Платинотипия как сделать

Обновлено: 07.07.2024

Само по себе это событие ничем особенно не примечательно; выставок проходит много, и среди них встречаются интересные, заслуживающие вниимания.

В данном случае интересен не только автор — Анатолий Черкасов — кандидат экономических наук и Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации (далеко не каждый автор может похвастаться реальными, земными достижениями в своей жизни).

Он родился в 1935 году в деревне Денежниково Луганской области. Ходил в школу в Донбассе, служил в ЛВО, работал в шахте, учился в Тимирязевской академии в Москве. В государстве рабочих и крестьян это было вполне нормально.

Первые фотографии он сделал в 1950-х. Но полностью посвятить себя любимому хобби он смог только после выхода на пенсию.

Понятно, что работник сельского хозяйства привык решать поставленные задачи, в том числе и нетривиальные. Анатолий изучал историю и теорию фотографии, приёмы и технику печати. Результат оказался удивительным: он занялся платинотипией.

Процессом, патент на который Уильям Уиллис получил в 1873 году, и который был очень популярен в мире до начала I Мировой войны. И в Российской империи, откуда большей частью и поставлялась платина.



© Анатолий Черкасов. Водопад.
Получение хорошего платинового отпечатка трудоёмко и зависит от двух важных моментов. Во-первых, нужна форматная камера и листовая плёнка, потому что наилучшие результаты даёт только контактная печать. Во-вторых, важны правильная обработка негатива и процесс контактной печати. На специальную хлопковую бумагу кистью наносится светочувствительный слой из солей платины и железа, вместе с негативом бумага помещается в контактную раму, во время экспозиции соли железа замещаются солями платины.

Основное отличие платиновой печати от любого эмульсионного способа — реактивы не образуют плёнку на поверхности материала, а глубоко проникают в бумажные волокна: изображение получается гораздо более объёмным и глубоким. Особенности платины также делают его значительно более тонально выразительным: здесь гораздо больше оттенков серого и чёрного.

Кроме того, платина — один из самых устойчивых химических элементов. Есть осторожные предположения, не подкреплённые, правда, свидетельскими показаниями, что такие отпечатки способны хранить изображение 500 и даже 1000 лет. Как ни странно, современные технологии, даже позиционирующиеся как архивные, на такое претендовать не решаются.

Платинотипия, или платиновая печать — техника, придуманная более ста лет назад, трудоемкая, требующая невероятного терпения и чувства материала. Ее выбирали родоначальник докфото Пол Стрэнд, Эдвард Уэстон, культовый фэшн-фотограф и портретист Ирвин Пенн.

Выставка работ в технике платинотипии открылась в музее РОСФОТО. Автор представленных там работ — Анатолий Черкасов. Его творческая судьба сильно отличается от перечисленных выше мастеров. Прошел военную службу, работал в шахте, окончил сельхозакадемию, стал кандидатом экономических наук. Фотографировать начал в 1950-х, но только после выхода на пенсию смог целиком посвятить себя этому делу.

— Расскажи, что из себя представляет твой паблик и что такое пикториализм?



Робер Демаши — французский фотограф, крупнейший представитель пикториализма

— Как обстоят дела с пикториализмом в России?

После революции пикториализм был признан буржуазным видом искусства и запрещен. Фотографам, работавшим в этом жанре, предложили обратиться к формальной фотографии, прославляющей реалии того времени. Те, кто не изменил своим вкусам, подверглись преследованиям. Скажем, Александр Гринберг провел выставку пикториальных фотографий ню и был осужден на пять лет за порнографию.

— Сегодня кто-нибудь работает в этом жанре?

— В настоящее время, на мой взгляд, пикториализма в высоком понимании этого слова практически нет. Есть более широкое понятие, альтернативная фотография, включающая техники пикториализма, но уже без серьезной смысловой нагрузки. Проще говоря, сегодня печатают много бытовых фотографий в альтернативных техниках, которые к пикториализму уже не имеют отношения. Поэтому оставим это понятие и дальше будем говорить об альтернативной фотографии. Сейчас в России это узкоспециальная ниша, в которую приходят аналоговые отшельники, чтобы обратиться к истокам рукотворной фотографии, найти новые способы самовыражения. По моим наблюдениям, в основном это люди творческих профессий (художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы), а также специалисты по химии, поскольку эти методы связаны с различными химическими процессами. Ввиду того, что техники трудоемкие и долгие, энтузиастов очень мало.

— Как ты сам к этому пришел?


Фотоцех Севзапгеоинформ, 2001 г.

Мое знакомство с альтернативными методами фотографии продолжилось в 2008 году. Появился фотофорум Пинхол.ру, пользователи которого публиковали работы в альтернативных техниках и обсуждали проблемы печати. Я с большим энтузиазмом погрузился в эти темы. Закупил химию, необходимое оборудование и в 2009 году сделал свой первый цианотип.


Висконтиев мост, цианотипия, 2009 г.

Первое изображение мне очень понравилось. Оно напоминало гравюру на металле XVIII века. Именно эта особенность меня больше всего привлекла: приблизить посредством методики и обработки фотографию к изобразительному искусству. Сейчас эта идея кажется мне наивной. Фотография никогда не станет картиной или гравюрой, так как произведена механизмом. В ней нет авторского жеста. Ценность фотографии именно в документальности. Так что занятия альтернативной фотографией — это искажение нашей действительности и попытка формирования новой.

— Расскажи про технологическую сторону, как все это происходит?

— Практически во всех методах в качестве основы используется акварельная бумага. Она может быть разной плотности и фактуры. Задача бумаги — впитывать и выдерживать значительные периоды замачивания и размачивания во время проявки. Так как некоторые методы предполагают многослойность, циклы размачивания-замачивания ограничены только замыслом автора. Поэтому бумага должна быть прочной.

Далее, во всех методах имеется раствор, который наносится на бумагу с помощью широкой кисти. Растворы делятся на два типа: на основе солей металлов (цианотипия, вандейк, платинотипия) и на основе таких природных коллагенов, как гуммиарабик и желатин (гумбихромат, ойлпринт, гумоил). Растворы наносятся на бумагу и сушатся. Поскольку это печать контактная, а не проекционная, необходим негатив, равный размеру конечного изображения. Методов получения негатива довольно много. Простейший — напечатать на принтере. Все эти процессы чувствительны только к ультрафиолетовому спектру излучения. Поэтому все этапы — нанесение раствора, проявка — можно выполнять при лампе накаливания. Красная комната не нужна.

Затем мы совмещаем негатив и лист с нанесенным на него раствором и экспонируем (засвечиваем) либо на солнечном свету, либо специальной лампой. Проявляем в воде и получаем картинку. В теории все так, но в реальности немного сложнее. На самом деле методы альтернативной фотографии малоуправляемы. Проблемы могут возникнуть при подготовке негатива, применении разной химии и на многих других этапах. Так что подготовить одинаковую серию отпечатков невозможно. Каждый отпечаток уникален и не похож на предыдущий.

Напечатав серию фотографий в цианотипии и овладев процессом, я решил пробовать другие методы. Следующим был гумбихромат. Он привлек меня своей брутальностью, сочетанием больших масс черного и белого, случайностью. Свой первый успешный опыт, как бы нескромно это ни прозвучало, я могу сравнить с открытием Ж. Н. Ньепса, который в 1826 году с помощью гелиогравюры получил первый в истории натурный снимок — вид из его окна.

Мой же гумбихроматный отпечаток, сделанный в 2009 году, имел для меня не меньшее значение. После ряда неудач во время проявки в кювете я наконец увидел, как растворяется непроэкспонированный слой гуммиарабика и под ним проявляется грубое, но уже понятное изображение. Это было великолепно!


— Какие способы печати тебя интересуют больше всего, но не хватает на них времени или материалов?

— Фотогравюра. Она требует подготовки клише для печати в офортном станке. Клише можно изготовить традиционным способом — травлением медной пластины. А можно использовать полиграфические водовымывные фотопластины. Я уже лет пять как купил эти пластины, они лежат и ждут своего часа. На пластину переносят позитивное изображение, потом наносят офортную краску и печатают в офортном прессе. Получается нечто среднее между фотографией и гравюрой.

— Возможна ли связь с тонким миром через фотографию?

— Конечно. Свои работы я стараюсь делать вне времени. Чтобы, глядя на фотографию, было невозможно точно сказать, когда она сделана: отсутствуют приметы времени. На природе это сделать легче, чем в городском пейзаже. Добиться этого эффекта позволяют определенные приемы — например, мягкорисующая оптика.


Пла́тиновая фотопеча́ть, платиноти́пия, платинота́йп (англ. platinum print или platinotype ) — бессеребряный позитивный фотографический процесс, основанный на светочувствительности солей железа и платины к ультрафиолетовому излучению. Платинотипия позволяет осуществлять фотопечать при помощи солей платины и солей железа, дающих монохромное изображение, состоящее из платины [1] . Из всех фотопроцессов с химическим проявлением платиновый даёт самый большой тональный диапазон. В отличие от серебряной фотопечати, использующей желатину, платиновая не нуждается в связующем коллоидном слое, и металл удерживается непосредственно на бумаге. Поэтому платинотипные отпечатки имеют совершенно матовую поверхность. Благодаря химической инертности платины, отпечатки с её использованием считаются наиболее долговечными, уступая только карбоновой печати [2] [3] . В большинстве случаев их стабильность ограничена лишь прочностью использованной бумаги [1] .

Содержание

История

Первым светочувствительность соединений платины в 1804 году обнаружил немецкий химик Адольф Гелен (нем. Adolph Ferdinand Gehlen ). В 1826 году Иоганну Доберейнеру (нем. Johann Wolfgang Dobereiner ) удалось восстановить под действием света металлическую платину из его хлорида. Одновременно учёный сделал вывод, что оксалат железа существенно повышает светочувствительность хлористой платины [1] . Сочетание этих веществ и стало основой современной платинотипии.

Первое описание технологии, датированное 1844 годом, стало результатом совместных исследований Джона Гершеля и Роберта Ханта. Однако, отпечатки, сделанные по разработанному двумя учёными процессу, выцвели за несколько месяцев из-за отсутствия способа фиксирования. Распространение устойчивых к свету снимков, изготовленных способами дагеротипии и калотипии, отодвинуло актуальность исследований платинового процесса на задний план. Кроме того, галогениды серебра оказались значительно более светочувствительными, чем соединения платины. Толчком к разработке способов платиновой печати стала обнаружившаяся низкая светостойкость альбуминовых отпечатков. В 1859 году англичанину Бернету удалось в качестве фиксажа применить хлороплатинат натрия.

Однако, господство платинотипии продолжалось недолго: если в момент изобретения процесса платина была относительно недорогой, то начиная с 1906 года она стала резко дорожать. В 1907 году платина оказалась в 52 раза дороже серебра. Производство бумаги было прекращено в 1916 году большинством компаний, перешедших на традиционную желатиносеребряную фотобумагу. Во времена Первой мировой войны 90 % рынка платины контролировала Российская империя, и вся доступная платина использовалась в военных целях.

Из-за недоступности и дороговизны соответствующей бумаги, фотографы экспериментировали с бумагой на основе палладия и смеси палладия с платиной. Платиновая фотобумага продолжает использоваться и до сегодняшнего дня, с перерывами только на мировые войны. В отличие от желатиносеребряных фотобумаг, изготовление которых доступно только промышленным способом, платиновая бумага может быть получена в домашних условиях [8] .

Описание технологии

Экспонирование может происходить не только солнечным светом, но и специализированными источниками ультрафиолетового излучения. На рынке коллекционирования фотографий платиновые отпечатки ценятся гораздо выше и стоят значительно дороже, чем традиционные желатиносеребряные. Технологией с платиной или палладием пользовалось большинство фотохудожников начала XX века, среди которых Пол Стренд, Эдвард Уэстон, Ирвин Пенн, Эдвард Стайхен и многие другие.

Характеристики

  • Отпечатки обладают значительно более рассеянным отражением света, не давая бликов, характерных для желатиносеребряных бумаг.
  • Очень приятный, широкий диапазон тонов.
  • Отпечатки не покрыты желатиной, поэтому со временем не скручиваются.
  • Самые темные тона выглядят немного светлее, чем на серебряных отпечатках.
  • Платиновые отпечатки — одни из наиболее стабильных для архивного хранения из всех фотоотпечатков, сделанных на основе металлов, срок архивного хранения может достигать тысячи лет.

См. также

Напишите отзыв о статье "Платиновая фотопечать"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Платиновая фотопечать

Читайте также: