Колюка своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Тили́нка (укр. теленка, тилинка, молд. и рум. тилинкэ, tilincă) — украинский, молдавский и румынский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью обертоновой флейтой (открытая трубка без игровых отверстий). Распространён в деревенском быту. Высота звука зависит от силы дыхания, а также от того, закрыт или открыт нижний конец трубки. Средняя длина тилинки — 35—40 см, но может достигать и 60 см в длину.

Концовка (словацк. koncovka) — словацкий народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью обертоновой флейтой, не имеющий игровых отверстий. Длина трубки может достигать до 900 мм, а диаметр отверстия варьируется в пределах — 13—30 мм. Изготавливается флейта в основном из орешника. Играют на ней обычно только пастухи.

Литература

Фамилия Колюка в архивных записях

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Анастасия (20%)
  • Александра (13%)
  • Елена (13%)
  • Нина (13%)
  • Яна (7%)
  • Виктория (7%)

В связи с более чистым и ясным звучанием, в большей степени делали колючие калюки, которые изготавливали из высушенных стеблей татарника колючего (растение из семейства сложноцветных). В меньшей степени (по частоте применения) изготавливали лужные флейты из высушенных и открытых с обоих концов стеблей пустотелых различных зонтичных травянистых растений, таких как, например: дудник, пустырник, борщевик и т. д., а также из стеблей тыквы. Изготавливали флейты из дерева, но для того, чтобы изготовить полый цилиндр из дерева, нужно было иметь определенные навыки, а также специальное оборудование. Также делали калюки из лыка. Изготовление лыковых калюк также являлось довольно таки сложным делом. Чтобы сделать лыковую дудку, нужно было лыко накрутить широкой полосой на кончик пальца так, чтобы потом не превысить допустимую конусность её канала.

Обертоновая флейта считалась сезонным музыкальным инструментом, поэтому для её изготовления было принято использовать прежде всего свежесрезанные стебли растений. Дудками, которые были сделаны из малослужащих материалов, не дорожили — такие инструменты после игры выбрасывали.

При изготовлении калюки нужно соблюдать определённый ряд правил. Срезанный стебель тщательно очищается от листьев и шипов (у татарника), прокалываются внутренние перепонки, тщательно следя, чтобы стенки ствола не пропускали воздух. Все мелкие дырочки и щели потом заделывают хлебным мякишем или воском. Если делают калюку из различных зонтичных растений, например из борщевика, то прокалывать внутренние перепонки не нужно, по-скольку стебли таких растений полые. Самая прочная нижняя часть стебля считается верхом калюки. Также, для верхней части музыкального инструмента используется чуть-чуть утолщенная нижняя часть стебля, на которой собственно и выделывается дульце (свисток). Нижним концом калюки становиться верхняя часть стебля, на которой располагается выходное отверстие её канала. Срез для выходного отверстия делается строго поперечным, а срез для дульца под углом в 45 градусов. На получившемся у дульца выступе с внешней стороны стебля вырезается свистковая прорезь (или окошечко). От правильного расположения места прорези свистка зависит качество звучания музыкального инструмента. Порой, получившийся звук может получиться тихим (или недостаточно громким), с шипящим призвуком. В этом случае необходимо увеличить прорезь свистка до размера, при котором получается более чистый звук. Делается данный музыкальный инструмент без раструбов. В некоторых калюках делаются игровые отверстия в стволе, но в малом количестве — от двух до четырёх.

Очень важно, чтобы люди, на которых единица оказывает свое воздействие, всегда помнили, ради чего они работают. Как правило, это нетрудно

Чтобы удержать планку им приходится порой быть на пределе своих возможностей. Они не могут расслабиться ни в окружении семьи, ни на отдыхе. А это чревато нервными срывами, проблемами со здоровьем и трудностями в общении с близким людьми.

Чтобы жизнь не стала гонкой с препятствиями таким людям обязательно нужно научится слышать других

Обращать внимание на их нужды, желания, учиться верить не только себе, но и другим. Лишь так они смогут обрести покой и радоваться, когда поставленная цель будет достигнута

Люди, относящиеся к категории тех, чьим числом душевных стремлений является семерка – истинные жизнелюбы. С самого детства и до преклонного возраста они полны сил для постижения процессов, закономерностей и тайн, которые вызывают у них невероятный интерес. Используя все возможные способы, учась на собственных ошибках, но все же приобретая важные и желанные для них знания, они стремятся поделиться ими абсолютно безвозмездно.

Нередко их основным занятием становится наставническая деятельность, которой они посвящают максимум времени. Такие люди наделены необычайным чувством такта, позволяющим передавать свои знания и опыт, при этом, не навязывая другим собственную позицию и взгляд на вещи, как единственно правильный.

Конструкция

Калюка состоит из пустотелой цилиндрической трубки, в которой имеется верхнее отверстие для вдува и нижнее для выдува. Также для того, чтобы появлялся непосредственно сам звук флейты, в верхней части трубки проделывается дульце (свисток).



Конструкция калюки

Размер трубки музыкального инструмента может быть разным, в зависимости от роста и длины рук играющего на нём. Для детей это от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина трубки также подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на трубе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм.

Разновидности

Открытая дудка

Это вид открытой флейты со скошенным срезом головки (мундштуком), в выступающей (более длинной) части которой вырезано отверстие с острым краем (клином). При игре на ней язык выполняет роль недостающей части свистка — пыжа, вставки, образуя со стенкой дудки канал, по которому струя воздуха направляется на клин. Играют на такой дудке только мужчины. На одном из известных образцов дудки из Курской области в нижней части корпуса имеется пять звуковых отверстий, длина дудки 38 см, диаметр внутреннего канала 1 см. Делается из клёна или черёмухи, но встречаются и медные дудки.

Сопилка

Украинский музыкальный инструмент. Существует три вида сопилок:

  • Свистковая — с 5 (длина 20—30 см; распространена в Западной Украине) и 6 игровыми отверстиями (длина 30—40 см; на всей территории Украины).
  • Открытая — c 6 отверстиями, длина 26—36 см, распространена среди Гуцулов в Западной Украине.
  • Губнощелевая со свистковым вырезом без втулки — с 6 отверстиями (южные, степные районы).

Дудка-поршнёвка

Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движений поршня, которые определяют высоту звука (длина воздушного столба внутри ствола обратно пропорциональна высоте извлекаемого звука). Так, самый низкий звук образуется в максимально открытом положении поршня, самый высокий − в самом закрытом положении. Дудка-поршнёвка − слуховой инструмент без фиксированного строя. Игра на нём связана в первую очередь со слуховыми ощущениями исполнителя.

Дудка с тремя отверстиями

Распространённая в Западной Европе дудка. Музыкант одной рукой играет на дудке, другой — на барабане или на колокольчике.

Калюка

Основная статья: Калюка

Калю́ка (от колю́чий), также вы́гонка, колю́ка, оберто́новая фле́йта, травя́ная ду́дка — духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный из стебля татарника колючего или некоторых других растений.

Об использовании инструмента в русской традиционной культуре специалистам стало известно только в 1980 году, после чего он нашёл достаточно широкое применение в русских фольклорных ансамблях. В народной культуре считается исключительно мужским. Аналогичные калюке инструменты встречаются у многих народов мира.

Игра на калюке осуществляется путём открывания и закрывания пальцем нижнего отверстия трубки, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент. Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

Размер музыкального инструмента может быть разным, в зависимости от роста и длины рук играющего на нём. Для детей это от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина трубки также подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на трубе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм.

Дудка была открыта в 1980 году студентами Московской и Ленинградской консерватории в сёлах Большебыково и Подсереднее, расположенные на полпути от Белгорода до Воронежа.

Все Колюка

  • Колюка Авраам
  • Колюка Адам
  • Колюка Адриан
  • Колюка Александр
  • Колюка Алексей
  • Колюка Анатолий
  • Колюка Андрей
  • Колюка Антон
  • Колюка Аристарх
  • Колюка Аркадий
  • Колюка Арсений
  • Колюка Артем
  • Колюка Артемий
  • Колюка Архип
  • Колюка Афанасий
  • Колюка Богдан
  • Колюка Борис
  • Колюка Вадим
  • Колюка Валентин
  • Колюка Валерий
  • Колюка Василий
  • Колюка Вениамин
  • Колюка Викентий
  • Колюка Виктор
  • Колюка Вилли
  • Колюка Виссарион
  • Колюка Виталий
  • Колюка Владимир
  • Колюка Владислав
  • Колюка Всеволод
  • Колюка Вячеслав
  • Колюка Гавриил
  • Колюка Галактион
  • Колюка Геннадий
  • Колюка Георгий
  • Колюка Герасим
  • Колюка Герман
  • Колюка Глеб
  • Колюка Гордей
  • Колюка Григорий
  • Колюка Давид
  • Колюка Даниил
  • Колюка Денис
  • Колюка Дмитрий
  • Колюка Евгений
  • Колюка Евдоким
  • Колюка Емельян
  • Колюка Ефим
  • Колюка Захар
  • Колюка Зиновий
  • Колюка Иван
  • Колюка Игнатий
  • Колюка Игорь
  • Колюка Иларион
  • Колюка Илья
  • Колюка Иннокентий
  • Колюка Иосиф
  • Колюка Ираклий
  • Колюка Исаакий
  • Колюка Казимир
  • Колюка Карп
  • Колюка Кирилл
  • Колюка Клемент
  • Колюка Клим
  • Колюка Кондрат
  • Колюка Константин
  • Колюка Корнилий
  • Колюка Кузьма
  • Колюка Лазарь
  • Колюка Лев
  • Колюка Леонид
  • Колюка Леонтий
  • Колюка Лукьян
  • Колюка Макар
  • Колюка Максим
  • Колюка Максимилиан
  • Колюка Марк
  • Колюка Мартин
  • Колюка Матвей
  • Колюка Мечислав
  • Колюка Мирон
  • Колюка Митрофан
  • Колюка Михаил
  • Колюка Модест
  • Колюка Моисей
  • Колюка Назар
  • Колюка Наум
  • Колюка Никанор
  • Колюка Никита
  • Колюка Николай
  • Колюка Нисон
  • Колюка Олег
  • Колюка Орест
  • Колюка Осип
  • Колюка Павел
  • Колюка Памфил
  • Колюка Парамон
  • Колюка Петр
  • Колюка Платон
  • Колюка Порфирий
  • Колюка Прокофий
  • Колюка Прохор
  • Колюка Рафаил
  • Колюка Роман
  • Колюка Ростислав
  • Колюка Савелий
  • Колюка Самсон
  • Колюка Самуил
  • Колюка Святослав
  • Колюка Севастьян
  • Колюка Сергей
  • Колюка Степан
  • Колюка Тарас
  • Колюка Терентий
  • Колюка Тимофей
  • Колюка Тихон
  • Колюка Трофим
  • Колюка Фаддей
  • Колюка Федор
  • Колюка Федот
  • Колюка Феликс
  • Колюка Фома
  • Колюка Юлиан
  • Колюка Юрий
  • Колюка Ярослав
  • Колюка Агния
  • Колюка Аза
  • Колюка Акулина
  • Колюка Алевтина
  • Колюка Александра
  • Колюка Алла
  • Колюка Анастасия
  • Колюка Ангелина
  • Колюка Анна
  • Колюка Антонина
  • Колюка Анфиса
  • Колюка Ариадна
  • Колюка Валентина
  • Колюка Валерия
  • Колюка Варвара
  • Колюка Василиса
  • Колюка Вера
  • Колюка Вероника
  • Колюка Виктория
  • Колюка Виталина
  • Колюка Владислава
  • Колюка Галина
  • Колюка Гелена
  • Колюка Гелла
  • Колюка Генриетта
  • Колюка Гертруда
  • Колюка Глафира
  • Колюка Глория
  • Колюка Грета
  • Колюка Данута
  • Колюка Дарья
  • Колюка Джульетта
  • Колюка Диана
  • Колюка Дина
  • Колюка Доля
  • Колюка Доминика
  • Колюка Ева
  • Колюка Евгения
  • Колюка Евдокия
  • Колюка Екатерина
  • Колюка Елена
  • Колюка Елизавета
  • Колюка Зинаида
  • Колюка Зоя
  • Колюка Инна
  • Колюка Ираида
  • Колюка Ирина
  • Колюка Ия
  • Колюка Калерия
  • Колюка Капитолина
  • Колюка Кира
  • Колюка Клавдия
  • Колюка Кристина
  • Колюка Ксения
  • Колюка Лариса
  • Колюка Лидия
  • Колюка Любовь
  • Колюка Людмила
  • Колюка Маргарита
  • Колюка Марианна
  • Колюка Марина
  • Колюка Мария
  • Колюка Марфа
  • Колюка Мирра
  • Колюка Муза
  • Колюка Надежда
  • Колюка Наталья
  • Колюка Неонила
  • Колюка Ника
  • Колюка Нина
  • Колюка Нонна
  • Колюка Оксана
  • Колюка Ольга
  • Колюка Пелагея
  • Колюка Полина
  • Колюка Прасковья
  • Колюка Раиса
  • Колюка Римма
  • Колюка Светлана
  • Колюка Серафима
  • Колюка Софья
  • Колюка Сусанна
  • Колюка Таисия
  • Колюка Тамара
  • Колюка Татьяна
  • Колюка Фаина
  • Колюка Фекла
  • Колюка Харита
  • Колюка Юлия

Подборки

Разновидности калюк зависят от материала, из которого делают инструмент и их срока службы, от возраста музыканта, играющего на нём, а также от тональности звучания музыкальных инструментов.

Калюки по-материалу изготовления делятся на три вида: лужные, колючие и лыковые. Лужные калюки применялись лишь для одноразовой игры, а затем выбрасывались. Колючие калюки, из-за ясного и чистого звучания этих флейт их чаще других сохраняли и дольше держали при себе, особенно отправляясь в дорогу, её брали с собой, чтобы снова и снова на них играть.

Флейты по тональности разделяются на низкие (басовые), средние и высокие музыкальные инструменты. Каждая флейта в зависимости от тона звучания имеет разные размеры. Играть на таких музыкальных инструментах могли целым ансамблем.

Конструкция

Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами (длина от 20 до 50 см), формой трубок (существуют конусообразные, ровные, с расширением, сужением концов), количеством игральных отверстий, конструкцией свисткового приспособления. Для изготовления используют клён, ясень, орешник, граб, сосну, липу, крушину. Состоит из бузинной тростины, камыша, и имеет несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. В современной практике используют алюминий и эбонит. Бывают цельные и разборные. Дудки высверливаются, выжигаются, выкручиваются вручную, точатся на токарном станке.

Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Виды инструмента

Калюка существует различных видов. Это произошло из-за того, что в каждом регионе немного отличались принципы изготовления этого музыкального инструмента, а также используемый материал.

В зависимости от этого калюки делятся на:

В зависимости от тональностей калюки делят на: низкие, средние и высокие.

Низкие звуки издают калюки большого размера, а высокие – инструменты поменьше. Часто в одном произведении используют все три вида калюк. Таким образом получается многоголосный музыкальный ансамбль.

Существует еще одна классификация калюк:

  • ивовая (встречается в Скандинавских странах и выполнена из ивы)
  • концовка (популярна в Словакии)
  • тилинка (распостранена в Украине и Румынии)

Аналогичные калюке инструменты можно встретить почти во всех странах мира. В Финляндии похожий инструмент называют — паюпилли, а в Норвегии – сельефлейта.

Саундтреки

изображение

Классификация: • духовые музыкальные инструменты
• аэрофоны Родственные инструменты: свирель, кугиклы, пыжатка Музыканты: категория:Флейтисты Связанные статьи: норвежская народная музыка, украинская народная музыка, румынская народная музыка, русская народная музыка, словацкая народная музыка, финская народная музыка, шведская народная музыка Звучание инструмента: Небольшой наигрыш на калюке

Калю́ка (от колю́чий [1] ), также вы́гонка [2] , каля́ка [3] , колю́ка [4] [5] [6] , оберто́новая фле́йта [7] , травя́ная ду́дка [8] , тру́бка конево́дов [9] — древний русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны [8] .

Калюка представляет из себя полый цилиндр со специальными отверстиями [⇨] , изготовленный из дерева, стебля татарника колючего или некоторых других растений [⇨] . Данная флейта использовалась мужской частью русского народа со времён Руси [⇨] , а также почти всеми другими народами мира, но под иными названиями [⇨] . Но позже этот музыкальный инструмент был забыт , и лишь в 1980 году эта обертоновая флейта стала известна для отечественного фольклора и музыкальной общественности [⇨] .

Содержание


В начале 1980-ых годов в обследованной местности, в котором находились сёла Большебыково и Подсереднее, традицией исполнения игры на калюке владела только малая часть сельчан пожилого возраста. И лишь толко в одном селе — Большебыково, удалось собрать полноценный флейтовый ансамбль [8] . Данный музыкальный инструмент был распространён во всех славянских землях, включая Сибирь [5] .

В настоящее время эта обертоновая флейта имеет достаточно широкое применение в городских фольклорных ансамблях, давая надежду на возрождение этого музыкального инструмента [7] . Открытие такого музыкального инструмента, как калюка, является одним из уникальных и недавних открытий в русском фольклоре [10] .

Калюка состоит из обрезанного стебля. В стебле имеется верхнее отверстие для вдува, а также нижнее отверстие для выхода звука. Для выдува воздуха в верхней части стебля, делается дульце (или свисток) [8] . Также, в некоторых калюках может быть от двух до четырёх игровых отверстий [12] .


Размеры стебля различны и зависят от роста и длины рук играющего на нём. Для детей — от 25 см до 30 см, а для взрослых — от 72 см до 86 см. Длина стебля подгоняется по росту владельца. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно было закрыть нижнее отверстие на стволе. Поэтому длина флейты не должна превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев рук. Корпус калюки имеет проход конической формы, слегка сужающийся сверху вниз. Внутренний диаметр трубок составляет от 15 до 25 мм. Диаметр выходного отверстия не превышает 12—14 мм, а верхнего отверстия — 19—23 мм [8] .

В связи с более чистым и ясным звучанием, в большей степени делали колючие калюки, которые изготавливали из высушенных стеблей татарника колючего (растение из семейства сложноцветных). В меньшей степени (по частоте применения) изготавливали лужные флейты из высушенных и открытых с обоих концов стеблей пустотелых различных зонтичных травянистых растений, таких как, например: дудник, пустырник, борщевик и т. д., а также из стеблей тыквы [8] . Изготавливали флейты из дерева [5] , но для того, чтобы изготовить полый цилиндр из дерева, нужно было иметь определенные навыки, а также специальное оборудование [12] . Также делали калюки из лыка. Изготовление лыковых калюк также являлось довольно таки сложным делом. Чтобы сделать лыковую дудку, нужно было лыко накрутить широкой полосой на кончик пальца так, чтобы потом не превысить допустимую конусность её канала [8] .

Обертоновая флейта считалась сезонным музыкальным инструментом, поэтому для её изготовления было принято использовать прежде всего свежесрезанные стебли растений. Дудками, которые были сделаны из малослужащих материалов, не дорожили — такие инструменты после игры выбрасывали [8] .

При изготовлении калюки нужно соблюдать определённый ряд правил. Срезанный стебель тщательно очищается от листьев и шипов (у татарника), прокалываются внутренние перепонки, тщательно следя, чтобы стенки ствола не пропускали воздух. Все мелкие дырочки и щели потом заделывают хлебным мякишем или воском. Если делают калюку из различных зонтичных растений, например из борщевика, то прокалывать внутренние перепонки не нужно, по-скольку стебли таких растений полые [8] . Самая прочная нижняя часть стебля считается верхом калюки [12] . Также, для верхней части музыкального инструмента используется чуть-чуть утолщенная нижняя часть стебля, на которой собственно и выделывается дульце (свисток). Нижним концом калюки становиться верхняя часть стебля, на которой располагается выходное отверстие её канала. Срез для выходного отверстия делается строго поперечным, а срез для дульца под углом в 45 градусов. На получившемся у дульца выступе с внешней стороны стебля вырезается свистковая прорезь (или окошечко) [8] . От правильного расположения места прорези свистка зависит качество звучания музыкального инструмента. Порой, получившийся звук может получиться тихим (или недостаточно громким), с шипящим призвуком. В этом случае необходимо увеличить прорезь свистка до размера, при котором получается более чистый звук. Делается данный музыкальный инструмент без раструбов. В некоторых калюках делаются игровые отверстия в стволе, но в малом количестве — от двух до четырёх [12] .

Игра на калюке осуществляется путём закрывания и открывания пальцем выходного отверстия, а также изменением силы подаваемой ртом струи воздуха в инструмент.

Во время игры музыкальный инструмент держат вертикально вниз двумя руками так, чтобы подушечкой указательного пальца можно было то открывать, то закрывать нижнее отверстие.

В качестве игры на калюке использовались два отверстия. Первое — в верхнюю часть ствола на острый край свистковой прорези, расположенный на бородке (так называли выступ на краю корпуса у дульца обертоновой флейты), путём ритмичного вдува ртом музыканта, второе — с нижней части ствола, закрывая то открывая выходное отверстие по-такту и ритму.

Для создания звука во флейте, музыкант направляет ртом струю воздуха в верхнюю часть инструмента. Направляющая воздушный поток прорезь (или пыж) в самом музыкальном инструменте отсутствует. Поэтому музыкант направляет воздух кончиками губ и языка, воздушный поток который выходит через свистковую прорезь внутренней стенки бородки наружу.

Также можно играть не только одной калюкой, но и двумя сразу.

Разновидности калюк зависят от материала, из которого делают инструмент и их срока службы, от возраста музыканта, играющего на нём [8] , а также от тональности звучания музыкальных инструментов [12] .

Калюки по-материалу изготовления делятся на три вида: лужные, колючие и лыковые. Лужные калюки применялись лишь для одноразовой игры, а затем выбрасывались. Колючие калюки, из-за ясного и чистого звучания этих флейт их чаще других сохраняли и дольше держали при себе, особенно отправляясь в дорогу, её брали с собой, чтобы снова и снова на них играть [8] .

Флейты по тональности разделяются на низкие (басовые), средние и высокие музыкальные инструменты. Каждая флейта в зависимости от тона звучания имеет разные размеры. Играть на таких музыкальных инструментах могли целым ансамблем [12] .

На калюке играли ещё во времена Руси [9] . Данная дудка считалась исключительно мужским музыкальным инструментом, не имеющая возрастных и профессиональных ограничений [8] . Игре на калюке учили мальчиков с самого мало возраста [12] . Стремление девочек к игре на этом музыкальном инструменте осуждалось и порицалось [11] .

Благодаря рассказам старожилов становиться понятно, что было время, когда на этих обертоновых флейтах играли почти все мальчики, подростки, мужчины, и старики. Играли в полях и на лугах, когда ночью стерегли коней, а также когда ехали домой с дальних покосов. Играли на калюке также там, где пасли скот, где косили для него сено, а также у своего дома, сидя у ворот на лавочке. Под игру на травяной дудке приплясывали, выкрикивали слова и исполняли задорные частушки. Юноши охотно играли перед своими невестами на этом инструменте, чтобы привлечь своих возлюбленных к себе. В связи со своими музыкальными особенностями и назначением, в дудки, как правило играли в сумерки или ночью, при луне и очень редко днём в полдень, когда хотели отдохнуть в тени. Играли на калюке летом и по осени, с середины июля и до самых холодов. В это время года для изготовления дудок пригодны пустотелые стебли многих растений. Играть на флейте можно было как одному, так и ансамблем [8] . Играли на калюке в основном только c таким ударным музыкальным инструментом, как коса, выстукивая на ней под пляску ритмические образы [12] .

Узнали?
На Руси чертополох называли "колюкой - травой" и верили в его способность восстанавливать покинувшие человека силы, как и многие другие сорняки, калюка - трава издавна служила людям лекарственным сырьем. В народной медицине экстракт из неё применяли как средство для бодрости организма. Было замечено, что в малых дозах он возбуждает ЦНС, а в больших - угнетает ее. Отвар из травы рекомендовали при ревматизме, как кардиологическое средство, как противосудорожное при астме и даже при некоторых видах рака. Целебные свойства татарника колючего признаны и официальной медициной. Его используют как наружное бактерицидное средство при лечении гнойных ран, кожных инфекций, фурункулеза. В некоторых странах отвар растения рекомендуют в качестве профилактики опухолей. Кроме того, весной молодые побеги, корни и листья чертополоха можно есть, отварив их в соленой воде. Кстати, в старину верили, что если беременная употребляет в пищу чертополох, у нее обязательно родится мальчик.
Это растение - непременный спутник бурьяна и придорожных зарослей. Видно его из далека, но суеверный путник не прикоснется к нему, помня примету: чертополох ворошить - чертей всполошить.
В период цветения верхние части стебля украшены пурпурными корзинками соцветий. Несмотря на отпугивающий вид, чертополох воспет поэтами и овеян легендами. Две тысячи лет назад ему посвятил стихотворные строки Вергилий, а древние римляне прославляли богиню плодородия Цереру, сжигая во время празднеств сухие ветки чертополоха.
Так же, вы наверное знаете, является национальной эмблемой Шотландии.
На сегодня всё, спасибо за внимание. :о))

Колуны известны с древних времен – это разновидность топора, отличающаяся увеличенным весом рубящей части и особой заточкой лезвия. Их задача не рубить полено, а раскалывать. В момент удара железной чести инструмента о дерево обычный топор втыкается в него и застревает. Колун же, обладая большей массой и затупленным лезвием, под действием силы удара расщепляет дерево на две части. Существует множество конфигураций колунов. Они различаются по форме, весу, углу заточки, длине рукояти и другим конструктивным характеристикам. На данный момент существуют модификации колунов в электрическом, бензиновом, полуавтоматическом, ручном виде и даже колуны для кирпичей.




Инструменты и материалы

Изготавливая колун своими руками, нужно учесть особенности местной древесины, чтобы добиться наилучшего результата при колке. Список инструментов, которые могут понадобиться при производстве самодельного колуна:

  • болгарка;
  • абразивно-заточные инструменты (наждак, наждачка, напильник и другие);
  • ножовка;
  • молоток;
  • нож;
  • сварочный инвертор (в некоторых случаях).






Материалом для изготовления рубящей части колуна могут выступать:

  • старый топор (без трещин в обухе и основании лезвия);
  • элемент рессоры.

Рукоять изготавливается из твердых пород древесины:

Материал для топорища заготавливается заблаговременно – за несколько месяцев до начала изготовления колуна. Дерево подбирается в период приостановки/остановки сокодвижения – это снизит вероятность разрыва заготовки при высыхании.





Процесс изготовления колуна

Перед началом процесса нужно составить чертежи будущего колуна. Это позволит соблюсти оптимальные параметры формы, выдержать пропорции и сохранить сбалансированный центр тяжести. Если колун изготавливается из старого топора – отразить его на бумаге с сохранением размеров, затем нанести предполагаемые дополнения поверх изображения топора. Вариант из рессоры отражается на бумаге с учетом параметров заготовки – ширины, толщины и длины. Важным аспектом подготовки к изготовлению колуна является вычерчивание подходящей формы рукояти.

Неправильная подборка соответствующих параметров топорища может ухудшить рубящие характеристики колуна.



Из топора

Рессора приваривается аналогичным способом. В некоторых случаях ей нужно придать форму топора, чтобы выступающие края не мешали при рубке. В завершение нужно осуществить конусную заточку, сходную с той, что применяется для арматуры. В обоих случаях боковые наварки должны проходить от обуха до кромки лезвия. В районе лезвия делается особо тщательная проварка. Во время заточки кромка и наварки должны слиться в одно целое полотно.

Из рессоры

Металл рессоры обладает повышенной прочностью и упругостью. Изогнуть его в заданную форму получится только путем нагрева до экстремально высоких температур, приближенных к точке плавления. Понадобится изготовить мини-печь – в ней будет осуществляться нагрев. Вариант быстрой сборки такой печи предполагает использование нескольких огнеупорных кирпичей. Их необходимо уложить таким образом, чтобы получился куб с пустым пространством в сердцевине. Его должно хватать для полного помещения в ней заготовки. Огнеупорные кирпичи нужны для предотвращения потери тепла при нагреве.





Изготовление топорища

Ранее приготовленная заготовка обрабатывается до придания ей формы рукояти, отраженной на чертежах.

Общая конфигурация ручки колуна имеет следующие оптимальные характеристики:

  • длина от 80 см;
  • утолщение в области металлической части;
  • ладонный упор на краю;
  • овальная форма в сечении.



Колун имеет более длинную рукоять по сравнению с топором. Эта величина обуславливает достаточный размах плеча и повышает силу удара. В большинстве случаев топорище колуна имеет прямую форму – изгибы под ладони не требуются. Утолщение рядом с железным элементом предотвращает излом рукояти в месте, испытывающем максимальные нагрузки. Иногда на колуне делают наварку металлического прута, расположенную со стороны нижней части рукояти. В процессе колки имеют место удары последней о древесину. Наваренный прут служит защитой в таких ситуациях.

Высокий коэффициент размаха, обусловленный весом колуна, создает центробежную силу. Она стремиться вырвать инструмент из рук дровосека. Во избежание этого на конце топорища предусматривается упор, не дающий ладони соскальзывать. Форма овала в сечении создает ребро жесткости, предотвращая излом рукояти в момент удара. Круглая форма в данном случае имеет меньший коэффициент прочности.

Насаживание колуна на топорище может осуществляться двумя способами. Первый – проведение колуна через рукоятку. Должно присутствовать утолщение на конце ручки, которое не даст колуну слетать. Подобная система насаживания используется в кирке. Второй – вдевание топорища в колун. Оно обтачивается так, чтобы могло быть вставлено в него с достаточным усилием. Для фиксации колуна на рукояти используются распорные клинья. Для их применения топорище должно иметь тонкий распил в утолщённой своей части. Глубина распила меньше ширины обуха на 1-1,5 см. Такая величина предотвращает раскол рукояти в районе металлического элемента.

Когда колун насажен на черенок, распорные клинья вбиваются в распил. Их изготавливают из металла или того дерева, из которого выточена рукоятка. Не рекомендуется применять клинья другой породы древесины. Разница в их свойствах может привести к преждевременному усыханию распорного элемента и ослаблению посадочной фиксации колуна на рукояти. Не допускаются к применению винтовые клинья, вкручиваемые в заготовку. Они малоэффективны и могут ослабить конструктивную прочность топорища.

Тонкости заточки

Заточка лезвия колуна отличается от заточки обычного топора. Первостепенное значение имеет не острота, а угол. У колуна он более тупой – около 70 градусов.

Угол заточки колуна может быть комбинированным.

В таком случае со стороны, которая находится ближе к рукояти, он более острый. На противоположной стороне – максимально тупой. Это позволяет добиться наилучшего результата колки. Более острая часть первая встречается с древесиной, вонзается в нее. Это дает более толстой стороне глубже проникать в чурку и увеличивать раздвижной эффект. Так при меньшем количестве ударов можно добиться большего числа раскалываний.



Как сделать колун из топора своими руками, смотрите в видео ниже.

Читайте также: