Покраска горячих батарей отопления своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

С течением времени батареи отопления могут терять опрятный вид. Нередко краска на них трескается, сползает и появляются некрасивые пятна ржавчины. Конечно, никто не запрещает просто поставить новые, но гораздо проще восстановить внешний вид этой детали интерьера с помощью обычной покраски.

Важность подготовки

Как и в любом серьёзном деле, связанном с ремонтом, основное внимание для начала нужно уделить правильной подготовке к этому процессу. Иначе, результат может получиться гораздо хуже ожиданий.

Выбор времени

Подготовительные процедуры по времени длятся даже дольше, чем сама покраска.

Первое, о чем следует помнить, все работы по покраске радиаторов должны проводиться после завершения отопительного сезона. В противном случае, добиться отличного результата будет очень сложно.

Если же это невозможно, то нужно как минимум перекрыть горячую воду. Можно обратиться к мастерам ЖЭКа за помощью. Когда батареи ощутимо охладятся, самое время начинать работу.

Очистка

Очистить от пыли и жира

Всё поверхности перед обработкой краской следует очистить от пыли и от скопившегося жира. Радиаторы не исключение.

Для устранения пыли, можно:

  • Использовать сухую чистку. Для этого понадобиться ручной пылесос или обычная щётка/тряпка/губка.
  • С помощью влажной очистки водой и губкой.

Скопившийся на батарее жир также обязательно должен быть очищен. Для того, чтобы избавиться от него, достаточно использовать обычное средство для мытья посуды и губку. После того, как батарея была помыта, нужно оставить её сохнуть.

Устранение облупившейся краски

Есть несколько способов очистки радиатора от краски, которая со временем облупилась и слезла.

Щетка

С помощью щетки

С помощью металлического скребка вполне возможно удалить старую краску. Но это очень трудоёмкий процесс и займёт он продолжительное время. Конечно, в случае отсутствия альтернативы этот способ вполне пригодится.

Болгарка

Болгарка

Болгарка со специальной насадкой (в виде металлической щётки) значительно упростит и ускорит процесс очистки старого слоя.

При использовании болгарки нужно контролировать работу на высоких оборотах. Очень просто вместе со слоем краски повредить саму поверхность радиатора.

Удалять все покрытие не опционально. Будет достаточно избавиться от потрескавшихся участков.

Химические средства

Используют специальные химсоставы очень просто смыть старую краску с радиатора.

Есть несколько видов таких растворителей:

Смывка краски

  • Гели и пасты. Такие составы нужно наносить непосредственно на батарею с помощью кисти (с натуральной щетиной). После чего нужно оставить их на радиаторе в течение требуемого времени. Для разных средств оно может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов. Чтобы эффект был ещё лучше, можно накрыть батарею с химическим составом пленкой из полиэтилена. Когда краска размягчится, все что нужно сделать — убрать её с батареи с помощью шпателя или щётки.
  • Спреи и аэрозоли. Такие вещества очень удобно наносить на батарею, даже на самые труднодоступные участки. Спустя несколько минут — час они начинают активно действовать и размягчают краску. После этого можно просто удалить её щёткой.

Работа с химическими составами не безопасна. Из-за испарений процедуры нужно проводить в вентилируемом помещении. В ходе работы обязательно необходимо пользоваться очками и перчатками, по возможности, защитным респиратором. Перед применением не лишним будет удостовериться, что металл, из которого сделан радиатор не вступит в реакцию с химическим составом, иначе поверхность батареи можно повредить.

Грунтование

Когда старая краска успешно счищена с поверхности, следует хорошо прогрунтовать радиатор. Этот процесс применяется, чтобы устранить мелкие неровности, царапины и трещины. Батареи из стали или меди лучше обработать наждачкой, а чугун обычной металлической щёткой. Затем батарею нужно ещё раз обезжирить и приступить к самой грунтовке.

Состав для грунтовки должен сочетать такие характеристики:

Иногда ремонт проводится зимой, в отопительный сезон, поэтому надо знать, можно ли красить горячие батареи. Новые красители обладают улучшенным качеством, что позволяет красить радиаторы, даже когда они нагреты.

Процесс покраски батареи

Чем лучше покрасить горячие батареи

Отопительные приборы подвергаются действию горячей воды и поэтому быстро выходят из строя. На поверхности батареи возникает коррозия. Для предотвращения коррозии конструкцию окрашивают специальной краской, которая может выдерживать сильные перепады температур, создает стойкую пленку и долго сохраняет цвет. Если ремонт делают зимой, то покупают краску, не имеющую сильного запаха.

Для окрашивания горячих батарей используют такие составы:

  1. Алкидные.
    Они долго сохраняют свой оттенок, не пахнут и используются для внутренних работ в помещении. Алкидные красители считаются современной версией масляных красителей, они имеют такой же механизм отвердевания. Такие красители изготавливают из алкидных смол, которые производятся при помощи температурной обработки масел и многоатомных спиртов. В магазинах составы продают в основном в растворенном виде. В зависимости от вида спирта они подразделяются на пентафталевые или глифталевые. Краски растворяются уайт-спиритом, нефрасом или ортоксилолом.
  2. Акриловые.
    Выдерживают высокую температуру и применяются для окраски горячих приборов отопления. Основой красителя являются полимеры. Краски могут быть водными или на лаках. Для получения эластичности составов и стойкости к окружающей среде при их изготовлении применяют добавки и наполнители. Красители быстро высыхают, отличаются слабым запахом, не раздражают органы дыхания, работать с такими составами безопасно для здоровья. Эти красители не теряют свой цвет со временем, их можно использовать даже на кухне, где часто бывает пар или температурные перепады.
  3. Краска для батарей.
    Есть акриловые составы, которые смешивают с растворителем, они создают глянцевую поверхность. Для окрашивания такими составами не нужна предварительная грунтовка. Слой высыхает быстро.
  4. Масляные.
    Прочные и стойкие, но высыхают слишком долго. Эти красители сохраняют цвет, но имеют сильный запах, поэтому для работ в квартире применяются редко.

Кроме того, батарею можно окрашивать баллончиками с аэрозольной автомобильной эмалью. Такой способ экономит состав и облегчает работу.

Материалы и инструменты

Часто люди окрашивают лишь лицевую часть батареи отопления, но это неправильно. На обратной стороне может возникать ржавчина и распространяться на большой участок. Предотвратить распространение коррозии поможет качественная краска. Нужно купить в магазине специальную краску, устойчивую к высокой температуре и долго сохраняющую цвет.

Краску можно выбрать любого оттенка, не обязательно белую, главное, чтобы тон батареи вписывался в дизайн комнаты. В детской можно покрасить приборы отопления яркой краской, можно даже нарисовать пейзаж на панельных устройствах.

Перед началом окраски радиаторов надо приготовить инструменты:

  • скребок для удаления старой поверхности краски;
  • наждачную бумагу;
  • несколько кистей;
  • валик;
  • тряпку.

Подготовительные работы

Нужно заранее подготовить поверхность для окраски. От этого зависит качество покрытия.

При подготовке радиатора для окрашивания выполняют такие работы:

  1. Вначале нужно очистить отопительный прибор от грязи.
  2. Затем батарею осматривают, чтобы найти на ней ржавчину.
  3. Потом при помощи скребка и наждачной бумаги удаляют старую краску.
  4. После того как поверхность батареи будет очищена от старого покрытия, батарею обрабатывают раствором грунтовки.
  5. Затем наносят праймер, это позволит выровнять покрытие, удалить неровности, обеспечить сцепление краски с поверхностью.
  6. Грунтовку выбирают в зависимости от вида краски.
  7. Место работы застилают целлофаном, причем закрыть следует и пол, и стену.

Главная сложность подготовительного этапа состоит в удалении старой краски. Есть несколько методов устранения старого покрытия. Самым доступным является химический способ.

Для приготовления химического состава для удаления краски нужно приготовить:

  • 1 кг кальцинированной соли;
  • 1 кг извести;
  • 5 л воды.

Химический состав для удаления краски

Смывочный раствор наносят на отопительный прибор, держат его 5-10 минут, а затем удаляют краску при помощи скребка.

Смывочный раствор готовят так: в емкость объемом 10 л наливают горячую воду, кладут соду, размешивают ее, добавляют маленькими порциями известь, перемешивают раствор и настаивают 10-15 минут. Этот раствор наносят на отопительный прибор, держат его 5-10 минут, а затем удаляют краску при помощи скребка.

Обратите внимание на: Окраска чугунных радиаторов: подготовка поверхности, выбор лакокрасочного материала, пошаговая инструкция по покраске

Механический метод устранения краски с радиатора основан на применении дрели с насадкой. Во время работы не надо сильно давить, чтобы не испортить металл. Когда подготовительные работы будут закончены, приступают к покраске.

Инструкция по окраске

  1. Сначала надо проверить, чтобы пол и стены были закрыты от попадания красителя.
  2. Если нужно, следует положить добавочный целлофан.
  3. Предварительно надо изучить инструкцию к красящему составу, размешать смесь, чтобы получилась однородная консистенция.
  4. Начинают окрашивание с труднодоступных участков. Для этого применяют узкие кисточки с гнутой ручкой.
  5. Наружную часть батареи окрашивают валиком или широкой кисточкой.
  6. Красить нужно сверху вниз, таким образом не будет подтеков и состав не будет разбрызгиваться в стороны.
  7. Чтобы получилось качественное покрытие, нужно нанести 2 слоя краски.
  8. Второй слой следует наносить лишь после того, как полностью высохнет предыдущий.

Инструкция по покраске батареи

Если окрашивание выполняют при помощи баллончика с аэрозолем, то распыление краски надо выполнять с расстояния 30 см. После окрашивания батареи нужно проветрить комнату. Если соблюдать эти требования, то радиатор можно окрашивать при включенном отоплении.

Правила, которые надо учитывать при окрашивании горячих батарей:

  1. На поверхности прибора отопления при окрашивании не должны образовываться потеки краски. Для этого следует наносить средство тонким слоем.
  2. Задняя сторона радиатора может окрашиваться посредством изогнутой кисти, а при ее отсутствии можно воспользоваться зубной щеткой.
  3. Если теплую батарею в комнате решено очищать химическим методом, то нужно надеть защитные перчатки и одежду, чтобы химические вещества не попали на кожу. Для защиты органов дыхания можно использовать респиратор.
  4. После того как радиатор будет окрашен, надо обязательно проветрить помещение. Лучшим вариантом будет использование акриловых красок, не имеющих запаха, или специальных красителей, выпускаемых для окрашивания отопительных батарей.
  5. Скрытые части и трубы отопления можно не окрашивать, поскольку при этом будет сохраняться лучшая теплоотдача.
  6. Прежде чем приобретать лакокрасочный состав, следует внимательно прочитать инструкцию по нанесению красителя.

Батареи центрального отопления можно окрашивать горячими зимой в отопительный сезон. Современные составы выдерживают высокую температуру и не утрачивают прочностных характеристик. Если соблюдать все рекомендации при подготовке приборов отопления и выполнении работ по окрашиванию горячих батарей, то покрытие будет отличаться долговечностью.

Покраска труб отопления: как и чем покрасить, пошаговая инструкция.

Покраска керамической плитки в ванной, кухне, на полу: выбор необходимой краски, пошаговая технология работ

Окраска чугунных радиаторов: подготовка поверхности, выбор лакокрасочного материала, пошаговая инструкция по покраске

Покраска кирпичной стены: выбор краски и подготовка поверхности, технология окрашивания

Покраска виниловых обоев: на флизелиновой или другой основе, выбор краски и технология работ

Традиционно у многих домовладельцев ремонтные работы начинаются одновременно с отопительным сезоном. Поэтому проблемы с безопасностью и надежностью старых радиаторов никуда не уходят, и красить батареи в отопительный сезон все равно приходится, хочется того или нет. Лучше все же покрасить горячую трубу отопления, чем рисковать и ждать целый сезон до наступления теплой погоды.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Красить горячую поверхность нужно быстро

Можно ли красить радиаторы отопления горячими

В теории все современные лакокрасочные материалы создавались исключительно для нанесения на поверхность в условиях рабочих температур в 15-30 о С. Все остальные варианты покраски считаются аномальными, хотя на многих упаковках можно встретить надпись — краска для труб горячего водоснабжения. Это не означает, что производитель рекомендует красить горячую батарею в комнате, компания лишь допускает, что после высыхания лакокрасочный материал может переносить нагрев температуры кипения воды.

Условно, без особых ограничений можно дома красить теплые батареи с температурой до 50 о С. Это никак не повлияет ни на качество, ни на условия работы радиаторов. Во всех остальных случаях нужно будет несколько раз подумать, прежде чем пытаться организовать покраску горячих батарей отопления у себя в квартире, когда за окном мороз, отопительный сезон в разгаре, и возможности полноценно проветрить помещение практически никакой.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Окрашивание акриловой дисковой краской

Чем грозит попытка красить горячую батарею, температурой так в 80-90 о С:

  • Быстрое, а в некоторых случаях почти мгновенное испарение растворителя, в результате над батареей в комнате образуются облака из токсичных компонентов растворителя;
  • Быстрое схватывание лаковой основы краски. Вместо сплошного и более-менее равномерного слоя получается комковатая пористая масса;
  • Толщина лакокрасочного слоя увеличивается в 1,5-2 раза против обычного окрашивания.

В некоторых случаях элементы системы горячего водоснабжения и отопления можно красить без особых проблем. Например, можно без опаски покрасить стояк — горячую трубу отопления, от нее проку мало, большая часть тепла в комнате выделяется именно через радиатор, поэтому можно экспериментировать с краской в отопительный сезон.

Если есть сомнения в том, насколько лакокрасочный материал подходит для окрашивания разогретой поверхности, всегда можно попробовать покрасить горячую батарею в ванной комнате. Хорошая вентиляция, качественная изоляция дверей и небольшой объем помещения помогут быстро удалить пары растворителя из комнаты, поэтому риска в эксперименте нет никакого.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Краска для горячих батарей отопления

Сразу стоит отметить лакокрасочные материалы, которыми ни в коем случае нельзя красить разогретые, пусть даже до 100 о С, трубы и радиаторы отопления. В этот список входят все краски и эмали, в состав растворителя которых входят бутиловый, этиловый, метиловый спирты, толуол и ксилол. Пары этих веществ становятся крайне токсичными при высокой температуре и могут привести к отравлению при их вдыхании.

Второй тип красок, запрещенных к использованию для окрашивания батареи в отопительный сезон, это нитрокраски и нитроэмали. В их состав входит ацетон и этиловый спирт, что крайне негативно влияет на условия работы. Но дело даже не в этом, температура испарения ацетона чуть более 40 о С, поэтому на горячих батареях нитрокраска будет пучиться комками и пузырями.

Покрасить батарею отопления в отопительный сезон можно:

  • Масляными лаками и красками;
  • Акриловыми ЛКМ;
  • Алкидными лакокрасочными материалами.

Полиуретановые и эпоксидные материалы для окрашивания батарей в отопительный сезон даже не рассматриваются.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Самодельная краска для труб в отопительный сезон

Эпоксидные смолы и краски применяются для окрашивания элементов горячей арматуры и труб, и даже батарей отопления, но делается это в специфических условиях промышленного производства.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Покрытие получается похожим на металл

В домашних условиях можно попытаться самостоятельно изготовить окрасочный материал для труб горячего водоснабжения на основе эпоксидного клея ЭДП5, ЭДП5М, небольшого количества разбавителя или ацетона и наполнителя из сухой алюминиевой пыли — серебрянки. Такой вариант привлекает тем, что:

  • Краска для горячих батарей отопления получается без запаха;
  • Великолепно прилипает к чугунной и алюминиевой поверхности;
  • Не выгорает от нагрева в течение длительного отопительного сезона.

По сути, это лучшее, что есть на сегодня, если требуется красить горячую батарею в жилой комнате, да еще в отопительный сезон. Недаром большинство алюминиевых радиаторов отопления в промышленности покрываются полиуретан-эпоксидными материалами, средняя стойкость такого покрытия составляет несколько десятков отопительных сезонов.

К отрицательным сторонам самодельной эпоксидной защиты относят две проблемы:

  • Сложно найти эпоксидную смолу высокого качества с модифицированным отвердителем на фталевой-малеиновой основе;
  • Длительный и трудоемкий процесс подбора оптимальных соотношений растворителя, смолы и отвердителя.

Для каждой марки смолы и отвердителя он находится только методом проб и ошибок. Получается, чтобы найти оптимальный рецепт, потребуется покрасить трубу с горячей водой несколько десятков раз. В случае удачи проблема решается раз и навсегда. Понятно, что мало у кого хватает терпения на эксперименты, проще купить краску для горячих труб отопления на один отопительный сезон, чем тратить время и силы в поисках универсального решения.

Можно красить горячие батареи отопления эмалью

Алкидные материалы не дают высокой плотности лакокрасочного слоя, поэтому работать с ними сложно. Чтобы получить тонкий и твердый слой краски, нужно наносить несколько слоев ЛКМ, как минимум два. Первый слой наносится на грунт и просто растирается с максимальной силой по металлу. Стартовое покрытие получается очень прочным, тонким, с матовой поверхностью. Если до окончания отопительного сезона осталось немного времени, то лучше оставить в таком виде и покрасить радиаторы уже с приходом весны.

Если отопительный сезон только начался, то второй слой алкидной эмали лучше нанести с помощью пульверизатора или аэрозольного баллончика. Если покрасить нужно безотлагательно, то можно работать и кисточкой.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Грунт для горячей покраски

Можно ли красить горячие батареи акриловой краской

Чаще всего для окрашивания радиаторов, уже заполненных горячей водой, выбираются именно акриловые краски. Они нормально ложатся на правильно подготовленную поверхность, дают плотный слой с равномерной окраской.

Единственным недостатком считается высокая скорость испарения воды. Для схватывания акриловой массы необходимы кислород воздуха и вода. На горячих трубах водная основа испаряется очень быстро, поэтому поверхность может получиться шероховатой, без глянца. По завершению отопительного сезона можно покрасить батарею второй раз или ждать снижения температуры батарей.

К недостаткам акриловых красок относят противный запах, поэтому, прежде чем покрасить радиатор, нужно будет организовать нормальное проветривание помещения, хотя испарения акриловых ЛКМ не столь вредны, как пары растворителей алкидных составов и нитроэмалей.

Расчет краски для батарей

Планируйте расход краски не менее 250 мл на один стандартный радиатор из 8 регистров. Для того, чтобы покрасить акриловыми красками, на одну батарею потребуется материала на 40% больше.

Важно! Масляные краски используются крайне редко по одной простой причине. Если покрасить батарею в отопительный сезон, то через несколько лет, когда придет время обновления лакокрасочного покрытия, содрать старую масляную основу будет невероятно сложно. Из-за высокой температуры олифа полимеризуется в очень прочную и вязкую пленку, удалить которую можно только обжигом.

Если ничего нет под рукой, а ситуация требует вмешательства, то лучше использовать классическую эмаль ПФ-115. В отопительный сезон можно покрасить одним слоем, этого будет достаточно, чтобы дожить до лета.

Необходимые инструменты и материалы

Для выполнения работ потребуется достаточно большой перечень материалов и инструментов:

  • Электродрель со щеткой-насадкой, стальной или бронзовой щетиной;
  • Ручная металлическая щетка;
  • Ветошь для удаления старой краски;
  • Наждачная шкурка крупного и среднего зерна;
  • Две кисточки с короткой жесткой щетиной, одну придется обрезать и закрепить на длинной ручке под углом;
  • Настольный или напольный вентилятор;
  • Респиратор, перчатки.

Совет! Купленную краску для горячих труб отопления лучше всего заранее проверить на качество и скорость высыхания на горячей поверхности.

В разгар отопительного сезона трубы разогреваются в среднем до 80 о С. Считается, что если кисть не прилипает-пригорает к трубе, а на уложенном слое не образуется “рябь” и “корочка”, то нею можно покрасить батарею отопления в отопительный сезон.

Подготовительные работы

В первую очередь необходимо освободить место для окрашивания батареи. Столь хлопотное дело, как покраска радиатора, да еще в отопительный сезон, требует убрать все лишнее вокруг радиатора и организовать нормальное проветривание помещения.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Руками краску с разогретого металла счищают в труднодоступных местах

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Первый этап, как правило, наиболее грязный и требует регулярной влажной уборки вокруг места установки батареи. Будет полезным использовать небольшой пылесос, с помощью которого очень удобно собирать пыль со старой краски, особенно из-за и из-под регистров.

Прежде чем содрать краску электродрелью с металлической насадкой, нужно защитить стыки между регистрами, лучше всего замотать капроновым шнуром. Жесткая бронзовая щетина на больших оборотах вращения моментально вырезает резиновое и льняное уплотнение, а во время отопительного сезона это может иметь просто катастрофические последствия.

После снятия верхнего слоя краски металл нужно будет аккуратно зачистить наждачной бумагой, особенно на углублениях, на ребрах и сгонах. Делать это нужно вручную, без электродрели, иначе, опять же, серьезно возрастает риск повредить батарею.

Последним этапом нужно очистить металл от пыли, горячую батарею моют губкой или тряпкой, обязательно чистой водой с небольшой добавкой кальцинированной соды.

Важно! В процессе работы помещение нужно как минимум несколько раз проветривать, не нужно бояться выхолодить комнату. Мощность теплоотдачи в отопительный сезон настолько велика, что за несколько часов проветривания, даже в сильный мороз, шансы разморозить трубы почти равны нулю.

Как покрасить горячую батарею отопления

Очищенную и высушенную металлическую поверхность, перед тем как покрасить, нужно еще раз протереть сухой чистой тряпкой, чтобы удалить остатки содового налета.

Последовательность выполнения работ выглядит следующим образом:

После того как была выполнена большая часть работы, батарею можно оставить в таком виде до окончания отопительного сезона. По внешнему виду она мало чем отличается от тех, которые окрашены летом при нормальной температуре. Если же условия требуют завершения работ, нужно будет нанести завершающий слой краски, лучше всего с помощью пульверизатора или же обычной мягкой кистью.

Красить лицевую поверхность нужно быстро. Материал краски начинает кипеть на поверхности, над горячей батареей появляется облако растворителя. Поэтому, если есть возможность, нужно открыть дверь и окно, поставить вентилятор и активно выдувать облако за пределы помещения.

Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью

Очень важно, чтобы на поверхности был глянец

Советы опытных мастеров

Последний слой не означает, что работы полностью закончены. Если важно довести внешний вид батареи до идеального состояния, то можно выполнить глянцевание либо полировку. Это не только борьба за внешний вид радиатора, гладкая поверхность отдает значительно больше тепла в воздух, чем шероховатая грунтованная. Тем более, это имеет смысл делать в процессе отопительного сезона, для того чтобы улучшить обогрев помещения.

В простейшем случае лицевой слой краски просто полируется мягкой тканью, смоченной в мыльной воде. Понятно, что работать с горячей поверхностью не очень комфортно, поэтому можно пойти другим путем. Например, нанести дополнительный слой полиуретанового или алкидного лака, дающего глянец. Лаком лучше красить теплые радиаторы отопления, тогда появление глянца гарантировано.

Краска, все равно какая — алкидная либо нитроэмаль, и уж тем более масляная, из-за высокой температуры горячей батареи находится в достаточно пластичном состоянии, поэтому до окончания отопительного сезона желательно избежать каких-либо работ с радиатором, не пытаться ставить на него вещи, чистить или использовать в виде подставки.

Заключение

Красить горячую батарею во время отопительного сезона не составит особой проблемы, значительно сложнее не заработать отравление от испарений краски. Поэтому будет нелишним, если в доме имеются средства защиты, лучше всего противогаз и респиратор с фильтрами. Помещение нужно обязательно почаще проветривать, даже если батареи в разгар отопительного сезона греют весьма посредственно.


Обсудить статью на форуме

Если вы хотите затеять ремонт, во время которого должна пройти покраска батарей, то лучше всего это сделать в теплое время года. Посторонние запахи легко можно убрать с помощью проветривания. Да и сами радиаторы будут холодными, что хорошо для их обработки.

Но, если же ремонт нужно сделать во время отопительного сезона, то нужно знать, можно ли красить горячие батареи отопления вообще. А, если да, то, как покрасить их правильно, чем обработать до основных работ и собственно, чем же можно, все-таки, красить именно горячие батареи. Ведь они являются частью интерьера, и их внешний вид существенно влияет на общую атмосферу. Также покраска необходима не только со стороны декорирования, но и для продления срока эксплуатации.


Рекомендации по окрашиванию горячих батарей

Еще до начала ремонта необходимо запастись всем необходимым. Для того, чтобы покрасить что-либо, в том числе и радиаторы, необходима краска. Но выбор ваш будет зависеть не только от желаемого цвета, но также необходимо учитывать то, что красить придется горячую поверхность. Ведь мы уже узнали, что на вопрос, можно ли красить радиаторы отопления именно горячими, ответ положителен. Но какую же краску выбрать, учитывая эту особенность? Всем известные масляные краски для этой цели очень редко используются, поскольку появились более подходящие варианты.

Можно выбрать алкидную эмаль. Чем хорошо красить эмалью? В первую очередь, обращаем внимание на то, что она устойчива к нагреванию. Ее недостаток — наличие резкого неприятного запаха, а также возможное пожелтение через некоторое время уже на поверхности.


Еще одним вариантом краски являются силиконовые составы. Они выдерживают максимально высокие температуры нагрева и, при этом, совершенно не меняют своих качеств. Окрашивание можно производить даже на неподготовленную поверхность. В результате получится красивый вид и полуматовый блеск. Эта краска служит очень долго. Она не шелушится, не стирается и не меняет цвет. Единственное замечание, которое можно предъявить в ее адрес — это очень высокая цена. В связи с этим она не очень популярна.

Если с красящими веществами все понятно, то нужно уточнить, что еще необходимо. Если предполагается классическая покраска кисточками, то нужно запастись несколькими экземплярами разного вида: тоньше и толще. Также можно использовать распылитель. Он сэкономит краску, поскольку ложиться тонко и аккуратно. Но на всякий случай необходимо иметь при себе ветошь, чтобы убрать остатки краски, например, с пола. Также растворитель для краски, перчатки из резины и респиратор, если ваш выбор все-таки пал на краску с запахом, также наждачную бумагу для подготовки поля работ.

Рекомендации по подготовке радиатора

Качество работы по покраске зависит от качества подготовки напрямую. Сначала нужно подготовить фронт работ.

Важно! В независимости от того старая батарея или новая, ее необходимо очистить и обезжирить.

Для этого подойдет ершик, мочалка или ветошь и вода. Сначала нужно хорошенько промыть поверхность. После обезжирить с помощью однопроцентного раствора нашатыря. И можно приступать к грунтованию. Или же можно пойти другим путем и очистить батареи от старой краски двумя способами:

  1. Способ очень прост, но экономически более затратный. В строительном магазине можно приобрести специальное химическое средство. Оно легко устранит не только краску, но и все загрязнения.
  2. Этот способ заключается в механической очистке с помощью наждачной бумаги, ножа, специальных скребков и насадок для дрели.

Будьте осторожны при этих действиях. Защитите глаза очками, а руки перчатками. Также данные работы рекомендуют выполнять в одежде, закрывающей максимально тело.

Для полной очистки радиаторы иногда снимают. Это, конечно же, хлопотно. Но результат того стоит, ведь получается очистить старую краску даже в труднодоступных местах.

Важно обращать внимание на наличие коррозии и ржавчины. Во-первых, если ржавые места проигнорировать и просто закрасить, то они могут проступить через некоторые виды красок. А во-вторых, она далее будет не только существенно портить внешний вид батареи, но и разрушать ее. В результате, нужно будет полностью менять радиатор.

Как же правильно избавиться от ржавчины? Существует несколько способов:

  1. Первый и самый экономически выгодный — механический. Нужно убрать ржавчину с помощью щетки по металлу или ершика, шлифовального устройства и т. д.
  2. Самый легкий способ — снятие ее остатков с помощью специальных химических растворов, которые предлагают все строительные магазины.

Важно соблюдать меры предосторожности при работе с данными составами и максимально защитить свое тело от попадания с помощью одежды и перчаток.

После того, как этап снятия остатков предыдущих красящих веществ завершен, батарею нужно как следует вымыть мокрой тряпкой и дать просохнуть. И приступать к следующему этапу работ.

Проведение грунтовки

Грунтование поверхности необходимо производить очень тщательно в два слоя. При этом двигаться сверху вниз. Нужно помнить, что именно этот этап существенно влияет на то, настолько качественно будет проведено окрашивание и как долго прослужит результат его результат.


Грунтовку можно выбирать любую. Например, ГФ-021 можно использовать вместе с эмалями МА и ПФ. Если вы уже решили, какую краску будете использовать, то просто спросите в работников строительного магазина грунтовку того же производителя. Так будет правильнее всего.

Обратите внимание! Если масляную краску нанести (обязательно в один слой) поверх грунтовки, то она повысит теплоотдачу на 5%.

Рекомендации по окрашиванию

Если вы решились сделать ремонт именно в отопительный сезон и, при этом, в покраске нуждается не стандартная чугунная батарея, а конвектор, стоит обратить внимание на следующую рекомендацию. Снимите корпус и окрасьте, а те части прибора, которые видно не будет, в том числе и трубы, не стоит красить, поскольку краска заберет на себя некоторую часть тепла, которое ушло бы на обогрев.

В независимости от того, что придется окрашивать: новый конвектор или старый радиатор, для максимально положительного и стойкого результата необходимо производить работы тщательно и аккуратно. Краска должна ложиться тонким слоем, наличие потеков недопустимо. Для покраски батареи отопления сзади можно пользоваться специальной щеточкой изогнутой формы, либо же просто зубной щеткой.

Также в целях безопасности рекомендуем в обязательном порядке хорошо проветрить помещение. А детей и пожилых людей лучше на это время оставить погостить у родственников. Если же окрашивание проводилось акриловой краской, то проблем с посторонними запахами не возникнет.

Важно! Если вы не знаете, какими красками можно покрасить батареи отопления на старую краску, то берите акриловую. Она легко решит эту проблему.

Рекомендации по окрашиванию биметаллических и алюминиевых радиаторов

Новые биметаллические и алюминиевые батареи, выглядят хорошо. Но можно ли их обновить до такого же состояния, да еще и при отоплении включенном, в холодное время года? Это вопрос, ведь такие конструкции окрашиваются при изготовлении специальными составами и порошков. Но, что же делать, если радиатор совершенно утратил внешний вид. Стоит попробовать его немножко освежить.

Для начала необходимо снять покрытие до металла. В этом поможет шлифовальная машинка. После этого необходимо провести грунтование. После — окраску алкидной эмалью.


Или можно обновить первозданный вид радиатора с помощью порошкового окрашивания дома. К сожалению, такую процедуру выполнить не получится. Оказывается, приобрести специальные пигментные порошки можно, но для нее еще нужен и специальный распылитель. Но даже, если бы и он нашелся, то источника напряжения, которое должно иметь конкретное значение, в квартире не найдется. Так, как и температурный режим после окрашивания в 170-350 градусов, мы тоже обеспечить не сможем.

Использование алкидных красок

Использование красок с алкидным составом при нанесении на горячие поверхности можно охарактеризовать исключительно с положительной стороны. Ведь они выдерживают температурный режим до 150 градусов. И не меняют цвет, если градус не поднимается выше 120. Единственный минус — это неприятный запах. Он не только будет присутствовать во время процесса окрашивания, но и некоторое время после. Также, если отопление было выключено и его включить, то можно вновь ощутить знакомый химический аромат. Но через небольшой промежуток времени его будет неслышно.


Если вам нужно делать ремонт в холодное время года, то теперь вы знаете, что окрашивать горячие радиаторы можно, как это лучше делать и чем. Обязательно одевайте респиратор, если вы выбрали краску с запахом и проветривайте помещения. Удачного вам ремонта!



Если вы хотите затеять ремонт, во время которого должна пройти покраска батарей, то лучше всего это сделать в теплое время года. Посторонние запахи легко можно убрать с помощью проветривания. Да и сами радиаторы будут холодными, что хорошо для их обработки.

Но, если же ремонт нужно сделать во время отопительного сезона, то нужно знать, можно ли красить горячие батареи отопления вообще. А, если да, то, как покрасить их правильно, чем обработать до основных работ и собственно, чем же можно, все-таки, красить именно горячие батареи. Ведь они являются частью интерьера, и их внешний вид существенно влияет на общую атмосферу. Также покраска необходима не только со стороны декорирования, но и для продления срока эксплуатации.

Какую краску выбрать

Радиаторы подвергаются коррозии, так как на них воздействуют температурные перепады. Для их окрашивания используются составы:

  1. Акриловые. Способны выдержать высокие температуры, поэтому краска лежит длительное время.
  2. Алкидные. Эти красители, изготовленные на масляной основе, использующиеся для внутренних отделочных работ.
  3. Лакокрасочные материалы для батарей. Составы на основе акрила, смешанные с растворителями. Перед окрашиванием грунтовать поверхность не требуется.
  4. Масляные. Обладают прочностью и устойчивостью, но долго подсыхают и сильно пахнут.


Внимание. Удобно и легко окрашивать радиатор автомобильной эмалью из баллончика.

Чем лучше покрасить горячие батареи

Отопительные приборы подвергаются действию горячей воды и поэтому быстро выходят из строя. На поверхности батареи возникает коррозия. Для предотвращения коррозии конструкцию окрашивают специальной краской, которая может выдерживать сильные перепады температур, создает стойкую пленку и долго сохраняет цвет. Если ремонт делают зимой, то покупают краску, не имеющую сильного запаха.

Для окрашивания горячих батарей используют такие составы:

  1. Алкидные. Они долго сохраняют свой оттенок, не пахнут и используются для внутренних работ в помещении. Алкидные красители считаются современной версией масляных красителей, они имеют такой же механизм отвердевания. Такие красители изготавливают из алкидных смол, которые производятся при помощи температурной обработки масел и многоатомных спиртов. В магазинах составы продают в основном в растворенном виде. В зависимости от вида спирта они подразделяются на пентафталевые или глифталевые. Краски растворяются уайт-спиритом, нефрасом или ортоксилолом.
  2. Акриловые.Выдерживают высокую температуру и применяются для окраски горячих приборов отопления. Основой красителя являются полимеры. Краски могут быть водными или на лаках. Для получения эластичности составов и стойкости к окружающей среде при их изготовлении применяют добавки и наполнители. Красители быстро высыхают, отличаются слабым запахом, не раздражают органы дыхания, работать с такими составами безопасно для здоровья. Эти красители не теряют свой цвет со временем, их можно использовать даже на кухне, где часто бывает пар или температурные перепады.
  3. Краска для батарей. Есть акриловые составы, которые смешивают с растворителем, они создают глянцевую поверхность. Для окрашивания такими составами не нужна предварительная грунтовка. Слой высыхает быстро.
  4. Масляные. Прочные и стойкие, но высыхают слишком долго. Эти красители сохраняют цвет, но имеют сильный запах, поэтому для работ в квартире применяются редко.

Обратите внимание на: Растворители для акриловых красок: разновидности и нюансы использования

Кроме того, батарею можно окрашивать баллончиками с аэрозольной автомобильной эмалью. Такой способ экономит состав и облегчает работу.

Подготовка под окрашивание

Перед окрашиванием батарей, необходимо провести подготовительные операции:

  1. Очистить поверхность от грязи.
  2. Осмотреть радиатор на наличие коррозии.
  3. Удалить с помощью наждачной бумаги ржавчину.
  4. Устранить старую краску шпателем.
  5. Нанести праймер, чтобы выровнять поверхность.
  6. Загрунтовать основание.
  7. Под батарею подстелить целлофан.


Внимание. Чтобы удалить старую краску быстро лучшим решением будет применение дрели с насадкой. Важно сильно не надавливать, чтобы металл не испортить.


Какая краска необходима для окрашивания батарей?

К краске для целей окрашивания батарей предъявляется целый ряд требований:

  • термостойкость – не ниже 100°С;
  • устойчивость к истиранию;
  • нетоксичность.

Большим спросом пользуется состав с содержанием металлической пудры. Хорошие отзывы имеются об эмалях на водной основе и термостойких лаках. Важно, чтобы краска была предназначена именно для металла, в частности, для чугунных изделий, а также была схожа по компонентному составу с грунтовкой. В противном случае адгезия будет очень слабой, и радиатор может даже покрыться пузырями.

Какой краской можно придать радиаторам стойкий цвет и глянцевый блеск надолго? Ответ очевиден — краска акриловая на органических растворителях. Она хорошо подходит для радиаторов отопления, но при работе с ней не избежать резкого запаха.

Водно-дисперсионная краска быстро сохнет, но важно подобрать именно ту, которая предназначена именно для радиаторов отопления, потому что с металлом совместимы не все типы подобных красок.

Алкидные эмали формируют однородное покрытие, и поверхности надолго останутся привлекательными, однако и здесь недостатком является наличие резкого запаха не только при окраске, но и некоторое время, когда батареи горячие.

Как производить окрашивание поверхности

Алгоритм проведения работ:

  1. Пол и стены следует застелить от попадания окрасочного состава. При необходимости застелить целлофаном дополнительно.
  2. Изучить, как правильно размешать смесь для получения однородной консистенции.
  3. Начинать окраску с труднодосягаемых мест, для этого используются изогнутые флейцевые кисти.
  4. Наружные части радиатора окрасить с помощью валика маленького размера или широким флейцем.
  5. Окрашивание выполнять сверху вниз, чтобы не было потеков, при этом предпринимать меры от разбрызгивания краски.
  6. Для получения качественного покрытия, наносить материал следует красить основание дважды.
  7. После нанесения первого слоя необходимо выждать время, чтобы краска высохла.


Внимание. После проведения работ комнату необходимо проветрить.


Выбор краски для радиаторов. Сравнительная таблица

Рабочий процесс по окрашиванию батарей и труб термостойкими составами включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка обрабатываемой поверхности.
  2. Нанесение красящего состава.

Для проведения работ потребуются такие инструменты и материалы:

  • Щетка с металлической основой.
  • Кисти малярные – обычная и радиаторная.
  • Наждачная бумага крупной зернистости.
  • Щеточка для очистки.
  • Шпатель с металлическим наконечником.
  • Грунтовка по металлу.
  • Краска для батарей.
  • Обезжиривающий или растворяющий состав.

Чтобы выполнить качественную окраску отопительных приборов своими руками, необходимо правильно подготовить поверхности. Подготовительные работы включают себя следующие мероприятия: очистку от старого покрытия, удаление коррозии, обезжиривание и грунтование.

  1. Поверхность тщательно зачищается: удаляется старое покрытие, места, поврежденные коррозией, шлифуются до блеска. Загрязнения удаляются щеточкой, а краска – шпателем или специальными химическими средствами.
  2. После удаления краски поверхность шлифуется щеткой с металлической щетиной, специальной насадкой на дрель или шлифмашинкой. В работе с очисткой поверхности используются средства индивидуальной защиты.
  3. Очищенная поверхность шкурится наждачной бумагой, обезжиривается любым доступным раствором.
  4. На подготовленную поверхность наносится грунтовка с антикоррозийными свойствами для максимальной защиты от коррозии и повышения адгезии красящего состава с основанием.

Большинство современных составов наносится на холодную поверхность, поэтому перед окрашиванием горячую батарею необходимо охладить. Чтобы получить качественное покрытие, рекомендуется красить батареи, соблюдая определенную технологию.

Жидкие составы

Если в работе применяется масляный, водный, водоэмульсионный и другой жидкий состав, необходимо правильно подготовить рабочее место и защитить окружающие поверхности чистой ветошью.

  1. Для покраски используется кисть с изогнутой рукояткой или мягкая губка. Красящее средство наливается в широкую емкость. Руки защищены перчатками.
  2. Состав наносится тонким слоем на внутренние поверхности и в труднодоступных местах, затем обрабатывается наружная часть нагревательного прибора. Плавные мазки выполняются сверху вниз, что позволит равномерно наносить эмаль на поверхность.

Читать далее: Как подключить дифференциальный автомат схемы подключения

Аэрозольные составы

Если для окрашивания используется баллонная краска без запаха, то принцип обработки поверхностей следующий:

  1. Вначале обрабатываются труднодоступные места, затем наружные части центрального и других отопительных элементов.
  2. Плавные движения выполняются зигзагообразно сверху вниз.
  3. Поверхность обрабатывается в два слоя для получения равномерного покрытия.

Можно ли красить горячие трубы отопления в квартире

Если эмаль для радиаторов наносится при помощи краскопульта, тогда принцип обработки поверхностей аналогичен баллонному окрашиванию.

Прежде чем выполнить домашнее окрашивание отопительных радиаторов, следует внимательно изучить особенности технологического процесса, ведь соблюдение всех этапов обеспечит высокие эксплуатационные характеристики и длительный срок службы приборов.

Рекомендации по покраске

ВНИМАНИЕ: ни в коем случае не красьте горячие батареи!

Покраска радиаторов и труб отопления требует тщательности и аккуратности. Применять хорошо кисти, небольшие валики, баллончики. Из краскопульта оптимально обрабатывать предварительно снятую батарею, тогда все труднодоступные участки окажутся превосходно прокрашенными. Именно с тех мест, которые наименее доступны, следует начинать окрашивание. Важно соблюдать равномерную толщину слоя, иначе цвет может в дальнейшем отличаться на разных участках. Красить рекомендуется начинать сверху, тогда случайные потёки не испортят нижнюю часть. Покрывать составом нужно батарею целиком, не ограничиваясь её передней частью. Наносить краску эффективнее в два тонких слоя, причём дожидаться полного высыхания первого, перед повторной покраской. Тогда не будет потёков, и идеальной ровности проще добиться с тонкими слоями.

Для чего нужна покраска батарей отопления

Обновление лакокрасочного покрытия на радиаторах отопления проводится во многих случаях. Часто это делается в результате сильного износа или повреждения старой краски или при потере привлекательного внешнего вида покрытия. Прежде чем решить, какой краской и в какой цвет окрашивать отопительные радиаторы, необходимо узнать, для чего проводится подобная процедура.

Окраска радиаторов отопления в квартире или частном доме проводится в следующих случаях:

  • Если изменился оттенок покрытия. Это объясняется возможным выгоранием и утончением защитной краски.
  • Если появились неоднородности покрытия – пузырьки, сколы, трещины и прочие дефекты краски.
  • При проведении капитального ремонта отопительных элементов.
  • Для обновления интерьера и внешнего вида радиаторов.

Большое значение имеет не только декоративная составляющая, но и эксплуатационные характеристики защитного покрытия – стойкость к перепадам температур, повышенной влажности.

Цветовая гамма для отопительных радиаторов

Белый чугунный радиатор – это классический вариант отопительного прибора, расположенного под окном. Окрашивание в цвет белого подоконника и оконных рам – самое простое и доступное решение.

Достаточно востребованными становятся батареи, представленные в черной и коричневой гамме. Существует мнение, что батарея, окрашенная в темный цвет, греется быстрее и дольше отдает тепло. Батареи темного цвета будут уместны в интерьерах, оформленных в индустриальном стиле.

Самое удачное и оригинальное решение для загородных домов и квартир – батареи, окрашенные в цвет стен. Подобный ход не требует полного скрытия или маскировки элементов системы отопления. Все, что нужно – это удачно вписать отопительные приборы в общую стилистику помещения.

Многие владельцы жилья решаются на более смелый шаг – покрасить батареи в контрастный стенам цвет. Подобный вариант дизайнерского оформления будет актуален для интерьера в стиле минимализма, модернизма, колониальном, деревенском и ар-деко.

Оригинальный вариант окрашивания батареи с применением градиентов или техники омбре. Для крайней секции выбирается нейтральный цвет, каждая последующая становится все более яркой и насыщенной с добавлением легких градуирующих оттенков.

Покраска отопительных радиаторов в разные цвета – удачное решение для детских спален, а также игровых комнат. Здесь можно воплощать самые неожиданные идеи: наносить узоры, рисунки и роспись. Красиво оформить батареи в качестве радуги, цветных карандашей или сказочных героев.

Читайте также: