Пластиковое каноэ своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Каяки представляют собой одноместные или двухместные гребные лодки, которые были придуманы северными народностями еще в далекой древности. В те времена их делали из костей или дерева, обтянутых шкурами морских млекопитающих и использовали преимущественно для промысла. Сегодня каяки активно применяются для спорта, туризма, для рыбалки, охоты, дальних походов, активного отдыха на воде. Современные производители изготавливают их из полиэтилена, пластика, композитных материалов, армированного ПХВ. В продаже имеются цельнолитые, разборные, надувные модели, обладающие различными габаритами. Они обладают удлиненной формой с острыми оконечностями, управляются двухлопастными веслами и отличаются хорошей устойчивостью, высокой маневренностью, малой осадкой, превосходной проходимостью и малым весом. Это очень удобные в эксплуатации лодки с отличной плавучестью, на которых можно забираться в труднодоступные места водоемов. Модели могут обладать закрытой или открытой декой, дополняются защитными фартуками, емкостями непотопляемости, сливными клапанами, страховочной обвязкой. Они не тонут даже при переворотах, без особых усилий переносятся по суше на руках, могут храниться на улице под навесом, в гараже, в подсобном помещении квартиры (разборные и надувные). Стоимость каяков бывает разной и часто вполне демократичной, однако многие умельцы предпочитают делать такие лодки собственными руками. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, самостоятельно собранный каяк делается под нужды владельца и дает уверенность в высоком качестве лодки.

1.jpg

Что нужно для изготовления самодельного каяка

Для сборки каяка, прежде всего, понадобятся чертежи с нанесенными на них размерами каждого элемента. Их можно разработать самому, найти в интернете или в каких-то журналах. Кроме того, понадобятся электролобзик, дрель, машинка для шлифования, острые ножницы различного размера, хорошо наточенный нож, строительный фен, плоскогубцы.
Проще всего делать каяк из листов фанеры толщиной от 4 до 9 миллиметров. Также для работы потребуется 20 квадратных метров стеклоткани, примерно полтора литра водостойкого лака, эпоксидная смола в количестве около 10 килограмм, вязальная проволока. Еще понадобятся пластиковые стаканы, алюминиевые профили, шурупы, кисти разного размера, малярная лента, половина литра растворителя, пять килограмм отвердителя, тяжелый груз. К выбору фанеры, стеклоткани, эпоксидной смолы необходимо подходить очень внимательно. Для сборки лодки понадобятся листы фанеры габаритами 2,24х1,12 метра, которые придется заказывать в индивидуальном порядке. Необходимо приобретать гладкий, без сучков и дефектов материал с хорошим показателем жесткости, иначе лодка может разбухнуть или потерять форму от контакта с водой. Его толщина должна быть одинаковой по всей плоскости. Еще понадобятся бруски сосновой и лиственной древесины, стержни из нержавеющей стали толщиной примерно 8 миллиметров, пруток диаметром 8 миллиметров, заклепки из алюминия длиной 4 сантиметра, около 5 квадратных метров ткани ПХВ для оболочки. Что касается стеклоткани, то нужно приобретать ее тип с удельным весом 130 грамм на квадратный метр или 200 грамм на квадратный метр. Важно, чтобы она не была упакована в пачки, так как они деформируют стеклоткань, а это потом негативно влияет на качество каяка. Эпоксидную смолу тоже следует подбирать по характеристикам, имеющим отношение именно к плотной фанере. Кроме того, нужно приготовить шланг из резины диаметром 40 миллиметров и длиной два метра и шнур из резины длиной 1,2 метра и диаметром 5 миллиметров.

2.jpg

Как собирать каяк

Специалисты рекомендуют в данном случае делать большие чертежи в в соотношении всех элементов лодки в соотношении 1:1. Это существенно упростит работу, которая будет заключаться в переносе деталей на листы фанеры. Для сборки лодки потребуются стапеля, которые можно собрать из деревянных реек. Сначала по чертежам изготавливаются все детали лодки. Проще всего собрать легкий универсальный каяк, подходящий для кратковременных прогулок и для многодневных походов с мягкой оболочкой, натянутой на фанерно-алюминиевый каркас. Возьмем за пример лодку длиной 4 метра, шириной 65 сантиметров, каркас которой состоит из фанерных штевней, трех секций кильсона, мидельвейса, шпангоутов, клееных фанерных фальшбортов, стрингеров, привальных брусьев. Стрингеры и привальные брусья выпиливаются по чертежам из древесины и собираются из частей. К каждой из них приклепываются язычковые замки. Стрингеры состоят из шестнадцати реек, привальные брусья – из четырех реек. Замки устанавливаются на один конец реек срингеров и брусьев, язычки – на другой. Кильсон собирается из трех деревянных частей, которые соединяются при помощи поперечных планок, замков и язычков из нержавеющей стали. На средних частях кильсона приклепываются замки, на крайних язычки. Поперечные планки выпиливаются из фанеры. Их размеры составляют в ширине 25 миллиметров, в длине 20 сантиметров. На рейки они приклеиваются водостойким клеем и крепятся шурупами. Мидельвейс собирается так же.
Возле штевней крайние рейки кильсона кладутся на клиновые накладки. Его средняя рейка обрезается изнутри по эти накладки, а боковые – снаружи примерно на 10 сантиметров от них.
Штевни каяка выпиливаются из фанеры по чертежам и соединяются с кильсоном обоймами. Шпангоуты гнутся из дюралюминиевых трубок с диаметром 15 миллиметров. Трубки можно заменить профилем п-образной формы, толщина которого составляет 1,6 миллиметров. Его выгибают по обводам каждого шпангоута. Части шпангоутов соединяются скобами. Привальные брусья собираются при помощи шурупов и приклепываются к овальным планкам. Сначала они устанавливаются на три центральных шпангоута, затем состыковываются с крайними шпангоутами. После этого концевые секции привальников, мидельвейсов и стрингеров заклепками прикрепляют к штевням, предварительно высверлив в них отверстия. Перед этим собирают весь каркас, шпагатом притягивая стрингеры.
Потом монтируют фальшборты. В носовой части лодки их боковые части, состоящие из полос фанеры, склеиваются эпоксидной смолой. В нижней части заготовок лобзиком делается паз, нужный для того, чтобы протянуть шнур деки, и в местах крепления к шпангоутам прорезаются щели. Стыки деталей промазываются эпоксодной смолой и проклеиваются лентами стеклоткани. В нижней части каяка нужно сделать отсек непотопляемости, который можно заполнить надувными емкостями или просто сделать насколько перегородок из фанеры, обработанной эпоксидкой. Деку и нижнюю часть подгоняют друг к другу при помощи электролобзика. Потом их склеивают эпоксидной смолой, покрывают стеклотканью а водонепроницаемым лаком. После монтажа каркаса лодки наступает очередь создания оболочки.

3.jpg

Оболочка для самодельного каяка

Для выкраивания оболочки самодельного каяка понадобится цельное полотно ткани ПХВ длиной около 4,5 метра и шириной 90 сантиметров. Его накладывают на дно каркаса, потом края поднимают и там, где они выступают за привальные брусья, стягивают капроновыми нитками. После чего ткань в носовой и кормовой части каяка прорезают и подгоняют по штевням лодки.
В оконечностях каяки оболочку усиливают при помощи резинового шланга. Его разрезают пополам в продольном направлении и приклеивают в местах соединения оболочки внутри и снаружи. Затем на склеенной на каркасе оболочке выкраивают и крепят деку. Она собирается из четырех частей. В две центральные части, вырезанные по овалу кокпита, вставляется шнур из резины. Он необходим для обтягивания деки по фальшбортам. После этого к центральным частям пришиваются крайние части, целая дека швом из капроновых ниток соединяется с низом оболочки. Потом шов проклеивается лентой из стеклоткани. Все. Остается сделать упоры для ног, установить сиденье и выпилить или приобрести весло. Упоры можно изготовить из фанерной площадки размерами 18 х24 сантиметра. Ее нужно прикрепить проволокой к шпангоуту. Сиденье тоже выпиливается из фанеры. Втулки весла создаются из дюраля и латуни, лопасти вырезаются из фанеры.

КАНОЭ ЗА 3 ДНЯ

КАНОЭ ЗА 3 ДНЯ

Шаг 1: Разметка и резка

Шаг 1: Разметка и резка

Шаг 1: Разметка и резка

По размерам чертежа от моего друга я разметил и ручной пилой вырезал из фанеры детали каноэ. Пила ручная, так как это входит в условия создания самоделки, но работает великолепно, не шумит, не пылит, главное чтобы ее не зажимало.

Шаг 2: Стыковые соединения

Шаг 2: Стыковые соединения

Шаг 2: Стыковые соединения

На стыках я испробовал 4 марки эпоксидной смолы и 3 марки армирующей ленты вместо стеклоткани, пробовал древесную замазку и армирующую ленту вместо стыковой фурнитуры. Пищевую пленку я использовал для защиты стола и фанеры от попадания смолы.

В итоге, на стыках вместо разнообразной стыковочной фурнитуры я накладывал три слоя эпоксидной смолы с обеих сторон и временно армировал ее лентой, соединение получалось очень крепким.

Шаг 3: Склейка

Шаг 3: Склейка

Шаг 3: Склейка

В начале, для сборки конструкции, как временный элемент, я применял липкую ленту, но от нее пришлось отказаться в пользу медных проводов. Пустоты в стыках заполнял шпатлевкой из древесной пыли и эпоксидной смолы.

Шаг 4: Обнаруженные хитрости

Шаг 4: Обнаруженные хитрости

Шаг 4: Обнаруженные хитрости

При сборке деталей поделки я использовал армирующую ленту не как усиливающий элемент, а для того чтобы эпоксидка не растекалась. После высыхания лента была удалена.

Шаг 5: Сиденья

Шаг 5: Сиденья

Шаг 5: Сиденья

На фото показано, как я сделал сиденья. Обратите внимания на поролон и болты для крепления задника сиденья.

Шаг 6: Крышка отсека

Шаг 6: Крышка отсека

Шаг 6: Крышка отсека

С помощью шнуров и деревянных блоков я сделал крепление для крышки кормового отсека.

Шаг 7: Тест на плавучесть

Шаг 7: Тест на плавучесть

Испытание водой каноэ прошло отлично, даже наполненная водой лодка была наплаву.

Шаг 8: Каноэ 2. Чили

Шаг 8: Каноэ 2. Чили

Шаг 8: Каноэ 2. Чили

К строительству второго каноэ я приступил по приглашению моего второго друга, который любезно предоставил свой инструмент и сарай.

Шаг 9: Стяжка

Шаг 9: Стяжка

Шаг 9: Стяжка

Используя свои уже имеющиеся знания и опыт, я создавал каноэ в Чили. На этот раз для временной стяжки я использовал хомуты, их проще снимать. А липкая лента удерживала шпатлевку от вытекания.

Шаг 10: Отделка корпуса

Шаг 10: Отделка корпуса

Шаг 10: Отделка корпуса

На фото друг снимает хомуты и зачищает швы для последующего нанесения эпоксидной смолы, которую уже наношу я. Армирующая лента здесь временный элемент, для удержания смолы от растекания.

Шаг 11: Успешное плавание

Шаг 11: Успешное плавание

В Чили на Ларго-Гранде друг провел испытание второго каноэ, на которое мы потратили лишь 2 листа фанеры общей площадью 4.7м. Такое каноэ идеально для 2 человек и снаряжения.

Шаг 12: Посадочные места

Шаг 12: Посадочные места

Шаг 12: Посадочные места

Шаг 12: Посадочные места

При одиночном плавании я сажусь со стороны кормы ближе к середине на колени, так понижается центр тяжести судна. Строение судна, а именно положение переборок позволяют сделать это, а сами переборки упрощают процесс создания каноэ и придают ему еще и жесткости.

Шаг 13: Более подробно о процессе

Шаг 13: Более подробно о процессе

Шаг 13: Более подробно о процессе

День первый: нарезка деталей из фанеры, сращивание длинных деталей, сборка на стяжки и промазывание швов.

День второй: армирование лентой, накладывание нескольких слоев эпоксидки, смешивание шпатлевки из древесной пыли и эпоксидки, заделывание швов шпатлевкой. Приклеивание бортиков на мастику.

День третий: установка переборок и сидений на временные стяжки, промазывание их эпоксидной смолой.

День четвертый: удаление стяжек и лент, обработка швов.

День пятый: доработка корпуса, покрытие лодки еще несколькими слоями эпоксидки.

Это теоретический план, который я реализовал с некоторыми изменениями.

Шаг 14: Извлеченные уроки

Шаг 14: Извлеченные уроки

Создавая эту самоделку я познакомился со многими энтузиастами, просто великолепными и отзывчивыми людьми, которые всегда помогут реализовать даже безумные идеи. Так что вперед, в творчество, не бойтесь реализовывать свои амбициозные планы!



Каноэ – это узкие, симметричные по миделю гребные лодки без деки, созданные несколько веков назад индейцами Северной Америки для охоты, рыбалки, дальних походов и военных сражений. Они обладают острым носом и кормой, бортами с завалом внутрь и могут вмещать до десяти-двенадцати гребцов.

Индейцы выдалбливала каноэ из дерева или собирали из бересты. Современные модели изготавливаются из дюралюминия, стеклопластика, полиэтилена, многослойного ПВХ, композитных материалов. Они имеют различные размеры, управляются однолопастными веслами, отличаются высокой маневренностью, большой проходимостью, небольшим весом. Гребцы либо сидят в каноэ на сиденьях-банках, либо стоят на дне на коленях. Основная часть моделей подходит под установку моторов разной мощности, ряд лодок снабжается транцами для их монтажа.

Возможные проблемы и нюансы

В действительности работа сложная, требующая терпения. Желательно ознакомиться с правилами обработки деревянных стыков и швов, а лучше – потренироваться на совмещении деталей до сборки плавсредства.

  • Вместо водонепроницаемой пленки можно использовать грунтовку, которая наносится на готовый корпус внутри и снаружи.
  • Лодка таких очертаний очень изящно выглядит. Но не стоит пытаться сделать ее еще более изысканной путем заужения носовой и хвостовой частей. Это снизит ее ходовые качества.
  • Расширение средней части не повысит ее остойчивости и не увеличит грузоподъемности, но грести будет намного тяжелее.
  • Отделка лодки зависит от материала. Обычная фанера допускает оклейку тонкой стеклотканью на эпоксидную смолу (на 2 слоя смолы с просушиванием первого). Если фанера ламинированная, то первый слой кладут защищенной стороной внутрь, а второй – наружу. При желании затем можно отлакировать, но главное – обработка стыков. В том случае, когда бюджет не ограничен, можно отделать шпоном, например, красного дерева.

Смотрите также: Виндсерфинг своими руками

каноэ своими руками

  • Шурупы покупают латунные, головки должны быть утоплены и замазаны эпоксидкой.
  • Шкурить готовое изделие нужно осторожно, чтобы обшивка не стала слишком тонкой.

Делаем каноэ

Какие нужны материалы



Фанера из берёзового шпона

  • безусловно, для такой конструкции нам понадобится фанера не менее 5 мм толщиной непосредственно для корпуса и порядка 15 мм для шпангоутов;
  • от её качества будет зависеть безопасность эксплуатации лодки, поэтому, вам лучше всего остановиться на высшем (элитном) E или первом сорте. Хотя цена материала, конечно, получится несколько выше;
  • кроме того, важно учитывать прочность и влагостойкость фанеры, которая зависит от пропитки, и здесь вы можете выбрать марки ФСФ или ФСФ-ТВ (горючеустойчивая), ФБ и БС (авиационная – применялась также в кораблестроении);
  • для обустройства перемычек, распорок и окантовки бортов вам понадобится цельная древесина. Для этого лучше всего подойдёт сосновая деревянная доска без сучков и брусок 10×5 мм, но они должны быть хорошо обработаны антисептическими пропитками.

Шовный материал и герметики:

  • также вам понадобится толстая леска для стягивания деталей, то есть, для накладки швов;
  • для герметичности все стыки заделывают стеклотканью и полимерным клеем, хотя в некоторых случаях используют силиконовые герметики.

Чертежи и сборка


Вы можете использовать этот чертеж для вашего каноэ

Прежде всего, для изготовления деталей вам нужно вырезать лекала из бумаги, которые будут точно соответствовать геометрическим параметрам, указанным в выбранном вами чертеже. Лучше всего, если это будет плотная бумага типа картона, так как допустимая в таком случае погрешность не может превышать ±1 мм. В противном случае детали при стыковке будут оставлять большой зазор, а это является исключением для любого плавсредства.

Для того чтобы вырезать детали из пиломатериалов, используйте электролобзик или дисковую пилу. Шаблон при перенесении контуров фиксируйте к пиломатериалу кнопками или канцелярским клеем, чтобы он не сдвинулся при обводке (клей потом смоете водой или зачистите шлифовальной машиной при сборке).

Края реза сразу же нужно обработать, чтобы там не было сколов – при сборке деталей в единую конструкцию вы можете о них пораниться.



Верхняя часть (контур) каркаса на стапелях в виде козлов

Для удобства сборки вам понадобятся стапеля, но в домашних условиях их могут заменить самые обыкновенные козлы, сделанные из досок и/или брусьев. Затем, согласно выбранному вами проекту, соберите верхнюю, контурную часть каркаса будущего каноэ, как это показано на верхнем фото.

Далее установите его на стапели – теперь на этом основании вы будете собирать каркас и производить его обшивку фанерой.



Каркас собран

Производите окончательную сборку каркаса – в данном случае, как вы видите на верхнем изображении, для надёжности фиксации были использованы металлические накладки. Когда сборка окончена, вам обязательно нужно проверить каркас на прочность – люфта не должно быть ни на одном соединении. Для проверки прочности используйте собственный вес – если всё в порядке, то остов будет просто упруго пружинить.



Обшивка каркаса водонепроницаемой плёнкой

Для повышения надёжности и эксплуатационных характеристик плавсредства, инструкция рекомендует дополнительно защитить его водонепроницаемой плёнкой, которую фиксируют мебельным степлером с внутренней и наружной части корпуса. Натяжка плёнки должна быть полной, без морщин, но при этом нужно быть аккуратным, чтобы её не порвать.

Примечание. В некоторых случаях вместо такой плёнки используют грунтовки для дерева, маскируя ими все швы и перекрывая поверхность и внутренность корпуса.

Теперь можно приступать к обшивке собранного каркаса фанерой и самый оптимальный вариант для таких лодок, это по два слоя внутри и снаружи. Здесь они склеиваются между собой эпоксидным клеем.

Это очень сложный и ответственный момент, так как листы должны точно сойтись на стыках. Причём сначала нужно установить первый слой, сшить стыки и заделать их клеем, а потом, поверху наложить ещё один слой и опять сшить листы на соединениях. Конечно, можно было бы использовать для этого листы 10-миллиметровой толщины, но так они не будут такими гибкими, как 5-миллиметровые.

Теперь вам нужно тщательно заделать все стыки – вы можете использовать для этого клей, либо силиконовые герметики. А для надёжности каждый стык внутри и снаружи заделайте полосой стеклоткани – её приклеивают на заделочный состав и им же и закрывают.

В том случае, если вы не использовали специальную влагоустойчивую плёнку для гидроизоляции, вы можете сейчас загрунтовать корпус с двух сторон, причём сделать это нужно будет, как минимум, 2-3 раза. Помните, каждый раз слой перед нанесением следующего должен просохнуть.



Каноэ покрыли водостойким лаком

После заделки всех швов, вам нужно будет обработать корпус дисковой или ленточной шлифовальной машиной. Так вы сровняете все места стыковки, заделанные эпоксидным клеем или герметиками с общей плоскостью, и лодка будет выглядеть, как выдолбленная из ствола дерева.

Но это ещё не всё – сделанное вами каноэ нужно внутри и снаружи покрыть уретановым или алкидным водостойким лаком. Причём сделать это нужно в два, три, а то и в четыре слоя, каждый раз давая предыдущему покрытию просохнуть. После окончательного высыхания лака каноэ можно спускать на воду.



Чертёж весла для каноэ с лопастью а) прямой; б) закругленной

Вёсла вы тоже можете сделать самостоятельно, используя чертеж, который видите выше – там приведены два варианта лопастей:

  • в одном случае она имеет прямой край;
  • а в другом случае – закругленный.

Их можно сделать из той же фанеры и бруса, только ему нужно будет придать круглый профиль в виде черенка для лопаты. Впрочем, вы можете купить их в магазине.












Какого размера эти лодки?

Стандартная длина каноэ – 4,9 м, но есть варианты до 7 м. зависит от назначения и целей использования. Стандартная длина листа, которую можно найти в продаже – около 4 метров. Придется кроить корпус из 2 или более деталей.

Как управлять каноэ?

Весло является и приводом, и рулем. Желательно минимум двое гребцов. При их посадке на носовой и хвостовой банках они легко могут маневрировать и двигать судно.

Где взять стапель?

Вместо него можно использовать обычные козлы для пиления дров. Соорудить стапель можно из неструганых досок толщиной 2-3 см. в зависимости от длины каноэ их может быть 2-4.

Для установки лодки понадобятся также шпангоуты-лекала и стрингеры, которые выпиливаются с соблюдением размеров из дешевых материалов. Собирать стапель следует соответственно габаритам – тогда каноэ будет проще собирать. Готовый стапель проверяют уровнем на горизонтальность и закрепляют его опоры на полу.

Можно ли собрать каноэ из алюминия по этим чертежам?

Необходимость каяка для рыбака


Лодки нужны рыболовам, чтобы перемещаться по водоемам в поисках перспективных мест, а также ловли рыбы, из этих плавсредств. Наличие лодки делает процесс рыбалки более динамичным и результативным. Это связано с тем, что расширяется акватория рыбалки и становятся доступными самые недоступные участки водоема. Каяки пользуются гораздо большей популярностью среди рыболовов, по сравнению с другими видами подобных плавсредств, благодаря лучшим техническим характеристикам.

Это связано с целым рядом достоинств, о которых имеет смысл поговорить. Например:

  1. Они удобные в эксплуатации, что связано с безопасностью как нахождения в лодке, так и при перемещении внутри нее.
  2. Устойчивость лодки играет очень важную роль, особенно, когда нужно вытащить из воды крупный экземпляр или покинуть лодку, переместившись в воду. В любой момент можно так же легко залезть в лодку из воды.
  3. Из нее не нужно вычерпывать воду, поскольку она сама вытечет из лодки через отверстия, которые расположены выше уровня дна.
  4. Правильно сделанная конструкция, никогда не затонет, даже если она и перевернется по каким-то причинам, благодаря наличию специальных перегородок.
  5. Каяк легко транспортировать на любые расстояния, поскольку он не влияет на аэродинамические свойства автомобиля.
  6. Это плавсредство не требует особых условий для хранения. Его достаточно подвесить, как можно выше в гараже или другом помещении.

Вывод

Не обязательно быть корабельных дел мастером, но навыки работы с инструментами должны быть. Для вдохновения можно ознакомиться с работами умельцев.

Глядя на фотографии моделей, собранных своими руками, сложно поверить, что они сделаны своими руками.

В действительности список сложностей и нюансов должен быть длиннее, но сложно предусмотреть все. После первой лодки, собранной своими руками, обязательно появятся улучшения и идеи, которые можно будет воплотить на следующей.

Примечания

Испытания

Итак, сборка закончена, можно приступить к испытаниям.

Транспортировку можно осуществлять на самодельном багажнике вследствие малого веса каяка. Лодка на воде показала отличные характеристики управляемости, скорости, и грузоподъемности, прекрасно держится на плаву при нагрузке 120 килограмм.

Сравнение с эталоном

Внешний вид:

  • При сравнении фабричной модели и самодельной в глаза бросается метод нанесения лака.
  • Вес отличается на 5 килограмм вследствие использования разных видов фанеры. В оригинале масса составляет 16 килограмм.
  • Палуба всё-таки выглядит несколько аляповатой, за счёт использования разных видов реек.
  • Использование непрозрачного отвердителя существенно влияет на конечный цвет дерева.

Что нужно для сборки каркаса самодельной байдарки

Каркас байдарки включает в себя два штевня, пять шпангоутов, кильсон из четырех секций, четыре стрингера, два привальных бруса, мидельвейс и фальшборт. Для их сборки понадобятся язычки, замки, овальная планка из дюрали, крепления для фиксации привальных брусьев на штевнях, концевая планка, соединяющая стрингеры с привальными брусьями, замки для привальных брусьев и мидельвейса, выполненные из нержавеющей стали. Кроме того, потребуются крепления кильсона к штевням из нержавеющей стали, угольник для мидельвейса, клиновая накладка из дюралюминия, боковые и средние рейки для кильсона, поперечины из фанеры, язычок и замок для кильсона, рейка его средней секции, скоба для крепления фальшборта и мидельвейса из дюралюминия, скоба для фиксации стрингера на шпангоуте, защелка кильсона из дюралюминия с винтом из нержавеющей стали, кормовой фальшборт из фанеры с защелкой, петлей и угольником.

Закупка материалов

Для строительства данной лодки понадобятся чертежи, приобрести их можно на сайте CLCBOATS, доставка займет, где-то пару недель, а стоимость составит в районе ста долларов. Сумма вроде бы и немалая, но они того стоят.

Великолепного качества, в масштабе 1 к 1. Останется только раскатать на фанерных листах и сделать перенос деталей.

Имеется возможность приобрести и остальные комплектующие на сайте этой компании, но откровенно говоря, цены у них не померные и для экономии можно попробовать найти материалы у отечественных компаний.

Фанера

Приобрести можно через интернет, торговлей занимается компания Пенрус.

Для строительства идеально подойдут 2 варианта:

Как показала практика, фанера производства Бразилии оказалась по качеству намного лучше, нежели китайский материал. Отличается равномерной толщиной по всей плоскости, обладает хорошей жесткостью и отсутствием сучков.

Стеклоткань

Проект предусматривает использование стеклоткани с удельным весом 130 грамм на метр квадратный, однако широко представленные производители не предусматривают выпуска такого формата материала.

В отечественном самопальном судостроении, как правило, используется стеклоткань плотностью 100 или 200 грамм на метр квадратный. В данном проекте за основу будет использована ткань с маркировкой 200 гр.

В идеале следует приобретать ровно упакованные отрезки, так как упаковка в пачки приводит к образованию деформаций и сгибов, с которыми впоследствии могут возникнуть проблемы при покрытии смолой.

Смола эпоксидная

Отличным вариантом, подходящим по цене и техническим характеристикам является смола Этал-370 и отвердитель Этал-47Ф5. Единственным недостатком можно отметить недостаточная прозрачность при высыхании. Итак, подведём итог по закупке материалов:

Icer 28 января, 2019 Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.














Я отец 4-х детей и руковожу местным клубом байдарочников в своем городке. За последние годы мы построили 7 небольших байдарок, все они были одного дизайна, и состояли из фанеры и клея, либо полиуретанового строительного клея, либо морской эпоксидной и стекловолоконной ленты.

Количество желающих приобщиться к нашему увлечению растет, и я решил построить каяк-мышь. Это отличная маленькая лодка для начинающих, простая в изготовлении и по себестоимости обходится менее 100 долларов США.

Дешевизна обусловлена тем фактом, что стекловолокно, используемое при строительстве классической байдарки, стоит несколько тысяч, тогда как для каяка-мыши мы использовали строительную пену и пенополистирольные листы.

Построив 5 таких каяков и доработав технологию, готов поделиться с вами всеми этапами постройки.

Собираю материалы





Чтобы построить одну лодку, понадобятся:

  • три листа пенополистирола Owens Corning XPS 1200х60 мм толщиной 30 мм;

Я выбирал розовые листы, поскольку они более мягкие и легкие в работе. Зеленые очень жесткие, а синий кажется таким же мягким, как и розовый лист.

  • 2 банки пены Great Stuff;
  • куски марли, чем они толще, тем прочнее и более устойчивы к проколам;
  • резьбовые шпильки с гайками;
  • 4 л краски для наружных работ;
  • 2 рулона малярного скотча;
  • полиуретановый строительный клей;
  • 2 м пластиковой трубы;
  • 5 м нейлоновой ленты шириной для изготовления ручек.
  • перчатки;
  • защитные очки;
  • респиратор;
  • игольчатый валик;
  • зажимы;
  • крестообразная отвертка;
  • валик для краски и кисти;
  • линейка и карандаш;
  • угольник;
  • острый нож;
  • пистолет для пены;
  • ножницы;
  • несколько кирпичей для упора.

Изготавливаю боковины







Для изготовления бортов каяка укладываю на полу лист пенополистирола, сверху прижимаю пластиковую трубу и с помощью кирпичей придаю ей нужную мне форму.

Затем маркером намечаю контур, вырезаю острым ножом, укладываю получившуюся боковину на лист пенополистирола как шаблон, и повторяю те же действия.

Изготавливаю перегородки





Укладываю на полу 2 полученные боковины, сажусь посередине и подбираю оптимальное расстояние между бортами. Измеряю расстояние между бортами и изготавливаю перегородки для каяка.

С помощью саморезов для гипсокартона прикручиваю переборки к боковинам. Когда размеры лодки были окончательно определены, раскручиваю детали и собираю обратно с применением пены, саморезов и скотча, которым дополнительно стягиваю детали.

Промазываю пеной стыки








Выдавливаю немного пены на пластик, затем шпателем наношу на стыки между переборками и боковинами каяка.

Изготавливаю дно










После того, как пена затвердела, снял скотч и выкрутил саморезы, т.к. в воде они обязательно поржавеют.

Пришла очередь делать дно. Можно было бы сделать его плоским, но такой каяк будет медленным, поэтому я сделал дно из 2 половин, соединенных в форме киля.

Вырезал из пенополистирола заготовки, подогнал их по размеру и вклеил в корпус каяка.

Зашкуриваю края



После того, как пена застыла, прошелся специальной теркой по швам, удаляя остатки и неровности.

Усиливаю швы





Проклеиваю все стыки с помощью полосок марли. В районе местоположения ног гребца оклеиваю все дно несколькими слоями, чередуя направление. Дополнительно проклеил его картоном, предварительно покрытым масляным полиуретановым герметиком.

Усиливаю борта





Чтобы обезопасить борта лодки при транспортировке и при посадке-высадке, наклеиваю изнутри на боковины деревянный брус и прижимаю его струбцинами, пока клей не высохнет.

Изготавливаю трюм



















В кормовой и носовой частях обустраиваю трюмы для туристической поклажи. Для герметичности врезаю в пенополистирольные листы крышки от пластиковых емкостей с резьбой. Вклеиваю их в вырезанные по размеру проемы.

Наношу ткань на корпус



















Поскольку проект не предусматривает использование дорогой стеклоткани, я применяю обычную ткань. В частности, в ход пошла простыня из хлопчатобумажной ткани.

Режу простынь на заготовки на 5- см шире, чтобы образовывался нахлест при соединении. Затем наношу на поверхность каяка клей и приклеиваю ткань.

Устанавливаю киль




Чтобы придать каяку устойчивость при движении, вырезаю и прикрепляю к днищу киль. Также оклеиваю его тканью.

Когда клей окончательно высох, покрываю всю конструкцию желтой краской для наружных работ.

Испытания












Когда каяк окончательно высох, переношу его на ближайший водоем и провожу полноценные испытания.

Получив опыт в строительстве каноэ-мыши, вместе с членами нашего клуба создали еще 6 таких же каяков. И прошлым летом отправились в поход.

За время путешествия убедились, что конструкция достаточно прочная, а размеров трюмов хватает не только для перевозки одежды, но и больших запасов питьевой воды.

Как вы можете видеть на фотографиях, некоторые лодки не успели оклеить и покрасить целиком, но даже в таком состоянии они отлично функционировали в многодневном путешествии.

Советы для туристов









Три вещи абсолютно необходимы в походе:

  1. Спасательный жилет;
  2. Весла;
  3. Шапка и крем от загара.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Читайте также: