Почему сальери отравил моцарта и как он это сделал

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Мест не хватало, помещение было заполнено до отказа. И хоть обычно научная конференция проходила практически не замеченной широкой публикой, на этот раз было проявлено особое внимание. Обстановка, царившая в зале, была весьма интригующей – среди публики можно было увидеть несколько полицейских, пришедших, разумеется, не из желания выслушать доклад. Хотя возбуждённость, охватившая участников последовавшей за докладом дискуссии, и не достигла той степени, которая оправдывала бы присутствие полиции, атмосфера была всё же достаточно накалённой.

Автор доклада – известный своими работами о Моцарте и Шуберте престарелый венский профессор Отто Эрих Дойч. По причине далко не лучшего здоровья доклад был зачитан другим лицом. Собрав и проанализировав все дошедшие до этого времени документальные свидетельства по данному вопросу, Дойч наглядно показал, что вообще не существует ни одного документа, подтверждающего гипотезу об отравлении.

И этого оказалось достаточно, чтобы породить легенду об отравлении, подхваченную бесцеремонными авторами многочисленных публикаций, и связать её прежде всего с именем Сальери, а позже – с масонами. В ХХ веке тема приобретает политическую окраску, нацисты используют её для возбуждения антисемитизма, предположения возводятся в ранг доказательства; как снежный ком эта сомнительная история обрастает всё новыми и новыми домыслами и превращается в конце концов в злостную клевету.

Но и в наши дни это весьма печальное заблуждение не сходит со страниц многотиражных изданий сенсационного толка. И лишь одно остаётся неизменным: сторонники гипотезы отравления не могут привести в её защиту ни единого документа.

Вы думаете, речь идёт только о Сальери? Ан, нет! Основных подозреваемых, как выяснилось, не менее трёх. Но. по порядку.

Сначала поговорим о Сальери. Антонио Сальери, придворный композитор австрийского императора Иосифа II. Он любимец императора и придворной знати, он ведущий музыкант Вены, автор множества отличных опер. Кроме всего прочего, он станет учителем Бетховена, Шуберта и Листа. Да, Сальери и Моцарт не слишком любили друг друга.

Но скорее у Моцарта были причины отравить Сальери, чтобы, например, занять его место при дворе. Можно предположить, что Сальери завидовал гениальности Моцарта, но ведь её нельзя ни отнять, ни тем более наследовать. Это дар Божий! Боялся ли Сальери потерять тёпленькое местечко? Вряд ли. Должность придворного композитора – это не столько поле деятельности для проявления гениальности, сколько очень хлопотный участок дворцовой службы, требующий многих качеств, отсутствующих у гениального Моцарта: всю жизнь он оставался ребёнком в решении практических вопросов. Это понимали все окружающие, включая императора.

Но. Осенью 1823 года Сальери, пребывая в одной из клиник по причине тяжёлого нервного расстройства, якобы сделал заявление о том, что это он отравил Моцарта. Через месяц после этого заявления он пытался покончить жизнь самоубийством. Перед смертью Сальери часто бредил своей виной в смерти Моцарта, но чем этот бред отличался бы от признаний в убийстве Юлия Цезаря?

Легенда о том, что Сальери отравил Моцарта широко распространилась в 1824 году. Достигла она и ушей, вернее, разговорных тетрадей Бетховена. Композитор, бывший в пору своей молодости учеником Сальери, занял более правильную позицию, чем его легковерные друзья.

Серию записей о Сальери начинает племянник Бетховена Карл, который 25 января 1824 года( в канун дня рождения Моцарта) приносит домой сенсационную новость: Сальери утверждает, что он отравил Моцарта. Вскоре после этого Бетховена навещает Антон Шиндлер( музыкант, друг и первый биограф Бетховена). Он также слышал новость: Сальери опять очень плох. Он совсем не в себе. Ему всё время мерещится, что он виноват в смерти Моцарта, будто бы отравив его ядом. Бетховен решительно возражает другу, а Шиндлер в свою очередь пытается переубедить Бетховена: Это правда, ибо он намерен всё это повторить на исповеди; так подтверждается истина, гласящая, что за всё нас ждёт расплата.

Но спустя четыре недели Шиндлер уже не столь уверен в своей неправоте. Очевидно, Бетховен не преминул ему напомнить о том, что подобные сенсационные слухи слишком быстро овладевают умами легковерных людей и распространяются скорее, чем истина. Шиндлер как бы подводит итог словам Бетховена: То же можно утверждать и о тех, кто принимает на веру признание Сальери. Это вовсе не доказателсьство. Но оно впечатляет. Кому как не Шиндлеру, не только музыканту, но и юристу по образованию, это очевидно?! И только падкий на сенсации, горячий спорщик редактор Иоганн Шик не поддаётся убеждению:" Ставлю 100 против 1-го, что признания Сальери – чистая правда!" И снова Бетховен отказывается верить слухам, а Шик с горячностью заявляет: "Обстоятельства смерти Моцарта подтверждают это признание!" Шиндлер становится в разговоре на сторону Бетховена и возражает Шику:"Ещё живы многие из тех, кто мог бы дать показания относительно обстоятельств смерти Моцарта и о том, были ли симптомы отравления".

Второй подозреваемый – любимый ученик Моцарта Франц Зюсмайер. Именно ему умирающий Моцарт поручил, дав соответствующие указания, завершить изложение трёх хоров в незаконченной рукописи Реквиема и выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно. О Зюсмайере говорили не только как об ученике Моцарта; предполагали, что он – любовник Констанцы, жены гения. Но вряд ли ученик Моцарта и даже гипотетический любовник его жены мог иметь намерение убить своего патрона. Финансовый мотив исключается сразу: композитор едва сводил концы с концами; он не оставил никакого материального наследства и был похоронен по третьему разряду, то есть в могиле для бедняков. Чем Зюсмайер мог завладеть вследствие устранения Моцарта? Если болтовня насчёт адюльтера – правда, то телом его жены он и так владел. Но брать на себя заботы о содержании её и детей в варианте женитьбы на бедной вдове? Неразумно. Для него Моцарт был курицей, несущей золотые яйца, так что подобное подозрение просто несостоятельно.

Третий подозреваемый – юрист Франц Хофдемель, с женой которого у Моцарта якобы был роман. Его молодая красавица-жена брала у Моцарта уроки игры на фортепиано. Когда она вернулась домой после панихиды по Моцарту, муж набросился на неё, нанёс глубокие раны на шее, на лице и на руках, а затем заперся в спальне и перерезал себе горло. Красавица Магдалена выжила и спустя пять месяцев родила ребёнка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Опять же слухи!

Итак, нет никаких непосредственных свидетельств в подтверждение легенды об отравлении композитора. А не располагает ли какими-либо доказательствами медицина? Заболевания выдающихся людей, в особенности если они приводили их к смерти, издавна привлекали внимание медиков. Однако выводы, к которым приходят медики в своих исследованиях о смерти Моцарта, далеко не одинаковы по своей научной ценности. Среди авторов ещё и сегодня есть ярые защитники гипотезы отравления, манипулирующие произвольными числовыми построениями, которые они наделяют неким символическим смыслом, и опирающиеся на им одним понятные доводы, а не убедительные научные доказательства.

Ранняя смерть артиста, всегда напряжённо работавшего, всегда перегруженного, имевшего слабое здоровье и часто болевшего, объясняется естественными причинами. Следут учесть и наследственность: Моцарт был седьмым ребёнком в семье. Почти все его братья и сёстры умерли в младенческом возрасте. В живых оставалась лишь одна сестра Мария-Анна, которая была старше брата на четыре с половиной года. У обоих детей оказались прекрасные музыкальные способности и очень слабое здоровье.

С детских лет они успешно выступали в концертах. Однако на здоровье детей переезды с места на место и частые публичные выступления отражались плохо: тяжёлый, изнурительный труд был слишком непосильным для хрупкого детского организма. Силы детей расходовались беспощадно, к тому же брат и сестра часто болели. Рано умерла мать Моцарта. Не миновала детей страшная эпидемия оспы, случившаяся в Вене, когда Вольфгангу было 11 лет. У мальчика были поражены глаза, ему грозила слепота. К счастью, через некоторое время зрение стало восстанавливаться.

Профессор Грайтер предположил, что Моцарт страдал хроническим заболеванием почек (гломерулонефритом). Заболевание, незаметно прогрессируя, в конце концов перешло в уремию (самоотравление организма вследствие накопления в крови ядовитых веществ). Доктор Бер доказывал, что причиной смерти был хронический ревматизм; возможно этому способствовали и часто применявшиеся в качестве лечебной процедуры в ХУIII веке кровопускания. Ни одна из гипотез полностью не доказана, но обе они опираются на документально засвидетельстванные факты. Во всяком случае, они исключают исключают возможность отравления как причину смерти. В более позднее время исследования, проведенные специалистами, показали, что умер Моцарт от стрептоккоковой инфекции, кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.

Конечно, на здоровье композитора отразились и интриги своих собратьев –музыкантов, что юный гений начал испытывать с 12 лет. До того времени выступлениям юного композитора сопутствовали удачи. Все восхищались им как забавной игрушкой. Но. скоро он стал опасным соперником для взрослых композиторов. И те самые из них, которые восхищались чудо-ребёнком, сочинявшим музыку практически с пяти лет, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Ссылаясь на мнение приезжих итальянских маэстро, они утверждали, что маленький Моцарт пишет музыку не сам. И сколько ещё тревог и волнений пришлось испытать Моцарту , не понимавшему для чего нужны тайные хитрослетения!

Лишь в 1856 году, то есть через 65 лет после смерти композитора, все эти события были описаны несколько более подробно, что вновь породило новые легенды. Между тем церемония похорон и погребения Моцарта вполне соответствовала трезвым, рационалистическим традициям Австрии эпохи императора Иосифа II. Композитор умирает 5 декабря 1791 года. В доме не было ни гроша, поэтому расходы на погребение взял на себя барон ван Свитен – известный в то время покровитель музыкантов. 7 декабря останки композитора были в сопровождении траурного кортежа перевезены в знаменитый в Вене Собор Св. Стефана,- здесь состоялся обряд освящения. Затем присутствующие простились с умершим. А гроб был доставлен носильщиками в часовню, примыкавшую к одной из наружных стен собора. Оттуда тело вечером перевезли на кладбище Св. Марка.

Бер установил, что обычай провожать гроб тогда ещё не существовал, хотя никому и не возбранялось это делать. Из-за сильного ветра немногим собравшимся друзьям не удалось проследовать на кладбище, расположенное далеко за чертой города. Погребение в могиле для пяти или шести человек в те времена ни у кого не вызывало удивления, так как было скорее правилом, чем исключением. К тому же в 1791 году австрийцы ещё не знали обычая ухаживать за могилами, не принято было также отмечать место захоронения надмогильным камнем. Всё произошло в соответствии с традициями того времени, которые однако столь быстро изменились, что десятью годами позже Моцарт был бы похоронен с большей торжественностью и тело его покоилось бы в отдельной могиле. И, может быть, преждевременный уход из жизни гениального комзитора, вызвавший потрясение современников, тоже способствовал появлению традиции торжественных похорон.

Но даже в 1823 году церемония похорон Моцарта никому, в том числе и Бетховену, не казалась необычной. Возможно, что в конце сентября он из Бадена съездил со своим племянником на кладбище, об этом говорит краткая запись Карла в тетради: Могилу Моцарта нужно искать здесь.

Моцарт умер естественной смертью и был похоронен в соответствии с обычаями своего времени. И Бетховен не склонен был доверять зарождавшимся сенсационным историям, слишком дорога была ему память о личной встрече с великим гением, слишком велико было его восхищение творчеством лучезарного Моцарта.

Увы! Легенды о причинах ранней смерти Моцарта, о его похоронах и таинственных обстоятельствах, связанных с заказом на сочинение Реквиема, давали и дают поныне пышные всходы – ведь сенсации приносят тем, кто безнаказанно их распространяет, больше прибыли, чем неприкрашенная правда.

Смешно другое: что стоит жёлтой прессе реабилитировать одного убийцу, как она тут же на его место тащит другого. Если не Сальери убил Моцарта — значит, Шеффер убил Сальери… Читаешь такое в русскоязычном издании — и хочется попросить, чтобы тебя ущипнули. Ладно бы такую ахинею написал какой-нибудь американец или француз…

Восстановим справедливость по порядку.
Прежде всего, забвение музыки Сальери началось за четверть века до появления в газетах сплетни о том, что он убил Моцарта, и безо всякой связи с этим нелепым слухом.

Зададим вопрос в лоб.
Мог ли в те годы Сальери считаться убийцей Моцарта?
It's complicated, как пишут в статусах Фейсбука.

Можно, конечно, списать эту мрачноватую ремарку на мизантропический характер Сальери, но ведь и лучезарный Моцарт не лопается от негодования, обсуждая предположение, что их общий соавтор и современник был, на самом деле, душегубом. Причём обвинение, о котором упоминает Пушкин, касалось не какой-нибудь уличной поножовщины у дверей трактира, как в биографиях доброй половины художников итальянского Возрождения, а куда более низменной и подлой материи: Бомарше имел привычку поправлять своё материальное положение, женясь на богатых вдовах, которые, в свою очередь, имели привычку умирать вскоре после замужества, всякий раз оставляя драматурга наследником крупных состояний своих покойных мужей. Первая жена Бомарше отправилась в лучший мир через 10 месяцев после брака, вторая умерла после двух лет супружества. Естественно, поползли слухи об отравлении, которые в общем и целом по сей день не то чтобы окончательно развеяны.

Правильный ответ подтверждает догадку пушкинского Сальери: конечно, сказка. И ноги у неё растут не из чьих-то достоверных свидетельств: она вдохновлена масштабом личности и дарования художника. Когда ты такой невероятно великий, знаменитый, гениальный — совершенно естественно, чтобы про тебя рассказывали всякое соразмерно ужасное. Большому кораблю — большое плавание, не более того.

Вот и с реальным Сальери была такая же фигня. Ещё в 1791 году муссировался слух о том, что Моцарт был отравлен, и о том, что сделали это его соперники-завистники, то есть, очевидно, итальянцы, среди которых Сальери был самым ярким и известным в ту пору представителем — значит, кому ж травить, как не ему?! Но статус этой версии (известной и Бетховену, и моцартовскому тестю Веберу) был такой же, как у историй про отравителя Бомарше. То есть годились они не для открытого уголовного следствия или тайного дознания, а в основном для застольных сплетен о знаменитостях. Достаточно сказать, что летом 1822 года в Вене, при знакомстве с Сальери, его коллега и соотечественник Россини сам поднял тему. Не для того, чтобы поссориться, или узнать давно мучавшую его тайну, а в порядке милой послеобеденной шутки. Так этот слух и воспринимался в Вене тех времён — как тема для непринужденной светской беседы: чуть посложней погоды, но попроще политики.

Слово, однако же, не воробей, а прессы в ту пору по Европе ходило много. И вот уже известие о Сальери-отравителе появляется на страницах консервативной парижской газеты Journal des Débats Politiques et Littéraires, внимательным читателем которой был Пушкин. В том же 1824 году, то есть ещё при жизни Сальери, он наткнулся во французском издании на эту готическую сказку, и дал себе зарок превратить её однажды в маленькую трагедию. Спустя несколько номеров и эта газета опубликовала опровержение истории про композитора-злодея, но то ли Пушкин его пропустил, находясь по пути в Кишинёв, то ли не придал значения, вынашивая свой драматургический замысел.

Так версия о гибели гениального Моцарта от руки старшего коллеги и завистника, желчного итальянца, из газетной утки превратилась в классический сюжет русской литературы. Задумывался ли Пушкин над тем, какой удар его сочинение может нанести по репутации итальянского композитора в сознании публики, и без того охладевшей к его наследию? Или, может быть, он верил в этот слух, и мстил таким образом убийце гения? Если кто-нибудь из читателей знает ответ на этот вопрос, рад буду прочитать его ниже в комментариях. Но стоит заметить, что при жизни Пушкина эта дурная слава, как и сама трагедия, в которой она увековечена, оставалась в основном внутрироссийским явлением (в Вене времён образования Австро-Венгерской империи находилось о чём поговорить и без этой замшелой готики). За пределы России пушкинская история о Сальери-отравителе шагнула спустя 68 лет после создания, с подачи Римского-Корсакова, который в 1897 году сочинил одноимённую оперу по её мотивам. На домашней премьере мужские партии пел Шаляпин, Рахманинов аккомпанировал ему на рояле. Первое публичное исполнение состоялось в 1898 году, в Московской частной русской опере Мамонтова, с Шаляпиным-Сальери, в декорациях Врубеля.

Опера — искусство международное, к тому же подоспела эра звукозаписи, и вот уже после Римского-Корсакова пушкинская версия про Сальери-отравителя стала достоянием мировой общественности. В отличие от забытой к тому времени газетной утки, опиравшейся на слухи о бреде безумного старика, Пушкин предложил убедительную и психологически достоверную версию мотивов итальянца (которого, будучи, как известно, невыездным, он никогда в жизни не встречал). Так что все поверили, будто действительно Сальери отравил Моцарта, и очень кстати пришёлся тот факт, что музыка итальянца много лет уже не исполнялась и не издавалась — этот факт удобно объяснили неким заговором музыкантов, мстящих забвением убийце Моцарта.

Но уж когда Форман эту пьесу экранизировал, срубив 8 статуэток и кучу других важнейших кинопризов 1985 года, тихий ропот меломанов сменился целой публичной международной кампанией по защите доброго имени Сальери. Каждый музыкальный критик счёл своей обязанностью написать, что на самом деле никого итальянец не травил, а Форман и Шеффер беспричинно и незаслуженно очернили образ одного из важных венских композиторов…

Эта реакция была, конечно, и предсказуемой, и закономерной, и фактологически справедливой — а попутно продемонстрировала, до какой степени Голливуд эффективней классической литературы в популяризации разных исторических легенд. Но главное, о чём стоит сказать, чтобы эта готичная история обрела долгожданный хэппи-энд — это долгосрочный результат сотрудничества Формана и Шеффера.

Конечно, в очередной раз оказаться круче Моцарта моему итальянскому тёзке в этом столетии едва ли светит, но совершенно очевидно, что шефферовская кавер-версия пушкинской трагедии, усиленная режиссёрским талантом Формана и выдающейся игрой Ф. Мёррэя Абрахама, подарила незаслуженно забытому и оболганному Антонио Сальери десятилетия мировой посмертной славы — причём в качестве композитора, а не отравителя.

А имеет ли это для него какое-нибудь значение спустя 192 года после смерти — любой из нас однажды сможет спросить композитора лично.

Вольфганг Амадей Моцарт (рожд. 27 января 1756 г. – смерть 5 декабря 1791 г.) – австрийский композитор, дирижер, органист. Один из величайших музыкальных гениев человечества. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Сила злобного навета, или…

Убийство в Вене

Слух об отравлении начал распространяться сразу же, после смерти Моцарта. Заболел он внезапно и болезнь развивалась стремительно. Сам Моцарт в бреду признался супруге Констанце, что ему дали аква-тофану (ведьмину воду). Это старинный яд на основе мышьяка, не имеющий цвета и запаха. Действует медленно, не поддается диагностике. Яд был назван в честь легендарной ведьмы XVII века Джулии Тофаны (Тофини).

Смерть Моцарта-1

Был ли повод у Сальери?

Но, если разобраться в произошедшем, сразу становится понятно: в реальности у Сальери не было ни малейшего повода завидовать. Современниками превозносились именно его произведения, а не моцартовские. Сальери был ведущий музыкант Вены – мировой столицы музыки. Его заслуги были оценены и морально, и, что не менее важно, материально, ведь он гордо носил титул придворного композитора. К тому же он был талантливейший педагог: Бетховен, Шуберт, Лист – были его учениками. К нему же послала на обучение своего сына и Констанца Моцарт. Неужели она могла бы поступить так, если бы подозревала его в причастности к смерти своего мужа.

Как же умер Моцарта? Версии смерти

Первая версия (1966 года)

Основываясь на них известным швейцарским врачом Карлом Бэром в 1966 г. была выдвинута версия, что Моцарт болел суставным ревматизмом – острое заболевание, которое сопровождается быстрым воспалением и распуханием.

Смерть Моцарта-2

Вторая версия (1984 года)

Еще один врач – Питер Дж. Дэвис в 1984 г. опубликовал в большей степени детальный анализ. Согласно его мнения, Моцарт еще в детские годы заразился инфекцией стрептококка, от которой и страдал на протяжении всей жизни. Именно ей была вызвана иммунная недостаточность, усиленная чрезмерной работой гения. Отсюда нескончаемая череда болезней: композитор переболел тифом и ветрянкой, бронхитом и гепатитом и еще много чем другим. В конце концов у композитора началась бронхопневмония, отказали почки и появилась гипераллергия. Все это и привело к кровоизлиянию в мозг. Отсюда депрессивность, изменение личности и измененные состояния сознания. И, как следствие, уверенность, что его кто-то травит, – Моцарта убивал его собственный организм.

Третья версия (1963 года)

Композитор отравился сам в результате лечения ртутью. Якобы Моцарт болел сифилисом, лечился с применением ртути и скончался от последствий лечения.

В действительности, лечащий врач гения и его поклонник Ван Свитен был сыном императорского лейб-медика, который разработал такую методику. Суставы Моцарта до такой степени воспалились в последнюю неделю перед смертью, что он просто был не состоянии ходить – это также может говорить в пользу этой версии.

Четвертая версия (1981 года)

Моцарт умер от генетического заболевания. Мало кто знает, что у Моцарта была наследственная деформация уха, передававшаяся по мужской линии. 1981 год – на венском конгрессе по клинической хирургии зачитывался доклад, в котором говорилось о результатах продолжительного исследования, о связи анатомической деформации уха и почечным наследственным заболеванием. У композитора развилась ревматическая лихорадка, а привычное в те времена кровопускание (у Моцарта слили целых 2 литра крови!) добило слабого от болезни гения.

Смерть Моцарта-3

Пятая версия

Моцарта отравили масоны, эту версию выдвигали в 1910, 1926 и 1966 гг. И в действительности, и отец композитора Леопольд, и сам Моцарт состояли в масонской ложе – это было весьма модным в конце XVIII столетия. Вроде бы в опере “Волшебная Флейта” Моцартом были раскрыты некие секреты ордена за что он был принесён в жертву. Опера в действительности имеет довольно странное либретто, изобилует символами и является нехарактерной для той эпохи. Более того, “Реквием” Моцарту якобы также заказали масоны, коварно дав знак о том, что его приговорили.

Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно бежать в дом Моцартов. Там Моцарт якобы сказал ей:

— Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла. Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти.

Вызвали врача, который велел прикладывать к пылавшему лбу больного ледяные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание и вскоре умер.

Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт последнее время лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным бесконечной работой. Тем не менее, когда он слег, никому и в голову не пришло, что эта болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Ниссен перечислил следующие симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 году:


Мы, нижеподписавшиеся санитары, заявляем перед ликом Бога и перед всем человечеством, что с начала длительной болезни кавалера Сальери […] ни разу его не оставляли наедине […] Мы также свидетельствуем, что из-за его слабого здоровья никому, даже членам его семьи, не разрешалось навещать его […] В связи с этим на поставленный вопрос, соответствует ли действительности, что вышеупомянутый кавалер Сальери говорил во время болезни, что он отравил знаменитого композитора Моцарта, клянемся честью, что никогда не слышали от Сальери таких слов.

Джорджо Розенберг, санитар.

Амедео Порше, санитар при господине

Сальери, придворном капельмейстере.

Вена, 5 июня 1825 года.

Заявление это завершается постскриптумом такого содержания:

Доктор Рерик, лечащий врач Сальери, подтверждает свидетельство двух санитаров.

При этом, правда, уважаемый музыковед делает оговорку:

Видимо, слова композитора о том, что его отравили (если таковые вообще были когда-либо сказаны!), следует понимать в иносказательном смысле. Например, так: к безвременной смерти Моцарта привело безуспешное стремление добиться такого же успеха, как у Сальери, успешная судьба которого сильнее любого яда отравляла жизнь Вольфганга Амадея…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ОТРАВЛЕНИЕ ЦИАНИДОМ

ОТРАВЛЕНИЕ ЦИАНИДОМ Когда я возвращался в бунгало инспекции, после того как побывал у трупа козла, погибшего этой ночью, мне сообщили, что в деревню пришло известие — меня срочно требуют в Рудрапраяг, так как оказалось, что этой же ночью людоедом был убит человек. Люди,

Шахматы, классическая литература, классические композиторы, любознательность и каверзность[40]

ОТРАВЛЕНИЕ МИЛЛИОНЕРШИ-НАСЛЕДНИЦЫ

Версия третья: отравление, Констанца Моцарт и Зюсмайр

Версия третья: отравление, Констанца Моцарт и Зюсмайр Суть этой версии: Моцарт был отравлен своим учеником Францом-Ксавером Зюсмайром[11] и своей женой Констанцей, которые были любовниками. Эта версия основана на том, что Зюсмайр, отличавшийся чрезмерными амбициями,

Версия четвертая: отравление, масоны

24. Бетховен и Сальери

39. Сальери

39. Сальери Джэсон все еще размышлял над последними словами Анны Готлиб, когда Дебора обнаружила, что их карета исчезла. Джэсон глазам своим не поверил, ведь он строго наказал Гансу ждать, однако кучера не было на месте. Михаэлерплац опустела, кафе на Кольмаркт закрылись.

Отравление

Отравление 5 сентября 2004 года - день, когда предположительно был отравлен Ющенко. Если бы я писал книгу об отравлении Ющенко, я бы подробно исследовал все версии. Но на это у меня нет времени, и поэтому изложу основные факты.Итак, 5 сентября была снята личная охрана, и Ющенко

2 Сильвио и Сальери

Отравление

Отравление (быль)Лариса была врачом. В Советском Союзе врачи получали мизерную зарплату, приходилось подрабатывать. Ночью Лариса работала на скорой помощи. Дело было в Ленинграде, была зима, метель, лежал глубокий снег, температура была намного ниже нуля. Вызовов не было,

Классическая и греко-римская. По страницам соревнований

Классическая и греко-римская. По страницам соревнований Впервые сборная команда СССР приняла участие в XV Олимпийских играх в Хельсинки (Финляндия). Олимпийскими чемпионами стали: Борис Гуревич – 52 кг, Яков Пункин – 62 кг, Шазам Сафин – 67 кг, Иоханем Коткас – свыше 87 кг.


4 декабря 1791 года в своем доме в Вене в возрасте 35 лет умирает гениальный музыкант и композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
Почти сразу после его смерти возникают слухи: Моцарт был безжалостно отравлен.
Вскоре назовут и имя возможного отравителя, одного из самых преуспевающих на тот момент музыкантов в Вене Антонио Сальери. И только в наше время – в 1997 году – Сальери окончательно оправдали. Современные криминалисты смогли доказать, что у него не было мотива убивать Моцарта. Зато такой мотив был у других людей.

Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер и камер-композитор не удостоился ни отдельной могилы, ни креста. Он нашел упокоение в общей могиле на венском кладбище Святого Марка. Когда жена композитора Констанца спустя 18 лет впервые решила навестить его могилу, единственного свидетеля, который бы мог указать примерное место захоронения, - могильщика - уже не было в живых. План кладбища Святого Марка нашли в 1859 году и установили мраморный монумент на предполагаемом месте погребения Моцарта. Сегодня тем более невозможно точно определить то место, где его опустили в яму с двумя десятками несчастных -бродяг, бесприютных нищих, бедняков без роду и племени.

Официальное объяснение бедным похоронам - отсутствие денег в связи с крайней бедностью композитора. Однако есть сведения, что в семье оставалось в наличии 60 гульденов. Погребение по третьему разряду стоимостью в 8 гульденов организовал и оплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе бесплатно отдал немало своих произведений. Именно ван Свитен уговорил жену композитора не принимать участия в похоронах.

Хоронили Моцарта уже 6 декабря, с непонятной торопливостью, без элементарного уважения и официального объявления о смерти (оно было сделано только после похорон). Тело не вносили в собор Святого Стефана, а ведь Моцарт был помощником капельмейстера этого собора! Прощальный обряд при участии немногочисленных сопровождающих провели наспех у капеллы Святого Креста, прилегающей к наружной стене собора. Отсутствовала вдова композитора, его собратья по масонской ложе.

После отпевания лишь несколько человек - в том числе барон Готфрид ван Свитен, композитор Антонио Сальери и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр - пошли проводить композитора в его последний путь. Но никто из них до кладбища Святого Марка не дошел. Как объясняли ван Свитен и Сальери, помешал сильный дождь, перешедший в снег.

Однако их объяснение опровергается свидетельствами людей, хорошо помнивших этот теплый туманный день. А также - официальной справкой Центрального института метеорологии Вены, выданной в 1959 году по запросу американского музыковеда Николая Слонимского. Температура в тот день была 3 градуса тепла по Реомюру (1 гр. шкалы Реомюра = 5/4 гр. шкалы Цельсия. - Н. Л.), осадков не было; в 3 часа дня, когда отпевали Моцарта, отмечался лишь “слабый восточный ветер”. В архивной выписке за этот день также значилось: “погода теплая, туман”. Впрочем, для Вены туман в это время года - дело вполне обычное.

Между тем еще летом, во время работы над оперой “Волшебная флейта”, Моцарт чувствовал недомогание и все более укреплялся в подозрении, что кто-то посягает на его жизнь. За три месяца до смерти он во время прогулки с женой произнес: “Я чувствую, что долго не протяну. Конечно, мне дали яду…”

Несмотря на официальную запись в канцелярии собора Святого Стефана о смерти композитора от “острой просовидной лихорадки”, первое осторожное упоминание об отравлении появилось в берлинском “Музыкальном еженедельнике” 12 декабря 1791 года: “Так как после смерти тело его распухло, то утверждают даже, что он был отравлен”.

В поисках окончательного диагноза

Анализ различных свидетельств и исследования десятков специалистов позволяют составить примерную картину имевшихся у Моцарта симптомов болезни.

С лета по осень 1791 года у него отмечаются: общая слабость; потеря веса; периодические боли в области поясницы; бледность; головные боли; головокружения; неустойчивость настроения с частыми депрессиями, боязливостью и крайней раздражительностью. Он падает в обмороки с потерей сознания, у него начинают отекать руки, нарастает потеря сил, ко всему этому присоединяется рвота. Позже появляются такие симптомы, как металлический привкус во рту, нарушения почерка (ртутный тремор), озноб, рези в животе, дурной (зловонный) запах от тела, лихорадка, общий отек и сыпь. Умирал Моцарт при мучительной головной боли, но его сознание оставалось ясным вплоть до самой кончины.

Среди работ, посвященных изучению причины смерти композитора, наиболее фундаментальные труды принадлежат врачам Йохан-несу Дальхову, Гюнтеру Дуда, Дитеру Кернеру (”В. А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть”, 1991 г.) и Вольфгангу Риттеру (Чах был ли он убит?”, 1991 г.). Количество диагнозов по делу Моцарта внушительно, что само по себе наводит на размышления, но, по мнению ученых, ни один из них не выдерживает серьезной критики.

Под “острой просовидной лихорадкой”, обозначенной в качестве официального диагноза, медицина XVII века понимала инфекционное заболевание, протекающее остро, сопровождающееся сыпью, жаром и ознобом. Но недуг Моцарта протекал медленно, изнуряюще, а опухание тела вообще не вписывается в клинику просовидной лихорадки. Врачей могла сбить с толку сильная сыпь и лихорадка в конечной стадии болезни, однако это характерные признаки ряда отравлений. Заметим дополнительно, что в случае инфекционного заболевания следовало ждать заражения хоть кого-то из близкого окружения, чего не произошло, не было и эпидемии в городе.

“Менингит (воспаление мозговых оболочек)”, фигурирующий как возможное заболевание, тоже отпадает, поскольку Моцарт почти до самого конца был работоспособен и сохранял полную ясность сознания, отсутствовали мозговые клинические проявления менингита. Тем более нельзя говорить о “туберкулезном менингите” - моцар-товедение с абсолютной уверенностью исключает туберкулез из анамнеза композитора. Более того, его история болезни практически чиста до 1791 года, последнего года жизни, на который притом приходится пик его творческой активности.

Диагнозу “сердечная недостаточность” абсолютно противоречит хотя бы то, что незадолго до смерти Моцарт дирижировал продолжительной кантатой, что требует большой физической нагрузки, а несколько ранее - оперой “Волшебная флейта”. И самое главное: нет ни одного свидетельства о наличии основного признака этого заболевания - одышки. Опухали бы ноги, а не руки и тело.
Клиника “эфемерной ревматической лихорадки” также не находит своего подтверждения. Даже если думать о сердечных осложнениях, то отсутствовали признаки сердечной слабости, такие как опять же одышка-больной сердцем Моцарт не мог вместе с друзьями петь перед смертью “Реквием”!

Нет веских оснований предполагать и наличие сифилиса, как потому, что болезнь имеет клиническую картину, так и потому, что были здоровы жена и двое сыновей Моцарта (младший родился за 5 месяцев до его смерти), что исключается при больном муже и отце.

Трудно согласиться и с тем, что композитор страдал психической патологией в виде всевозможных страхов и мании отравления. Российский психиатр Александр Шувалов, проанализировав (в 2004 году) историю жизни и болезни композитора, пришел к выводу: Моцарт - “редкий случай всеми признанного гения, не страдавшего каким-либо психическим расстройством”.

А вот основания для беспокойства композитор имел. Предположение о почечной недостаточности наиболее близко к истинной клинической картине заболевания. Однако почечная недостаточность как “чистая уремия” исключается хотя бы потому, что почечные больные в этой стадии теряют работоспособность и последние дни проводят в бессознательном состоянии.

Невозможно, чтобы такой больной за три последних месяца жизни написал две оперы, две кантаты, концерт для кларнета и свободно передвигался из города в город! Кроме того, сначала развивается острое заболевание - нефрит (воспаление почек), - и только после многолетней хронической стадии происходит переход в конечную - уремию. Но в истории болезни Моцарта нет упоминания о перенесенном им воспалительном поражении почек.

Это была ртуть

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла вследствие хронического отравления ртутью, а именно - от многократного поступления в организм двухлористой ртути - сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые - летом, в последний раз - незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.

Это заблуждение объяснимо: хотя в XVIII веке очень многое было известно о ядах и отравлениях, врачи практически не знали клинику интоксикации ртутью (сулемой) - тогда с целью устранения соперников было более принято использовать так называемую aqua Toffana (no имени известной отравительницы, составившей адскую смесь из мышьяка, свинца и сурьмы); об aqua Toffana в первую очередь подумал и занемогший Моцарт.

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошр изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами - лихорадка, сыпь, озноб и т. д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.

Сравнительный анализ посмертной маски Моцарта и его прижизненных портретов дал, в свою очередь, основание для вывода: деформация черт лица явно вызвана интоксикацией.

Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Возможные подозреваемые

Прежде всего ртуть надо было где-то найти. Яд мог поступать через Готфрида ван Свитена, отец которого, лейб-медик Герхард ван Свитен, первым начал лечить сифилис “настойкой ртутной по Свитену” - раствором сулемы в водке. Кроме того, Моцарт часто бывал в доме фон Свитенов. Снабжать убийц ядом имел возможность и владелец ртутных приисков, граф Вальсегцу-Штуппах - таинственный заказчик “Реквиема”, человек, склонный к мистификациям и интригам.

Существует три основные версии отравления Моцарта. Однако почти все исследователи сходятся во мнении, что вряд ли это было под силу одному человеку.

Версия первая: Сальери.

Когда защитники итальянского композитора Антонио Сальери (1750-1825) утверждают, что у него “было все, а у Моцарта - ничего” и поэтому он не мог завидовать Моцарту, они лукавят. Да, Сальери имел надежный заработок, а после ухода с придворной службы его ждала хорошая пенсия. У Моцарта действительно ничего не было, ничего, кроме… ГЕНИЯ. Однако уходил он из жизни не только в самый плодотворный в плане творчества год, но и в год, переломный для судьбы его и семьи, - он получил декрет о зачислении на должность, дающую материальную независимость и возможность спокойно творить. Одновременно из Амстердама и Венгрии пришли значительные, рассчитанные на долгое время заказы и договоры на новые сочинения.

Вполне возможной кажется в таком контексте фраза, произносимая Сальери в новелле Густава Николаи (1825): “Да, жалко, что от нас ушел такой гений. Но вообще-то музыкантам повезло. Проживи он еще, никто не пожаловал бы всем нам и куска хлеба за наши сочинения”.

Именно чувство зависти могло толкнуть на преступление Сальери. Известно, что чужие творческие удачи вызывали у Сальери глубокое раздражение и стремление противодействия. Достаточно упомянуть письмо Людвига ван Бетховена от января 1809 года, в котором он жалуется издателю на происки врагов, “из которых первым является господин Сальери”. Биографы Франца Шуберта описывают интригу Сальери, предпринятую им с целью помешать гениальному “королю песен” получить всего-навсего место скромного учителя музыки в далеком Лайбахе.

Советский музыковед Игорь Бэлза в 1947 году спросил у австрийского композитора Йозефа Маркса, действительно ли Сальери совершил злодейство? Ответ был мгновенным, без колебаний: “А кто же из старых венцев сомневается в этом?” По словам Маркса, его друг, историк музыки Гвидо Адлер (1885-1941), при изучении церковной музыки обнаружил в одном венском архиве запись исповеди Сальери от 1823 г., содержащую признание в совершении этого чудовищного преступления, с приведением подробных и убедительных деталей, где и при каких обстоятельствах давался яд композитору. Церковные власти не могли пойти на нарушение тайны исповеди и не дали согласия на предание этого документа гласности.

Сальери, мучимый раскаянием, пытался совершить самоубийство: он перерезал себе бритвой горло, но остался жив. По этому поводу остались подтверждающие записи в “разговорных тетрадях” Бетховена за 1823 год. Есть и другие упоминания о содержании исповеди Сальери и неудавшемся суициде.

Намерение покончить жизнь самоубийством созрело у Сальери не позже 1821 года - к тому времени он написал реквием на собственную кончину. В прощальном послании (март 1821) Сальери просил графа Гаугвица отслужить в частной капелле заупокойную службу по нему и исполнить посылаемый реквием ради спасения его души, ибо “к моменту получения письма последнего уже не будет среди живых”.

Содержание письма и его стиль свидетельствуют об отсутствии у Сальери психического заболевания. Тем не менее Сальери был объявлен психически больным, а его признание - бредом. Многие исследователи считают, что это было сделано для избежания скандала: ведь и Сальери, и Свитены были тесно связаны с правящим Габсбургским двором, на который в какой-то степени ложилась тень преступления. Умер Сальери в 1825, как явствует из свидетельства о смерти, “от старости”, причастившись Святых Даров (чего не удостоился Моцарт).

А сейчас самое время вспомнить о трагедии Пушкина “Моцарт и Сальери” (1830) и о гневных нападках некоторых европейцев на автора за то, что “не пожелал представить двух своих персонажей такими, какими они были в действительности”, за использование якобы легенды, очерняющей имя Сальери.

Во время работы над трагедией Пушкин написал статью “Опровержение на критики”, в которой высказался однозначно:
“…обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено, и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною”. Известно, что этот труд занял у поэта не один год: Пушкин тщательно собирал различные документальные свидетельства.

Пушкинская трагедия послужила сильнейшим импульсом исследований в этом направлении. Как писал Д.Кернер: “Если бы Пушкин не запечатлел преступление Сальери в своей трагедии, над которой он работал много лет, то загадка смерти величайшего композитора Запада так и не получила бы разрешения”.

Версия вторая: Зюсмайр.

Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и интимный друг его жены Констанцы, после смерти Моцарта вновь перешедший в обучение к Сальери, отличался большими амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта. Имя Зюсмайра осталось в истории благодаря “Реквиему”, к завершению которого он был причастен.

Констанца рассорилась с Зюсмайром. И после старательно вымарывала его имя из документального наследия мужа. Умер Зюсмайр в 1803 при странных и таинственных обстоятельствах; в этом же году не стало и Готфрида ван Свитена. Учитывая близость Зюсмайра к Сальери и его карьерные устремления в сочетании с завышенной оценкой собственных талантов, а также его роман с Констанцей, многие исследователи полагают, что он мог быть причастен к отравлению скорее в роли непосредственного исполнителя, поскольку жил в семье композитора. Возможно, и Констанца узнала о том, что муж получает яд, - это во многом объясняет ее дальнейшее поведение.

Становится понятной, в частности, та неблаговидная роль, которую, по мнению некоторых современников, Констанца сыграла, “открыв правду” в день похорон о якобы любовной связи Моцарта и его ученицы Магдалены ее мужу - юристу Францу Хсфдемелю, другу и собрату Моцарта по масонской ложе. В порыве ревности Хофдемель пытался зарезать бритвой свою беременную красавицу жену - от гибели Магдалену спасли соседи, услышавшие крики ее и их годовалого ребенка. Хофдемель покончил с собой, также применив бритву. Магдалена выжила, но осталась изуродованной. Считают, что таким образом Констанца пыталась переключить подозрения в отравлении мужа на бедного юриста.

Действительно, это дало основания ряду исследователей (например, британскому историку Фрэнсису Карру) трактовать эту трагедию как вспышку ревности Хофдемеля, отравившего Моцарта.

Как бы то ни было, младший сын Констанцы, музыкант Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, говорил: “Столь великим, как отец, мне, конечно же, не стать, да посему нечего опасаться и завистников, которые могли бы посягнуть на мою жизнь”.

Версия третья: ритуальное убийство “непокорного брата”.

Известно, что Моцарт был членом масонской ложи “Благотворительность” и имел очень высокий уровень посвящения. Однако масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, ничем не помогало композитору, находившемуся в очень стесненном материальном положении. Более того, братья-масоны не пришли проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось лишь через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что Моцарт, будучи разочарован деятельностью ордена, планировал создание собственной тайной организации -ложи “Грот”, устав которой им уже был написан.

Мировоззренческие расхождения между композитором и орденом достигли своего накала в 1791 году; именно в этих расхождениях некоторые исследователи видят причину ранней смерти Моцарта. В том же 1791 году композитор пишет оперу “Волшебная флейта”, которая имела оглушительный успех в Вене. Принято считать, что в опере была широко использована масонская символика, раскрыты многие ритуалы, которые положено знать лишь посвященным. Что не могло пройти незамеченным. Георг Николаус Ниссен, второй муж Констанцы и в последующем биограф Моцарта, назвал “Волшебную флейту” “пародией на масонский орден”.
Как полагает Й. Дальхов, “те, кто ускорял смерть Моцарта, устранили его “подобающим рангу” ядом - ртутью, то есть Меркурием, идолом муз.

…А может быть, все версии - звенья одной цепи?

И убить его могли не с помощью яда. В XIX веке был найден череп Моцарта, а на нем – следы большой трещины, полученной прижизненно…

Читайте также: