Политическая сила взявшая в 1947 1948 в восточной европе власть в свои руки

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Биполярное противостояние, возникшее в глобальных международных отношениях после окончания Второй мировой войны, предопределяло необходимость формирования вокруг двух мировых центров силы группировок государств, которые были бы близки им по своей идеологии, общественноэкономическому и политическому строю. И Советский Союз, и Соединенные Штаты Америки приступили к формированию такого рода группировок.

Включение стран Восточной Европы в сферу влияния СССР

К концу Второй мировой войны Красная армия находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился так или иначе включить эти страны (кроме Австрии) в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны, а тем более во время войны существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. (Исключение составляла довоенная Чехословакия.) Конечно, политическая ситуация в странах Восточной и Юго-Восточной Европы была различной: наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии,

Албании и Болгарии, наименьшим — в Венгрии и Польше, в которой существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье.

Отказ руководителей США признать советскую сферу влияния, и в первую очередь советское доминирование в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые столкновения между бывшими союзниками — предвестники холодной войны. Попытки американского руководства изменить политическую ситуацию в этих странах в свою пользу натолкнулись на жесткое противодействие Кремля.

Одной из основных причин стремления руководства США не допустить закрепления советской сферы влияния были опасения ее дальнейшей консолидации и расширения. В целом, с точки зрения американских специалистов по международным делам, разделение Европы на сферы влияния было бы проигрышным для США. Советский режим по своей сути был способен создать в своей сфере влияния монолитный блок, что не удавалось западным демократиям. Вашингтон не соглашался на формальное закрепление раздела Европы на сферы влияния двух великих держав, хотя позднее и не смог предотвратить подобного развития событий. Борьба принципиально различных концепций послевоенного устройства стала одной из предпосылок холодной войны.

Конечно, социально-политические преобразования в различных странах Восточной и Юго-Восточной Европы осуществлялись с разной быстротой и имели свою специфику. Наиболее интенсивно они проходили в Югославии и Албании (сочетание внутренних и внешних факторов), в Польше, Румынии и Болгарии, которым усиленно навязывались преобразования по советскому образцу; наиболее замедленно — в Венгрии и Чехословакии. К весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР.

Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: национализация крупной промышленности, введение планирования, создание централизованной государственной системы в экономике, аграрная реформа.

Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в духе дружбы и сотрудничества. Они договорились участвовать во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности народов, и совместно предпринимать все зависящие от них меры к устранению любой угрозы возобновления агрессии со стороны Германии. В случае вовлечения одного из договаривающихся государств в военные действия с Германией при возобновлении ею своей агрессивной политики другой участник договора обязывался немедленно оказать жертве агрессии военную и иную помощь всеми возможными средствами. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. По настоянию Сталина договоры, не содержавшие подобного обязательства, в феврале 1948 г. были дополнены специальными протоколами.

Zoloto985

По окончанию Второй мировой войны в странах Восточной Европы (освобожденных Советской Армией) с помощью СССР к власти были допущены прокоммунистические партии. В последствии эти страны вошли в Варшавский договор, созданный в противовес НАТО,

Новые вопросы в История

1 При правлении какого хана монгольская империя стала развиваться как независимое государство? 2 Когда впервые был употреблен термин Золотая Орда?

3 задание, напишите эссе (60 слов) на тему " Монгольские завоевания на территории Казахстана " СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ​

Закрепите свои знания 1. В указанной таблице сделайте сравнительный анализ причин и особенностей восстания 1858 г. с восстанием 1836-1838 гг. Особенно … сти Особенности Причины восстания 1858 г. восстания 1858 г. Причины восстания 1836-1838 гг. Восстания 1836-1838 гг. 2. В указанной таблице укажите, какой позиции придерживались Российское правительство, Хивинское ханство и повстанцы в период восстаний Жанкожи и батыра Есета. Российское правительство Хивинская ханство Повстанцы 91​

Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к противостоянию между ними произошел не сразу.

Важнейшей причиной обострения отношений между СССР и США было отсутствие взаимного доверия. Для И.В. Сталина, особенно после нападения Германии на СССР, была свойственна крайняя подозрительность в отношении намерений лидеров зарубежных государств. Эта подозрительность подкреплялась теоретическими умозаключениями 1920— 1930-х гг. о неизбежности фашизации стран буржуазной демократии.

Руководство СССР стремилось окружить его территорию поясом дружественных ему государств, управляемых коммунистами. Это воспринималось в США и Великобритании как агрессивная политика, нарушающая принцип свободы народов на выбор собственного пути развития. Лидеры стран Запада полагали, что успехи коммунистов не могли быть продуктом свободного выражения народами их воли, особенно в странах, на территориях которых находились советские войска. С точки зрения руководства СССР, напротив, любой иной выбор, кроме как в пользу коммунистических партий, мог быть только продуктом диктата, внешнего воздействия.

Крайне негативную реакцию СССР вызвали осенью 1945 г. требования дипломатии Запада об изменении состава правительств Болгарии и Румынии на том основании, что в них представлены только коммунисты. В Москве сочли, что Запад намерен восстановить барьер недружественных СССР государств, отделяющих его от Западной Европы, способных стать плацдармом нападения на него.

Первое прямое столкновение произошло в связи с политикой СССР в Иране. Советский Союз затянул вывод своих войск из Северного Ирана. В декабре 1945 г. на территории, занимаемой советскими войсками, в иранском Азербайджане и Курдистане, были сформированы органы власти, провозгласившие автономию и начавшие осуществлять земельную реформу. Страны Запада сочли это нарушением обязательств, принятых союзниками в Тегеране в 1943 г. об уважении территориальной целостности Ирана, потребовали незамедлительного вывода войск из этой страны.

Вопрос об Иране был поставлен в ООН. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений угроза применить, в случае военного решения конфликта, ядерное оружие. Столь болезненная реакция объяснялась опасениями, что СССР поставит под контроль нефтяные богатства Ирана. После вывода советских войск правительство Ирана по совету англичан не только ликвидировало автономии, но и расторгло ранее подписанный им договор об аренде Советским Союзом ряда нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

Еще более серьезные трения между бывшими союзниками возникли в связи с конфликтом вокруг Турции и гражданской войной в Греции.

Осенью 1946 г. СССР предъявил ультимативно сформулированные требования к Турции о пересмотре порядка использования черноморских проливов и совместной их обороне, включая размещение советских войск в районе Константинополя. Это было понято в странах Запада как дипломатическая подготовка СССР к нападению на Турцию и захвату проливов.

В конце 1946 г. резко обострилась обстановка в Греции. В этой стране при помощи английских войск была восстановлена монархия. Коммунисты, сохранившие со времен войны вооруженные отряды, отказались принять участие в парламентских выборах, начали вооруженную борьбу за власть. При этом помощь им оказывалась с территории Югославии и Болгарии, где у власти находились коммунистические партии, согласовывавшие свою политику с СССР. Рассмотрение конфликта в Совете безопасности ООН не дало никаких результатов, поскольку СССР воспротивился введению санкций против своих балканских союзников.

Правящие круги США, учитывая опыт последствий первой мировой войны, прекрасно понимали, что главная угроза стабильности в Европе исходит не от СССР, а от остроты проблем послевоенного восстановления экономики государств, пострадавших от войны. Так, в Италии к 1946 г. уровень промышленного производства составлял 50% , аграрного — 60% довоенного уровня. Заводы простаивали из-за отсутствия сырья, в стране насчитывалось около двух млн. безработных и трех млн. бездомных, система денежного обращения была полностью подорвана. Не намного лучшим было положение в Великобритании и Франции. Так, в Англии карточная система распределения продуктов была полностью отменена лишь в 1954 г. Во Франции норма выдачи хлеба в 1947 г. была ниже, чем при немецкой оккупации.

Восстановление демократии в странах, освободившихся от фашизма, восстановление политических партий принесли наибольшие выгоды коммунистам и социалистам, которые во время оккупации продолжали работать нелегально, в подполье. Так, на первых послевоенных выборах во Франции и Италии коммунисты получили до трети голосов избирателей. Вместе с социалистами они оказывали решающее воздействие на политику сложившихся коалиционных правительств. В Италии под давлением левых сил была ликвидирована монархия. Во Франции была проведена национализация ведущих отраслей промышленности. Государство взяло под контроль весь энергетический комплекс, авиационную промышленность, половину автомобильной промышленности. Делались попытки перехода к плановому развитию экономики, однако это не вело к улучшению экономического положения.

Вместо распущенного Коминтерна осенью 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Это был орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы, контроля над неправящими партиями (из них в Коминформ вошли компартии Италии и Франции).

Поддержав лозунг Коминформа о защите экономической самостоятельности своих стран, явно неспособных собственными силами преодолеть послевоенную разруху, коммунисты Франции и Италии поставили себя в положение политической изоляции, вынуждены были выйти из правительств. Трудящиеся Западной Европы не поняли, почему во имя абстрактной самостоятельности необходимо отклонять проект, создающий новые рабочие места, повышающий уровень жизни.

Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе.

В 1948 г. страны Запада совместно с демократически избранными, на уровне земель, германскими властями активизировали меры по восстановлению экономики Германии в своих зонах оккупации. В частности, для стабилизации валюты ими была проведена денежная реформа. СССР использовал это как предлог, чтобы закрыть границу между зонами оккупации — для предотвращения затопления советской зоны, Восточной Германии, обесцененной старой валютой. Западный Берлин тоже подвергся блокаде, хотя его жители зависели от поставок продовольствия.

Для руководства СССР сложившаяся ситуация казалась выигрышной для достижения выгодного для себя компромисса по германскому вопросу, но США категорически исключили какие-либо переговоры.

Блокада была прорвана военно-транспортными самолетами США, установившими воздушный мост между западными зонами оккупации и Западным Берлином. При этом командование войск США в Германии не исключало возникновения прямого военного конфликта. С учетом того, что СССР имел превосходство в сухопутных силах, на базах США в Великобритании были развернуты бомбардировщики — носители ядерного оружия.

Берлинский кризис стал прологом к замораживанию вопроса о единстве Германии более чем на четыре десятилетия.

В 1949 г. были созданы два германских государства: Западная (ФРГ) и Восточная (ГДР) Германия, территория которых стала основной ареной противостояния войск США и СССР в Европе.

В 1948 г. ускоренными темпами шло формирование военных союзов. Советский Союз заключил договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с большинством восточноевропейских стран.

В ходе войны с Японией советские войска заняли территории Маньчжурии и Северной Кореи. В 1946 г. контроль над Маньчжурией, захваченное трофейное японское оружие были переданы китайским коммунистам, что значительно укрепило их позиции.

В Китае уже с конца 1920-х гг. существовали два государства и два правительства. Национальное правительство, возглавляемое Чан Кайши, в 1946 г. контролировало 70% территории страны и было признано большинством стран мира, представлено в Совете Безопасности ООН. Китайские коммунисты, опирающиеся на поддержку СССР, на территории районов, названных ими освобожденными, создали свою систему законов, ввели собственную денежную единицу, проводили реформы, ведущие к утверждению уравнительного землепользования.

Документы и материалы

Изтелеграммы поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана в Государственный департамент США от 22 февраля 1946 г.:

Из Северо-Атлантического договора, 4 апреля 1949 г.

«Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами Они полны решимости обеспечить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и господства права

Стороны обязуются содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению стабильности и благосостояния. Они будут стремиться устранять конфликты и противоречия в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими

Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение против одной или нескольких сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех их; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуального и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддерживать безопасность района в северной части Атлантического океана

Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, Варшава, 14 мая 1955 г. :

Вопросы и задания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Он пришёл к власти в родной Болгарии на штыках Красной Армии после того, как в сентябре 1944-го части 3-го Украинского фронта заняли Софию и совместно с партизанами совершили государственный переворот. Поводом стали обвинения в адрес царского правительства в сотрудничестве с нацистами.
Георгий Димитров был хорошо известен и в Союзе, и в Восточной Европе. В 1920-х он попытался осуществить вооружённый переворот на родине, бежал в Советскую Россию, потом был направлен в Берлин как представитель Коминтерна, вёл там пропаганду.



Иосиф Сталин и Георгий Димитров в Москве, 1936 г.
Во время работы в Германии Димитров стал одним из обвиняемых по делу о поджоге Рейхстага в 1933-м, но имел алиби и был оправдан. На процессе он особенно ярко выступал с антинацистскими речами, после завершения разбирательства получил советское гражданство и был выдан Москве.
В 1944-м Красная Армия привела к власти в Болгарии Димитрова
Болгария под руководством правительства Димитрова была настолько связана с Советским Союзом, что её называли 17-й республикой СССР. Впрочем, со временем эти отношения охладели, свою роль сыграл конфликт Сталина с Иосипом Броз-Тито. Проблемы оказались настолько глубоки, что когда Димитров умер во время поездки в Москву на лечение, тут же появились слухи о его отравлении, тем более в образцах с забальзамированного тела эксперты обнаружили повышенное содержание ртути.

Эрих Хонеккер

Одним из наиболее ярких руководителей ГДР был Эрих Хонеккер. Он пришёл к власти в 1971-м благодаря активному вмешательству советского руководства, которое настояло на отставке прежнего первого секретаря ЦК Социалистической единой партии Германии, известного сталиниста Вальтера Ульбрихта. Хонникер должен был стать символом обновления в условиях кризиса.
Он фактически возглавил и партию, и правительство, до 1989-го вместе с министром госбезопасности Эрихом Мильке и секретарём ЦК по экономическим вопросам Гюнтером Миттагом он контролировал жизнь страны. На Хониккера возлагают ответственность за убийства немцев, которые пытались пересечь границу с ФРГ.



Поцелуй Брежнева и Хонеккера. Граффити на Берлинской стене
При нём активно подавляли выступления сторонников либерализации и воссоединения Германии. Не удивительно, что когда в СССР к власти пришёл Михаил Горбачёв, отношения Берлина с Москвой ухудшились.
Последние годы жизни Хонеккер, словно беглый, провёл в Чили
Уйти в отставку Хонеккер согласился лишь в возрасте 77 лет, и то лишь после внутрипартийного конфликта. Его уход открыл дорогу для объединения Германии. Спустя пару лет Хонеккер предстал перед судмом по обвинению в нарушении прав человека, но процесс был прерван из-за состояния здоровья подсудимого. Умер Хониккер в эмиграции в мае 1994.

Болеслав Берут



Сталин и Берут на агитационном плакате о пользе польско-советской дружбы для национальных интересов
Когда в 1944-м был сформирован прообраз парламента — Крайова Рада Народова, Берут стал председателем этого совета. Впрочем, ещё несколько лет ему приходилось договариваться и с социалистами, и с представителями эмигрантского правительства, которых под давлением союзников Москвы допустили в кабинет министров. В итоге к власти сталинист Берут пришёл лишь в конце 1940-х. Социалистическая и рабочая партии слились, и он возглавил объединённую структуру как первый секретарь ЦК, а в 1952-м стал председателем совета министров.
При Беруте Польша стала очередным верным союзником Москвы. Оппозиция в стране была разгромлена, правительство в изгнании так и осталось в эмиграции. Примечательно, что не стало Болеслава Берута вскоре после смерти Сталина — как раз во время обсуждения XX съезда КПСС. Он скончался в Москве 12 марта 1956, согласно одной из версий — мог покончить жизнь самоубийством.

Клемент Готвальд

Чехия стала последней страной, которая после войны была полностью занята советскими войсками, но сохраняла коалиционное правительство. Так продолжалось до 1948 года, когда в стране произошёл государственный переворот и коммунисты пришли к власти.

Петру Гроза

Премьер и президент Румынии Петру Гроза в коммунистической партии не состоял, но к власти пришёл благодаря вмешательству советского руководства и считался большим другом СССР.
В январе 1945 в стране разразился политический кризис. Левые обвинили правительство Николае Рэдеску в недостаточно активной борьбе с пособниками фашизма, в городах прошла серия протестных акций, которые сопровождались кровопролитными столкновениями. Армию обвиняли в расстреле мирных протестующих. Первый замнаркома иностранных дел СССР Андрей Вышинский предъявил румынскому монарху Михаю ультиматум.

Читайте также: