Педаль эффектов фейзер своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Ок, будем считать, что вы собрали все педали, которые давно хотели и даже купили хороший педалборд. Следующий шаг для каждого фаната гитарных эффектов - это определить их порядок в цепи. Это особенно важно, если у вас есть примочки нестандартных размеров и вы собираетесь спаять для них соединительный кабель самостоятельно. Желательно утвердить порядок эффектов на педалборде раз и навсегда, чтобы потом не перепаивать провода и вообще не трогать педали на борде. Основная сложность, возникающая у музыкантов - это понять до или после перегруза ставить те или иные эффекты. Так как дисторшн сильно влияет на характер звучания педалей, находящихся с ним в одной цепочке, ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, может помочь вам избежать потери времени и множества перестановок эффектов на вашем педалборде.

До перегруза. Тюнер:

Скорее всего вам нужно будет быстро настраиваться на концертах и репетициях. Поэтому тюнер ставим на первое место в цепочке. Если перед ни стоят другие эффекты, они влияют на качество и скорость настройки, а если вам приходится их выключать, вы тратите на это время. Куда проще одним нажатием включить только тюнер и спокойно и быстро настроиться. Некоторые люди для тюнера используют true-bypass looper'ы, чтобы полностью выключать тюнер из цепочки и оставлять сигнал максимально чистым.

Пример расположения педалей на педалборде:


Компрессор / педаль громкости / бустер:

Компрессор гитаристы всегда любили ставить в самом начале цепочки. Так как компрессоры сильно влияют на динамику, сустейн и звучание инструмента в целом, его расположение именно в начале цепочки является оптимальным, если вы хотите сохранить тот самый классический фанковый привкус независимо от педалей, которые идут уже после компрессора.

Педаль громкости, расположенная в начале цепочки, работает больше как ручка громкости на гитаре. С ее помощью можно уменьшать уровень перегруза, а также плавно регулировать громкость, играя с нотами и срезая самое начало атаки. Если вы располагаете педаль громкости в конце вашего борда, она работает как мастер громкость на усилителе. Таким образом она будет уменьшать общий уровень сигнала, аналогично ручке громкости усилителя. Лучше всего ставить педаль громкости перед педалями задержки и реверберации, чтобы хвосты могли плавно затихать.

Бустер обычно ставится после компрессора, чтобы компенсировать чрезмерную компрессию а также сделать звук звукоснимателей с низким выхлопом чуть погромче. Если же вы используете на сцене длинный кабель от гитары до борда, а бустер у вас работает в роли буфера, чтобы компенсировать падение громкости из-за слишком длинного кабеля, лучше ставить его самым первым, ещё до тюнера. Большой плюс бустера в том, что его можно ставить практически в любом месте вашей цепочки. Попробуйте его после всех педалей прямо перед усилителем и посмотрите, что получится ;)

Питч шифтер

В эту категорию включаются аналоговые и цифровые изменители высоты тона, такие как Whammy, октаверы (octave), кольцевые модуляторы (ring modulator) и различные синтезаторы. Принципиально важно располагать их именно до педалей перегруза. Так они лучше отслеживают оригинальный сигнал с гитары. Как правило эти эффекты лучше всего обрабатывают одиночные ноты, если нот больше, они начинают путаться в происходящем и грязнят звучание. Одна из последних разработок Digitech - педаль Harmony Man позволяет более хитрую обработку сигнала и искажение звука до его обработки питч шифтером. В этой педали раздельные гнёзда send и return для подключения ваших педалей перегруза.

Квакушка / эквалайзер

Если не хотите чтобы звук был как из банки, лучше располагать эти педали перед перегрузами. Допустим вы подгрузили сигнал и подняли середину квакушкой как midrange booster'ом, тогда, если ваш дисторшн расположен после квакушки, он только подчеркнёт эти частоты, не меняя сам характер звучания и сохранив его естественность. Тот же самый midrange booster (или квакушка в нажатом положении) обычно подчеркивает те частоты, которые не акцентируют педали перегруза типа Tubescreamer. В целом квакушка - хорошая педаль для прорезающих соло, особенно в сочетании с мутноватыми фуззами, когда нужно, чтобы соло не только лилось, но и кричало. Лично я люблю грязные фуззы, они звучат круто, по-своему, я предпочитаю ставить их перед квакушкой. Послушайте тему “Maggot Brain” у Funkadelic или у J. Mascis. Обе версии звучат с сумасшедшим фуззом, который дальше включается в квакушку.

Эквалайзеры имеют более широкий частотный диапазон, чем квакушки и, в принципе, их можно ставить где угодно в гитарной цепи. Педаль эквалайзера перед всеми эффектами будет влиять на то, как эффекты обрабатывают сигнал, так как она по сути меняет поступающий в них сигнал. К примеру, Seymour Duncan Pickup Booster практически превращает звук синглов в звук хамбакеров. Ваш овердрайв и фейзер, например, будут перегружать звук по-разному в зависимости от мощности звукоснимателей. Например я, играя на бас-гитаре в одном из своих проектов, использую эквалайзер для того, чтобы убрать излишние низкие частоты, которые в любом случае мой старый ламповый усилитель не воспроизводит. Более того, все остальные эффекты так звучат с басом чище.

Модуляция

В эту категорию традиционно входят фейзер, хорус/флэнжер и эффекты вибрато. С этими эффектами нет никаких правил. Следуйте только тому, что подсказывает вам ваш слух. Мне очень нравится, как звучит фейзер перед перегруженным усилителем, поэтому я его ставлю и перед педалями перегруза на своём борде.

Педали chorus можно ставить после перегруза, если вы хотите более металлический, похожий на флэнжер звук. С флэнжером особо не поэкспериментируешь. Лучше всего он звучит именно после перегруза, выдавая тот самый звук реактивного самолёта, который популяризовал Эдди Ван Хален. С другой стороны звучание фьюжн образца 80х основано на эффектах хорус именно до перегруза, что делает звук мягче, хотя и немного грязнее.


Отличный пример того, как звучит вибрато -"Star Spangled Banner” Джими Хендрикса. Это классический Fuzz Face, включенный в Univibe. А вот Robin Trower, например делает наоборот. Сначала fuzz, потом vibe и затем уже overdrive! Послушайте его записи! Хотите более грязный звук - включайтесь модуляцию до искажения. Хотите более ярко выраженные эффекты модуляции - включайте их после искажения.

Наконец-то… Место для грязи

Дисторшн, орвердрайв и фузз. Вот мы и добрались до них по порядку. Звучать здесь они будут, как надо и ничего сложного, казалось бы, нет. Но что делать, если пдалей перегруза у вас несколько или много? Fuzz - капризная зверюшка, особенно германиевый фузз. Они плохо переваривают перегруженный сигнал на входе. Звук в этом случае получается не такой мягкий и тёплый, как у чистого фузза. Именно по этой причине я стараюсь ставить педаль фузз вначале, а все остальные перегрузы уже после неё.

Я проводил разные эксперименты, например, подключая в цепочку три Xotic Booster'а. Три разные педали в разном порядке позволяют получить очень непохожее, уникальное звучание. Нет какого-то лучшего звука, они просто все разные и все применимы в различных ситуациях

После перегруза. Delay / Reverb

Как я уже упоминал ранее, flanger и chorus тоже могут стоять здесь, так как они, в принципе, из того же семейства, что и педали delay. Не важно, аналоговый дилей или цифровой, единицы используют их где-то, кроме как в конце цепи на педалборде. В таком расположении есть большой смысл. Delay будет передавать все нюансы сигнала, поступающего в него, будь то сумасшедший перегруз или быстрая работа квакушкой…

Естественно, вы уже всё знаете про петли эффектов благодаря нашим предыдущим статьям. Петля эффектов великолепно подходит для подключения эффектов задержки и реверберации. Эхо и повторения звучат более чисто, мутность исчезает. Для сравнения попробуйте поставить дилей после педали перегруза перед усилителем или же обработать уже записанный перегруженный сигнал плагином задержки в любом музыкальном редакторе. Во втором случае звук будет намного чище, полнее и богаче.

Использование петли эффектов даёт вам больше возможности управлять уровнем обработанного (wet) сигнала. Ревербератор в петле чувствует себя, как дома. Также как и встроенный пружинный ревербератор в усилителе, он включается после секции предусиления. Главное, о чем стоит помнить, это то, что на звучание ревербератора теперь прямым образом влияет звук вашего усилителя и настройки на нём. Если вдруг вам кажется, что ваши delay и reverb звучат непохоже на себя, пора попробовать их в петле эффектов.

Тремоло

Точно также, как и во встроенных в старые усилители тремоло, лучше всего ставить его ближе к концy. Некоторые предпочитают подключать тремоло после задержки, но перед ревербератором, так что темп, в котором работает тремоло, будет оставаться таким же, независимо от настроек на педали задержки. На самом деле - вам решать, какой звук вам важнее. Если нужна пулемётная трель, тремоло точно надо ставить в самом конце. Но помните, что отрывистая реверберация не естественно звучит. Поэтому опять же, используем уши по назначению.

Итак, вот вам моя точка зрения на порядок подключения гитарных эффектов. Надеюсь, вы почерпнули из статьи что-то новое для себя. Главное помнить, что правил здесь нет. Я часто экспериментирую с расположением педалей на педалборде, благо липучка позволяет это делать :) Извините, что не затронул процессоры эффектов. Это отдельный разговор. Возможно и до них у меня дойдут руки. А пока делитесь, какой самый интересный и необычный звук вы смогли получить и какие эффекты для этого вы использовали?

Гитарными эффектами в настоящее время никого не удивишь, они доступны каждому и представлены в любом музыкальном магазине в большом ассортименте. Однако любой гитарист всё же пытается удивить и найти особое звучание своего инструмента. Редко можно встретить чистый звук гитары, не подверженный различным обработкам. Одним из популярных гитарных эффектов является фэйзер (или фазовое вибрато), который вошел в музыкальную индустрию еще в середине ХХ века. Тогда музыканты пытались имитировать звук вращающихся органных динамиков с его интересным движущимся эффектом, в итоге эти попытки придали гитаре характерный пульсирующий звук.

Достигнутый эффект был настолько интересен, что популярен среди гитаристов и сегодня, да и не только гитаристов, его используют, например, для создания электронной речи, похожей на речь робота, и ненатуральных синтезированных звуков, которые часто можно встретить в кинематографе, компьютерных играх и т.д. Такая популярность объясняется тем, спектр звука, создаваемый фэйзером, очень нетипичен для естественных природных сигналов.

BEHRINGER VINTAGE PHASER VP.jpg

Как работает фэйзер?

Тут нам придется немного вспомнить курс физики, а именно то, что звук представляет собой волну, имеющую пики (вершины) и впадины или максимумы и минимумы сигнала, характеризуется эта волна определенной частотой, фазой и амплитудой. Сигнал, приходящий с гитары на фэйзер разделяется на две части, одна из которых не изменяется, а другая изменяет свою фазу с помощью фильтра. Затем обе части одного сигнала соединяются: и вот тут возможны разные результаты итогового звука, которые зависят от соотношения фаз соединяемых частей сигнала.

  • Сигналы в одной фазе: после совмещения обеих частей сигнал будет идентичен сигналу до разделения, вершины и впадины никак не влияют друг на друга в этом случае.

phaser-effect-signal-in-phase.jpg

  • Сигналы в противофазе: частоты, которые находятся в противофазе, взаимно уничтожаются (поглощаются), создавая провал в звуке на этой частоте. Вершины одного сигнала полностью гасят впадины второго, в итоге получается тишина.

phaser-effect-signal-no-in-phase.jpg

  • Сдвиг фаз: вершины и впадины сигналов сливаются, при этом выходной сигнал при этом занимает промежуточное положение между максимумом и минимумом обеих частей сигнала.

phaser-effect-signal-with-phaser.jpg

Фэйзеры могут быть аналоговыми и цифровыми. Аналоговые, как правило, включают 4, 8 или 12 каскадов, в то время как цифровые могут включать до 32 каскадов и даже более. Современные фэйзеры обычно являются цифровыми процессорами, эмулирующими работу аналоговых фэйзеров. Количество минимумов звукового спектра, которые и определяют общий характер звука, зависит от модели фэйзера. Таким образом, фэйзер с числом каскадов n обеспечивает n/2 минимумов в спектре.

Можно встретить фэйзер с обратной связью, когда выходной сигнал подается на вход для усиления эффекта, в результате создается резонанс, и минимумы углубляются, а вот максимумы становятся менее острыми, что влияет на характер звука.

Два одинаковых фэйзера, объединенные в одном устройстве и отличающиеся сдвигом фаз на 90°, называются стререофэйзером.

Важно учесть, что фэйзер не изменяет громкость сигнала, даже когда обе части сигнала совпадают по фазе, они не усиливают друг друга. Отдельные частоты в спектре могут усиливаться, но общий характер и объём сигнала остаются неизменными.

Как это воспринимается человеческим ухом? Наш слух не может точно определить пропажу частот в итоговом сигнале, но может заметить их изменение. При этом слушателю кажется, что звук колеблется и вибрирует, создавая эффект удаляющегося и приближающегося сигналов.

Фэйзеры реализуются в качестве плагинов аудиоредакторов, части рэкового процессора эффектов, либо отдельной педали эффектов.

EF_S0087_Phaser.jpg

Настройки фэйзера

Несмотря на несложный принцип работы фейзера, данный эффект не так прост, ибо обладает множеством настроек, позволяющими точнее предсказать поведение сигнала и сделать его еще более интересным для гитаристов. Многие эффекты фэйзера имеют следующие элементы управления.

Таблица параметров.jpg

Конкретная модель фэйзера может иметь все или лишь некоторые из вышеперечисленных параметров, а также иметь дополнительные элементы управления.

Параметры.jpg

Кому нужен фэйзер и как его использовать?

Делимся приобретенным опытом игры на гитаре, обсуждаем и придумываем новые фишки, рассматриваем схемы уже готовых примочек и проектируем новые.

Meta keywords: гитары, электрогитары, бас-гитары, примочки, эффекты, преампы, бустеры, фузы, дисторшн, овердрайв, дилэй, звукосниматели, схемы, самоделки, DIY, электроника, электронщики.

Никита Шестаков

Никита Шестаков запись закреплена

Доброго дня! Пытался собрать себе дист Pro co rat по прикрепленной схеме. Не работает. Два раза пересобирал итог один. Хотел спросить, может кто собирал по данной схеме, рабочая ли она?

Никита Шестаков

С the7line схему собрал, работает. А тут вроде все просто, плату сделал, а нифига не заводится. Думал хорошо, что разводка на маленькую плату сделана корпус есть как раз. Но не получилось не сраслось)

Алексей Кривошеин

Да скорее всего в транзисторе дело, тем более с Али. Перемаркировка какая нибудь, транзистор тестера нет?

Никита Шестаков

Тим Михайловский


Тим Михайловский

Похожа на рабочую. Попробуй проверить сигнал в точке перед полевиком, где 22 нФ и мегаом об землю. Возможно, цоколёвка полевика не совпадает.
Ещё как вариант можешь попробовать печатку с the7line, там есть вариант с выходным буфером на биполярном транзисторе

Александр Майоров

Александр Майоров запись закреплена

Все привет , нашел вот такую схему тремоло , все вроде окей , мне нравиться , но кто знает способна она на жизнь ?
И так же. Вопрос там на схеме указаны подстроечные резисторы ,их предназначение ? И также не оч понял что это такое сделано с выхода генератора 1 нога идёт развитвление один пошел на оптрон ,это понятно , а что там с 2 светодиодом через дилитель сделан это тоже понятно но что там за разрыв , что с этим делать?

Тим Михайловский


Тим Михайловский

Игорь Сигачев

Александр Майоров

Александр Майоров запись закреплена

Пробный макет авто футсвича , или я хз как правильно назвать это , но точно что это прерывание , может есть правильное название ,регулируется скорость прирывания ,и также как происходит прирывания ,просто вкл/выкл ,или резкий вкл и выкл , и также плавный вкл но резкий выкл , также есть макет плавного прирывания , будет как 2эфект в одной педали ,то есть на выбор 2 эффекта прирывания ,

Тим Михайловский


Тим Михайловский

Это называется тремоло, в частности square wave tremolo
Выход в идеале перекидывать на землю, чтобы сигнал не чередовался с фоном

Александр Майоров

Александр Майоров

Александр Майоров запись закреплена

Тим Михайловский


Тим Михайловский

Александр Майоров

Никита Макаров

Алекс Каут

Алекс Каут
запись закреплена

Всем привет, хочу собрать small clobe chorus, но не могу найти в продаже оригинальный чип mn3007
На алиэкпресс подделки, сделал заказ на ибее, но его ждать ещё очень долго, хотелось бы сейчас хоть один чип найти
Кто где покупал mn3007?

Тим Михайловский


Тим Михайловский

Алексей Кривошеин

Андрей Воробьёв


Андрей Воробьёв

Алекс Каут


Алекс Каут

Андрей, хм, на днях приедет mn3207 100% рабочая, мне сказали, что можно прямо вместо 3007 использовать без изменений. У меня готовая печатная плата под 3007. Если что сделаю маленькую плату под 3207 с правильной распиновкой и поставлю её через этот "переходник"

Андрей Воробьёв

Андрей Воробьёв
запись закреплена

Дмитрий Постоенко

Александр Майоров

Александр Майоров запись закреплена

Всем привет , имеем пьезоэлемент , это пассивный датчик с не лучшеми характеристиками ну ладно , вот хочу я его использовать для считывания на инструменте , и зная как на пасивных электрогитарах сделана схема регулятора тона и громкости , могу ли я применить эту схему к пьезоэлементу ? Или же для таблетки (пьезоэлемент ) придется собирать активный предусилитель и на нем уже делать тон ,громкость ,а может и целый 3 полосный фильтр ?

Евгений Верис

Евгений Верис запись закреплена

😀

Готов макетик на основе фридман BE-OD. Ну что сказать, первая педалька, которая ооочень понравилась по звуку, по структуре перегруза и гейну.
Регуляторы - гейн, громкость, бас, требле, презенс, тайт. Презенс можно в принципе не ставить, оставить постоянно в макс положении. Тайт ручка своеобразная, этакий гейн на высоких частотах скажем. В целом тоже можно убрать в большинстве случаев.
Пара фото макета и небольшой пример перегруза. На вавке педаль + импульс. Криво, но в 2 ночи сам уже был не оч ровный

Сережа Мамай

Сережа Мамай запись закреплена

Тим Михайловский


Тим Михайловский

Номиналы керамических конденсаторов проверьте. А ещё не помешало бы хорошенько пропаять все контакты с нормальным флюсом, чтобы дырок не оставалось

Владимир Иванов


Владимир Иванов

😜

Тим, может какая дель с окислом

Гитарными примочками в среде музыкантов принято называть педали эффектов. И хотя слово "эффекты" литературно более грамотно, но традиция есть традиция. Таких эффектов множество и они позволяют не только преобразить звучание Вашей гитары либо бас-гитары до неузнаваемости, но и, главным образом, помочь внести необходимые акценты в композицию, а также добавить аранжировке выразительности.

Принцип "одна педаль эффекта значит один эффект" уже давно перестал быть актуальным из-за появления на рынке множества различных гитарных процессоров. Гитарный процессор по сути своей включает определённый набор эффектов, которыми вы можете пользоваться по своему усмотрению. Тем не менее многие музыканты по-прежнему отдают предпочтение цепочкам из гитарных эффектов (педалбордам). Это связано с большей гибкостью и возможностью более тонко подобрать комплект, который соответствует конкретным требованиям. Несмотря на всю дороговизну такого метода, большинство гитаристов по-прежнему старательно подбирают эффект за эффектом. В наши дни примочки создаются не только для электрогитары, но также имеются примочки для бас-гитары , для акустической гитары, для скрипки, а также вокальные примочки. При этом никто не запрещает применять один тип примочки по отношению к совершенно иному инструменту.

КАК ВЫГЛЯДИТ ГИТАРНАЯ ПРИМОЧКА?

Гитарная примочка представляет собой небольшую коробочку с входом и выходом для гитарного кабеля, а также ряд ручек настройки эффекта и кнопку включения и выключения, которая переключается нажатием ногой. Отсюда альтернативное название гитарных эффектов - педали эффектов.

Гитарная примочка представляет собой небольшую коробочку с входом и выходом для гитарного кабеля, а также ряд ручек настройки эффекта и кнопку включения и выключения, которая переключается нажатием ногой. Отсюда альтернативное название гитарных эффектов - педали эффектов.

Сегодня примочками пользуются практически все гитаристы. Руки гитариста постоянно заняты, поэтому переключение эффекта возможно лишь ногой при напольном расположении устройства. О регулировке эффекта ногами речь не идёт, имеется в виду лишь включение и выключение того либо иного эффекта во время игры.

Теперь непосредственно перейдём к ознакомлению с основными типами данного гитарного аксессуара.

ГИТАРНЫЕ ПРИМОЧКИ С ЭФФЕКТОМ ПЕРЕГРУЗА (OVERDRIVE, DISTORTION, FUZZ)

Вероятно именно с этим типом эффектов связаны представления большинства слушателей о электрогитаре. Родился этот эффект совершенно случайно, когда одну из первых электроакустических гитар подключили к усилителю с повреждённым динамиком, что внезапно вызвало фурор у публики. В результате было решено повторить это звучание путём перегрузки звукового сигнала. По сути происходит ограничение звуковой волны по амплитуде.

Собственно говоря, в дословном переводе Overdrive и означает перегрузку. Это один из самых узнаваемых эффектов и именно он заставил электрогитару петь таким образом, что уже многие десятилетия подростки по всему миру в восторге от этого инструмента. Сегодня Overdrive -педали звучат уже немного старомодно, винтажно и лучше всего подойдут для исполнения в таких стилях, как Pop-Rock, Blues, Jazz-Rock, Fusion. Тем не менее и в более тяжёлых стилях находится место для гитарного Overdrive -эффекта.

Distortion переводится, как искажение. Этот эффект получился в результате пропускания гитарного сигнала через двойную перегрузку. То есть по сути дисторшн (distortion) явлеятся двойным overdrive . Благодаря этому, звучание становится ещё более протяжным и певучим при исполнении мелодических партий, а при высекании аккордов - резким и мощным. Применяется этот эффект повсеместно и во всех стилях. Никакия метал-музыка не может обойтись без использования педалей distortion в принципе.

Если же и этого Вам мало, то частный случай distortion -педалей - эффект Hi-Gain . По сути это верх того, что может достичь distortion -эффект не теряя свой разборчивости и певучести. Подключив гитару к такой примочке вы ощутите, как гитара реагирует даже на малейшие касания струн на грифе. Чувствительность инструмента в данном случае максимальна и стоит быть очень осторожным с применением этого эффекта на практике. Превратить общее звучание группы в дико-неразборчивую кашу и получить обратный желаемому эффект невероятно легко, используя Hi-Gain педаль.

Фузз (Fuzz) - это самый резкий и неразборчивый вариант эффекта перегрузки. Он появился при попытках получить перегруженный звук на первых транзисторных гитарных усилителях. Fuzz-перегрузка достаточно жёсткая и по звучанию близкая к Distortion и Hi-Gain . Вместе с тем такой эффект в отличие от упомянутых характериуется потерей исходного тембра сигнала, а также придаёт звучанию ярко выраженный "органно-кларнетный" окрас звучания. Этот эффект специфичен и используется достаточно редко в наши дни. Возможно, самым известным музыкантом, который активно использовал при исполнении своих композиций на электрогитаре педаль fuzz -эффекта, является Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix) .

ГИТАРНЫЕ ПЕДАЛИ ЧАСТОТНОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СИГНАЛА (EQUALIZER, COMPRESSOR)

Эквалайзер (Equalizer) зачастую выделяется среди остальных примочек обилием ручек регулировки. Такая гитарная примочка позволяет избирательно корректировать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала в зависимости от частоты. То есть при помощи эквалайзера можно подчеркнуть определённые частоты либо наоборот заглушить те частоты, которые через чур выбиваются из общей картины звучания. Особенно полезна данная примочка будет при использовании в цепи эффектов.

Компрессор (Compressor) , как следует из названия, компрессирует звук инструмента, делая меньше разницу между самым тихим и самым громким звуком. Очень удобная педаль, которая позволяет сделать ваш инструмент более сочным и читаемым в миксе, а также скрыть некоторые недостатки звукоизвлечения. К сожалению, избыток данного эффекта сводит на нет динамику игры, за счёт чего исполняемая партия становится безжизненной и изрядно теряет свою выразительность, равно как и эмоциональность.

Читайте также: