Пособия для детей с дцп своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Для детей с ДЦП: изготовление поделок. Ручной труд – как одно из направлений процесса реабилитации детей с детским церебральным параличом.

Вводная часть

Ручной труд – универсальное средство, способное уравновесить одностороннюю деятельность ребёнка. Физиологи установили, что нервные окончания пальцев органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов, особенно у детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

ДЦП – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений – гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчётливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений [2].

Наш реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, который находится в г. Березники, Пермского края посещают дети с 2 месяцев до 18 лет с разной патологией развития. Курс реабилитации длится 21 день и каждый день дети занимаются ручным трудом. В нашем реабилитационном центре развитие мелкой моторики осуществляется в условиях продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка). Каждое занятие начинается с разминки для рук (пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ). Это делается в игровой форме, педагог читает стихотворный текст и показывает движения. Ребёнок повторяет, сначала более сохранной рукой, потом поражённой, а затем двумя руками вместе, но если не может или не получается, то делает совместно с мамой. Присутствие мамы на занятии необходимо. Она должна овладеть приёмами взаимодействия с ребёнком, чтобы грамотно в домашних условиях продолжать занятия самостоятельно.

Следует отметить, что детям с ДЦП нелегко выполнять такие, на первый взгляд простые приёмы, как отрывание и скатывание бумаги. Так как у многих детей с данным заболеванием объём движений в руках часто ограничен, выполнение тонких движений затруднено. Поэтому, занимаясь с ребёнком по этой технологии, занятие превращается не только в очень интересное и увлекательное действие, но имеет ещё и коррекционную направленность: повышается чувствительность пальцев, скоординированность движений, улучшается мелкая моторика.

В данной статье мы рассмотрим одно занятие.

Цель: ознакомление детей с нетрадиционной изобразительной техникой скатывание бумаги, путём создания объёмного изображения цыплят.

Задачи:

  • создать атмосферу психологического комфорта;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность;
  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:

  • лист цветного картона (желательно зелёный для фона — полянки);
  • салфетки жёлтые (для цыплёнка);
  • зелёные (для травки);
  • красная (для клюва и лапок);
  • клей-карандаш;
  • образец педагога;
  • игрушка курочка.

Содержание занятия

Пальчиковая игра:

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.

(на слова потешки дети с педагогом сжимают и разжимают пальчики).

Ко – ко – ко, ко – ко – ко,
Не ходите далеко, (на эти слова грозим указательным пальчиком)
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите. (сжимаем и разжимаем пальчики)

Появляется игрушка курица.

Курица: Вот беда, куд-куда, ну, куда же, вы куда. Разбежались все мои цыплята.

Педагог: Не переживай курочка, прибегут твои детки цыплятки.

Курица: Скорей бы прибежали, я без них очень скучаю.

Педагог: Ребята давай те поможем курочке. Сделаем для неё цыпляток?

Педагог: Посмотрите на меня внимательно. Я беру жёлтую салфетку, разворачиваю её и от середины собираю пальчиками, в кулачок. Сильно её сжимаю, перекладываю в другую руку, сжимаю, расправляю пальчики и катаю между ладошек, получился комочек. Комочек круглый большой это туловище цыплёнка. Хотите попробовать. (Дети катают комочек, делают туловище цыплёнку)

Педагог: А сейчас давайте приклеим туловище у цыплёнка (показ).

Педагог: Сейчас беру другую жёлтую салфетку одну сторону в один кулачок, другую сторону – в другой и тяну в разные стороны. Рву салфетку. У меня получилось две салфетки.

Одну положу, а из другой сделаю комочек.

Покажите, как буду делать комочек (дети пальчики сжимают в кулачок). А как покатаю (дети показывают круговые движения ладошками).

Правильно, молодцы. У меня получился маленький комочек – это голова у цыплёнка. Попробуйте сделать голову у цыплёнка.

В это время педагог задаёт вопросы:

  1. Коля, что ты делаешь с салфеткой? (рву)
  2. Оля, а ты что делаешь? (мну)

Педагог: Помнём салфетку, она мягкая, шуршит. А чем мы мнём салфетку? (руками, пальчиками) Сделали комочек, а сейчас его приклеем. (показ)

Педагог: Нашему цыплёнку, что не хватает? (клюва, лапок)

Берём красную салфетку. Нам её надо разорвать на небольшие кусочки. (показ) Из этих кусочков скатаем между ладошек, жгутик. (показ) Ребята, покажите как будете катать. (показ детей)

Чтобы получился клюв, я беру один жгутик, сгибаю его пополам и приклеиваю к голове (показ), сейчас вы попробуйте.

Так же приклеиваем лапки.

Педагог: Глаз цыплёнку можно нарисовать фломастером. (показ) Наш цыплёнок гуляет по травке. Чтобы сделать травку, нам надо взять какого цвета салфетку? (зелёного) Порвать её на маленькие кусочки и скатать из них жгутик. Травку приклеить под лапки цыплёнку.

В конце занятия педагог проводит анализ детских работ. Хвалит каждую работу, пытается угадать характер каждого цыплёнка.

Обычно анализ детских работ проходит на позитиве, так как каждый ребёнок хочет, что-то интересное рассказать о своей работе. Но если ребёнок не говорит, то помогает ему мама, или педагог рассказывает о работе малыша.

Список литературы

ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

- малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

- необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

- под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

- попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

- указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

- особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

- указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения

Игра "Зайка серый умывается" (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата

"Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

"Повернись - не ошибись"(7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

"Запрещенное движение" (6-14 лет).

"Передал - садись" (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

"Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

"Кулак и ладонь" (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов

"Вернись на место"(7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

"Снежинки" (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.

упражнения для детей с дцп

Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Игры с руками

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.

упражнения для детей с дцп

Игры с ногами

Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Игры с шеей и головой

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Игры с туловищем

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.

Дыхательные упражнения

Игровые двигательные упражнения

cat.jpg

упражнения для детей с дцп

упражнения для детей с дцп

упражнения для детей с дцп

Литература











№ 736 Методическая разработка "Дидактические игры,стимулирующие зрительные,осязательные,слуховые рецепторы и развивающие пространственные представления у детей,страдающих ДЦП, в период реабилитации"

Букина Татьяна Михайловна

воспитатель 4 медицинского отделения

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Данная разработка предназначена для воспитателей санаториев и детских садов санаторного типа и призвана помочь педагогам, работающим с детьми, страдающими ДЦП в период реабилитации после оперативного вмешательства и поэтапного гипсования.

Возраст детей от 3 до 9 лет. Категория: инвалиды детства.

Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.

Одним из условий начала коррекционной работы, является предвари –тельное обследование воспитанников , для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с лечащим врачом, логопедом, родителями.

Кроме этих карточек при обследовании и в коррекционной работе используется следующее оборудование :

1. Предметные картинки.

2. Перечеркнутые изображения.

3. Незавершенные изображения.

4. Конфликтные изображения.

5. Наложенные изображения.

6. Серийные картинки.

7. Сюжетные картинки.

8. Карточки с изображением 6 фигур (несколько вариантов).

10. Тесты Тейлора, Рея-Остерица, Деннмана. (Приложение 2).

11. Музыкальные инструменты (бубен,барабан,дудочка,погремушка , гусли, ксилофон).

12. Ширма переносная.

13. Геометрические фигуры и предметы различной текстуры.

14. Канат, картонный якорь, две палочки длинной 20 см.

15. Карта с изображением предметов в игровой комнате.

16. Карточки с изображением группы предметов (2 из которых одинако-

вые по всем параметрам).

17. Карточки с группой предметов, где один по своим параметрам

Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.

По окончании этого этапа воспитатель непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функций.Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

Для детей от 3 до 5 лет используют четыре инструмента.

Для детей от 5 до 9 лет используют шесть инструментов.

А) На столике лежат музыкальные инструменты. Детей знакомят с их названием , звучанием. Затем воспитатель закрывает ширмой инструменты и предлагает послушать звучание одного из инструментов и назвать его. Ребёнку, угадавшему инструмент, предлагают поиграть на нём. Если дети затрудняются ответить, следует ещё раз показать инструмент и сыграть на нем, подкрепляя слуховое восприятие зрительным.

Б) Следующий вариант игры с усложнением: детей спрашивают, какие инструменты им знакомы, затем за ширмой, без предоставления зрительно –го образца, звучит один из них, при правильном ответе, детям показывают инструмент.Если большая часть детей затрудняется с ответом – воспитатель проводит игру в варианте А).

- простучать ритм в медленном темпе, быстром ;

- простучать на один раз больше, чем я ;

Количество звуков для детей от 4-5 лет не более пяти;

Для детей от 5- 7 лет не более семи звуков ;

Для детей от 7-9 лет не более десяти звуков ;

Ритмический рисунок для детей должен выбираться согласно их возможностям и с увеличением количества звуков усложняться не должен.

Игра для слабослышащих детей проводится индивидуально или с небольшой подгруппой таких детей.

Игра проводится с детьми, оперирующими понятиями : вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади.

На музыкальных занятиях, в сюжетно-ролевых играх, караоке – детям предлагают стать музыкантами оркестра. При помощи музыкальных инструментов детям предлагают сыграть ритмический рисунок произведения ,которое звучит. С детьми у которых нарушено чувство ритма, координация движений , воспитатель работает индивидуально.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Дидактическая игра проводится с детьми после ознакомления с названием каждого пальчика.

А) Предлагается ребенку с закрытыми глазами угадать, до какого пальчика дотронулся воспитатель. Сначала педагог дотрагивается до пальцев поочередно, а затем в произвольном порядке.

Усложненный вариант – ребёнок не называет фигуру, нарисованную на его руке, а рисует её на руке педагога. При правильном ответе – ребёнку предлагается быть ведущим в игре с другими детьми.

Игра проводится для перевода тактильного ощущения в зрительное поле.

В упрощённом варианте предлагается 3 фигуры, в усложненном – 5.

Б). Для перевода тактильных ощущений в слухоречевое поле, ребенку, после обследования геометрической фигуры обеими руками поочередно предлагается назвать её и лишь потом провести зрительный контроль.

Игра на развитие памяти в тактильной модальности.

Предложить ребенку с закрытыми глазами на ощупь обследовать 2-3 игрушки различной текстуры. Затем открыв глаза найти эти игрушки в группе предметов.

Предложить ребёнку закрыть глаза, затем придать его телу определённое положение. Попросить при открытых глазах повторить это положение.

Усложненный вариант : придать ребёнку сначала одно положение тела, затем другое , предварительно дать задание запомнить эти положения и при открытых глазах повторить их в том же порядке.

Детям раздают карточки с изображением животных и птиц . Ребёнок называет животное или птицу и имитирует их характерные движения.

Усложненный вариант : ребёнок, не называя птицу или животное на своей карточке, имитирует его движения, по которым остальные дети должны догадаться, кто изображен на его карточке. Ход игры переходит к игроку , который первым угадал животное или птицу.

Игра в большей мере предназначена для детей с оперированными руками.

А) нарисуй правой рукой в воздухе квадрат, левой рукой, обеими руками, сцепленными в замок.

Б) усложненный вариант – нарисуй маленький квадрат, большой, слева, справа, вверху, внизу, двумя руками одновременно в одном направлении и в противоположные стороны.

Первично воспитатель выполняет движения с ребёнком стоя рядом, а затем напротив (зеркально).

Во время игры, которая носит соревновательный характер ( кто быстрей намотает канат на палку и поднимет якорь), детям ставят определённую задачу: работать правой рукой, левой рукой или синхронно обеими.

При проведении игр с детьми, получившими хирургическое лечение на верхние конечности, следует проконсультироваться с лечащим врачом для определения допустимого спектра движений каждым ребенком.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

Игра на развитие зрительной памяти.

На фланелеграфе размещают геометрические фигуры в определенном порядке (количество и вид геометрических фигур выбирается соответствен-но знаниям детей).

А) Опиши план расположения фигур ;

Б) Какой фигуры не стало ? ;

В) Что изменилось ? ;

Г) Усложненный вариант ( перевод слуховой модальности в зрительно – тактильную ) : ребёнок выкладывает комбинацию фигур по памяти, предварительно прослушав задание полностью.

Игра проводится с детьми, оперирующими пространственными понятиями ( верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол, сере-дина ).

Игра на перевод речевой модальности в зрительную.

А) Найди на фланелеграфе геометрическую фигуру, которую я описала и назови её ;

Б) Найди в игровой комнате предмет, похожий на эту геометрическую фигуру ;

В) Нарисуй её на листе бумаге правой рукой, левой ;

Г) Охарактеризуй фигуру, не называя её, пусть дети угадают, какую геометрическую фигуру ты описал ;

Д) Нарисуй фигуру, которую я охарактеризовала, в воздухе движением головы, глаз ;

Игра предназначается для детей, знакомых с понятием времени на часах. На циферблате выставляют время и просят назвать : который час показывают часы.

Б) Ремонт часов : воспитатель выставляет стрелки на определенное время и предлагает детям не только определить, который час они показывают, но и положить нужные цифры на место, так поэтапно, дети ремонтируют весь циферблат ;

Игра на перевод зрительной модальности в слухоречевую.

Игра на перевод зрительного поля в тактильное.

Детям предлагают карточки с рисунками 1-2- геометрических фигур, просят рассмотреть их, пофантазировать и с помощью своих геометрических фигур завершить рисунок, который не завершил автор.

Для примера, младшим детям показывают образец : маленький треугольник и к нему педагог при помощи 2 треугольников большего размера дорисовывает картинку – получается ёлочка.

Игра на развитие зрительного восприятия и развитие пространственных представлений.

Квадрат разрезают на 10 частей и из них составляют контуры животных, птиц, предметов обихода;

А) Сначала дети выкладывают фигурки по образцу (способом наложения);

Б) Выкладывают фигурки самостоятельно ( этот вариант предлагается детям у которых развито образное мышление).

При проведении дидактических игр вместе с обучающей задачей педагог воспитывает положительные эмоции, желание обучаться и сотрудничать с другими детьми и взрослыми. Поэтому к проведению любой игры воспитатель должен не только сам подготовиться, но и провести с детьми предварительную работу. Задания в игре должны быть сформулиро-ваны лаконично, для младших детей обязателен образец.

- Игры, включающие математические понятия, по доступности должны соответствовать возрасту, знаниям ребёнка и особенностям его развития.

- Игры с использованием определенного количества предметов следует проводить после обследования с установлением количественного порога индивидуально у каждого ребёнка, что позволит исключить отрицательные эмоции и негативное отношение к игре.

- Очень внимательно следует отнестись к играм со звуковыми сигналами. Перед проведением таких игр следует предварительновыявить детей, которые боятся шума или резкие звуки вызывают у них спастические движения мышц. С такими детьми педагог должен работать индивидуально, соблюдая определенный уровень звука и , как правило, использовать варианты игры со зрительным подкреплением. Такие дети обычно не посещают музыкальные занятия и коллективные мероприятия, им можно предложить в игровой комнате прослушивание музыкальных произведений на релаксацию

- В играх на развитие двигательных навыков следует помнить, что педагог должен первое время стоять рядом с ребёнком и лишь при достижении определенных результатов перейти к зеркальному образцу (пе-дагог напротив ребёнка).

- При подведении итогов в играх следует строго соблюдать правило: отмечать достижения ребёнка относительно его прежних результатов и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Дети получающие лечение в санатории с диагнозом ДЦП, как правило, имеют уровень физического, пси-хического развития, который не соответствует общепринятым нормам и носит индивидуальный характер, поэтому некорректно проводить сравнение между детьми, имеющими разный диагноз.

- Следует быть предельно внимательным к состоянию ребёнка во время игры – при первых признаках утомления, отрицательных эмоциях следует прекратить игру, переключить ребёнка на другой вид деятельности или отдых, поменяв при этом положение тела, а при признаках недомогания у воспитанника обратиться к медицинскому персоналу.

- Для активного участия родителей в играх детей следует провести ряд консультаций для них с примерной тематикой :

- значение дидактической игры для всестороннего развития ;

- роль дидактической игры в подготовке детей к школе ;

- руководство дидактическими играми ;

Список литературы :

Читайте также: