Половник деревянный своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

В процессе работы мастера по дереву используют резцы, ножовки по дереву, стамески, рубанок. Часто в массовом производстве используют настольный токарный станок. Больше, конечно, ценится ручная работа. В арсенале мастера должны быть: чеканы, рашпили, щетки, скребки разных профилей, скобели и скобы, ножи для ложек

Чтобы вырезать готовую посуду, поэтапно проходят последовательно следующее:

Когда все готово, то покрывают лаком с пищевым составом или маслом из льна, которое вообще идет для художественной росписи.

Также, кроме лака можно украсить изделие. Это самые разные способы, например, декупаж, роспись.

До этого момента выполняется следующее:

Краски можно использовать акриловые, гуашь или темперу. В гуашь добавляют ПВА для придания ей яркости. Расписывают изделия кистями из колонка. Они должны быть мягкие и упругие. Кисти различают по номерам от 1 до 10. Чем выше цифра, тем инструмент толще. Обычно сам рисунок наносят кистями под номерами от 3 до 5.

Для изготовления по самым разным технологиям используют в качестве материала из дерева кап, ствола нижнюю часть, корневище.

Посуду можно выполнить своими руками из отходов древесины или разных кусков бруса. Успешнее всего брать такое дерево, как кедр, березу, осину, можжевельник или бамбук.

Способы, техники, как делается деревянная посуда ниже в картинках.

Деревянная посуда своими руками выполняется из самых разных видов дерева.

Самую разную посуду и кухонную утварь делают из дерева, а также стильные предметы для украшения кухни.

Итак, выбираем материал. Мы в своём выборе материала для ложек пока остановились на липе (очень мягкое и приятное для резьбы дерево) и берёзе (более твёрдое, режется потяжелее, но очень красивый глянцевый срез и выразительная фактура). Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и т.д. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, какие-то прочней, какие-то душистее. Выбор за вами.

Наши заготовки — это сухие липовые или берёзовые брусочки 5 см на 2.5 см и длинной 24 см (это для большой ложки) и 17 см (для детской). На них наносим карандашом рисунок-очертание будущей ложки.

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 1

После топором стёсываем всё лишнее, вначале в одной плоскости затем в другой. Здесь нюанс. Можно это делать сразу ножом, но процесс будет более трудоёмкий физически. Топор быстрее и эффективнее. Чем больше обрабатываем топором, тем меньше потом усилий на доработку ножом.

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 2

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 3

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 4

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 5

Ножом доводим будущую ложку до практически полноценного вида (то же самое правило — чем лучше доведём ножом, тем меньше шлифовать).

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 6

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 7

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 8

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 9

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 10

Когда мы начали заниматься вырезанием ложек. то сразу планировали чтобы этот труд не стал рутинным а был как можно более творческим, поэтому мы стали делать свои ложки как некие резные миниатюры. Для этого на готовую зашлифованную ложечку наносится рисунок (тут фантазия безгранична на уровень мастерства) и вырезается. Описывать процесс резьбы нету смысла, так как это отдельная тема.

Каждая ложечка это свой стиль, свой образ. И соответственно, разнообразные виды резьбы: рельефная, плоскостная, из неё геометрическая, орнаменты, мини скульптурки и т.д. От вида резьбы соответственно от образа самой ложки зависит, зашлифовывать ли резные элементы или нет. Иногда нужен лоск, а иногда хочется видеть, на резьбе, следы, как орудовал нож мастера.

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 11

Вырезаем сами деревянную ложку, фото № 12

Берём льняное масло, слегка его подогреваем и кладём туда ложку. Недолго пропитав, высушиваем. Некоторые ворсинки на ней вздыбливаются. Всё это зашлифовываем. Последний этап, по своей действенности, довольно относителен. Не обработанные маслом ложки служат так же надёжно(если материал сухой) с той только разницей что при первых использованиях они более шершавые но и это со временем зашлифовывается самим процессом использования. Так что если кому то нравятся чисто белые ложечки, может спокойно ими пользоваться (заранее заказав необработанные маслом).

Во время приема пищи люди привыкли использовать посуду из современных материалов, чаще всего это керамика и различные сплавы металла. Но в старину у большинства населения не было возможности приобретать дорогостоящую утварь, поэтому они пользовались простой посудой из дерева и глины. Изготавливалась посуда из дерева своими руками, и многие мастера очень преуспели в этом деле.

Что бы понимать, как правильно работать с древесиной и как использовать свои навыки в изготовлении посуды, следует разобраться в особенностях разных ее сортов.

Из какого дерева делают посуду?

посуда из дерева

В современной жизни роль древесины потеснили в сторону другие материалы, они в значительной степени заняли ниши строительства и мебельной индустрии, посуду для кухни потеснили значительно сильнее. Хотя для ее изготовления не требуются высочайшие характеристики качества, тем не менее, мягкие сорта деревьев применять не рекомендуют.

Немаловажным фактором остается лечебное свойство древесины, у каждого сорта они своеобразны:

  1. Яблоня – женское дерево, считается, что оно помогает девушкам в поисках суженого;
  2. Олива — посуда из оливкового дерева способствует новым начинанием и избавляет от головных болей и мигрени;
  3. Орех – восстанавливает утраченные силы и помогает обрести верных друзей;
  4. Липа – помогает восстановить энергетическую оболочку, людям страдающими болезнями желудка рекомендовано есть из липовой посуды;
  5. Дуб – мужское дерево, характеризует силу мужского начала, посуда из дуба помогает в лечении заболеваний печени и мочеполовой системы. Состояние зубов так же улучшится, если кушать дубовой ложкой;
  6. Береза – эта древесина хороша при изготовлении посуды для женщин, она помогает бороться с бесплодием;
  7. Абрикос – посуда из этого дерева спасет от энергетических потерь и поможет избежать предательства.

Какое оборудование понадобится?

В случае серийного или массового производства деревянной утвари, вам понадобится столярная мастерская, с большим количеством станков, которые помогут в выполнении заготовительных операций.

деревянная посуда своими руками

  1. Но для самого процесса резьбы по дереву и других ручных операций можно обойтись и небольшим набором инструмента. Вот необходимый минимум:
  2. Набор пил – ножовки должны быть разных габаритов и с отличимыми размерами зубьев;
  3. Стамески – желательно наличие нескольких стамесок, как с ровной рабочей частью, так и с фигурной, всего их бывает 12 видов;
  4. Резцы – для качественной резьбы по дереву необходимо иметь в наличии несколько резцов отличающихся по размеру и форме режущего элемента;
  5. Рубанок – их в идеале тоже должно быть несколько;
  6. Лобзик.

Хотя деревянные изделия более простой конструкции, такие как разделочная доска из оливкового дерева могут быть изготовлены с применением половины из перечисленных инструментов.

Вот и все что может пригодиться, ведь в древности были мастера вырезавшие посуду из дерева, имея в наличии 1-2 инструмента, но их произведения считались шедеврами. Сегодня таких умельцев тоже можно отыскать.

Технологические особенности

Деревянная посуда может быть разнообразной, но приведенный пример рассматривает выполнение тарелки или ложки из заготовок дерева.

  • Первым что необходимо сделать, это подобрать или вырезать заготовку нужного размера, для ложек это будет брусок размером 300х50х50 мм, а для тарелки подойдет спил дерева нужного диаметра;
  • В зависимости от имеющегося в наличии инструмента заготовке придаются первоначальные очертания, и делается углубление, где это необходимо. Для этого применяется сперва ровная, а затем фигурная стамеска.

Совет! Если вы раньше не работали с деревом, или ваш опыт невелик, то лучше всего во время обработки, зажать заготовку в тиски, это лишит ее подвижности и поможет вам правильнее расходовать силы.

Совет! Перед началом процедуры резки узора, надо нанести его очертание на место реза карандашом, профессиональные резчики этого не делают, но для начинающего такой контур сильно поможет.

  • Нанесение защитного слоя – посуда имеет постоянный контакт с жидкими и горячими блюдами, они оказывают на дерево негативное влияние, что бы его умерить, применяют защитные покрытия.

Важно знать! Использовать в качестве защитных материалов обычные антисептики для посуды из дерева категорически запрещено, они вызовут химическое отравление.

  • Как материал для вскрытия применяется натуральное масло, чаще всего льняное. После того как масло впитается, а должно пройти не менее суток можно приступать к следующему шагу;
  • Для максимально глубокой пропитки ложку или тарелку следует окунуть на несколько секунд в кипящее масло, эту процедуру лучше повторить дважды.

Выше изложены основные принципы работы с деревянной посудой, изучив их, вы сможете сделать первые шаги на пути к обретению новых навыков, возможно, найдете новое хобби для себя.

Видео: деревянная посуда своими руками

Эффектная подача стейков в ресторане


Эффектная подача стейков в ресторане

Моя коллега и ее муж (между прочим, профессиональный повар) были в восторге от такой сервировки. Мы вместе залезли в Интернет и выяснили, что подобные доски стоят неприличных денег. Я изучил тему — и решил сделать пару штук.

Потом я экспериментировал с формой и цветным покрытием. Фото AlexKlimk


Потом я экспериментировал с формой и цветным покрытием. Фото AlexKlimk

После акции по изготовлению табуретки, которая прошла удачно и получила одобрение родственников, меня заинтересовал производитель краски. Посмотрел на сайте — и очень удивился, что VIXEN делает полиуретановый яхтный лак, масло для дерева и даже воск в аэрозольных баллонах. Я работаю с деревом давно, но до сих пор паркетный лак и яхтлак наносил на изделия только кисточкой. То же самое — и с террасным маслом: пользуюсь давно, но этого продукта в аэрозольных баллонах даже не видел. Было интересно попробовать их в деле!

Чтобы получить представление о каком-либо виде ЛКМ, мало сделать пробное покрытие на обрезке доски — надо покрыть конкретное изделие, услышать отзывы… За вдохновением далеко ходить не буду и сделаю еще пару сервировочных досок. Материал для них (обрезок от обрешетки крыши) нашелся на чердаке. Это была гарантированно сухая древесина, 25 лет сушки.

Инструменты и материалы для изготовления сервировочной доски


Инструменты и материалы для изготовления сервировочной доски. Фото автора

Контур досок набросал от руки фломастером. Лучше, конечно, использовать карандаш или мел, чтобы краситель не впитался в древесину, но я собирался снять с доски достаточно глубокий слой слой при обработке.

Нарисовал контур изделия


Нарисовал контур изделия. Фото автора

Но сначала надо испробовать масло на обрезке от забора. Отшлифовал его шкуркой с зерном Р180, обезжирил.


Доска для пробы отшлифована. Фото автора

Как следует встряхнул баллон — и пшикнул тонировочным маслом примерно с 25-30 см.


Распыляю масло. Фото автора

Удалить излишки масла поможет обычная хозяйственная губка.

Излишки удаляем губкой. Фото автора


Излишки — это нормально! Фото автора

Тест прошел удачно: цвет ровный, излишков немного. Теперь интересно глянуть, как будет выглядеть деревянное изделие, покрытое этим маслом.

Масло легло ровно. Фото автора


Тестовый образец. Фото автора

Первую сервировочную доску выпилил ручным электрическим лобзиком, потом отшлифовал.

Пилка установлена по металлу, чтобы спил был ровнее. Фото автора


Установлена пилка по металлу, чтобы рез был ровнее. Фото автора

Внутренние закругления высверлил кольцевым сверлом диаметром 15 мм. У аккумуляторного шуруповерта хватило бы мощности просверлить отверстие диаметром и 100 мм.

Сначала сверлим потом пилим. Фото автора


Сначала сверлим, потом пилим. Фото автора

Заготовку для доски зафиксировал струбциной. Потом обработал болгаркой с шлифовальной насадкой, шкурка крупная — Р40. Эта насадка подходит и к болгарке, и к шуруповерту.

Заготовка закреплена струбциной. Фото автора


Заготовка закреплена струбциной. Фото автора

Изготовление второй доски начал со шлифовки обрезка — и только потом я ее выпилил.

Доску шлифуем болгаркой . Фото автора


Доску шлифуем болгаркой. Фото автора

Заготовки для сервировочных досок. Фото автора


Заготовки для сервировочных досок. Фото автора

В досках высверлил отверстия тем же сверлом диаметром 15 мм и затем отшлифовал заготовки мелкой шкуркой (Р180). Если у вас нет мастерской с про мышленным циклоном, то шлифовать лучше на улице.

Последний этап шлифовки: прошелся виброшлифмашинкой с мелкой шкуркой. Труднодоступные места зачистил вручную.

Теперь поверхность надо протереть мокрым тампоном. Когда вода высохнет, поверхность снова станет более шершавой: это поднялся ворс. После высыхания надо вновь пройтись по поверхности шлифмашинкой.

Смачиваем поверхность. Фото автора


Смачиваем поверхность. Фото автора

Снимаем остатки пыли едва влажной салфеткой и наносим масло. Я начал с нижней стороны доски. Взболтал баллон, как было написано в инструкции, пшикнул на доску, чтобы не было просветов, а лишнее масло удалил губкой.

Наносим тонированное масло. Фото автора


Наносим тонировочное масло. Фото автора

При покраске надо внимательно следить, чтобы излишки масла не протекли на торец доски. Если появятся потеки, он окрасится неравномерно. В идеале места, которые не будут прокрашиваться, требуется защищать пленкой, но тут это сделать невозможно. Поэтому чистую губку всегда держим под рукой и следим за торцами.

Разгоняем масло губкой, убираем излишки. Фото автора


Разгоняем масло губкой, убираем излишки. Фото автора

Доска получилась чуть темнее в местах, где шлифовка была более грубой. Это логично: в более пористую поверхность впиталось больше масла.

Текстура дерева под маслом. Фото автора


Текстура дерева под маслом. Фото автора

У второй доски после шлифовки проявился более интересный рисунок.

Вторая доска подготовлена к покрытию маслом. Фото автора


Вторая доска подготовлена к покрытию маслом. Фото автора

Масло легло ровно, расход небольшой, доска получилась симпатичнее первой. Покрывал на улице и полдня сушил на солнышке. Лучи ультрафиолета ускоряют процесс полимеризации (высыхания) покрытия — через пару часов было ощущение, что масло высохло. Но я решил все-таки сушить сутки, как написано в инструкции.

На следующий день начал лакирование изделий. Выбрал яхтный лак шелковисто-матовый: мне кажется, такая поверхность будет выглядеть благороднее. Погода благоволила: было +23. +24°С без дождя. Мои доски идеально чистые, поэтому обезжиривать их не надо. Потряс баллон пару минут, нанес первый слой.

На следующий день наносим яхт-лак. Фото автора


На следующий день наносим яхтлак. Фото автора

Обычно я сушу яхтлак в такую погоду более 12 часов. Я оставил доски сушиться на втором этаже и пошел косить. Под лаком текстура дерева прорисовалась более четко.

Левая доска покрыта тонированным маслом, справа доска покрыта маслом и одним слоем яхт-лака. Фото автора


Левая доска покрыта только тонировочным маслом, справа доска покрыта маслом и одним слоем яхтлака. Фото автора

Вторым слоем доску покрывал на улице. Запах у лака довольно сильный. Фото автора


Вторым слоем доску покрывал на улице. Фото автора

Засек время, проверил: на солнце лак подсох меньше чем за полчаса! После обеда успел покрыть лицевую сторону досок тремя слоями, а обратную — одним. Получается, что аэрозольный яхтный лак VIXEN сохнет значительно быстрее его собрата из банки. Покрытие вышло ровным, полуматовым. С таким лаком можно полноценно покрыть изделие тремя слоями всего за полдня.

Нанесено три слоя лака. Фото автора


Нанесено три слоя лака. Фото автора

Испытание готового изделия. Фото автора


Испытание готового изделия. Фото автора

Если доску не покрывать лаком, то можно использовать ее как разделочную.

Читайте также: