Порвался холст как отремонтировать

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Запомните, холст должен быть эластичный, а не жесткий, но за это приходится справляться с возможным провисанием. К тому же не забывайте, что лен – натуральный материал и способен впитывать воду из воздуха, только в отличие от хлопка в кратно меньшей степени.

Более того, в определенной степени способность холста к растягиванию (провисанию) критически необходима красочному слою для его наиболее длительной жизни. Дело в том, что засохшие масляные и акриловые краски не являются абсолютно твердым и жестким веществом, как полагают многие. Полимеризованное масло и тем более акриловая дисперсия обладают определённым динамическим сжатием и расширением. Вот поэтому использование жестких твердых оснований (в том числе аппретированных тканей и классического холста из коротковолокнистого льняного очеса) кратно увеличивает появление трещин красочного слоя.

Таким образом, провисание холста считается не дефектом, а в определенной степени благом (естественно в разумных пределах и желательно незаметных для глаз). Задача художника в такой ситуации сводится только к одному: свести это провисание к минимуму.

Что нужно делать, чтобы минимизировать провисания холста?

3. Использовать только модульные подрамники с колышками.

4. Если работа провисла уже на стадии нанесения имприматуры или первых слоев, или после ее написания, холст обязательно нужно ПЕРЕТЯНУТЬ.

5. Если работа провисла повторно по наступлению лета или отопительного сезона, ее необходимо подтянуть колышками на подрамнике (без повторной перетяжки). Все, работа больше существенно не провиснет.

Однако если вы любитель добавиться 100% влажности воздуха в помещении (например, проветривать в дождь, злоупотреблять кондиционером), равно как добиваться падения влажности воздуха меньше 20% (например, пересушивать его с помощью обогревателя) холст будет провисать в той или иной степени ВСЕГДА. Но это провисание будет иметь временный обратимый характер и холст будет выпрямляться сам, если вы не допустили ошибки, указанные выше.

Комментарии

Андрей Миронов :

Максим, заметил, что холсты провисают обычно по осени и зиме, а вот ближе к лету они сами выправляются обратно. Так зачем их натягивать летом?

Михаил Леонидов :

Так вот поэтому холст и надо подтянуть летом, чтобы последующей осенью он снова не провис. То есть натягивают холст тогда, когда он максимально стянут.

Эдуард Абжинов :

Никогда такой проблемы (провисания) не было. Что я делаю не так?

Валентин Коротков :

Возможно у вас техника живописи такая. Знаю многих художников, у которых холст провисает и такое же количество – у которых нет. Причем пользуемся все одинаковыми холстами. Мистика.

Не мистика, а разные условия влажности.

И все же проблема есть, провисают. Если у Вас не провисают, радуйтесь.

Александр Стародубов :

Не знаю как у всех, но у меня впервые провис холст только спустя лет 10 после начала активной живописи. Именно провис, т.е. сильно и заметно стал болтаться. Это была достаточно большая работа (метр на полтора) на обычном российском холсте из магазина. Грунт был акриловый, а не эмульсионный.
Что я сделал. Я не порол горячку и подождал несколько месяцев. Холст много сам подтянулся, но не до конца. Только тогда я потянул его колышками, перетягивать не стал. Этого оказалось достаточно.
Со временем я усвоил, что холсты провисают ВСЕ. Очень много общался эту тему с разными экспертами и полностью успокоился. Обратите внимание на те же самые музеи? Там все холсты на обратной стороны без натяжки болтаются. Это нормально и каком-то смысле даже правильно, поскольку холст тем самым компенсирует нарушения влажности воздуха.

Замечено, чем плотнее льняной холст тем, он меньше провисает. Советую брать холсты плотностью выше.

Михаил Леонидов :

Да, это так. Провисание более плотных полотен менее выражено.

Рамиль Гаппасов :

Согласен, после того как я перешел на крупнозернистые холст, провисаний больше не заметил.

Сергей Демиденко :

Одно время я отказался от использования итальянских холстов как раз из-за их провисания. Помню Караваджо сильно провисал. Я даже вернулся в нашим подольским холстам, но долго на них не продержался. Писать академические портреты и пейзажи на узелковых жилистых тряпке, где все проступает оказалось свыше моих сил.
Вернулся к Италии и стал просто перетягивать. Со временем привык. Просто научился хорошо натягивать и использую обязательно модульные подрамники. Заказчикам говорю, что в случае провисания можете подбить самим колышки. Люди относятся к этому с пониманием и никогда проблем не возникало.

Наши холсты с акриловой грунтовкой тоже провисают, причём даже больше.

Вячеслав Курсеев :

Не сойдет, можете не беспокоится. От провисания холста красочный слой не сходит. Краска сходит с хрупкого грунта.

Степан Нестерчук :

Как всегда человек спутал кислое с мягким. Там речь шла про китайский холст. Все китайские холсты изначально сделаны с добавление хлопка, который сам по себе сильно провисает. Плюс в китайцы используют акриловую грунтовку (похожую по своей пластичности с европейской). В результате пластичность + пластичность = сверхпластичность. Вот китайские холсты и гуляли как паруса во время шторма. Европейские холсты провисают куда менее выражено, чем китайские. Я бы даже сказал так: китайский холст провисает всегда и сильно, европейский иногда и не так сильно. Проверено многолетней практикой и собственными набитыми шишками.

Рамиль Гаппасов :

Эта байка уже не актуальна. Вы бы еще Киплика вспомнили с его проклейкой.

Вячеслав Курсеев :

Напротив еще как актуальна. Ей старожилы до сих пор пугают. Это их единственный защитный аргумент в пользу отечественного производителя (холста)!

Спасибо, что написал все это, Максим. Теперь я спокоен.

Можно ли писать на ненатянутом холсте? Я видела Ваш комментарий, что лучше (разумеется!) сначала натянуть, но хотелось бы узнать насколько это критично. Бывают случаи когда в поездку чрезвычайно сложно тащить холсты на подрамниках. Если все-таки допустимо писать на ненатянутом, то через сколько времени лучше натянуть? Логика мне подсказывает, что пока масло не высохло окончательно, так ли это?

Ну и второй мучающий меня вопрос про синтетику в холстах. Насколько допустимо писать на таком холсте.

Михаил Леонидов :

Извините, Михаил, давно читаю Ваш блог, но сейчас категорически с Вами не согласен! Я не согласен с посылом в данной статье и постановкой проблематики.

Живописью занимаюсь 30 лет и параллельно подрабатываю багетным мастером. Поверьте мне, я натягивал разные холсты. Бельгия, Италия, Россия, Китай… в мой руках побывал даже южноафриканский и индийский лен!
Вывод такой: хлопок провисает (со временем) всегда, лен – только от качества первичной натяжки. Все разговоры о провисании льна – это, увы, разговоры о некомпетентности и непрофессионализме художников или тех, кто не разбирается в характеристиках льна и, как следствие, не умеет их правильно натягивать!

Он у вас провисает только потому, уважаемый художник, что вы не умеете его грамотно натягивать!

Так что еще раз извините, Михаил, но данной статье вы лишь подыграли криворуким художникам. Импортный лен при грамотной натяжке не провисает вообще. И, кстати, все разговоры что в музеях картины болтаются тоже глупость. Они болтаются потому, что их многократно снимали с подрамника, а повторно сильно натягивать музейные работы нельзя.

Михаил Леонидов :

Я отчасти с вами соглашусь, но только отчасти, постольку провисание ткани (любой) от избытка влажности объективно существует, но как правило не так заметно на глаз.
Но главное все же то, что провисание холста не так критично для сохранности красочного слоя и вполне может быть устранимо, в отличии от того же растрескивания грунта, которое считается уже критическим недостатком холста.

Да, немного странно, у меня холст не провисает, пишу на европейских холстах с европейским грунтом, причем сама грунтую. Единственное, что может кто подскажет, а можно ли нашей стране где-то найти хороший европейский холст именно с масляным грунтом oil primed. Я уже утомилась сама грунтовать и сейчас больше нет в магазинах проклейки.

Валентин Коротков :

У меня тоже никогда ничего не провисало, а вот наш подольский холст напротив провисал и иногда сильно.

Андрей Миронов :

Скажите пожалуйста, провисание на хлопок и лен одинокого действует?

Михаил Леонидов :

Не совсем понял вопрос, поэтому отвечу как могу. Лен и хлопок провисают по-разному. Лен способен отыграть обратно, поскольку его структура более гибкая. Длинноволокнистый лен боле гибкий и больше способен отыгрывать обратно, коротковолокнистый лен меньше, поскольку его структура более грубая. Хлопок же при провисании отыгрывает намного меньше (со временем эффект только накапливается), поскольку влажность существенно разрушает хлопок.

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.

Если вы художник, представьте, что вы купили в магазине холст. Или сами натянули. И вдруг замечаете, что холст натянут не ровно, как кожа на барабане, а как бы "провисает". Еще хуже, когда это не просто холст, а уже готовая картина.

Такое поведение холста абсолютно нормально, провисание полотна может произойти в следствии смены влажности или температуры.

Что же делать? Проблему провисшего холста можно решить несколькими способами:

✅ Большинство покупных холстов натянуты на разборные подрамники, поэтому в комплекте идет пакетик с деревянными клиньями, которые помогают варьировать натяжение холста.

Поверните холст тыльной стороной к себе, вставьте клинья в пазы подрамника, и если нужно, подбейте их. Только не стучите сильно молотком — лучше подставьте к клинышку деревянный брусок, и аккуратно подбейте через него. Не натягивайте холст слишком сильно — это может его повредить.

✅ Если подрамник неразборный, можно слегка увлажнить холст с обратной незагрунтованной стороны. Ключевое слово "слегка" - наливать в подрамник воду из-под крана щедрой струей явно не стоит:)

Рискую своей картиной:)

🚫 Не забывайте, что исправляя провисание таким способом, вы рискуете картиной — живописный слой может растрескаться и осыпаться. Поэтому если можете подтянуть холст с помощью клиньев, обязательно используйте именно эту возможность!

✅ Ну а чтобы предотвратить провисание готовой работы, пишите на качественных холстах.

Выбирайте холсты на модульном подрамнике, с шириной планки подрамника не меньше 4 см. Смотрите, чтобы грунт был наложен равномерно, без пропусков или комков. Лучше всего писать на льняном или хлопчатобумажном холсте, покрытом акриловым грунтом.

А еще вы коллекционер, старайтесь сильно не менять температурный режим в комнатах, где находятся картины.

1. Подтяжка холста на модульном (разборном) подрамнике клиньями.

Способ хороший, но еще раз уточню, при акриловой заливке мы имеем дело с большим количеством краски и этот способ не всегда эффективен на 100% для флюид арт.
Если мы имеем совсем дешевый или самодельный холст на подрамнике, то такой опции там вообще может быть не предусмотрено.



2. Улучшаем натяжку смачиванием.

Я читала рекомендации некоторых художников, что для улучшения натяжки нужно смочить холст на подрамнике с обоих сторон водой, сам подрамник и высушить. То ли холст у меня не правильный, то ли грунт, то ли дерево подрамника. Но этот метод у меня не сработал от слова совсем.

3. Самый эффективный способ. Вкладыш!

Вкладыш вставляется с обратной стороны холста между брусками подрамника.
Вкладыш из плотного тонкого картона. Нам нужно установить лист картона так, что бы с двух противоположных сторон он зашел между холстом и подрамником. Я приведу на примере холста 30 х 30. Внутренняя ширина и длина между реками подрамника у меня получилась 25 на 25 см. Соответственно нам нужен кусок картона шириной 25 см или чуть меньше и длиной 26-27 см. Вкладываем картон с внутренней стороны, длинной частью заводим его между холстом и подрамником до упора. Когда картон полностью лег на холст - выдвигаем его немного в противоположную сторону. Так, что бы два противоположных конца картона оказались между холстом и подрамником и наш вкладыш не выпадал. В итоге мы получаем идеальную, не провисающую поверхность с применением подручных материалов. Минус состоит в том, что если ширина картона большая - то у нас получится ступень по краям на лицевой стороне холста.
Обязательно отрежьте уголок у картона перед вставкой, иначе извлечь его обратно будет крайне затруднительно.
В картоне вырезан верхний левый угол для удобства вынимания

Пальцем поддеваем за вырез в картоне и вынимаем его.

Вкладыш из пенопласта или пенополистирола. И то и другое можно купить в строительном магазине в отделе утеплителей и теплоизоляции.
Пенопласт дешевле. Лист 60 х 100 см и высотой 3 см стоит порядка 30 рублей. Режем его канцелярским ножом. Для меня это оказался менее удобный материал из-за его хрупкости и обилия мусора.

Пенополистирол (Пеноплекс и подобные). Нам нужен лист высотой 2-3 см. При размере 50 х 110 см стоит около 70-100 рублей. Резка так же осуществляется канцелярским ножом. Делать это достаточно удобно и легко.

Итак, для моего холста 30 х 30 нужен кусок утеплителя шириной 25 см или меньше и длиной ровно 25 см. Наш кусок пенополистирола (пенопласта) должен встать в распор между рейками подрамника. Вдавите его максимально внутрь, а потом на ровной поверхности обожмите лицевую сторону холста так, что бы наш вкладыш не выпирал и не образовывал выпуклостей на холсте. Если Вы не угадали с размерами и вкладыш оказался меньшего размера, не фиксируется в подрамнике - подоткните его подручными материалами. Кусочками картона, деревянными клиньями от подрамника. Да чем угодно.
Вкладыши из картона, пенопласта и пенполистирола многоразовые. Так что сильно разоряться не придется.

Вкладыш плотно установлен с обратной стороны подрамника.

Надеюсь Вам очень поможет моя статья. На авторство методов не претендую. Так получилось, что идею со вкладышем я придумала сама и только спустя время поняла, что методика уже не уникальна.
Желаю Вам волшебных результатов и захватывающего творческого процесса.

Очень популярная техника, дающая очень красивые результаты. Обычно предусматривает образование ячеек.

Запомните, холст должен быть эластичный, а не жесткий, но за это приходится справляться с возможным провисанием. К тому же не забывайте, что лен – натуральный материал и способен впитывать воду из воздуха, только в отличие от хлопка в кратно меньшей степени.

Более того, в определенной степени способность холста к растягиванию (провисанию) критически необходима красочному слою для его наиболее длительной жизни. Дело в том, что засохшие масляные и акриловые краски не являются абсолютно твердым и жестким веществом, как полагают многие. Полимеризованное масло и тем более акриловая дисперсия обладают определённым динамическим сжатием и расширением. Вот поэтому использование жестких твердых оснований (в том числе аппретированных тканей и классического холста из коротковолокнистого льняного очеса) кратно увеличивает появление трещин красочного слоя.

Таким образом, провисание холста считается не дефектом, а в определенной степени благом (естественно в разумных пределах и желательно незаметных для глаз). Задача художника в такой ситуации сводится только к одному: свести это провисание к минимуму.

Что нужно делать, чтобы минимизировать провисания холста?

3. Использовать только модульные подрамники с колышками.

4. Если работа провисла уже на стадии нанесения имприматуры или первых слоев, или после ее написания, холст обязательно нужно ПЕРЕТЯНУТЬ.

5. Если работа провисла повторно по наступлению лета или отопительного сезона, ее необходимо подтянуть колышками на подрамнике (без повторной перетяжки). Все, работа больше существенно не провиснет.

Однако если вы любитель добавиться 100% влажности воздуха в помещении (например, проветривать в дождь, злоупотреблять кондиционером), равно как добиваться падения влажности воздуха меньше 20% (например, пересушивать его с помощью обогревателя) холст будет провисать в той или иной степени ВСЕГДА. Но это провисание будет иметь временный обратимый характер и холст будет выпрямляться сам, если вы не допустили ошибки, указанные выше.

Комментарии

Андрей Миронов :

Максим, заметил, что холсты провисают обычно по осени и зиме, а вот ближе к лету они сами выправляются обратно. Так зачем их натягивать летом?

Михаил Леонидов :

Так вот поэтому холст и надо подтянуть летом, чтобы последующей осенью он снова не провис. То есть натягивают холст тогда, когда он максимально стянут.

Эдуард Абжинов :

Никогда такой проблемы (провисания) не было. Что я делаю не так?

Валентин Коротков :

Возможно у вас техника живописи такая. Знаю многих художников, у которых холст провисает и такое же количество – у которых нет. Причем пользуемся все одинаковыми холстами. Мистика.

Не мистика, а разные условия влажности.

И все же проблема есть, провисают. Если у Вас не провисают, радуйтесь.

Александр Стародубов :

Не знаю как у всех, но у меня впервые провис холст только спустя лет 10 после начала активной живописи. Именно провис, т.е. сильно и заметно стал болтаться. Это была достаточно большая работа (метр на полтора) на обычном российском холсте из магазина. Грунт был акриловый, а не эмульсионный.
Что я сделал. Я не порол горячку и подождал несколько месяцев. Холст много сам подтянулся, но не до конца. Только тогда я потянул его колышками, перетягивать не стал. Этого оказалось достаточно.
Со временем я усвоил, что холсты провисают ВСЕ. Очень много общался эту тему с разными экспертами и полностью успокоился. Обратите внимание на те же самые музеи? Там все холсты на обратной стороны без натяжки болтаются. Это нормально и каком-то смысле даже правильно, поскольку холст тем самым компенсирует нарушения влажности воздуха.

Замечено, чем плотнее льняной холст тем, он меньше провисает. Советую брать холсты плотностью выше.

Михаил Леонидов :

Да, это так. Провисание более плотных полотен менее выражено.

Рамиль Гаппасов :

Согласен, после того как я перешел на крупнозернистые холст, провисаний больше не заметил.

Сергей Демиденко :

Одно время я отказался от использования итальянских холстов как раз из-за их провисания. Помню Караваджо сильно провисал. Я даже вернулся в нашим подольским холстам, но долго на них не продержался. Писать академические портреты и пейзажи на узелковых жилистых тряпке, где все проступает оказалось свыше моих сил.
Вернулся к Италии и стал просто перетягивать. Со временем привык. Просто научился хорошо натягивать и использую обязательно модульные подрамники. Заказчикам говорю, что в случае провисания можете подбить самим колышки. Люди относятся к этому с пониманием и никогда проблем не возникало.

Наши холсты с акриловой грунтовкой тоже провисают, причём даже больше.

Вячеслав Курсеев :

Не сойдет, можете не беспокоится. От провисания холста красочный слой не сходит. Краска сходит с хрупкого грунта.

Степан Нестерчук :

Как всегда человек спутал кислое с мягким. Там речь шла про китайский холст. Все китайские холсты изначально сделаны с добавление хлопка, который сам по себе сильно провисает. Плюс в китайцы используют акриловую грунтовку (похожую по своей пластичности с европейской). В результате пластичность + пластичность = сверхпластичность. Вот китайские холсты и гуляли как паруса во время шторма. Европейские холсты провисают куда менее выражено, чем китайские. Я бы даже сказал так: китайский холст провисает всегда и сильно, европейский иногда и не так сильно. Проверено многолетней практикой и собственными набитыми шишками.

Рамиль Гаппасов :

Эта байка уже не актуальна. Вы бы еще Киплика вспомнили с его проклейкой.

Вячеслав Курсеев :

Напротив еще как актуальна. Ей старожилы до сих пор пугают. Это их единственный защитный аргумент в пользу отечественного производителя (холста)!

Спасибо, что написал все это, Максим. Теперь я спокоен.

Можно ли писать на ненатянутом холсте? Я видела Ваш комментарий, что лучше (разумеется!) сначала натянуть, но хотелось бы узнать насколько это критично. Бывают случаи когда в поездку чрезвычайно сложно тащить холсты на подрамниках. Если все-таки допустимо писать на ненатянутом, то через сколько времени лучше натянуть? Логика мне подсказывает, что пока масло не высохло окончательно, так ли это?

Ну и второй мучающий меня вопрос про синтетику в холстах. Насколько допустимо писать на таком холсте.

Михаил Леонидов :

Извините, Михаил, давно читаю Ваш блог, но сейчас категорически с Вами не согласен! Я не согласен с посылом в данной статье и постановкой проблематики.

Живописью занимаюсь 30 лет и параллельно подрабатываю багетным мастером. Поверьте мне, я натягивал разные холсты. Бельгия, Италия, Россия, Китай… в мой руках побывал даже южноафриканский и индийский лен!
Вывод такой: хлопок провисает (со временем) всегда, лен – только от качества первичной натяжки. Все разговоры о провисании льна – это, увы, разговоры о некомпетентности и непрофессионализме художников или тех, кто не разбирается в характеристиках льна и, как следствие, не умеет их правильно натягивать!

Он у вас провисает только потому, уважаемый художник, что вы не умеете его грамотно натягивать!

Так что еще раз извините, Михаил, но данной статье вы лишь подыграли криворуким художникам. Импортный лен при грамотной натяжке не провисает вообще. И, кстати, все разговоры что в музеях картины болтаются тоже глупость. Они болтаются потому, что их многократно снимали с подрамника, а повторно сильно натягивать музейные работы нельзя.

Михаил Леонидов :

Я отчасти с вами соглашусь, но только отчасти, постольку провисание ткани (любой) от избытка влажности объективно существует, но как правило не так заметно на глаз.
Но главное все же то, что провисание холста не так критично для сохранности красочного слоя и вполне может быть устранимо, в отличии от того же растрескивания грунта, которое считается уже критическим недостатком холста.

Да, немного странно, у меня холст не провисает, пишу на европейских холстах с европейским грунтом, причем сама грунтую. Единственное, что может кто подскажет, а можно ли нашей стране где-то найти хороший европейский холст именно с масляным грунтом oil primed. Я уже утомилась сама грунтовать и сейчас больше нет в магазинах проклейки.

Валентин Коротков :

У меня тоже никогда ничего не провисало, а вот наш подольский холст напротив провисал и иногда сильно.

Андрей Миронов :

Скажите пожалуйста, провисание на хлопок и лен одинокого действует?

Михаил Леонидов :

Не совсем понял вопрос, поэтому отвечу как могу. Лен и хлопок провисают по-разному. Лен способен отыграть обратно, поскольку его структура более гибкая. Длинноволокнистый лен боле гибкий и больше способен отыгрывать обратно, коротковолокнистый лен меньше, поскольку его структура более грубая. Хлопок же при провисании отыгрывает намного меньше (со временем эффект только накапливается), поскольку влажность существенно разрушает хлопок.

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.

Читайте также: