Почему лариса не нашла в себе сил броситься в волгу как это сделала катерина

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"

Краткая характеристика и история жизни Катерины в "Грозе"

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского, описание в цитатах

". Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. " (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

". с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. " (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)

Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам. Она не умеет обманывать и притворяться:

"Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. " (Катерина о себе, действие 1 явление V)

Катерина является мечтательницей. Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

". отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. " (действие 1 явление VII)

"И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…" (действие 1 явление VII)

"Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. " (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

"Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. " (действие 2 явление II)

"Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. " (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" (действие 2 явление II)

Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. " (действие 2 явление II)

"Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. " (действие 2 явление VIII)

Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды ("напраслину") со стороны свекрови и не может дать ей отпор:

"Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. " (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

"Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. " (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. " (действие 5 явление I)

"Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. " (действие 2 явление II)

До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. " (действие 1 явление VII)

"А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. " (действие 1 явление VII)

История любви Катерины и Бориса

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:

"Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. " (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

"Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. " (действие 1 явление VII)

Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:

"Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. "

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

"А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. " (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

"Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. " (действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она "ввела Бориса в беду". Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

"За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор." (действие 5 явление II)

"Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила." (действие 5 явление III)

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

"Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила." (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись." (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:

Критика об образе Катерины в пьесе "Гроза"

"Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность. Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.

. Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману. . она . испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. "

(С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Кто виноват в трагической смерти Ларисы в произведении «Бесприданница­ «?

  • Карандышев (самый популярный ответ)
  • Паратов
  • сама Лариса

И только младшая ответила правильно, на мой субъективный взгляд:

  • виновата мама Ларисы, которая плавно подвела к гибели всех своих дочерей, приучая их жить по воле мужчин и не дав им возможности честно трудиться, забыв о праздности.

На самом деле, так сложились обстоятельства и отчасти виновата сама Лариса. Да и общество, тоже хорошо, его устои и породили таких вот Паратовых и карандашевых. Они ей всю жизнь и поломали. Да и мать ее тоже хороша, именно она сформировала у своей дочери неправильные жизненные установки, которые изрядно подпортили ей жизнь.

Лариса чистая, невинная, романтичная девушка, живущая сердцем.

Виновников гибели Ларисы много, так как все по-сути воспринимают её, как вещь, которой можно воспользоваться, продать.

Она влюбилась в Паратоваи несмотря на то, что он пользуется ею, верит ему, доверяя и отдавая ему всю себя.

После того, как он предает её и собирается жениться для улучшения своего благосостояния, мир у неё рушится, она не видит цели в жизни.

Виновата мать, которая не смогла уберечь дочь, ведь она так же, как и другие видела в ней вещь, которую можно удачно продать.

Да и общество в целом, с его устоями, власть богачей над неимущими. Именно такое положение благоприятствует развитию отношений купли-продажи.

В этой ситуации нет одного виновника, что Лариса погибла, здесь виновны многие.

Среди виновных можно выделить следующих действующих лиц:

Виноват Карандышев, не только что убил Ларису, но и то, что во все это ввязался.

Виноват Паратов Сергей Сергеевич своей безответственностью.

И конечно же виновата сама Лариса, которая позволила так с собой обращаться.

Лариса Огудалова переживает жестокость окружающих, а также любовную драму, в результате которой она гибнет. Она умна и образованна, но бесприданница. Её мать торгует красотой и молодостью её и её сестёр, ищет любовь, а потом, вследствие своей неопытности, попадает в ловушку Сергея Сергеевича Паратова, считая его идеалом мужчины.

Девушка сама себя погубила, так как видела в этом духовное спасение, спасаясь от тяжелого выбора, который она хотела бы сделать, чтобы не попасть в водоворот, называемый развратом.

У каждого может быть своё мнение на предмет того, из-за чего и из-за кого погибла Лариса в Бесприданнице. В принципе, на то и великое произведение великого автора, чтобы давать почву для размышлений на несколько поколений вперёд.

Лично я вижу несколько причин и укажу их, но никоим образом не претендую на то, что моё мнение является единственно верным, просто напишу о своих впечатлениях.

  • Бесправное положение женщины в царской России. В этом плане явно можно провести аналогию с Анной Карениной, героиней Толстого.
  • Эгоизм и себялюбие многих мужчин, в частности, Ларису окружающих. Жениться не хотят и не могут, но пользоваться её молодостью, красотой и свежестью- пожалуйста.Или напротив- жаждут жениться, зная, что любви нет. Хотят взять себе то, что фактически им не может принадлежать.
  • Безволие и бесхарактерность самой Ларисы. Получается- что она как-бы раба любви. И эта вот любовь её и губит.
  • Естесвенно, мать Ларисы, которая постоянно вмешивалась в жизнь дочери и толкала её на не всегда допустимые вещи.
  • Неуравновешенность в психологическом плане Карандашова. Его стремление казаться не тем, кто он есть на самом деле.

Нам, воспитанным на классической литературе, написанной дворянами, странно такое читать, но, оказывается, купеческие представления о нормах женского поведения были отчасти более свободными.

Если в дворянском мире падение девушки воспринималось как катастрофа, зато на супружескую неверность могли смотреть сквозь пальцы, то у состоятельного мещанства все было наоборот. Девушки до свадьбы вели себя не по-домостроевски свободно, но измена женщины в браке строго порицалась и наказывалась.

«Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит, обнявшись, и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого.

Эти заметки Островского касаются города Торжок.

Поэтому практически открыто встречающуюся вечерами с молодым человеком незамужнюю золовку Катерины никто не упрекает, зато измена Катерины стала причиной общественного порицания такой силы, что героиня пьесы не выдержала.

Именно поэтому Катерина так тяготится своим тайным романом, не выдерживает и признается мужу и свекрови – это очень серьезный проступок, настоящее преступление против семьи. А признание тянет за собой и казнь – но героиня казнит себя сама, сведя счеты с жизнью. К тому же и любимый бросает ее, так что ничего уже не держит Катерину в жизни, печальная история.

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Цели : дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главной героини; определить, в чем сходство и различие Ларисы Огудаловой с Катериной Кабановой.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

3. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?

5. Что означает имя Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?

6. Что общего и чем отличаются героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?

7. Финал драмы. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает – чайка. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

3. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

4. Сила и слабость характера Катерины.

5. Дикой и Кабаниха – исключение в русском купечестве или они типичны?

6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?

7. Каким Катерина представляла Бориса и каким он оказался?

Домашнее задание.

1. Сочинение по творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (срок исполнения – одна неделя.)

2. Биография И. А. Гончарова (по учебнику).

Цели : познакомить учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в которых писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.

Наглядные пособия: портреты писателя, выставка различных изданий книг Гончарова.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

…То, что не выросло и не созрело во мне самом, что я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу!

…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало.

И. А. Гончаров

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Происхождение, воспитание и семейное положение

Лариса Огудалова родилась в очень небогатой семье. Скорее всего, родители её были обедневшими дворянами, поэтому она была бесприданницей. Лариса — девушка хорошо воспитанная и образованная, музицирует и прекрасно поёт. Отец её умер, две старшие сестры замужем, живёт она вдвоём с матерью.

Образ жизни

После замужества Катерина вела жизнь такую же, как другие купеческие жёны: сидела дома, ходила вместе с семьёй в церковь и изредка — гулять по общественному саду. Свекровь следовала за молодыми супругами неотступно, следила, правильно ли они, по её мнению, общаются друг с другом. Кабаниха (так прозвали её жители города Калинова) поучала невестку, как нужно соблюдать старые обычаи, относилась к ней деспотично.

Лариса ведёт более свободный образ жизни, чем Катерина, но её угнетает то, что мать её, Харита Игнатьевна, держит свой дом открытым для местных холостяков и заставляет дочь улыбаться им, петь, музицировать, даже когда у неё нет настроения, когда ей грустно. Мать старалась найти для Ларисы зажиточного жениха, но это ей не удавалось, ведь дочь была бесприданницей. В конце концов, Лариса уже совсем устала лицемерно вести себя с гостями по приказанию матери, согласилась выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева и уехать с ним в его маленькое поместье.

Черты сходства Катерины и Ларисы

Черты характера

Катерина и Лариса терпеливы, подчиняются свекрови и матери, подавляя свой свободолюбивый нрав, хотя им хочется жить без этого давления на себя старших.

У Ларисы и Катерины чувствительная натура, они мечтают о романтической любви. Им свойственна и решительность. После отъезда мужа в Москву Катерина, не сразу, но решилась пойти на свидание с Борисом. Лариса бросила жениха и поехала за Волгу с Паратовым.

Несчастная любовь

Рано вышедшая замуж Катерина не испытывала к мужу любви, выдали её за Тихона по сговору, как и полагалось в патриархальных семьях. Она открыла для себя романтическое представление о любви, влюбившись в Бориса. У неё был горячий нрав, и она, не очень долго посомневавшись, стала изменять мужу с любимым, когда Тихон был в поездке.

У Ларисы тоже горячее сердце, страстно желавшее романтической любви. Паратова она любит так, что не видит его отрицательных качеств, он кажется ей идеалом мужчины. Когда он предложил ей поехать на пикник за Волгу, она, забыв, что этот человек уже однажды предал её (уехав из города, не попрощавшись с ней, и не писал ей писем), сразу согласилась. Лариса, как и Катерина, поступила эгоистично. Она не думала о том, что принесёт горе своему жениху Карандышеву, так же, как Катерина не думала о муже, когда шла на свидание к Борису. В этом случае они проявляют эгоизм из-за своего страстного желания взаимной романтической любви. Но те, кого они полюбили, по-настоящему не любили этих героинь и предали их (Паратов — уже во второй раз). Любимый Катерины был очень слабовольный человек, похожий этим качеством на её мужа, а любимый Ларисы — был жестоким и очень эгоистичным.

У Катерины более цельный, решительный характер. Потеряв любимого, уехавшего в Сибирь и не желая постоянно слышать упрёки свекрови, она бросилась в Волгу и погибла.

Причины трагедии героинь

Главная причина трагической гибели Катерины и Ларисы состоит в том, что они страстно хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми, но обманулись в своих избранниках, предавших их. Мечтательные, бесхитростные, доверчивые девушки полюбили недостойных их мужчин и не смогли перенести постигшего их разочарования в жизни.

Сравнительная характеристика Ларисы и Катерины (таблица)

Вывод

Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также: