Порвался трос на лебедке как отремонтировать

Обновлено: 12.07.2024


Один из многих религиозных споров. Коротко изложу свой субъективный взгляд на вопрос.

Автомобиль с синтетическим тросом привлекает внимание и не оставляет равнодушным


  • Долговечность. Им можно пользоваться до тех пор, пока он не порвется. Да он будет ржавый, из него будут торчать острые заусенцы, но срок службы у него очень большой.
  • Цена. Обычно стальной трос идет в комплекте к лебедке и тратиться на него не нужно. А если потребуется его заменить/обновить, то всегда можно купить новый или почти новый трос у того, кто решил перейти на синтетику за символические деньги.
  • Не обмерзает после окунания в воду зимой. В смысле, обмерзает, но это никак не влияет на использование или его состояние.
  • Не нужно беспокоится о том, трется ли он обо что-то. То есть если залебедились вы за дальнюю сосну, а трос пришлось протащить мимо мелких березок, то тот факт, что трос трется о них, беспокоит только защитников природы, а никак не владельца троса.

  • Вес. Он очень тяжелый.
  • Травматичность. При разрыве троса, который обычно происходит под нагрузкой, стальной трос способен повредить очень много чего. В идеале на него нужно вешать телогрейку или специальный фартук, но лично я ни разу не видел, чтобы так делали. Поэтому при работе со стальным тросом, я всегда стараюсь спрятаться за дерево или другой автомобиль. Люди, которые умудряются переступать через натянутый стальной трос при работе лебедки, всегда вызывают у меня шок и трепет.
  • Работа только в перчатках. После первого же использования на тросе появятся острые заусенцы. И чтобы не нанести своему организму вред, работать с ним нужно только в специальных перчатках. А соответственно, они всегда должны лежать под рукой, а не в дальнем углу, и про них нужно не забывать.
  • Необходимость все время сматывать его обратно на барабан. Намотать стальной трос на бампер или просто на дворники не получится. После каждого использования нужно будет обязательно его смотать. Времени это занимает прилично, потому как и лебедка мотает не быстро, и делать это нужно внимательно, чтобы трос равномерно ложился на барабан.
  • Невозможность восстановить при разрыве. Если трос лопнул, то считай все. Например, я не знаю таких способов, как соединить стальной трос, чтобы он после этого без проблем в месте соединения проходил через ролики и уходил на барабан. Соответственно, трос у вас станет короткий.
  • Тяжело работать штурману. С таким тросом уже не может легко обращаться женщина или ребенок, в первую очередь, потому, что он тяжелый и травматичный. А также с ним тяжело бегать, он перекручивается и образует большие петли.
  • Возможность повреждения корпуса лебедки при неравномерной намотке. Если лебедка расположена скрытно или к ней не очень хороший визуальный доступ, то есть риск неравномерно намотать трос при смотке и повредить корпус лебедки. Также это может произойти если долго и упорно лебедиться исключительно вбок. Стальной трос не плющится и не сминается.


Автомобиль со стальным тросом и ржавыми роликами всегда стыдливо прячет морду в траву

P.S. У меня есть и тот, и другой. Поездив со стальным тросом, я осознанно сменил его на синтетику и клюз, а стальной трос и ролики остались жить у меня на случай… не знаю чего. Просто так, наверное. Мне синтетика ОЧЕНЬ нравится.

P.S .2. Если я нигде не наврал, то получается что стальной трос стоит использовать исключительно по бедности. Или нет?

В самый неподходящий момент случается так, что рвется тот или иной трос (например, сцепления или газа), взять новый негде, а ездить надо. А иногда бывает, что даже на новом тросу бабышка, которая вставляется в ручку (сказывается китайское качество), и именно в эти моменты возникает идея отремонтировать трос. Но как это сделать?

Именно ремонту тросов будет посвящена данная статья.

У нас история, по которой производился ремонт, немного другая. Просто-напросто на Yamaha порвался трос газа,

Remont-trosov-1.jpg

а новый стоит 2320 рублей, покупать его не было никакого желания, поэтому был куплен китайский трос за 150 рублей, из него была вытащена сама жила и обрезана по нужной длине.

Remont-trosov-2.jpg

Ну, а теперь начинаем ремонт.

Итак, с начала прогреваем кончик, который собираемся паять до красна: таким образом мы выжигаем ту смазку, которой с завода пропитан трос. Для прогрева подойдет простая зажигалка. Сделать это нужно для того, чтобы очистить трос и подготовить его к пайке.

Remont-trosov-3.jpg

Теперь нужно обезжирить трос перед пайкой окончательно. Для этого можно использовать растворитель, уайт-спирит, средство для снятия лака: что угодно, нужно просто хорошо протереть ту часть, которую собираемся паять.

Remont-trosov-4.jpg

Ну, а теперь опускаем трос во флакончик с паяльной кислотой и начинаем его лудить. Можно, конечно, использовать и простую канифоль, но она не так хорошо пропитает трос изнутри, а прикрепится только к верхним жилам, так что все же лучше паяльная кислота.

Remont-trosov-5.jpg

Трос необходимо опустить в кислоту и подержать его секунд 10, чтобы кислота прошла между жилами.

Remont-trosov-6.jpg

Ну, а теперь, собственно, начинаем лудить обычным оловом и паяльником.

Remont-trosov-7.jpg

В результате мы получаем хорошо залуженный кончик троса, который станет прочной основой для создания новой бабышки.

Но как ее сделать? Как создать объемную бабышку, которая у нас встанет в ручку сцепления или же газа? А все очень просто.

Берем достаточно толстый провод (можно купить практически в любом автомагазине) и вытаскиваем из него жилы (медную проволоку по сути).

Remont-trosov-8.jpg

И теперь наматываем нашу медную проволоку на залуженную основу троса. Наматываем столько, сколько вам нужно, для формирования новой бабышки, а ее размер рассчитывайте сами, исходя из того, куда вам потребуется ее потом вставлять.

Remont-trosov-9.jpg

Данную заготовку снова безжалостно макаем в паяльную кислоту, пока жертва не перестает дышать и подавать признаки жизни)))

Remont-trosov-10.jpg

Ну и, естественно, набираем на паяльник олова побольше и хорошенько лудим наш медный шарик. Макаем в кислоту и лудим несколько раз: все-таки площадь пайки большая, и с первого раза олово неравномерно распределится.

Remont-trosov-11.jpg

И в итоге мы получаем прочнейшую бабышку, которая ничем не уступит любому заводскому тросу по прочности. Проверено, и не один десяток раз!

Remont-trosov-12.jpg

Естественно, идеально геометрической формы-то мы не получим, и спереди будет торчать небольшая часть залуженного троса, НО 5 минут работы бормашинкой, или же на точильном станке, или (на крайняк) напильником творят чудеса. В итоге замечательный шарик готов к эксплуатации.

Remont-trosov-13.jpg

Итог: данный способ ремонта очень и очень эффективен. Конечно, на тросы птбайков цены не космические, но все же иногда бывает нужен срочный ремонт, в то время пока новый трос в пути (на растерзании великой ПОЧТЫ РОССИИ).

Каждый внедорожник может попасть в ситуацию, когда даже полный привод, высокий дорожный просвет и "зубастая" резина не в состоянии помочь выбраться из сложного положения. Тогда на помощь приходят различного вида тяговые устройства. О том, как их устанавливать, как проходить техосмотр, и общие рекомендации по использованию - в нашем материале.


- Обычно лебедка и техосмотр понятия несовместимые. А что вы думаете на этот счет?

- Тяговое устройство можно установить так, чтобы ваша машина прошла техосмотр. По техническому регламенту лебедка не должна выступать за кузов автомобиля, - рассказывают специалисты "ПроКарИнжиниринг". - Хотя там есть оговорки вроде установки защитного элемента, но! Есть два варианта лебедок: съемные и несъемные. Если вы не участник джип-триала, то лучше всего ставить съемную. Дело в том, что весит сама лебедка немало, получается слишком много веса на передней оси в случае с несъемным устройством. Это негативно влияет на управление автомобилем, чрезмерно нагружает переднюю подвеску.


Если лебедку можно снимать, то таким образом с техосмотром не возникнет никаких проблем. Доставать из багажника вы ее будете только по необходимости. Главное - сделать так, чтобы крепление не выходило за плоскость переднего бампера.



Но можно устанавливать и несъемную лебедку. Уменьшить ее вес можно: достаточно вместо стального установить синтетический (кевларовый) трос. Это значительно снижает вес. Да, он менее износостоек, но вес тоже важен. Кроме того, например, кевларовый трос удобен при использовании на воде. Такой трос не тонет - его видно. Возможен наружный и скрытый монтаж тягового устройства. Все зависит от конкретной машины и от конкретного устройства. Что касается вопроса съемной/несъемной лебедки, то выбирать вам. Если вы не лесник в Полесье, достаточно будет и съемной.

О чем говорит закон?

С 1 января 2015 года технический регламент ТС "О безопасности колесных транспортных средств" запретил установку "кенгурятников", силовых бамперов и т.д.

Целиком выдержка из технического регламента (стр. 17) звучит так: "Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1 (легковые автомобили и грузовые автомобили массой не более 3.5 т) конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0.5 кг, предназначенные для защиты только фар, государственный регистрационный знак и элементы его крепления". И далее (стр. 52): "Буксирные сцепки и лебедки (при наличии) не выступают за переднюю поверхность бампера. Допускается, чтобы лебедка выступала за переднюю поверхность бампера, если она закрыта соответствующим защитным элементом, имеющим радиус закругления на менее 2,5 мм".

Комментарий джипера

- Такое впечатление, что вопрос о том, пройдет внедорожник с лебедкой или силовым бампером техосмотр или нет, зависит исключительно от настроения сотрудников "Белтехосмотра", - рассказывает постоянный участник джип-триалов. - Как бы профессионально вы ни установили тяговое устройство, совершенно невозможно предугадать, получите вы заветный штамп о техосмотре или нет.



- Установку силовых бамперов и лебедок следует доверять только профессионалам, - продолжают специалисты. - Процесс по установке творческий - к каждой машине нужен свой подход. В данном случае квадрат приваривался к передней перегородке между коробами рамы и усиливался косынками. Без опыта можно дров наломать. Самое страшное - погнуть раму автомобиля. Перед использованием рекомендуем тщательно читать инструкции.

- Можно ли установить лебедку на внедорожник с несущим кузовом, например на Renault Duster?

- Да, без проблем. Сегодня есть комплекты для установки и на эту машину.




Сколько занимает демонтаж съемной лебедки? Мы попробовали - получается быстро. Отсоединить силовые провода, снять страховочный крюк и фиксатор - и вуаля.



Вес, да, действительно немалый. Например, СТОКРАТ SD 9.5 SW (12V) весит 40 килограммов. И все эти килограммы давят на переднюю ось. Стоимость такой лебедки - около 480 долларов. Но сейчас много "китая", можно подобрать вариант электрической лебедки за 300 долларов и дешевле.

- А сколько стоит сама установка?

- Около 100-200 долларов. Все зависит от объема работ. В каждой машине своя рама, свои площадки. Где-то ржавчина есть, ее надо устранять. К каждому внедорожнику нужен свой подход.

- Какие сейчас на рынке есть предложения по электрическим лебедкам?

- Это зависит от назначения лебедки и массы автомобиля. Бывают, допустим, для эвакуатора, а бывают и для спорта - спортивные более герметичные, выносливые и быстрые. Есть лебедки для штатных внедорожников: бюджетные, средние и топовые.



- А если заехать под воду со средней лебедкой, как на этой Frontera? Всякое ведь бывает: тащили-тащили - в речку затащили.

- Нужно будет подцепить пульт заранее, все щели в блоке соленоидов обмазать силиконом. В "спорте", например, все запаяно. Но даже "гражданская" лебедка под водой запросто работает. Главное - помнить, что если лебедка (это касается всех вариантов - и дорогих, и дешевых) долго простояла под водой, нужно обязательно вскрывать моторную часть и блок с редуктором. Все проверять, смазывать, сушить.



- Есть ли общие рекомендации при пользовании лебедкой?

- Не рекомендуем "лебедиться" в сторону под углом большим, чем выворот колес. Есть опасность погнуть силовые элементы. Во время данного процесса, если есть возможность, следует помогать лебедке колесами. Нужно следить за тем, чтобы намотка троса шла виток к витку. Если он намотается в одно место, трос разопрет "уши" лебедки. За этим нужно следить - где-то останавливать, давать слабину, перетягивать виток. Ни в коем случае нельзя трогать руками трос при работе лебедки! Если он порвется - отрежет руку. Чтобы сильно не выстреливал, на трос можно бросить, например, куртку. Следует следить за креплением троса к барабану - бывает, что срезает болт.

Из архива джиперов



При вытягивании внедорожника другим автомобилем отломился кусок крюка троса. Эта маленькая железка влетела в кузовной элемент Mitsubishi L200 и пробила его практически насквозь! А если влетит в живот? Будьте осторожны, когда имеете дело с тросами.

Какие бывают лебедки?

Лебедки для внедорожников выпускаются в настоящее время нескольких видов: электрические, гидравлические, механические, тяговые и ручные.


Самые распространенные из них, безусловно, электрические. Фирм-производителей много, причем как со сложившимся уже мировым именем, так и прорывающихся на рынок, в основном с территории Китая. "Электрика" отличается простотой конструкции, легкостью монтажа, удобством в использовании, способностью работать при выключенном моторе автомобиля. Недостатки - очень большое потребление электроэнергии от бортовой сети и уменьшение со временем "тяги" из-за коррозии, ветшания и т.п.


Механические лебедки - это, пожалуй, наиболее давно выпускаемые средства самоспасения внедорожника из грязи. Они очень надежны, чрезвычайно неприхотливы и мощны. Минус - чтобы их установить, нужно иметь раздаточную коробку, допускающую установку коробки отбора мощности, от которой, собственно говоря, и получает крутящий момент лебедка. Второй минус - невозможность работы многих механических лебедок при выключенном моторе автомобиля. Хотя на некоторых моделях предусмотрена (или только заложена) возможность "кручения" редуктора лебедки вручную (в одну или в обе стороны). Третий минус - новая механическая лебедка не просто дорогая, а супердорогая: стоимость хорошей подержанной - не менее 1000 у.е.


Гидромотор гидравлических лебедок, как правило, приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Он гораздо надежнее электрического, кроме того, он герметичен, из-за этого лебедка может без риска для "жизни" работать под водой. При перегрузках запросто можно сжечь мотор электрической лебедки, "срезать шпонку" у механической лебедки, а гидравлический мотор просто остановится, "попросив" таким образом пустить трос через один-два блока. Другой большой плюс гидравлической лебедки - практически полное отсутствие потребления электроэнергии от бортовой сети автомобиля. Но есть и минусы. Первый - скорость сматывания троса у "гидравлики" в два раза медленнее, чем у "электрики". Второй - если установлен единственный насос ГУР и на руль, и на лебедку, не получается проворачивать руль во время работы лебедки - мощности насоса гидроусилителя не хватает на обоих потребителей. Третий минус - гидравлическая лебедка работает только тогда, когда работает мотор автомобиля.


Ручные лебедки получили широкое распространение среди любителей мототехники, особенно квадроциклов. Тяговое усилие этих устройств составляет 1-4 т, что позволяет вызволить из грязевого плена даже легкий внедорожник. Усилие на трос передается посредством храпового механизма. Применение дополнительного блока увеличивает тяговое усилие в два раза. Рычажные лебедки имеют два крюка для зацепа транспортного средства и неподвижной основы.

Преимуществами ручных лебедок являются простота использования, небольшие габариты, позволяющие постоянно возить их в с собой, универсальность использования для иных работ, требующих развития усилия, наличие ступенчатого (пошагового) обратного хода, что исключает возможность срыва груза. К тому же ручные лебедки с рычажным приводом дешевле электрических, механических и гидравлических. Но их скорость не очень высока…

Пять советов по пользованию лебедками

1. Установка электрических лебедок должна производиться только квалифицированными мастерами. Перед началом использования устройства обязательно следует изучить прилагаемую инструкцию.

2. Тип и характеристики лебедки должны соответствовать целям, для которых она приобретается, а тяговое усилие превышать в 1,5 раза массу автомобиля.

3. При эксплуатации электролебедок важно помнить:

  • следует контролировать нагрев мотора лебедки и делать паузы в работе, если он стал горячим;
  • чтобы не разрядить аккумулятор, необходимо проводить работы при работающем двигателе;
  • наибольшая тяга развивается на первом слое троса в барабане и постепенно снижается при намотке, поэтому его желательно максимально разматывать;
  • в качестве якоря можно использовать деревья, камни, другое транспортное средство, заготовленные заранее металлические колья, трубы, пластины, которые вбивают в землю. Главное, чтобы якорь смог выдержать нагрузку;
  • укладка троса в барабан должна проводиться с нагрузкой, плотными витками без перехлестов.

4. Основными правилами безопасности при работе с электролебедками являются:

  • отсутствие людей вблизи троса и якоря при наличии натяжения троса;
  • использование специальных кожаных перчаток при манипуляциях с лебедкой;
  • исключение возможности работы с поврежденными тросом, проводами, пультом управления. Поврежденный трос обязательно следует заменить;
  • эксплуатация лебедки, когда на барабан намотано не менее пяти витков троса. В противном случае возможен срыв крепления троса; размотка и намотка троса только в направлениях, указанных на барабане;
  • перемотка троса для снятия статических нагрузок, когда лебедка не используется;
  • использование защитной стропы, надеваемой на якорь. Она позволяет предохранить от повреждения трос и ствол дерева.

5. При интенсивной эксплуатации лебедки требуется ее постоянное обслуживание, поэтому при выборе продавца не будет лишним уточнить возможность проведения ремонта в гарантийный срок и после него. Также важно постоянное наличие запасных частей и дополнительных аксессуаров (стропы, скобы, тросы, протяжные ролики, блоки, защитные чехлы, перчатки).

Пять интересных видео с лебедками


На видео порвался трос ручной лебедки. Благо без последствий. Комментарий участника: "Понял, зачем нужна куртка?"


- Куда едем?

Помните этот забавный интернет-комикс с таксистом? На видео - процесс "вынимания" той самой "шишиги". Человек в одежде цвета хаки держит трос руками - так делать нельзя!


Перевернуться с лебедкой тоже можно…


А вот небольшое электрическое тяговое устройство на Duster. Кстати, их можно ставить и сзади.


Тщательная инструкция об установке лебедки на Duster размером больше.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY

Редакция благодарит компанию "ПроКарИнжиниринг" за помощь в подготовке материала

Лунохода.Нет
Лунохода.Нет

Вопрос по тросоукладке и кое что еще

Вопрос по тросоукладке и кое что еще

Всем привет, добрался до доработки лебедки, очень хочется поставить тросоукладчик. Лебедка стоит у меня на машине сзади под полом и трос выходит спереди с возможностью использования лебедки винчеваться назад. В общем, место для установки тросоукладчика есть. Лебедка фирменная Тойота Аисин. Насколько сложно в изготовлении токарю стандартная система тросоукладки по типу как на грузовых машинах и много ли там работ? Есть возможность еще увеличить расстояние между лебедкой и направляющими трос в трубу роликами, но не знаю какой это даст эффект. Сейчас ролики от лебедки на расстоянии примерно 40см и трос очень сильно просится укладывать по центру барабана. Какое расстояние даст реально возможность тросу полноценно ложиться на всю поверхность барабана? трос кевлар если это важно.
Другой вопрос в том, что у меня есть бухта 200м троса и сами понимаете, до дерева может быть любое расстояние и трос очень неудобно постоянно подгонять под определенную длину, а все это в условиях гонки и времени в обрез. Вот хочу по типу альпинистов изготовить фиксатор на трос с крюком такой, чтоб одним нажатием фиксировал и отпускал, но при этом не врезался в трос и не портил его. Возможно такие уже существуют в природе, тогда жду подсказку где такой достать

Имею 8 лет опыта эксплотации лебедки зил 131 установленой под полом взади на уаз. Трос продет через ушки до переднего бампера. Трос 12 мм стальной, длинна была 120м, потом 80, потом 60, и сейчас 40 осталось.

Что касается удлинителей , то парни возят 3-4 удлинителя с петлями на концах, но каждый короче на 1-2 м чем основной на лебедке.
Потянулся до губок, перецепил, дальше потянулся. В случаее обрыва основного . можно намотать удлинитель.

очень ценную информацию я вынес, что при расстоянии 110см уже практически нормально трос наматывается на барабан, большое спасибо. Остальное тоже очень полезно узнать. Я бы рассказал как у меня все стоит, но думаю это во-первых индивидульно для каждой машины и во-вторых у каждого своя голова на плечах, а вот моменты из практики - это ценно. Удлинители разной длины не вариант, их в куче не отличить по длине друг от друга и глаз может не верно стрельнуть, а в итоге все равно лебедкой в холостую будешь либо доразматывать либо наматывать. Если на трос-удлинитель установить крюк быстросъем в любой точке троса, то можно сразу дать натяжку с любого расстояния и не придется бежать обратно менять удлинитель и другая волокита, которая отнимает время на соревах. Мне видится так, что штурман идет с катушкой троса, конец которого пристегнут к крюку лебедки, разматывает себе трос и когда дошел до дерева, то часть троса еще на катушке и потом его не придется наматывать обратно, затем цепляет к тросу рядом с катушкой крюк и зацепляется за дерево. Мне почему-то видится 3 ролика в корпусе, трос на 2 крайних ролика ложится, а третьим в распор крайних поджимается. На корпусе уже стоит крюк. Возможно есть интересней и проще конструкция по типу самозатягивающаяся как на рюкзаках и еще где, т.е. типа гребенки что-то и особым способом трос на нее накидывается так, что при нагрузке удерживает от проскальзывания вдоль троса. При этом в обоих случаях все происходит на трении без зубчатого зацепления троса и сильных переломов, а то он дорогой зараза)))

Мульт66
Слава, на своих спортивных лебедках я делал расстояние от барабана до первого ролика или клюза 1200 мм. Ширина барабана была 180 мм. трос ложился ряд к ряду от щеки до щеки. Тросоукладчик не нужен.
Для закрепления крюка на середине кевлара, пользуюсь крюком, приваренным к Т-образно сваренным пруткам 16 мм. Кевлар наматывается на перекладину раз пять и никак не фиксируется. Сил трения хватает, чтобы веревка не проскальзывала.

Мульт66
Я в спорте не участвовал,но по опыту Уралов,66-х,Зилов и Уазов скажу,что на барабан больше 30 метров не стоит наматывать-путается,особенно со сталью.Если есть возможность,то делать расстояние от роликов как можно больше,в этом случае трос ложится сам виток к витку,наглядный пример крановые лебедки.Для быстроты размотки трос наматывать на кенгутин,на нем приварить крюки на максимальную ширину,на барабане держать 5-6 витков.Тросоукладчик,в случае поломки,полностью обездвиживает лебедку.
Как вариант еще можно использовать принцип якорных шпилей,но в этом случае штурману придется после закрепления ходового конца бежать обратно к машине и придерживать сматываемый конец,тут уж тебе решать.В этом случае можно хоть 200 м целого конца иметь.

Читайте также: