, на их стремление мастерить что-то своими руками. В старшей группе игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы продолжить игру. Расширение замысла игры происходит по влиянием литературных произведений, рассказов взрослых, телевизионных передач.

Если замысел игры определяют в основном впечатления, полученные детьми из разных источников, то многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, поделок, приспособлений, они придают игре новизну.

Изготовление игрушек, необходимых для игры, на какое-то время отвлекает от нее детей, но, как только работа заканчивается, перед ними открываются новые перспективы. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает ее содержание.

Цели и задачи трудового воспитания дошкольников

Воспитывать трудолюбие в детях нужно с самого раннего возраста. Домашнее приучение к самостоятельности начинается с тренировки навыков самообслуживания, обеспечивающих бытовую независимость ребенка во многих вопросах.

Трудовое воспитание в ДОУ по ФГОС

Трудовое воспитание в ДОУ, в соответствии с ФГОС, должно развивать личность, мотивировать детей совершенствовать свои способности. Посещая детские дошкольные учреждения с ясельной группы ребята постепенно овладевают навыками самообслуживания, все меньше нуждаясь в помощи воспитателей.


Малыш одевается сам

Родители не разрешают маленьким помощникам тренироваться в приобретении повседневных умений, не желая убирать за ребенком рассыпанную по полу крупу; ждать, когда же он сам дотянется до зубной щетки; вытирать лужи с подоконника после детских попыток полить цветы. Опытные педагоги рекомендуют набраться терпения и позволить ребенку трудиться, пока он этого хочет сам, а не делать все за него.


Девочка протирает пол

Особенности трудового воспитания

Главная хитрость, которую следует иметь в виду – предлагать труд в форме игры. Ребенок способен играть без перерыва в самые разные игры. Предложив ему новый вариант развлечения, в который гармонично интегрирована важная задача, не составит труда получить положительный результат.

Цели и задачи приучения к труду

Главная цель, которую преследуют взрослые, знакомя детей с трудовой деятельностью – воспитание добросовестного и уважительного отношения к чужому труду, восприятие его как ценности. Это обязательное направление, закрепленное на федеральном уровне для всех ДОУ.

Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, разрабатывая методики и упражнения:

  • воспитание уважительного отношения к профессиям труда;
  • бережливое отношение к результатам чужого труда;
  • выявление предпочтений в трудовом направлении у ребенка, которое поможет в дальнейшем правильно выбрать профессию.

Оформление трудового уголка в детском саду

Состав и тематическая направленность трудового уголка в детском саду зависит от возраста воспитанников. В младших группах правильно будет включить средства для развития мелкой моторики, включить направление изучения зверей и учить относиться к ним с заботой. Для младших групп удачное самообразование может дать следующее наполнение образовательного уголка:

  • игра с песком: лепка с помощью формочек;
  • работа с цветными крупами: сортировка по типу и цвету, выкладывание узоров;
  • игра в зоопарк, подразумевающая уход за животными, кормление и выгуливание.

Важно! Работа с мелкими деталями должна проходить только под присмотром педагога.

В средних и старших группах ребята уже делят друг друга на мальчиков и девочек, разграничивая и области деятельности по половому признаку, поэтому детям, старше 4 лет, лучше разделить трудовой уголок:

  • для девочек создать салон красоты, магазин или уголок по уходу за младенцами;
  • для мальчиков организовать гараж с автомобилями и строительными инструментами.


Уголок – салон красоты

Эскиз трудового уголка

У каждой зоны должен быть свой эскиз трудового уголка в детском саду, привлекающий детей и поясняющий смысл предложенных игр в картинках. Глядя на него, ребятам должно захотеться попробовать освоить предложенную профессию, максимально точно подражая изображенным профессионалам.

Лэпбук по трудовому воспитанию

Лэпбук в переводе с английского – наколенная книга, то есть это книжка-передвижка, с которой можно играть, а самое главное – она является результатом совместного творения детей и воспитателя. Внутри лэпбука непросто страницы с картинками: там кармашки, вкладыши, закладки. Это своего рода презентация, к которой каждый может обратиться в любой момент.

Папка – передвижка

Папка представляет собой тот же лэпбук, только большего размера, стандарт для папки – размер А4. Она становится целым конспектом, позволяющим вспомнить последовательность действий для проиллюстрированной в ней процедуры.


Методы диагностики трудовых умений у дошкольников

Диагностика трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста происходит ежедневно, в процессе повседневной деятельности детей. Сотрудники государственных учреждений наблюдают за тем, как дети одеваются, раздеваются, пользуются мылом и полотенцем.

Важно! Педагоги делают отметки о степени развитости трудовых умений.

К специфическим методам диагностики трудового воспитания относят:

  • беседы о деятельности родителей и других членов семьи;
  • просьба о помощи младшему воспитателю разложить столовые приборы;
  • знакомство с изображениями профессиональных спортсменов с целью демонстрации трудолюбия и стремления к самосовершенствованию.

Методическая литература по теме

Подготовительная работа педсовета по формированию заданий и алгоритмов для дошкольников может быть основана на методических пособиях популярных авторов-педагогов.

Книгу можно назвать подсказкой по созданию предметно-пространственной среды для нравственного развития дошкольников. Описанные в ней принципы основаны на использовании современного дидактического материала с описанием алгоритмов и схем планирования дежурства, одевания, гигиенических процедур и познания мира.

Серьезное отношение к детскому труду должно проявляться с самого первого года жизни ребенка. Нельзя недооценивать его способности и препятствовать его стремлениям сделать что-то полезное. Чем раньше родители дадут понять малышу, что его умения очень важны для всех, тем глубже в нем поселится уважение к труду и стремление совершенствовать свои умения.

Цель — знакомство с профессиями и соответствующей им атрибутикой.

  • закрепление названий и представлений о профессиях;
  • ознакомление с предметами и инструментами, используемыми конкретными специалистами;
  • развитие навыка соотношения рабочего гардероба с профессиями;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  • усиление познавательного интереса;
  • развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить.

Игра знакомит дошкольников со специалистами разных профессий: полицейским, строителем, пожарником, врачом, школьным учителем, продавцом, поваром, детсадовским воспитателем, художником, дорожным регулировщиком.

Полицейский и строитель

Пожарник и врач

Учитель и продавец

Повар и воспитатель

Для занятия необходимо подготовить крупные карточки формата А5, изображающие представителей вышеперечисленных профессий. Также нужно сделать картинки меньшего размера, примерно 10×10 см, изображающие предметы и инструменты, которыми пользуются представленные специалисты. Количество картинок произвольное.

Играть можно несколькими способами:

  1. Игра для одного игрока или подгруппы из 1–3 человек. Ведущий демонстрирует карточку с изображением работника. Игроки отбирают картинки с инструментами, которыми пользуется этот специалист, аргументируют каждый свой выбор. При подгрупповом занятии побеждает игрок, допустивший меньше всего ошибок.
  2. Игра для группы. Ведущий раздает карточки с представителями профессий игрокам. Затем демонстрирует по очереди картинки с изображением предметов. Ребенок, догадавшийся, что этот инструмент подходит его специалисту, поднимает свою карточку, развернуто объясняет выбор.
  3. Индивидуальная игра. Игрок берет любую понравившуюся карточку, изображающую работника, развернуто рассказывает о профессии. Далее выбирает картинки инструментов, которыми пользуется описанный специалист.















Игра, предназначенная для дошкольников средней группы, расширяет представления о работе пожарного. Для занятия требуется изображение пожарника, а также картинки, изображающие атрибуты и инструменты, без которых не обходится этот работник: каска, пожарный автомобиль, огнетушитель, ящик с песком и прочее. Также нужно сделать несколько картинок с предметами, не относящимися к пожарному делу.

Игрок рассматривает картинки предметов, выбирает те, которыми пользуется пожарник. Он должен развернуто объяснить назначение каждого инструмента.


Рабочая одежда

Для занятия нужны вырезанные из бумаги изображения мальчика и девочки, разных видов рабочего гардероба, а также соответствующих профессиональных инструментов.



Ведущий объясняет, что бумажные куклы отправляются на работу, нужно помочь им подобрать подходящий гардероб. Затем кладет возле каждой куклы изображение инструмента, по которому игроки должны догадаться, какой предмет гардероба нужен. Дети одевают кукол, называют профессию. И так для каждой рабочей одежды.

Цель — знакомство с профессиями и соответствующей им атрибутикой.

  • закрепление названий и представлений о профессиях;
  • ознакомление с предметами и инструментами, используемыми конкретными специалистами;
  • развитие навыка соотношения рабочего гардероба с профессиями;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  • усиление познавательного интереса;
  • развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить.

Игра знакомит дошкольников со специалистами разных профессий: полицейским, строителем, пожарником, врачом, школьным учителем, продавцом, поваром, детсадовским воспитателем, художником, дорожным регулировщиком.

Полицейский и строитель

Пожарник и врач

Учитель и продавец

Повар и воспитатель

Для занятия необходимо подготовить крупные карточки формата А5, изображающие представителей вышеперечисленных профессий. Также нужно сделать картинки меньшего размера, примерно 10×10 см, изображающие предметы и инструменты, которыми пользуются представленные специалисты. Количество картинок произвольное.

Играть можно несколькими способами:

  1. Игра для одного игрока или подгруппы из 1–3 человек. Ведущий демонстрирует карточку с изображением работника. Игроки отбирают картинки с инструментами, которыми пользуется этот специалист, аргументируют каждый свой выбор. При подгрупповом занятии побеждает игрок, допустивший меньше всего ошибок.
  2. Игра для группы. Ведущий раздает карточки с представителями профессий игрокам. Затем демонстрирует по очереди картинки с изображением предметов. Ребенок, догадавшийся, что этот инструмент подходит его специалисту, поднимает свою карточку, развернуто объясняет выбор.
  3. Индивидуальная игра. Игрок берет любую понравившуюся карточку, изображающую работника, развернуто рассказывает о профессии. Далее выбирает картинки инструментов, которыми пользуется описанный специалист.















Игра, предназначенная для дошкольников средней группы, расширяет представления о работе пожарного. Для занятия требуется изображение пожарника, а также картинки, изображающие атрибуты и инструменты, без которых не обходится этот работник: каска, пожарный автомобиль, огнетушитель, ящик с песком и прочее. Также нужно сделать несколько картинок с предметами, не относящимися к пожарному делу.

Игрок рассматривает картинки предметов, выбирает те, которыми пользуется пожарник. Он должен развернуто объяснить назначение каждого инструмента.


Рабочая одежда

Для занятия нужны вырезанные из бумаги изображения мальчика и девочки, разных видов рабочего гардероба, а также соответствующих профессиональных инструментов.



Ведущий объясняет, что бумажные куклы отправляются на работу, нужно помочь им подобрать подходящий гардероб. Затем кладет возле каждой куклы изображение инструмента, по которому игроки должны догадаться, какой предмет гардероба нужен. Дети одевают кукол, называют профессию. И так для каждой рабочей одежды.

Читайте также: