Овсей дриз как сделать утро волшебным

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Оценить 656 0

Урок литературного чтения 3 класс

1) предметно – образовательная: показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы ) создаются особенные образы весны; создать положительную мотивацию на уроке; обогатить словарный запас; выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогли автору создать приход весны;

2) развивающая: формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения;

3) воспитывающая: воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.

Астрель, 2013,компьютер, раздаточный материал.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные (работа в парах и группах);

познавательные ( применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);

личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Релаксация.
У.: Посмотрите в окно, как много света вокруг. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.


- Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.

II. Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока чтения.

-Кто определил тему нашего урока чтения? ( Волшебство, которое будет происходить утром.)

( Особенный, замечательный, чудесный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный. )


- Урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным, но сначала прочитаем чистоговорку.

Речевая разминка (чистоговорка).

Ро-ро-ро- наступило утро.

Ет-ет-ет- встречаем мы рассвет.

Це-це-це-ярко светит солнце.

Ку-ку-ку- мы попали в сказку.

Во-во-во - нас встречает волшебство.

-Хотели бы вы стать волшебником? Наверное, каждый человек мечтает хоть на минуту стать волшебником! И сегодня наша мечта исполнится. Но для этого нам так необходима… волшебная палочка.. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Давайте этому учиться.

III. Актуализация знаний.

У.- А как будете этому учиться?

- С чего начнем? (с повторения)

- Сейчас вы поработаете в группах и определите, к какому жанру относится каждое из произведений? Возьмите свои волшебные палочки.

Карточки.
а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.( загадка)
(Весна).

б) Весна красна цветами, а осень плодами. (пословица)


в) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну красну (народная песня)

д) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора….(стихотворение Ф. Тютчева)


У. Кто из вас, ребята, заметил, что объединяет все эти жанры? (весна),

IV. Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Овсея Овсеевича Дриза

Определим цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами.

научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, и даже может быть извлечь какой-то урок, побываем в роли исследователей, исследуем образ, о котором мы узнаем в нашем произведении, но прежде чем познакомиться со стихотворение , хочу дать слово (Ф.И. ученику), который подготовила материал и желает рассказать о жизни поэта.

V. Подготовка к восприятию нового материала.

У. Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Определите по цвету вашего шарика весеннее изменение в природе, с чем пришла ваша весна?( Желтый –солнце, зеленый-трава, синий - ручьи, красный- цветы)

У. Можно сказать, что весна разноцветна?

От сосулек звон, звон (хлопаем в ладоши)

Просыпайся клён, клён (машем вверх-вниз ладошками)

Растопился снег, снег (трём ладошка об ладошку)

Ручейки в бег, бег ( руками показываем волну)

Гром шагает топ, топ (топаем ногами)

Почки слышно хлоп, хлоп (хлопаем в ладоши)

2. Прослушивание песни стихи О. Дриза. (Закрывая глазки)

У. О чем поется в песенке? На что похожа песня? (на колыбельную весне)

- А просыпаясь, какие первые слова говорим?

Может ли быть утро волшебным? Часто поэты называют весну утром года. Почему?

У.: Все-таки, какая же цель нашего урока?( Научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, побывать в роли исследователей, исследовать образ, о котором мы узнаем в нашем произведении)

1. Анализ стихотворения

-Какую работу нам нужно в первую очередь проделать, чтобы научиться выразительно читать?

( Нужно научиться определять настроение стихотворения. )

Что значит определить настроение стихотворения?

(Нужно определить, как нужно читать: весело, грустно, радостно)

1. Прочитайте строфу

2. Подчеркните слова настроения.

3. Определите настроение, тон, темп строфы.

А) Прочитайте 1 строфу.

Что предлагает поэт, чтобы рассвет стал волшебным?

Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет,
Надо долго-долго идти
И охапку сияющих
Жёлтых лучей
Самому на дороге найти.

Б) Прочитайте 2 строфу.

Что потом добавляет поэт к желтым лучам? Прочитайте.

И добавить к сияющим
Жёлтым лучам
Охапку зелёных веток,
Краешек неба,
Пенье ручья
И маленьких птиц
Всевозможных расцветок.


в) Прочитайте 3 строфу.

Какую картину вы бы нарисовали к ней?


И добавить немного
Тёплого ветра,
Запах ландыша,
Звон травы,
И потом ладошкой
Плеснуть на это
Совсем немножко
Речной синевы.


г) Прочитайте 4 строфу.
И всё это вместе
Перемешать,
Закрыть глаза
И почти
Не дышать!
Почему Овсей Овсеевич решил всё это перемешать, закрыть глаза и не дышать?

Д) Прочитайте 5 строфу.

В чем клянется поэт?
Клянусь, это будет
Волшебным рассветом,
Если никто не забудет
При этом
Крикнуть маме:
- Доброе утро!

Мы определили настроения стихотворения?

(Сначала спокойно, затем радостно)

-Теперь мы готовы к выразительному чтению стихотворения?

2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Как вы думаете, Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия? А доброта?

3. Исследование текста. (звучит тихо музыка Антонио Вивальди) Работа в группах.

Группа 1. Проследи по тексту стихотворения, как утро постепенно становится разноцветным.

Группа 2. Проследите по тексту стихотворения, какие звуки можно услышать рано утром?

Группа 3. Проследите по тексту стихотворения, какие запахи можно почувствовать утром?

Группа 4. Найдите совет, какой дает нам поэт?

Желтый, зеленый, синий,

Пенье ручья, птиц, звон травы,

-С кем вы поделитесь таким добрым утром? Кому скажете слова приветствия?

Какие слова ещё хочется сказать своим близким?

VIII. Итог урока.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Кто автор этого стихотворения?

-Какой весну увидел автор в этом стихотворении? (Разноцветная)

-Вспомните, какие выразительные средства языка использует автор в стихотворении?

У.: У каждого вида искусства свои средства. В литературе – слово, музыке – звуки, а живописи – краски, цвет. Каждый автор использует свои средства, чтобы получить тот или иной образ и передать нам разное настроение.

Так какой же образ в стихотворении Овсея Дриза

(ПЕЙЗАЖ Волшебного весеннего утра)

-Итак, в чем заключалась особенность нашего урока литературного чтения. ( Каждый человек может сделать утро волшебным, сотворить чудо, может быть волшебником, главное использовать фантазию и доброту.)

Энык-Бенык знает все

Но не глина, пластилин, мрамор и гранит интересовали молодого ваятеля. Он почувствовал, как в нем зреет та удивительная сила, которая делает человека способным обрабатывать живое слово и, соединяя слова, высекать из строки, как искру из камня, яркий и неожиданный смысл.

Проще говоря, он начал писать стихи. Ими заинтересовался замечательный поэт Лев Квитко, тот самый, чьи стихотворения знают миллионы наших ребят. Он помог молодому поэту выпустить в свет несколько сборников. Дриз писал на родном ему еврейском языке.

Незадолго до Великой Отечественной войны поэт начал готовить сборник своих детских стихов для перевода и издания на pycском языке. Но тут он был призван в армияю и стал пограничником, а вскоре, когда началась война, — фронтовиком. И книгу для детей пришлось отложить.

О. Дриз вернулся из армии лишь в 1947 году. Он работал лепщиком, мраморщиком, и все свободное время отдавал стихам. Ребята, которые приходят сегодня смотреть спектакли в Центральном детском театре в Москве, поднимаются в зрительный зал по большой мраморной лестнице, ступеньки которой выложил мраморщик Дриз вместе с другими рабочими.
Тяжелая болезнь сердца выбила из рук мраморщика его инструмент. Но позт Дриз не выронил своего пера. И вот сейчас вы можете взбежать по строчкам его стихов в удивительный, светлый, ласковый и чистый мир.

Урок с использованием презентации и музыкального клипа, составлен в соответствии со стандартами второго поколения.

Задачи. Метапредметные. Ознакомить учащихся со способами создания художественного образа(в данном случае весны); формировать умение извлекать из текста нужную информацию; развивать речь ребят через формирование умений выражать свои мысли и чувства.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять интерес к природе, любовь к родным и близким; прививать умение использовать в своей речи волшебные слова.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 3 класс
Автор: Янчук Тамила Владимировна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 23.52 Kb

Урок литературного чтения 3 класс

Янчук Тамила Владимировна,

учитель начальных классов

Задачи. Метапредметные. Ознакомить учащихся со способами создания художественного образа(в данном случае весны); формировать умение извлекать из текста нужную информацию; развивать речь ребят через формирование умений выражать свои мысли и чувства.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять интерес к природе, любовь к родным и близким; прививать умение использовать в своей речи волшебные слова.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;

Оборудование: карточки, мультимедиа презентация, учебники; лепестки для самооценки; клей.

II. Актуализация знаний.

У. А как будете этому учиться?

- С чего начнем? (с повторения)

- Сейчас вы поработаете в группах и определите, к какому жанру относиться каждое из произведений? Возьмите свои волшебные палочки.

Карточки.а) Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою,Волшебной палочкой взмахнет,В лесу подснежник расцветет.( загадка)(Весна).б) Жавороночек,Принеси ты нам:Весну красную, Красно солнышко… (закличка)

в) Весна красна цветами, а осень плодами. (пословица)г) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну красну (народная песня)

е) Зима не даром злитсяПрошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора….(стихотворение Ф. Тютчева)

У. Кто из вас, ребята, заметил, что объединяет все эти жанры? ( о весне),

Какие жанры мы вспомнили? (Устного народного творчества или фольклора)

У. А какое лишнее? (Стихотворение.) Почему? (Стихотворение имеет автора)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

У. Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите один лепесток своего дивного цветка.(Из цветной бумаги выбирают цвета и приклеивают на серединку)

У. Какие цвета вы выбрали? ( Зеленый, голубой, оранжевый, желтый)

У. Можно сказать, что весна разноцветна?

У. А какого цвета больше? Как вы думаете? Давайте послушаем, как об этом думает поэт О. О. Дриз, на чьи стихи эта песенка.

У. О чем поется в песенке? На что похожа песня? ( на колыбельную весне)

- А просыпаясь, какие первые слова говорим?

Может ли быть утро волшебным? Часто поэты называют весну утром года. Почему?

1. Чтение стихотворения (учителем) Учебник с. 118.

Как же сделать утро волшебным?

У. Поделитесь со мной своими чувствами и мыслями.

- Прочитайте самостоятельно. Какие строчки вы прочитаете тихо, почти не дыша? Какие – радостно выкрикнешь? Почему?

2. Анализ стихотворения

- Прочитайте 1 строфу. Что предлагает поэт, чтобы рассвет стал волшебным?

- 2 строфа. Что потом добавляет поэт к желтым лучам? Прочитайте.

- Прочитайте 3 строфу. Какую картину вы бы нарисовали к ней?

- Почему Овсей Овсеевич решил всё это перемешать, закрыть глаза и не дышать?

- В чем клянется поэт?

- Прочитав стихотворение, что вы можете сказать о самом поэте?

- Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия? А доброта?

Утром стрекоза проснулась,

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась.

И вмиг в волшебников нас превратила.

3. Исследование текста. (звучит тихо музыка Антонио Вивальди) Работа в группах.

Группа 1. Проследи по тексту стихотворения, как утро постепенно становится разноцветным.

Группа 2. Проследите по тексту стихотворения, какие звуки можно услышать рано утром?

Группа 3. Проследите по тексту стихотворения, какие запахи можно почувствовать утром?

Группа 4. Найдите совет, какой дает нам поэт? Проверка.

С кем вы поделитесь таким добрым утром? Кому скажете слова приветствия?

Какие слова ещё хочется сказать своим близким?

( Приклейте новые лепестки к вашим цветкам)

3.Выразительное чтение стихотворения.

VI. Творческая работа. Составление синквейна.

Мамочка. 2. Весна. 3. Доброта. 4. Утро Например:

Мама очень умная

Помогает, гуляет, работает.

Вся семья любит маму

Холодная, мокрая.Наступает, согревает, уходит.Одно из времён года.Лето.

Весна.ранняя теплаярастет, цветет и пахнетпробуждение от спячкивремя года

Украсила, пришла, растопила

Дарит людям надежду, мечту

Согревает, отдаёт, чувствует

Самое хорошее, что может быть у человека.

Проснуться, улыбнуться, зарядиться

Доброе утро всем людям сказать

Здоровья им пожелать.

Опорные конструкции: Вспоминая урок, я мысленно переношусь…

IX. Домашнее задание.

Создайте свой рецепт волшебного утра.

а) Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою,Волшебной палочкой взмахнет,В лесу подснежник расцветет. ( ……………………)б) Жавороночек,Принеси ты нам:Весну красную, Красно солнышко… (……………………………..)

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

МБОУ Гимназия № 5

Макарова Светлана Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Использованные сервисы

Ход урока

I. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Изучение нового материала.

  • Продолжение беседы в сопровождении презентации

IV. Создание своего рецепта волшебного утра

V. Подведение итогов урока


Выступление Амантуровой Акмаржан с презентацией по стихотворению А.Фета "Весенний дождь"


Выступление Потаповой Ольги с презентацией по стихотворению С.Маршака "Ландыш"


Выступление Сеношенко Марины с презентацией по стихотворению С.Маршака "Апрель"

Читайте также: