Пособия для запуска речи своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Всем известно, что игры, оказывают общеразвивающие влияние на речь. В методике имеются различные дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Дидактические игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Я решила сделать своими руками дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи.

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Описание пособия:

настольное дидактическое пособие является авторской разработкой, предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы-подставки и трёх сменных блоков, каждый блок содержит дидактическую игру. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми, а также в совместной и самостоятельной деятельности.

Описание игры:

Дидактические игры своими руками по развитию речи

совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением сюжетных картинок, устанавливает его на основе подставке и фиксирует с помощью резинки. В верхней и нижней части блока закреплены регуляторы движения бумажной пленки, красные стрелки показывают направления движения. Ребенок просматривает пять историй с последовательно развивающимся действием и составляет рассказы на выбор. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.


совершенствовать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц со значением вместилища

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением магазина, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагаются предметные картинки: разные продукты, тележка для продуктов, мальчик, девочка.


Известно, дети любят играть. Игры занимают большую часть их активной деятельности. В играх малыш познает мир и себя, приобретая новые навыки общения и развивая речь. Важная роль отведена сюжетно-ролевым играм.


Суть сюжетно-ролевых игр в том, что малыш примеряет на себя разные социальные роли. Выполняя задания, дети взаимодействуют и общаются друг с другом в форме диалога. Сюжетно-ролевые игры помогают научится с 2-3 лет самостоятельно совершенствовать навыки общения, тренируют память, внимание, воображение и имеют прямое влияние на развитие диалогической речи.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей

Мелкая моторика рук влияет на развитие правильной речи. Доказано, что речевой аппарат развивается под влиянием импульсов, поступающих в мозг от нервных окончаний кончиков пальцев. Развитие моторики считают одним из основных средств по формированию грамотной и правильной речи. Разработан целый комплекс упражнений для тренировки мелкой моторики рук. Одним из них является пальчиковая гимнастика.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Упражнения пальчиковой гимнастики оказывают прямое влияние на развитие речи у детей, потому что импульсы, поступающие из нервных окончаний на кончиках пальцев, стимулируют участки мозга, отвечающие за речь.

Важно! Родителям необходимо знать, что пальчиковой гимнастикой с малышом можно заниматься, начиная с 3-4 месяцев, так как в 2-3 года уже будет поздно.

Упражнения помогают равномерно развивать правое и левое полушария мозга. Правое отвечает за образное мышление, левое за воспроизведение слов, обозначающих конкретный объект.


Пример пальчиковой гимнастики

Обратите внимание! Чтобы речь не отставала от формирования мыслей, необходимо использовать пальчиковую гимнастику.

Картотека дидактических игр по ФГОС

Примеры интересных настольных игр:

Технологии развития связной речи у дошкольников

Дидактические игры по развитию речи своими руками

С детьми средних и старших групп детского сада игры можно смастерить своими руками. Для создания подойдет подручный материал, а инструментарий есть в каждом доме и детском саду:

  • бумага (плотная);
  • цветные карандаши;
  • принтер (цветной);
  • клей;
  • ножницы;
  • журналы с картинками.


Дидактические игры по развитию речи для старшей группы

Применяют и сказку с помощью игрушек. Ребенок учится вместе с персонажами любимых сказок.

Обратите внимание! Задачей игры является развитие творческого и ассоциативного мышления, памяти и расширение словарного запаса. Используют игрушки, сделанные своими руками.

Детям дается задание сделать персонажа любимой сказки из бумаги или других материалов (ткань, глина). После того как игрушки готовы, дети выбирают себе один из персонажей и пересказывают своими словами его роль в сказке.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы — это специальные картинки, где для определения конкретного слова или словосочетания, схематически изображается объект, ассоциирующийся с ним. Применяются для развития зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления и связной речи. Преимущества использования:

  • Информация о словах привязывается к зрительным образам и звукам.
  • В мозг ребенка одновременно поступают несколько сигналов из разных источников: слух, зрительные, тактильные.
  • Сигналы объединяются, создавая в мозге сложные нейронные связи и единый образ, облегчая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  • Ребенку достаточно вспомнить один из элементов ассоциативного ряда, чтобы мозг воспроизвел цельный образ.

Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду

Обратите внимание! Изготовление мнемотаблиц не требует особых навыков и талантов. Достаточно подобрать слово или предложение и изображения, наглядно иллюстрирующие их. Эти изображения объединяются в один пошаговый слайд (склеиваются в правильной последовательности).


Лучшие настольные игры для детей 6-7 лет

Обратите внимание! Таким образом, игровая деятельность оказывает ключевое влияние на развитие речи у дошкольников. Важно с детства тренировать малыша.


Рассматривая авторские логопедические пособия, понимаешь, что многие игры для своих детей можно сделать самостоятельно. Для этого не нужно обладать какими-то особыми талантами или умениями художника. Главное - знать принцип работы с данным материалом. Картинки для него можно вырезать из старых детских книг или журналов, использовать подручный и бросовый материал.

В статье рассмотрим примеры изготовления логопедического пособия своими руками, расскажем, как работать с таким материалом, какие упражнения помогут детям произносить правильно звуки и научиться определять их место в слове.

Воспитателям детского сада также помогут логопедические игры. Их можно использовать на разных занятиях, например, по развитию речи, при ознакомлении с окружающим миром. Поиграть с детьми в словесную игру можно на прогулке или после дневного сна. Они способствуют развитию правильной артикуляции, выработке четкого произношения звуков в словах, фонематическому восприятию, умению определить место звука в слове и т. д.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции произношения звуков логопеды практикуют дыхательную гимнастику. Упражнения позволяют усилить воздушную струю, направлять силу воздуха в нужное место, увеличить длительность выдувания. Сначала упражнения выполняют просто губами, не надувая щек. Нужно стараться, чтобы струя воздуха попала на язычок. Это необходимо при работе над шипящими и свистящими звуками - ш, ж, щ, ч, с, з.

Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.

Пособие для дыхательной гимнастики

Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.

"Звуковые цепочки"

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с - з или ш - ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой - на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Логопедическое пособие своими руками

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Выработка артикуляции

Детям дошкольного возраста тяжело правильно произносить звуки из-за недоразвития речевого аппарата. Мышцы еще слабые, язык плохо слушается и не обладает необходимой гибкостью. Если с малышом не заниматься, закончится все плачевно. Ребенок долго не сможет правильно говорить, что в старшем дошкольном возрасте будет вызывать насмешки одноклассников. Артикуляционный аппарат можно тренировать уже с 2 или 3-летнего возраста. Сюда входит гортань, челюсть, губы и язык.

Артикуляционная гимнастика

Есть масса упражнений для развития мышц данной системы. Мама или педагог показывает их ребенку, а малыш повторяет. Желательно делать их перед зеркалом, чтобы было видно расположение губ и постановка языка. При работе над определенными звуками можно сделать логопедические пособия для артикуляционной гимнастики.

Это изображение целого лица или только рта, где губы нарисованы в правильном положении при произнесении звука. Наглядность поможет ребенку повторить движение самостоятельно. Рисовать такое пособие несложно, можно использовать любимые детворой смайлики.

"Веселая азбука"

Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это "Д". Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.

Логопедические игры своими руками

Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.

Оформление чистоговорок

Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв - первая гласная, а вторая - согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.

Чистоговорки в картинках

Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.

Скороговорки в картинках

Это отличные упражнения для выработки звуков речи. Они представляют собой небольшой ритмический текст, как правило, смешного содержания. С древности их использовали для забавы, а также для улучшения подвижности органов артикуляции. Помимо речи, скороговорки улучшают внимание, развивают память.

Представленный ниже образец логопедического пособия для детей позволяет не только проговаривать скороговорку, но и развивает мышление и зрительное восприятие. Такие таблицы можно нарисовать для каждой фразы. Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

Скороговорки в картинках

Каждая картинка соответствует одному слову скороговорки. Первым шагом при изучении фразы станет ее четкое проговаривание в медленном темпе. По мере запоминания фраза произносится все быстрее. Главное - следить за четкостью и внятность произношения звуков в словах. Веселые картинки помогут ребятам скорее запомнить текст, так как в этом им помогает зрительная память. Рисуют таблицы схематически. Нужно обладать талантом художника, чтобы сделать такое логопедическое пособие своими руками.

"Угадай звук в слове"

Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.

Логопедические игры и пособия

На пособии под каждым рисунком есть пустой кружок, где ставится галочка, если заданный звук присутствует в слове. Это упражнение очень полезно не только для выработки произношения, но и для развития фонематического слуха, внимания. Картинки можно нарисовать самостоятельно или вырезать из старых книжек.

"Послушай и выбери правильно"

В данной логопедической игре дети учатся четко различать на слух звуки в названиях предметов, изображенных в пособии. Есть ряд слов, которые отличаются только одной буквой. Дети часто не могут на звук их различить.

Авторские логопедические пособия

Данные таблицы, которые с легкостью можно сделать самостоятельно, помогут малышу разобраться в правильности выбора, более внимательно прислушаться к произносимому слову, узнать его на рисунках.

"Звуковые часы"

Следующая игра очень напоминает предыдущий вариант. Задача ставится та же. Дети должны найти парные слова, которые отличаются только одним звуком. Пособие внешне напоминает часы со стрелками, укрепленными на картонном кругу большого размера. Можно игру сделать из фанеры, оклеив потом листом цветной бумаги. Подбираются картинки пар слов, например, рак - мак, луг - лук, майка - гайка, чайка - майка, роза - коза, соль - моль и т. д.

Ребенок должен выставить стрелки таким образом, чтобы они указывали на пару похожих слов. Можно сделать пособие двусторонним, добавив картинки и стрелки еще и на тыльной стороне круга.

"Прочитай задуманное слово"

Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.

Логопедическая игра

Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, "оса", "рак", "нос".

В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.

Азбука для малышей 2-3 лет

К году ребенок осмысленно использует в своей речи от 2 до 20 лепетных слов, а понимает на порядок больше - около 200 слов. В возрасте от одного года до полутора лет особое внимание следует уделять формированию понимании речи взрослого. К полутора годам становятся более прочными связи между предметами и словами, их обозначающими. Как показывают наблюдения, за период от 1 года до 2 лет активный словарь ребенка расширяется с 10-20 до 300 - 400 слов, причем большую часть из них малыш начинает употреблять в своей речи после полутора лет. Поэтому начиная с этого возраста особое внимание следует уделять развитию активной речи малыша. В этом вам помогут пособия, книги и карточки, собранные в данном разделе нашего сайта!

Существуют определенные сензитивные (благоприятные) периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.

Очень важно для родителей понимать, что если закрыть глаза на эту проблему, она не только никуда не исчезнет, но и со временем только усугубит положение. Логопедическая работа с неговорящими детьми должна вестись согласно особенностям и тяжести нарушений.

На что нужно обратить внимание

Когда стоит начинать бить тревогу? Итак, это необходимо в случаях, если:

Причины и механизмы нарушения

Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:

  • Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
  • Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
  • Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
  • Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
  • Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

  • Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи). Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
  • СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании. Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
  • Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
  • Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

При большинстве из перечисленных нарушений, требуется дефектологическая помощь.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Коррекционная работа при сенсорной алалии

Логопедическая работа с неговорящими детьми 3-4 лет, страдающими алалией, строится в зависимости от типа данного нарушения. Если был установлен диагноз сенсорной алалии, то расстройство понимания речи будет корректироваться путем работы с сохранными анализаторами, то есть через тактильное, обонятельное, вкусовое и зрительное восприятие. Слуховое при этом не игнорируется, но включается в работу частично и уже на более поздних этапах.

Различают несколько этапов работы по коррекции и устранению речевых расстройств при сенсорном типе. Условно их можно разделить на:

  • I этап – подготовительный.
  • II этап – формирование коммуникативных навыков (от неречевых к речевым).
  • III этап – развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.

Первый этап

Прежде чем приступить к коррекционной работе по устранению речевых нарушений, следует понимать, что, хоть за основу и принято брать методические разработки, адаптированные под слабослышащих и глухих детей, тем не менее отсутствие слуха и непонимание речи – два абсолютно разных понятия и требуют кардинально противоположного в некоторых случаях подхода. Это нужно учитывать при выборе приемов и методов обучения детей с сенсорной алалией.

Эти дети слышат, но процесс анализа полученной информации у них нарушен: слуховой анализатор в данный момент может воспринимать сигнал, а спустя некоторое время при тех же условиях – нет. В привычной обстановке родного дома они могут запоминать отдельные речевые конструкции, употребляемые взрослыми. При этом, попадая в незнакомую среду, либо при контакте с новым человеком, не понимают того же самого высказывания. Слуховая система алаликов крайне нестабильна, дети с данным нарушением восприятия тяжело переносят резкие звуки (скрипы, шуршание), шумы высокой частотности, крик или громкую экспрессивную речь. Все это может привести к блокировке акустико-гностического процесса, что только усложнит коррекционную работу. Поэтому с такими детьми во время занятий необходимо использовать спокойную, тихую речь, чтобы не снизить у них восприятие речевых звуков.

Второй этап

Дети посредством совместной игровой деятельности с педагогом учатся использовать неречевые коммуникативные умения – жест, мимику. Позже добавляется смысловая интонация. Происходит это во время проигрывания партнерских игр с ребенком, например:

Третий этап

На этом этапе начинается постепенное развитие фонематического слуха и восприятия. Сначала с помощью неречевых звуков, затем с включением речи взрослого. При этом необходимо избегать резких стуков, хлопков в ладоши, топота. Происходит сопоставление звукового сопровождения показываемому изображению. Например, логопед предлагает воспитаннику ряд иллюстраций для развития предметного словаря. Далее разбирает каждую картинку с соответствующими ей одним или несколькими звуками (уу – паравоз, ыы – медведь, му – корова и т. д.). То же самое происходит при активизации обозначений действий: подборка сюжетных картинок позволяет расширить глагольный словарь (аа – плачет, ай – болит и т. д.).

Перед началом работы рекомендуют установить режим, четко определить время для занятий, отдыха. Нужно стараться лишний раз не перегружать слуховое внимание и восприятие речевыми заданиями.

Этот этап будет являться основополагающим в развитии понимания речи, так как позволит:

  • активизировать использование слов согласно их назначению;
  • сформировать умение анализировать собственную речь;
  • пополнить пассивный словарный запас, который при условии эффективной деятельности логопеда перейдет со временем в активный;
  • развить фонетико-фонематическое восприятие: различать близкие по звучанию слова.

Коррекционная работа при моторной алалии

Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:

  • развитии и расширении пассивного словаря;
  • активизации новых слов;
  • формировании грамматической стороны речи;
  • формировании фразовой речи;
  • развитии связной речи.

В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

Вызываем речь

Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи. Мы расскажем о том, какие речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Разъясним, на что внимательные родители должны обращать особое внимание, чтобы не пропустить момент, когда малышу необходима помощь семьи. Перечислим признаки, когда вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов. Уточним, к какому специалисту лучше обратиться.

Но в любом случае основными помощниками для неговорящего ребенка будут родители. Поэтому дополнительно мы приведем полезные игры и упражнения и подскажем, как их лучше провести с учетом возраста и особенностей развития речи вашего малыша.

Содержание:

Какие стороны речи требуют родительского внимания

Когда мы говорим о том, как происходит запуск речи у детей, мы имеем в виду

  • активный словарь ребенка(собственная речь) — это звуки, слова и фразы, которые произносит сам ребенок.
  • пассивный словарь (понимание речи) – это слова и фразы, которые ребенок еще не может выговорить, но он их понимает.

Понимание речи окружающих людей развивается раньше, чем ребенок начинает говорить. Это значит, что пассивный словарь малыша всегда больше активного, то есть он понимает больше слов, чем сам может произнести.

Необходимо анализировать обе эти стороны, потому что задержка может коснуться как одной из них, так и обеих одновременно.

Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года

речь до года

Развитие речи происходит у ребенка с момента рождения. Существуют определенные нормы, этапы и сроки формирования речи. Дорогие родители! Пожалуйста, помните о том, что каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.

Более подробно о нормах развития речи смотрите здесь.

Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи. Первые признаки неблагополучия.

Речь ребенка – это логичное продолжение знакомства с миром через сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние. Без правильного их функционирования своевременное развитие речи будет проблематичным. В первое полугодие жизни речевые возможности ребенка минимальны, но внимательные родители могут обнаружить первые признаки неблагополучия:

Достаточно ли активны движения?

Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка?

Первый тест на развитие осязание – вкладывание взрослым своего пальца в ручку новорожденного. Почувствовав прикосновение к ладони, малыш рефлекторно сожмет свои пальчики. Позднее он будет удерживать игрушку, сначала ладонью, потом 2-3 пальчиками. Реакция на теплую или холодную пищу, предметы говорит о развитом осязании. При отсутствии осязательных рефлексов нужно пройти обследование у невролога.

Хорошо ли видит ваш ребенок?

После первого месяца жизни малыш останавливает свой взгляд на лице взрослого, на ярких игрушках или предметах. Немного позднее он следит взглядом за предметами, которые взрослые передвигают перед его лицом, за двигающейся над кроваткой каруселью. Если этого не происходит, нужно обратиться к педиатру или к окулисту.

Хорошо ли слышит ваш ребенок?

Слух – ведущая функция, без которой невозможно освоить речь. В норме новорожденный уже в 3-4 недели начинает прислушиваться к звукам. Затем малыш поворачивает голову к источнику звука. При разговоре с ним он сосредотачивает внимание на губах взрослого, как на источнике звука. Если малыш не реагирует на громкие звуки, не оборачивается, когда его зовут по имени, нужно обратиться к отоларингологу, к сурдологу.

Как правильно развивать сенсорную систему для запуска речи

развитие речи до года

Сенсорную систему можно и нужно развивать с самого раннего возраста. Ниже мы приводим игры, в которые можно играть, начиная с 1 месяца от рождения .

Игры на развитие тактильной чувствительности до года

Игры на развитие зрительного восприятия до года

Игры на развитие слухового восприятия до года

Как развивается речь до года. Норма и задержка

До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.

  • что-то с удовольствием, но пока непонятно для нас лепечет;
  • отзывается на свое имя;
  • улыбается, когда с ним разговаривают близкие люди;
  • удерживает пальчиками небольшие предметы;
  • узнает и гладит любимого мишку, катает машинку,

Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года

Играть! Играть очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Целью этих игр является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и попытки говорить (звукоподражания, договаривания слогов, слов).

Игры на подражание у ребенка до 1 года

Игры на развитие понимания речи до 1 года

игры до года

Игры на активизацию речи до 1 года

Когда стоит обратиться к специалисту

  • к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
  • к пятому месяцу он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;
  • к шестому месяцу не прислушивается к музыке;
  • к семи месяцам не узнает голоса близких;
  • после девяти месяцев у него нет лепета.

К какому специалисту обратиться?

Важно начать обследование с консультации педиатра . Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам. Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции

Как развивается речь в 1-2 года. Когда обращаться к педиатру, неврологу

Вместо целого слова он часто произносит только один слог (собака – ба, кукла – ку). После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика заменяются словами.

Звукопроизношение в этом возрасте очень несовершенно. Ребенок смягчает большинство согласных (дай – дяй), неправильно произносит или не произносит совсем многие звуки, так как его органы речи еще не развиты.

Признаки неблагополучия в 2 года:

  • малыш не может ответить на простые вопросы;
  • он не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию;
  • ребенок не может повторить за взрослым простые слова;
  • его предложения состоят из 1-2 слов;
  • до полутора лет он не может произнести ни слова;
  • к двум годам осмысленно употребляет не более 20 слов и его речь понимают только родители;
  • он не стремится общаться ни с взрослыми, ни с детьми

Если речь малыша заметно отстает от этих показателей и от речи сверстников, нужна консультация педиатра и профильного специалиста:

  • детский психолог – изучает психику ребенка, оценивает ее развитие с учетом возрастных норм, оказывает ребенку психологическую помощь;
  • дефектолог – стимулирует развитие интеллекта у детей с физическими и психическими недостатками;
  • логопед – устраняет речевые дефекты, недостатки звукопроизношения, проводит запуск речи у неговорящих детей.

Нужно иметь в виду, что дефектолог и логопед обычно принимают детей только после достижения двухлетнего возраста. Но последнее время становится все больше специалистов, которые начинают работать и на более ранних этапах развития, помогая осуществить сам процесс запуска речи.

Попробуйте найти именно таких профессионалов, если вы чувствуете, что вам явно нужна их помощь. Чем раньше ребенку начнут оказывать профессиональную помощь в развитии речи, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года

Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика

Для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики:

Дыхательно-голосовые упражнения

Для развития правильного дыхания выполняются дыхательно-голосовые упражнения:

Игры на подражание у ребенка в 1-2 года

Игры на развитие понимания речи в 1-2 года

Игры на включение в речь простейших слов

Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду

В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового.

Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается.

Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро.

Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.

Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.

Если у ребенка наблюдается 2-3 симптома задержки речевого развития, он нуждается в немедленной диагностике и помощи логопеда. Коррекцию отставания в развитии памяти, внимания, интеллектуальных навыков проводит дефектолог.

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года

Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

Артикуляционная гимнастика

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года

Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года

План важнейших действий для развития речи ребенка

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.

Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:

  1. Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.
  2. Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.
  3. Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
  4. Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.
  5. Формирование сенсорных навыков.
  6. Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
  7. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
  8. Развитие понимания речи, пассивного словаря.
  9. Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
  10. Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.

Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.

Читайте также: