Подтормаживатель ротора своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Если вы определили, что в вашем перфораторе вышел из строя ротор, а средств на новый у вас нет, или есть желание воскресить деталь своими руками, то эта инструкция для вас.

Устройство перфоратора Макита настолько простое, что ремонт Makita 2450, 2470 не вызывает особых затруднений. Главное, придерживаться наших советов.

Кстати, ремонт перфоратора своими руками может выполнить практически каждый пользователь, имеющий начальные навыки слесаря.

С чего начать?

Поскольку устройство перфоратора несложное, то ремонт перфоратора makita надо начинать с его разборки. Разборку перфоратора лучше всего выполнять по уже проверенному порядку.

Алгоритм разборки перфоратора:

  1. Снимаете заднюю крышку на ручке.
  2. Извлекаете электрические угольные щетки.
  3. Отсоединяете корпус механического блока и корпус статора.
  4. От механического блока отсоединяете ротор.
  5. Из корпуса статора извлекаете статор.

Запомните, корпус статора зеленого цвета, корпус механического блока с ротором черного цвета.

Как найти короткое замыкание в роторе

Поскольку вы производите самостоятельный ремонт перфораторов, вам необходима
электрическая схема перфоратора Makita 2450, 2470.

В перфораторах Макита 2470, 2450 применяются коллекторные электродвигатели переменно тока.

Определение целостности коллекторного двигателя начинается с общего визуального осмотра. У неисправного ротора поз.54 видны следы подгорелой обмотки, царапины на коллекторе, следы гари на ламелях коллектора. Короткое замыкание можно определить только у ротора, в цепи которого отсутствует обрыв.

Для определения короткого замыкания(КЗ) лучше всего воспользоваться специальным прибором ИК-32.

Проверка якоря на КЗ при помощи индикатора

Проверка якоря на КЗ при помощи самодельного индикатора

Убедившись, с помощью указанного прибора или прибора самодельного, в том, что у ротора между витками короткое замыкание, приступайте к его разборке.

Роторы перед разборкой

Роторы перед разборкой

Перед разборкой обязательно зафиксируйте направление намотки. Это делается очень просто. Взглянув в торец ротора со стороны коллектора, вы увидите направление намотки. Направлений намотки бывает два: по часовой и против часовой стрелки. Зафиксируйте и запишите, эти данные вам обязательно понадобятся при самостоятельной намотке. У ротора перфоратора Makita направление намотки по часовой стрелке, правое.

Порядок разборки, ремонта, сборки ротора перфоратора

Вот последовательность ремонта ротора с коротким замыканием обмоток:

  1. Обрезка лобовой части обмоток.
  2. Снятие коллектора и лобовых частей и измерение диаметра снимаемого провода.
  3. Удаление и чистка изоляции пазов с подсчетом количества витков по срезам.
  4. Подборка нового коллектора.
  5. Установка нового коллектора.
  6. Изготовление заготовок из изоляционного материала.
  7. Установка гильз в пазы.
  8. Намотка якоря.
  9. Распайка выводов.
  10. Процесс термоусадки.
  11. Бронирование оболочки.
  12. Пропитка оболочки.
  13. Пропитка коллектора
  14. Фрезерование пазов ламелей коллектора
  15. Балансировка
  16. Зачистка и шлифовка ротора.

Теперь рассмотрим все по порядку.

Этап I

На первом этапе с якоря надо снять коллектор. Коллектор снимается после расточки или распиловки лобовых частей обмотки.

Разрезка лобовых частей обмотки

Разрезка лобовых частей обмотки

Если вы производите самостоятельный ремонт перфоратора, то распилить лобовые части обмотки можно при помощи ножовки по металлу. Зажав ротор в тисках через алюминиевые прокладки, распилите по кругу лобовые части обмотки, как показано на фото.

Этап II

Для освобождения коллектора, последний надо зажать газовым ключом за ламели и провернуть вместе с обрезанной лобовой частью обмотки, проворачивая ключ в разные стороны.

Второй способ снятия коллектора и лобовых частей

Второй способ снятия коллектора и лобовых частей

Ротор при этом зажмите в тиски через прокладки из мягкого металла.

Коллектор снят

Коллектор снят

Аналогично снимаете и вторую лобную часть, используя газовый ключ.

Всегда контролируйте усилие фиксации ротора в тисках, постоянно подтягивая зажим.

Этап III

Когда вы снимите коллектор и боковины обмотки, переходите к удалению из пазов остатков проволоки, следов изоляции. Лучше всего для этого использовать молоток и алюминиевое или медное зубило. Изоляция должна быть удалена полностью, а поверхность канавок зачищена наждачкой.

Зачищаем пазы от изоляции

Зачищаем пазы от изоляции

Но перед тем, как удалить следы обмотки из паза, постарайтесь посчитать количество витков, уложенных в нескольких пазах. При помощи микрометра замерьте диаметр используемого провода. Обязательно проконтролируйте, насколько процентов заполнены пазы ротора проводом. При малом заполнении можно использовать при новой намотке провод большего диаметра.

Кстати, зачищать изоляцию можно, обернув наждачной бумагой кусок деревяшки нужного профиля.

Подберите новый коллектор нужного диаметра и конструкции. Установку нового коллектора лучше всего выполнять на деревянном бруске, установив на него вертикально вал ротора.

Засунув коллектор на ротор, мягкими ударами молотка через медную наставку запрессовать коллектор на старое место.

Насаженный новый коллектор

Насаженный новый коллектор

Подошла очередь к установке гильз изоляции. Для изготовления гильз изоляции используйте электрокартон, синтофлекс, изофлекс, лакоткань. Короче, то, что легче всего приобрести.

Теперь самое сложное и ответственное.

Как намотать ротор своими руками.

Намотка ротора представляет собой трудоемкий и сложный процесс и требует усидчивости и терпения.

Вариантов намотки два:

  • Самостоятельно вручную без приспособлений намотки;
  • С применением простейших приспособлений.

Вариант I

По первому варианту, надо брать ротор в левую руку, а заготовленный провод нужного диаметра и нужной длины с небольшим запасом в правую и наматывать, постоянно контролируя количество витков. Вращение намотки от себя по часовой стрелке.

Порядок намотки простой. Закрепите начало провода за подшипник, проденьте в паз ламели и начинайте намотку в пазу ротора напротив паза ламели.

Вариант II

Для облегчения процесса намотки можно собрать простое приспособление. Приспособление целесообразно собирать при намотке якорей более одного.

Вот видео простого приспособления для намотки роторов коллекторного двигателя.

Но начинать намотку надо с подготовки данных.

В перечень данных должны входить:

  1. Длина ротора=153 мм.
  2. Длина коллектора=45 мм.
  3. Диаметр ротора=31,5 мм.
  4. Диаметр коллектора=21,5 мм.
  5. Диаметр провода.
  6. Количество пазов= 12.
  7. Шаг катушки =5.
  8. Количество ламелей на коллекторе=24.
  9. Направление намотки катушек ротора=правое.
  10. Процент заполнения пазов проводом=89.

Данные длинны, диаметра, количество пазов и количество ламелей вы сможете получить во время разборки ротора.

Диаметр проволоки измеряйте микрометром, когда достанете обмотку из пазов ротора.

Все данные вам надо собрать во время разборки ротора.

Алгоритм перемотки ротора

Порядок намотки любого ротора зависит от количества пазов в роторе, количества ламелей коллектора. Направление намотки вы установили перед разборкой и зарисовали.

На коллекторе выберите ламель отсчета. Это будет начало намотки. Обозначьте начальную ламель точкой при помощи лака для ногтей.

Начало намотки

Начало намотки

При разборке ротора мы установили, что у ротора пазов 12, а у коллектора 24 ламели.

А еще мы установили, что направление намотки по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора.

Установив в пазы изоляционные гильзы из электрокартона или его аналога, припаяв конец обмоточного провода к ламели №1, начинаем намотку.

Провод укладывается в паз 1 напротив, и возвращается через шестой паз(1-6), и так до нужного количества витков с шагом z=5. Середина обмотки припаивается к ламели №2 по часовой стрелке. В эту же секцию наматывается такое же количество витков, а конец провода припаивается к ламели №3. Одна катушка намотана.

Начало новой катушки производится с ламели №3, середина распаивается на ламели №4, намотка в те же пазы(2-7), а конец на ламели №5. И так до того состояния, когда последняя катушка не закончится на ламели №1. Цикл замкнулся.

Пропаяв концы обмоток к ламелям коллектора, переходим к бронированию ротора.

Процесс бронирования оболочки ротора

Бронирование ротора производится для закрепления обмоток, ламелей и обеспечения сохранности ротор и его частей при работе на высоких оборотах.

Правильное закрепление обмотки перед пропиткой

Правильное закрепление обмотки перед пропиткой

Бронированием называется технологический процесс закрепления катушек ротора при помощи монтажной нити.

Процесс пропитки катушек ротора

Пропитку ротора следует выполнять с подключением к сети переменного тока. Это делается при помощи ЛАТРа. Но лучше такую процедуру делать с использованием трансформатора, на обмотку которого подается переменное напряжение через ЛАТР.

Фото пропитки с ЛАТРом

Задача состоит в том, что при подаче переменно напряжения витки намотанных катушек вибрируют, нагреваются. А это способствует лучшему прониканию изоляции внутрь витков.

В качестве изолирующего материала рекомендуется использовать эпоксидный клей.

Эпоксидный клей

Эпоксидный клей

Разводится клей в теплом состоянии согласно инструкции. Наносится эпоксидный клей на разогретую обмотку ротора при помощи деревянной лопатки.

Пропитка ротора перфоратора Makita 2470 в домашних условиях

После тщательной пропитки дайте ротору остыть. В процессе остывания пропитка затвердеет и станет сплошным монолитом. Вам останется удалить ее потеки.

Процесс зачистки коллектора от излишков пропитки

Как бы вы тщательно и аккуратно не наносили пропитку, ее частицы попадают на ламели коллектора, затекают в пазы.

На следующем этапе и надо все пазы и ламели тщательно зачистить, заполировать.

Пазы можно зачищать куском ножовочного полотна, заточенным как для резки оргстекла. А зачистку ламелей можно производить мелкой наждачной бумагой, зажав ротор в патрон электродрели.

Сначала зачищается поверхность ламелей, затем фрезеруются пазы коллектора.

Фрезерование пазов

Фрезерование пазов

Переходим к балансировке якоря.

Процесс балансировки якоря

В обязательном порядке балансировка якорей производится для высокооборотистого инструмента. Перфоратор Макита таковым не является, но проверить балансировку не лишне.

Правильно отбалансированный ротор значительно увеличит время работы подшипников, уменьшит вибрацию инструмента, снизит шум при работе.Балансировку выполнят на ножах, двух направляющих выставленных, в горизонт при помощи уровня. Ножи устанавливаются на ширину, позволяющую уложить собранный ротор на вал. Ротор должен лежать строго горизонтально.

Балансировка путем высверливания излишков металла

Балансировка путем высверливания излишков металла

Если нарушен баланс ротора, то он всегда будет занимать положение, при котором лишний вес будет внизу. Для компенсации надо с противоположной стороны всунуть груз под прокладку катушек, так чтобы он не выходил за пределы диаметра ротора. А можно засверлить излишки металла со стороны лишнего веса.

Так, перекатывая ротор на ножах, вы сможете его тщательно отбалансировать.

Мы предлагаем только оригинальные запасные части от официального представителя SHIMANO Japan Tokio.
Made In Japan.

Если Вы хотите произвести сервисное обслуживание катушки, то Вы можете оформить заявку на сервис через форму обратной связи

Оригинальный rлюч (инструмент) Rear Key Tool для разборки катушек с задним фрикционом Оригинальная деталь для катушек Shimano ..

Оригинальный ключ Roller Clutch Tool для снятия и установки обгонной муфты катушек Shimano Подходит для моделей катушек Shimano! Оригинальная деталь для катушек Shimano ..

Оригинальный ключ Roller Clutch Tool для снятия и установки обгонной муфты катушек Shimano SW (Salt Water series) Оригинальная деталь для катушек Shimano ..

Shimano Кноб - оригинал (knob) Shimano Yumeya I Type SS Подходит на множество моделей катушек Shimano! Вес~2,3 гр, длина - 35 мм Made in Japan! ..

Кноб (ручка) дерево груша Shimano Yumeya Подходит к рукояткам катушек Shimano в соответствии с таблицей совместимости. Made in Japan (Внутренний Японский рынок) Размерный ряд катушек: 1000,2000, 2500, C3000, 3000, 4000, 5000, 6000. Не может быть..

Ручка - кноб круглый силовой Shimano Yumeya CI4+ (Type L) Подходит к рукояткам катушек Shimano в соответствии с таблицей совместимости. Made in Japan (Внутренний Японский рынок) ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano (size S)! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес~5,6 гр, длина - 36 мм Made in Japan! Внимание! Кноб не комплектуется заглушкой! Заглушка винта приобретается отдельно! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano Кноб - оригинал Shimano 15 Aldebaran 50/51/50HG/51HG Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес~5,5 гр, длина - 35 мм Made in Japan! Внимание! Кноб не комплектуется заглушкой! Заглушка винта приобретается отдельно!  ..

Кноб - оригинал Shimano 18 Yumeya Type I (size S) Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес ~ 5 гр, длина - 36 мм Made in Japan! ..

Кноб - оригинал Shimano 18 Yumeya Type T (size M) Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес ~ 11 гр Made in Japan! ..

Кноб - оригинал Shimano 18 Yumeya Type T (size S) Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес ~ 7 гр, длина - 36 мм Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 14 STELLA (size S)! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес~5,5 гр, длина - 36 мм Made in Japan! Внимание! Кноб не комплектуется заглушкой! Заглушка винта приобретается отдельно! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 14 STELLA - type T (size S)! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Хром заглушка винта в комплекте!! Вес~8,3 гр, длина - 36 мм Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 14 STELLA (size S)! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Комплектация: -кноб -заглушка Подшипники, регулировочные шайбы и винт крепления в комплект НЕ входят и приобретаются отдельно! Вес~3.8 гр, длина - 36 мм Made in Japa..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 16 Vanquish - Type-T (size S)! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес~7.5 гр Made in Japan! ..

Кноб - оригинал Shimano 2018 STELLA Type I (size S) Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес ~ 4,4 гр, длина - 36 мм Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 2018 STELLA Type T (size S) Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano type T (size S)! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Made in Japan! Заглушка винта в комплекте ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 18 STELLA (size SS) Облегченный круглый кноб нового образца. Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Вес - 2.3 гр Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 2016 Vanquish - type T! Подходит на множество других моделей катушек Shimano! Хром заглушка винта в комплекте!! Made in Japan! ..

Кноб - рукоять Т-образный силовая от катушек Shimano 02 Twin Power 3000, 4000, 5000 Комплект: Кноб Заглушка и 2 винта не входят в комплект! Подходит к рукояткам катушек Shimano 01 Stella SW, 02 Twin Power 3000 (4000, 5000), 03Sustain 4000FD, 5000FD, 08 Stella 3000 и ..

Кноб - ручка круглый пробковый Shimano 2013 Cardiff Ci4+ Подходит к рукояткам катушек Shimano в соответствии с таблицей совместимости. Made in Japan (Внутренний Японский рынок) Вес - 4,5 гр. Размерный ряд катушек: 1000,2000, 2500, C3000, 3000, 4000, 5000, 60..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano 2018 STELLA 4000, 4000MHG, 4000XG Type T (size S) Подходит на множество моделей катушек Shimano Под подшипники 4x7x2.5 Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano - Damper Ring для катушек Shimano! Подходит на множество моделей катушек Shimano! Made in Japan! ..

Оригинальная запчасть от катушек Shimano - Friction Ring для катушек Shimano! Подходит на множество моделей катушек Shimano! Made in Japan! ..

Оригинальные запчасти Shimano! Made in Japan! Комплект деталей - ролик лесоукладывателя DLC в сборе от Shimano 10 Stella Предназначен для замены одноподшипникового узла ролика лесоукладывателя на ролик с двумя подшипниками в качестве тюнинга и значительного увеличения мощности ..

Из катушки Shimano 08 Stella 4000XG ---->>> получаем Shimano 08 Stella 4000PG Комплект оригинальных деталей Shimano (запчастей) позволяет переделать легендарную катушку Shimano 08 STELLA из быстрой XG(6.2) в силовую PG(4.6) (Power Gear) Made in Japan! ..

Из катушки Shimano 08 Stella 5000HG/XG ---->>> получаем Shimano 08 Stella 5000PG Из катушки Shimano 08 Stella 6000HG ---->>> получаем Shimano 08 Stella 6000PG Комплект оригинальных деталей Shimano (запчастей) позволяет переделать легендарную катушку Shi..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano 2013 Nasci-Exage FB Комплект деталей главной пары позволяет заменить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano 16 Vanquish Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in J..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano 19 Vanquish Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in J..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Biomaster 2005модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion G..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Biomaster 2011 модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Cardiff (2008) модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear)..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Nasci 2016 модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет заменить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Soare BB 2013 модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для Shimano STELLA 2010 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in Japan! &..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для Shimano STELLA 2014 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая микромодульная шестерня (MicroModule Drive Gear) + ведомая шестерня (MicroModule&n..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для Shimano Twin Power 2011 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in Japan! ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для Shimano Twin Power 2015 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in Japan! ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для Shimano Twin Power 2020 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in Japan! ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Twin Power Mg (2009) модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для Shimano Twin Power XD 2021 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in Japan! ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Ultegra 2012 модельного года. Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для катушек Shimano Vanquish 2012 Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Made in Japan..

Комплект деталей шестерни редуктора (планетарный механизм) для электрических моделей Shimano Комплект деталей позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: 2 шестерни Модель катушки уточняйте в комментариях к заказу. Made in Japan! ..

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano (главная пара) для различных моделей катушек Shimano Комплект деталей главной пары позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Ведущая шестерня (Drive Gear) + ведомая шестерня (Pinion Gear) Стоимост..

На основе 2 отзывов.

Комплект оригинальных деталей (запчастей) Shimano Idle Gear (паразитки) для Shimano STELLA 2014 Комплект деталей позволяет обновить изношенные детали и обновить механизм катушки! В комплекте: Паразитная шестерня Idle Gear B (S) Паразитная шестерня Idle Gear B (L) ..

Из катушки Shimano 13 Stella 4000XG ---->>> получаем Shimano 13 Stella 4000PG Комплект оригинальных деталей Shimano (запчастей) позволяет переделать катушку Shimano 13 STELLA из быстрой XG(6.2) в силовую PG(4.6) (Power Gear) Made in Japan! ..

Комплект ролика лесоукладывателя DLC (в сборе) X-Protect для Shimano 2018 STELLA (FJ) Оригинальная запчасть для Shimano 2018 STELLA (FJ) Made in Japan! Ролик нового поколения! Не разборный, герметичный ролик лесоукладывателя с встроенным подшипником, защитным покрытием и экранами .По..

Если вы определили, что в вашем перфораторе вышел из строя ротор, а средств на новый у вас нет, или есть желание воскресить деталь своими руками, то эта инструкция для вас.

Устройство перфоратора Макита настолько простое, что ремонт Makita 2450, 2470 не вызывает особых затруднений. Главное, придерживаться наших советов.

Кстати, ремонт перфоратора своими руками может выполнить практически каждый пользователь, имеющий начальные навыки слесаря.

С чего начать?

Поскольку устройство перфоратора несложное, то ремонт перфоратора makita надо начинать с его разборки. Разборку перфоратора лучше всего выполнять по уже проверенному порядку.

Алгоритм разборки перфоратора:

  1. Снимаете заднюю крышку на ручке.
  2. Извлекаете электрические угольные щетки.
  3. Отсоединяете корпус механического блока и корпус статора.
  4. От механического блока отсоединяете ротор.
  5. Из корпуса статора извлекаете статор.

Запомните, корпус статора зеленого цвета, корпус механического блока с ротором черного цвета.

Как найти короткое замыкание в роторе

Поскольку вы производите самостоятельный ремонт перфораторов, вам необходима
электрическая схема перфоратора Makita 2450, 2470.

В перфораторах Макита 2470, 2450 применяются коллекторные электродвигатели переменно тока.

Определение целостности коллекторного двигателя начинается с общего визуального осмотра. У неисправного ротора поз.54 видны следы подгорелой обмотки, царапины на коллекторе, следы гари на ламелях коллектора. Короткое замыкание можно определить только у ротора, в цепи которого отсутствует обрыв.

Для определения короткого замыкания(КЗ) лучше всего воспользоваться специальным прибором ИК-32.

Проверка якоря на КЗ при помощи индикатора

Проверка якоря на КЗ при помощи самодельного индикатора

Убедившись, с помощью указанного прибора или прибора самодельного, в том, что у ротора между витками короткое замыкание, приступайте к его разборке.

Роторы перед разборкой

Роторы перед разборкой

Перед разборкой обязательно зафиксируйте направление намотки. Это делается очень просто. Взглянув в торец ротора со стороны коллектора, вы увидите направление намотки. Направлений намотки бывает два: по часовой и против часовой стрелки. Зафиксируйте и запишите, эти данные вам обязательно понадобятся при самостоятельной намотке. У ротора перфоратора Makita направление намотки по часовой стрелке, правое.

Порядок разборки, ремонта, сборки ротора перфоратора

Вот последовательность ремонта ротора с коротким замыканием обмоток:

  1. Обрезка лобовой части обмоток.
  2. Снятие коллектора и лобовых частей и измерение диаметра снимаемого провода.
  3. Удаление и чистка изоляции пазов с подсчетом количества витков по срезам.
  4. Подборка нового коллектора.
  5. Установка нового коллектора.
  6. Изготовление заготовок из изоляционного материала.
  7. Установка гильз в пазы.
  8. Намотка якоря.
  9. Распайка выводов.
  10. Процесс термоусадки.
  11. Бронирование оболочки.
  12. Пропитка оболочки.
  13. Пропитка коллектора
  14. Фрезерование пазов ламелей коллектора
  15. Балансировка
  16. Зачистка и шлифовка ротора.

Теперь рассмотрим все по порядку.

Этап I

На первом этапе с якоря надо снять коллектор. Коллектор снимается после расточки или распиловки лобовых частей обмотки.

Разрезка лобовых частей обмотки

Разрезка лобовых частей обмотки

Если вы производите самостоятельный ремонт перфоратора, то распилить лобовые части обмотки можно при помощи ножовки по металлу. Зажав ротор в тисках через алюминиевые прокладки, распилите по кругу лобовые части обмотки, как показано на фото.

Этап II

Для освобождения коллектора, последний надо зажать газовым ключом за ламели и провернуть вместе с обрезанной лобовой частью обмотки, проворачивая ключ в разные стороны.

Второй способ снятия коллектора и лобовых частей

Второй способ снятия коллектора и лобовых частей

Ротор при этом зажмите в тиски через прокладки из мягкого металла.

Коллектор снят

Коллектор снят

Аналогично снимаете и вторую лобную часть, используя газовый ключ.

Всегда контролируйте усилие фиксации ротора в тисках, постоянно подтягивая зажим.

Этап III

Когда вы снимите коллектор и боковины обмотки, переходите к удалению из пазов остатков проволоки, следов изоляции. Лучше всего для этого использовать молоток и алюминиевое или медное зубило. Изоляция должна быть удалена полностью, а поверхность канавок зачищена наждачкой.

Зачищаем пазы от изоляции

Зачищаем пазы от изоляции

Но перед тем, как удалить следы обмотки из паза, постарайтесь посчитать количество витков, уложенных в нескольких пазах. При помощи микрометра замерьте диаметр используемого провода. Обязательно проконтролируйте, насколько процентов заполнены пазы ротора проводом. При малом заполнении можно использовать при новой намотке провод большего диаметра.

Кстати, зачищать изоляцию можно, обернув наждачной бумагой кусок деревяшки нужного профиля.

Подберите новый коллектор нужного диаметра и конструкции. Установку нового коллектора лучше всего выполнять на деревянном бруске, установив на него вертикально вал ротора.

Засунув коллектор на ротор, мягкими ударами молотка через медную наставку запрессовать коллектор на старое место.

Насаженный новый коллектор

Насаженный новый коллектор

Подошла очередь к установке гильз изоляции. Для изготовления гильз изоляции используйте электрокартон, синтофлекс, изофлекс, лакоткань. Короче, то, что легче всего приобрести.

Теперь самое сложное и ответственное.

Как намотать ротор своими руками.

Намотка ротора представляет собой трудоемкий и сложный процесс и требует усидчивости и терпения.

Вариантов намотки два:

  • Самостоятельно вручную без приспособлений намотки;
  • С применением простейших приспособлений.

Вариант I

По первому варианту, надо брать ротор в левую руку, а заготовленный провод нужного диаметра и нужной длины с небольшим запасом в правую и наматывать, постоянно контролируя количество витков. Вращение намотки от себя по часовой стрелке.

Порядок намотки простой. Закрепите начало провода за подшипник, проденьте в паз ламели и начинайте намотку в пазу ротора напротив паза ламели.

Вариант II

Для облегчения процесса намотки можно собрать простое приспособление. Приспособление целесообразно собирать при намотке якорей более одного.

Вот видео простого приспособления для намотки роторов коллекторного двигателя.

Но начинать намотку надо с подготовки данных.

В перечень данных должны входить:

  1. Длина ротора=153 мм.
  2. Длина коллектора=45 мм.
  3. Диаметр ротора=31,5 мм.
  4. Диаметр коллектора=21,5 мм.
  5. Диаметр провода.
  6. Количество пазов= 12.
  7. Шаг катушки =5.
  8. Количество ламелей на коллекторе=24.
  9. Направление намотки катушек ротора=правое.
  10. Процент заполнения пазов проводом=89.

Данные длинны, диаметра, количество пазов и количество ламелей вы сможете получить во время разборки ротора.

Диаметр проволоки измеряйте микрометром, когда достанете обмотку из пазов ротора.

Все данные вам надо собрать во время разборки ротора.

Алгоритм перемотки ротора

Порядок намотки любого ротора зависит от количества пазов в роторе, количества ламелей коллектора. Направление намотки вы установили перед разборкой и зарисовали.

На коллекторе выберите ламель отсчета. Это будет начало намотки. Обозначьте начальную ламель точкой при помощи лака для ногтей.

Начало намотки

Начало намотки

При разборке ротора мы установили, что у ротора пазов 12, а у коллектора 24 ламели.

А еще мы установили, что направление намотки по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора.

Установив в пазы изоляционные гильзы из электрокартона или его аналога, припаяв конец обмоточного провода к ламели №1, начинаем намотку.

Провод укладывается в паз 1 напротив, и возвращается через шестой паз(1-6), и так до нужного количества витков с шагом z=5. Середина обмотки припаивается к ламели №2 по часовой стрелке. В эту же секцию наматывается такое же количество витков, а конец провода припаивается к ламели №3. Одна катушка намотана.

Начало новой катушки производится с ламели №3, середина распаивается на ламели №4, намотка в те же пазы(2-7), а конец на ламели №5. И так до того состояния, когда последняя катушка не закончится на ламели №1. Цикл замкнулся.

Пропаяв концы обмоток к ламелям коллектора, переходим к бронированию ротора.

Процесс бронирования оболочки ротора

Бронирование ротора производится для закрепления обмоток, ламелей и обеспечения сохранности ротор и его частей при работе на высоких оборотах.

Правильное закрепление обмотки перед пропиткой

Правильное закрепление обмотки перед пропиткой

Бронированием называется технологический процесс закрепления катушек ротора при помощи монтажной нити.

Процесс пропитки катушек ротора

Пропитку ротора следует выполнять с подключением к сети переменного тока. Это делается при помощи ЛАТРа. Но лучше такую процедуру делать с использованием трансформатора, на обмотку которого подается переменное напряжение через ЛАТР.

Фото пропитки с ЛАТРом

Задача состоит в том, что при подаче переменно напряжения витки намотанных катушек вибрируют, нагреваются. А это способствует лучшему прониканию изоляции внутрь витков.

В качестве изолирующего материала рекомендуется использовать эпоксидный клей.

Эпоксидный клей

Эпоксидный клей

Разводится клей в теплом состоянии согласно инструкции. Наносится эпоксидный клей на разогретую обмотку ротора при помощи деревянной лопатки.

Пропитка ротора перфоратора Makita 2470 в домашних условиях

После тщательной пропитки дайте ротору остыть. В процессе остывания пропитка затвердеет и станет сплошным монолитом. Вам останется удалить ее потеки.

Процесс зачистки коллектора от излишков пропитки

Как бы вы тщательно и аккуратно не наносили пропитку, ее частицы попадают на ламели коллектора, затекают в пазы.

На следующем этапе и надо все пазы и ламели тщательно зачистить, заполировать.

Пазы можно зачищать куском ножовочного полотна, заточенным как для резки оргстекла. А зачистку ламелей можно производить мелкой наждачной бумагой, зажав ротор в патрон электродрели.

Сначала зачищается поверхность ламелей, затем фрезеруются пазы коллектора.

Фрезерование пазов

Фрезерование пазов

Переходим к балансировке якоря.

Процесс балансировки якоря

В обязательном порядке балансировка якорей производится для высокооборотистого инструмента. Перфоратор Макита таковым не является, но проверить балансировку не лишне.

Правильно отбалансированный ротор значительно увеличит время работы подшипников, уменьшит вибрацию инструмента, снизит шум при работе.Балансировку выполнят на ножах, двух направляющих выставленных, в горизонт при помощи уровня. Ножи устанавливаются на ширину, позволяющую уложить собранный ротор на вал. Ротор должен лежать строго горизонтально.

Балансировка путем высверливания излишков металла

Балансировка путем высверливания излишков металла

Если нарушен баланс ротора, то он всегда будет занимать положение, при котором лишний вес будет внизу. Для компенсации надо с противоположной стороны всунуть груз под прокладку катушек, так чтобы он не выходил за пределы диаметра ротора. А можно засверлить излишки металла со стороны лишнего веса.

Так, перекатывая ротор на ножах, вы сможете его тщательно отбалансировать.


Ротор – один из самых сложных конструктивных элементов болгарки. При этом находится в постоянном вращающемся состоянии, что создает дополнительные проблемы в поддержании нормальных условий его эксплуатации. Поэтому причиной неисправности болгарки может служить поломка якоря. Однако, не стоит выбрасывать такую болгарку, реально выполнить ремонт своими руками. Перемотать вышедшие из строя катушки не такая сложная задача и многим сделать это вполне по силам.

Диагностика

Необходимые инструменты


Мультиметр Зубр. Фото 220Вольт

Для перемотки обмоток ротора требуются следующие основные материалы, инструменты и приспособления.

1. Перемотка может осуществляться двумя способами:

  • полностью в ручном режиме без применения какой-либо оснастки;
  • производительность сильно повышается с применением простейших приспособлений.

2. Мультиметр или другие приборы.

3. Пользователь должен уметь обращаться с электрическим паяльником.

4. Наличие обмоточного провода, диаметр которого должен соответствовать проводу вышедшему из строя.

5. Электроизоляционный картон или другой подобный материал.

6. Наждачная бумага, текстолитовые пластины, дерево мягких пород и другие материалы для выполнения вспомогательных работ.

7. Эпоксидная смола или другой пропиточный лак.

8. Другой слесарный инструмент: молотки, набор отверток, ножовочные полотна, острые предметы, типа хорошо заточенного ножа, зубила и другие инструменты.

Схема укладки, намотка Интерскол 230, Макита 9558HN или 9558BN и прочих моделей

Порядок намотки обмоток ротора зависит от количества пазов в сердечнике ротора и ламелей коллектора. В число параметров, определяющих расположение намоточного провода на роторе, входит направление и шаг намотки. Вращение вала шпинделя (правое или левое) как раз связано с выбором того, в какую сторону укладывается провод. При выполнении ремонта ротора необходимо зафиксировать вышеуказанные данные сгоревшей обмотки.

Важно: определить визуально самую верхнюю катушку и от нее начать разматывать конец с целью определения схемы укладки обмоточного провода. Сохранение старой схемы является определяющим фактором в успешном ремонте якоря.

Количество витков и диаметр проволоки фиксируется после снятия лобовой части вышедшей из строя обмотки, что позволит аккуратно достать комплектный пучок провода, находящегося в пазу.

Большинство эксплуатируемых болгарок независимо от модели (Интерскол, Макита и другие) конструктивно выполнены с ламелями в количестве 24 штук и сердечником с 12 пазами. Шаг намотки выбирается равным 6.

12 пазов и 24 ламели


Ротор для ИНТЕРСКОЛ УШМ-2300M, HAMMER. Фото 220Вольт

Обмотка ротора с такими конструктивными параметрами выполняется следующим образом.

  • Устанавливается направление обмотки (обычно по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора).
  • В очищенные пазы устанавливается изоляция из электрокартона и другого аналогичного материала. Обмоточный провод припаивается к ламели №1 в соответствии со старой схемой укладки.
  • Провод укладывается в паз №1 напротив обозначенной первым номером ламелью и согласно шага намотки направляется в паз №6 возвращаясь обратно. Количество таких укладок соответствует величине витков обмотки.
  • Схема с 12 пазами и 24 ламелями выстраивается после припаивания середины обмотки к ламели №2 и продолжением намотки обмоточного провода в тот же паз. Выдерживается требуемое количество витков и производится припаивание к ламели №3. Так получается первая комплектная катушка.
  • Далее намотка производится в пазах №2 и №7 с припаиванием середины обмотки к ламели №4 и конца обмотки к ламели №5.
  • Выполняя вышеперечисленным способом намотку катушек, последняя из которых заканчивается на ламели №1, все 12 пазов и 24 ламели будут задействованы в схеме укладки.

Как снять

Как перемотать УШМ в домашних условиях, подробная инструкция, видео

В следующем видео описан ремонт болгарки модели Макита с повышенным искрообразованием в щеточно-коллекторном узле. Для определения причин дефекта была проведена полная диагностика электрической части болгарки.

Причиной повышенной искры оказался обрыв одной из обмоток якоря болгарки. Автор устраняет дефект перемоткой вышедшей из строя обмотки. После определения необходимых параметров укладки старых катушек и последующего их удаления, производится намотка новой обмотки. Она производится с помощью специального приспособления.

Если обрывов, пробоев и межвиткового замыкания не обнаружено, выполняется операция пропитки обмотки эпоксидной смолой. Для создания условий для качественной пропитки ротор предварительно нагревают. Автор достаточно подробно описывает технологические приемы способствующих лучшему протеканию смолы внутрь катушек.

Так как ротор вращается на больших оборотах, важно для уменьшения нагрузок на подшипниковые узлы обеспечить его хорошую балансировку. Автор видео лишь обозначает наличие данной технологической операции, более подробная информация не предоставляется. После балансировки коллектор протачивается в рабочем положении, то есть с базированием на подшипниковых узлах. При выполнении указанной обработки возможно попадание механических частиц на обмотку, поэтому следует провести проверку приборами на наличие обрывов и замыканий.

В отличие от предыдущего видео, в этом автор конкретно демонстрирует свои действия при работе на токарном станке во время устранения старой обмотки, освобождения пазов от оставшихся пучков проводов и действия при намотке проволоки. Автор профессионально занимается ремонтом электроинструмента, поэтому в арсенале имеет специальное приспособление для намотки.

После нагрева ротора около 100°С (показания пирометра), выполняется пропитка обмотки эпоксидной смолой.

Важно: показан метод балансировки ротора, который основан на устранении действий заводской технологии. Выполняется проверка методом статической балансировки — прокручиванием ротора на токарном станке с фиксацией биения на индикаторной головке. Для динамической балансировки требуется специальное оборудование.

В следующем видео намотка обмотки якоря производится без применения приспособления, чисто вручную. В ручной намотке есть свои особенности, связанные с закреплением провода. В видео он закрепляется петлей на валу ротора сразу за коллектором. Концы обмоток к ламелям автор крепит без применения технологий пайки и сварки. Крючки ламелей осаживаются в местах соединения проводов с помощью специальных надставок ударным способом.

Читайте также: