Педаль реверб своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Использование эффекта реверберации в профессиональных приложениях

В этой статье, предназначенной, в основном, для начинающих музыкантов, мы рассмотрим все аспекты самого популярного эффекта в процессе создания музыки.

Начиная с азов теории реверберации, перейдем к краткой истории её использования до цифровой эры, рассмотрим, какие бывают ревербераторы, далее перейдем к исследованию типов и регулируемых параметров реверберации и, наконец, закончим на практических советах по её применению.

Сущность эффекта реверберации

Реверберация сопровождает любой звук, возникший в естественной акустической среде. Возникает она при отражении звуковой волны от каких-либо препятствий и ее возврата в точку прослушивания. Поэтому, в восприятии акустического звука присутствует его прямой источник и многочисленные отражения от ближайших поверхностей — преград. Графически это можно представить следующим образом: пусть в неком помещении (1) имеется источник сигнала (2) и слушатель (3).


При подаче короткого звукового импульса в точке прослушивания будет наблюдаться приблизительно следующая картина:


Первым приходит прямой сигнал от источника звука, имеющий наибольшую интенсивность. Вслед за ним приходят ранние или первичные отражения от стен, пола, потолка, имеющие меньшую интенсивность, величина которой зависит и от пройденного расстояния и от поглощающих свойств материалов поверхностей. Далее подходят вторичные и многочисленные последующие отражения с быстро уменьшающейся интенсивностью. В реальной ситуации звуковые импульсы обычно имеют протяженность большую, чем время прихода первых отражений, поэтому реверберация накладывается на исходный звук в процессе его звучания.

Часто к ранним отражениям причисляют вторичные приходящие отзвуки, отстающие от исходного прямого сигнала не более чем на 60 мс.

В аудиозаписи реверберация придает чувство глубины пространства. Источник звуков с более выраженным эффектом реверберации субъективно ощущается расположенным в отдалении от слушателя.

Реверберация воспринимается слитно, если промежутки между отраженными сигналами менее 100 мс. При увеличении интервала между приходящими звуками свыше 100 мс субъективное восприятие человека отмечает уже раздельное эхо.

Чем больше размеры помещения и меньше поглощающая способность поверхностей, тем больше длительность реверберации. Под временем реверберации понимают длительность затухания сигнала на 60 дБ от первоначального значения.

По времени реверберации и ее глубине в естественной звуковой среде можно оценить размеры помещения и его акустические свойства. Звук голоса на сцене концертного зала, в пустой комнате, в комнате с множеством мягких вещей заметно отличается по воспринимаемому тембру.

В процессе естественной реверберации меняется частотный спектр звука. Высокие частоты затухают быстрее, чем низкие, поэтому тембр отраженного звука в сравнении с оригиналом имеет более мягкий, приглушенный характер. Величина потери высокочастотных составляющих спектра зависит от расстояния, пройденного акустической волной, и от свойств материалов отражающих поверхностей.

История искусственной реверберации

Наиболее естественный и качественный способ передать в записи реверберацию — осуществить запись в хорошем концертном зале. Очевидно, что этот способ доступен далеко не всем и не во всех случаях, поэтому потребность в имитации реверберации родила еще до цифровой электронной эпохи несколько полуакустических, полумеханических приемов ее получения.

Первой для имитации реверберации появилась эхо-камера (chamber). Это небольшое помещение, в котором находилась звуковоспроизводящая система и микрофон для записи звука. Для усиления эффекта стены помещения были покрыты рядами звукоотражающих тарелок или другими похожими материалами. Меняя положение громкоговорителя и микрофона можно было получить небольшие вариации в записанном звуке.

Относительно популярный метод имитации реверберации был реализован на больших подвешенных с напряжением металлических пластинах (plate) с прикрепленными к ним электромагнитными преобразователями. С помощью демпфирования пластины можно было управлять временем ее колебаний. Вибрации пластины имитировали настоящую реверберацию весьма условно, но тем не менее симуляция такого способа нашла воплощение во всех современных цифровых ревербераторах.

Более низкокачественной вариацией этого способа была пружинная (spring) реверберация, использовавшаяся раньше в гитарных усилителях. На одном конце пружины стоял электромагнитный преобразователь, приводивший пружину в колебания, а на другом звукосниматель, воспринимавший все ее полезные и паразитные колебания.

Цифровые ревербераторы

Все современные цифровые устройства получения реверберации можно условно разделить на несколько типов в зависимости от технологии, качества и области применения.

Профессиональные и полупрофессиональные звуковые карты, музыкальные инструменты и звуковые модули, как правило, имеют на борту неплохие процессоры эффектов, в которых можно выбирать тип реверберации и управлять ее параметрами. Кроме общих системных эффектов (реверберации, хоруса), имеется по крайней мере ещё один назначаемый блок эффектов, для которого среди прочих эффектов всегда найдется парочка-троечка дополнительных типов реверберации.

Считается, что наибольшим качеством и гибкостью обладают отдельные модульные процессоры эффектов. Среди них есть хорошие универсальные, для которых реверберация — один из множества доступных эффектов (Boss VF-1, Zoom RFX1000), и специализированные студийные ревербераторы (Sony DRE-S77, Yamaha REV500).

В последнее время широкое распространение получили чисто программные имитаторы эффектов. Реверберацией реального времени обладают программные сэмплеры и синтезаторы. В отличие от аппаратных аналогов, которые работают в любых условиях, при использовании софтовых эффектов стоит помнить об ограниченных ресурсах (мощности) компьютера.

Чрезвычайной гибкостью и хорошим качеством отличаются имитаторы, работающие не в режиме реального времени. Например, в популярном аудиоредакторе Cool Edit Pro можно обнаружить ревербератор, моделирующий всевозможные помещения с кучей сопутствующих настроек:

Типы реверберации

В любом современном цифровом ревербераторе можно выбрать несколько программ, имитирующих различные реальные условия прослушивания или синтезирующих некие фантастические ситуации для специальных эффектов. Ниже кратко описаны наиболее популярные примеры.

Hall (зал) — имитирует акустику концертного зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.

Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Подходит для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.

Live (Stage) — имитирование живого выступления на сцене, считается, что данный тип реверберации хорошо подходит для солирующих инструментов.

Plate (пластина) — симуляция плоской электромеханической реверберации металлической пластины, описанной выше. Применяют для вокала и ударных инструментов.

Spring (пружина) — lo-fi реверберация, имитирует упомянутую выше пружинную электромеханическую конструкцию.

Chamber (эхо-камера) — имитация описанного ранее помещения для записи реверберации.

Gate (гейт, шлюз) — реверберация с отрезанием конечной фазы затухания. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.

Reverse (реверс) — тип искусственной реверберации с инвертированной огибающей, т. е. она сперва плавно нарастает, затем резко обрывается. Подобный эффект может быть получен путем инвертирования звука в редакторе, применения к нему обычной реверберации и обратному инвертированию. В этом случае реверберация начинается еще до старта основного звука. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы реверберации. Например, в XG устройствах от Ямахи можно найти White Room, Tunnel, Canyon, Basement — реверберация при искусственных условиях, а в серии Sound Canvas от Роланда — Panning Delay — некая раздельная стереофоничная реверберация.

Параметры реверберации

В этом разделе в алфавитном порядке мы рассмотрим регулируемые параметры, встречающиеся в современных цифровых ревербераторах.

Balance (Dry/Wet) — регулирует соотношение прямого звука и звука, обработанного эффектом.

Density — плотность ранних (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.

Diffusion — характеризует расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается её дискретность или подобие эха.

Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения.

Er/Rev Balance — соотношение уровней ранних отражений и остатка реверберации.

Feedback Level — уровень обратной связи.

High Cut — параметры фильтра НЧ (эквалайзера). Делает тембр реверберации более мягким.

High Damp (LPF) — параметры демпфирования высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота). Основано на естественном эффекте более быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации. В некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения.

Low Cut — параметры фильтра ВЧ (эквалайзера).

Low Damp (HPF) — параметры демпфирования низкочастотных составляющих реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота).

Pre Delay (Initial Delay) — временной интервал между прямым звуком и ранними (первичными) отражениями (фактически имитирует размеры помещения с учетом месторасположения слушателя).

Release Density — плотность отражений конечной фазы реверберации.

Reverb Delay — промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации.

Reverb Send Level (Depth, Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.

Reverb Time — длительность реверберации (время затухания звука приблизительно на 60 дб).

Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры (объем) имитируемого помещения.

Wall Vary — характеризует геометрию (неровности) отражающих поверхностей. Большие значения придают реверберации более рассеянный характер.

Управление реверберацией по MIDI

В GS и XG возможности управления значительно расширены. Во-первых, по NRPN можно влиять на уровень реверберации отдельно для разных ударных инструментов. Например, вот так можно уменьшить реверберацию для большого барабана (Kick) стандартного GM Drum набора:

№ СС Значение Комментарий
63H 1DH Установить старший MSB
62H 24H Установить младший MSB
06H 10H Ввести новое значение уровня реверберации

Указанные значения можно ввести вручную в окне редактирования MIDI событий любого секвенсора (окно Events в Cakewalk, Sonar).

F0 41 10 42 12 40 01 30 02 0D F7

Для синтезатора XG это будет выглядеть так:

F0 43 10 4C 02 01 00 02 02 F7

В-третьих, имеется возможность менять множество параметров реверберации. В таблице ниже представлены управляемые параметры для GS и XG совместимых синтезаторов:

Параметр GS (SC-8820) XG (SW1000XG)
Level Есть Есть
Time Есть Есть
Diffusion Нет Есть
Pre-Delay Time (Initial Delay) Есть Есть
LPF Есть Есть
HPF Нет Есть
Reverb Delay Нет Есть
Density Нет Есть
Er/Rev Balance Нет Есть
Feedback Level Нет Есть
Wall Vary Нет Есть

F0 43 10 4C 02 01 02 7F F7

В данном случае три байта 02 01 02 определяют смену параметра реверберации — Reverb Time, а предпоследний байт 7F — задает максимальную длительность.

Разумеется, для управления указанными параметрами удобнее использовать специализированные редакторы (XG Edit, GS Advanсed Editor и т. п.), благодаря которым можно абстрагироваться от программирования в шестнадцатеричных кодах.

Способы практического использования

Как говорится, правила существуют для того, чтобы их нарушать. Для изложенных ниже советов всегда можно придумать исключения. Так что эксперимент и фантазию можно только приветствовать.

Обычно для достижения чувства общности пространства единый тип реверберации типа Hall (Room, Live) применяют для всего микса в целом, при этом, для отдельных инструментов или группы инструментов в целях получения особых эффектов можно использовать дополнительную обработку процессором реверберации.

Данный эффект можно использовать для моделирования глубины сцены. Инструменты, имеющие более глубокую реверберацию, ощущаются расположенными как бы в отдалении. Справедливо и обратное, инструмент или голос без реверберации кажется находящимся вблизи.

Множество оттенков звука можно получить, используя эффекты в стерео режиме. Например, исходный звук разместить по центру, короткую реверберацию с малым временем первичных отражений по левому каналу, а с большим временем по правому.

Для вокальной партии интересный эффект дает применение реверсивной (reverse) реверберации. Также, оживляет голос одновременное применение двойной реверберации — с коротким и длинным временем затухания.

Глубокая реверберация с большим временем затухания хорошо подходит для синтезаторных подкладов.

Для получения более жесткого динамичного ощущения ритма в миксе для ударных инструментов (барабанов) можно использовать Gate-реверберацию.

Большие барабаны и басы хорошо звучат с небольшим количеством реверберации или вообще без нее.

И главное: никогда не стоит перебарщивать с глубиной реверберации — очень легко можно превратить микс в неразборчивую кашу с налезающими друг на друга звуками. Чем быстрее темп композиции — тем меньше она должна быть.

Звукосниматели, микшеры, гитарные примочки, эквалайзеры, ревербераторы, терменвокс, усилители, электроорганы.


Адаптеризация губной гармоники (РАДИО №1 1965),
пьезоэлектрический звукосниматель, предусилитель и вибрато на лампах:

Пьезо- и фото- звукосниматели для инструментов с неметаллическими струнами (РАДИО №3 1969):

Электромагнитные звукосниматели для гитары (РАДИО №5 1968):

Металлические струны в качестве звукоснимателя гитары (РАДИО №4 1970):

Высокочастотный звукосниматель для гитары (РАДИО №10 1970):

Электромагнитные звукосниматели для струнных инструментов (ВРЛ №33 1969)

Простой микшер с тремя входами (РАДИО №4 1968):

Моно/стерео микшер на четыре входа (РАДИО №7 1968):

Универсальный микшер на три входа (РАДИО №11 1969):

Микшер на полевых транзисторах (два входа) (РАДИО №10 1971):


Схема эффекта "вибрато" на лампах (РАДИО №5 1969):

Электронный вибратор (на лампах) для электрогитары (ВРЛ №27 1966):

Схема эффекта "вибрато" на транзисторах (РАДИО №6 1969):

1969-06-vibrato.jpg

Схема эффекта "вибрато" на транзисторах (РАДИО №3 1970):

1970-03-vibrato.jpg

Вибрато на полевом транзисторе (РАДИО №8 1970):

Амплитудно-фазовое вибрато (РАДИО №7 1970):

Балансные амплитудные вибрато на лампах и на транзисторах (РАДИО №4 1971):

"Распылитель" для электрогитары (РАДИО №7 1971):

Делитель частоты для электрогитары (РАДИО №5 1970):

Блок эффектов "фузз", "вибрато", "квакушка", имитатор ревербератора и умножитель частоты на транзисторах (ВРЛ №71 1980):

1980vrl71_26-effects.djvu

Эффекты "дистошн", "скваер" и "двухточечный унисон" на транзисторах (ВРЛ №89 1985):

1985vrl89_13-effects.djvu


Ламповый пятиполосный эквалайзер (РАДИО №10 1968):

Четырехполосный двухканальный эквалайзер на ОУ (ВРЛ №69 1980):

1980vrl69_16-4band-equ.djvu


Пружинный ревербератор (РАДИО №6 1965):

Пружинный ревербератор (РАДИО №5 1968):

Пружинный ревербератор для гитары (РАДИО №7 1971):


Схема Терменвокса на лампах (РАДИО №10 1964):

Схема Терменвокса на транзисторах (РАДИО №10 1965):

Новое о Терменвоксе (ВРЛ №44 1974):


Ламповый усилитель мощностью 100 Ватт (РАДИО №12 1964):

Транзисторный усилитель мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1969):

1969-02-amplifier-50W-1.jpg
1969-02-amplifier-50W-2.jpg
1969-02-amplifier-50W-3.jpg

Ламповый усилитель мощностью 12 Ватт (РАДИО №12 1966):
С блоком - экспандером динамического диапазона.
Был собственноручно изготовлен и использовался для гитары в домашних условиях.

Простой ламповый усилитель мощностью 6 Ватт (РАДИО №3 1967):

1967-03-amplifier-6W.jpg

Транзисторный усилитель мощностью 15 Ватт (РАДИО №6 1969):

Электромагнитный датчик и ламповый усилитель с амплитудно-фазовым манипулятором для гитары (РАДИО №7 1967):

Транзисторный усилитель для гитары-соло мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1971):

Транзисторный усилитель мощностью 46 Ватт (РАДИО №6 1971):

Схемы промышленных ламповых усилителей УМ-50 и УМ-50А (мощностью 50 Ватт):

Промышленный транзисторный усилитель "РАДУГА" мощностью 25 Ватт (РАДИО №11 1971):

Ламповый усилитель мощностью 10 Ватт (ВРЛ №37 1971):

Ламповый стереоусилитель мощностью 2х20 Ватт с магнитофонным ревербератором (ВРЛ №39 1972):

Транзисторный усилитель мощностью 35 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №44 1974):

Транзисторный усилитель мощностью 70 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №56 1977):

Трудно представить себе современную музыку без электрогитары, сейчас этот музыкальный инструмент используется повсеместно. Опытный гитарист может извлекать из электрогитары практически любое звучание, от лёгкого и лиричного до жесткого рваного звука. Помогают ему в этом гитарные педали – специальные устройства, особым искажающие форму сигнала со звукоснимателя гитары. Один из таких эффектов – Delay (Дилей), он делает звук воздушным, лёгким, придаёт звуку гитары совершенно новый образ. Не даром Дилей называют педалью космонавта.

Схема приставки Delay

Схема приставки Delay


Список необходимых деталей

Резисторы 0,125 Вт

  • 1М — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт

Конденсаторы:

  • 100мкФ 16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ 16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт

Микросхемы:

Остальное:

  • Диод 1n4007 – 1 шт
  • Разъёмы jack 6.3 моно – 2 шт
  • Потенциометры линейные 50 кОм – 3 шт
  • Ручки для потенциометров – 3 шт

Пожалуй, это самое необходимое, что понадобится для сборки. При желании можно поставить 3 PDT кнопку на 3 группы контактов и собрать так называемый Тру-байпас: в одном положении кнопки звук гитары остаётся нетронутым, в другом положении включается Дилей.



В качестве корпуса можно использовать. консервную банку! На мой взгляд, она подходит по всем параметрам, достаточно жёсткая, металлические стенки образуют экран и защищают схему от наводок, кроме того, педаль в корпусе из консервной банки выглядит весьма аутентично.

При правильной сборке и соблюдении всех требований схема начинает работать сразу, не требует настройки. Проверенная печатная плата прилагается. Фото собранного мной Дилея:




Печатную плату вы можете скачать в этом архиве. Автор материала - Дмитрий С.

Форум по обсуждению материала ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ


Переделываем игрушку обычный трактор в радиоуправляемый - фотографии процесса и получившийся результат.


Про использование технологии беспроводного питания различных устройств.


Микрофоны MEMS - новое качество в записи звука. Подробное описание технологии.


Приводятся основные сведения о планарных предохранителях, включая их технические характеристики и применение.


Здесь тема для гитаристов. Если вы музыкант да и ещё в придачу рукодельник, то вам эта тема точно понравится. Вам будет интересно собрать примочку самому, а не просто купить её в магазине.




Шаг 1: Материал


Вам потребуется:

  • Стальной корпус
  • PT2399 Эхо—Процессор
  • TL072 малошумный операционный усилитель
  • LM7805
  • 100K потенциометры — 3 шт.
  • 50K потенциометр
  • 5K потенциометр
  • Печатная плата
  • DPDT Stomp переключатель
  • Однополюсный тумблер
  • Разъем питания (с функцией отключения)
  • Моно гнезда — 2 шт.
  • Регуляторы — 5 шт.
  • Кусок каучука

Конденсаторы:

  • 100uF
  • 47uF — 3 шт.
  • 4.7 uF
  • 1 uF — 6 шт.
  • 0.1 uF — 3 шт.
  • 0.082 uF — 2 шт.
  • 0.0027 uF — 3 шт.
  • 0.01 uF — 2 шт.
  • 100 pF
  • 5 pF

Резисторы:

  • 1K — 2 шт.
  • 10K — 11 шт.
  • 15K — 2 шт.
  • 100K
  • 510K
  • 1M — 2 шт.

Шаг 2: Схема


Данная схема практически полностью схожа с педалью Echo Bender V2. Существенная разница только в том, что здесь убрали длительную задержку.

На всякий случай схема Echo Bender V2


Шаг 3: Цепь на макетной плате



Построим схему на макетной плате.

Шаг 4: Переносим всё на печатную плату





Когда вы убедились, что всё работает, припаивайте все компоненты на плату.

Шаг 5: Резина




Здесь использовался лазерный резак для каучуковой резины, но эта вещь дорогая, можно использовать и обычный нож, чтобы вырезать нужный размер резины и необходимые отверстия.

Шаг 6: Трафарет




Здесь трафарет сделан на том же лазерном резаке. Если у вас нет лазерного резака, то напечатайте файл на клейкой бумаге, поместите его на свой корпус и вырежьте ножом.

Шаг 7: Краска






Используйте чёрную эмаль. Подождите пока высохнет первый слой, а потом нанесите второй.

Шаг 8: Сверлим








Зажим корпус в тиски сверлильного станка и аккуратно проделывайте отверстия.

Шаг 9: Снимаем трафарет




Если где то образовались лишние разводы от краски на корпусе, то аккуратно удалите их ножом.

Шаг 10: Просверлим ещё 4 отверстия










Теперь нам нужно просверлить отверстия на боковой стороне корпуса. Два отверстия для разъемов AUDIO. Остальные два отверстия для адаптера питания DC и включения / выключения (на задней стороне). Дополнительный переключатель можете не ставить, это на ваше усмотрение.

Шаг 11:







Отметили и просверлили отверстия, которые выровнены с потенциометрами на внутренней части корпуса.

Шаг 12: Подкладка





Кусочек пробкового дерева послужит в качестве подкладки, чтобы предохранить от возможного замыкания и будет служить защитой для печатной платы и всех компонентов на ней.

Посадите её на клей к крышке корпуса.

Шаг 13: Выключатели





Установите ваши потенциометры и переключатели внутри корпуса используя резиновые кронштейны, чтобы держать их на месте.

100K -Громкость входного сигнала (Dry)

100K — Громкость уже обработанного сигнала (Wet)

100K — Повтор (Repeat)

50K — Задержка (Delay)

5K — Обратная связь (Feedback)

Шаг 14: Проволока передней панели






Пришло время соединять потенциометрs с помощью многожильных проводов. Правый вывод на каждом должны быть все соединены вместе, как земля. Остальные контакты должны быть соединены в соответствии с электрической схемой ниже.

Шаг 15: Проволока питания








Красный провод от батареи 9В должен быть подключен к центральному контакту, а черный провод батареи должен быть подключен к одному из выводов.

Подключите другой черный провод между неиспользуемой ножкой и землей на печатной плате.

Шаг 16: Подключите переднюю панель



Подключите провода от потенциометров и переключателя питания к плате.

Шаг 17: Вся остальная проводка


В заключении необходимо подключить проводной DPDT педаль эффектов выключатель и разъемы ввода-вывода.

Шаг 18: Завершающие штрихи






Используйте гаечный ключ без зубцов, чтобы затянуть гайки.

Подключите 9В батарею.

Поместите все внутрь корпуса, закройте крышку.Приклейте самоклеющиеся резиновые ножки на дне.

Читайте также: