Помпа на лодочный мотор своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Основным компонентом системы охлаждения лодочного мотора является крыльчатка и её периодически приходится менять по причине обычного износа, неправильного зимнего хранения, некачественного материала, из которого её изготовили или, как иногда бывает с малоизвестными китайскими моторами, которые заводятся в обратную сторону и заворачивают крыльчатку в обратную сторону из-за чего её лопасти ломаются, ну и бывает, что лопается стопор чашки помпы. И сегодня для вас подробный разбор процесса ремонта системы охлаждения лодочных моторов.

Для начала рекомендуем повесить мотор на импровизированный транец или что-то вертикальное, что его заменит. Без этого заниматься разборкой и ремонтом будет неудобно.

На маломощных ПЛМ надо открыть резиновую заглушку на “ноге”, под которой есть болт, фиксирующий тяги переключения передач. Откручивать полностью его не нужно, просто ослабьте на пару оборотов. У моторов мощностью 9,9 л.с. эта тяга находится снаружи и в этом случае винты стяжки нужно откручивать полностью.

У старых моделей лодочных моторов Tohatsu тяга передач соединяется с рычагом под блоком цилиндров, где-то в районе поддона. Фиксируется соединение пластинкой. В этом случае пластинку нужно откинуть с помощью отвертки вверх по оси.

Ослабляем хомут тяги переключения передач (для облегчения процесса можно включить заднюю передачу), откручиваем болты, которыми крепится редуктор. В зависимости от модели мотора, таких болтов может быть два или четыре.

Теперь можно вытащить “сапог” из “ноги”.

Если вы ремонтируете систему охлаждения старого лодочного мотора или (не дай бог) какой то неизвестной китайской мануфактуры, смотрите, чтобы трубка охлаждения не выдернулась вместе с сапогом и не увлекла за собой прорезиненный держатель, который в свою очередь сидит в пазу канавки охлаждения уже в блоке цилиндров. Происходит это по причине смывания смазки в районе контактов с резиновым уплотнение помпы. То место, где трубка контактирует с помпой предварительно рекомендуется обработать силиконовым спреем.

Сапог резко не дергаем, а нежно вытаскиваем, как с ноги любимой женщины.

Снимаем

Аккуратно снимаем “сапог”

Если вы все таки выдернули трубку охлаждения вместе с сапогом, то после ремонта самой системы охлаждения вам придется снимать блок цилиндров и вставлять держатель на свое место.

После снятия сапога нам понадобится нечто подобное (см. фото). С помощью такого приспособления нам нужно, чтобы сапог держался на антикавитационной плите и не выскальзывал. Если такой штуки у вас нет, то можно взять толстую фанеру и в ней уже сделать вырез в форме створа сапога.

Приспособление для удержания

Держатель “сапога”

Перед собой мы видим помпу (водяной насос), которую держат четыре болта. Откручиваем их и поднимаем её наверх. Патрубок помпы скорее всего будет уже без смазки и чтобы вытащить его воспользуемся отверткой.

Помпа системы охлаждения ПЛМ Откручиваем болты

После снятия водяного насоса уже можно оценить состояние собственно крыльчатки. Вертикальный вал, на котором сидит крыльчатка, всегда вращается по часовой стрелке, т.о. лопасти крыльчатки будут загнуты в другую сторону.

Крыльчатка поднимается наверх по валу, зачастую вместе с корпусом помпы. Не потеряйте стопорную шпонку, которая находится между крыльчаткой и валом.

Поднимаем крышку помпы

Поднимаем крышку вместе с крыльчаткой

У нашего мотора крыльчатка еще в хорошем состоянии. Лопасти все на месте, есть потертости, разрывов нет. Но раз разобрали, то меняем её.

Старая и новая крыльчатки системы охлаждения

Старая и новая крыльчатки

Перед установкой новой крыльчатки вал нужно очистить, стереть с него нагар и нанести смазку тонким слоем. Далее надеваем шпонку, на неё саму крыльчатку, так, чтобы шпонка попала в свой паз.

Некоторые китайское производители часто не заморачиваются с точным подбором крыльчатки под диаметр вала и на заводе её просто забивают на вал молотком. Вам так делать не советуем, воспользуйтесь лучше напильником или наждачкой, сберегете сальники и шестерни.

Новая крыльчатка на своем месте

Новая крыльчатка на своем месте

После установки крыльчатки, надеваем на вал корпус помпы. Внутреннюю часть корпуса лучше предварительно немного смазать, чтобы первые обороты не повредили лопасти. Прокладки конечно лучше все поставить новые. Надевая и надавливая корпус помпы на саму крыльчатку нужно вращать рукой вал по часовой стрелке (делать это нужно на нейтральной передаче), не забывая при этом совместить патрубок системы охлаждения с уплотнение на корпусе. Такое вращение вала необходимо, чтобы лопасти крыльчатки загнулись в нужную сторону и приняли свое рабочее положение.

Если захотите проверить свою работу и работу новой системы охлаждения до установки сапога, то зажмите в шуруповерт или дрель вал, опустите редуктор под воду, чтобы отверстия водозабора были под водой и прокрутите вал (главное ПО часовой стрелке). При вращении вала из уплотнения вертикальной трубки пойдет вода.

После установки корпуса помпы, смазываем смазкой болты и равномерно, постепенно затягиваем их. Чрезмерных усилий применять не нужно, чтобы не сорвать резьбу. Перед установкой сапога на место смазываем шлицы вала и уплотнение вертикальной трубки системы охлаждения вашего лодочного мотора. Вставляя сапог на месте вам понадобиться одновременно совместить трубку охлаждения, шток переключения передач и вал. Приготовьте заранее фонарик, он вам пригодится.

Крыльчатка системы охлаждения

Правильно работающая система охлаждения – важнейшее условие длительной и бесперебойной работы подвесного двигателя. Если Вам показалось,что возникла проблема с охлаждением двигателя (например отсутствует контрольная струя воды) - необходимо немедленно остановить мотор для выяснения причины.

Часто проблема возникает либо в связи с износом или повреждением крыльчатки водяной помпы, или засорением каналов охлаждения.

Продавцы крыльчаток охлаждения утверждают, что замену крыльчатки следует производить каждый раз, когда снимается редуктор. Никогда не допускайте повторного использования изношенной крыльчатки!

Продавцы редукторов утверждают, что редуктор меняется каждый раз, когда.

В свободной стране каждый решает для себя самостоятельно как часто менять крыльчатку системы охлаждения и редуктор, руководствуясь нижеизложенным описанием и понимая принцип работы системы охлаждения на лодочном моторе.

При отсутствии воды в контрольке не спешите паниковать и снимать редуктор для замены крыльчатки – попробуйте прочистить контрольку проволочкой. Все же контролька прежде всего для контроля работы системы охлаждения, и отсутствие воды в ней ни как не влияет на работу системы охлаждения.
За счет меньшего диаметра отверстия контролька часто забивается забортным мусором.

Схема устройства охлаждения лодочного мотора

Система охлаждения подвесного мотора

Система охлаждения подвесного лодочного мотора как правило - проточная водяная. Состоит из заборника, насоса и трубопроводов (см схему-рисунок).

В одноцилиндровых моторах охлаждающая вода может подаваться из-за борта напором потока, который отбрасывается гребным винтом и улавливается специальным водозаборным носком, имеющимся на корпусе редуктора.

В моторах большей мощности охлаждающая вода подается насосом, в качестве которого используют преимущественно помпу коловратного типа. Посредством шпонки она устанавливается на вертикальном вале.

Отсутствие охлаждения у лодочного мотора сразу обнаружить удается далеко не всегда.
Первым признаком перегрева двигателя будет постепенное уменьшение числа оборотов. При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.

У моторов, остановленных на этой стадии перегрева двигателя, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.

На самом деле все устроено гораздо сложнее и технологичнее, нежели на показанной выше условной схеме. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на схему охлаждения лодочного мотора Mercury F30/F60

Использование автоматической помпы сильно упрощает жизнь водномоторника. Но вот вопрос: можно ли из обычной помпы сделать автоматическую и каким образом её подключить?

Для ответа на первый вопрос давайте рассмотрим их устройство. Условно автоматические помпы можно разделить на два вида:

– С датчиком уровня воды;

– С датчиком электрического тока.

Первые начинают откачивать воду из трюма в тот момент, когда срабатывает специальный поплавковый датчик. Датчик может быть как простой механический, так и электронный – на более дорогих моделях. Особенность работы поплавкового выключателя заключается в том, что срабатывает он при уровне воды около 5-6 см относительно плоскости установки, а выключается – при уровне 3-4 см. Эта разница уровней при включении и отключении создана специально для того, чтобы вода, находящаяся в шлангах осушительной системы, после попадания обратно в трюм заново не включила помпу – этот процесс продолжался бы до полной посадки АКБ.

Помпы второго типа автоматически включаются через равные промежутки времени, например, через минуту. Если воды в трюме нет, то помпе легко крутиться и ток в электрической цепи идёт совсем небольшой, а если вода присутствует, – то помпа сразу начинает потреблять гораздо больший ток. Электрическая схема внутри помпы отслеживает потребляемый ток: если он низкий, помпа сразу же отключается, если высокий – остается включенной до полной откачки воды.

Что касается подключения, то для обычной автоматической помпы вам понадобится поплавковый датчик. При установке обязательно помните – его нельзя устанавливать ниже помпы: этим вы можете загубить последнюю.

Второй важный момент заключается в том, что помпу нужно подключать в обход ключа массы, чтобы она могла работать во время длительных стоянок. Но важно помнить, что в электрической цепи обязательно должен стоять предохранитель. Предохранитель можно подобрать, исходя из мощности помпы. Для небольших помп мощностью до 1000 GPH (70-75 л/мин) обычно подходит предохранитель номиналом 5А.

Для подключения удобно использовать специальную панель с трёхпозиционным переключателем, индикацией включенного режима и встроенным предохранителем. Трёхпозиционный переключатель необходим для того, чтобы вы могли менять автоматический режим работы помпы на ручной или совсем выключить её. Как вариант, можно использовать подходящий трёхпозиционный тумблер типа ON-OFF-ON или ON-OFF-(ON).

Рассмотрим первый вариант подключения обычной помпы с использованием поплавкового выключателя.

  1. Аккумуляторная батарея
  2. Трехпозиционный выключатель или тумблер с фиксацией
  3. Предохранитель
  4. Помпа
  5. Поплавковый выключатель
  6. Двухпозиционный выключатель или тумблер с фиксацией

Второй вариант по проще, он поможет вам подключить помпу ТОЛЬКО в автоматическом режиме

Третий вариант для тех кто приобрел или решил приобрести автоматическую помпу со встроенным датчиком. Цвета проводов могут отличаться, уточняйте этот момент в инструкции к помпе.

Мотопомпа для перекачки воды, сделанная своими руками: подробные фото пошагового изготовления самодельной водяной помпы с описанием.

Помпу с бензиновым мотором можно использовать для перекачки воды, там, где нет возможности использовать электронасос.

Автор изготовил самодельный водяной насос с бензиновым мотором, предлагаем посмотреть пошаговые фото изготовления самоделки.

Материалы:

  • — двигатель от бензопилы или аналогичный;
  • — стальная пластина;
  • — стальной прут;
  • — заглушка для трубы на 90 (ПВХ);
  • — переходник 90 Х 34 (ПВХ);
  • — уголок и кусок трубы (ПВХ);
  • — штуцер под шланг (на помпу);
  • — подшипник;
  • — суперклей;
  • — эпоксидная смола;
  • — медная втулка;
  • — кусок шланга (для муфты);
  • — винты.

Автор использовал двигатель от бензопилы.

Самодельная мотопомпа для воды

Из ПВХ переходника и труб, сделал корпус для помпы.



Самодельная мотопомпа


водяной насос из бензопилы

Теперь нужно изготовить металлическую крыльчатку для помпы.




самодельная помпа для воды









делаем крыльчатку для помпы









В корпусе помпы нужно сделать входной и выходящий патрубки для воды.

самодельный насос для воды


мотопомпа самоделка

насос для воды своими руками





помпа с бензиновым мотором самодельная



бензиновая помпа самоделка


Ось крыльчатки соединяем с осью двигателя куском шланга и хомутами.


самодельный насос для воды


Крепим топливный бак.


мотопомпа

Перед запуском нужно налить немного воды в помпу.

насос для воды самодельный


Самодельная помпа успешно перекачивает воду, можно к выходному патрубку подсоединить шланг и организовать полив садового участка.

мотопомпа сделанная своими руками

Видео автора: самодельная помпа для воды.

Читайте также: