Освещение в покрасочной камере своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

  • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
  • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
  • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
  • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
  • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
  • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
  • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.

Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

Применяемые схемы освещения

Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

  • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
  • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
  • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

Монтаж освещения собственными силами

При своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

Для изготовления таких коробов используются:

  • DIN-рейки для изготовления каркаса;
  • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
  • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

  • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
  • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
  • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
  • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
  • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

Подбор ламп освещения


Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

Лампы накаливания

Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

К достоинствам таких ламп следует отнести:

  • доступная цена;
  • простота обслуживания.

Однако они обладают и существенными недостатками:

  • низкая надежность;
  • значительное тепловое излучение;
  • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
  • неэкономичность.

Люминесцентные лампы

Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.


Поскольку в покрасочных камерах достаточно важна собственная площадь светильника, то первый тип этих ламп является более предпочтительным.

Достоинства таких ламп:

  • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
  • высокий КПД;
  • экономичность.

Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

  • задержка старта;
  • необходимость утилизации использованных ламп;
  • низкий уровень экологической безопасности;
  • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

Светодиодные лампы

Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

  • высокий КПД;
  • низкое энергопотребление;
  • высокий индекс цветопередачи;
  • прочность и устойчивость к вибрациям;
  • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
  • высокая экологическая безопасность;
  • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
  • способность работать при высоких температурах.

Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

Освещение краскораспылительной камеры является одним из важнейших компонентов процесса окраски габаритных поверхностей. При этом во внимание принимают размер малярной камеры, тип осветительных приборов и их размещение, а также цветовую температуру источников света. При игнорировании этих составляющих конечный цвет продукции, выходящей из камеры, может существенно отличаться от желаемого.

Кроме того, осветительное оборудование играет большую роль для безопасности применения лакокрасочных материалов, поскольку растворители и краски обычно легко воспламеняются, выделяя при этом высокотоксичные газы и пары.

Сравнительные возможности ламп различного типа

Во многих случаях в качестве источников освещения в покрасочной камере используют лампы, обычно размещаемые в светильниках группами по два или четыре источника. Возможно применение люминесцентных светильников, а также осветительной аппаратуры на LED-лампах или на обычных лампах накаливания.

Преимущества люминесцентных ламп:

  1. Обеспечение очень широкого угла распространения световых волн, что помогает равномерно освещать поверхности сложной конфигурации.
  2. Повышенная равномерность освещения помогает распознать дефекты окраски.
  3. Данные светильники можно применять при различных цветовых температурах, что позволяет операторам малярных камер выбирать лампы в зависимости от того, насколько хорошо они имитируют естественный цвет дневного света или насколько точно они отражают цвет используемых красок.

Во многих случаях предпочтение отдаётся флуоресцентным лампам с высокой цветовой температурой и высоким индексом цветопередачи. Цветовая температура лампы означает, что в спектре света она излучает большую часть своей светоотдачи. Например, белый флуоресцентный свет, имея цветовую температуру 5500…6000 К, приближает световой выход к середине спектра. В этих случаях лучше всего выбрать лампу, выдающую полный спектр именно в середине цветовой температуры диапазона.

Освещение в покрасочной камере, основанное на применении ламп накаливания, считается наиболее бюджетным вариантом. Однако лампа накаливания будет хорошо воспроизводить красные, оранжевые и желтые цвета, но характеризуется плохой цветопередачей, когда поверхности окрашены в салатовый, голубой или белый цвет.

При выборе типа освещения покрасочной камеры необходимо учитывать также индекс цветопередачи лампы. И здесь лампы накаливания, обладая индексом цветопередачи, близким к 100, имеют преимущество: несмотря на плохое качество света, они очень хорошо воспроизводят цвета.

Наиболее современным решением для различных размеров малярных камер является освещение на базе LED-ламп. Светодиодные светильники, несмотря на более высокую стоимость, отличаются:

  • Низким энергопотреблением.
  • Высоким КПД.
  • Повышенными значениями коэффициентов цветопередачи.
  • Экологической безопасностью при своём использовании в атмосфере легковоспламеняющихся веществ.
  • Длительным сроком эксплуатации.


Размещение источников света

Для усиления эффективности освещения верхнее освещение монтируют по углам камеры, а не на потолке, обеспечивая тем самым максимальный охват с меньшей вероятностью затенения.

При определении мощности источников света учитывают конфигурацию и размеры малярной камеры. ГОСТ Р 56852-2016 устанавливает следующие требования:

  • Освещённость – не ниже 75 лк;
  • Равномерность освещённости – не ниже 0,4;
  • Коэффициент дискомфортности (пульсации, мерцание) – не более 25;
  • Индекс цветопередачи – не более 20.

Для обеспечения указанных параметров освещённость рабочей зоны должна находиться в диапазоне 400…600 Лм. Наличие рефлекторов-отражателей увеличивает световой поток на 15…20 %.


Учёт безопасности

Освещение в покрасочной камере должно быть одобрено для использования во взрывоопасных зонах, поскольку характер используемых материалов и тип выполняемых работ соответствует условиям регулярного наличия горючих или взрывоопасных газов и паров. Поскольку вся внутренняя поверхность малярной кабины находится в таких условиях, то особое внимание должно уделяться вопросам электробезопасности, в частности, при включении/выключении светильников, когда неисправность электроарматуры может вызвать короткое замыкание и/или пожар. Особенно безопасен вариант установки систем освещения, когда детали светильника, находящиеся под напряжением, выведены за пределы камеры, а внутри находится только защитное ограждение и сама лампа.

При техническом обслуживании источников света корпус светильника должен быть надёжно изолирован, а всё технологическое оборудование покрасочной камеры – отключено от энергоснабжения.


Отдавая свой автомобиль на покраску или обновляя его ЛКП самостоятельно, хочется получить достойный и близкий к идеалу вариант. От чего во многом зависит результат работы в малярном помещении? Освещение в покрасочной камере, наличие специальных приборов для работы, высокий уровень профессионализма мастеров – вот необходимые составляющие успеха покраски автомобиля.

Освещение в камере для покраски

Оборудование покрасочной камеры с точки зрения освещения – процесс очень ответственный и очень индивидуальный. Стандартная установка необходимых осветительных приборов не всегда может устроить мастеров-профессионалов покрасочного дела. Есть целый ряд общих советов по организации рабочего места в малярной камере с точки зрения освещенности.

Для получения лучшего варианта покраски необходимо выполнить следующие рекомендации:

  • Диапазон приемлемого светового потока для выполнения работ по покраске должен находиться в пределах от 600 до 200 Люмен.
  • Свет, рассеиваемый в помещении, должен быть однородным. Не должно быть участков, где он более или менее яркий или имеет неодинаковый цветовой оттенок.
  • Желательный спектральный состав потока света должен быть максимально приближен к естественному. Это нужно для того, чтобы при длительной работе в камере для покраски специалисты не чувствовали сильное утомление в глазах и могли качественно выполнять свои обязанности.
  • Категорически нельзя применять мерцающий, пульсирующий световой поток.
  • Все зоны камеры для покраски должны быть равномерно освещены. В противном случае нужно воспользоваться дополнительными переносными источниками света.
  • Световые приборы, применяемые в покрасочной камере, должны обладать высокой устойчивостью к определенным воздействиям, характерным для проведения покрасочных работ. Перепады температур, высокое давление, вибрации не должны стать причиной отключения света или выхода из строя светового прибора.
  • Показатель индекса передачи цвета не может быть ниже цифры 80. Этот уровень соответствует освещению в солнечную погоду.


Распыление красящих элементов в малярной камере несколько затрудняют зрительные процессы работающих людей. Поэтому световое обустройство в помещении очень важно для выполнения работ, связанных с покраской, качественно и без ослабления зрения.

Использование накопленного опыта

Специалисты в области покраски путем многократного использования тех или иных схем освещения, дают полезные советы по световому обустройству покрасочных помещений.

Вот наиболее приемлемые схемы освещения в камере для покраски:

  • потолочная;
  • потолочно-стеновая;
  • потолочно-переносная.

В каждой из этих схем есть свои положительные и негативные моменты. Так, например, потолочная схема, предполагающая крепление всех приборов для освещения к потолку, вполне может быть смонтирована без привлечения электромонтажников, своими руками. Но этот вид освещения будет недостаточным, если понадобится окрашивать поверхности в вертикальной плоскости.

Если помещение, где осуществляется покраска, не слишком большое, то вряд ли там получится прикрепить осветительные приборы по бокам (из-за отсутствия лишнего места).

В этой ситуации можно основные приборы разместить на потолке, а дополнительные участки освещать при помощи переносных устройств – это типичный пример потолочно-переносной схемы.


Самым оптимальным в условиях проведения работ на профессиональном уровне является схема освещения с монтажом источников света на потолке и вдоль боковых стен.

Для безопасной работы в покрасочной камере необходимо использовать такие приборы, которые устойчивы к воздействию химических веществ и не взорвутся во время покраски. Краска, распыляемая внутри помещения, создает огнеопасную среду, поэтому к выбору средств освещения нужно подойти с особой тщательностью и вниманием.

Советы по световому оборудованию

Среда покрасочной камеры по отношению к световому оборудованию может быть охарактеризована как очень агрессивная. Стандартные осветительные приборы могут прослужить не более двух недель.

Использование направленного светового потока – отличное подспорье в работе маляра. Можно порекомендовать для этой цели приобрести лампы 12-48 В, но для их использования понадобится еще прикупить понижающий трансформатор, так как обычное напряжение в сети – 220 В. Для переноски лучше использовать вакуумные лампы.

Но не всех прельщает покупка и установка понижающего трансформатора. Можно обойтись и без него, если для питания ламп применять сеть с такими показателями – 12, 24 или 36 В.


Преимущества использования таких ламп не только в их безопасности, но и в простоте замены. Недостатки такого оборудования – для получения равномерного распределения света такие лампы должны располагаться на одном и том же расстоянии от источников питания. В покрасочной камере можно пользоваться и другими дополнительными осветительными приборами.

РазновидностьОсобенности
Светодиодные комбинацииОтсутствие мерцания, небольшое потребление мощности, экологическая безопасность, но довольно недешевы.
Лампы люминесцентного освещенияШирокий выбор по температурным и цветовым показателям: белые теплые, белые холодные, дневные. Можно выбрать лампы с улучшенной или простой передачей цвета, экологически не опасны.
Лампы накаливанияНевысокая стоимость при небольшом КПД, низкая температура

На устройстве для регуляции и пуска лучше не экономить. Надежность – залог безопасности. Самый оптимальный вариант – размещение этого устройства вне камеры для покраски.Можно приобрести готовые щитки для использования нескольких автоматов. Все электрооборудование желательно подключать к отдельным автоматам, сила тока которых в пределах 5-6 А. Этого вполне достаточно для бесперебойной и безопасной работы.

Чтобы держать под контролем силу тока при пользовании люминесцентными лампами самое разумное – смонтировать систему дроссель-старт. При использовании этой системы вероятность разрыва сети из-за увеличения силы тока снижается в разы.

Покрасочная камера своими руками чертежи

Покраска автомобилей своими руками – процедура ответственная, требующая соблюдения ряда условий. Специализированная камера для покраски авто своими руками – этот вариант сегодня выбирают многие автолюбители. Покупка такого объекта обойдётся недёшево, поэтому некоторые предпочитают самостоятельно обеспечить то, чего требует покрасочная камера своими руками – чертежи, материалы, сборку.

Покраска авто таким способом имеет ряд серьёзных преимуществ перед использованием краскопульта в собственном гараже. Вследствие герметичности можно не волноваться по поводу попадания на окрашиваемую поверхность посторонних частиц пыли и грязи.

Кроме того, конструкция исключает возникновение нежелательных завихрений воздуха, из-за которых эмаль ляжет на поверхность недостаточно качественно, образуются потёки, пупырышки и другие дефекты.

Покраска автомобиля

Покраска автомобиля своими руками

Малярка своими руками – это выгодно, однако для постройки придётся потрудиться. При грамотном подходе и добросовестном отношении к работе вы сумеете самостоятельно построить камеру для покраски авто, что поможет избежать серьёзных финансовых трат и организовать всё по своему вкусу. Ниже мы рассмотрим, как сделать покрасочную камеру своими руками, и какие шаги для этого нужны.\

Читайте еще

Начальный этап

Перед тем, как построить покрасочную камеру своими руками, вы должны представить себе, как она будет выглядеть, и подготовить всё необходимое. Нарисуйте на бумаге проект, где в масштабе будет изображена будущая окрасочная камера вместе со всеми узлами:

  • помещение;
  • генератор тепла;
  • тепловая пушка;
  • система вентиляции.

Это основные пункты, каждый из которых включает в себя множество более мелких элементов – двери, теплоизоляция, система освещения и т.п.

Помещение для покраски авто

Помещение для покрасочной камеры

Читайте еще

Поговорим о помещении

До того, как сделать покрасочную камеру своими руками, вы подыскиваете подходящее помещение. Это может быть металлический гараж или большая мастерская – главное, чтобы у вас было пространство и возможность оборудовать всё соответствующим образом.

Камера для покраски автомобилей должна иметь стены, которые будут соответствовать ряду требований:

  • сопротивляемость огню;
  • герметичность;
  • возможность периодически мыть;
  • наличие теплоизоляции.

Последний пункт особенно важен, если речь идёт о гараже со стальными стенами – придётся сделать их двойными и положить прослойку из базальтовой ваты или другого огнеупорного теплоизолирующего материала.

Помещение для покраски автомобиля

Помещение должно быть герметичным

Обязательно обратите внимание на пол – он должен разрешать потокам воздуха беспрепятственно циркулировать. Для этой цели сделайте покрытие в виде многослойной решётки – таким образом снизу будет обеспечен нормальный отвод и приток воздуха.

Двое дверей – обязательное требование противопожарной безопасности. Они должны легко открываться, чтобы дать возможность для срочной эвакуации в случае возгорания, и герметичными, чтобы предотвратить попадание пыли и посторонних частиц в помещение.

Размеры камеры должны быть достаточными, чтобы у мастера в процессе работы не возникало препятствий для свободного перемещения. В качестве основы может быть выбран бетонный или металлический каркас. Под поверхностью пола устраивается вытяжной механизм с фильтрами и клапанами. Подумайте о том, что понадобятся мостки для перемещения.

Покрасочная камера с водяной завесой

Покрасочная камера с водяной завесой на дверях

Читайте еще

Освещение – это важно

В процессе покраски автомобилей своими руками одну из очень важных ролей играет освещение помещения. Нужно, чтобы оно было достаточно ярким, комфортным для глаз, не давало теней и бликов.

Практика показывает, что наиболее удобным вариантом станут люминесцентные лампы дневного освещения – их размещают на потолке. Чтобы обзор нижней части машины был достаточным, несколько продолговатых источников освещения вешают вдоль стен.

Люминесцентные лампы

Люминесцентные лампы дневного освещения

Не менее эффективным решением проблемы освещения станут светильники, работающие на светодиодах. Освещение такого типа становится всё более популярным в силу ряда преимуществ, которые светодиоды имеют по сравнению с другими вариантами:

  • яркое качественное освещение;
  • минимальные энергозатраты;
  • маленькая рабочая температура;
  • надёжность;
  • долговечность

Сегодня вы можете без проблем установить в помещении светодиодное освещение – это обойдётся несколько дороже, но результат того стоит.

Не обеспечив качественное освещение, вы не сможете полноценно контролировать процесс покраски, что негативно отразится на конечном результате работы.

Освещение в покрасочной камере

Правильное освещение в покрасочной камере

Читайте еще

Вентиляция помещения, очистка воздуха и сушка

Малярка своими руками строится с учётом всех требований технологии покраски и безопасности. Ключевую позицию здесь занимает грамотно устроенная вентиляция воздуха. Она отвечает за очищение воздуха, а также за то, чтобы туман краски нужным образом осаждался и выводился.

В зависимости от того, какой принцип использован в системе вентиляции помещения, различают два типа камер:

В первом случае воздух подаётся в помещение сверху, и туман оседает вниз – к нему прикладывается необходимое давление. В конце он выводится через индивидуальный канал, устроенный для этой цели. Во втором случае один из моторов нагнетает воздух, второй его отсасывает, выводя из камеры.

Особенности проектирования систем вентиляции

Вентиляция покрасочной камеры

В конструкции понадобятся потолочные фильтры воздуха с высокой производительностью для того, чтобы исключить вероятность попадания в зону покраски посторонних частиц. Для этой цели рекомендуют выбирать фильтры воздуха, работающие в двухфазном режиме – в первой фазе удаляют крупные виды загрязнений, во второй – мелкие. При этом важно учитывать, что необходима очистка и поступающих, и исходящих потоков воздуха. Фильтры, установленные снизу, забиваются быстрее – их замену придётся осуществлять гораздо чаще.

Установка фильтров должна предусматривать возможность возникновения турбулентности воздухопотока с частицами эмали – для этого нужно грамотно их расположить по периметру помещения и учесть давление воздуха.

После покраски машину понадобится высушить – для этого устраивается специальное приспособление. В качестве сушки используют генератор тепла, который функционирует на выгодном виде топлива. Некоторые используют для этой цели инфракрасные обогреватели. Главное требование для сушки – это равномерная подача тепла, чтобы избежать перегрева.

Вентиляция в покрасочной камере

Приточно-вытяжная вентиляция в покрасочной камере

Читайте еще

Ещё немного полезной информации

Для того чтобы выполнить внутреннюю отделку, используйте негорючие материалы – например, металл. Не стоит выбирать такой вариант, как вагонка, поскольку увеличивается опасность возгорания. В зависимости от того, насколько правильно будут выполнены отделочные работы, можно будет оценивать степень герметичности, которая важна, чтобы избежать попадания пыли и посторонних частиц. Отдавайте предпочтение гладким легко моющимся поверхностям – это упростит процесс уборки.

Подумайте о помещениях, где будет храниться инвентарь, краски, профессиональное оборудование, средства безопасности, спецодежда.

Работу по покраске авто упрощает наличие автоматического управления процессом. Это, конечно, отразится на себестоимости всего проекта, но, с другой стороны, вы получите ряд неоценимых преимуществ. Пульт автоматического управления должен иметь панель из прочного, надёжного материала. Он должен быть простым в использовании, эргономичным и удобным. Подумайте о возможности оперативного перехода между ручным и автоматическим режимами.

Заключение

Постройка специализированной покрасочной камеры для автомобиля – это трудоёмкий процесс, который потребует большого количества сил и энергии. Вам придётся мониторить информацию о существующих вариантах и на их основе придумать собственный проект – за основу вы можете взять любое готовое решение.

Процесс работы над реализацией проекта труден, но интересен – вы сможете здесь применить свой творческий потенциал, фантазию и умение справляться с трудностями.

Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

  • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
  • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
  • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
  • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
  • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
  • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
  • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.

Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

Применяемые схемы освещения

Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

  • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
  • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
  • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

Монтаж освещения собственными силами

При своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

Для изготовления таких коробов используются:

  • DIN-рейки для изготовления каркаса;
  • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
  • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

  • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
  • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
  • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
  • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
  • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

Подбор ламп освещения


Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

Лампы накаливания

Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

К достоинствам таких ламп следует отнести:

  • доступная цена;
  • простота обслуживания.

Однако они обладают и существенными недостатками:

  • низкая надежность;
  • значительное тепловое излучение;
  • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
  • неэкономичность.

Люминесцентные лампы

Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.


Поскольку в покрасочных камерах достаточно важна собственная площадь светильника, то первый тип этих ламп является более предпочтительным.

Достоинства таких ламп:

  • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
  • высокий КПД;
  • экономичность.

Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

  • задержка старта;
  • необходимость утилизации использованных ламп;
  • низкий уровень экологической безопасности;
  • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

Светодиодные лампы

Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

  • высокий КПД;
  • низкое энергопотребление;
  • высокий индекс цветопередачи;
  • прочность и устойчивость к вибрациям;
  • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
  • высокая экологическая безопасность;
  • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
  • способность работать при высоких температурах.

Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

Освещение краскораспылительной камеры является одним из важнейших компонентов процесса окраски габаритных поверхностей. При этом во внимание принимают размер малярной камеры, тип осветительных приборов и их размещение, а также цветовую температуру источников света. При игнорировании этих составляющих конечный цвет продукции, выходящей из камеры, может существенно отличаться от желаемого.

Кроме того, осветительное оборудование играет большую роль для безопасности применения лакокрасочных материалов, поскольку растворители и краски обычно легко воспламеняются, выделяя при этом высокотоксичные газы и пары.

Сравнительные возможности ламп различного типа

Во многих случаях в качестве источников освещения в покрасочной камере используют лампы, обычно размещаемые в светильниках группами по два или четыре источника. Возможно применение люминесцентных светильников, а также осветительной аппаратуры на LED-лампах или на обычных лампах накаливания.

Преимущества люминесцентных ламп:

  1. Обеспечение очень широкого угла распространения световых волн, что помогает равномерно освещать поверхности сложной конфигурации.
  2. Повышенная равномерность освещения помогает распознать дефекты окраски.
  3. Данные светильники можно применять при различных цветовых температурах, что позволяет операторам малярных камер выбирать лампы в зависимости от того, насколько хорошо они имитируют естественный цвет дневного света или насколько точно они отражают цвет используемых красок.

Во многих случаях предпочтение отдаётся флуоресцентным лампам с высокой цветовой температурой и высоким индексом цветопередачи. Цветовая температура лампы означает, что в спектре света она излучает большую часть своей светоотдачи. Например, белый флуоресцентный свет, имея цветовую температуру 5500…6000 К, приближает световой выход к середине спектра. В этих случаях лучше всего выбрать лампу, выдающую полный спектр именно в середине цветовой температуры диапазона.

Освещение в покрасочной камере, основанное на применении ламп накаливания, считается наиболее бюджетным вариантом. Однако лампа накаливания будет хорошо воспроизводить красные, оранжевые и желтые цвета, но характеризуется плохой цветопередачей, когда поверхности окрашены в салатовый, голубой или белый цвет.

При выборе типа освещения покрасочной камеры необходимо учитывать также индекс цветопередачи лампы. И здесь лампы накаливания, обладая индексом цветопередачи, близким к 100, имеют преимущество: несмотря на плохое качество света, они очень хорошо воспроизводят цвета.

Наиболее современным решением для различных размеров малярных камер является освещение на базе LED-ламп. Светодиодные светильники, несмотря на более высокую стоимость, отличаются:

  • Низким энергопотреблением.
  • Высоким КПД.
  • Повышенными значениями коэффициентов цветопередачи.
  • Экологической безопасностью при своём использовании в атмосфере легковоспламеняющихся веществ.
  • Длительным сроком эксплуатации.


Размещение источников света

Для усиления эффективности освещения верхнее освещение монтируют по углам камеры, а не на потолке, обеспечивая тем самым максимальный охват с меньшей вероятностью затенения.

При определении мощности источников света учитывают конфигурацию и размеры малярной камеры. ГОСТ Р 56852-2016 устанавливает следующие требования:

  • Освещённость – не ниже 75 лк;
  • Равномерность освещённости – не ниже 0,4;
  • Коэффициент дискомфортности (пульсации, мерцание) – не более 25;
  • Индекс цветопередачи – не более 20.

Для обеспечения указанных параметров освещённость рабочей зоны должна находиться в диапазоне 400…600 Лм. Наличие рефлекторов-отражателей увеличивает световой поток на 15…20 %.


Учёт безопасности

Освещение в покрасочной камере должно быть одобрено для использования во взрывоопасных зонах, поскольку характер используемых материалов и тип выполняемых работ соответствует условиям регулярного наличия горючих или взрывоопасных газов и паров. Поскольку вся внутренняя поверхность малярной кабины находится в таких условиях, то особое внимание должно уделяться вопросам электробезопасности, в частности, при включении/выключении светильников, когда неисправность электроарматуры может вызвать короткое замыкание и/или пожар. Особенно безопасен вариант установки систем освещения, когда детали светильника, находящиеся под напряжением, выведены за пределы камеры, а внутри находится только защитное ограждение и сама лампа.

При техническом обслуживании источников света корпус светильника должен быть надёжно изолирован, а всё технологическое оборудование покрасочной камеры – отключено от энергоснабжения.


Отдавая свой автомобиль на покраску или обновляя его ЛКП самостоятельно, хочется получить достойный и близкий к идеалу вариант. От чего во многом зависит результат работы в малярном помещении? Освещение в покрасочной камере, наличие специальных приборов для работы, высокий уровень профессионализма мастеров – вот необходимые составляющие успеха покраски автомобиля.

Освещение в камере для покраски

Оборудование покрасочной камеры с точки зрения освещения – процесс очень ответственный и очень индивидуальный. Стандартная установка необходимых осветительных приборов не всегда может устроить мастеров-профессионалов покрасочного дела. Есть целый ряд общих советов по организации рабочего места в малярной камере с точки зрения освещенности.

Для получения лучшего варианта покраски необходимо выполнить следующие рекомендации:

  • Диапазон приемлемого светового потока для выполнения работ по покраске должен находиться в пределах от 600 до 200 Люмен.
  • Свет, рассеиваемый в помещении, должен быть однородным. Не должно быть участков, где он более или менее яркий или имеет неодинаковый цветовой оттенок.
  • Желательный спектральный состав потока света должен быть максимально приближен к естественному. Это нужно для того, чтобы при длительной работе в камере для покраски специалисты не чувствовали сильное утомление в глазах и могли качественно выполнять свои обязанности.
  • Категорически нельзя применять мерцающий, пульсирующий световой поток.
  • Все зоны камеры для покраски должны быть равномерно освещены. В противном случае нужно воспользоваться дополнительными переносными источниками света.
  • Световые приборы, применяемые в покрасочной камере, должны обладать высокой устойчивостью к определенным воздействиям, характерным для проведения покрасочных работ. Перепады температур, высокое давление, вибрации не должны стать причиной отключения света или выхода из строя светового прибора.
  • Показатель индекса передачи цвета не может быть ниже цифры 80. Этот уровень соответствует освещению в солнечную погоду.


Распыление красящих элементов в малярной камере несколько затрудняют зрительные процессы работающих людей. Поэтому световое обустройство в помещении очень важно для выполнения работ, связанных с покраской, качественно и без ослабления зрения.

Использование накопленного опыта

Специалисты в области покраски путем многократного использования тех или иных схем освещения, дают полезные советы по световому обустройству покрасочных помещений.

Вот наиболее приемлемые схемы освещения в камере для покраски:

  • потолочная;
  • потолочно-стеновая;
  • потолочно-переносная.

В каждой из этих схем есть свои положительные и негативные моменты. Так, например, потолочная схема, предполагающая крепление всех приборов для освещения к потолку, вполне может быть смонтирована без привлечения электромонтажников, своими руками. Но этот вид освещения будет недостаточным, если понадобится окрашивать поверхности в вертикальной плоскости.

Если помещение, где осуществляется покраска, не слишком большое, то вряд ли там получится прикрепить осветительные приборы по бокам (из-за отсутствия лишнего места).

В этой ситуации можно основные приборы разместить на потолке, а дополнительные участки освещать при помощи переносных устройств – это типичный пример потолочно-переносной схемы.


Самым оптимальным в условиях проведения работ на профессиональном уровне является схема освещения с монтажом источников света на потолке и вдоль боковых стен.

Для безопасной работы в покрасочной камере необходимо использовать такие приборы, которые устойчивы к воздействию химических веществ и не взорвутся во время покраски. Краска, распыляемая внутри помещения, создает огнеопасную среду, поэтому к выбору средств освещения нужно подойти с особой тщательностью и вниманием.

Советы по световому оборудованию

Среда покрасочной камеры по отношению к световому оборудованию может быть охарактеризована как очень агрессивная. Стандартные осветительные приборы могут прослужить не более двух недель.

Использование направленного светового потока – отличное подспорье в работе маляра. Можно порекомендовать для этой цели приобрести лампы 12-48 В, но для их использования понадобится еще прикупить понижающий трансформатор, так как обычное напряжение в сети – 220 В. Для переноски лучше использовать вакуумные лампы.

Но не всех прельщает покупка и установка понижающего трансформатора. Можно обойтись и без него, если для питания ламп применять сеть с такими показателями – 12, 24 или 36 В.


Преимущества использования таких ламп не только в их безопасности, но и в простоте замены. Недостатки такого оборудования – для получения равномерного распределения света такие лампы должны располагаться на одном и том же расстоянии от источников питания. В покрасочной камере можно пользоваться и другими дополнительными осветительными приборами.

РазновидностьОсобенности
Светодиодные комбинацииОтсутствие мерцания, небольшое потребление мощности, экологическая безопасность, но довольно недешевы.
Лампы люминесцентного освещенияШирокий выбор по температурным и цветовым показателям: белые теплые, белые холодные, дневные. Можно выбрать лампы с улучшенной или простой передачей цвета, экологически не опасны.
Лампы накаливанияНевысокая стоимость при небольшом КПД, низкая температура

На устройстве для регуляции и пуска лучше не экономить. Надежность – залог безопасности. Самый оптимальный вариант – размещение этого устройства вне камеры для покраски.Можно приобрести готовые щитки для использования нескольких автоматов. Все электрооборудование желательно подключать к отдельным автоматам, сила тока которых в пределах 5-6 А. Этого вполне достаточно для бесперебойной и безопасной работы.

Чтобы держать под контролем силу тока при пользовании люминесцентными лампами самое разумное – смонтировать систему дроссель-старт. При использовании этой системы вероятность разрыва сети из-за увеличения силы тока снижается в разы.


Нали­чие покра­соч­ной каме­ры даёт оче­вид­ные пре­иму­ще­ства для авто­ма­стер­ской по кузов­но­му ремон­ту. Это умень­ше­ние пыли и про­че­го мусо­ра до мини­му­ма, посто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра, бла­го­при­ят­ная для рас­пы­ле­ния и хоро­ше­го рас­те­ка­ния лаков и эма­лей, а так­же хоро­шее осве­ще­ние дают маля­ру воз­мож­ность хоро­шо кон­тро­ли­ро­вать про­цесс рас­пы­ле­ния. Так­же не нуж­но забы­вать о том, что в маляр­ной каме­ре с пра­виль­но устро­ен­ной вен­ти­ля­ци­ей, улуч­ша­ют­ся усло­вия рабо­ты маля­ра, не стра­да­ет его здо­ро­вье (см. ста­тью “о вре­де здо­ро­вью кузов­щи­ков и маля­ров”).

Покра­соч­ная каме­ра завод­ско­го изго­тов­ле­ния сто­ит нема­лых денег, цены начи­на­ют­ся от 5–6 тыс. дол­ла­ров за эко­ном класс. При этом завод­ская окра­соч­но-сушиль­ная каме­ра пред­по­ла­га­ет нали­чие боль­шо­го поме­ще­ния, внутрь кото­ро­го вы её смо­же­те уста­но­вить. Это уста­нав­ли­ва­ет огра­ни­че­ние на воз­мож­ность её уста­нов­ки внутрь неболь­ших авто­ма­стер­ских. Быва­ют, конеч­но, окра­соч­но-сушиль­ные каме­ры наруж­но­го испол­не­ния, но они, опять же, доро­же. Фир­мы, про­из­во­дя­щие и реа­ли­зу­ю­щие покра­соч­ные каме­ры, так­же про­да­ют каж­дые из её ком­по­нен­тов отдель­но. Таким обра­зом, мож­но собрать почти такую же кон­струк­цию внут­ри неболь­шо­го поме­ще­ния. Но опять же эти ком­по­нен­ты от извест­но­го про­из­во­ди­те­ля доста­точ­но доро­ги. Всё это натал­ки­ва­ет на мысль изго­тов­ле­ния покра­соч­ной каме­ры сво­и­ми рука­ми. Маляр­ная каме­ра, обо­ру­до­ван­ная в гара­же может обой­тись в 2 000 у.е. при усло­вии закуп­ки мини­маль­но­го коли­че­ства обо­ру­до­ва­ния и вло­же­нии соб­ствен­ных сил.

Что нужно для изготовления покрасочной камеры своими руками?

В целом по типу вен­ти­ля­ции клас­си­фи­ци­ру­ют на одно­мо­тор­ные и двух­мо­тор­ные покра­соч­ные каме­ры. Одно­мо­тор­ная пред­по­ла­га­ет один вен­ти­ля­тор на при­ток воз­ду­ха, а отток про­ис­хо­дит есте­ствен­ным путём, без допол­ни­тель­но­го вентилятора.

Двух­мо­тор­ная каме­ра име­ет два вен­ти­ля­то­ра (мото­ра). Один исполь­зу­ет­ся для при­то­ка воз­ду­ха, дру­гой для вытя­ги­ва­ния. Двух­мо­тор­ные покра­соч­ные каме­ры доро­гие в изго­тов­ле­нии и обслу­жи­ва­нии. Выгод­но их изго­тов­ле­ние и исполь­зо­ва­ние при боль­шом пото­ке окра­ши­ва­е­мых автомобилей.

Таким обра­зом, при малой или сред­ней загру­жен­но­сти авто­ма­стер­ской чаще все­го изго­тав­ли­ва­ют одно­мо­тор­ную покра­соч­ную камеру.

Соглас­но сред­не­ста­ти­сти­че­ским дан­ным, поток воз­ду­ха в поме­ще­нии стан­дарт­ной покра­соч­ной каме­ры дол­жен быть при­мер­но 25000 кубо­мет­ров в час.

В её верх­ней части (на потол­ке или вме­сто потол­ка) уста­нав­ли­ва­ет­ся короб, в кото­рый в даль­ней­шем будет посту­пать при­точ­ный воз­дух. Далее, через фильтр тон­кой очист­ки он попа­да­ет соб­ствен­но в саму каме­ру. За счёт нали­чия коро­ба, воз­дух рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но по всей пло­ща­ди поме­ще­ния, не созда­вая рез­ких пото­ков в отдель­ных зонах. Далее он, про­хо­дя через поме­ще­ние, ухо­дит в вытяж­ные тех­но­ло­ги­че­ские про­ёмы, сде­лан­ные в полу и выхо­дя­щие на ули­цу. Так­же дела­ют вари­ант уста­нов­ки поди­у­ма, под кото­рым так­же обу­стра­и­ва­ют вытяж­ку и фильтр.

Поме­ще­ние покра­соч­ной каме­ры долж­но быть теп­ло­изо­ли­ро­ва­но, иметь хоро­шее осве­ще­ние, долж­но быть обо­ру­до­ва­но при­точ­но-вытяж­ной систе­мой с фильтрацией.

Теп­ло­изо­ля­ция

Покра­соч­ная каме­ра долж­на быть спо­соб­ной сохра­нять задан­ную внут­ри неё тем­пе­ра­ту­ру в любое вре­мя года. Это­му спо­соб­ству­ет её утеп­лё­ние. Учи­ты­вая меры пожа­ро­без­опас­но­сти луч­ше все­го исполь­зо­вать мине­раль­ные пли­ты. Если исполь­зо­вать для утеп­ле­ния пожа­ро­опас­ный мате­ри­ал, то важ­но его изо­ли­ро­вать пожа­ро­без­опас­ной внут­рен­ней отделкой.

Осве­ще­ние

В каче­стве осве­ще­ния чаще все­го исполь­зу­ют люми­нес­цент­ные лам­пы, либо све­то­ди­од­ные све­тиль­ни­ки. Они справ­ля­ют­ся с зада­чей при­бли­зить искус­ствен­ное осве­ще­ние покра­соч­ной каме­ры к есте­ствен­но­му, днев­но­му. Люми­нес­цент­ные лам­пы за счёт рас­се­ян­но­го осве­ще­ния, не дают теней. Пред­по­чте­ние нуж­но отда­вать све­тиль­ни­кам с наи­мень­шим эффек­том мер­ца­ния. Лам­пы нуж­но рас­по­ла­гать как в верх­ней части, так и на сте­нах на рав­ном уда­ле­нии друг от дру­га. Хоро­шим реше­ни­ем будет рас­по­ло­жить лам­пы вер­ти­каль­но по бокам. Сте­ны, окра­шен­ные в белый цвет улуч­шат рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние све­та. Для окра­ши­ва­ния луч­ше при­ме­нять порош­ко­вые него­рю­чие составы.

Нор­ма осве­щен­но­сти для покра­соч­ной каме­ры 1000–2000 люкс в каж­дой её зоне.

Филь­тра­ция

В покра­соч­ной каме­ре дол­жен очи­щать­ся как при­точ­ный, так и вытя­ги­ва­е­мый воз­дух. Для это­го исполь­зу­ют­ся филь­тра гру­бой и тон­кой очист­ки. Фильтр гру­бой очист­ки уста­нав­ли­ва­ет­ся сна­ру­жи для отде­ле­ния круп­ных частиц. Фильтр тон­кой очист­ки уста­нав­ли­ва­ет­ся на потол­ке покра­соч­ной каме­ры, на короб, с кото­ро­го посту­па­ет при­точ­ный воз­дух. Таким обра­зом, при­точ­ный воз­дух в поме­ще­ние пода­ет­ся по всей пло­ща­ди потол­ка через слой филь­тру­ю­ще­го мате­ри­а­ла, он рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но и его цир­ку­ля­ция в каме­ре прак­ти­че­ски исключается.

При устрой­стве двух­мо­тор­ной покра­соч­ной каме­ры вто­рой фильтр устра­и­ва­ет­ся под метал­ли­че­ским насти­лом или в самой систе­ме воз­ду­хо­во­да. Загряз­ня­ет­ся он на мно­го чаще, поэто­му доста­точ­но исполь­зо­вать филь­тру­ю­щий мате­ри­ал для гру­бой очист­ки. Наполь­ный фильтр очи­ща­ет вытя­ги­ва­е­мый воз­дух для защи­ты окру­жа­ю­щей сре­ды, а так­же не загряз­ня­ет­ся вытяж­ной вен­ти­ля­тор (в слу­чае его применения).

Круп­ные части­цы задер­жи­ва­ют­ся обыч­ной поли­про­пи­ле­но­вой сет­кой. Обу­стра­и­вая внут­рен­нюю тон­кую филь­тра­цию, неко­то­рые масте­ра дела­ют сво­и­ми рука­ми фильтр из фли­зе­ли­на, одна­ко он загряз­ня­ет­ся очень быст­ро, так что эко­но­мия в этом слу­чае весь­ма сомни­тель­на. Най­ти в про­да­же фир­мен­ные филь­тра не соста­вит тру­да, а уста­но­вив их в маляр­ную каме­ру, вы зна­чи­тель­но сокра­ти­те веро­ят­ность появ­ле­ния дефек­тов при покрас­ке, свя­зан­ных с мусор­но­стью окра­ши­ва­е­мой детали.

Подо­грев воздуха

Нагне­та­е­мый с ули­цы воз­дух в холод­ное вре­мя года быст­ро охла­жда­ет поме­ще­ние. Необ­хо­дим его подо­грев для того, что­бы в покра­соч­ной каме­ре оста­ва­лась рабо­чая тем­пе­ра­ту­ра. При обо­гре­ве вхо­дя­ще­го воз­душ­но­го пото­ка пря­мой кон­такт нагре­ва­ю­ще­го эле­мен­та, осо­бен­но откры­то­го пла­ме­ни, с пара­ми рас­тво­ри­те­лей крайне неже­ла­те­лен. По этой при­чине, а так­же доро­гой сто­и­мо­сти и слож­но­сти мон­та­жа про­фес­си­о­наль­но­го теп­ло­ге­не­ра­то­ра, исполь­зу­ет­ся теплообменник.

Ещё одна при­чи­на исполь­зо­вать систе­му пере­но­са теп­ла – доро­го­виз­на энер­гии. При любых кон­струк­ци­ях обо­гре­ва (горел­ки на раз­ных видах топ­ли­ва, ТЭНы) затра­ты на обо­грев ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­ны­ми, по этой при­чине при­ме­ня­ет­ся систе­ма реку­пе­ра­ции энер­гии – теп­ло­об­мен­ник меж­ду вытяж­кой и при­то­ком, что поз­во­ля­ет эко­но­мить до 40% энер­гии. Теп­ло пере­да­ёт­ся к при­точ­но­му воз­ду­ху от нагре­ва­те­ля и от вытяж­но­го потока.

Теп­ло­об­мен­ник изго­тав­ли­ва­ет­ся из тем­пе­ра­ту­ро­стой­кой нержа­ве­ю­щей ста­ли. Фор­ма теп­ло­об­мен­ни­ка зави­сит от кон­струк­тив­но­го испол­не­ния горелки.

Суще­ству­ет три основ­ных вида теп­ло­ге­не­ра­то­ров: с дизель­ным, элек­три­че­ским и газо­вым нагре­вом. Элек­три­че­ский теп­ло­ге­не­ра­тор исполь­зу­ет­ся ред­ко, так как име­ет уве­ли­чен­ную дли­тель­ность нагре­ва, и охла­жде­ния окра­соч­но-сушиль­ной каме­ры из-за дол­го­го вре­ме­ни нагре­ва­ния и осты­ва­ния теп­ло­эле­мен­тов. Так же дан­ные теп­ло­ге­не­ра­то­ры име­ют высо­кое энер­го­по­треб­ле­ние. Аль­тер­на­ти­вой элек­три­че­ско­му слу­жат дизель­ные и теп­ло­ге­не­ра­то­ры с газо­вой горел­кой, а так­же на отра­бо­тан­ном масле.

Систе­ма теп­ло­об­мен­ни­ка явля­ет­ся доста­точ­но слож­ной в реа­ли­за­ции. Неко­то­рые масте­ра исполь­зу­ют сосед­нее отап­ли­ва­е­мое поме­ще­ние для забо­ра при­точ­но­го в каме­ру воз­ду­ха (если есть такая воз­мож­ность). При этом так­же исполь­зу­ют­ся филь­тра для его очист­ки. Либо не исполь­зу­ют обо­грев вхо­дя­ще­го воз­ду­ха. В этом слу­чае, при покрас­ке несколь­ких эле­мен­тов или все­го кузо­ва авто­мо­би­ля исполь­зо­ва­ние покра­соч­ной каме­ры в холод­ное вре­мя года не полу­чит­ся исполь­зо­вать в пол­ном объёме.


Требования безопасности

Покра­соч­ная каме­ра – это место повы­шен­ной пожа­ро­опас­но­сти. Пары рас­тво­ри­те­ля, окра­соч­ная пыль явля­ют­ся лег­ко вос­пла­ме­ня­е­мы­ми отхо­да­ми. При пра­виль­но обо­ру­до­ван­ной при­точ­но-вытяж­ной систе­ме пары свое­вре­мен­но уда­ля­ют­ся из поме­ще­ния. Тем не менее, нуж­но учи­ты­вать ряд усло­вий, необ­хо­ди­мых для повы­ше­ния без­опас­но­сти при покрас­ке автомобилей.

  • - внут­рен­няя отдел­ка долж­на быть пожаробезопасной
  • - при утеп­ле­нии исполь­зо­вать стой­кий к вос­пла­ме­не­нию теп­ло­изо­ля­тор (мине­раль­ный материал)
  • - вен­ти­ля­то­ры вен­ти­ля­ци­он­ной систе­мы долж­ны быть уста­нов­ле­ны с наруж­ной сто­ро­ны камеры
  • - элек­три­че­ская аппа­ра­ту­ра, про­вод­ка уста­нав­ли­ва­ет­ся во взры­во­без­опас­ном испол­не­нии, все метал­ли­че­ские части каме­ры и вен­ти­ля­ци­он­ных труб заземляются
  • - выклю­ча­те­ли и рубиль­ни­ки долж­ны быть рас­по­ло­же­ны сна­ру­жи покра­соч­ной камеры
  • - ком­прес­со­ры уста­нав­ли­ва­ют­ся снаружи
  • - если теп­ло­вой гене­ра­тор воз­ду­ха рабо­та­ет с газо­вой или дизель­ной горел­кой, его рас­по­ла­га­ют изо­ли­ро­ван­но от цеха покраски
  • - обо­ру­до­вать систе­му пожаротушения
  • - уста­но­вить ава­рий­ный тер­мо­стат для пол­но­го отклю­че­ния от электросети
  • - выход из покра­соч­ной каме­ры дол­жен лег­ко откры­вать­ся нару­жу и не иметь задвижек
  • - для элек­тро­обо­ру­до­ва­ния каме­ры обя­за­тель­но выпол­не­ние защит­но­го заземления

В заклю­че­ние мож­но ска­зать, что если есть необ­хо­ди­мость в покра­соч­ной каме­ре, её вполне мож­но постро­ить сво­и­ми рука­ми или обо­ру­до­вать име­ю­щий­ся гараж. При этом Вы буде­те дос­ко­наль­но знать устрой­ство всей систе­мы кон­крет­ной маляр­ной каме­ры и буде­те знать, где какой узел обслу­жить, заме­нить или усовершенствовать.

Читайте также: