Передвижная азбука в начальной школе своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 09.09.2024

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и слов (путем последовательного прочтения 2-3 слогов). Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов и слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

Как средство обучения применяется на уроках обучения грамоте раздаточный изобразительный материал, основы которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:

  • 1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
  • 2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания).

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

  • ·Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
  • ·При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
  • ·Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью учащихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями учителя. Отвлеченные грамматические понятия -- слог, слово, предложение -- в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занят весь класс, каждый ребенок.

К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.

Работа с разрезной азбукой на уроках грамоты является одним из важнейших средств развития учащихся, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Эти преимущества применения разрезной азбуки учитываются в опыте творчески работающих учителей. Составление слов, предложений -- непременное условие обучения грамоте; редкий урок проходит без выполнения задания учителя по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по книге, записью слов и предложений в тетради.

Однако нельзя не отметить, что есть еще значительное число учителей, которые не учитывают необходимости подобной работы и занимаются ею бессистемно, без учета трудности в организации и проведении такой работы, без специальной подготовки к ней и часто раньше времени переключают детей на самостоятельный анализ, торопятся при составлении слов, в результате теряются все преимущества работы с разрезной азбукой.

Из сказанного следует, что работа с разрезной азбукой самым непосредственным образом связана с обучением учащихся I класса письму. Она играет прежде всего роль подготовительных упражнений к освоению письма, а в дальнейшем постоянно с успехом используется учителем как форма контроля, конкретизации и закрепления правила чтения и особенно письма.


Буквы как украшение интерьера

На фото поделки буквы видно, что она может быть сделана из самых разных материалов – бумажных салфеток, картона, ткани. Выбор конкретного варианта изготовления зависит от фантазии. Можно сделать геометрическую фигуру, инициал имени и пр. Подобное изделие украсит любое помещение.


Объёмный вариант из картона и салфеток

  • картоном;
  • клеем;
  • простым карандашом;
  • салфетками 24*24 см;
  • ножницами;
  • терпением.



Буква-подушка

  • картон;
  • флис двух разных расцветок;
  • синтепон.


Шьётся такая подушка просто. Вначале нужно сделать шаблон из картона. Затем перенести его на ткань. Далее материал следует раскроить, не забыв сделать припуски на швы, прошить на машинке и, заполнив синтепоном, дошить вручную.


Буква из пенопласта

Если у вас завалялся пенопласт, предлагаем вам смастерить из него поделку в виде буквы. Первым дело, надо определиться с габаритами и конфигурацией будущего аксессуара.


Вторым шагом будет создание бумажного лекала. Его нужно затем обвести фломастером на куске пенопласта и аккуратно вырезать ножом. Каждую грань полученной буквы необходимо отшлифовать наждачной бумагой.







Поделка из картона

Простейший способ, как сделать поделку букву, заключается в изготовлении объёмной композиции из картонных листов. Это решение подойдёт даже малышам. Его реализация требует минимальных временных и физических затрат, а базовый материал доступен каждому.


  1. Набросать на картоне контур буквы, отметить припуск по прямым краям в желаемую толщину.
  2. Вырезать заготовку. Приложить её к следующему листу и сделать 2-й экземпляр.
  3. Из остатков материала наделать полосок и склеить их в узкие компактные цилиндрики.
  4. Наклеить их на один из шаблонов.
  5. Поверх приклеить второй шаблон.


У каждого ребёнка есть буква, которая нравится ему больше других. В школе могут дать задание на дом – изготовить соответствующую поделку и по-особому украсить её. Фигурку можно сделать из простого картона. Затем расписать её завитками, раскрасить в яркие цвета.



Из чего можно изготовить объёмные фигуры

Чтобы сделать объёмные фигуры букв и цифр, допускается применение различных материалов. Простейшим вариантом является бумага и картон. Изделия из них отличаются необычайной лёгкостью. Их можно вешать на стены и устраивать праздничные фотосессии.


Бумага может быть любой – обычной или гофрированной. Салфетки также будут уместны. Для изготовления объёмных букв подойдёт и ряд иных материалов.


Текстиль

Это может быть атлас, хлопок, лён, фетр, мех, флис. Изготовленные из таких тканей аксессуары могут похвастать уютной мягкостью. Если наполнить их любым наполнителем (ватой, синтепоном, холлофайбером), то полученные подушки можно использовать для украшения интерьера.


Пенопласт

Поделки из него имеют малый вес. Для их декорирования подойдут разные вещи – краски, искусственные или живые цветы, ленточки, раковины, галька, стразы. Главное преимущество – простота создания.


Такие предметы будут уже являться декоративными деталями. Нитями обматывается основа из картона или пенопласта. Далее изделия украшаются по вкусу мастера.










Вариант из гофрированной бумаги

  1. Заготовить картонный шаблон.
  2. Из бумаги нарезать полосы размером 3,5*50 см.
  3. У каждой детали завернуть один конец.
  4. Сформировать цветок, закрепив низ нитью соответствующего тона.
  5. Обклеить картонный шаблон бумагой аналогичной расцветки и украсить получившимися цветками.


Объёмные бумажные буквы

Лёгкость и нежность – эти качества присущи бумажным фигуркам. Это неплохое решение для оформления свадебного торжества. Создаются они довольно просто. Вначале надо изготовить лекало необходимой буквы. Далее его следует перенести на цветной картон и аккуратно вырезать острыми ножницами.


  1. Цветную бумагу нарезать на квадратики различной величины. Углы скруглить.
  2. Каждый элемент разрезать по спирали. В середине должен остаться кружок. На него нужно нанести немного клея.
  3. Завернуть заготовку по спирали, сформировав цветок. Плотно придавить к центру, чтобы склеить.
  4. После того, как будет сделано нужное количество таких элементов, отделать ими трафарет буквы.



Форма буквы и варианты её декорирования


Помимо стандартного способа, существуют другие. Создавать фигурки из остатков материи могут мамы с дочерьми. Из мягких, приятных на ощупь тканей вырезают буквы и вышивают их бисером и бусинами.


Есть также способ изготовления из текстиля грубой фактуры. Такие поделки также обшивают по периметру. Однако, красивее всего, смотрятся бумажные изделия, поскольку здесь можно поиграть с цветами и рисунками.


  • роспись красками;
  • оформление живыми или искусственными цветущими растениями;
  • отделка кружевом, тесьмой;
  • украшение бисером, бусинами, стразами, пайетками, стеклярусом;
  • вышивка гладью или крестом;
  • скрапбукинг;
  • декупаж.


Выбор способа декорирования зависит от вашего вкуса, стиля интерьера, где будет висеть буква, повода её изготовления. Оригинально украшенная подушка станет изюминкой любой комнаты. Необычность оформления непременно привлечёт к ней взгляды гостей.









Изготовление букв детьми

Занимаясь созданием фигурок буковок, ребёнок обучается сразу нескольким вещам. Он учит алфавит. Приобретает навыки работы с различными материалами и инструментами. Изучает образование слогов из букв. Последнее особенно важно. Выкладывание из подобных поделок слогов значительно облегчает их запоминание.


Такое творчество развивает мелкую моторику, стимулирует воображение, учит аккуратности и терпению. Благотворно влияет оно и на дисциплину, что немаловажно для школьников.


Создание букв из подручных материалов – полезное умение. Имея такие навыки, вы, если потребуется, сможете легко отвлечь ребёнка. Подобное времяпрепровождение подарит радость и ему, и вам. К тому же, вам не придётся ломать голову над выбором подарка другу или коллеге.


Стильные подушки в виде букв обязательно понравятся каждому. Также стоит отметить, что данное хобби в случае необходимости можно превратить в источник дополнительного дохода, продавая сделанные собственноручно изделия через Интернет.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3—5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в оставлении слогов и слов из изученных букв.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель материала — помочь учащимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом можно считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слогозвукового состава слов и др.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ РАЗЛИЧНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.

2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;

З) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) прочитать слог и договорить его до полного слова;

5) прочитать последовательно 2 – З слога так, чтобы получилось слово;

6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в произнесенных словах, и др.

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:

со¦с|ны ку¦с ¦ т са |ни |та ¦ р

Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например:

стол — стул, стол — столы, стол — столик, рос — вырос.

Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.

1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:

— Сколько слогов в слове?

— Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

— Прочитайте слово целиком.

2. Чтение слов и объяснение их лексического значения

З. Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4. Выборочное чтение слов:

– названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

— слова, обозначающие один или мною предметов;

— пары слов, противоположных по значению, и т.д.

5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях. отыскивание слов с изученной новой буквой). Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могуг проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:

З) пересказ прочитанного объемного текста;

4) придумывание названия рассказу;

5) рассказывание по аналогии;

б) чтение текста и работа над выразительностью;

7) ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения;

8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста;

9) чтение текста и лексическая работа.

3) составление связных текстов.

Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ.

Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так:

— называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;

— называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).

Другие предметные картинки несут в себе возможность для лексической работы. В этих случаях:

— называют предмет и объясняют ею назначение;

— называют предмет и раскрывают его понятие;

— наблюдают явления многозначности слов;

— сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами.

Группы предметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как:

– различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?)

– упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?);

— сопоставление слова со звуковой схемой;

— обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).

Схемы-модели встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитической работы:

— звукового анализа слов с опорой на данную схему;

— звукового анализа слов и составления схемы;

– сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей;

– анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

– составления предложений по схемам.

Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели.

Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть:

— перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнение звукового состава слов;

– прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;

– замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов;

Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:

– назвать все буквы;

– назвать гласные (согласные);

– назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука;

– назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);

– назвать парные согласные;

— назвать буквы, которые не обозначают звука;

— назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные:

Перечислим общедидактические требования:

1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?);

2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, какова их мыслительного развития какова будет степень завершенности темы и т.п.);

3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

Обязательны также некоторые другие требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения и т.п.

2) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза – подготовка к чтению или, особенно, к письму, а также самостоятельные упражнения;

5) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочитать), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто. Е. Чарушина и других детских писателей — так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения – со слушанием;

6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

https://irina-se.com/

Какая азбука прикольная.
А у деток моих была в стихах про животных,она до сих пор есть я её храню.А так легче запоминается.
Это Заходер.Вот например на П.
До чего красив Павлин!
У него Порок один:
Вся Павлинья
Красота начинается с Хвоста.

А я помню!! у меня такая раскрасска была в детстве ;))
Спасибо, что напомнила — мы-то ее не сохранили…

Вот опять забыла на свой журнал ссылку дать,исправила.

Я поправила и в верхнем ))
Таня, если в браузере настроен автоввод, то достаточно первую букву набрать или щелкнуть мышкой. Это экономит время.


В этой букве всё веселье —
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают.(А)


Буква ручки нам согреет,
Жажду утолить сумеет,
Хворь из тела изведет
И пустыню перейдет.(В)

Если букву потерять,
Гусь не сможет ГоГотать,
Гавкать пес цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет?(Г)


Едут все по букве этой,
Пишут ей стихи поэты,
А она — ворчит с печи,
Клювом по стволу стучит (Д)


Буква в Африке гуляет —
Длинной шеей щеголяет,
Может длиться сто ку—ку
И молоть зерно в муку.(Ж)

Буква ходит в шкуре броской
В черно—белую полоску,
Встретив волка и лису,
След свой путает в лесу.(З)


Буковка на курьих ножках
Служит домом бабке Ёжке
И хранят ее запас
Ёлка, ёж и дикобраз (И)



Буква та была закрыта
И на острове зарыта,
А теперь — в реке лежит
И добычу сторожит (К)
Буква ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить
И чужие слезы лить.(Л)


Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит (М)

Этой буквой по дорожке
Ходят люди, мышки, кошки.
А она, пройдя сквозь ушко,
Шьет нам новую игрушку.(Н)




Эта буква солнце застит —
День погожий нам ненастит,
Звонко каблучком стучит,
А рассердится — рычит.(Т)

Эта буква может детям
Рассказать про всё на свете,
Карасей поймать в реке,
Дом нести свой в рюкзаке(У)



Буква гол забить нам хочет,
Освещает город ночью,
Мечет воду в небеса,
С ней вкуснее колбаса (Ф)
У слоненка смеха ради
Буква спереди и сзади,
Букву ту в печи пекут,
На станке из ниток ткут(Х)


Буква табором кочует,
Лепестки сомкнув, ночует,
И, взъерошив желтый пух,
Ходит с мамой под лопух.(Ц)

Любят люди букву эту
За собой возить по свету,
В ней же воду кипятить,
Из неё — её же (пить.(Ч)


Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она — за львом доест.(Ш)



Эту букву носят леди,
Любят белые медведи,
А настанут холода —
Птицы улетят туда.(Ю)



Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят (Я)
Вам необходимо нарисовать не просто букву, а сказочную или мультипликационную букву в зависимости от выбранного вами героя на карточке. Добавив какие - либо характерные элементы, использовав цвета, а возможно и изображение героев в вашей работе.
В конце задания учащиеся из своих букв вместе составляют алфавит.
Литература:
1. С.И.Ожегов "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
2.Большая энциклопедия "почемучек" Издательство Росмэн, 2003

Читайте также: