Палитра для акварели своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

В первой статье об акварельных рисунках я решил затронуть набор основных принадлежностей, которые понадобятся при рисовании акварелью. Безусловно при работе акварелью набор инструментов будет чуть больше, чем для рисования карандашами. В этой и дальнейших статьях я буду описывать сугубо свой опыт освоения и работы акварелью, а не так, как описывается во многих книгах про акварель - "всё обо всём". Рассказывать буду только то, что мне самому удалось попробовать. Поэтому если вы где-то встретите какие-то другие способы или трактовки тех или иных терминов в акварели, то не удивляйтесь, такое вполне возможно.

Акварель - довольно капризный материал для начинающего художника. Во-первых, потому что краски имеют свойство расплываться и уходят из под контроля, во-вторых - прорисовка деталей производится кистью, а не жестким карандашом. Поэтому я решил, что к теме акварельных рисунков мы подойдем плавно, начиная с основ и принадлежностей.

Итак, какие принадлежности у меня имеются для рисования акварелью?

1. КРАСКИ

Начну, пожалуй, с самих красок. Я использую дешевые акварельные краски фирмы "Луч" (те, что для школьников):

акварельные краски

акварельные краски "Луч"

и более дорогие краски фирмы "Невская Палитра", в тюбиках:

краски фирмы

краски фирмы "Невская Палитра"

Для обучения подойдут практически любые акварельные краски, которые не жалко потратить на эксперименты. Главное, чтобы в них было всего три цвета - желтый , красный , синий . Как многим наверняка известно, из них легко можно получить все остальные цвета.

Для каждой упаковки я обязательно делаю пробный лист с каждым оттенком из коробки. Например, для коробки фирмы "Луч" я разделил лист на количество ячеек, соответствующих расположению красок в коробке. И затем каждую ячейку закрасил соответствующим цветом. Причем краски наносил на влажный лист, чтобы получились разные переходы и оттенки для каждого цвета. Таким образом, я примерно буду, знать возможности и оттенки каждого цвета в коробке, что в дальнейшем очень поможет при рисовании.

Тестирование акварели

Тестирование акварели

2. БУМАГА

С бумагой я до сих пор экспериментирую, что и вам рекомендую, т.к. у разных фирм разные по качеству свойства бумаги, особенно способность удерживать влагу. Только личные эксперименты помогут вам выявить наиболее подходящую для вашего стиля рисования бумагу. Я использую как различные альбомы для рисования, так и более специализированную бумагу для акварели. Из последних я приобрел пару альбомов марки Госзнак - чистоцеллюлозная и тисненая "Лён". Обе плотностью 200г/кв.м.

бумага для акварели

бумага для акварели

Стоит сразу заметить, что на более плотной бумаге (300 - 600 г/кв.м) рисовать проще. Плотная бумага частно отлично держит влагу и хорошо подходит для рисования "по сырому".

Кстати, бумагу с тиснением "Лён" (на фото альбом слева) я не буду вам рекомендовать, т.к. в моих экспериментах она показала себя не самым лучшим образом - после нескольких слоев или слишком большой влажности образовывались катышки на бумаге. Поэтому для начала я бы посоветовал использовать альбомы или папки с чистоцеллюлозной бумагой марки Госзнак, благо они сейчас продаются практически везде. Ищите в магазинах надписи "Госзнак" на оборотной стороне папок и альбомов, а также обращайте внимание на величину плотности. Если для рисунка карандашом спокойно подходит бумага плотностью 160 г/кв.м, то для акварели желательно брать от 200 г/кв.м и выше. Формат выбирайте любой, какой вам нравится.

Существуют также и другие типы бумаги холодного и горячего копчения прессования, выбор довольно огромен, поэтому только эксперименты позволят выявить наиболее подходящую вам бумагу для рисования акварелью. Возможно мы еще поговорим на эту тему на страницах сайта.

3. КИСТИ

Чтобы понять, какие кисти нужны в рисунке, стоит вспомнить, какие задачи нам предстоит ими решать. Для себя я выбрал: 1) Широкие или плоские кисти. Используются для заливки краской больших площадей, фона. Здесь мой выбор пал на круглые беличьи кисти и на плоские синтетические. Например, номер 18 (плоская), 8 (круглая, белка).

2) Круглые кисти с заостренным концом. Этими кистями я выполняю основные детали рисунка, тени, блики и прочее. Ваш рабочий размер будет зависеть от формата, на котором вы рисуете. У меня в наборе для этих целей находятся кисти с номерами 6, 9, 12. Основное внимание при выборе кисти нужно уделить ее кончику. При наборе воды в кисть кончик должен оставаться острым. Дешевые кисти для детей не всегда удовлетворяют этому требованию. Поэтому лучше купить сразу более качественные кисти. Тем более кисть - основной инструмент художника, не менее важный, чем карандаш.

3) Тонкие круглые кисти. Используются для финальной детализации картины. Т.е.это как правило,самые маленькие размеры кистей, которые позволяют прорисовать мелкие детали в рисунке. Например, номера 0, 1, 3.

Т.е., если говорить грубо, то вам нужно всего 3 кисти: 1) большая - для заливки фона 2) средняя - для выполнения основного рисунка 3) маленькая - для прорисовки деталей

Я в основном использую синтетические кисти, т.к. они упругие и хорошо удерживают краску. Вот такого набора кистей вполне хватает для рисунка:

кисти для рисования акварелью

кисти для рисования акварелью

Некоторые из кистей я даже до сих пор не использовал, т.к. справлялся гораздо меньшим набором.

4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1) Маскирующая жидкость

Macкирующая жидкость

Macкирующая жидкость Sennelier

Весьма интересный и полезный инструмент. Если есть возможность - обязательно приобретайте. Для тех, кто не знает - маскирующая жидкость наносится на те участки, которые пока не нужно закрашивать. После того, как фон закрашен, маскирующая жидкость снимается пальцем, обнажая белую бумагу, на которой в дальнейшем прорисовывают оставшиеся детали. Многие из вас наверняка видели в интернете примеры живописи акварелью с использованием маскирующей жидкости.

2) Банка с водой А точнее не одна, а целых две. Это желательнее, если хотите, чтобы ваши акварели были чище. В одной банке всегда должна быть чистая вода, которую нужно использовать для рисования и разбавления красок. В другой банке нужно промывать кисть. Тут вода быстро становится грязной.

3) Тряпка Крайне желательный атрибут для того, чтобы отжимать кисть и убирать с кисти излишек воды.

4) Палитра Палитра нужна нам для получения различных оттенков цвета путем смешивания цветов. Т.к. акварель разводится часто большим количеством воды, то лучше отказаться от бумажных палитр и использовать пластиковые, т.к. на бумаге вода быстро будет впитываться. Очень хорошо для этого подходят плоские тарелки, либо пластиковые крышки некоторых коробок акварели.

5) Планшет Не обязательный атрибут, но желателен для натяжения бумаги. Т.к. при нанесении воды на бумагу, будут образовываться бугры и бумагу начнет коробить, то лучше всего её закрепить на планшете. Это можно сделать зажимами, клейкой лентой или, если вы собрались рисовать "по сырому", наклеить влажный лист на стекло или пластиковый планшет.

Итак, давайте кратко подведем итоги того, что нам понадобится для рисования акварелью:

  1. краски
  2. бумага
  3. кисти
  4. палитра
  5. планшет
  6. банки с водой
  7. тряпка

Если сравнить со списком инструментов при работе цветными карандашами (упаковка карандашей + бумага), то здесь конечно больше предметов. Но, как говориться - искусство требует жертв 🙂

Остальные инструменты и материалы можно пока не упоминать, т.к. с набором выше вполне уже можно творить шедевры. Применение маскирующей жидкости, соли, зубной щетки и прочих экзотических вещей не отменяется и возможно в дальнейшем мы с вами рассмотрим некоторые из них подробнее.

На этом пока все. В одной из следующих статей займемся основами работы акварелью, ибо без них никуда. Следите за рассылкой и оставляйте свои комментарии ниже.

ТЦ Парк Хаус Сигнальный
Владыкино (1-й вагон из центра) , МЦК Владыкино ТК Город Лефортово
Авиамоторная ТРЦ Спектр
Тёплый Cтан ТРЦ Облака
Домодедовская Универмаг Московский
Комсомольская ТЦ Город на Рязанке
МЦК Нижегородская ТРЦ Columbus
Пражская ТЦ Водный
Водный стадион ТРЦ Речной
Речной Вокзал ТК Радужный
Бабушкинская Мытищи, ТРК Красный кит
ТДЦ Черемушки
Новые Черёмушки ТРК Щука
Щукинская ТРК Европолис
Свиблово
МЦК Ростокино ТРЦ Европейский
Киевская ТЦ Александр Лэнд
Бибирево ТЦ Мегаполис
Технопарк ТРЦ Гагаринский
Ленинский проспект (последний вагон из центра) ТЦ Авиапарк
ЦСКА ТЦ Митино
Митино ТРЦ Океания
Славянский бульвар МЕГА Белая Дача
Котельники ТРЦ Райкин Плаза
Марьина Роща ТЦ ТИАРА
Раменки ТРЦ Калейдоскоп
Сходненская ТЦ Метрополис
Войковская, МЦК Балтийская ТРЦ Иридиум
ТЦ Капитолий
Университет ТРЦ Каширская плаза
Домодедовская ТЦ МЦ
Беляево ТРЦ РИО Дмитровка
Алтуфьево, Медведково ТК О!Подворье
ТЦ Экватор
Новокосино ТРЦ Бутово Молл
Бунинская аллея ТРЦ Саларис
Саларьево в Сокольниках
Сокольники ТДК Круг
Бульвар Дмитрия Донского ТРК Мари
Братиславская МФК КУНЦЕВО ПЛАЗА
Молодёжная ТРК FORT
Ясенево ТРЦ Щёлковский
Щёлковская ТРЦ Серебряный дом
Электрозаводская ТЦ Новоарбатский
Арбатская

Наличие в розничных магазинах

Московская область, г. Мытищи, Шараповский проезд, вл. 2, с. 3

Московская область, г. Котельники, 1-й Покровский проезд, д.1

Московская область, г. Реутов, ул. Октября, владение 10


















Мастер-классы по теме


Декорируем подставку для напитков красками по стеклу и фарфору.


Истинная красота и романтика горных походов! Сочетание акриловых красок и мастихина поможет вам сотворить настоящий шедевр.

Работы, выполненные акварелью, отличаются легкой прозрачностью и одновременно выразительной глубиной. Если вы только знакомитесь с рисованием и пробуете создавать шедевры, прочитайте статью также про живопись маслом и акрилом. Начинающие художники нередко задаются вопросом: что рекомендуется приготовить для письма акварелью?

принадлежности для рисования

Сначала список может показаться непонятным и слишком объёмным, но пугаться не стоит — сегодня расскажем, какие материалы и принадлежности необходимы для рисования акварельными красками.

Основной список материалов, которые нужны для рисования

Сначала можно приобрести ограниченное количество предметов, но желательно выбирать только качественные. Широкий ассортимент кистей, акварельных красок, ёмкостей для воды, листов и прочего предоставлен в магазине художественных материалов. Обсудим основной перечень, без которого никак не обойтись.

Набор акварельных красок

Для начинающих художников не нужно сразу покупать набор красок, состоящий из множества цветов. Достаточно необходимых 6 — 7. При этом в качестве белого выступает сама бумага, на которой рисуют, а тени создаются путем смешивания нескольких оттенков. Цвета, рекомендуемые в обязательном порядке:

  • серая пейна
  • жженая умбра
  • азо желтый
  • фталоцин синий
  • нафтол красный
  • фталоциан зелёный

Лучше приобрести акварель в тюбиках, но можно также в лоточках и брикетиках. В тюбиках уже влажные, а в лоточках легкие и небольшие, что удобно для творчества в путешествиях. Важно выбрать акварельные краски, предназначенные для профессиональных художников, а не ученические. Последние содержат разные добавки и большое количество связующих компонентов. В итоге яркость рисунка получается не такая сильная и выразительная.

палитра

Профессиональные краски состоят только из элементов натурального происхождения и очищенных пигментов, поэтому работы радуют насыщенностью тонов. Тюбиков маленького размера хватит на долгое время.

Палитра

В наборы акварельных красок в брикетиках и лоточках уже входит палитра — очень удобный предмет для рисования. Можно выдавливать небольшое количество краски на неё и смешивать цвета (лучше, чтобы плоскость для смешивания была достаточно большой). Но приобрести лучше палитру не из дерева (ровную), а с углублениями для воды: краски с акрилом слишком быстро высыхают. Палитры бывают из:

  • металла
  • керамики
  • стекла
  • пластмассы

рисуем

Ребенку подойдет палитра из более легких материалов, стекло и керамика тяжелее. Независимо от вида материала палитры хорошо и быстро моются.

На заметку! Если палитры пока нет, то альтернативой послужит белая широкая фарфоровая тарелка.

Кисти

Эти предметы должны быть высшего качества, а потому и стоят они немало. Но, если ухаживать и бережно относиться, то кисточки прослужат долго. Ценятся кисти из шерсти колонка (ворса соболя), песца, пони, козы и белки. Важно, чтобы они не теряли форму и удерживали хорошо частицы краски. Чтобы рисовать акварельными красками в удовольствие, потребуется несколько кистей, отличающихся параметрами.

Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.

Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.

Размер палитры.

Желательно выбирать небольшую палитру для первых уроков рисования маслом - размера 20х30 вполне достаточно. Дело в том, что палитры для живописи масляными красками выбираются в соответствии с размером холста. То есть, палитры бывают маленькие, средние и большие. Сразу скажу, что большие палитры - это плоскости размером от 50 см по большей стороне и нужны они для работы на холсте размером от 1 метра. Для небольших этюдов и живописных упражнений до размера 50х60 см включительно, подойдут маленькие палитры. Во всех остальных случаях, можно использовать палитру среднего размера.

Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).

Если вы собираетесь осваивать масляную живопись основательно, то стоит приобрести несколько палитр разного размера для разнообразных задач. Также имеет смысл разделить палитры по назначению - для рисования на природе (пленэр), для живописи маслом в студии, а также выделить отдельные палитры для рисования пейзажей и для живописи человеческого тела и портретов. Они будут отличаться не только по размеру, но и по весу и по оставшимся после промывания цветовым вкраплениям в поверхность - по ним можно ориентироваться в следующих работах.

Форма палитры.
Существует 3 классических формы палитры для художников - овал, квадрат и квадрат со скруглёнными углами. При обучении живописи форма палитры особого значения не имеет, а вот художники-профессионалы, приноровившись к какому-то одному типу палитры, отдают предпочтение излюбленной форме.

Для работы с моделью в студии, художнику удобнее использовать овальную палитру - она не ограничивает движения во время сеанса живописи, достаточно удобна технически (краски из тюбиков выдавливаются по периметру палитры, а в середине остаётся довольно много места для смесей) и лёгкая.

Материал для палитры.
Классическая деревянная палитра - самый лучший вариант. Ни в коем случае не стоит использовать для живописи маслом пластиковую палитру для акварели. Во-первых, для рисования маслом нужна гладкая поверхность, без ячеек и углублений. Во-вторых, пластик пористый, даже если палитра не деформируется под воздействием сильного растворителя при промывании в конце сеанса (что вполне допустимо), то частицы краски проникнут в поры пластика и будут мешать последующим замесам.
Деревянные палитры изготавливают из твёрдых пород дерева (орех, клён, груша). В большинстве своём, это многослойная склейка (фанера), но палитра из цельной древесины удобнее и легче.
В некоторых случаях в качестве палитры используют лист металла или стекло, окрашенное с тыльной стороны в белый цвет. Это не самые лучшие варианты - такие палитры невозможно держать в руке во время занятий живописью, замесы на них выполняются в иной рабочей плоскости по отношению к картинной плоскости (палитра лежит горизонтально, а холст закреплён вертикально на мольберте), а значит по степени освещения они будут сильно отличатся друг от друга (один и тот же замес краски в разных рабочих плоскостях выглядит по-разному), что усложняет процесс подбора оттенков в масле. Кроме того, палитры из стекла хрупки, а из металла - имеют плохую связку с красочным слоем. Их сложнее чистить и переносить с места на место, также они тяжелы.

Уход за палитрой для масляных красок.
Новую палитру нельзя использовать сразу - дерево будет сильно впитывать масло, разбавитель и частично пигменты, поэтому смешивать цвета на такой “тянущей” будет неудобно. Деревянную палитру следует подготовить к занятиям живописью - пропитать поверхность веществом, не пропускающим краску. Есть три способа обработки новой палитры:
+ натирание пчелиным воском;

+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);

+ пропитка маслом для живописи или олифой.
После обработки палитра высушивается до тех пор, пока поверхность не станет сухой.
В конце сеанса, когда живопись окончена, с палитры следует счистить все оставшиеся краски и протереть палитру сухой тряпочкой. В этом случае тонкий красочный слой частично распределится по поверхности палитры и придаст ей равномерный серый цвет, что очень хорошо для последующих сеансов живописи (намешивать оттенки цвета на серой палитре лучше и точнее, чем на белой или коричневой - это помогает избежать сильного тонального контраста и позволяет объективно оценить степень тепло-холодности цветов и оттенков). До следующего живописного сеанса палитра высохнет естественным образом и масляная живопись может продолжиться.
Мыть палитру можно (если вы пишете много и она не успевает высохнуть после предыдущего сеанса или если нужно кардинально сменить цветовые отношения) растворителями (скипидар, уайт-спирит). После мытья палитру насухо вытирают хлопчато-бумажной тряпочкой и высушивают. Сушить палитру у источника тепла (батарея, обогреватель и т.д.) не рекомендуется - дерево может рассохнуться, деформироваться, скалываться.
Чтобы убрать с палитры засохшую краску, её следует немного подогреть феном и счистить острым шпателем или мастихином. Размачивать палитру с краской в разбавителе не рекомендуется, чтобы не испортить саму деревянную основу. Также не стоит соскабливать остатки сухой краски ножом - можно деформировать деревянную поверхность.
Засохшую старую краску с палитры удалить можно, для этого потребуется наждачная бумага и электродрель. Будьте аккуратны, не заденьте саму деревянную поверхность. Если всё же старые краски удалось удалить с палитры вместе с верхним защитным слоем, то следует очистить поверхность палитры от сухого мусора, пыли и частиц краски. А затем придётся снова обработать поверхность палитры пропиткой, как было сказано выше. Срезы старых масляных красок или те места, с которых они были удалены на палитре также обрабатываются пропиткой, иначе палитра будет “тянуть” масло и краски и рисовать маслом будет сложно.

Культура палитры.
Обращение с палитрой и правильная её организация и использование очень важно для художника. К этому стоит отнестись внимательно и сразу приучить себя правильно распределять краски на палитре и организовывать сам рабочий процесс живописца. Выработанные строгой дисциплиной условия и нормы облегчат процесс рисования и сделают масляную живопись приятным благодатным процессом.
Держать палитру нужно в нерабочей руке хватом снизу (чтобы она не соскальзывала, в ней вырезаны отверстие под большой палец и углубление для остальных пальцев ладони). Маслёнка прикрепляется к палитре специальным зажимом - она не должна “ездить” и скатываться. Держать палитру в руке удобно, к этому просто нужно привыкнуть. Особенно это важно при рисовании стоя за мольбертом, когда художник постоянно отходит от картины на небольшое расстояние для уточнения и общего анализа.
Пробы краски делаются у края палитры так, чтобы приложив палитру к холсту можно было понять, нужный ли цвет получился в замесе. Для этого также удобнее держать палитру в руке постоянно, всё занятие живописью. Краски смешиваются посередине плоскости палитры в любом удобном месте - проба цвета выносится на край (мазок краски кладётся в самый край), чтоб приложив цвет к цвету можно было почувствовать разницу и внести изменения цвета по мере надобности.

Краски на палитре распределяются вдоль её верхнего края последовательно - от светлой к тёмной. Есть разные версии организации красок на палитре:

1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);

2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;

3) по верхнему краю палитры распределяются тёплые оттенки красок от светлого к тёмному (белила, лимонный, жёлтый оранжевый и т.д.), по правой боковой стороне - холодные оттенки от светлого к тёмному.

Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.

Правильная и хорошо организованная палитра - первый помощник начинающего живописца. Именно с таких основ начинается обучение масляной живописи, в том числе и в нашей художественной школе. Поэтому на вопрос, с чего начать рисовать маслом?, я обычно отвечаю с качественных красок, правильно подобранных кистей и верной палитры. Рисовать маслом с нуля научиться можно, но для этого стоит провести серьёзную подготовительную работу, по выбору и организации палитры, например. Ведь качественные материалы и инструменты - это уже полдела.

Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)

ОБ АВТОРЕ:

Екатерина Крюкова — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее >>>

Читайте также: