Подвесной парус катайнена своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Рассмотрим один из таких вариантов (рис 214) Парусная оснгстка состоит из разборной трубчатой рамы Н-образной формы, поперечные трубы 2 и 8 которой прикрепляются к бортам лодки По продольной трубе 3 перемещается тройник — степс составной мачты, собираемой из дюралевых труб На концах кормовой поперечной трубы 2 закреп­лены вращающиеся шверцы 1, выступающие по бортам лодки К кон­цам поперечных труб крепятся ванты 4, раскрепляющие мачту в про­дольном и поперечном направлениях Мачта собирается из нижней 7 И верхней 6 частей

Подгонка устройства к конкретной лодке состоит в обрезке по­перечных труб по ширине корпуса, центровке вооружения относительно корпуса с помощью продольного перемещения мачты и соответствующая натяжка вант. Разумеется, следует снабдить лодку еще и рулем до­статочной площади для легкой управляемости под парусами, либо предусмотреть использование для этой ц2ели рулевого весла. Площадь паруса 5 может составлять от 3,5 до 7 м2, в случае необходимости во­оружение можно дополнить стакселем, заменив носовую пару вант на штаг. При плавании под мотором устройство несложно демонти­ровать и собрать в компактный пакет — длина труб не превышает 2— 2,2 м (в зависимости от площади паруса)

Нетрудно, однако, заметить, что установленное на лодке воо­ружение этого типа создает определенные неудобства для экипажа — кокпит оказывается перегороженным поперечными и продольной тру­бами. Этого недостатка лишено другое универсальное устройство — подвесной парус, изобретенный финном Антеро Катайненом. Все не­обходимое для превращения обычной лодки в парусную — мачга с парусом, руль (он же шверт), такелаж и приспособление для крепле­ния к корпусу — сосредоточено в одном узле (рис. 215).

Универсальный парус для любой лодки

Ри с. 214, Универсальное парусное вооружение, которое может быть установлено на любую лодку.

Основа конструкции — литой тройник с прикрепленными к нему струбцинами. Через вертикальную втулку тройника продевается трубчатая ось с вилкой для шверта. Сверху на нее надевается хомутик с румпелем, который зажимается на трубчатой оси винтами, после чего устройство навешивается на транец (рис. 216).

С помощью карабина крепится гика-шкот. Амортизатор существенно смягчает рывки паруса при непроизвольных поворотах через фордевинд или внезапных порывах ветра. Благодаря этому устройству опасность опрокинуться под под­весным парусом на легкой гребной лодке сводится до минимума.

При установке на лодку устройство навешивают на транец по­добно подвесному мотору, затягивают струбцины, вставляют в гнездо мачту с прикрепленным к ней парусом.

Существенной дета2лью конструкции является фанерный киль площадью около 0,4 м2. Именно он обеспечивает боковую гидроди­намическую силу, препятствующую сносу лодки вбок (дрейфу) при коде ее в бейдевинд — под углом к направлению ветра. Тот же киль
обеспечивает и равновесие или центровку сил, действующих на корпус к парус. Так как киль одновременно играет роль руля, то его можно отклонить на достаточно большой угол атаки по отношению к встреч­ному потоку воды. При этом корпус лодки, уже не участвуя в создании боковой силы, идет без дрейфа, направление ее движения совпадает с диаметральной плоскостью, благодаря чему уменьшается сопротив­ление воды. Вот почему лодка с подвесным парусом может идти быстрее, чем такое же судно с традиционной оснасткой (разумеется, при рав­ных площадях и формах килей и парусов).

Парус Катайнена имеет еще одно преимущество — устройство расположено за кормой, парус и снастн не мешают управлению лодкой. В сложенном виде парус легко размещается на лодке, а в упакованном его размеры не превышают упаковки пятисильного мотора.

Гребная лодка под парусом Катайнена начинает обгонять лодку, идущую на веслах, уже при силе ветра в 2 балла, достаточно круто идет к ветру, обладает хорошей устойчивостью на курсе. В случаях, когда лодка пересекает линию ветра носом, затруднены повороты оверштаг. Несколько энергичных гребков веслом с подветренного борта, как правило, исправляют положение.

Дилетант - Тот, кто занимается чем либо без специальной профессиональной подготовки, достаточных знаний.

понедельник, 8 декабря 2014 г.

Подвесной парус для лодки


Основным направлением нашей деятельности является расширение возможностей автономных пользователей по использованию естественных природных, и потому неиссякаемых и практически бесплатных, источников энергии. Что мы вкладываем в понятие "автономный пользователь"? Расшифруем: это яхтсмены, туристы, автомобилисты, дачники, фермеры, садоводы, владельцы коттеджей… перечислять можно до бесконечности. Словом все те, кто подвижен и желал бы сохранить относительную независимость от электросетей, нефте и газопроводов, угольных и прочих энергобаз. Один из первых проектов фирмы "Вольный ветер ВВ" в этой области: парусное вооружение необычного типа - подвесной парус.

ООО “Free wind - FW” / “Вольный ветер - ВВ” предлагает реплику паруса Катайнена - подвесной парус "Velum Cygnus -1" (VC-1). Парус был сконструирован с усовершенствованием и доработкой ряда узлов на основе подвесного паруса по проекту финского конструктора Антеро Катайнена. Этот вариант парусного вооружения, не требующий никаких переделок маломерных судов, позволит приобщиться к парусному туризму и отдыху большому количеству пользователей. Это хороший помощник для туристов, яхтсменов, дачников и фермеров. Он так же даст почувствовать взрослым и детям романтику плавания под парусом, разнообразит их отдых и прохождение водных туристических маршрутов.

Подвесной парус "Velum Cygnus -1" (VC-1) может устанавливаться на любые лодки, пригодные для эксплуатации с подвесными моторами мощностью не менее 5 л.с. Габариты конструкции в сложенном виде - 1500 Х 300 Х 300 мм , вес 15 кг. Паруса нашей фирмы просты по сборке и установке, надёжны. В них используется специальная парусная лавсановая ткань, а металлические детали сделаны из конструкционного алюминия и нержавеющих сплавов.
В планах фирмы ООО “Free wind - FW” / “Вольный ветер - ВВ” : создание агрегатов для выработки и использования возобновляемых источников энергии, оригинальная конструкция которых позволит надёжно и просто использовать эти источники энергии автономным пользователям.
Мы сами порой четко не представляем себе, сколько может накапать за год экономии от таких способов энергопотребления. А во многих развитых странах мира это все давно стало нормой и приносит не только солидную экономию владельцам таких устройств, но даже и прибыль.
ООО “Free wind - FW” / “Вольный ветер - ВВ” предлагает всем покупателям свою продукцию, которая позволит:
1 - быть независимыми от стандартных источников энергии со всех их недостатками.
2 - экономить свои деньги.
3 - заниматься активным отдыхом с минимальными затратами сил и времени.
У нас вы можете приобрести:
1) подвесной парус VC-1.
2) паруса 3,5 кв.м.
3) шверты
Приобретая подвесной парус и другую продукцию ООО “Free wind - FW” / “Вольный ветер - ВВ” , вы проявите себя как современный и прогрессивный автономный пользователь!
Полная информация на сайте FREE WIND FW

Доброго времени суток, дорогие любители сплавов! Меня зовут Роман и этим летом я совершил большое путешествие на надувной байдарке по Волге на Каспийское море . В пути я пробыл 127 дней. Стартовал на Чебоксарской ГЭС 10 июня 2019 года, а завершил путешествие 17 октября возле деревни Вышка - на месте впадения Волги в Каспий.

Находясь на Жигулёвских горах, я собственноручно сшил себе парус , под которым потом прошёл почти 450 км (из 1850 км всего пути ).

Из каких материалов я сделал парус?

На момент изготовления паруса я уже 1.5 месяца находился в дороге. Все комплектующие к нему я купил в Тольяттинском Леруа Мерлене. Приобрёл я следующее:

  • Тройники полипропиленовые - 6 шт (2 оснвных, 4 запасных) - 84 рубля.
  • Трубы аллюминиевые - 2 шт (диаметр 28 мм, высота 2 метра) - 496 рублей.
  • Верёвка полипропиленовая Standers - один моток(15 метров, выдерживает до 100кг) - 203 рубля.
  • Ткань Oxfrod 600d - 2х1.5 метра - около 600 рублей

Итого: 1383 рубля. Сюда бы добавил ещё один маток верёвки за 203 рубля, потому что верёвка никогда лишней не будет.

Схема чертежа паруса:

Шаг 1: Впаиваем трубы в тройники

На момент изготовления я жил в лесу посреди Усинского кургана на Жигулёвских горах. Трубы разогревал прямо на костре. После пайки получилась вот такая конструкция:

Шаг 2: Совмещаем ткань и трубы

Тут всё банально и просто - отрезал ткань по размерам с чертежа и подвернул с боков, предварительно положив трубы. Получилось следующее:

Шаг 3: Кроим и сшиваем

Сложив края вдвое, я вручную, грубым широким швом прокроил всю ткань по периметру. За качеством не гнался, конечно, шил криво-косо, но за все последующие 2 месяца непрерывного использования ни один шов не распустился.

Шаг 4: Делаем прорези для растяжек

Прорези мы делаем с боков, чуть выше середины. Нужны они для того, чтобы пропустить через них растяжки и закрепить парус на байдарке. После надреза края необходимо подогнуть и прошить.

Шаг 5: Устанавливаем парус на байдарку

Чтобы сделать основание паруса, я пропустил верёвку через тройники на аллюминиевых трубах и подвязал её концы к боковым тросам байдарки, как показано на рисунке выше. Затем закрепил парус растяжками спереди и сзади (тут бы я советовал пустить растяжки ещё и сбоку, если есть возможность)

Шаг 6: ВАУЛЯ! Парус готов!

Проходил я под таким парусом максимум 30 километров за ходовой день. Хочу отметить, что за 2 месяца использования парус ни разу меня не подвёл и всегда отлично справлялся со своими обязанностями.

Вы можете увидеть, как я делал и тестировал данный парус, посмотрев видео (взято с личного канала на Ютуб "Тюркский кочевник"):

😁

А может наоборот повезло.Оверкиль никто не отменял.

Александр Кальдер

Ильдар, не думаю, что вероятность очень большая. Есть амортизатор на оттяжке гика и всегда можно сбросить шпринтов уменьшив парусность вдвое.
Площадь паруса тоже не большая, 3.5 м2. Такой же как у швертбота Оптимист.

Александр Кальдер

Ильдар, ниже ссылка на статью в журнале "Катера и яхты" где как раз и рассказано о подвесном парусе Катайнена. Интересная статья, почитайте.

Александр Кальдер

Александр, конкретно об этом парусе?Да собственно ничего такого.Единственно,что крепиться он должен на уровне передней банки ,если её подвинуть максимально в переднее положение.Чтобы не сносило с курса надо что то придумать,типа шверта.Эти паруса устанавливаются на швертботы класса ,,оптимист".

Александр, и ещё.Для оптимиста и,возможно пвх лодки,самый опасный кцрс ,,фардак".Когда ветер с кормы.Носом лодка в волну зарывается на раз.

Читайте также: