Полифункциональное пособие своими руками

Обновлено: 06.07.2024

2. АКТУАЛЬНОСТЬ:

• Рост числа детей с ОВЗ
• Комбинированные группы в ДОУ
• Поддержка интереса детей к коррекционно-развивающим занятиям через
использование нетрадиционных полифункциональных пособий

3. Полифункциональные пособия (ПП)

1. Возможность использования ПП разными педагогами ДОУ (воспитателями, узкими
специалистами)
2. Можно использовать практически в любых видах детской деятельности
3. Пособия предназначены для работы с детьми от 3 до 7 лет

5. ПП направлены на развитие:


мелкой моторики
речевого восприятия
ВПФ (высших психических функций)
фонематических процессов
лексико-грамматического строя речи
связной речи
математических представлений

6. Логопедическая пирамидка

Цель: развитие мелкой моторики; закрепление
знаний детенышей животных и их мам;
обучение детей звукоподражанию.

10. Большой-маленький

Цель: научить детей образовывать
существительные с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Дифференциация диких и
домашних животных.

16. Крыша

18. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"- МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ.

Мальчик играет с дидактическим пособием

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактический круг по изучению разных сфер жизнедеятельности

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал в виде автомобиля и светофора с навинчивающимися цветными крышками

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Дошкольники рассматривают коллекцию минералов

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

Игровой макет проезжей части с машинками, дорожными знаками и светофором

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

      материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

    Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

    Фланелеграф с изображением нот, ёлочек, птичек, листочков и др

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

    С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

    Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

    Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

    Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

    Фотогалерея: дидактические материалы по математике

    Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

    Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

    Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

    Видеоматериалы по теме

    Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.


    Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

    Ключевые слова: полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплять.

    Целью нашей работы является воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.

    Главный метод работы в ДОО — это игра, а для современного ребенка более актуальны полифункциональные игры.

    Особенности использования полифункциональных игровых пособий:

    – Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;

    – Применение таких игр в различных возрастных группах;

    – Множество вариантов игровых заданий и упражнений как авторских, так и придуманных самостоятельно;

    – Возможность развития и проявления детского творчества. [1]

    Благодаря таким играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.

    Цель: закрепить знания детей о цветах, путем подбора по образцу, расширять словарь, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.

    Материал: карточки с изображением пяти цветных шаров в разной последовательности, картинка формата А4 с изображением детей, набор цветных шаров на липучках.

    Игровые правила: правильно подобрать цвет и последовательность воздушного шарика.

    Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать речь, логическое мышление.

    Материал: карточки с изображением животных, картинка формата А4 с изображением места обитания животных.

    Ход игры: В игре принимают участие один или двое. Дети ставят картинку с изображением животных на место обитания, объясняя свой выбор.

    Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сварить компот, для этого необходимо использовать рецепт и в банку прикрепить ингредиенты строго по рецепту, иначе компот не получится.

    Цель: продолжать формировать умение сравнивать предметы по внешнему виду; рассуждать и обосновывать свой выбор; развивать внимание, наглядно — образную и словесно — логическую память, уметь четко излагать свои мысли.

    Материал: набор карточек предметов,ламинированный лист-основа с изображением весов.

    Ход игры: Ребенку в индивидуальном порядке воспитатель предлагает подбирать предметы по виду, объясняя свой выбор. Например, что больше весит холодильник или яйцо?

    Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления, закреплять умение различать и называть цвета, решать примеры, развивать пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, закреплять умение считать предметы в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество.

    Материал: полотно с разноцветными крючками, ведерки с изображением геометрических фигур, на другой стороне цифры, капельки с примерами и без, декоративные камешки.

    Ход игры:

    1 вариант: Воспитатель предлагает ребенку взять ведерко с геометрической фигуркой, назвать ее цвет и повесить на крючок такого же цвета.

    2 вариант: На доске вывешиваются ведерки с цифрами от 1 до 10. Перед ребенком выкладываются капли с примерами, он должен решить с помощью камешков решить пример и положить в то ведерко. На котором будет соответствующая сумма, например, 2+5=7 и ведерко под номером 7.

    В выше перечисленных пособиях самое главное — это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее «Я«, проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.

    Применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр дает большие возможности и перспективы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

    Монтессори-пособия своими руками для ребёнка 3 лет

    Родители часто спрашивают, как организовать Монтессори-пространство дома, можно ли заменить пособия и как сделать игрушки Монтессори своими руками. Только посещение группы обеспечит полноценную среду, но, если возможности нет, взрослые могут сделать замену некоторым пособиям самостоятельно.

    Сначала поговорим об общих тенденциях развития трёхлеток. У трёхлетних детей продолжает активно развиваться мелкая моторика, поэтому уделите особое внимание подготовке руки к письму. Малыши и сами стремятся работать с мелкими предметами и помогать в домашних делах, что стимулирует развитие мелкой моторики.

    Занятия повседневными делами дома и на кухне — упражнения практической жизни — развивают автономность трёхлеток. Осознание, что больше не нужно просить помощи в одевании, уборке, приготовлении пищи, доставляет детям особое удовольствие.

    Три года — пик развития сенсорных способностей. Дети усваивают различия в цветах, формах, размерах предметов.

    Для развития наиболее актуальных в 3 года навыков, сделайте своими руками следующие Монтессори-материалы для малышей.

    рамки с застёжками Монтессори своими руками

    Рамки с застёжками

    Чистка обуви Монтессори своими руками

    Чистка обуви

    Чистка обуви — классический материл Монтессори-класса. Понадобятся:

    • клеёнка;
    • пара детской обуви;
    • щётка;
    • губка;
    • крем для обуви или обычный детский крем.

    На клеёнку положите грязные ботинки и предложите почистить. Щёткой сметите грязь, если она имеется. Потом нанесите немного крема на губку и круговыми движениями разотрите. Ботинок станет чистым и блестящим — это очень нравится детям. Когда ребёнок освоит занятие, предлагайте ему чистить обувь каждый раз, приходя с улицы.

    пересыпания по Монтессори своими руками

    Пересыпание и переливание

    Хотя игры с крупой и водой актуальны и в более раннем возрасте, в 3 года такая работа становится более организованной, требующей большей концентрации.

    Поставьте на поднос 2 стеклянных кувшина с крупой или водой в одном из них. Покажите, как брать кувшин правой рукой и, придерживая левой, наклонять и переливать или пересыпать содержимое.

    Также можно предложить 2 пиалы с крупой в одной из них и показать, как аккуратно пересыпать ложкой крупу из одной ёмкости в другую.

    резка ножом Монтессори своими руками

    Резка ножом

    Малыш 3 лет способен нарезать для салатов любые овощи и фрукты. Детский нож для готовки должен быть достаточно острый. Покажите, как аккуратно отрезать кусочек, придерживая овощ или фрукт левой рукой. Отрезанный кусок сразу отложите в сторону на отдельную тарелку, только после этого отрезая следующий.

    вышивание по Монтессори своими руками

    Вышивание

    Для вышивания понадобятся:

    • лист не слишком плотного картона;
    • довольно большая иголка.

    На картоне нарисуйте геометрическую фигуру и точками пометьте места, где пройдёт иголка с ниткой. Если предлагаете задание в первый раз, проткните точки. Медленно покажите, как просовываете нитку в иголку и завязываете узел на конце. Затем, продевая иголку то вниз, то вверх, делайте на рисунке стежки по нанесённым на линию точкам.

    рамки-вкладыши по Монтессори своими руками

    Рамки-вкладыши

    Этот материал для подготовки руки к письму настолько важен, что мы рекомендуем приобрести его при первой же возможности, даже если другие материалы вы сделали самостоятельно или заменили на подобные. Если не получится купить рамки-вкладыши, используйте вместо них линейку с геометрическими формами или вырежьте рамки из картона.

    Запомните, как чертить фигуру при помощи рамки: её надо обводить, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаша. Получившуюся фигуру штрихуют. Сначала простыми линиями наискосок, не выходя за контур, потом волнистыми, горизонтальными, вертикальными, пунктирными линиями на выбор ребёнка.

    Шершавый алфавит Монтессори своими руками

    Шершавые буквы

    Хотя активное освоение письма и чтения начинается в 4 года, учить буквы рекомендуется с 3 лет. Для обучения используйте набор шершавых букв, их несложно, хотя трудоёмко сделать самим. Приклейте на одинаковые таблички вырезанные из бархата прописные буквы. При обучении называются звуки, а не буквы. Названия звуков вводится при помощи трёхступенчатого урока.

    Цветные таблички Монтессори своими руками

    Цветные таблички

    Обычно к 3 годам дети хорошо различают цвета, но ещё не знают всех названий. Если вы ещё не предлагали сортировки, обязательно начините с них, прежде чем перейти к изучению цветов.

    Названия вводятся с помощью цветных табличек. Парные таблички делают из картона, приклеив на него квадратик цветной бумаги так, чтобы остался ободок без цвета, за который можно держаться. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

    Детям нравится игра на подбор к табличкам предметов из окружающих среды. Выберете одну из табличек и попросите подобрать предмет, соответствующий заданному цвету.

    Различие размеров по Монтессори своими руками

    Различие размеров

    Другими необходимыми сенсорными материалами в данном возрасте становятся розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и цилиндры. Дома их сделать сложно, однако важно предоставить такие пособия, на которых можно было бы увидеть различия в размерах. Для этого используйте купленные в магазине башни, вкладывающиеся стаканчики, матрёшки, пазлы или самостоятельно сделайте набор одинаковых геометрических фигур разных размеров. Красные штанги заменяются полосками картона разной длины. Во время занятия выстраивается ряд от большому к маленькому (от длинному в короткому, от высокому к низкому).

    Ходьба по линии Монтессори своими руками

    Ходьба по линии

    Это простое упражнение развивает координацию и моторику. На полу чертится линия в форме эллипса. Дома используйте скотч, на улице — начертите линию мелом.

    Предложите детям идти по линии, не оступаясь. Когда ребёнок освоится в ходьбе, сделайте занятие интереснее:

    • сопровождайте ходьбу пением или музыкой;
    • задавайте или меняйте темп хлопками или музыкальными инструментами;
    • давайте переносить предметы;
    • предлагайте различные виды движений: галоп, широкие шаги, вращение плечами.

    Эти Монтессори-пособия и упражнения понравятся малышу от 3 лет.

    Бесплатные уроки от экспертов

    Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

    Мини-курсы для родителей от 199 руб.

    Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

    Читайте также: