Палитра репина своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.

Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.

Размер палитры.

Желательно выбирать небольшую палитру для первых уроков рисования маслом - размера 20х30 вполне достаточно. Дело в том, что палитры для живописи масляными красками выбираются в соответствии с размером холста. То есть, палитры бывают маленькие, средние и большие. Сразу скажу, что большие палитры - это плоскости размером от 50 см по большей стороне и нужны они для работы на холсте размером от 1 метра. Для небольших этюдов и живописных упражнений до размера 50х60 см включительно, подойдут маленькие палитры. Во всех остальных случаях, можно использовать палитру среднего размера.

Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).

Если вы собираетесь осваивать масляную живопись основательно, то стоит приобрести несколько палитр разного размера для разнообразных задач. Также имеет смысл разделить палитры по назначению - для рисования на природе (пленэр), для живописи маслом в студии, а также выделить отдельные палитры для рисования пейзажей и для живописи человеческого тела и портретов. Они будут отличаться не только по размеру, но и по весу и по оставшимся после промывания цветовым вкраплениям в поверхность - по ним можно ориентироваться в следующих работах.

Форма палитры.
Существует 3 классических формы палитры для художников - овал, квадрат и квадрат со скруглёнными углами. При обучении живописи форма палитры особого значения не имеет, а вот художники-профессионалы, приноровившись к какому-то одному типу палитры, отдают предпочтение излюбленной форме.

Для работы с моделью в студии, художнику удобнее использовать овальную палитру - она не ограничивает движения во время сеанса живописи, достаточно удобна технически (краски из тюбиков выдавливаются по периметру палитры, а в середине остаётся довольно много места для смесей) и лёгкая.

Материал для палитры.
Классическая деревянная палитра - самый лучший вариант. Ни в коем случае не стоит использовать для живописи маслом пластиковую палитру для акварели. Во-первых, для рисования маслом нужна гладкая поверхность, без ячеек и углублений. Во-вторых, пластик пористый, даже если палитра не деформируется под воздействием сильного растворителя при промывании в конце сеанса (что вполне допустимо), то частицы краски проникнут в поры пластика и будут мешать последующим замесам.
Деревянные палитры изготавливают из твёрдых пород дерева (орех, клён, груша). В большинстве своём, это многослойная склейка (фанера), но палитра из цельной древесины удобнее и легче.
В некоторых случаях в качестве палитры используют лист металла или стекло, окрашенное с тыльной стороны в белый цвет. Это не самые лучшие варианты - такие палитры невозможно держать в руке во время занятий живописью, замесы на них выполняются в иной рабочей плоскости по отношению к картинной плоскости (палитра лежит горизонтально, а холст закреплён вертикально на мольберте), а значит по степени освещения они будут сильно отличатся друг от друга (один и тот же замес краски в разных рабочих плоскостях выглядит по-разному), что усложняет процесс подбора оттенков в масле. Кроме того, палитры из стекла хрупки, а из металла - имеют плохую связку с красочным слоем. Их сложнее чистить и переносить с места на место, также они тяжелы.

Уход за палитрой для масляных красок.
Новую палитру нельзя использовать сразу - дерево будет сильно впитывать масло, разбавитель и частично пигменты, поэтому смешивать цвета на такой “тянущей” будет неудобно. Деревянную палитру следует подготовить к занятиям живописью - пропитать поверхность веществом, не пропускающим краску. Есть три способа обработки новой палитры:
+ натирание пчелиным воском;

+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);

+ пропитка маслом для живописи или олифой.
После обработки палитра высушивается до тех пор, пока поверхность не станет сухой.
В конце сеанса, когда живопись окончена, с палитры следует счистить все оставшиеся краски и протереть палитру сухой тряпочкой. В этом случае тонкий красочный слой частично распределится по поверхности палитры и придаст ей равномерный серый цвет, что очень хорошо для последующих сеансов живописи (намешивать оттенки цвета на серой палитре лучше и точнее, чем на белой или коричневой - это помогает избежать сильного тонального контраста и позволяет объективно оценить степень тепло-холодности цветов и оттенков). До следующего живописного сеанса палитра высохнет естественным образом и масляная живопись может продолжиться.
Мыть палитру можно (если вы пишете много и она не успевает высохнуть после предыдущего сеанса или если нужно кардинально сменить цветовые отношения) растворителями (скипидар, уайт-спирит). После мытья палитру насухо вытирают хлопчато-бумажной тряпочкой и высушивают. Сушить палитру у источника тепла (батарея, обогреватель и т.д.) не рекомендуется - дерево может рассохнуться, деформироваться, скалываться.
Чтобы убрать с палитры засохшую краску, её следует немного подогреть феном и счистить острым шпателем или мастихином. Размачивать палитру с краской в разбавителе не рекомендуется, чтобы не испортить саму деревянную основу. Также не стоит соскабливать остатки сухой краски ножом - можно деформировать деревянную поверхность.
Засохшую старую краску с палитры удалить можно, для этого потребуется наждачная бумага и электродрель. Будьте аккуратны, не заденьте саму деревянную поверхность. Если всё же старые краски удалось удалить с палитры вместе с верхним защитным слоем, то следует очистить поверхность палитры от сухого мусора, пыли и частиц краски. А затем придётся снова обработать поверхность палитры пропиткой, как было сказано выше. Срезы старых масляных красок или те места, с которых они были удалены на палитре также обрабатываются пропиткой, иначе палитра будет “тянуть” масло и краски и рисовать маслом будет сложно.

Культура палитры.
Обращение с палитрой и правильная её организация и использование очень важно для художника. К этому стоит отнестись внимательно и сразу приучить себя правильно распределять краски на палитре и организовывать сам рабочий процесс живописца. Выработанные строгой дисциплиной условия и нормы облегчат процесс рисования и сделают масляную живопись приятным благодатным процессом.
Держать палитру нужно в нерабочей руке хватом снизу (чтобы она не соскальзывала, в ней вырезаны отверстие под большой палец и углубление для остальных пальцев ладони). Маслёнка прикрепляется к палитре специальным зажимом - она не должна “ездить” и скатываться. Держать палитру в руке удобно, к этому просто нужно привыкнуть. Особенно это важно при рисовании стоя за мольбертом, когда художник постоянно отходит от картины на небольшое расстояние для уточнения и общего анализа.
Пробы краски делаются у края палитры так, чтобы приложив палитру к холсту можно было понять, нужный ли цвет получился в замесе. Для этого также удобнее держать палитру в руке постоянно, всё занятие живописью. Краски смешиваются посередине плоскости палитры в любом удобном месте - проба цвета выносится на край (мазок краски кладётся в самый край), чтоб приложив цвет к цвету можно было почувствовать разницу и внести изменения цвета по мере надобности.

Краски на палитре распределяются вдоль её верхнего края последовательно - от светлой к тёмной. Есть разные версии организации красок на палитре:

1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);

2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;

3) по верхнему краю палитры распределяются тёплые оттенки красок от светлого к тёмному (белила, лимонный, жёлтый оранжевый и т.д.), по правой боковой стороне - холодные оттенки от светлого к тёмному.

Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.

Правильная и хорошо организованная палитра - первый помощник начинающего живописца. Именно с таких основ начинается обучение масляной живописи, в том числе и в нашей художественной школе. Поэтому на вопрос, с чего начать рисовать маслом?, я обычно отвечаю с качественных красок, правильно подобранных кистей и верной палитры. Рисовать маслом с нуля научиться можно, но для этого стоит провести серьёзную подготовительную работу, по выбору и организации палитры, например. Ведь качественные материалы и инструменты - это уже полдела.

Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)

ОБ АВТОРЕ:

Екатерина Крюкова — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее >>>

Академия Святослава Брахнова

Академия Святослава Брахнова

Академия Святослава Брахнова запись закреплена

Как сделать палитру Веронезе
Так называемая палитра Веронезе, является изобретением венецианских художников XVI века и широко использовалась в художественной практике вплоть до середины XIX века. Венецианские живописцы, тяжело трудившиеся по многу часов высоко на лесах, усовершенствовали простую деревянную палитру - увеличив ее рабочую поверхность и сделав ее вес при этом практически неощутимым. Отличительной чертой конструкции палитры Веронезе, является наличие противовеса и локтевого держателя, обеспечивающих постоянную фиксацию руки в локтевом суставе под углом 90°.
1. Сделайте выкройку палитры, укрепления локтевого держателя и противовеса из плотного картона.
2. Обведите выкройки и выпилите детали.
3. Для противовеса можно использовать сосновую доску толщиной 4см.
4. Для детали рабочей поверхности палитры и укрепления локтевого держателя я использовал клееную фанеру толщиной 4мм.
5. По желанию можно оклеить лицевую поверхность шпоном твердых пород.
6. Шлифуем детали, для шлифовки противовеса целесообразней использовать шлиф-машину.
7. Склеиваем детали клеем ПВА класса D2 B2, или D3 B3. Используем столярные струбцины.
8. Финишная шлифовка рабочей поверхности.
9. Тонировка и пропитка.
10. Покрываем нитролаком в 3 слоя.
11. Наслаждаемся живописью!

Тип:
мемориальный

Автор:
И.Е. Репин

Датировка:
1900-е гг.

Размер:
11х80,5х56

Техника:
фанера, кожа, металл

Описание:
Подвесная палитра была изготовлена по просьбе и проекту Репина, в связи с болезнью правой руки . Из-за большой нагрузки при постоянном занятии живописью, с конца 1890-х гг. прогрессировал процесс атрофии мускулов межу большим и указательным пальцами. Художнику пришлось учиться писать левой рукой. Чтобы освободить левую руку от палитры, была сконструирована подвесная палитра. Она крепилась на поясе, при помощи ремней

Сохранность:
удовлетворительная

Инв.номер:
ПМ - 471

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Anders Zorn and Tatyana


Cлева направо: Танина палитра-тарелочка с гуашью и пигментами для текущей работы (можно посмотреть на инстаграме работа с амариллисами: @impressions_de_provence), веритикально - палитра Цорна, Танина ограниченная палитра масла, Танина палитра гуаши, горизонтально - палитра акварели. Надеюсь, Татьяна сама ещё выберет время, чтобы написать подробнее о её методах и предпочитаемых производителях для масла, гуаши и акварели.

Цорн, как и Рембрандт, впрочем как и целая гвардия других мастеров, работал ограниченной палитрой. Когда мы говорим об ограниченной палитре художника, то речь о том наборе цветов, в котором конкретно взятому живописцу комфортно работать. По теории цвета из трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего можно создать палитру из нескольких тысяч оттенков. Штука вся в том, что у отдельно взятого художника свои основные цвета. Например, из пигментов и наполнителей определенного состава. Знаете ли вы, что даже землю Прованса можно купить в художественных магазинах и использовать как пигмент для живописи (речь об оранжевой охре) :-)

Anders Zorn and Tatyana


Работы Андерса Цорна слева направо: "Mrs. Howe (nee Deering)", 1900, масло на холсте; "Автопортрет в красном", 1915, масло на холсте.

Техника Цорна отличалась особенной живостью. Лица и тела людей на его полотнах светились и полыхали нежным жаром. При этом он использовал в работе (судя по сохранившимся тюбикам и палитрам художника) всего несколько цветов: охру (yellow ochre), красный пигмент из киновари (vermillion), а так же иногда для изображений воды синий кобальт (cobait blue) и оттенки сине-зелёного. Всё это добро он дополнительно смешивал с белилами или с чёрной краской. Поэтому не удивительно, что современные живописцы в погоне за похожими эффектами обращаются к мастеру и его палитре, составляют похожие. Например, ботаническая иллюстратор Билли Шоуэл, книги с акварельными техниками которой я показывала здесь, пишет открытым текстом, что как новичок обращалась к маститым художникам и просила их совета по поводу ограниченной палитры. Ещё и потому, что любые краски для профессиональной живописи или иллюстрации были и остаются весьма дорогостоящим удовольствием. Билли, по её словам, только со временем дополнила первоначальную палитру какими-то своими цветами.

Когда Цорн стал признанным художником, в природе уже существовала такая вещь, как краска в тюбике. Живописцу во времена Цорна больше не требовалось сначала долго и нудно заниматься помолом минералов или замешиванием пигментов. По этой же причине французские импрессионисты смогли выбегать россыпью на живые пленэры - весьма дорогостоящие краски стало удобно хранить и носить с собой - они появились в продаже готового замеса в тюбике с крышечкой. К чему я всё это рассказываю? А к тому, что раньше художнику можно было купить какие-то пигменты, но при этом нужно было твёрдо знать, какой они дадут эффект при смешении со связующими компопоненатами и как поведут себя на том или ином грунте. Современные краски в тюбиках нужно проверять ещё тщательнее и следить за их поведением. В основном потому, что помимо натуральных пигментов в красках массивно используются синтетические. Плюс различные составляющие так называемых наполнителей часто оставляют желать лучшего.

Посмотрите сначала вот этот ролик. Здесь художник очень искусно смешивает цвета, якобы используя в качестве прототипа палитру Цорна.

Всё бы хорошо, но тут я как раз и вспомнила наш разговор с Татьяной! Как я уже показала выше, она не поленилась и сделала выкраску, при этом предварительно сравнила нескольких сортов красного - проверила, как они смешиваются с другими цветами. Среди них и тот самый вермийон - красно-оранжевый на основе красного пигмента киновари.

На фото ниже Татьянин эксперимент с масляными красками. Бирюзовыми стрелками я пометила на фотографии, как красный кадмий руж (Rouge de cadmium) перемещается при смешении с оттенками синего в холодный коридор цветов - в область фиолетового. Правее такая же бирюзовая стрелка указывает на столбик смешения красно-оранжевого вермийона натурального (Vermillion veritable) с другими цветами. Оказалось, что он остаётся тёплым даже при смешении с синим. Это тот самый вермийон Цорна! Кстати, слева от вермийона, помеченного стрелкой, - смесь, как я поняла, синтетического вермийона французского - он тоже ушёл в "мертвичинку" при смешении с синим и голубым. Цитата Татьяны: "Цорновский красный вермийон остаётся тёплым при разбеле, кадмий красный уходит в малиновый оттенок. В интернете для начинающих столько палок в колёса! И чёрный нужно использовать не "ламповую сажу", а "noir d'ivoire"*, который и даёт зеленовато холодные оттенки в смеси с жёлтой охрой".

* - речь об угольном пигменте на основе костей и крови животных, который получается при сжигании с добавкой некоторых химических субстанций (Bone char)

Anders Zorn and Tatyana

Так и получается, что если портретист использует палитру Цорна, но при этом подменяет, скажем, красный вермийон на красный кадмий, или природный чёрный на искусственный, на выходе получаются портреты людей с мёртвым свечением.

Я спросила у Татьяны, что по её мнению происходит? Почему так многие художники пытаются заменять исходные цвета на какие-то более современные, тем более на те, что созданы явно на искусственных пигментах? Сошлись во мнении, что, видимо, не во всех странах вермийон есть в свободной продаже, плюс вполне может быть, что многим начинающим художникам масляный вермийон на натуральных пигментах просто не по карману. В любом случае, было очень интересно услышать мнение знающего человека. Я теперь совсем другими глазами смотрю на "палитру ярости" и нежно поглаживаю мой тюбик акварельного вермийона :-) Кому что.

А это Татьяна в своей мастерской в Провансе с чумазым любимцем, который только что прибежал с прогулки и который и меня тут же принял в свою стаю: облизал с ног до головы :-) Кстати, обратите внимание слева на фото - это не книга, раскрытая на произвольной странице. Это у Тани скетчбуки так выглядят!

Читайте также: