Песочница для психолога своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.

Возможность использовать песочницу не только психологами, но и педагогами в своей работе дает лучший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Основополагающая идея звучит так: “Игра с песком дает возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, в песочное пространство, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение в символической форме своих подсознательных проблем дают возможность здоровому функционированию психики”.

Ребенок в процессе игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, зажимов, тревог, стрессов и пережитое не развивается в психическую травму, и определенным образом меняет его поведение и восприятие.

Задачи песочной терапии :

- развивать позитивную Я-концепцию;

- развивать ответственность за свои действия и поступки;

- учиться принимать себя;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- развивать умение преодоления трудностей;

-научиться избавляться от негативных эмоций;

- развивать самооценку и уверенность.

Цель такой терапии - не меняя и не переделывая ребенка, не обучая его каким-то специальным поведенческим навыкам, даем возможность ребенку быть самим собой.

Игра в песок для ребенка является символическим языком самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок показывает более адекватно, чем словестно, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Для детей в процессе песочной терапии “отыграть” свой опыт и чувства наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они занимаются.

Чувства и установки, которые ребенок, боится или не может выразить открыто, в песочнице ничего не опасаясь, он может спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок закапывает в песок ту или иную игрушку, бьет, топит, прячет и т.д..

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Песочная терапия с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивные дети , пережившие психическую травму. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты или разлуки.

Песочная терапия применяется:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

Пройдя все стадии, ребенок выходит на новую ступень своего развития и психологического здоровья.

Песочная терапия позволяет скорректировать практически любые проблемные моменты в воспитании и развитии детей.

Практическое применение техник:

Несколько этюдных занятий с детьми в решении актуальных проблемных вопросов, которые могут осуществлять не только психологи, но и все желающие педагоги в повседневной работе с детьми.

На начальном этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке / мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроватка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.

Детям предлагается вспомнить, то чего они бояться. Далее подобрать фигурку или слепить из пластилина свой страх, поселить его в какой-то дом или другое место.

Каждый ребенок рассказывает о своем страхе и о том. что он хочет с ним сделать.

Педагог-психолог предоставляет ребенку возможность победить свой страх, тем способом ,который предлагает ребенок .(если ребенок не знает, что сделать, можно предложить ему разные способы- закопать, посадить под замок ,изменить образ и т.п.)

Упражнение "Победитель злости"

Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т.д.).

Дети по примеру педагога-психолога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.

Педагог-психолог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"

(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).

Педагог-психолог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.

Детям предлагается построить свой мир, при помощи фигурок, игрушек и различного конструкторского материала.

После окончания строительства, каждый ребенок рассказывает о своем мире, кто там живет, что делает, какая там атмосфера. Могут ли приходить к нему в гости кто-то из других миров или он закрыт для всех.

Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.

По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.

ВЕБИНАР: Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе

Значимые индикаторы психологического неблагополучия учащихся. Как их использовать для профилактики и предупреждения социально-опасных форм поведения в образовательных учреждениях?

Скоро

Песочная терапия для детей и взрослых. Часть 1

Автор

/module/item/name

Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов. Появившись в рамках аналитической психологии, песочная терапия долгое время развивалась в рамках этой концепции, оставаясь инструментом юнгианских психотерапевтов. Сегодня метод используют специалисты различных направлений (часто добавляя в него то новое, что позволяет использовать метод в рамках других концепций) - в сказкотерапии, арт-терапии, психодраме, в качестве среды для коррекционных и развивающих занятий.

  • Комплексное воздействие на человека;
  • Песочная терапия может действовать на человека на нескольких уровнях;
  • Медитативное состояние, снимающее напряжение;
  • Обращение к личному бессознательному для решения внутриличностных конфликтов;
  • Обращение к коллективному бессознательному через трактовку символов.

В контексте глубинного влияния песочной терапии на психику клиента встает вопрос о необходимости специальной подготовки для песочных терапевтов. На сегодня существует широкий спектр образовательных программ, освещающих теоретические и практические аспекты песочной терапии. Безусловно, для обращения к юнгианской трактовке символов требуется длительная подготовка, соответствующее обучение и опыт. Основной задачей специалиста-практика является обеспечение максимально безопасного пространства (с психологической точки зрения), ведь манипуляции в песочнице – это разговор человека с самим собой, и именно это является главной предпосылкой и залогом реальных жизненных изменений.

Широта целевой аудитории
Песочная терапия активно используется в работе со взрослыми и детьми. Многие специалисты используют песочные занятия в контексте развивающих занятий, особенно эффективны песочные занятия при речевых нарушениях, недостаточном развитии интеллектуальной сферы, минимальных дисфункциях мозга. В детских коллективах возможно проведение групповых занятий с песком, в них выявляются позиции участников коллектива, ситуационный стиль общения, групповая динамика.

Многообразие решаемых задач
И все же, главное, почему специалисты различных направлений обращаются к песочной терапии - в пространстве песочницы возможно решение самых разнообразных проблем. В песочном пространстве развивается фантазия и актуализируется творческое начало личности, выводятся на осознаваемый уровень подавляемые эмоции, гармонизируется психоэмоциональное состояние, проигрываются и проживаются актуальные конфликты, активизируется адаптационный потенциал. Песочница удачно вписывается в работу арт-терапевта, специального психолога, бизнес-консультанта, тренера, коррекционного педагога.

В зависимости от поставленных задач могут использоваться различный песок и разнообразные песочницы. Классическая юнгианская песочница, выполненная из натурального дерева, имеющая стандартные размеры (50*70*8) и прямоугольную форму может использоваться практически для любых занятий.

Борта и дно, символизирующие небо и воду, обычно выкрашены в голубой цвет, что имеет большое символическое значение в аналитической психологии. Хотя некоторые специалисты считают целесообразным применение цветных дощечек, накладываемых на дно и борта песочницы для изменения цветового фона песочной композиции (1). Песочница отлично вписывается в индивидуальные консультации, однако, в силу своих размеров не всегда может использоваться в групповой работе.





Для развития творческого потенциала личности отлично подойдет песочница, способная менять цвет (Планшет для Sand-art и цветотерапии).





А также занятия с этой песочницей способствуют развитию мелкой моторики и образного мышления. Окруженный волнами цвета, человек как будто попадает в сказку, где является главным сказочным персонажем, руки сами тянутся к песку, способному реализовать любую фантазию в форме рисунка и также легко ее разрушить, ведь в песочной терапии, как и в сказке – герой всесилен.

Также необходимо остановиться на терапевтических свойствах песка. Ассоциативно связанный с вечностью, он вызывает у человека удивительные ощущения, песочные картины легко строятся, легко рушатся, песок равняется, на смену одним зарисовкам приходят другие, старое уступает место новому. Человек, являясь автором песочных картин, получает чудесный психотерапевтический опыт изменений, который может успешно перенести в свою жизнь.

Использование разного песка также определяется основными задачами занятия. Обычно для песочной терапии используется очищенный прокаленный песок, который необходимо время от времени менять.



Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. Живой песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  2. Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж, 1993.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одна из которых - песочная игротерапия. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцления, заложенные в человеческой психике. Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Игры с песком позволяют поглубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления, учат слаженной работе глаз и рук.

Играть с песком надо учить и самое благоприятное время для этого – лето. Однако играть с песком можно не только на улице – можно использовать песочный планшет в детском саду.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

Цель - снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному "поздороваться" с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п.

После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:

дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

легко/с напряжением сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу;

дотроньтесь до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

перетирайте песок между пальцами, ладонями;

Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Еще один вариант игры: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Предложите ему "спрятаться от дождика", т.е. закрыть ладонь, как только в нее начнет сыпаться песок.

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

"Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, ребёнок получает первый опыт самоанализа. Играя, он учится понимать себя и других.

Попросите малыша отвернуться и закопайте в песочнице игрушку - "клад". Пусть ребенок выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. "Ходить" можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от "клада", взрослый говорит "холодно", игрушка приближается - "теплее", когда игрушка дойдет до цели - "горячо". Ребенок откапывает спрятанную игрушку. Затем игроки меняются ролями.

Рука одного играющего превращается в "мину", она закопана в песке в замысловатом положении. Задача другого играющего ("сапера") откопать мину, не дотрагиваясь до нее. Можно действовать руками, сдувать песок, помогать тонкой палочкой. Если "сапер" сделает неосторожное движение - он проиграл.

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем. Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни, от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

Клеем нанесите на картину рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

когда вы увидели радугу.

Игры с песком широко используются в работе с дошкольниками для формирования и развития пространственно-количественных представлений.

Ребёнку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая её из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

Педагог показывает ребёнку цифру и просит назвать её. Далее ребёнку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашёл такое количество камешков.

Педагог даёт ребёнку цифры-формочки и просит вылепить цифры из мокрого песка. Далее ребёнку предлагается назвать цифру, которую он слепил, а рядом с ней написать эту же цифру пальчиком на песке.

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

"Откопай разгадку".

Детям предлагается сказочные задания в форме стихотворных загадок. Необходимо её отгадать и написать ответ, вылепляя песочные буквы.

«Спрятал кто иглу в яйце, а яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей? Кто не верит всем? (Кащей) Отгадал, не называй. Вылепи и прочитай.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

Педагог даёт задание выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Игры на коррекцию психических процессов.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

"Победим страх"

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).

"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

"Я колючий только снаружи"

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Взрослый: "Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый".

Любой из вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки. Например: "В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной, обладала даром и всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему неподалеку. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, дракон превратил ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй. "

Опыт работы показал, что использование песочной игротерапии даёт положительные результаты:

удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;

но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.


Песочная терапия — что за метод и как он работает

Сегодня метод песочной терапии, или Сэндплей (от англ. sandplay — игра в песке), становится все более популярным. Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям, взрослы, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии и юнгианском анализе, эффективен в отношении различных проблем и нарушений, сочетается с другими методами и используется различными школами и направлениями практической и теоретической психологии.

Сэндплей возник в рамках юнгианского аналитического подхода, и ключевой его момент — контакт с содержаниями бессознательной части нашей души. Этот контакт устанавливается через богатые смыслами символические образы — те, что появляются в песочных композициях, а также сновидениях, воображении и творчестве. Свободно, не задумываясь, творчески создав композицию из песка и фигурок, можно своими глазами увидеть как бы слепок своего душевного внутреннего состояния. Это важно для того, чтобы заметить нюансы, ранее незаметные, глубже проанализировать все причины и связи и, таким образом, создать условия для нормального протекания психической жизни. Важен сознательный анализ, а еще важнее — сам факт такого контакта со своим внутренним миром, ведь при правильном обращении он способен быть для нас источником роста и развития, опорой и ресурсом поддержки в трудных состояниях.

Происхождение метода песочной терапии

В мемуарах Карла Густава Юнга мы читаем о том, как в очень трудный период, когда жизнь практически рушилась после дружеского и профессионального разрыва с Фрейдом, он вдруг почувствовал, что нуждается в каком-то простом занятии, чтобы успокоиться, побыть с собой и привести мысли в порядок:

Детям еще трудно описать, что с ними происходит, им проще выразить все свои переживания в игре. При помощи наблюдений и комментариев психолога маленькие пациенты могли выражать свои страхи, боль потерь, внутренние конфликты и различные трудные и еще непонятные им чувства. Именно по этому принципу Сэндплей оказался полезен и взрослым. Ведь мы точно также порой затрудняемся назвать то, что с нами творится, а даже если находим слова, они ничего не меняют, а лишь дают упрощенные ярлыки нашим сложным переживаниям. А в процессе выбора фигурок, создания композиции и ее обсуждения человек выносит вовне, делает видимым и осязаемым тонкий мир чувств — и оказывается, что о самых невыразимых вещах можно говорить, с ними можно иметь дело, и они становятся более понятными, выносимыми, что-то сдвигается, и появляется новая перспектива. Мы словно сами в себе обнаруживаем целительную силу, которая способна нам помочь, ответить на наш запрос и облегчить нашу боль.

В начале ноября 2014 года в Москву с лекцией приезжал действующий президент Международного общества Сэндплей-терапии (ISST) доктор Александр Эстерхайзен. Приведем несколько его высказываний об этом методе:

Как выглядит работа методом Сэндплей?

Для классической юнгианской песочной терапии в кабинете психолога присутствуют песочницы — деревянные или пластиковые лотки с песком. Лотки обычно прямоугольной формы, их размер (50 х 70 х 10) примерно соответствует размерам поля зрения человека — чтобы картину в целом можно было охватить взглядом, не поворачивая головы. Внутри песочница выкрашена в голубой цвет, выражающий воздух или воду в соответствии с фантазией клиента. Если разгрести песок, голубое дно играет роль озера, моря или реки. В игре может использоваться и реальная вода, ее можно подлить к песку, замесить песочное тесто и лепить из него любые формы. Кроме того, для создания песочной картины используются миниатюры — небольшие фигурки, коллекция которых как правило состоит из нескольких сотен единиц и включает в себя по максимуму все, что есть в нашем мире — реальном и воображаемом. Это люди разных эпох, культур и возрастов, животные — реальные и воображаемые, сказочные и мифические существа (ведьмы, драконы и т.п.), предметы человеческой культуры (дома, мебель, транспорт, посуда и т.д.) и природные материалы и объекты (камни, шишки, ракушки, ветки). Фигурки сделаны из разных материалов (дерево, металл, пластик, стекло), в разных стилях, имеют разный характер и поэтому могут отражать самые разнообразные и тонкие нюансы наших душевных образов. Они служат материалом, посредниками, с помощью которых психика получает возможность выразить свои послания.


Если позволить своим рукам не думая выбирать фигурки, как бы действуя из состояния транса, свободного спонтанного действия, фигурки и песочные формы смогут отразить то, что в этот момент происходит в душе. Тогда запутанные внутренние содержания можно будет увидеть в более внятной и наглядной форме, и это даст возможность их проанализировать. Поэтому песочные композиции полезно строить, когда в рациональном анализе проблемы образовался тупик, и доводы ходят по кругу, не принося решения и облегчения. Игра с песком и фигурками отвлечет уткнувшееся в стенку сознание и даст проявиться чему-то еще, на что раньше не обращалось внимание. В других случаях песочница приходит на помощь, когда эмоции сильны и непонятны, берут верх и пока никак не могут быть осмыслены, — тогда Сэндплей помогает унять слишком сильное волнение, взглянуть на свое состояние со стороны, вернуть себе ощущение реальности через буквальное прикосновение к материи — песку, воде, фигуркам — и вернуть способность называть вещи своими именами.

Бывает и так, что нет определенной идеи — о чем именно говорить с психологом на очередной встрече. Это моменты утомления, печали, скуки или некоего внутреннего сопротивления, — тогда песочница помогает и успокоиться, и заменить слова, и выразить все эти неприятные ощущения без принуждения, притворства и наклеивания ярлыков. Конечно, бесценна помощь Сэндплея для того, чтобы иметь дело с травматическим опытом — таким, который воспринимается как очень разрушительный, болезненный, невыносимый, такой, что о нем нельзя запросто поговорить. Песочница дает возможность прикасаться к таким переживаниям невербально, без слов, — не вторгаясь, не раня, а лишь обозначая связь с этим опытом, создавая возможность включить его в целостный контекст своей жизни самым бережным, утешающим и уважительным образом. Это как раз тот случай, когда важен не какой-то там определенный результат, а сам факт прикосновения к этим чувствам, возможность просто побыть с ними и таким образом вернуть жизнь в запустелые, давно позабытые пространства.

Песочная терапия vs анализ сновидений

Оба метода в классическом варианте имеют единый фундамент — юнгианский метод анализа, то есть внимание к символизму образов, сообщающих о бессознательных процессах, а также представление о целенаправленности (а не причинной обусловленности) психической деятельности. И там, и там мы присматриваемся к образам и пытаемся понять, что именно они нам сообщают. Значение имеют не столько общие значения образов (иначе можно было бы обойтись сонником), сколько их сочетание с личным, индивидуальным их смыслом для автора (сновидца или создателя песочной композиции).
В отличие от довольно похожей работы со сновидениями, опыт песочной терапии — это опыт, который вы разделяете с вашим психологом непосредственно. Вы не пересказываете сновидение, которое увидели ранее, а как бы создаете его прямо на сессии с психологом, и он также может видеть этот процесс и результат своими глазами, разделить с вами ваше переживание — а значит и получает возможность более эффективно помочь вам в понимании того, что творится в вашей душе.
Впрочем, интересно сочетание методов — анализа сновидений и песочной терапии. Например, некоторые сложные (содержательно или эмоционально) сновидения можно попробовать пересказать языком Сэндплея, сделать что-то вроде экранизации или постановки сновидения на сцене песочницы, где роли персонажей и объектов сна выполнят фигурки из коллекции. Так образы, всплывшие из бессознательного в сновидении, получают возможность сделать еще один шаг к сознанию и быть еще лучше понятыми, дать ответы на актуальные вопросы повестки дня.

В любом случае песочные композиции, как и сновидения, важно рассматривать в серии (последовательности) и в контексте других содержаний терапии/анализа (текущие события, воспоминания, мысли о будущем, происходящее в отношениях с близкими людьми, соматические состояния и расстройства и т.д.). Так что сновидения и песочные картины прекрасно дополняют друг друга, помогая видеть разные грани одних предметов, и таким образом выступают своеобразными опорами, материалом, субстратом, в котором реализуется движение психического процесса к разрешению трудностей и к очередным целям развития.

Символическое понимание песочных композиций

Существует довольно много литературы , доступной и интересной не только специалистам в юнгианском анализе или песочной терапии, но и всем интересующимся. Например, можно рекомендовать такие книги: список на сайте МААП.

Конкретнее о Сэндплей в настоящее время литературы на русском языке мало, в переводе находятся несколько книг. Советуем прочитать такие статьи:

* Песочная терапия (статья в Википедии)
* Песочная терапия. Когда Ребенок спасет Взрослого. Обращение к архетипу Ребенка. Виктория Андреева
* Аналитическая игра в песок (сэндплэй) — дверь в королевство детства. Анна Скавитина

Также можно рекомендовать следующие публикации, часть которых относится к не-юнгианским подходам:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003. — 495 с.

Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.

Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012.

Имеет смысл ориентироваться на список литературы, рекомендуемый ISST (Международным обществом Сэндплей-терапии) для обучающихся песочных терапевтов (русский перевод Регламента работы со списком литературы в конце):

Основная:
К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. В особенности глава 5: встреча с бессознательным.
К.Г. Юнг. Человек и его символы.
Энтони Стивенс. Короткое введение в работы Юнга. Anthony Stevens: A very Short introduction to Jung.
Верена Каст. Динамика символов. Verena Kast: The Dynamics of Symbols.
Верена Каст. Основы юнгианской психологии. Verena Kast: Fundamentals of Jungian Psychotherapy.

Дополнительная:
Эстер Хардинг. Я и не-Я. Esther Harding: the I and the not – I.
Иоланда Якоби. Комплекс, символ и архетип. I. Jacobi: Complex, Symbol and Archetype.
Эмма Юнг. Анимус и Анима. Emma Jung: Animus and Anima.
Эдвард Уитмонт. Символическое приключение. Edward Whitmont: The Symbolic Quest.

Для углубленного изучения: (ключевые работы К.Г. Юнга для метода Сэндплей-терапии)
— Воспоминания, сновидения, размышления. Memories, Dreams and Reflections.
— Человек и его символы. Man and his Symbols.
— Трансцендентная функция. Собрание сочинений, т. 8, параграфы 131 – 193. The transcendent function. Collected works (CW) 8, paragraph 131 to 193.
— Процесс индивидуации. Собрание сочинений, т. 9(i). The Individuation Process CW 9(i).
— О психической энергии. Собрание сочинений, т. 8, пар. 1 – 130. On Psychic Energy CW 8 paragraph 1-130.
— Обзор теории комплексов. Собрание сочинений, т.8, пар. 194 – 219. A Review of the Complex Theory CW 8 paragraph 194 – 219.
— Тавистокские лекции. Собрание сочинений, т.18, пар. 1 – 415. The Tavistock lectures CW 18 paragraph 1 – 415.
— Психология и алхимия. Собрание сочинений, т.12, особенно с. 274: медитация и воображение. Psychology and Alchemy CW12 esp page 274: meditation and imagination.
— Отношения между эго и бессознательным. Собрание сочинений, т.7, пар. 202 – 373. The relation between the ego and the unconscious CW 7, paragraph 202 – 373.
— Психология переноса. Собрание сочинений, т.16. The Psychology of Transference CW 16.

Читайте также: