Почему главный герой решил сделать так как велела ему хозяйка медной горы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

  1. С какими словами будет однородным слово сказ? (Сказать, сказывать, сказка.)
  2. Вспомните, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.)
  3. Как вы думаете, что такое сказ? (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.) Что такое фольклор? (Фольклор – устное народное творчество.)
  4. Посмотрите карточку, которая лежит перед вами, прочитаем определения (сказка, сказ).

Карточка

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Вашему вниманию предлагается небольшой кроссворд по материалу прочитанного произведения. Давайте вместе подумаем над ответами.

  1. Река, где были покосы (подсказка в 1 абзаце). (Северушка.)
  2. Место, где добывали руду. (Рудник.)
  3. Что чаще добывали в горе? (Подсказка в 1 абзаце.) (Малахит.)
  4. Имя горного мастера, который встретил Медной горы Хозяйку. (Степан.)
  5. Имя невесты Степана. (Настя.)

Кроссворд записан на доске, но до определенного момента скрыт от глаз учащихся.

Откройте, пожалуйста, страницу 78 учебника, задание №10.

Подготовленные ученики вместе с классом объясняют слова и выражения:

  • оба в горе робили – оба работали в горе; роба – грубая рабочая одежда;
  • и там протча, что подойдет – добыть все прочее, что еще встретится;
  • этот и вовсе изробленный – человек, измученный работой, болезненный, изможденный (он сильно кашлял);
  • девка небольшого росту, из себя ладная – девушка небольшого роста, красивая, хорошо сложенная;
  • артуть-девка – ртуть-девка; активная, очень подвижная, непоседа, красивая;
  • слово молвить – слово сказать;
  • виду не оказывает – виду не показывает, не волнуется;
  • парню забедно стало – парню стало обидно;
  • я в горе роблю – я работаю в горе, на руднике;
  • на глазах таял – болел сильно;
  • молвил – сказал, вымолвил;
  • обзарился – позавидовал;
  • перст – палец руки;
  • посмеяться ладил – хотел посмеяться;
  • здоровьем хезнул – чах, болел очень сильно;
  • хворал – болел.

Далее предлагаются вопросы для обсуждения текста.

Выразительное чтение портрета Хозяйки.

1. Что необычного было в ее облике? Что особенно удивило Степана?

3. Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Заводской приказчик.)

5. Чем закончилось это событие?

  1. Чем интересен был для вас сказ Бажова?
  2. Каков, по-вашему, характер рассказчика?
  3. Что в сказе было реальное, а что – фантастическое?

В учебнике на странице 69 предложена иллюстрация художников А.Ковалева и Г.Буреева, с которой неплохо было бы поработать:

Ученики принесли вещи, сделанные руками человека. Это могут быть шкатулки из дерева и камня, медные монеты, изделия из малахита, посуда, подсвечники, игрушки, украшения и т.д. Показ таких изделий расширит знания учащихся о народных промыслах.

Выводы.

Главные герои

Хозяйка Медной горы

Явилась Хозяйка Медной горы перед героем сказа молодым горным рабочим Степаном в образе ладной девушки с сизо-чёрной косой, будто прилипшей к спине. В косу вплетены не то зелёные, не то красные ленты, позванивают они словно листовая медь. А платье у девушки было из шёлкового малахита — такого сорта этого камня, который похож на шёлк.

Говорила она со Степаном весело, шутливо. Узнав, что он парень смелый, никого не боится, поручила Хозяйка Медной горы ему передать заводскому приказчику свой приказ. Велела она приказчику убраться с Красногорского рудника, не ломать её железную шапку. Если же не выполнит он этого наказа, пригрозила она всю медь в Гумешках спустить вниз, чтобы нельзя было её добыть.

Подробная характеристика Хозяйки Медной горы здесь.

Степан

Степан — молодой горный рабочий. Он крепостной, трудится на хозяина. Степан сильный и смелый человек.

Хозяйке Медной горы понравилось в Степане то, что он не показал свой первоначальный испуг. Поручила она ему важное дело: передать заводскому приказчику её повеление убраться с Красногорского рудника. Решил парень это сделать: хоть и страшновато такие слова передать приказчику, да ведь малахитница, если её не послушать, может превратить руду в обманку. Не сможет тогда Степан добывать руду и будет наказан начальством.

Хозяйка Медной горы помогла Степану — много малахита он добыл. Явилась она ему, приказала ящеркам наломать за него малахиту. Повела Хозяйка Степана смотреть своё приданое: прекрасные подземные чертоги. Спросила она парня, возьмёт ли он её замуж. Степан ответил, что он другой девушке обещал жениться. Хозяйка Медной горы похвалила Степана и наградила его за честность и верность: подарила ему для невесты Настеньки малахитовую шкатулку с украшениями. Прощаясь, Хозяйка Медной горы заплакала, и слёзы превращались в зелёные камешки. Отдала она их парню, сказав, что за них хорошие деньги можно получить. Сказала малахитница ему, чтобы не вспоминал её, и указала, как пройти обратно в забой.

Два испытания малахитницы Степан хорошо прошёл: не побоялся передать её слова приказчику и сохранил верность невесте Насте. А третье испытание — не вспоминать о Хозяйке Медной горы — не прошёл Степан. Не смог он забыть о ней и камешки не продал. С ними в руке он и умер. Люди хотели их взять, а они рассыпались в пыль.

Другие персонажи

Настя

Настя — невеста Степана, которой тот сохранил верность, не согласившись жениться на Хозяйке Медной горы. Она получила волю благодаря жениху. Степан согласился добыть барину малахит, из которого можно было вырубить большие столбы, только если барин даст вольную и ему, и его невесте Насте.

Перед женитьбой Степан подарил Насте малахитовую шкатулку, полную украшений, которую дала ему Хозяйка Медной горы для невесты.

Заводской приказчик

Заводской приказчик — служащий у барина, владеющего рудниками. Он строго относится к крепостным рабочим. За то, что Степан передал ему непочтительные слова Хозяйки Медной горы и её повеление убраться с Красногорского рудника, приказчик велел приковать его в забое, чтобы он без отдыха добывал малахит.

Когда приказчик узнал, что Степан добывает много отборного малахита, подумал, что он продал душу нечистой силе. Велел приказчик расковать парня и пообещал выпустить из крепостной неволи, если найдёт глыбу малахита в 100 пудов. На всякий случай приказчик дал приказ работы на Красногорском руднике прекратить (как велела Хозяйка Медной горы).

Добыл глыбу малахита Степан, а волю ему не дали.

Рудничный надзиратель

Рудничный надзиратель, увидев, что прикованный Степан добывает отборный малахит, перевёл его в другой забой, а в этот поставил своего племянника. Но племяннику там не попадался малахит, а Степан и в другом забое много его добывает. Надзиратель догадался, что дело нечисто, что Степан продал душу нечистой силе. Надзиратель вместе с приказчиком обманул Степана: пообещал дать волю, если добудет малахитовую глыбу в 100 пудов. Но обещание своё они не выполнили.

Барин


Барин — хозяин рудников, живёт в Санкт-Петербурге. Узнав, что Степан добыл глыбу малахита в 100 пудов, приехал на Урал и призвал парня к себе. Дал он ему дворянское слово отпустить его на волю, если найдёт малахитовые камни, из которых можно вырубить столбы длиной не меньше пяти сажен.

Степан нашёл огромную малахитину. Горняки вырубили из неё столбы и подняли их наверх, а барин отправил их на приклад в главную церковь Санкт-Петербурга.

Во-первых, надо же кого-то было сделать героем!
Во-вторых, она сама сразу же и объяснила это Степану, что дескать храбрее его никого вокруг Медной горы не обнаружено! "Мне как раз такого и надо, который никого не боится".
В-третьих, скучно ей было командовать своими ящерками, вот она и забавлялась "в рамках написанной Бажовым сказки".

Она сама сразу же и объяснила это Степану, что дескать храбрее его никого вокруг Медной горы не обнаружено! "Мне как раз такого и надо, который никого не боится".

Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У нас сегодня очень необычный и интересный урок. Начнём его с эпиграфа.

3. Историческая справка (рассказ учителя).
Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы - сокровищница России, (смотрим карту России) там хранится и золото, и самоцветы, и медь, и мрамор, и малахит. Здесь при Петре I построили первые заводы и рудники. В семье одного из мастеров завода вырос будущий собиратель фольклора Павел Петрович Бажов (портрет писателя). С детства видел и узнавал он нравы и обычаи уральских рабочих, слушал и запоминал их рассказы о даровитых мастерах, о тяжёлом труде на рудниках. Уральская земля рождала их. Старатели, рудобои, камнерезы искали объяснения этим сокровищам Урала и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь к родной земле. Называются эти истории сказами.




Малахит с Уральских гор

В названии книги и в сказах Бажова упоминается камень – малахит. Как выглядит этот горный минерал? Расскажет нам …(индивидуальное д/з ученицы).
Малахит – камень, (изображение) который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Из него мастера вырезали чаши, вазы, кувшины, другие части декора.

Б) Словарная работа.
Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны, поэтому наши ребята (индивидуальное д/з учеников) записали их в словарик . Сейчас они дадут разъяснения:

1 ученик 2 ученик
Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель Наигрыш –пустые разговоры. владельца на заводе, главное
лицо.
Душной козёл – злой, жестокий,
подлый человек. Приискаться – придраться.
Изробленный –измученный. Артуть девка – очень живая.
Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть.
Забой – место, где вырубают руду. Пониток–одежда из домотканого
Роблю – работаю. сукна. Коли – если.


Хозяйка Медной горы. Илл. П. Караченцова и И. Пчелко


Примерный ответ
Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?
Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.

11. Рефлексия.
А теперь мне хотелось бы узнать, какие чувства вы испытываете
после прочтения сказа П.П. Бажова?
Выберете один кружок: красный- гордость за талантливых мастеров,
синий – восхищение их работой,
зелёный - сочувствие их тяжелой доле,
белый - любовь к красоте и искусству.
Спасибо за работу!

Карточка № 2
Малахит – камень, (изображение) который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Из него мастера вырезали чаши, вазы, кувшины, другие части декора.

Карточка № 3 - 4
1 ученик 2 ученик
Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель Наигрыш –пустые разговоры. владельца на заводе, главное
лицо.
Душной козёл – злой, жестокий,
подлый человек. Приискаться – придраться.
Изробленный –измученный. Артуть девка – очень живая.
Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть.
Забой – место, где вырубают руду. Пониток–одежда из домотканого
Роблю – работаю. сукна. Коли – если.


Какого цвета была коса у Хозяйки Медной горы?

Кто составлял войско Медной горы хозяйки?

В кого превращалась Хозяйка Медной горы?

Какое поручение просила выполнить Медной горы хозяйка главного героя?

Что обещала Хозяйка Медной горы главному герою за выполнение поручения?

Как назывался рудник, где жила Хозяйка Медной горы?

Как звали невесту главного героя?

Что сделал барин с главным героем после того, как он нашел огромные малахитовые глыбы?

Читайте также: