От кого следует социально защищать ребенка как это может сделать педагог

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Потрясающий опыт: как защитить ребенка от учителя в школе. Действуй! Не молчи!

Одна мама из социальной сети для мам разрешила мне поделиться ее историей. Имена здесь изменены в целях конфиденциальности.
Далее история
Я отношусь к малочисленному виду "мамаша-пофигист". Учится ребенок - и ладно. Золотая медаль в доме уже есть, висит-пылится на видном месте. Свой мозг в головы дочерей все равно не вложишь, поэтому приходится обходиться заводской комплектацией. На каждое собрание прихожу с открытой душой новорожденного ребенка: закономерные вопросы других, ответственных мам, типа "как вы решали №768 со страницы 878787 по учебнику Засланца-Марсианского" вводят меня в ступор. Признание в том, что уроки дети делают сами и абсолютно бесконтрольно, приводят к презрительному взгляду в мою сторону, и мне приходится краснеть. Сильный румянец мне не идет, поэтому отношения с ответственным мамами стараюсь свести к минимуму В общем, с большинством родителей я быстренько здороваюсь и теряюсь на горизонте, дабы не омрачать их тяжелую родительскую ношу своим безответственным к этому отношением. Оценки в школе меня вообще не волнуют. Я люблю своих детей любыми.

Несмотря на явное нарушение своих прав на бесконечный родительский контроль, дети учатся неплохо. Даже хорошо. Иногда слишком хорошо, что вызывает желание таки сделать с ними уроки, чтоб потом гордо бить себя в грудь со словами "да если бы не я. ". В общем, причин волноваться нет. Отношения с дочерьми у меня дружеские, робкие попытки их воспитывать к успеху не ведут, ибо количество детей ровно вдвое больше количества воспитывающих родителей. То есть, я одна - их много. Поэтому живем в условиях мирного противостояния и абсолютного доверия. Сказанное летом мимолетно "девочки думают, что ты - лучшая мама во дворе" служит подтверждением выбранного метода.

(голосом Высоцкого) Это только присказка. ска-а-а-а-а-а-а-зка впередииии!

Вторник и четверг у детей занятия по альпинизму. Старшая с подружками-одноклассницами туда добирается сама. Мне нужно забрать младшую (вторая смена в школе), отвезти на тренировку, просидеть там 2 часа, забрать двух своих и трех примкнувших (уже темно и район не самый лучший), развести всех по домам. Поговорить с Полиной (старшая дочь) до окончания тренировки практически нереально - некогда.

В тот день одну из девочек забирала мама. Отвела меня в уголок и таинственно так: "Тебе Соня ничего не говорила?" Отколупав сердце от дощатого пола, машу головой. Она продолжает: "Сегодня Марфа Петровна (классная руководительница) назвала ее тварью".

Короче, история такая: дневники собрали на проверку. Наш дневник оказался порванным. Дальше в лицах.
- Иди сюда, - ребенок не слышит, отвлеклась. Учитель громко, на весь класс: "Иди сюда, тварь собачья! Что это?"
- Он порвался сегодня. Я скажу маме.
- Нахалка! Еще пререкается она, дубина!, - дневник летит через весь класс, роняя вместо слез окончательно вырванные листы.

Историю класса я собирала, как пазл. От дочери, от ее подруг, от родителей, которым шокированные дети это рассказали. Картинка меня не радовала: для учителя русского языка, мамы такой же 11-летней девочки, классного руководителя общение в таком духе оказалось НОРМАЛЬНЫМ. То есть, на каждом уроке на наших детей орала эта самая Марфа Петровна(впечатлительный Вася плакал после классного часа), обзывала их дебилами (умный, но не в меру шилопопый Коля привык к прозвищу), швыряла на пол их вещи (у Иры это была снежно-белая меховая курточка). Не доставалось только Оле - родной кровинушке, которой замечания высказывались тихо на ушко. Самое страшное - дети тоже считали это нормой. Они настолько привыкли к такому обращению, что даже не жаловались: она же учитель и Олина мама, наверное, так и должно быть. Родители Васи и Иры подходили к классухе, разговаривали с ней тет-а-тет, но мальчик от этого не перестал быть "дебилом", а девочка все так же собирает с пола дорогие ручки-блокнотики и до слез боится уроков литературы. Дело на этом и заглохло - кому охота портить отношения, "нам-же-еще-у-нее-учится!"

Как я дожила до утра! Сколько успокоительного было выпито! Сколько умных фраз составлено в воспаленном мозгу! Во сне мне снилось, что меня судят за убийство Марфы Петровны, естественно, полностью оправдывают, а зрители рукоплещут приговору.

На следующее утро пошла в школу. Было решено общаться с классным руководителем исключительно в присутствии администрации школы. Потому что разговоры с глазу на глаз не только не приводят к положительному результату, но еще и могут быть неправильно преподнесены остальным педагогам школы. Кроме того, завуч - женщина с комплекцией генерал-полковника американских ВДВ (что вполне нормально для завуча среднестатистической школы), и в случае открытых боевых действий могла бы оказать помощь. Я-то себя знаю. оттаскивать меня от обидчиков моих детей может только очень смелый и сильный человек.

Встретила я завуча у дверей школы. "Здравствуйте, - говорю, - я хотела бы поговорить с Вами".
- Что-то случилось? Какие-то претензии? - видимо, выражение моего лица навеяло
- У меня серьезный разговор к классному руководителю 5-А. Хочу, чтобы он проходил в присутствии администрации школы.
- Я почему-то так и подумала, - тяжело вздохнула завуч. Генерал-полковник оказалась просто зверски уставшей женщиной. - Пойдем.

Я честно хотела только поговорить. Именно с Марфой Петровной. Предупредить, что МОЕГО ребенка в обиду не дам. Что могу и жалобу в РОНО накатать, о чем хорошо известно, например, заведующей детским садом (было дело). Что мой ребенок пусть маленький, но человек; пусть не до конца сформировавшаяся, но личность. И этого человека, эту личность я требую уважать. Какие бы поступки не совершала 11-летняя девочка, обзывать ее тварью недопустимо. Особенно педагогу. особенно при всем классе. И пусть администрация об этом, наконец, узнает.

Но получилось по-другому. Пока классуха добиралась до школы, опытный педагог-завуч (а она была завучем еще когда я училась в этой школе) раскрутила меня на разговор. Типа: "Скажи все сначала мне, чтоб я знала, как реагировать". И уговорила написать заявление на имя директора. Потому что случай не первый. Потому что вся школа знает, что учитель на язык не сдержанна, и словечки "тварь", "дрянь", "идиот" летят в детей постоянно. Потому что много лет подряд родители часто приходят к ней (классной руководительнице) разговаривать на эту тему. Но ни один - слышите! - НИ ОДИН РОДИТЕЛЬ НИ РАЗУ НЕ ПОЖАЛОВАЛСЯ НА НЕЕ ОФИЦИАЛЬНО. То есть, родственник пришел-поговорил-успокоил совесть, а дети и дальше подвергаются моральному насилию. Не, нуачо. нам же у нее учится. долго. и экзамены сдавать. А вдруг оценки занижать начнет. (далее следует непереводимая игра слов, выражающее крайнее негодование) ОЦЕНКИ ОКАЗАЛИСЬ ВАЖНЕЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Кто работал в бюджетных учреждениях, понимают - уволить работника очень сложно. Практически нереально - для этого нужны причины. Даже выговор вынести - нужны причины. В данном случае: все знают о неадекватности педагога, даже уроки ее посещали (догадайтесь, как преподаватель себя вела в присутствии директора?). но юридически повода для принятия мер нет. И из года в год такой вот замечательный учитель "сеет разумное, доброе, вечное".

Я написала заявление. Я отнесла его директору (сколько лет прошло с окончания школы, а коленки в ее кабинете до сих пор предательски подгибаются) и еще раз все рассказала. Директор извинилась передо мной, потому что она "несет ответственность за своих подчиненных", чем немало удивила.
"Я могу ее уволить, - сказала она мне. - А могу просто серьезно, очень серьезно поговорить. Как вы считаете, что мне предпринять?" Сошлись на том, что русский язык она преподает неплохо, и менять среди года опытного педагога на молодого практиканта неразумно. Мне обещали принять меры, я обещала держать ситуации под контролем.

Сегодня ровно 2 недели после того разговора. Итоги меня радуют: пятиклассники перестали боятся уроков у Марфы Петровны. Вася перестал быть дебилом, Настя не вжимается в парту в робкой попытке стать невидимкой, к Соне обращаются вежливо. На детей перестали орать - и они (странные дети!) стали лучше учиться. Оценки Сони - зачинщицы скандала - никоим образом не изменились, хотя я на уровне подсознания ожидала мелкой мести. Больше того, классный руководитель при всем классе извинился перед моей дочерью, чего от нее не ожидал (и поэтому, собственно, не требовал) никто!

Но вот что меня огорчает: если бы другие - такие правильные и ответственные родители - пошли к директору раньше, не боясь "испортить отношения с классной дамой, мне не пришлось бы объяснять ребенку, почему на нее наорали, оскорбили, унизили. Если бы не боялись замарать свой чистый образ "не скандальных всепонимающих мам" - дети могли бы учиться в спокойной обстановке на полгода раньше. Если бы оценки не стали важнее хорошего настроения - наверное, великий и могучий язык (и литературу) дети любили бы больше. Если бы. Теперь я - скандалистка, выносящая сор из избы, а они - белые и пушистые, правильные и ответственные.

Зато детям теперь спокойно. И диктант писать не страшно. А это многого стоит!


Елена Пуляева, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, к. ю. н.

Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование

Школы и детские сады должны разработать новый документ – положение о нормах профессиональной этики педагогов. Смотрите готовый образец и читайте, как внедрить нормы и как привлечь педагогов к ответственности за нарушение норм.

Какие документы по профессиональной этике принять

Закрепите нормы профессиональной этики в локальном акте, например, в специальном положении. Предварительно согласуйте документ с профкомом, если он есть. Разместите утвержденное положение на официальном сайте и информационных стендах.

Обновите должностные инструкции. Дополните их требованием к педагогам соблюдать положение. Включите обязанность работников соблюдать локальные акты в сфере профессиональной этики в Правила внутреннего трудового распорядка.

Минпросвещения и Профсоюз рекомендуют добавить пункт, который устанавливает право образовательной организации принимать локальные акты о нормах профессиональной этики педагогов, в коллективный договор. Однако юридически это не требуется. Школа и детский сад могут принимать любые локальные акты, даже если не зафиксировали это право в коллективном договоре (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Так что вносить изменения необязательно.

Нормы профессиональной этики педагогов разработаны Минпросвещения и Общероссийским профсоюзом образования и направлены совместным письмом от 20.08.2019 № ИП-941/06/484.

Как ознакомить педагогов с нормами профессиональной этики

Ознакомьте педагогов с положением о нормах профессиональной этики, измененными должностными инструкциями и Правилами внутреннего трудового распорядка под подпись (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК). Не забывайте знакомить с положением кандидатов на работу до того, как подписать трудовой договор (ч. 3 ст. 68 ТК).

Чтобы педагоги помнили нормы профессиональной этики, которые должны соблюдать, выдайте памятку. В ней – краткая выдержка из положения.


Как мотивировать педагогов соблюдать нормы профессиональной этики

Внимание: за нарушение положения педагога нельзя депремировать, то есть полностью лишить премии или других стимулирующих выплат.

Стимулирующие выплаты начисляют по итогам оценки всех критериев эффективности. Нарушение положения не значит, что педагог не выполнил остальные критерии. Поэтому лишить его остальных стимулирующих выплат нельзя.

Что делать, если педагог нарушил нормы профессиональной этики

Если педагог нарушил нормы профессиональной этики, Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования рекомендуют рассмотреть случай на заседании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или комиссии по трудовым спорам.

Если в школе или детском саду есть профком, включите в комиссию его представителей.

Напомните работнику, что он может обратиться в суд, если не согласен с решением комиссии или не хочет выполнять ее решение по другим причинам.

К какой ответственности привлечь педагога за нарушение норм

В зависимости от тяжести нарушения педагога можно привлечь к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Подробности смотрите в таблице.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение норм профессиональной этики

Когда возникает

Кто может привлечь

Последствия для педагога

Дисциплинарная ответственность

Если работник не исполнил или ненадлежаще исполнил по своей вине трудовые обязанности (абз. 1 ч. 1 ст. 192 ТК).
Фактически возникает за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, локальных актов, должностной инструкции или трудового договора

Образовательная организация как работодатель

Педагог может получить дисциплинарное взыскание: замечание, выговор, увольнение

Гражданско-правовая ответственность

Если работник нарушил нематериальные блага или личные неимущественные права. Например, право на здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни и другие (п. 2 ст. 150 ГК)

Родитель ребенка, чьи права на здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность были нарушены.
Образовательная организация, если нарушена ее деловая репутация.
Другой работник, если нарушили его права на здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, деловую репутацию

Суд может потребовать от работника:
− опровергнуть сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию;
− компенсировать ущерб и моральный вред

Административная ответственность

Если работник:
− оскорбил кого-то – унизил честь и достоинство другого лица в неприличной форме (ст. 5.61 КоАП);
− нанес побои или совершил другие насильственные действия, которые не повлекли уголовных последствий (ст. 6.1.1 КоАП);
− вовлек детей в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, ПАВ и одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП);
− пропагандировал нетрадиционные сексуальные отношения среди детей (п. 6.21 КоАП);
− совершил другие административные правонарушения, которые порочат педагога

Представители правоохранительных и других надзорных органов

В зависимости от тяжести правонарушения педагог может понести одно из наказаний:
− предупреждение;
− штраф;
− административный арест;
− обязательные работы

Уголовная ответственность

Если работник:
− оклеветал кого-то – распространил заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию (ст. 128.1 УК);
− вовлек ребенка в преступную деятельность путем обещаний, обмана, угроз или иным способом (ст. 150 УК);
− разгласил тайну усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 155 УК);
− не исполнил или ненадлежаще исполнил обязанность по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким обращением с ними (ст. 156 УК);
− совершил другие преступления, которые порочат педагога

Суд определяет виновность работника, вид и размер наказания

Суд может вынести одно наказание или несколько:
− штраф;
− лишение почетного звания или государственных наград;
− лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
− обязательные работы;
− исправительные работы;
− ограничение свободы;
− принудительные работы;
− лишение свободы на определенный срок

Несмотря на множество принятых правовых норм, несмотря на признание Российской Федерацией необходимости выполнения Конвенции о правах ребенка, положение с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, преступностью среди несовершеннолетних остается неудовлетворительным. И очевидно, что все эти проблемы имеют одну единственную причину-систематически нарушаются права ребенка.

Отметим, что общество замечает только запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы.

- прекращение посещения учебного заведения.

Очевидно, что социальному педагогу не хватит сил и возможностей для того, чтобы отследить, куда подевался тот или иной ребенок и по какой причине он перестал посещать занятия. Даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями, задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку детей в учреждении несколько сотен.

- употребление психоактивных веществ.

Система здравоохранения занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия.

- уход из семьи,совершение правонарушения

Очевидно, что это проблемы соблюдения правопорядка. Правонарушение или преступление – это уже, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних – свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма – свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.

"Защитив своих детей,

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том,что он:

- использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников);

- содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

- взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Правозащитная деятельность социального педагога осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, он сам консультирует несовершеннолетних по отдельным правовым вопросам. Кроме того, он должен подсказать ему адреса квалифицированной юридической помощи, познакомить с популярной литературой правового содержания.

Но наиболее сложную часть работы социального педагога составляет

защита прав учащихся в суде и других правоохранительных органах.

Социальный педагог безусловно должен обладать развитым правосознанием, знать основы российской правовой системы и законодательства, механизмы защиты прав и свобод личности и гражданина. Этот перечень далеко не полон. Невозможно оказать квалифицированную помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, не познакомившись с основными положениями действующих Гражданского, Семейного, Трудового и других кодексов, не изучив содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и т. д. Даже изучив нормативные акты, социальный педагог должен понимать, что успешное их использование возможно только в сотрудничестве с профессиональным юристом.

Личные права детей взаимосвязаны. Одно из фундаментальных прав личности – право на образование,зафиксированное в ряде международных документов. Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (10. 12. 1948) провозглашается, что каждый имеет право на образование.

Право на охрану здоровья тесно связано с правом ребенка на отдых и досуг. Это право обеспечивается, прежде всего, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Перевод данных учреждений на платные услуги значительно ограничил реализацию данного права.

Социальному педагогу образовательного учреждения необходимо достаточно хорошо разбираться в проблеме обеспечения учащимся права на личную жизнь. Защищая интересы ребенка, необходимо понимать степень допустимого вмешательства, определяя при этом риски.

Неприкосновенность частной жизни – это сохранение ее целостности, защита от всякого посягательства со стороны кого-либо.

Информация о частной жизни – сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной и общественной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т. п. При этом специалистам необходимо помнить, что информация о частной жизни, которая становится известной представителям различных профессий в связи с осуществлением их профессиональной деятельности, защищается профессиональной

В Конституции РФ специально оговорено, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1, ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в образовательном учреждении, необходимо составить четкое представление о том, от чего же его следует защищать.

В условиях образования прямыми признаками психического насилия над воспитанниками считаются:

• угрозы в адрес ребенка;

• преднамеренная изоляция ребенка;

• предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

• оскорбление или унижение достоинства;

• систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

• постоянная негативная характеристика ребенка;

• демонстративно-негативное отношение к ребенку.

Право на безопасные условия воспитания и обучения приобретает для нашей страны особую значимость.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме их права, следить за реализацией взрослыми прав ребенка.

Для этого необходимо решать задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников и взрослых с правами ребенка:

- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;

- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения взрослым.

Глава 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА 1
1.1. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) обязан защищать права ребенка 1
1.1.1. Жестокое обращение 1
1.1.2. Ситуации, в которых требуется взаимодействие с правоохранительными органами 4
1.2. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмешаться и защитить права ребенка 5
1.2.1. Конфликты на уроках из-за содержания изучаемой дисциплины, из-за оценок, из-за поведения 6
1.2.2. Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение 7
1.2.3. Детский труд и самообслуживание 8
1.2.4. Нарушение принципов образовательной политики: светского характера образования, идеологического и политического многообразия 9
1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация 10
Глава 2. ЗАЩИТА ПРАВ УЧИТЕЛЯ 12
2.1. Ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися 12
2.1.1. Обвинения в жестоком обращении 13
2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности 13
2.2. Ситуации, в которых трудовые права учителя нарушаются школьной администрацией 14
Обзор законодательства 16

• защита прав и интересов обучающихся;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:

Читайте также: