Пособие по развитию речи для дошкольников своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Развивающая игрушка для детей: "Коробочка со стаканчиками - вкладышами".
Суть игры проста и очевидна любому взрослому, но вот маленькому крохе еще предстоит освоить эту "столь простую нелегкую" задачку!
ОПИСАНИЕ.
Сделать игрушку действительно несложно. Берем любую картонную коробку, желательно попрочнее. Далее коробочку обклеиваем цветной бумагой.
В стаканчики непременно нужно вложить что-то гремяще-звенящее, чтобы попутно с цветами, дети развивали и звуковое восприятие. Нужно постараться сделать звон стаканчиков разным. Для этого в один стаканчик кладем гречу, в другой рис, в третий манку, в четвертый семечки.
Сверху стаканчики закрываем картонкой и приклеиваем клеем, не забыв к каждому прикрепить петельку.
Внутри коробки делаем разграничитель, и внутрь каждого отверстия (по цветам) добавляем камешки определенного цвета.
КАКАЯ ПОЛЬЗА.
Закрепление знания размера; цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
• разложить камешки по цвету;
• сосчитать, сколько камешков того или другого цвета;
• угадать что лежит в стаканчике, запомнить звук и попробовать определить, что в стаканчике по звуку;
• интересно просто потрогать.

Развивающая игрушка для детей:

Сортер: "Цветочная банка".
Сортер – детская развивающая игрушка, основным предназначением которой является сортировка предметов по одному или нескольким признакам. Этими признаками, как правило, являются форма, размер или цвет. Развитие мелкой моторики рук – главное, но далеко не единственное предназначение сортера. Сортеры развивают логическое мышление ребенка, координацию движений, сенсорику, формируют навыки анализа, умение сравнивать и находить причинно-следственные связи, знакомят малыша с формами различных предметов, обучают цветам. Что представляет собой сортер?
Описание пособия: Это банка , в которой имеются отверстия различной формы: это прямоугольное отверстия основных цветов для больших бусин от старых счет покрашенных определенным цветом, дырочки для проталкивания счетных палочек так же по цветам, отверстия для шнурков (шнуровка), и прикручивание крышек определенного цвета к цветку . В эти отверстия нужно вкладывать соответствующие по форме фигурки.
Вариативность:
• Прикручивание серединок к определенного цвета цветку;
• Шнуровка;
• Проталкивание определенных предметов по цвету

Сортер:

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

Игры дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
• формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
• учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например:
• учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
• развивать мелкую моторику рук
• найти одинаковые яички
• сосчитать сколько яиц определенного цвета
• разложить яички по цвету в тарелочки

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики” Цели: • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук. Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом. Получается яркое и красивое пособие. Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков. При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например: • учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. • развивать мелкую моторику рук • найти одинаковые яички • сосчитать сколько яиц определенного цвета • разложить яички по цвету в тарелочки (фото 6)

Оформление - техника декупаж. Тренируем пальчики и развешиваем флисовые, бумажные, фетровые (какие вам больше нравится) одежки на веревочки с помощью прищепок!

Овладение речью – это сложный многосторонний процесс и развитие речи ребенка, является одной из главных педагогических задач в дошкольном воспитании. Именно речь помогает познавать окружающий мир, формирует взгляды и убеждения, помогает понять друг друга, ощутить себя полноценным человеком в обществе и всесторонне-развитой, гармоничной личностью.

Речевое развитие каждого ребенка уникально, и любое его нарушение отрицательно сказывается на формировании личности, снижает познавательную активность, замедляет развитие морально-волевой сферы и мешает общению со сверстниками и взрослыми. Поэтому основными целями работы логопедической группы является – коррекция, развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребенка (звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь).

У детей с ОНР нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего недоразвития речи. Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы с детьми. При различных дефектах звукопроизношения коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной моторики, на развитие речевого и фонематического слуха.

Для решения перечисленных задач в своей работе я использую самодельные игрушки и дидактические пособия, которые помогают раскрепостить детей, вызвать у них внутренний отклик, т.е. создать у любого ребенка мотивацию к обучению, воспитанию и развитию.

Цель: развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

1. Обучать детей выделять заданный звук в речевом потоке. Автоматизировать поставленные звуки, обучать дифференцировать их.

2. Закреплять навык подбора слова (картинки) с заданным звуком, находить место звука в слоге, слове.

3. Развивать умение выкладывать буквы из отдельных элементов, обозначающие заданный звук. Развивать умение давать характеристику звука. Развивать мелкую моторику руки.

4. Развивать умения использовать в речи интонационные средства выразительности.

игрушка

Данная игрушка-пособие позволит воспитателю логопедической группы достигать положительных результатов в коррекционной и общеобразовательной работе, т.к. дети с удовольствием идут на контакт с ней. Их привлекает и необычный образ игрушки, и ее название, и возможность поиграть с ней. Интерес у ребенка будет более живым, ярким и полным, если предложить ему принять участие в изготовлении данного пособия (выбрать пуговицы для глаз, подобрать кусочки ткани для кармашка, нитки и ленточки для бантиков и т.д.).

Изготовить такую игрушку очень просто. Вам понадобятся:

1. Прямоугольный лоскут ткани 25х35 см. (для туловища).

2. Два круглых лоскута ткани 17см в диаметре (для головы).

3. Четире круглых лоскута ткани 11 см в диаметре (для ушей).

4. Четыре прямоугольных лоскута ткани 9х12 см (для лапок).

5. Квадратный лоскут ткани 11х11 см (для кармашка).

6. Чветные нитки, ленточки, пуговицы разного размера и цвета, наполнитель (можно использовать вату, паралон, сено, волокно и др.).

1.Туловище. Сложите ткань пополам, прошейте с двух сторон, выверните. Набейте заготовку наполнителем. Стяните ниткой не прошитый край.

2. Уши. Сложите два лоскута ткани изнанкой друг другу. Прошейте по краю не до конца. Выверните и зашейте не прошитый край. То же сделайте со вторым ухом.

3. Голова. Сложите два круглых лоскута ткани изнанкой друг к другу. Прошейте по краю ткани, предварительно вставив внутрь заготовки ушей. Выверните и наполните голову наполнителем. Зашейте оставленный край.

4. Лапки. Сложите каждый лоскут ткани пополам и прошейте с двух сторон. Выверните и наполните наполнителем. Стяните ниткой оставленный не прошитым край.

5. Соедините и сшейте все части Слушарика. На голове пришейте глаза и нос – пуговицы, сделайте из ниток чубчик и рот. На туловище нашейте карман. Украсьте Слушарика бантом из цветной ленточки.

Вот такой получился Слушарик. Он поможет детям развить слуховое восприятие, научит их правильно и четко произносить звуки, а значит сделает речь наших детей красивой и выразительной.

Расскажи сказку по картинкам

Важнейшая задача родителей в образовательном процессе ребенка - развитие речи в процессе общения, при чтении книг, во время занятий. Следует поощрять инициативу ребенка вступить о речевое общение, активизировать его речь вопросами. При этом нужно серьезно относиться ко всем его высказываниям, побуждать делиться впечатлениями о прогулке, прочитанной книжке, эмоционально откликаться на рассказ ребенка. Поддерживая желание ребенка говорить, задавайте уточняющие вопросы, проявляйте свой интерес к рассказанному, попросите повторить рассказ еще раз. На нашем сайте мы собрали материалы и пособия, которые помогут родителям и педагогам организовать интересные занятия по развитию речи у ребенка 4-6 лет.

Дидактический материал своими руками для детского сада

Время после рождения малыша и до того как он поступит в школу является наиболее благоприятным для его всестороннего развития. В это время формируется личность ребенка и его интеллектуальные качества. То, что делает ребенка человеком, во многом определяется тем, как им занимались в это время. Одним из важнейших умений является способность к связной речи. Для его развития важную роль играет использование вспомогательных дидактических пособий.

Какие дидактические пособия можно изготовить своими руками для детского сада

Развитие речи не является изолированным умением. В значительной степени оно определяется общим уровнем развития ребенка и, в частности, его интеллекта.


Дидактическое пособие по развитию речи

Большое значение в этом процессе имеют занятия, в результате которых улучшается сенсорика и мелкая моторика движений у малышей. Важно для этого использовать дидактические пособия, значительную часть которых можно изготовить самостоятельно.

Обучение детей, особенно в младших и средних группах, должно происходить в игровой обстановке, иначе они потеряют интерес к предмету и время будет потрачено зря. Чтобы обучение было эффективным, воспитателю нужно применять все доступные средства для поддержания полезной активности ребенка.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Важно! Таким образом его обучают правильному дыханию во время разговора.


Занятие с детьми

Знаковые дидактические материалы

Возможны различные способы использования этого пособия в детском садике.

Вот один из них. Детям показывают картинки, взятые из кармашка прикрепленного к терему. Спрашивают, из какой сказки пришел этот герой, который изображен на карточке. Ребенок должен вспомнить название сказки и постараться пересказать ее содержание.

Важно! Если малышу необходима при этом помощь логопеда, то она предоставляется. Воспитатель по ходу рассказа задает ребенку несложные наводящие вопросы.

Можно использовать это пособие в ДОУ также следующим образом:

Еще одно задание состоит в следующем:

  1. Ребенку дают карточки с изображениями героев сказки и предлагают поместить их в различные кармашки.
  2. После этого малыш должен сказать о том, какой зверь на каком этаже живет и кто находится слева, справа, сверху или снизу от него.

Где применяются дидактические материалы

Использование пособий по развитию речи для дошкольников, сделанных своими руками, создает игровую основу в работе с ними, определяет сюжетную линию занятия. Ребенок, особенно в младшей и средней группе детского сада, мыслит конкретно, с помощью образов, а не абстрактных логических построений. Он может реагировать на получаемые задания от логопеда или воспитателя, будучи участником конкретной, пусть и выдуманной ситуации. Дидактические пособия каждый год служат фактической основой для их обучения.

Развитие речи по визуальным подсказкам

Когда ребенок учится выражать свои мысли, он должен следовать определенной схеме изложения мыслей. Для малыша, который почти не умеет сосредотачиваться на одном предмете, в его возрасте, это невозможно. Использование дидактических пособий в виде карточек-подсказок помогает построить линию рассказа. Для детей младшего возраста при этом речь идет о гораздо более простых вещах. Они просто должны называть предметы или кратко описывать действия с карточками-подсказками.

Логопед занимается с ребенком

В более старшем возрасте каждая визуальная подсказка может применяться вместе с наводящими вопросами воспитателя и быть поводом для связного рассказа. Это можно, например видеть в занятиях, посвященных профессиям.

Каждое описание своих действий, ответ на конкретный вопрос или краткий рассказ по визуальным подсказкам помогают ребенку лучше развить свои речевые навыки. Служат подготовительными упражнениями к взрослой жизни.

Учимся пересказывать

Развитие связной речи детей — это одно из важнейших умений, которому необходимо обучить ребенка. Без его освоения он не только не сможет должным образом интеллектуально развиваться, но и не сможет в полной мере социализироваться, не умея вести диалог или излагать свои мысли.

Пересказывая, малыш должен создать связный продолжительный рассказ. Однако ему для этого потребуются подсказки, которые могут быть получены во время дидактических игр и от воспитателя.

Важную роль в этом процессе играет развитие мелкой моторики.

Важно! Занимаясь пересказом, сможет укрепить свои речевые и интеллектуальные навыки, повысит уровень развития своей личности.

Учимся мыслить

Речь человека тесно связана с мышлением. Также обстоит дело у ребенка. Общение не ограничивается изложением своих мыслей или описанием действий. Уровень владения речью в значительной части определяется степенью развития личности и мышления ребенка.

Дидактические пособия, сделанные своими руками для детского сада, могут быть использованы не только для рассказов, но и для повода задать малышу вопросы о причинно-следственной связи в окружающем его мире. Например, используя карточки, связанные с сюжетами сказок, можно задавать вопросы об обстоятельствах поступков героев, о причинах и последствиях их действий.

Можно соединять рассматриваемые занятия с изучением математики.

Кроме того, важна обучающая функция занятий по развитию речи. Например, если ребенку задаются вопросы об особенностях и полезных свойствах растений, изображенных на рисунках, то постепенно эти знания у ребенка будут закрепляться. Если будут задаваться дополнительные вопросы об этом материале, то знания ребенка станут более подробными и практичными.

Подготовка к обучению грамоте

Для этого необходимо учиться не только устной речи, но и изучать буквы и слова. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя и родителей способны освоить азбуку и начальные навыки чтения.

Для этой цели может быть использовано дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада с карточками, на которых изображены буквы, слоги или слова.


Картинка 4 Речевой уголок

Значение дидактического материала в детском саду

Дидактические пособия служат основой для занятий по развитию речи. Они создают сюжетную линию занятия, вовлекая детей в игровой сюжет. При этом учитывается конкретность, образность детского мышления. Ребенку создается для обучения с их помощью увлекательная игровая ситуация, где он увлечен и мотивирован для выполнения заданий.

Развитие речи детей в существенной мере опирается на различные дидактические пособия. Их разнообразие и возможность большинства из них сделать своими руками позволяет подобрать подходящий вариант для проведения занятий с детьми.

Читайте также: