Песочная терапия это волшебство которое ребенок создает своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.

Показания и противопоказания

Программы песочной терапии рекомендованы с целью:

  1. Диагностики нарушений состояния личности
  2. Выявления факторов, оказывающих стрессовое и травмирующее воздействие на психику
  3. Определения причин нестандартного поведения ребенка
  4. Снятия стресса и напряжения
  5. Избавления ребенка от повышенной тревожности
  6. Оказания помощи в гармоничном развитии
  7. Установления контакта с ребенком (в том числе при аутизме)
  8. Социализации детей‑инвалидов

Важно! Занятия песочной терапией разрешены в любом возрасте. Как правило, назначают их детям с 2‑3 лет. Особенно актуальной методика является в периоды возрастных кризисов (3 года, 6‑7 и 13‑15 лет).

Обычно метод песочной терапии задействуют в работе с детьми, которые:

  • пережили тяжелые утраты (в том числе смерть близких), агрессию, стихийные бедствия, травмы, насилие и др.
  • имеют сложности с выражением эмоций в силу скрытности, замкнутости и необщительности
  • склонны к чрезмерной активности и впечатлительности
  • имеют нарушения опорно‑двигательного аппарата и заболевания нервной системы, патологии зрения, слуха, речи, некоторые формы шизофрении
  • находятся в состоянии стресса
  • страдают от задержек развития
  • синдромом дефицита внимания
  • эпилепсией
  • синдромом навязчивых движений
  • аллергией на пыль и песок
  • бронхиальной астмой в тяжелой форме
  • туберкулезом

Также не следует назначать занятия пациентам с глубокой дебильностью, полной идиотией и другими тяжелыми психическими расстройствами.

Эффективность метода песочной терапии

Действие процедуры всегда является комплексным.

  • Ребенок трогает песок руками. Это доставляет положительные эмоции и полезно для общего развития, так как песчинки способны стимулировать нервные окончания в пальцах и ладонях. Благодаря занятиям развивается мелкая моторика. Головной мозг постоянно получает устойчивые сигналы в зонах, которые отвечают за способности к анализу, познаниям и воспоминаниям
  • материал, ребенок создает из него различные фигурки подсознательно. Благодаря этому методика дает возможности для диагностики внутреннего состояния пациента

Уже доказано, что систематические занятия позволяют ребенку:

  • избавиться от негативных переживаний
  • получить веру в себя
  • осознать собственную личность
  • стать самостоятельным
  • приобрести уравновешенность и спокойствие

Наиболее ярким эффект от песочной терапии является тогда, когда она сочетается с другими методиками: прослушиванием классической музыки, чтением стихов, рассказыванием сказок и др.

Результативность методики доказана в комплексном развитии детей, логопедии, укреплении памяти, развитии интеллектуальных способностей. Эффект от терапии проявляется при обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья. Также метод активно применяется при выявлении психологических проблем.

Как проходят занятия?

Сначала ребенку объясняют, что голубой бортик сбоку означает небо, синее покрытие дна Благодаря этому маленький пациент осознает, что у него есть все стихии для создания собственных сказок, отдельных композиций, целых планет и даже вселенных.

Во время песочной терапии ребенок сам выбирает для себя нужные предметы. Специалист не просто следит за действиями пациента, но и просит его обосновать выбор в пользу тех или иных изделий. Это позволяет оценить психологическое состояние ребенка в текущий момент.

Чтобы наладить контакт с ребенком, специалист уточняет поводы для создания определенных композиций и их разрушения. Также это позволяет конкретизировать некоторые стрессовые факторы и переживания пациента.

Игры в программах песочной терапии могут быть:

  • Фонематическими. Они сопровождаются произнесением отдельных звуков. Такие игры подходят для детей с задержкой речевого развития и нарушениями речи
  • Развивающими и обучающими. Игры нередко сопровождаются счетом и чтением
  • Проекционными. При таких играх ребенок может ассоциировать себя с определенной фигуркой и строить собственный мир
  • Коррекционными. Эти игры направлены на создание мира, наполненного пугающими существами и опасными ситуациями. В этом случае ребенок иллюстрирует собственные страхи
  • Семейными. В этих играх участвуют не только малыш или подросток, но и члены его семьи

Детям‑аутистам и ребятам с трудностями в общении подходят семейные и проекционные занятия. Проекция полезна также для малышей и подростков, ставших жертвами насилия, испытавших сильный стресс или переживших утрату. Постепенно от проекционных игр переходят к коррекционным. Это позволяет выявить глубинные проблемы и страхи и избавиться от них.

Детям с задержкой психического развития рекомендуют развивающие и обучающие игры. Такие же занятия советуют и дошкольникам, а также школьникам младших классов.

Любые программы песочной терапии делятся на 2 категории:

  • Индивидуальные. В этом случае в играх участвует только ребенок. Психолог наблюдает за ним, корректирует его действия и решает иные задачи
  • Групповые. В таких занятиях участвует не только сам ребенок. Привлекаться к играм могут родители и другие дети. В этом случае проводится работа в области межличностных взаимоотношений. Ребенок может учиться коммуникации, лучше понимать других и раскрывать себя

Особое внимание во всех программах песочной терапии уделяется расшифровке знаков, используемых малышом или подростком.

  • Дома и замки из песка, валы с прочными стенами, заборы могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает неуверенность. Кроме того, у него имеются некоторые страхи, он нуждается в защите
  • Хаотичность созданного мира, беспорядок в используемых знаках и символах может говорить и о хаосе и смятении внутри ребенка
  • Спирали нередко свидетельствуют об усталости, нехватке общения. Они могут символизировать даже ночные кошмары, которые беспокоят ребенка достаточно часто
  • Нарисованные на песке круги обычно свидетельствуют о желании перемен, а также о недостаточности заботы и любви. Обычно такие дети хотят больше внимания
  • Отсутствие человеческих фигур может говорить о том, что ребенок хочет отгородиться от окружающих, ощущает страхи, обиду, боль. Обычно дети не используют фигуры людей тогда, когда испытали насилие
  • Рваные линии и острые углы могут говорить о внутренних конфликтах. Их рисуют дети, которые ревнуют, гневаются, злятся на окружающих. Причем эти эмоции они могут испытывать по отношению как к самым близким людям, так и к сверстникам, с которыми посещают детский сад или школу, играют во дворе

Преимущества обращения в МЕДСИ

  • Опытный специалист. Он располагает навыками и знаниями, необходимыми для внедрения различных программ песочной терапии для детей вне зависимости от возраста и пола
  • Современное оснащение кабинета. Наша клиника располагает специально оборудованной комнатой для занятий. В ней есть не только коробка с песком, но и различные игрушки, предметы, которые помогают увлечь как малыша, так и подростка
  • Комфорт проведения занятий. Опытный психотерапевт обеспечивает удобство каждого сеанса не только непосредственно для малыша или подростка, но и для его родителей. Занятия проводятся в спокойной, расслабленной обстановке. Пациент ограждается от возможного дискомфорта. Это позволяет забыть об окружающей реальности и погрузиться в вымышленный мир
  • Возможности для диагностики и лечения широкого перечня патологий. Метод песочной терапии дает возможности для выявления и устранения различных психологических и психических нарушений и отклонений в развитии
  • Возможности для подключения к работе других врачей. При необходимости вы будете направлены и к различным специалистам узкого профиля: логопедам, неврологам и др. Это позволит устранить даже серьезные, запущенные заболевания
  • Отсутствие очередей и возможности для записи на прием на удобное время. Мы готовы спланировать курс терапии в комфортном для вас режиме

Чтобы посещать занятия по песочной терапии, достаточно записаться в клинику Наш специалист ответит на все вопросы и подберет оптимальное время для посещения клиники. Также запись возможна с помощью приложения SmartMed.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВОЛШЕБСТВО ПЕСКА


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объект исследования: использование песка в творчестве.

Предмет: способы использования песка в творчестве

Цель исследования: исследование использования песка в творчестве.

Гипотеза: если изучить различные способы использования песка в творчестве, то можно научиться самому и научить других, использовать песок для воплощения творческих идей.

Задачи:

Изучить свойства песка

Изучить способы использования песка в творчестве

Научиться использовать песок в творчестве разными способами

Исследовать мнение других людей к творчеству с использованием песка

Научить своих знакомых использовать песок разными способами в творчестве

Методы исследования:

1. Самостоятельное размышление.

2. Изучение научной и публицистической литературы.

3. Работа с информацией из Интернета.

5. Совместная деятельность в кругу семьи.

Теоретическая значимость исследования: изучение новых способов использования песка в творчестве.

Практическая значимость исследования: научиться самому и научить своих знакомых использовать песок в творчестве.

Податливость песка, его природная магия притягивает с первых минут. Работа с песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. У песка уникальные свойства, и мастер помогает песку проявить его природу, а песок, отвечая взаимностью, помогает выразить его идеи и чувства.

Отличительные особенности работы с песком:

- экологичность (песок – естественный природный материал, приятный на ощупь, самоочищающийся, легко пополняющийся);

- терапевтичность (песок успокаивает, расслабляет, массажирует; успешно работают с песком гиперактивные и импульсивные дети);

- динамичность (песок – сыпучий материал, способен быстро принимать различные формы, легко подвергается изменениям по нашему желанию; очень много тактильных манипуляций и заданий можно успеть выполнить за одно занятие и, при этом, нет тревожности, если что-то не получилось – всё легко меняется и исправляется на песочном столе).

Я сделал вывод, что есть такая необходимость в этой исследовательской работе, чтобы познакомить всех одноклассников и знакомых с множеством интересных идей использования песка в творчестве.

Свойства песка

Песо́к — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния).

1. Не сжимаемость. Это свойство позволяет использовать песок для того, чтобы располагать на нем основания. Если измерить давление определенного веса песка на дно стеклянного сосуда, то оно получится равным менее половины веса. При увеличении высоты столба песка, давление не увеличится. Это можно объяснить тем, что при взаимодействии песчинки образуют маленькие своды, которые распределяют давление не на дно, а на стенки сосуда. Это свойство легло в основу применения свай из песка и забивки в них шпуров.

2. Отсутствие сцепления (рассыпаемость). Это свойство сухого и чистого песка не позволяет песку удерживаться в плоскости по вертикали. Однако, естественная рассыпаемость очень мала, угол ее колеблется от 280 до 300. Мокрый песок, наоборот, обладает хорошей силой сцепления песчинок и передает давление на дно сосуда или контейнера.

3. Водопроницаемость. Слой песка любой глубины проницаем для большого количества воды. Это свойство песка используется при создании фильтров. Нужно отметить, что мелкий, слежавшийся песок пропускает воду только до определенной глубины.

4. Равномерность высыпаемости. Через определенное отверстие песок высыпается равномерно, с одинаковой скоростью, которая не зависит от высоты слоя и давления. Для того, чтобы песок высыпался полностью, строительному ящику или коробу придают конусообразный вид. На этом же свойстве песка основана работа песочных часов.

Способы использования песка в творчестве

Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.

В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности.

2. Картины из песка в бутылках (рис.2)

Бутылки, в которые заключены картины, созданные песочной насыпью – популярный сувенир из жарких стран. Самые частые мотивы: пустыня, пальмы, верблюды, пирамиды, и прочие детали местного колорита. Корни этого искусства на Востоке. Тем не менее, секрет создания таких бутылочек был раскрыт, и теперь любой желающий, посвятив этому делу достаточно времени, сможет создавать не менее привлекательные шедевры.

Для создания такой картины необходимы:• цветной песок• бутылка интересной формы (желательно полностью прозрачная);• проволока из металла

Бутылку стоит тщательно вымыть и высушить. Песок насыпается в горлышко бутылки при помощи воронки. Стоит заранее обдумать нужную последовательность разноцветных слоёв, форму и толщину насыпей.

Каждый новый слой песка аккуратно разравнивается металлической проволокой, и трамбуется.

Естественно, для первых тренировок лучше работать с простыми сюжетами, после того, как Вы будете делать все манипуляции аккуратно и слаженно, можете приступать к сложным картинкам в песке.

Песок необходимо засыпать в бутылку до самого горлышка, а затем закрыть крышку тканью, пропитанной клеем. Обращаться с готовой картиной в бутылке стоит крайне бережно: при любом неаккуратном движении песочные слои могут деформироваться и картинка смажется.

3.Аппликация из цветного песка.(рис.3)

Материальную базу для создания таких картин составляют:

• картонная или бумажная основа под картинку

• однородный, чистый песок разных цветов

• инструменты: кисть, ножницы, ложечка

В рисунках стоит разделить картинку-основу на чёткие секторы, которые можно даже пронумеровать, подписав секторы номерами пакетиков с соответствующим цветом.

4. Картины из песка на переворачивающихся подставках.(рис.4) Нет такого человека, который ни разу в жизни не видел бы завораживающую картинку из песка, в переворачивающейся подставке. При каждом перевороте песчинки вздымаются, и плавно оседают на дне, образуя каждый раз новую картину.

Сама картинка находится в рамке, заключённой в подставку. Внутри рамки (стеклянной либо пластиковой) – пространство, примерно на две трети заполненное глицерином и засыпанное небольшим количеством разноцветного песка. В картинке также есть свободное пространство, необходимое для свободного маневрирования песка.

5.Интерактивная песочница (рис.5) - уникальный и современный продукт на рынке интерактивного оборудования. В интерактивной песочнице используется технология дополненной реальности.

Как устроена интерактивная песочница?

Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. В итоге, песочница дает возможность своими руками создать собственный мир, который можно изменить в одно мгновение.

С помощью интерактивной песочницы через игру можно изучать:

• Цифры, буквы и цвета

• Смену времён года

• Смену времени суток

• Изучение рельефа и климата континентов

• Строение и поведение водных объектов

• И многое другое

Практический опыт 1

Цель: нарисовать на световом столе закат солнца.

Отсутствие спец. светового стола заменяем на обычное стекло. Стекло укладываем на опоры. Подсветка под стекло – лампа.

На стекло рассыпаем песок, равномерно распределяя его на поверхности.

Включаем классическую музыку и создаем в комнате темноту.

Рисуем закат солнца.

Результат: рисунок из песка закат солнца (рис.6)

Практический опыт 2

Рисунок из песка в стеклянной форме

Цель: создать рисунок в виде волнистых цветных линий.

Подготавливаем прозрачную стеклянную форму и песок разных цветов.

Насыпаем первый слой песка синего цвета и придаем форму волны. Утрамбовываем песок.

Насыпаем второй слой песка желтого цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем.

Насыпаем третий слой песка зеленого цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем.

Насыпаем четвёртый слой песка красного цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем

Насыпаем пятый слой песка белого цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем

Плотно закручиваем крышку.

Результат: рисунок в виде волнистых цветных линий. (рис.7)

Вывод: При создании рисунка требовалось быть внимательным. Так как при любом неаккуратном движении песочные слои рассыпались и рисунок смазывался и получался нечетким.

Практический опыт 3

Подготавливаем картинку – основу, песок нужных цветов, кисть, клей ПВА, ложечка.

Выбирается первый сектор для прокраски, и аккуратно, не заходя за границы сектора, прокрашиваем кисточкой в клее ПВА.

На клейкую зону насыпаем песок нужного цвета, а излишки сдуваем, либо аккуратно стряхиваем.

По этому же принципу картинку закрашиваем песком до конца.

Вывод: Последовательности выбора секторов для засыпки стоит уделить внимание. Дело в том, что песчинки темных цветов могут приклеиться к секторам более светлых цветов, и картинка будет выглядеть неаккуратно. Чтобы избежать этого, следует сначала приклеить к картине песок темного цвета, а когда он подсохнет, переходить к светлым.

Заключение

Работая над проектом, я познакомился со свойствами песка; изучил способы использования песка в творчестве; научился разными способами работать с песком, воплощая свои творческие идеи; познакомил своих родителей и знакомых с интересными песочными идеями; научил своего четырехлетнего брата способам использования песка.

В процессе рисования песком на стекле вместе с братом я сделал вывод, что песочная анимация как нельзя кстати подходит очень активным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию, успокаивается и получает удовольствие. Рисунок в стеклянной форме и аппликацию из песка для брата я выбрал самую простую, для своих одноклассников я рекомендовал бы рисунки повышенной сложности.

Волшебство песка очень увлекает и затягивает, от своего труда я получил огромное удовлетворение. Непременно буду делиться полученным опытом с одноклассниками и друзьями и воплощать свои новые творческие идеи.

Список литературы

1. Д. Купер, Р. Теймз, М. Линкольн и др. Большая энциклопедия почемучек. – М.: Росмэн, 2002.- 200 с.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна


Хотите сделать занятия еще более интересными и, самое главное, полезными для развития своего малыша? Тогда песочная анимация именно то, что вы ищите.

Песочная анимация с детьми

Песочная анимация, более известна как метод создания песочных картин, в настоящее время вдохновляет не только специалистов арт-искусства, но и затейливых родителей и их детей. И это не удивительно!

Магическая сила песка увлекает за собой детей и взрослых в особый мир, мир волшебства и чудес, где автор картины играет первостепенную роль, от которого зависит дальнейшее развитие сюжета. Всецело повинуясь творческому вдохновению, человек стабилизирует свое психическое состояние, улучшает настроение, избавляется от напряжения и усталости.

"Построение мира"

Песок достаточно чуток к прикосновениям рук, из неоформленной горстки песка создаются великолепные картины, а если добавить динамики, то короткометражные фильмы. Спонтанные образы охватывают детей и уносят их в мир творчества, фантазий. Еще совсем недавно прямые линии превращаются в завитушки морских волн, омывающих скалистый берег, за новым образом следуют иной более выразительный и эмоциональный, именно таким образом, невербальной экспрессией, ребенок избавляется от травмирующей его ситуации, сохраняя психологическое и соматическое здоровье.

Его приятно, пропускать через пальцы, стимулируя нервные окончания на подушечках пальцев, песочная анимация оттачивает тонкие действия руки и, как следствие, стимулирует речь.

Что понадобится для песочной анимации?

Стол (планшет) с поверхностью из стекла (можно органического) с бортиками и подсветкой снизу. Бортики нужны, чтобы песок не сыпался на пол. Подсветка сделает создаваемые из песка картины ярче и рельефнее. Как это здорово на видео.

Песочная анимация и особые дети

Песочная анимация широко применяется в работе с:

  1. гиперактивными,
  2. аутичными,
  3. плохо говорящими ребятами.

Она даёт отличные результаты. Работая с песком, ребенок направляет свою энергию на создание песчаных картин, при этом успокаиваясь и расслабляясь, включаются механизмы саморегуляции. Песок помогает детям выражаться на том языке, который им доступен, на языке творчества. При этом не нужны дополнительные материалы в виде листков бумаги, карандашей и ластика, достаточно иметь песок и планшет (стол).

Занятия с ребенком сопровождаются сказками, можно создавать картины согласно сюжету сказки, а можно придумывать сюжет вместе с ребенком во время занятия.

Совместное с ребенком рисования песком предполагает:

  1. Структура занятия должна отвечать интересам ребенка;
  2. Ведущая роль в создании картин принадлежит ребенку, взрослый лишь предлагает варианты заданий;
  3. В создании картин нет правил, рамок и нормативов, ребенок самовыражается так, как сам этого желает;
  4. Взрослый поддерживает творческую инициативу ребенка, его собственное мнение, стимулирует беседу с ним открытыми вопросами.

Создавая песочные картины вместе с ребенком, мы способствуем установлению доверительных отношений, его общему развитию и знакомим его с миром взрослых.

Комментарии

Песок - это вообще чудо. На море отдыхали, посмотрела, как взрослые играют с песком наравне с детьми и внуками. В свое время, когда сынуля ходил в садик, дали задание на конкурсную картинку. Думали мы думали и придумали. Нарисовали домик с калиткой, рядом речка - голубым пластилином выложили тоненьким слоем, деревья возле дома поставили: раскрашивали бумагу, вырезали разные фигуры деревьев, сложили напополам одно дерево (4 одинаковых формы), склеили стволы, приклеили внизу типа подставки и приклеили на альбомный лист. Ну и возле речки насыпали песка на клей. Красота получилась.Наша картинка ушла на областную олимпиаду и благодаря нашей фантазии с этой картинкой детсад занял первое место. Там был спор среди жюри, но наша картинка победила.

Дети с детства любят играть в песок, причем, подолгу. А вошедшая в моду в послелние годы песочная анимация стала ещё и психотерапией , потому что позволяет рисовать картины, образы и самовыражаться в них.
Песочная анимация полезна и для детей и для взрослых.

Мне кажется многие взрослые с удовольствием бы рисовали, приводили в порядок тем самым свое психоэмоциональное состояние. Я бы прямо сейчас порисовала вместе с сыном и дочкой!

Добрый день, Галина.
Какая классная вещь! Сожалею, что мои дети выросли без такой забавы. Игра в куличики и построение замков из песка - это было. А создавать такие меняющиеся картины - это и развитие мелкой моторики и творчество.
Спасибо, очень интересно!

Я и сама не против так поиграться с песком. Мне нравится это направление. Для детей песок приобретает новый смысл и они своими руками быстро и легко могут создавать песочные картины. Это очень интересно.

Дети всегда с удовольствием играют в песке. Поэтому если профессионально заняться развитием детей, в том числе и особых, как вы пишете Галина, я думаю развитие ребенка улучшиться, разовьется речь, воображение. По-больше бы таких кружков и педагогов.

Песок - это волшебство, а песочная терапия с детьми, да что там с детьми, и со взрослыми тоже, творит настоящие чудеса! А ещё если с настоящим профессионалом в этом направлении.
Мне сейчас, почему -то, вспомнилось море . песок . Как хорошо . Да я знаю, почему )))


Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.

Как заниматься с ребенком?

Техники рисования на световом планшете

1. Насыпание. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.

2. Щепоть. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.

3. Ладонь. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.

4. Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.

5. Рисование пальцами. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.

6. Рисование с использованием инструментов. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.

Игры и арт-терапевтические упражнения

Песочный пляж

Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.

Цель: развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.

Дорожки

Рисование песком

Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.

Цель: улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.

Песочные каракули

Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.

Цель: развитие воображения.

Моя любимая игрушка

Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.

Цель: развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.

Звериные портреты

Рисование песком на световом столе

Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.

Цель: знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.

Загадки

Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.

Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.

Цель: развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.

Садовод

Рисование песком на стекле

Цель: знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.

Дорисуй картинку

Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.

Цель: развитие образной памяти, воображения.

Нарядные носочки

Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.

Цель: развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.

Следы

Песочная терапия игры

Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.

Цель: знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.

Письмена на песке

Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!

Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.

Цель: закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.

Фотограф

Цель: развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.

Путешествие по сказочной стране

Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.

Цель: развитие фантазии, логики и связной речи.

В поисках клада

Песочная арт терапия

Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.

Цель: обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.

Песочные игры многообразны. Выберите световой стол для рисования песком, и пусть занятия помогают ребенку познавать себя и мир!

Читайте также: