Печорин никак не может найти применение рукам своим

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Полное имя

Григорий Александрович Печорин.

Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый

Возраст

На момент первой встречи с Максимом Максимычем около 25.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти

Отношение к другим персонажам

Печорин почти ко всем окружающим относился пренебрежительно. Исключение составляют только доктор Вернер, которого Печорин считал равным себе, и женские персонажи, которые вызывали в нем какие-нибудь чувства.

Внешность Печорина

Молодой человек лет двадцати пяти. Яркая особенность — никогда не смеющиеся глаза.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То был блеск стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Вообще он был очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Социальный статус

Офицер, сосланный на Кавказ за какую-то нехорошую историю, возможно дуэль.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер

Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру

я сказал ваше имя… Оно было ей известно. Кажется, ваша история там наделала много шума…

При этом Печорин обеспеченный аристократ из Петербурга.

крепкое сложение … не побежденное ни развратом столичной жизни

да притом у меня есть лакеи и деньги!

они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение

Я ей заметил, что, верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…

пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток.

Дальнейшая судьба

Умер, возвращаясь из Персии.

Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.

Личность Печорина

Сказать, что Печорин — необычный человек — это ничего не сказать. В нем переплетаются ум, знание людей, предельная честность к себе и неумение найти цель в жизни и низкая нравственность. Из-за этих качеств он постоянно попадает в трагичные ситуации. Его дневник поражает искренностью оценки своих поступков и желаний.

Печорин о себе

Сам Печорин отзывается о себе как о несчастном человеке, который не может уйти от скуки.

О своем воспитании

Печорин винит своем поведении неправильное воспитание в детстве, непризнание его истинных добродетельных начал.

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

О страсти и удовольствии

Печорин часто философствует, в частности, о мотивах поступков, страстях и истинных ценностях.

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

О роковом предназначении

Печорин знает, что приносит людям несчастья. Даже считает себя палачом:

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние!

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

О женщинах

Не обходит нелестной стороной Печорин и женщин, их логику и чувства. Становится ясно, что женщин с сильным характером он сторонится в угоду своим слабостям, ведь такие не способны простить ему равнодушие и душевную скупость, понять и полюбить его.

Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет….

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело. Правда, теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами, — и то, может быть, если б я ее встретил пятью годами позже, мы расстались бы иначе…

О страхе жениться

При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Даже находит причину этого — в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены

Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

О врагах

Врагов Печорин не боится и даже радуется, когда они есть.

Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью.

о дружбе

По признанию самого Печорина, дружить он не может:

я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

О неполноценных людях

Плохо Печорин отзывается об инвалидах, видя в них неполноценность души.

Но что делать? я часто склонен к предубеждениям… Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

О фатализме

Сложно точно сказать, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего не верит и даже спорил об этом с Вуличем. Однако, в тот же вечер решил сам испытать судьбу и чуть не погиб. Печорин азартен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и непоколебимость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка.

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.

Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, все возможное в этой жизни он уже видел и испытывал в мечтах и грезах, а теперь скитается бесцельно, потратив на фантазии самые лучшие качества своей души.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте.

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

У Печорина страсть к быстрой езде

Несмотря на все внутренние противоречия и странности характера, Печорин способен по-настоящему наслаждаться природой и силой стихии, он, как и М.Ю. Лермонтов влюблен в горные пейзажи и ищет в них спасения от своего беспокойного ума

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов создал портрет своего современника со всеми присущими тому времени пороками и добродетелями. Из хороших качеств Печорина мы можем сразу выделить силу воли и способный ум, а из плохих – противоречивость, эгоизм и цинизм. Главный герой произведения хоть и находится в молодом возрасте, но уже повидал много несправедливостей и неразберих на своем пути. Он глубоко разочарован в людях, в жизни и немного в себе.

Со временем это чувство в нем только крепнет и усугубляется.

Рассказчик отмечает, что с первого взгляда Печорину не дашь и двадцати трех лет, но после разговора можно дать и больше тридцати.

Отчего же такая зрелость не соответствующая годам, такая грусть во взгляде и такое недоверчивое отношение к людям? Григорий живет по своим правилам, полагая, что настоящей любви человек не достоин и не достигнет. Счастье ему представляется ущербным, не возвышенным, каким должно быть.

В отношениях с женщинами он стремится всецело властвовать над их волей и сердцем, а в отношениях с друзьями неизменно проявляет холод и равнодушие, отчего в итоге остается один. Печорин

так и не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, ни в жизни. Этот герой настолько сложный, что сам о себе говорит: “Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец.

И то и другое будет ложно”.

Для того чтобы еще больше открыть характер этого героя Лермонтов дает подробное описание его внешности. Герой был недурен и очень нравился женщинам. Он был среднего роста, стройный и с широкими плечами.

У него была небрежно-ленивая манера ходить, и он никогда не размахивал руками, что указывало на скрытный характер. Его лицо особо ничего не выражало, и только глаза содержали тяжелый взгляд. О неординарности характера говорят темные брови и усы на фоне светлых волос. С другой стороны, это считалось признаком породы.

Печорин постоянно находиться в пути: он куда-то едет, что-то ищет. На Кавказе он оказался случайно, был командирован из Петербурга за какой-то нелестный поступок.

В горной крепости он знакомится с Бэлой и Максим Максимычем, в Тамани с ундиной и контрабандистом Янко, на лечебных водах в Пятигорске с Лиговскими и доктором Вернером, в одной из казачьих станиц с офицером-фаталистом. Однако никого этот герой не подпускает в свою душу. Даже преданная Вера стольким пожертвовавшая ради него и искренне полюбившая все его сумасбродства, ушла из его жизни. Можно сказать, что это самая главная женщина в его жизни, так как он водил с ней дружбу еще с юности и, казалось бы, любил.

Но, как показало время, и она ему была не нужна. Одним из самых лучших друзей в его жизни является штабс-капитан Максим Максимыч. Этот человек сумел не разочароваться в Печорине даже после его подлого поступка в отношении Бэлы, но и этого Печорин не оценил.

Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает. Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось. Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам. В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла. Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.

Печорин - человек умный, одаренный, смелый, культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу.
Он прекрасно разбирается в людях, дает им точные и меткие характеристики. Он очень хорошо понял Грушницкого, доктора Вернера. Он заранее знает, как будет вести себя в том или другой случае княжна Мери.

Свобода- шикарная штука. Но не каждый ею может обладать. Близкие люди, так как они очень важны, вяжут по рукам и ногам: ответственность, переживания, нервы, невнимание к себе, короче, полная несвобода. Печорин же свободой обладал, погубила его скука. Что это такое- мне неведомо. Я не испытывала такого чувства никогда в жизни. Так отчего же было скучно Печорину? Он такая пустышка? Вроде бы, нет. Глуп? Тоже нет. Так отчего же скучно? Не нашел себя в этом мире? Но, по моему мнению, скука с этим никак не связана. Может, ему экстрима не хватало? Эмоций и адреналина?

Здравствуйте, уважаемая нвч.
Прежде всего, спасибо за то , что приняли участие в дискуссии.
А теперь выскажусь некоторые возражения.

№10 нвч по-прежнему
В оценке Печорина я абсолютно согласна с Белинским. Умнее его не скажу, отмечу лишь, что человеку, лично общавшемуся с Лермонтовым, да не простому человеку, а такому, как Белинский, все-таки виднее, чем нам. То, что Печорин внешне не походил на Лермонтова, это не является доказательством того, что в Печорине не было некоторых черт характера, присущих Лермонтову. Лермонтов создал художественное произведение, а не документ с натуры.

Ваше право соглашаться с Белинским. Но с тем, что "такому, как Белинский, всё-таки виднее, чем нам" никак не соглашусь. Я впервые прочитал "Героя нашего времени" лет 40 назад, с тех пор несколько раз перечитывал. У меня есть основания для личного мнения. С Лермонтовым Белинский разговаривал "по душам" всего один раз. Судя по свидетельствам И.И. Панаева и самого Белинского, о Печорине они не говорили. (А других свидетельств нет.) Сам Лермонтов тоже высказал свое мнение о Печорине в предисловии ко второму изданию и лично мне ближе мнение Лермонтова, чем Белинского. Я не сомневаюсь в том, что в Печорине есть черты самого Лермонтова, но смею отверждать, что различий гораздо больше.
Лермонтов создал художественное произведение для того, чтобы мы читали и думали, а не для того, чтобы мы с кем-то безоговорочно соглашались.

Сравнивать его с Грушницким оскорбительно для Печорина. Умница, аристократ Печорин, что называется "сливки высшего света Петербурга", образованный, воспитанный, с настоящими понятиями о чести и достоинстве и Грушницкий - средней руки дворянчик, каких было пруд пруди в России; для него честь женщины, если она его отвергла, ничего не значит, он готов распускать сплетни как самый низменный обыватель, он завистлив и неумен, да еще вдобавок непорядочен."Слабость характера и самолюбие — главные черты Грушницкого. — Грушницкий "слывет отличным храбрецом". По словам Печорина, который "видел его в деле", "это не русская храбрость": "он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза".

"Аристократ". Аристократия имеет свойство вырождаться. У меня среди предков есть и дворяне, и крестьяне. Придумаю, что крестьяне были хуже, чем дворяне. А среди аристократов дельных людей было не так уж и много. О Грушницком мы в основном знаем именно по словам Печорина. Грушницкого я сравнивал не с Печориным, а с самим Лермонтовым. Не вижу в этом ничего оскорбительного для Михаила Юрьевича.

Сравнивать Печорина с героями 20 века, на мой взгляд, - занятие непродуктивное и лишенное смысла, тем более с "героями" 90-х. У Печорина другой уровень образования, воспитания, иной жизненный уклад, да, наконец, он герой другой эпохи.

Это почему?
Главное различие между Печориным и "братвой" в том, что у Печорина "по праву рождения" есть деньги и лакеи. Ему не нужно заботиться о деньгах.
А роман "Герой нашего времени" тем и интересен, что в нем показана психология человека не только своего времени.

К Лермонтову и частично к Печорину применимы слова Пушкина по поводу его несвободного положения , адресованные жене в одном из писем:"Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом !"Печорину, человеку с мыслями огромными и душою большой суждено было жить в николаевской России, когда на всех "или голубая подкладка. или голубая заплатка" (в костюмах жандармов присутствовал голубой цвет).

И Пушкин, и Лермонтов, и Белинский, и многие другие люди замечательно реализовали себя именно в России.
Каламбур про "подкладку с заплаткой" придумал генерал Ермолов, мастер карательных операций.
В "николаевской России" родились и начали творческий путь и Тургенев, и Достоевский, и Лев Толстой.
"Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…"

"Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни."
"Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. "

И где здесь осуждение тех гадостей, которые Печорин сделал другим людям? Где "ненависть к себе", о которой Белинский говорил?

Печорин для меня умный, глубокий человек, один из самых притягательных образов русской классической литературы., натура сильная, мощная, страстная, но ей негде было развернуться.

Другим было где развернуться, а этот паразит шлёпнул Грушницкого, довел до нервической болезни княжну Мери, ради адюльтера подставил Веру под упрёки её старого мужа, содействовал гибели Бэлы, обидел Максима Максимыча и в итоге умер от скуки.
И слава Богу, что ему "негде было развернуться". Такие если "развернутся", кровавым костям в колесах конца-краю не будет.

В оценке Печорина я абсолютно согласна с Белинским. Умнее его не скажу, отмечу лишь, что человеку, лично общавшемуся с Лермонтовым, да не простому человеку, а такому, как Белинский, все-таки виднее, чем нам. То, что Печорин внешне не походил на Лермонтова, это не является доказательством того, что в Печорине не было некоторых черт характера, присущих Лермонтову. Лермонтов создал художественное произведение, а не документ с натуры. Сравнивать его с Грушницким оскорбительно для Печорина. Умница, аристократ Печорин, что называется "сливки высшего света Петербурга", образованный, воспитанный, с настоящими понятиями о чести и достоинстве и Грушницкий - средней руки дворянчик, каких было пруд пруди в России; для него честь женщины, если она его отвергла, ничего не значит, он готов распускать сплетни как самый низменный обыватель, он завистлив и неумен, да еще вдобавок непорядочен."Слабость характера и самолюбие — главные черты Грушницкого. — Грушницкий "слывет отличным храбрецом". По словам Печорина, который "видел его в деле", "это не русская храбрость": "он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза".
Сравнивать Печорина с героями 20 века, на мой взгляд, - занятие непродуктивное и лишенное смысла, тем более с "героями" 90-х. У Печорина другой уровень образования, воспитания, иной жизненный уклад, да, наконец, он герой другой эпохи. К Лермонтову и частично к Печорину применимы слова Пушкина по поводу его несвободного положения , адресованные жене в одном из писем:"Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом !"Печорину, человеку с мыслями огромными и душою большой суждено было жить в николаевской России, когда на всех "или голубая подкладка. или голубая заплатка" (в костюмах жандармов присутствовал голубой цвет).
"Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…"

"Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни."
"Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. "
Печорин для меня умный, глубокий человек, один из самых притягательных образов русской классической литературы., натура сильная, мощная, страстная, но ей негде было развернуться.

Вторая заповедь: "Не сотвори себе кумира".
"Кумиром" может быть и "Свобода".
Свобода - это отсутствие ограничений, не более того. Что с ней носиться, как с писаной торбой?
Одиночество - это свобода от моральных обязательств перед близкими людьми. Для этого вида свободы необходимо, чтобы близких людей не было. Вам нужен этот вид свободы? А зачем?
Мне нравится лишь один вид свободы, который есть у Печорина: свобода от необходимости зарабатывать деньги. У Печорина денег много. И как он воспользовался этим видом свободы? "Скучаю". Всё, что он от этого имеет. Уж очень глупо он этим видом свободы распорядился.
Скука у него тотальная. А это уже отсутствие свободы жить. Скука ограничивает жизнь. Так что об'ем свободы у него очень относителен. Пожалуй меньше, чем у вас или у меня. Он подчинён скука, скука из него всё высосала.
Постскриптум: На "Отпуске в сентябре" частенько Печорина вспоминали. И в школе все читали. И фильмы обсуждают. А здесь нас двое и больше никто ничего не может сказать. На других страницах темы интереснее? Да в основном и тем никаких нет.
Сидят современные Печорины за гаджетами и скучают.

Прежде всего Печорин- равнодушный. И эгоист. Такой настоящий, без подмесу. Но я Печорину завидую, несмотря ни на что. Он свободен от всего и от всех. Он ни к кому не привязывается, сам по себе, вольный как ветер, нет у него хвостов, сам себе хозяин. "Свобода настоящая лишь в одиночестве. Кому чуждо одиночество- тому не видать свободы"- истинно. А еще:"Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится". Печорин- свободен. От всего. Книги под рукой нет, но, уверена, фразу полюбившуюся я помню дословно:Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности! Вот жизненное кредо Григория Александровича)

Ну, Андрей, ну что за, простите, омерзительные примеры:( Кто говорит о жестокости, садизме и уголовных преступлениях? Тех, о ком вы написали, нужно по кускам настрогать. Азамат просто подросток, избалованный, отчаянный, который хотел очередную игрушку. И не случись рядом гадкого и подлого Печорина, который шагал по людским судьбам, как по бульвару, конь так и остался бы несбыточной мечтой Азамата. И все были бы живы. Во всем виноват Печорин.

Пятнадцать лет - не такой уж и мальчик.
Не ко всем пятнадцатилетним можно быть снисходительным.
В перестроечные годы было одно уголовное дело. Подростки такого возраста убили беременную женщину, а перед этим, нажимая поленом на живот, выдавили плод, чтобы "посмотреть, как рожают".
А в годы Второй мировой один "мальчик", сын коменданта концлагеря, с разрешения отца в день рождения, когда ему исполнилось 12 лет, расстрелял 12 заключённых, на следующий день рождения - 13 заключённых.
Так что юный возраст не всегда оправдывает человека.
Но в принципе я за милосердие и снисходительность. И считаю, что женщины должны быть снисходительнее, чем мы. Поэтому об Азамате больше с вами не спорю.
Очень хочется перечитать "Отцов и детей", а так многое подзабыл.
Дмитрий Иванович Писарев, конечно, был очень талантливым человеком. Он у него слишком сильный крен в социальную сторону. По поводу Павла Петровича, что "он может быть назван Печориным маленьких размеров" не согласен. Это два очень не похожих по психологическому типу человека, хотя и принадлежат к одному социальному слою.

Азамат- подросток. Я очень снисходительна к таким мальчикам, у меня брат такой же, юноша порывистый, может, поэтому) Пацан же, вот хотел коня, вынь ему да положь, обрек теперь себя на тяжкую жизнь. А поспособствовал всему этому подлец(вот уж воистину- подлец) Печорин. Теперь Азамату одна дорога- в абреки, Казбич откроет на него охоту:(. Андрей, вы писали о критике В. Г. Белинского. А Дмитрий Писарев? Он мало прожил, но то, что оставил после себя- так талантливо и оригинально. И написано замечательным простым языком. Он говорил, что сноб Павел Кирсанов- маленький Печорин, верно? Что вы думаете по этому поводу? Повторюсь, что когда освобожусь- прочитаю вас более внимательно. Спасибо за поздравление! И вас с Вербным воскресеньем, и всех с праздником!

Здравствуйте, Риманта!
Спасибо большое за отзыв. Рад, что понравилось.
Конечно "Вера", а не "Нина"!
(Жалко, что уже поздно редактировать.)
А что касается Азамата - здесь на 100 процентов уверен. Азамат и драгунский капитан - подлецы полные.
(Конечно, своего мнения не навязываю.)
Постскриптум: С Праздником!

Андрей, вы написали так замечательно и с таким знанием материала, что, вобщем-то, диспутировать не о чем. Но всегда приятно поговорить о любимых книгах, впрочем. Когда я освобожусь, я прочитаю ваше эссе еще более внимательно. Может, я не совсем согласна насчет Азамата, к примеру. Андрей, только почему Нина? Вера- так ведь звали замужнюю женщину, которую, вроде бы, любил Печорин?

В нашем кинематографе есть несколько экранизаций "Героя нашего времени".
О самом Михаиле Юрьевиче Лермонтове есть одноименный фильм.
Печорин упоминается на обсуждении других фильмов, к примеру на странице "Отпуска в сентябре".
Поэтому, наверное, есть смысл открыть отдельную свободную тему о Лермонтове и Печорине.

Происхождение, род занятий, описание внешности

Григорий Александрович Печорин — молодой дворянин. Служит он офицером в действующей армии на Кавказе. Точный возраст Печорина не называется, понятно только, что ему ещё нет тридцати лет. По своему мировоззрению и психологическому развитию, этот герой значительно опережает физический возраст.

Психологический портрет Печорина

Этот персонаж Лермонтова сплошь соткан из противоречий. С одной стороны, он холоден и всегда предпочитает действовать по воле здравого рассудка, с другой — эмоции и чувства нередко берут над ним контроль, что иногда даже его пугает. Противоречивость личности героя видна в том, что в непогоду он мог целый день охотиться, а в комнате, если пахнёт ветер, мог простудиться; один на один не боялся идти на кабана, но вздрагивал от стука ставни. Иногда Печорин молчал целый день, а иногда становился разговорчив.

Интересно, как он сам поясняет свой выбор закрыться от других людей и вечно прятать своё истинное лицо: когда-то он пытался быть искренним с другими, но окружающие не смогли постичь всей глубины его души. Тяжело переживая разрыв с обществом, Печорин начинает презирать людей, можно сказать, срабатывает его защитный механизм.

Герой находится не только в состоянии конфликта с другими, но и с самим собой: он постоянно, но тщётно ищет цель и смысл своей жизни. Из дневника Печорина видно, что этот человек склонен к самоанализу.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Печорин прекрасно разбирается в женской психологии: ему достаточно пары слов, чтобы понять, какая девушка находится перед ним. Он с лёгкостью заводит романы, но, опять-таки, движимый не любовью, а просто из-за скуки. Один раз в жизни Григорий Александрович всё-таки влюбился по-настоящему, но счастье с избранницей было невозможно: Вера — замужняя женщина.

Других девушек герой Лермонтова уже не может полюбить, относится к ним как к лёгкому развлечению. Считая их скучными и пустыми, он ещё больше уверяется в бессмысленности бытия и человеческого общения.

Отношение Печорина к дружбе скептическое, так как он полагает, что один из друзей всегда бывает рабом другого. Поэтому герой предпочитает поддерживать с некоторыми людьми (например, с Грушницким и Вернером) не дружеские, а приятельские отношения.

Характер

Эгоизм Печорина проявляется в том, что он любит манипулировать людьми, преследуя свои цели. Например, стараясь получить Бэлу, дочь черкесского князя, Печорин коварно играл на чувствах Азамата, её младшего брата, который страстно желал, чтобы конь Казбича стал его конём. В итоге Азамат помог Печорину выкрасть Бэлу, а тот помог ему украсть коня.

Герой иногда эгоистично играет на чувствах других людей (например, княжны Мери, Грушницкого) просто потому, что ему скучно и захотелось развлечься.

Заключение

Есть мнение, что образ Печорина — это литературный аналог самого Лермонтова, хотя автор никак не комментировал вопросы достоверности романа. Печорин не простой персонаж, он крайне противоречив. Стремясь найти своё место в мире, он тратит много времени на рассуждения и философствования, совершает ряд опрометчивых поступков. Печорин — пример того, как человек, потерявший жизненные ориентиры и подвергшийся унынию, уже не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Характеристика Печорина показывает расхождение между богатым внутренним миром этого героя и его реальной жизнью.

Читайте также: