Панорама сталинградской битвы своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Больше всего меня впечатлил гигантский макет, который показывает состояние Сталинграда после окончания битвы.

Красным огоньком отмечен дом Павлова, за ним у реки стоит мельница Гергардта, которую сохранили до наших дней в том виде, в каком она оказалась во время боев.

Поражает любовь к деталям: на макете кое где видна даже арматура в разломах железобетонных стен.

Панорама представляет собой картину-полотно площадью 2000 кв. метров и предметный план площадью 1000 кв. метров. Вещи на переднем предметном плане — подлинные экспонаты, собранные во время восстановления города после войны.

Иногда граница между предметным планом и полотном почти не видна.

Здание музея имеет интересную форму и планировку.

Мельница Гергардта построена в 1904 году и проработала до 14 сентября 1943 года, когда в нее попало несколько фугасных бомб. Каждый квадратный метр наружных стен иссечен пулями и осколками.

Внутрь попасть не получилось, хотя руки и ноги сильно чесались.

Авторы живописного полотна – Народный художник РСФСР Н.Я.Бут, Заслуженный художник РСФСР П.И.Жигимонт, Народный художник РСФСР В.К.Дмитриевский, Заслуженный художник РСФСР Г.И.Марченко, Заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.П.Усыпенко, Народный художник СССР П.Т.Мальцев, Народный художник РСФСР М.И.Самсонов.

Художники большое внимание уделяют театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск: авиации и наземных частей – пехоты, танков, артиллерии. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, показали разрушенный, но победивший Сталинград. Для этого они применили приём смещения событий во времени и пространстве, хорошо известный в станковой живописи и панорамной практике. На фоне военных действий 26 января 1943 г. художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги Сталинградской битвы – связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода, младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывшего амбразуру вражеского дзота, лётчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран, медсестры Анны Бессчастновой, вынесшей с поля боя сотни раненых, охваченного пламенем красноармейца Михаила Паникахи, бросившегося под немецкий танк.



Художники большое внимание уделили театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, показали разрушенный, но непобеждённый Сталинград. Для этого они применили приём смещения событий во времени и пространстве, широко распространённый в различных видах искусства. На фоне военных действий 26 января 1943 г. художники-панорамисты изобразили легендарные подвиги героев Сталинградской битвы.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

История создания музея-панорамы

В 1944 году Совнаркомом СССР и Союзом советских архитекторов был объявлен конкурс на создание эскизного проекта восстановления Сталинграда, и большинство авторов предоставили работы, где присутствовала масштабная панорама. Согласно первоначальным замыслам, она должна была разместиться на Мамаевом кургане, в том месте, где сегодня находится Зал Воинской Славы, но позже было решено создать отдельный музейный комплекс на месте, получившем в 1965 году название Гвардейской площади. В его состав вошли непосредственно музей-панорама, знаменитые дом Павлова и здание мельницы Гергардта, а также стела-штык во славу советского оружия.

В 1958 году художники продолжили работу над масштабным проектом: на Мамаевом кургане, откуда открывается вид на места сражения, был сооружен небольшой деревянный павильон, а для более детальной визуализации местности была проведена всеобъемлющая фотосъемка. Кроме того, живописцы ознакомились с большим количеством фото- и кинодокументов, а в процессе работы постоянно консультировались с советскими военачальниками, участниками Сталинградской баталии.

Экскурсия по музею

Волгоградцы очень гордятся своим музеем и называют его просто – Панорама. Здесь, действительно, все обустроено на достойном уровне, начиная от общего оформления и сенсорных табло с подробным описанием осматриваемых экспонатов и сцен-декораций, заканчивая звуковыми и световыми акцентами, которые сопровождают каждую интерактивную инсталляцию.

Многие побывавшие в музее туристы советуют начать его осмотр именно с панорамы Сталинградской битвы: рассматривать бесчисленное количество интереснейших экспонатов музея можно до бесконечности, а добравшись, в конце концов, на верхний этаж, где расположена главная музейная достопримечательность, вы элементарно устанете и не сможете по достоинству ее оценить.

На огромном полотне изображено состоявшееся 26 января 1943 года сражение, закончившееся соединением 21-й и 62-й армий Донского фронта на западном склоне Мамаева кургана. Январская битва завершилась рассечением на две части окруженной немецкой армии, а затем полным ее разгромом.

Светящееся огоньками полотно натянуто по кругу, что создает у зрителя эффект присутствия. Условно с высоты Мамаева кургана вы видите знакомые силуэты городских зданий – мельницу Гергардта, Дом Павлова, водонапорную башню вокзала, заводы. Художники детально живописали театр военных действий, сумев передать на холсте взаимодействие различных родов войск – авиации и сухопутных частей – пехоты, танков, артиллерии.

И все же, это не догматично четкое отображение битвы. Живописцы, в первую очередь, хотели подчеркнуть энергетику времени, героический дух воинов, символически связав сцены сражения с изображением разрушенного, но не побежденного Сталинграда. Для этого при создании панно они воспользовались приемом, хорошо известным в станковой живописи и практике создания панорам – совмещению событий во времени и пространстве. На фоне военных действий, привязанных к исторической дате, они воскресили легендарные подвиги, совершенные людьми на протяжении всех 200 дней и ночей обороны Севастополя. Среди прочих героев можно рассмотреть изображения связиста Матвея Путилова, зажимающего в зубах концы оборванного провода, младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывающего своим телом амбразуру вражеского дзота, пилота Виктора Рогальского, совершающего таран наземной техники врага, медсестры Анны Бессчастновой, выносящей с поля боя раненых, охваченного пламенем воина Михаила Паникахи, бросающегося под гусеницы немецкого танка.

Спускаясь и обходя второй, а затем первый круг музея, вы можете неторопливо осматривать музейную коллекцию. Среди более 3 500 экспонатов – военная отечественная и трофейная техника, знамена, документы, фотографии, макеты, портреты советских военачальников. Они располагаются в огромных залах, согласно тематике. Везде есть указатели, а возле каждого из залов – места, где можно посидеть и отдохнуть.

Впечатляет триумфальный зал, окруженный четырьмя диорамами, на которых запечатлены наиболее значительные эпизоды эпохальной Сталинградской битвы. Во всех залах музея установлены великолепные декорации: конструкции с уменьшенными копиями исторических зданий, военной техники; сцены сражений. Здесь можно даже попасть в бункер, выстроенный в экспозиции, представляющей танковое сражение, и через окна, в которые встроены экраны, увидеть бой.

Очень интересен интерактивный макет города: на ваших глазах разворачивается история обороны Сталинграда, где запечатлены момент нападения врага на мирный город, сопровождаемый звуковыми и световыми эффектами, уличные сражения, бомбежки. Чтобы было более четкое понимание масштабов происходящего, предварительно ознакомьтесь с местностью, представленной на анимированной карте-схеме. Также обратите внимание на стенд, посвященный гражданскому населению Сталинграда, – здесь запечатлены человеческие трагедии и героизм горожан.

Практическая информация

Стоимость входного билета:

  • для взрослых – 250 рублей;
  • для студентов ВУЗов – 150 рублей;
  • для учащихся до 16 лет – бесплатно.

Цена экскурсии, включающей в себя обзорный осмотр, осмотр диорам и основной панорамы (2 часа):

  • для взрослых (граждане РФ и Беларуси) – 150 рублей,
  • для студентов ВУЗов и учащихся до 16 лет – 100 рублей;
  • для иностранцев – 400 рублей.

Цена экскурсии с осмотром только панорамы Сталинградской битвы (30 минут):

  • для взрослых (граждане РФ и Беларуси) – 100 рублей;
  • для иностранцев – 200 рублей.

За 200 рублей можно воспользоваться услугами аудиогида, но нужно будет оставить залог – 1000 рублей. Можно обойтись и без аудиосопровождения: здесь повсюду экраны с многослойными движущимися информативными картинками, сенсорные панели, проекторы.

Если вы хотите вдумчиво осмотреть весь огромный музей, одевайте удобную обувь и прихватите с собой бутылочку воды. К слову, летом здесь довольно-таки душно. По лестницам поднимайтесь аккуратно и, если с вами дети, держите их за руку – пролеты очень высоки. При входе в музей нужно сдавать вещи, включая рюкзаки.

Как добраться

Читайте также: