Открытые данные как сделать

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

В процессе своей деятельности государственные органы накапливают огромное количество информации. В ходе реализации политики открытости важно нс только сделать эту информацию доступной для заинтересованных граждан, но и обеспечить ее понятность и востребованность. Так появилось понятие открытых данных.

Открытые данные (open data) — информация о деятельности органов власти, размещенная в сети Интернет в формате, обеспечивающем автоматическую обработку и на условиях свободного использования без нарушения авторских прав.

Не вся информация, размещенная в Интернете, может называться открытыми данными. Для этого она должна отвечать ряду обязательных условий>: [1]

  • понятность — наличие кратких текстовых пояснений, применение инфографики;
  • магииночитаемость — возможность автоматического использования обеспечивают следующие форматы файлов: CSV, TSV, XML и RDF, XLS, XLSX и ODS;
  • полнота — публикации подлежат первичные данные с полной детализацией;
  • доступность — возможность изучения данных без особой профессиональной подготовки пользователя и без наличия специализированного программного обеспечения;
  • своевременность — установленная периодичность обновления с учетом потребности пользователей информации;
  • свободное распространение — данные должны предоставляться на условиях, которые разрешают их повторное использование, копирование и изменение.

Ведомства обязаны размещать информацию в формате открытых данных и несут ответственность за их полноту, достоверность, подлинность и актуальность.

Не размещается персональная информация и информация, охраняемая законом.

В состав открытых данных входят сведения:

  • • о подведомственных организациях органов власти;
  • • статистическая;
  • • кадровая;
  • • отчетная информация;
  • • планы проверок;
  • • сведения об оказываемых услугах;
  • • лицензионной деятельности, реестрах [2] .

Пользователь открытых данных обязан: сохранять ссылку на источник информации, использовать ее только в законных целях и не искажать данные при их дальнейшем использовании.

За развитие Портала открытых данных отвечают Минэкономразвития, Минкомсвязи и Совет по открытым данным, действующий в составе Правительственной комиссии Открытого правительства.

Идея открытых данных предполагает передачу государством своих информационных ресурсов заинтересованным в них сторонам; при этом государство само нс оказывает услуги, а создает условия для их оказания негосударствен н ыми структурам и.

Потребителями открытых данных становятся активные граждане, разработчики программных средств, коммерческие компании, научные, экспертные и гражданские организации. Открытые данные используются ими для предоставления обществу качественных и необходимых информационных продуктов, сервисов, приложений.

В 2016—2017 гг. происходит техническое совершенствование Портала открытых данных, разрабатываются методики оценки работы с открытыми данными и прогнозирования социально-экономических последствий от их публикации [3] . Государство стремится включить в механизм размещения открытых данных организации разных форм собственности, чтобы они выступали поставщиками социальной информации. Востребованы такие сервисы, как геоинформационные платформы, интерактивные карты, а также сервисы и приложения, позволяющие гражданам сигнализировать о проблемах, предлагать решения, отслеживать их исполнение.

Работа с открытыми данными имеет огромный потенциал для бюджета: так, открытое использование только транспортных данных г. Москвы приносит экономике региона около 60 млрд руб. в год.

Лидерами среди ФОИВ по открытым данным являются Росавтодор, Минтранс и Минфин России.

Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.

Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.

Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.

Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.

Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].

Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.

Методические рекомендации
по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных
(версия 2.3)
(утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 года N 4)

ГАРАНТ:

Настоящие методические рекомендации фактически утратили силу

См. методические рекомендации от 29 мая 2014 г. Версия 3.0 "По публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных"

I. Общие положения

1. Настоящий документ подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". В соответствии с подпунктом г) пункта 2 Указа Правительству Российской Федерации поручено до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети "Интернет" к открытым данным, содержащимся в информационных системах государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации.

2. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие термины и определения:

открытые данные - информация, размещенная в сети "Интернет" в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования;

открытые государственные (муниципальные) данные - открытые данные, содержащие сведения о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления (в связи с тем, что настоящий документ используется для регулирования вопросов опубликования открытых данных органами государственной власти и органами местного самоуправления, термины "открытые данные" и "открытые государственные (муниципальные) данные" используются далее как эквивалентные);

набор открытых данных (набор данных) - систематизированная совокупность однотипных данных, представленных в форме открытых данных, состоящая из отдельных элементов, характеризующихся набором атрибутов, и позволяющая автоматизированным системам без участия человека идентифицировать, интерпретировать и обрабатывать такие элементы;

паспорт набора открытых данных - совокупность сведений о наборе открытых данных, позволяющая однозначно идентифицировать такой набор и получить в автоматическом режиме ключевые параметры, характеризующие набор открытых данных;

реестр открытых данных - систематизированный перечень наборов открытых данных, позволяющий в автоматическом режиме осуществлять поиск наборов открытых данных и получать ключевые параметры этих наборов, включая гиперссылки, необходимые для доступа к наборам открытых данных;

реестр открытых данных государственного органа или органа местного самоуправления - реестр открытых данных, содержащий сведения о наборах открытых данных, публикуемых соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления;

единый реестр открытых данных - реестр открытых данных, ведущийся уполномоченных органом государственной власти Российской Федерации, содержащий сведения обо всех реестрах открытых данных государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации, а также сведения об иных востребованных реестрах, паспортах и наборах открытых данных;

опубликование (публикация) - размещение информации в сети "Интернет" для обеспечения доступа к ней неопределенного круга лиц.

3. Не подлежит публикации в форме открытых данных информация, составляющая государственную тайну, содержащая конфиденциальные сведения, включая персональные данные, а также иные сведения, доступ к которым ограничен действующим законодательством Российской Федерации.

II. Определение перечней наборов открытых данных и приоритетности их публикации

В связи с существенными объемами опубликование информации в форме открытых данных необходимо осуществлять поэтапно, учитывая при этом следующие факторы:

а) востребованность соответствующих наборов открытых данных потенциальными потребителями информации, оцениваемую в соответствии с методическими рекомендациями по определению востребованности и приоритетности раскрываемых данных;

б) степень готовности, характеризующуюся наличием необходимых данных в структурированных форматах в электронном виде, а также готовностью организационных, технических, технологических и иных средств, необходимых для опубликования наборов открытых данных;

в) затраты на публикацию (финансовые, временные, трудовые), необходимые для опубликования наборов открытых данных и поддержания их в актуальном состоянии.

Сведения, обладающие высокой востребованностью и степенью готовности, требующие при этом минимальных затрат, должны публиковаться в форме открытых данных государственными органами и органами муниципальной власти в первоочередном порядке.

Для повышения степени готовности сведений к опубликованию в форме открытых данных государственным органам и органам муниципального самоуправления рекомендуется при проведении работ по проектированию, созданию или развитию автоматизированных систем устанавливать соответствующие требования к таким работам, предусматривающие использование машиночитаемых открытых форматов при сборе, обработке, хранении и публикации сведений.

При формировании реестра и наборов открытых данных следует учитывать, что:

а) опубликованию подлежат первичные (не агрегированные) данные с полной детализацией;

б) для каждого набора данных должно быть определено лицо, ответственное за содержание конкретного набора данных, его корректность, полноту и актуальность;

в) для каждого набора данных должна быть установлена периодичность обновления с учетом потребности пользователей информации;

Сформированный реестр открытых данных утверждается государственным органом или органом местного самоуправления и подлежит публикации на официальном сайте органа в сети "Интернет".

III. Технологическая инфраструктура

5. Подлежащие опубликованию наборы открытых данных или ссылки на эти наборы данных должны размещаться на официальных веб-сайтах государственных органов или органов местного самоуправления, являющихся обладателями этих наборов данных. Для этого веб-сайты должны быть подготовлены следующим образом:

а) на веб-сайте должна быть создана специализированная страница для публикации открытых данных в машиночитаемых форматах (далее - страница открытых данных);

б) на главной странице веб-сайта должна располагаться визуально различимая гиперссылка на страницу открытых данных с надписью "Открытые данные";

в) страница открытых данных должна содержать реестр открытых данных, состоящий из ссылок на отдельные страницы паспортов наборов открытых данных (далее - страница набора данных);

г) для каждого опубликованного паспорта набора открытых данных на веб-сайте государственного органа или органа местного самоуправления должна быть предусмотрена ссылка на набор открытых данных.

д) в целях доступности страниц открытых данных для поисковых роботов должна быть размещена ссылка на каталог метаданных - разрешение в robots.txt, указание в sitemap.xml.

IV. Технические требования к публикации наборов данных

Требования к наименованию и идентификационному номеру набора данных

6. Наименование набора данных, используемое паспортах отрытых данных, выбирается следующим образом:

а) наименование набора данных должно отражать его содержание;

б) наименование набора данных не должно повторять информацию, содержащуюся в идентификационном номере (коде) набора данных (см. ниже).

7. Идентификационный номер (код) набора данных формируется следующим образом:

а) формат идентификационного номера: - /opendata/" или " /открытыеданные/", если для адресации в пределах веб-сайта используются адреса на кириллице.

1) реестра наборов открытых данных и ссылки на веб-страницы, посвященные наборам открытых данных (далее - страницы паспортов наборов открытых данных);

2) статистической информации о наборах данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления (их количество, форматы и т.п.);

3) средства поиска данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления. В случае если государственным органом или органом местного самоуправления открыто не более 20 наборов данных, такие средства поиска создавать не обязательно;

4) описания условий использования данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления (если такое описание не приведено на страницах наборов данных);

5) файловое представление перечня (реестра) наборов данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления.

Требования к публикации реестра наборов открытых данных

1) Представление реестра наборов данных в формате RDFa или HTML на странице /opendata/ для каждого набора данных должно включать:

- порядковый номер набора данных;

- ссылку на страницу паспорта набора открытых данных.

2) При использовании файлового представления реестра в формате CSV файл должен располагаться по адресу " /opendata/opendatalist.csv" или " /открытыеданные/реестроткрытыхданных.csv". Реестр должен содержать актуальный список всех паспортов наборов открытых данных (названия и ссылки на страницы этих паспортов). Записи о каждом из наборов данных должны быть разделены символом "перевод строки". Данные внутри записи о наборе данных должны разделяться символом ";" (точка с запятой). Внутри каждого поля данных символы ";" (точка с запятой) и "перевод строки" не допускаются.

3) При использовании файлового представления реестра в формате XML файл формата XML должен располагаться по адресу " /opendata/opendatalist.xml" или " /открытыеданные/реестроткрытыхданных.xml".

Требования к странице паспорта набора открытых данных

1) информации о наборе данных, необходимой и достаточной для его использования (паспорта набора данных) - в визуальном интерфейсе и в виде файла для загрузки;

2) описания условий использования набора данных (если такое описание не приведено на странице открытых данных);

3) возможности немедленной загрузки данных из опубликованного набора без требований по дополнительной авторизации, ввода кода Captcha и иных ограничений;

4) обратной связи (экранных форм для обратной связи в виде комментариев, либо ссылок на экранные формы для обратной связи), позволяющей пользователям веб-сайта оставлять предложения и отзывы по вопросам открытия государственных данных, в том числе по ошибкам, выявленным в наборах данных и их паспортах. Обратная связь, реализованная на странице набора данных, должна обеспечивать привязку вводимой пользователем информации к соответствующему набору данных.

Адрес страницы паспорта набора открытых данных должен формироваться по следующему шаблону: " /opendata/ - " или " /открытыеданные/ - ", если для адресации в пределах веб-сайта используются адреса на кириллице.

На странице паспорта набора открытых данных должна быть информация, описывающая открытые данные по специальной структуре.

Паспорт набора открытых данных должен включать данные, перечисленные в Приложении 1.

Паспорт набора данных должен иметь представление в формате HTML или RDFa.

При визуальном представлении в формате HTML должно быть обеспечено файловое представление в формате - CSV или XML. Название и адрес размещения файлового представления паспорта должно соответствовать одному из следующих шаблонов:

1. /opendata/ - .csv

2. /opendata/ - .xml

Паспорт набора открытых данных, отображаемый в визуальном интерфейсе, рекомендуется представлять с использованием формата RDFa в соответствии с требованиями, приведенными в Приложении 4.

Требования к представлению наборов открытых данных

11. Требования к публикуемым наборам открытых данных:

а) открытые данные должны публиковаться в форматах CSV или XML. В формате CSV рекомендуется публиковать данные, имеющие плоскую табличную форму, при этом в содержании записи не допускается использование символа перевода строки. Сложные иерархические данные рекомендуется публиковать в форматах XML;

б) в случае значительных объемов, частых обновлений или необходимости формирования специфических выборок открытые данные могут предоставляться через программный интерфейс, имеющий опубликованную спецификацию; программный интерфейс должен обеспечивать возможность полностью автоматического (без участия человека) доступа ко всем сведениям набора данных;

в) у файла каждой версии набора данных должна быть постоянная гиперссылка, формируемая по шаблону*: " /opendata/ - /data- -structure- .csv" или " /opendata/ - /data- -structure- .xml";

г) количество хранимых версий набора данных определяется на основании ресурсных возможностей для хранения с учетом потребности пользователей набора данных;

д) в случае, если размер набора данных превышает 10 мегабайт, рекомендуется архивировать его с помощью алгоритма архивирования, имеющего спецификацию в виде открытого стандарта;

ж) вместе с данными, публикуемыми в формате CSV, должны публиковаться файлы структурного описания формата в виде текстового файла (txt, csv), имеющего спецификацию в виде открытого стандарта;

з) в случае предоставления доступа к набору данных через программный интерфейс на странице набора данных должно быть приведено полное описание программного интерфейса (спецификации протоколов, форматов данных, первичные параметры доступа к сервису и пр.), достаточное для реализации полностью автоматического доступа к набору данных для специалиста, обладающего квалификацией программиста;

к) необходимо избегать смены формата представления открытых данных, так как это затрудняет автоматическую обработку данных. В случае смены формата необходимо уведомлять пользователей, например, путем установки значения параметра "Содержание последнего изменения" в "Изменение структуры данных" в паспорте набора данных.

л) Атрибуты каждого набора открытых данных должны иметь краткое англоязычное представление (в виде англоязычных имен или краткого текста транслитерации)

12. Требования к публикуемой структуре наборов открытых данных:

а) Структура наборов открытых данных должна представлять описание каждого информационного поля набора данных.

б) Структура наборов открытых данных должна иметь файловое представление в формате XSD для наборов открытых данных, представленных в формате XML

в) Структура наборов открытых данных должна иметь файловое представление в текстовом формате (txt, csv) для наборов данных в формате CSV.

г) При изменении структуры набора открытых данных должна обеспечиваться версионность структуры и соответствие данной версии последующим наборам открытых данных

д) количество хранимых версий структуры набора данных определяется на основании ресурсных возможностей для хранения с учетом потребности пользователей набора данных;

е) каждая версия структуры наборов открытых данных должна иметь постоянную гиперссылку, формируемую по шаблону: " /opendata/ - /structure- - .xsd" или " /opendata/ - /structure- - .txt".

ж) атрибуты каждой структуры набора данных должны иметь англоязычное представление (в виде англоязычных имен или краткого текста транслитерации);

з) описание структуры набора данных должно содержать и описание (в том числе в виде ссылок) всех справочников и классификаторов, используемых для формирования набора данных;

и) в случае предоставления доступа к набору данных через программный интерфейс, указывается гиперссылка на файл, содержащий описание такого интерфейса и условия использования.

V. Условия использования открытых данных

13. При публикации наборов открытых данных на странице перечня наборов в обязательном порядке должно присутствовать описание условий использования данных или ссылка на него.

14. Условия использования не должны требовать от пользователей заключения договора с государственным органом или органом местного самоуправления .

15. Условия использования не должны ограничивать пользователей данных в их использовании в некоммерческих и коммерческих целях.

16. Условия использования должны предполагать безвозмездное предоставление открытых данных.

17. В условиях использования должно присутствовать требование по ссылке на источники публикации наборов данных в проектах, использующих данные из этого набора.

18. Рекомендуется публикация данных под лицензиями Creative Commons или Open Data Commons.

19. В условиях использования должны отсутствовать требования регистрации и авторизации на сайте для возможности пользования открытых данных.

VI. Порядок публикации наборов данных

20. Открываемые данные должны публиковаться в следующем порядке:

а) государственный орган или орган местного самоуправления переводит набор данных в формат, в котором этот набор данных подлежит публикации;

б) государственный орган или орган местного самоуправления публикует паспорт набора данных, добавляет необходимую информацию на страницу публикации открытых данных своего веб-сайта (реестр наборов открытых данных, опубликованных государственным органом) и ссылку на страницу соответствующего паспорта набора данных;

в) государственный орган или орган местного самоуправления проверяет доступность опубликованного набора данных для пользователей веб-сайта;

г) государственный орган или орган местного самоуправления передает в виде файла в формате CSV или XML запись об опубликованном наборе данных, выгруженную из реестра наборов данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления, в рабочую группу федерального уровня, ведущую единый реестр открытых данных;

д) рабочая группа федерального уровня обновляет единый реестр открытых данных, а также другую информацию об опубликованных наборах государственных данных, которую она ведет на веб-странице в сети "Интернет" для публикации сводной информации о данных, открытых государственными органами или органом местного самоуправления в машиночитаемых форматах.

* Пример реализации данного шаблона приведен в Приложении 1

Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных (версия 2.3) (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 года N 4)

Текст методических рекомендаций официально опубликован не был

Настоящие методические рекомендации фактически утратили силу

См. методические рекомендации от 29 мая 2014 г. Версия 3.0 "По публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных"

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Использование открытых данных в России

В данной статье хотелось бы вкратце раскрыть понятие открытых данных, а также актуальность таких сведений для коммерческих и государственных структур в Российской Федерации. Будет рассмотрено текущее положение дел и варианты развития данного направления.

Как на данный момент используются открытые данные в России

Открытые данные используются активно коммерческими структурами и физическими лицами. Основное их предназначение – улучшение продуктов, сервисов и создание новых полезных продуктов для личного и общественного пользования.

К самым востребованным областям относятся актуальные базы госмунзакупок, сводка ЦБ РФ по курсам валют и открытые сведения банков, федеральная адресно-информационная база России, сведения ГЛОНАСС и многие другие.

Сейчас на рынке порядка трех десятков сервисов по мониторингу тех же самых государственных и муниципальных заказов ( к примеру, Бикотендер или Закупки 360), проверке контрагентов ( Контур.Фокус, Спарк.Интерфакс, Коммерсант.Картотека), применяющие сведения напрямую. Собирая воедино данные и добавляя коммерческие сведения, они создают уникальные коммерческие продукты, которые используются многими людьми в личных и коммерческих целях. Также есть ряд узкоспециализированных проектов, которые не так известны и применяются ограниченным кругом лиц, не желающих себя раскрывать. Парадокс России: использование открытых данных взакрытую.

Государство все-таки также сделало попытку открыть свои данные, но судить о том, получилось или нет, вам. Вот несколько государственных проектов, которые претендуют на открытость данных:

    — портал с оцифрованными данными о Великой Отечественной войне
  • Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов – портал о здоровом образе жизни для Россиян – информационный портал о работе в России

К сожалению, данные на некоторых порталах представлены таким образом, что анализировать их и использовать зачастую крайне сложно. Над этой задачей государству еще предстоит поработать.

Какие еще сервисы открытых данных доступны в РФ

Почему открытые сведения используются так мало?

Причин тому несколько:

    Нежелание коммерческих компаний в этом участвовать, рассказывать о своих доходах, раскрывать для конкурентов свою рабочую бизнес-модель и тратить на обработку и выкладку приличное количество времени. Их страхи вполне можно понять.

Действительно полезные базы данных можно пересчитать по пальцам. Самые востребованные мы уже перечисляли: данные ЦБ, баз ФИАС и сведения по государственным и муниципальным закупкам. Большинство других открытых данных бессмысленные наборы букв, которые сложно как-то использовать.

Непонимание структурами ценности информации и нужности ее раскрытия. Даже с поправками к закону, многие чиновники относятся к раскрытию данных скептически и совершенно не понимают, кому и зачем все это нужно, как это может использоваться во благо.

Низкий интерес к открытым данным со стороны потребителей. Пока что и потребители не всегда видят возможности, которые дают открытые данные. К основным пользователям во всем мире относят гражданское общество, журналистов, образовательные учреждения и коммерческие структуры. Гражданское общество в России уже практически не существует, число независимых некоммерческих организаций стремится к нулю. Журналисты находятся под давлением и не всегда могут позволить себе объективную оценку, кроме того они не особо хотят вступать в диалог с государством и лоббировать интересы открытых данных. Коммерческие организации в плане использования открытых сведений можно разделить на два типа: первые вообще не хотят из-за страха и недоверия контактировать с какими-либо государственными органами, а вторые собирают данные только для увеличения собственной прибыли и получения выгодных государственных заказов. И последние потребители, это в основном, ВУЗы. Во всем мире для исследований и возможности изучения для студентов предполагается наличие доступа к самым последним и актуальным данным в изучаемой сфере, в то время как в России такой базы данных попросту нет. Хотя наличие такой базы могло способствовать серьезным научным открытиям и успешным новым исследованиям в различных областях.

Заключение

Конечно, в плане использования открытых данных для решения задач на государственном и коммерческом уровне, Россия значительно отстает от других ведущих мировых стран. Однако в последнее время наблюдается явная тенденция к увеличению значимости открытых данных и их массовому использованию для различных целей. Примером может служить инициатива Ивана Бегтина по созданию некоммерческой организации, продвигающей идею открытости данных госорганов и повышения информационной культуре в стране вцелом. На самом деле, потенциал применения открытых данных огромен, и направлений использования гораздо больше, чем задействовано на данный момент. И, несмотря на тотальный государственный контроль к этой теме, развитие открытых данных в России не останавливается, хотя темпы оставляют желать лучшего. По-прежнему малодоступны данные о криминальной обстановке, статистика муниципалитетов и геоданные. Зато на практике востребованы данные о климате и транспортной обстановке, что дает надежду на будущее использование открытых данных в России.

Михаил Сисин Follow Со-основатель облачного сервиса по сбору информации и парсингу сайтов Diggernaut. Работает в области сбора и анализа данных, а также разработки систем искусственного интеллекта и машинного обучения более десяти лет.

Читайте также: