Пайка трубки кондиционера своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

В процессе эксплуатации кондиционера случаются разные неприятности. Самой частой проблемой является ремонт трубок.

При использовании кондиционера в режиме охлаждения, когда за окном минусовая температура воздуха, в дренажной трубке может образоваться ледяная пробка, закупоривающая отверстие для слива конденсата. Главным последствием этого обстоятельства будет являться течь из внутреннего блока. В таком случае ремонт не потребуется. Нужно всего лишь дождаться пока на улице потеплеет, и пробка растает сама.

Более серьезные затруднения вызывают повреждения трубок для хладагента кондиционера, возникающие по следующим причинам:

  • нарушение целостности поверхности трубок из-за механического повреждения;
  • перетирание внутренних трубок из-за сильной вибрации при усиленной работе компрессора или вентилятора;
  • деформация или разрушение стенок трубок под воздействием окружающей среды (UV-излучение, ветер, осадки и другие факторы).

Сплит-система устроена так, что наиболее уязвимым участком является магистраль, соединяющая ее основные модули. Как только появилось подозрение об утечке хладагента, первым делом рекомендуется визуально осмотреть фреоновую трассу. Обычно она состоит из трубок, которые не должны вступать в реакцию с фреоном и маслом. При этом необходимо, чтобы они были защищены от коррозии.

Медь как нельзя лучше подходит для таких целей. При взаимодействии с хлором, содержащимся во фреоне, медь окисляется и покрывается защитным слоем, препятствующим появлению ржавчины.

Как гнуть медную трубку для сплит системы?

При монтаже кондиционера в некоторых случаях необходимо согнуть трубку, чтобы изменить ее угол. Это возможно сделать вручную или с использованием специального инструмента – трубогиба.

трубогиб

Он работает за счет применения мускульной силы человека, имеет несколько видов насадок полукруглой формы.

Не всегда под рукой имеется специнструмент, поэтому для того чтобы согнуть трубку, можно использовать другой способ. Например, с помощью пружины.

Как это происходит (пошаговая инструкция)?

  1. Для начала нужно выбрать пружину. Если диаметр трубки большой, то используется пружина меньшего диаметра, которая проталкивается вовнутрь трубы. Для тонкой трубки можно взять большую пружину и надеть ее сверху.

нагретая труба

2. Затем трубку нагреть с помощью газовой горелки или паяльной лампы.

3. Когда металл потемнеет – можно начинать сгибание.

сгибание трубы

4. Оставить заготовку до полного остывания.

5. Извлечь пружину.

Алюминиевая трубка также широко используется при монтаже кондиционеров и для подачи хладагента, так как обладает рядом преимуществ перед медной:

  • низкая цена;
  • лучшая гибкость;
  • быстрота и легкость при запаивании, экономия усилий и времени, а также расхода припаев и газа;
  • низкая тепловодность;
  • более высокая коррозийная устойчивость;
  • мягкость позволяет тратить меньше усилий на развальцовку.

Совет: следите за тем, чтобы влага с медных элементов не стекала на алюминиевые части. Их взаимодействие неизбежно приведет к возникновению коррозии.

Свойства алюминия таковы, что его поверхность быстро окисляется под воздействием кислорода и на нем появляется защитная оксидная пленка. Эта пленка мешает при запаивании алюминиевых трубок.

Поэтому часто возникает вопрос: чем запаять алюминиевую трубку кондиционера? Если возникла такая необходимость, то рекомендуется использовать флюсы и припои. С ними швы получаются гладкие и прочные.

Для спайки алюминиевых деталей понадобятся:

  1. газобаллон;
  2. припой для пайки алюминия (например, Castolin 192 FBK);
  3. горелка газовая или паяльная лампа.

Этапы пайки алюминиевой трубки (пошаговая инструкция)

  • Очищение поверхности от оксидной пленки и загрязнений. Это делается двумя способами: механическим (с помощью шлифовальной машинки, наждачки, металлической сетки или щетки) или химическим (с применением химических веществ – флюсов).

очищение поверхности

  • Выставление деталей в нужном положении относительно друг друга.
  • Нанесение флюса на место соединения.
  • Нагревание трубки с припоем паяльной лампой или газовой горелкой.

Совет: обращайте внимание на цвет пламени. Голубой свидетельствует о том, что в нагреваемой смеси слишком много кислорода, который вызывает активное окисление металла. Ярко-синий наиболее рекомендован, так как означает, что горючая смесь оптимально сбалансирована.

  • Нанесение припоя. При этом следует избегать перегрева, в результате которого соединяемые детали могут расплавиться. Контролировать процесс нагревания до рабочей температуры нужно постоянно прикладывая припой. Когда его кончик начнет плавиться, значит температура оптимальна.

Если флюс не используется, то кончиком припоя нужно делать чиркающие движения. Эта мера поможет избавиться от оксидной пленки и сделать шов более прочным.

Пайка помогает решить проблемы ремонта изношенных деталей, нарушения герметичности трубок, не прибегая к дорогостоящей помощи квалифицированных специалистов.

Чтобы система работа исправно и эффективно, её необходимо правильно смонтировать. Монтаж кондиционера — сложная, трудоёмкая работа. Один из сложнейших этапов при монтаже — прокладка фреоновых медных трубок. По ним впоследствии будет циркулировать холодильный агент, к этому вопросу нужно подойти с особым внимание.

В большинстве случаев для подключения фреоновых трубок кондиционера используется метод развальцовки. Он обеспечивает герметичное и аккуратное соединение, при котором трубки можно легко демонтировать. Однако, порой монтажнику приходиться использовать пайку или даже сварку для соединения труб.

В этой статье мы подробно расскажем, какие инструменты необходимо использовать для пайки медных труб, как выполняется соединение с помощью пайки и можно ли заварить трубку кондиционера, используя сварку аргоном.

Комплектующие и инструменты

пайка медных трубок кондиционера

Чтобы правильно выполнить пайку медных труб для вашего кондиционера, важно правильно подобрать расходные материалы.

Первое, на что стоит обратить внимание — сами трубки. Чаще всего используются медные трубки, поскольку они достаточно пластичные, при этом прочные, выдерживают рабочую температуру до +100 градусов по Цельсию, им не страшна коррозия и химический состав фреона.

Инструменты и материалы для пайки трубок кондиционера:

Труборез. Обязательный инструмент. Мы категорически не рекомендуем использовать ножовку вместо трубореза. В противном случае вы получите неаккуратный срез, а также увеличите вероятность попадания металлической стружки внутрь трубы;

Инструмент для сгибания труб. Трубы можно согнуть и вручную, но в процессе вы легко повредите металл, на нем появятся заломы. А это недопустимо;

Газовая горелка с регулировкой пламени;

Припой для пайки медных труб (мягкий или твердый, не принципиально);

Металлическая щетка и наждачная бумага;

Средства защиты (маска и очки — минимальный набор).

Остановимся подробнее на припое. Припой может быть серебряным или медно-фосфорным. Если в составе есть еще и кадмий, значит вы обязаны использовать средства защиты. Поскольку при нагревании такие припои источают токсичные пары.

Для работы с медными трубами лучше использовать серебряный припой для пайки. Медно-фосфорные припои чаще используют при работе с алюминием. Об алюминии мы еще скажем в конце статьи, когда упомянем сварку аргоном. Но, в общем и целом, статья посвящена пайке именно МЕДНЫХ трубок.

Пару слов о газовой смеси. Необходимо использовать только качественные смеси, ведь от этого во многом зависит надежность и герметичность соединения. Перед пайкой проверьте смесь: факел должен быть ярко-синим на протяжении всей длины. Если цвет скорее напоминает бледно-голубой, скорее всего в его составе слишком много кислорода. А это значит, что металл будет быстрее окисляться. По возможности, не используйте такие смеси в работе.

Далее мы расскажем, как осуществляется пайка медных труб для системы кондиционирования, и какие нюансы нужно учитывать.

Как выполняется работа

сварка труб кондиционера

Концы трубок необходимо предварительно зачистить с помощью наждачной бумаги или жесткой металлической щётки, уменьшив тем самым толщину стенки и подготовив поверхность к работе. Также металл нужно обезжирить. На трубках не должно быть следов грязи или краски. Любые загрязнения ухудшают качество шва.

Одну трубку необходимо вставить в другую на длину, равную диаметру этих самых трубок. При этом зазор должен быть минимальным! Одна трубка должна довольно плотно входить в другую. Но будьте аккуратны, медные трубы легко деформируются, при избыточной силе на них могут образоваться заломы. А это недопустимо.

Далее нужно прогреть припой, предварительно опустив его во флюс. Последний защитит припой от окисления. Слой флюса должен быть небольшим! В противном случае соединение будет некачественным.

Пайка медных трубок кондиционера осуществляется с помощью пламени от газовой горелки. Горелку нужно вести плавно. Во время работы используется припой для пайки. Он должен проникать в зазор между трубками. Прогревайте горелкой не только место соединения двух труб, но и сантиметров 5-10 слева и справа от стыка.

После проведения пайки необходимо счистить следы флюса с поверхности трубки. Используйте металлическую щетку или наждачную бумагу, чтобы добиться гладкой поверхности стыка.

Важные нюансы, на которые стоит обратить внимание:

Используйте горелку с регулировкой интенсивности пламени. Так вы сможете четко регулировать температуру нагрева деталей. Далее мы еще затронем вопрос пайки при низких и высоких температурах;

Используйте средства защиты: маску и очки. Также откройте окно. Некоторые припои могут выделять токсичный газ при нагревании, позаботьтесь о своем здоровье;

Нагревайте стык медленно и равномерно, не спешите. Главная задача — добиться аккуратного герметичного шва.

Оптимальная температура пайки

Пайку следует выполнять именно в низкотемпературном режиме. Это означает, что трубы в месте соединения не должны нагреваться выше 427 градусов по Цельсию. Этот метод наиболее эффективен: достигается локальный нагрев, металл почти не окисляется, шов получается аккуратным.

А вот о высокотемпературной пайке лучше забыть. При соединении фреоновых труб этот метод не применяют. При повышенной температуре не удается добиться такого же точного и герметичного стыка, как при низкотемпературной пайке. Это особенно актуально, если вы выполняете работу в домашних условиях и не обладаете достаточным опытом.

В некоторых случаях пайка с применением высокой температуры оказывается вполне жизнеспособной, но нужно соблюсти множество нюансов. Эта работа под силу только опытному мастеру, который знает, почему в том или ином случае лучше применить высокотемпературный метод.

Пару слов о сварке

алюминиевые трубы кондиционера

Метод сварки аргоном, да и сварка в принципе, редко применяется при прокладке фреоновых труб. Аргонная сварка хороша в тех случаях, когда используются алюминиевые трубки. Но зачастую для трассы применяют медные трубы. Почему? Прочтите статью ниже, чтобы узнать об этом подробнее.

В этой статье мы не будет касаться вопроса аргонной сварки, поскольку этот метод применяется крайне редко. Если вы находитесь на этапе подготовки, лучше купите медные трубы и используйте пайку или развальцовку. Это проще и быстрее.

Итоги

Качественное соединение труб для кондиционеров гарантирует герметичность, а значит работы эффективность системы кондиционирования. Для соединения труб зачастую используют развальцовку, но порой применяется и пайка. Этот метод вполне можно использовать для соединения трубок из меди.

А вот сварка трубок кондиционера оправдана только в том случае, если трубы алюминиевые. В таком случае используется метод аргоновой сварки. В этой статье мы не останавливались подробно на данном методе, поскольку алюминиевые трубы крайне редко используются при прокладке фреоновой трассы.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже. А если у вас уже был опыт пайки или сварки фреоновых трубок, поделитесь им. Дайте несколько полезных советов и рекомендаций. Они будут полезны для многих читателей. Также ознакомьтесь с другими статьями на нашем сайте. Желаем удачи!

Ремонт трубок кондиционера автомобиля

Ремонт трубок кондиционера автомобиля необходим, когда на них появляются повреждения, которые пропускают фреон. Потеря даже небольшого количества хладагента приводит к существенному снижению эффективности работы системы охлаждения.

Причины поломки трубок кондиционера

Тонкостенный алюминий легкий и хорошо принимает нужную форму, чтобы не утяжелять конструкцию машины, поэтому производители часто выбирают этот металл для изготовления комплектующих. Но запас прочности у таких компонентов невысок.

Сломанная трубка кондиционера авто

Сломанная трубка кондиционера авто

Ремонт алюминиевых трубок кондиционера на авто понадобится не только после ДТП. Если владелец не ухаживает за транспортным средством должным образом, позволяя скапливаться грязи под подкрылками, то начинается процесс гниения, что приводит к потере целостности. Существует и ряд других причин, почему появляются микротрещины, и начинается протекание фреона.

Превышение уровня давления

В охлаждающей системе автомобиля рабочая атмосфера характеризуется показателем в 15 бар. Превышение этого значения приводит к образованию дырки.

Повышенная вибрация

Из-за естественного старения металла легкий сплав становится хрупким, потому на поверхности начинают появляться микротрещины. Они постепенно углубляются, что и приводит к утечкам хладагента. Провоцировать подобное может езда по дорогам с ухабами и выбоинами, которые не редкость на территории РФ.

Нагрев от жары

Запаять алюминиевую трубку кондиционера автомобиля придется и после перепадов температур. В сильный зной металл расширяется, в холода сокращается, и если машина слишком часто попадает в подобные условия, то повреждение неминуемо.

Естественный износ

Какой бы прочной ни была деталь со временем она выйдет из строя из-за износа. Владельцу необходимо своевременно проводить диагностику и заменять изношенные комплектующие, не пренебрегать плановыми ремонтными работами.

Регулярные технические осмотры автокондиционера позволяют обнаружить нарушение раньше, чем оно существенно скажется на комфорте во время езды и работоспособности прочих систем и узлов.

Если в пути возникли неисправности с автомобильной кондиционирующей системой, но она не отключилась автоматически, водитель должен принудительно заглушить ее работу. Компрессор, куда не поступает смазка, может выйти из строя, после чего менять придется весь узел.

Способы ремонта

Следы утечки хладагента часто можно увидеть, не применяя дополнительных средств вроде специальных составов и технического оснащения. Наличие загрязнений в системе тоже может считаться косвенным признаком. Но чтобы не пропустить, где именно нужен ремонт трубок кондиционера автомобиля, потребуется диагностика с помощью определенного оборудования.

В систему охлаждения закачивается вещество, заметное в ультрафиолетовом свете, а затем магистрали высокого давления просвечиваются. Всюду, где есть трещины или дыры, появится характерный цветной маркер.

Ремонт трубки кондиционера

Ремонт трубки кондиционера

На основании результатов проверки и намечается дальнейший план ремонтных работ, а также выбирается наиболее подходящий для ситуации способ их проведения. Если нет возможности заменить компонент на полностью новый, прибегают к другим методам восстановления целостности поверхности:

  • заделывают с помощью сварочных работ;
  • заклеивают эпоксидными смолами;
  • запаивают с применением специальных составов.

В зависимости от выбранного способа может потребоваться дополнительное оборудование.

Аргонно-дуговая сварка

На поверхности алюминиевых деталей существует естественный защитный слой — окисная пленка, мешающая заварить трубку кондиционера авто. Поэтому стандартный аппарат тут не подойдет.

Требуется сварка в среде аргона, когда кислород не поступает к шву из-за идущего непрерывным потоком инертного газа. Присадочный материал — прутки — в процессе подается к нужному месту и заполняет дефекты. Работать с аргоновыми аппаратами должны профессионалы высокой квалификации.

Ремонтные составы

Готовые комплекты

Восстановление трубок кондиционера автомобиля с помощью специального комплекта с резиновым шлангом — простой и быстрый способ вернуть работоспособность системе охлаждения. Но выбранное резиновое изделие должно быть армировано и обладать стойкостью к низким температурам и их колебаниям, маслу и фреону, а также к высокому давлению, иначе такой метод не приведет к успеху.

Шланги GoodYear

Готовые комплекты позволяют заменить испорченные элементы целиком, а не соединять прохудившиеся места. Чтобы не запутаться в том, какие шланги способны выдержать требования к системе охлаждения, ремонт трубки кондиционера автомобиля своими руками стоит проводить с использованием специальных расходников.

Компания GoodYear предлагает наборы, разработанные для этой цели, включающие фитинги и трубочки нужного диаметра, уплотнительные кольца. Для установки нужно обзавестись кримпером — инструментом для обжимания и опрессовки наконечников, припаивать ничего не придется.

Популярные составы для ремонта

Чтобы заклеить трубку кондиционера автомобиля, можно воспользоваться несколькими методами, которые не требуют такого дорогостоящего оборудования, как аргонный аппарат.

Ремонт пайкой

Газовая горелка на пропане в сочетании с составом Castolin, разработанном специально для работы с алюминием, поможет запаять трубку кондиционера автомобиля своими руками. Поверхность подготавливается, обрабатывается механически.

Спайка трубки кондиционера

Спайка трубки кондиционера

Деталь нагревается, и припой заполняет микротрещины и дефекты, образуя заглушку, прочно вплетенную в поврежденную стенку. Паяльник и традиционное олово не помогут починить алюминиевые детали.

Poxipol

Аккуратное использование данного продукта позволяет восстановить целостность трубки и успешно откатать целый сезон. Но мера эта временная, компонент в дальнейшем придется снять и заменить.

Инструкция по самостоятельному применению

Когда поломка застала врасплох и нет возможности произвести замену или заварить прореху, можно обратиться к составу Poxipol, позволяющему провести быстрый ремонт трубок кондиционера автомобиля в домашних условиях. Автовладельцу следует позаботиться о мерах безопасности, проводить работу в перчатках, так как эпоксидные компоненты ядовиты. Процедура такова:

  1. Зона дефекта тщательно очищается и обезжиривается.
  2. Поверхность зачищается наждачной бумагой и разделывается скальпелем — им делают риски для улучшения адгезии.
  3. Продукт смешивается в соответствии с инструкцией производителя.
  4. Полученная рабочая смесь наносится на обработанное место трубы и на бинт из стеклоткани.
  5. Материал оборачивается вокруг поврежденной области и дополнительно замазывается поверху.
  6. Готовый бандаж плотно удерживается в течение десяти минут.

Когда процесс полимеризации подойдет к концу, заплатка будет готова.

Замена трубки — более надежный способ восстановления системы охлаждения авто. Даже после проведения ремонта с помощью эпоксидной смолы рекомендуется при первой же возможности обратиться на СТО рядом и установить новый компонент.

Если не хочется обращаться к мастерам, можно узнать последовательность действий, посмотрев видеоуроки или почитав статьи на форумах, и отремонтировать машину самостоятельно.

Одна из наиболее часто встречающихся операций при сборке, монтаже и особенно ремонте кондиционеров — это пайка медных трубопроводов, используемых для соединения основных узлов холодильной системы в замкнутую схему, по которой циркулирует хладагент.

Необходимо помнить, что большинство хладагентов — летучие соединения, легко проникающие даже в микротрещины. И даже незначительная утечка со временем неизбежно приводит к поломке оборудования и необходимости проведения дорогостоящего ремонта. Поэтому главное требование к паяному соединению — это герметичность.

Смачивание — это явление, при котором силы притяжения между молекулами расплавленного припоя и молекулами основных металлов выше, чем внутренние силы притяжения, существующие между молекулами припоя. Степень смачивания — это функция основных составляющих процесса пайки: металлов, припоя и температуры. Хорошее смачивание происходит только на совершенно чистой не окисленной поверхности.

Нельзя путать твердым и мягким припоем, хотя операции очень близки. Отличие заключается в том, что соединение металлов при пайке мягким припоем происходит при температуре ниже 425°С, в связи с чем и имеет целый ряд принципиальных особенностей.

ПРИПОИ

Качество и прочность пайки в большей степени зависит не от припоя, а от неукоснительного соблюдения технологии пайки, а также физических параметров соединения. Именно они и определяют выбор оптимального припоя для того или иного случая.

Для пайки меди, латуни, бронзы и комбинаций этих металлов специально разработаны медно-фосфорные твердые припои. На практике для соединений труб в холодильном оборудовании используется две основные марки. Сплав с содержанием серебра 5% — это медно-фосфорный припой, а сплав с содержанием серебра 20–45% (содержит также кадмий) — это серебряный припой.

При пайке латуни или бронзы для предотвращения образования окисного покрытия на основных металлах используют флюс. Флюсовое покрытие препятствует смачиванию и растеканию припоя. При пайке меди и медных соединений флюс не требуется, так как медно-фосфорные припои являются самофлюсующимися.

В связи с хрупкостью соединения, возникающей из-за фосфорной составляющей припоя, нельзя применять медно-фосфорные припои для пайки цветных металлов с содержанием никеля выше 10%.

Эти припои не рекомендуется также использовать для пайки алюминиевой бронзы.

В отличие от медно-фосфорных сплавов, твердые серебряные припои не содержат фосфор. Поэтому они могут применяться для пайки цветных металлов, меди и сплавов на медной основе. Исключение — алюминий и магний, для пайки которых необходим флюс.

При использовании низкотемпературного медного и серебряного припоя необходимо принимать тщательные меры предосторожности, поскольку они содержат кадмий, пары которого оказывают отравляющее воздействие на организм.

ПАЙКА

Рассмотрим особенности процесса пайки в зависимости от физических параметров соединения, то есть от типа соединяемых труб. Самый распространенный случай — это пайка двух медных труб с использованием медно-фосфорного припоя.

СОЕДИНЕНИЕ МЕДИ С МЕДЬЮ

Как должно выглядеть пламя горелки при пайке?

Сбалансированная газовая смесь содержит равное количество кислорода и газообразного топлива, в результате чего пламя нагревает металл, не оказывая другого воздействия.

Факел пламени горелки при сбалансированной газовой смеси (ярко синего цвета и небольшой величины)
Факел пламени горелки при сбалансированной газовой смеси (ярко синего цвета и небольшой величины)

Уменьшающееся пламя горелки указывает на избыточное количество газообразного топлива в газовой смеси, которое превышает содержание кислорода. Незначительно уменьшающееся пламя нагревает и очищает поверхность металла для операции пайки быстрее и лучше.

Оптимальный вид пламени горелки для пайки твердым припоем
Оптимальный вид пламени горелки для пайки твердым припоем

Пересыщенная кислородная смесь — это газовая смесь, содержащая избыточное количество кислорода, в результате чего образуется пламя, которое окисляет поверхность металла. Признаком этого явления служит черный окисный налет на металле.

Факел пламени горелки, насыщенный кислородом (бледно-голубого цвета и маленький)
Факел пламени горелки, насыщенный кислородом (бледно-голубого цвета и маленький)
Размещение горелки при пайке труб: 1 -наружная труба; 2 -горелка; 3 -зона нагрева; 4 -внутренняя труба

Необходимым условием надежной пайки является чистота поверхности. Перед операцией пайки очищают соединяемые металлические поверхности от грязи проволочной щеткой или наждачной бумагой. Необходимо предотвратить попадание масла, краски, грязи, смазки и алюминия на поверхность соединяемых металлов, иначе они будут препятствовать попаданию припоя в соединение, смачиванию и соединению припоя с металлическими поверхностями.

Для пайки одну трубку вставляют в другую так, чтобы она входила на длину не менее диаметра внутренней трубы. Между стенками внутренней и наружной труб должен быть зазор 0,025–0,125 мм.

Затем берут горелку соответствующего размера с несколько уменьшающимся пламенем и равномерно нагревают соединяемые трубы по всей окружности и длине соединения. При этом сам припой нагревать не следует.

Важно помнить, что соединение нельзя нагревать до температуры плавления металла, из которого изготовлены трубы. Дело в том, что перегрев соединения усиливает взаимодействие основного металла с припоем, то есть усиливает образование химических соединений. В итоге такое взаимодействие отрицательно влияет на срок службы соединения.

Перегретое соединение труб
Перегретое соединение труб

Другая распространенная ошибка — недогрев соединения. Необходимо помнить, что припой поступает в соединение под воздействием капиллярных сил. Этот процесс протекает хорошо, если поверхность металла чистая, выдержан оптимальный зазор между металлическими поверхностями, концы труб в зоне соединения достаточно нагреты (расплавленный припой течет по направлению к источнику теплоты).

Перемещение припоя в зазоре между трубами при пайке
Перемещение припоя в зазоре между трубами при пайке

Что получается при несоблюдении этих условий? Если внутренняя труба разогрета до температуры пайки, а наружная труба имеет более низкую температуру, то расплавленный припой не заполнит зазор между ними, а вместо этого начнет перемещаться в направлении источника теплоты.

Похожая ситуация возникает, если припой и пламя горелки ввести в зону пайки одновременно. В этом случае уже внутренняя труба не прогревается до нужной температуры, и расплавленный припой не затекает в зазор между трубами.

Если равномерно разогревать всю поверхность концов спаиваемых труб, то припой плавится под воздействием их теплоты и равномерно поступает в зазор соединения.

Распределение припоя в соединении труб
Распределение припоя в соединении труб:
а — внутренняя труба разогрета до температуры пайки, а наружная труба имеет более низкую температуру;
б — наружная труба разогрета до температуры пайки, а внутренняя труба имеет более низкую температуру;
в — обе трубы разогреты равномерно до температуры пайки

Считается, что трубы достаточно прогреты для пайки, если пруток твердого припоя плавится при контакте с ними. Для улучшения пайки рекомендуется предварительно прогреть пруток припоя пламенем горелки.

Расположение горелки и прутка припоя при пайке соединения концов труб, нагретых до тусклого вишнево-красного цвета: 1 -горелка; 2 -внутренняя труба; 3 -пруток припоя; 4 -наружная труба

СОЕДИНЕНИЕ МЕДИ С ЛАТУНЬЮ

При соединении меди с латунью придерживаются правил, разработанных для соединения меди с медью, но есть некоторые особенности.

Перед нагревом соединения наносят небольшое количество флюса, чтобы обеспечить смачивание припоя на поверхности латуни. А по завершении операции пайки тщательно удаляют остатки флюса горячей водой и щеткой.

Дело в том, что большинство видов флюса вызывают коррозию и должны быть полностью удалены с поверхности соединения.

СОЕДИНЕНИЕ СТАЛИ С ДРУГИМИ МЕТАЛЛАМИ

При соединении стали со сталью, медью, латунью или бронзой придерживаются правил, разработанных для соединения меди с медью, но есть некоторые особенности.

Прежде всего, это использование серебряного припоя, предполагающее применение флюса.

Его наносят на соединение до нагрева для последующего смачивания и перемещения расплавленного припоя в зазоры между соединяемыми деталями. Кроме того, нагретый пруток также необходимо окунуть во флюс. Это нужно для того, чтобы припой покрылся тонким слоем флюса, с целью предотвращения образования окиси цинка на его поверхности. При этом необходимо учесть, что вязкость флюса увеличивается при насыщении его окислами.

По завершении операции пайки остатки флюса тщательно удаляют. Если этого не сделать, он попадает в соединение и со временем вызывает коррозию и утечку хладагента. Именно поэтому флюс наносят вдоль поверхности, а не в соединение.

При пайке используют минимальное количество флюса, а после завершения данной операции тщательно счищают его остатки.

Читайте также: